Свекровь в бане

СВЕКРОВЬ В БАНЕ

Много русских обычаев; многие из них уже преданы письменности. Но вот обычай, которого мне не встречалось не только читать, но даже видеть до сих пор. Это ? обычай водить свекровь в баню. Случай однажды привел меня быть посторонним зрителем свадебных процессий в с. Кондопоге, Петрозаводского уезда. Свадьба, обыкновенно, как везде водится, проведена обыкновенным порядком, т. е. как проводят ее почти во всех местностях Обонежского края; разве только различествует ? в свадебных песнях. Одне и теже сватины, одни и те же катанья невесты, и, особенно, непременные, действующие лица при всех почти свадьбах ? это колдуны или знахари или, как их здесь называют, клеветники, управляющие всеми действиями свадьбы, чтобы не допустить случиться во время оной чему нибудь неприятному.

Свадьба кончилась, но что-то как будто еще не все сделано, чего-то недостает; свадебные и посторонние лица чего-то еще ожидают. Что же это такое? Чего они ожидают? Чего они часто около жениховой избы группируются? А вот чего: они справляются ? о свекровиной бане, т. е. когда свекровь поведут в баню, а это бывает не тотчас после свадьбы, а часто чрез неделю и более. Вот уже, наверное, узнали, что в такое-то время будет свекровина баня; многие женщины села, а большею частию близкие, родные свекрови, приносят заранее в баню хвойных прутьев и веников, которые из них, смотря по обстоятельствам, и будут употреблять в дело. Наступит час ? молодая ведет свекровь свою в баню, а за нею толпы женщин идут с песнями. Здесь, как мне рассказывали, молодая моет свою свекровь, а лишь только начнет готовиться ее парить, как женщины, присутствующие в бане, поднимают хвойные прутья, намереваясь ими попарить счастливую свекровь; тогда молодая невестка, желая защитить свою новую мать от такой парки, начинает подчивать женщин кренделями или другим чем, и просит их, чтобы они преложили гнев свой на милость и попарили бы ее матушку новыми выпаренныма веничками. Когда свекровь выходит из бани, молодая подает ей рубашку, сарафан, чулки и башмаки, приготовленные ею заранее в подарок свекрови. Когда свекровь при помощи молодой оденется в новые подарки, тогда невестка, поклонившись в ноги свекрови, начинает просить присутствующих при этом женщин, чтобы они похвалили ее матушку, на что хор женщин отвечает дружно: "хороша». При этих криках, смешанных с песнями, молодая ведет под руку свою свекровь в дом, а женщины, потолковав еще около дому свекрови, тоже начинают расходиться по домам. Этим уже оканчивается свадьба в доме и все входит в обыденную колею бытовой жизни.

N. N.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Свекровь в бане
Автор(ы) статьи:N. N.
Источник статьи: Олонецкие губернские ведомости. 1872. № 1. С. 10.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru