ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ∆ертвоприношение по обещанию бычков и баранов »лье ѕророку » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

∆ертвоприношение по обещанию бычков и баранов »лье ѕророку

∆ертвоприношение по обещанию бычков и баранов »лье ѕророку

ƒревний народный обычай

ƒревний народный обычай ( орреспонденци€). ¬ ќлонецкой губернии по насто€щее врем€ уцелело немало старинных обычаев и обр€дов, особенно в глухих уголках этого обширного кра€. Ћетом прошлаго 1886 года мне случилось быть в  аргопольском уезде, в 120 верстах к востоку от  аргопол€, в так называемой ћоше(*). ѕод этим именем разумеетс€ 77 поселков, в них 630 дворов, расположившихс€ по берегам и отчасти на островах ћошинского озера, из котораго вытекает р. ћоша, правый приток р. ќнеги. ѕрибрежье ћошинского озера есть одна из самых плодородных местностей во всем ќлонецком крае: здешние жители не только обход€тс€ своим хлебом и вар€т из него по праздникам крепкие квасы, но кроме того сплавл€ют ежегодно вниз по ќнеге несколько тыс€ч пудов. Ѕлагодар€ своему относительному плодородию, ћошинский край очень рано был зан€т Ќовгородскими колонистами: уставна€ грамота —в€тослава ќльговича  н€з€ Ќовгородского 1137 года ( арамзин. »ст. √осуд. –осс. “. ≤≤ прим. 267) говорит о дани в два сорочка (белок), котора€ взималась "на волоце в ћошиї, в пользу св. —офии. —лова "на волоце в ћошиї позвол€ют сделать предположение, что чрез ћошу шел один из путей Ќовгородской колонизации в ƒвинскую землю (бассейн р. ћоши сближаетс€ с бассейном р. ¬аги, впадающей в ƒвину). ¬ ћоше в »льин день совершаетс€ обр€д, весьма напоминающий €зыческие жертвоприношени€. ¬ южной части ћошинского озера лежит остров, называемый »льинским; на нем селение с церковью »льи ѕророка. ¬ день храмоваго празника сюда собираютс€ кресть€не из всей ћоши. ќбыкновенно к празднику кресть€не жертвуют по обещанию бычков и баранов »лье ѕророку. Ќадо сказать, что у ќлонецких кресть€н »ль€ ѕророк наравне с св. ≈горием и ¬ласием, и даже более последних, считаетс€ покровителем скота; в отпусках, или заговорах, читаемых при первом выгоне скота в поле, находим места в таком роде: "ќ ѕресв€тый ÷арю √осподи! пошли, √осподи, св. ѕророка »лию на огненной колеснице, с громом и молниею, со стрелою с кременною, что изстрелила бы из моей паскотины вс€каго звер€ї (ќлон. √уб. ¬ед. 1872 г. є 52). ќдин из пожертвованных бычков закалываетс€, м€со его режетс€ на куски и варитс€ на открытом воздухе в большом котле. ¬ конце обедни, к молебну оно вноситс€ в ушатах в церковь и осв€щаетс€. ѕо осв€щении, ушаты с м€сом вынос€тс€ из церкви и весь народ с жадностью бросаетс€ на осв€щенное м€со; каждый хватает, что может; причем за один кусок иногда схватитс€ дес€ток рук. —амо собой разумеетс€, что осв€щЄнного м€са удаетс€ получить только более сильным, т. е. мужикам. ѕоэтому женщины и дети не принимают участи€ в этом хватании и довольствуютс€ тем, что дадут им мужики. “ака€ раздача признаетс€ более справедливой, а следовательно более угодной »лье ѕророку. "ѕробовали прежде раздавать честно, каждому по пор€дку, говорили мне кресть€не, да не прилюбилось это угоднику потому, что лучшие куски стали получать те, кто побогачеї. Ќе очень давно существовал обычай отрезывать кончик уха от убитого животного и класть за икону »льи ѕророка. “ак делалось лет дес€ть тому назад, до построени€ церкви на »льинском острове. –аньше там была часовн€, около которой совершалс€ тот же обр€д.  огда эта часовн€ сгорела, то вместе с тем в ней сгорело множество ушей, в числе которых, по словам стариков, было много оленьих. ќт стариков же € слышал предание, что в старину в этот день резали олен€, прибегавшего из лесу; в один год олень запоздал и зарезали быка; олень прибежал, но увидев зарезанного быка, повернул обратно в лес и с тех пор более не прибегал.

 ожа убитого животного и задн€€ нога поступают в пользу духовенства.

ѕосле съедени€ м€са, следует продажа с аукциона бычков и баранов, пожертвованных церкви, а затем устраиваетс€ на открытом воздухе мирской обед. я был поражен глубокой верой ћошинских кресть€н в силу этого обр€да, умилостивл€ющего по их мнению »лью ѕророка. ћожно сказать, что обычай не падает в тех местах, т. е. в восточной части ќлонецкой губернии, близ границ јрхангельской и ¬ологодской, но даже начинаетс€ там, где его раньше не было. ¬ 10 верстах к северу от ћошинского озера лежит 12 поселков, нос€щих общее название Ћим. ∆ители Ћима прежде ходили в »льин день на праздник в ћошу, но несколько лет тому назад сочли за лучшее устроить у себ€ при часовне »льи ѕророка такую же раздачу осв€щЄнного м€са. ќбычай есть м€со в »льин день при церквах, или часовн€х »льи ѕророка, довольно распространен среди православного населени€ ќлонецкой губернии (староверы же смотр€т на этот обычай, как на греховный) и поддерживаетс€ в сильной степени тем страхом, который испытывают кресть€не за свой скот, подвергающийс€ нападени€м медвед€.  роме ћоши обычай этот существует в  аргопольском уезде: в  анакше, в 20 верстах к юго-востоку от ћоши (ѕам€тн. книжки ќлон. губ. 1867 г.); в селе Ќименском, в 50 верстах к западу от ћоши (ќлон. ¬ед. 1872 г. є 73); в ¬ытегорском уезде ? в Ўильде, верстах в 150 к востоку от ¬ытегры (ќлон. ¬ед. 1873 г. є 64); в ѕетрозаводском уезде ? “аржеполе, верстах в 50 к юго-западу от ѕетрозаводска (ќлон. ¬ед. 1872 г. є 88). »звестно также о существовании этого обыча€ в ѕетрозаводском уезде в «аонежье. ¬ ѕедасельге, в 35 верстах к югу от ѕетрозаводска, обычай резать баранов в »льин день прекратилс€ лишь лет 15 тому назад под вли€нием <с>в€щенника. ѕо всей веро€тности этот обычай существует, или существовал и в других местност€х, но не обращал внимани€ исследователей. «атем можно указать на существование подобного обыча€ на границе ќлонецкой губернии, а именно у православного населени€ на острове ћанчин-—ари, или ћаницком, лежащем в северо-восточном углу Ћадожского озера (остров этот причисл€етс€ к ¬ыборгской губернии). —м. јндреева "Ћадожское озерої стр. 258.

ѕочти везде, где держитс€ этот обычай, существует и приведенное мною предание об олене, прибегавшем из лесу дл€ заклани€. ¬ этой легенде видно указание на более древнее врем€, когда действительно в жертву приносилс€ олень. ƒуховенству удалось во многих местах или совсем прекратить, или видоизменить этот обр€д, превратив его в обед, на котором в числе блюд фигурирует благословленное м€со. Ќаиболее крепко держитс€ этот обычай и притом в наиболее архаическом виде в восточной части  аргопольского уезда. ≈два ли можно сомневатьс€, что этот интересный обычай ведет свое начало из глубокой древности и есть ничто иное, как остаток древних пиршеств и жертвенных приношений, совершавшихс€ некогда в честь ѕеруна и ¬олоса.

ј. ¬оронов



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –усские народные обр€ды и обычаи
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    ќлонецкие губернские ведомости. 1887. є 95. —. 885 &#8210; 886.
ƒата написани€ статьи:   1887 г.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л2