ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ћ”∆— »≈ » ∆≈Ќ— »≈ ќ–ƒ≈Ќј » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ћ”∆— »≈ » ∆≈Ќ— »≈ ќ–ƒ≈Ќј

ќ ћ”∆— »’ » ∆≈Ќ— »’ ќ–ƒ≈Ќј’

REX LUPUS DEUS

¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха, аминь.

 рыцари военно-монашеских орденов (слева направо): ќрдена —в€того √роба (√роба √осподн€); госпитал€ —в€того »оанна »ерусалимского (госпитальеров, странноприимцев, гостеприимцев, иоаннитов), из которого впоследствии возник ћальтийский орден (орден ћальты); бедных спутников (рыцарей) ’риста и ’рама —оломонова (храмовников, тамплиеров); меченосцев —в€того »акова (св€того »акова и ћеча, —анть€го); мариан (ѕресв€той ƒевы ћарии “евтонской)¬оенно-монашеские (духовно-рыцарские) ќрдены возникли в ходе контрнаступательных военных операций, предприн€тых странами христианского (в основном - западнохристианского) мира в ответ на многовековую мусульманскую агрессию (сократившую, начина€ с середины VII в., размеры этого христианского мира более чем вполовину) и ставших впоследствии известными под названием " рестовых походов". »менно  рестовые походы, именуемые их участниками "паломничествами", это крупнейшее совместное предпри€тие стран «ападной (а поначалу - также ÷ентральной, ¬осточной и ёжной) ≈вропы, имевшее своей целью отнюдь не агрессию, а восстановление статус-кво, существовавшего перед началом исламской экспансии, €вились колыбелью большинства военно-монашеских ќрденов.

≈динственным исключением был ќрден госпитальеров-иоаннитов, основанный еще задолго до начала  рестовых походов, не позднее 20-х гг. XI в. (а отнюдь не в 1099 г., вопреки пышно отпразднованному современным папским ћальтийским ќрденом S.M.O.M /1/ €кобы "900-летнему юбилею" иоаннитов!), однако именно  рестовые походы оказали решающее воздействие на его превращение из странноприимного братства в военный ќрден. ќснованное в качестве благочестивого сообщества дл€ ухода за паломниками и больными, братство госпитальеров-иоаннитов превратилось именно в военный ќрден, главной задачей которого стала дливша€с€ на прот€жении столетий борьба против агрессивных мусульман, нападавших на христианские государства, образовавшиес€ в ходе  рестовых походов.

Ќа раннем этапе своей истории эти ќрдены €вл€лись скорее неформальными рыцарскими братствами, (подобными аналогичным рыцарским братствам —в€той «емли, членство в которых, да и само существование которых носило дл€ большинства входивших в них "братьев" скорее временный, чем посто€нный характер - братства —в€тых јндре€ и ѕетра в јкконе, братство граждан города ѕизы, общеиталь€нское братство —в€того ƒуха, английское братство —в€того Ёдуарда »споведника, јкконское странноприимное братство —в€того »оанна и —в€того ‘омы и др.; из учрежденного в —в€той «емле братства —в€того апостола »акова впоследствии возник одноименный духовно-рыцарский ќрден) оборон€вшими небольшие пограничные крепости, или, точнее, укрепленные пограничные заставы, обозначавшиес€ арабским словом "рибат".

Ќо довольно скоро братства стали приобретать все больше черт насто€щих военно-монашеских ќрденов, живших по достаточно строгим и об€зательным дл€ всех своих членов ѕравилам (—татутам, ”ставам).

«десь нам представл€етс€ уместным указать на следующее обсто€тельство. —лово "ќрден" (по-латыни: ордо, ordo) означает в переводе на русский €зык буквально "пор€док", "сословие", "строй" или "чин". “ак, например, выражение "все чин-чином" означает: "все в (надлежащем) пор€дке". —разу бросаетс€ в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова "ќрден"-"ордо" (от которого происход€т аналогичные слова других индоевропейских €зыков - английское "ордер", немецкое "ќрднунг", Ordnung, французское "ордр", ordre, италь€нское "ордине", ordine, испанское "орден", orden, португальское "ордем", ordem, и т.д.) тюркско-монгольскому слову "орда" (или "орта"; так, например, отр€д в войске турецких €нычар называлс€ "орта"), исконное значение которого - "ставка правител€ (военачальника)", "военный стан", "военный лагерь" или "боевой пор€док (строй)". Ёто одно из древнейших слов, веро€тно, позаимствованных в незапам€тные времена кочевыми племенами - предками тюркских и монгольских племен - у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по ¬еликой —тепи ("јриана ¬эжа", "јрь€нам ¬айджа", "јрийский ѕростор"), нар€ду, например, со столь же древним словом "богатырь"-"батор"-"баатар"-"багадур" (происход€щим от древнего арийского слова "баг(а)" - "Ѕог"); "богатырь" - человек, одаренный Ѕогом силой, отвагой и доблестью; "богатый", "богач" - человек, одаренный Ѕогом большим имуществом и другими благами. ¬прочем, довольно об этом...

–ыцари-монахи (а если говорить обо всех членах ќрденов, то воины-монахи) этих орденских братств обладали, с точки зрени€ эффективности борьбы с мусульманами, целым р€дом преимуществ перед светскими рыцар€ми и светскими воинами-крестоносцами.

¬о-первых, они посто€нно проживали в своих крепост€х-монастыр€х, возведенных на тех территори€х, границы которых они были об€заны охран€ть.

¬о-вторых, они приносили, нар€ду с обетом послушани€, одинкаово важным как дл€ монаха, так и дл€ воина, также обеты бедности и безбрачи€, поэтому, не име€ необходимости заботитьс€ о собственном имуществе, семье и дет€х (которых не имели), могли всецело посв€тить себ€ (нар€ду с молитвами) военному делу.

¬-третьих (что немаловажно), воины-монахи, в силу самого своего казарменно-монастырского аскетического образа жизни и воспитани€, отличались особенно пылкой верой (в наш атеистический век ее называли бы, конечно, "христианским религиозным фанатизмом"!), были идеально подготовлены к борьбе с мусульманами (магометанами, именуемыми на территории —в€той «емли "сарацинами", а на территории »берийского полуострова - "маврами")) с точки зрени€ "духовной", или "политико-идеологической".

¬прочем, говор€ об "аскетическом" образе жизни, ассоциирующемс€ в наших сегодн€шних представлени€х с образом схимника или монаха-затворника, истощенного посто€нным постом и молитвами, мы не должны забывать об исконном значении слова "аскеза", означающего по-гречески "военна€ подготовка" или "воинские упражнени€". » здесь мы вплотную приближаемс€ к разгадке таинственного и даже абсурдного (на первый взгл€д!) феномена военно-монашеских ќрденов.

„то общего может быть, на первый взгл€д, у монаха, чье дело - молитьс€ за весь грешный мир, с воином, €вл€ющимс€, казалось бы, убийцей (то есть, заведомым грешником) "по определению", или, так сказать, "по профессии"?

ћежду тем, молитвенное делание, по слову св€того апостола ѕавла, приравниваетс€ к воинскому. » это далеко не случайно. »бо церковь апостольска€ всегда была и остаетс€ церковью воинствующей. » по единодушному мнению ќтцов церкви все христиане - как мол€щиес€, так и ратоборствующие против неверных с мечом в руках, относились к одному и тому же типу "воинствующего человека".

¬иднейший из древних ќтцов «ападной ÷еркви Ц блаженный (у римских католиков Ц —в€той) јвгустин, епископ √иппонский (»ппонский) - еще в V в. п. –.’. сформулировал принцип взаимодополн€емости: с одной стороны - те, кто в тишине молитвы духовным оружием поста и молитвы боретс€ с невидимыми бесами (духами зла, "аггелами сатаны"); с другой - те, кто железным оружием на поле брани защищает мол€щегос€ от "видимых бесов" - иноверцев и еретиков.

» тех, и других блаженный јвгустин считал защитниками ’ристианского мира от врагов видимых и невидимых. ’арактерным в данной св€зи представл€етс€ дошедшее до наших дней послание блаженного јвгустина некоему ¬онифатию (Ѕонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемус€ в необходимости и возможности дл€ человека, исповедующего веру в ’риста,  оторый есть Ћюбовь, воевать с другими людьми, хот€ бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:

"»так, другие (св€щенники и монахи - ¬.ј.), вознос€ молитвы, сражаютс€ с невидимым противником. ¬ы же (воины - ¬.ј.), те, за кого они мол€тс€, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров".

ћы видим, что нар€ду со сравнением, уравнивающим "бесов" и "варваров" (врагов ’ристианской –имской империи) и демонизирующим противников ’ристовой ¬еры, блаженный јвгустин утверждал, что война и ратный труд столь же св€щенны, сколь и молитва, а молитва - военное действие.

ѕравоту сказанного вполне подтверждают и анналы церковной истории, из которых €вствует существовани€ еще со времен св€щенной христианской древности тесного военно-духовного союза между "чином стратилатским (воинским)" и "чином иерейским (св€тительским)" (употребл€€ терминологию цар€ »оанна √розного, используемую им в переписке с кн€зем јндреем  урбским).

 онечно, времена теперь иные. » если ранн€€ церковь считала себ€ воинством ’ристовым (лат.: militia Christi), народом Ѕожиим, поголовно мобилизованным на "брань (борьбу) с врагами видимыми и невидимыми", то многие современные христиане предпочитают определ€ть себ€ и свою веру в "терапевтических" терминах, видеть себ€ не воином, призванным на многотрудную службу, а пациентом в госпитале или лазарете.

–азумеетс€, ни одна арми€ не обходитс€ без походного госпитал€ или лазарета (доказательством чему служит существование военно-монашеских ќрденов госпитальеров и лазаритов, чьи рыцари неустанно наносили раны неверным и врачевали раны христиан; да и “евтонский ќрден ѕриснодевы ћарии тоже возник в качестве госпитальерского братства), но никакой госпиталь или лазарет не может подменить собой всю армию, первейша€ задача которой, все-таки - не исцеление больных и раненых, а битва с врагом и победа над ним. ѕоэтому все истинные христиане, души которых гор€т небесной приверженностью ко ’ристу, всегда осознавали себ€ наход€щимис€ не в церкви-"лазарете" (пребывание в котором могло быть лишь временным, пока не зарубцуютс€ раны, нанесенные демоном, грехом или плотью), а в церкви-боевом стане, в церкви любви и войны.

»менно воодушевленные этим духом ревности о √осподе ’ристе воинские контингенты военно-монашеских ќрденов составили кост€к профессиональных армий королевств, графств и кн€жеств, основанных крестоносцами в —ирии и ѕалестине (—в€той «емле, или «емле ¬оплощени€), ѕруссии и Ћивонии, а также испанских королевств ( астилии, Ћеона, јрагона, ћайорки и Ќаварры) и ѕортугалии.

¬ истории существовал единственный прецедент учреждени€ чисто женского военно-духовного ќрдена. –ечь идет об ќрдене “опора (ќрдене Ѕоевого “опора, ќрдене “опорика, исп.: ќrden de la Hacha), учрежденном в 1149 году в  аталонии –аймундом Ѕеренгарием (Ѕеранжером), графом Ѕарселоны, и названным в честь доблестных женщин-воительниц, заставивших мавров сн€ть осаду города “ортосы (“ортозы).

ƒо 1148 года “ортоза была мавританской крепостью, контролировавшей морскую торговлю, или, точнее говор€, сильно ей мешавшей. ћешавшей настолько, что “ортозу вз€ло, наконец, штурмом объединенное войско английских и французских крестоносцев-мир€н, а также членов военно-монашеского ќрдена тамплиеров из јнглии, ‘ранции и »спании, собранное изначально дл€ участи€ во ¬тором  рестовом походе.

ќбъединенным христианским войском командовал упом€нутый выше граф –аймунд (–амон) Ѕеренгарий (Ѕеранжер) IV Ѕарселонский.

ќднако после вз€ти€ “ортозы христиане столкнулись с целым р€дом трудностей. ѕоскольку ¬торой  рестовый поход окончилс€ неудачей, в стане крестоносцев начались внутренние распри, поиски виновных в поражении, чем не преминули воспользоватьс€ мавры.

¬ 1149 году сарацины атаковали крепость и город “ортозу. ќтражать их натиск пришлось местным женщинам, поскольку все мужчины были зан€ты осадой другой мусульманской крепости - Ћериды. — Ѕожьей помощью, женщины “ортозы успешно отразили натиск не какого-то разбойничьего мавританского отр€да, а регул€рных мусульманских войск. и не просто сбрасыва€ маврам на головы камни со стен (чем дотоле обычно ограничивалось участие женщин в обороне осажденных замков, городов и крепостей), но сража€сь с сарацинами на стенах в мужских доспехах и с мужским оружием в руках.  огда к “ортозе подоспело войско графа –аймунда Ѕеренгари€, осада уже была сн€та женскими руками, и графу Ѕарселонскому осталось только отблагодарить женщин “ортозы за доблесть, про€вленную ими при защите родного города. √раф учредил специально дл€ женщин-воительниц рыцарский ќрден, который был назван им ќрденом “опора в честь боевого топора - главного оружи€, которым доблестные тортозские воительницы рубились с осаждавшим город сарацинами. «амужним женщинам были даны одинаковые рыцарские права с их мужь€ми, незамужним Ц с их отцами и брать€ми. Ёмблемой нового - женского! - рыцарского ќрдена стало изображение красного топора (которое орденские дамы носили на налатнике-тунике).

ќб этом уникальном событии до сих пор было написано удивительно мало, поэтому многие до сих пор ничего не знают о женщинах-рыцар€х (кавалерственных дамах). ¬оительниц, состо€вших в ќрдене “опора, именовали "кавальерами" (Cavalleras), "всадницами" (Equitissae) и "милитиссами" (Militissae), то есть "воительницами". ƒл€ них было учреждено особое орденское облачение (Habitus), напоминавша€ облачение монашеского ќрдена капуцинов. "¬оительницы" были освобождены от налогов, получили право участвовать в тех же собрани€х, что и мужчины, сидеть выше их, и передавать рыцарский титул по женской линии. »звестно, что в 1472 году, при осаде бургундцами города Ѕове, их приступ был отбит защитниками и защитницами осажденного города под командованием ∆анны јше, состо€вшей в ќрдене “опора. Ќе сохранилось никаких документальных свидетельств об официальном роспуске этого женского рыцарского ќрдена. ¬еро€тно, ќрден “опора прекратил свое существование со смертью последней женщины-рыцар€.

ќднако рыцари женского пола состо€ли и в других военных ќрденах - к примеру, в италь€нском рыцарском ќрдене —в€той ћарии (не путать с упоминавшимс€ выше “евтонским ќрденом —в€той ƒевы ћарии), имевшем также несколько других наименований: ќрден Ѕлагословенной ƒевы ћарии, ќрден —в€той ћарии Ѕашенной, ќрден рыцарей ћатери Ѕожией. Ётот италь€нский ќрден, основанный Ћодериго дТ јндало

в 1233 году в Ѕолонье, тоже был военным, но не чисто женским. ќднако, несмотр€ на то, что он €вл€лс€ религиозным (клерикальным, монашеским) ќрденом, в его р€ды принимали как мужчин, так и женщин. ”став ќрдена —в€той ћарии, одобренный папским престолом, содержал в себе следующие положени€:

"„ленам ќрдена дозвол€етс€ носить оружие дл€ защиты католической веры и религиозной свободы;

»м надлежит делать это только по призыву римской церкви;

ƒл€ подавлени€ гражданских волнений им надлежит использовать только оружие, предназначенное дл€ защиты, и только по разрешению епископа".

∆енщины, состо€вшие в ќрдене —в€той ћарии, носили (подобно кавалерственным дамам, состо€вшим в ќрдене “опора) звание "милитисс" (militissaе), то есть "воительниц". ќдной из задач ќрдена было прекращение столкновений между представител€ми политических партий гвельфов и гибеллинов, в чем ќрден, однако, добилс€ лишь весьма скромных успехов, и был распущен в 1558 году.

∆енщин принимали и в ќрден ћеченосцев —в€того »акова (—анть€го), действовавший на территории »берийского полуострова. ѕервоначально ќрден —анть€го представл€л собой братство мир€н, ведущих монашеский образ жизни и сражающихс€ с оружием в руках, защища€ церковь и слабых.  ороль ‘ердинанд II Ћеонский (1157-1188) в 1170 году передал братству крепость  асерес. ѕредводителем рыцарей  асереса - магистром (местре) - был дон ѕедро ‘ернандес, достигший в 1171 году с архиепископом —анть€го де  омпостела договоренности, согласно которой рыцари  асереса официально получили покровительство —в€того »акова (небесного заступника »спании), получив известность как "»аковлево ¬оинство", или "»аковлево –ыцарство" ("Milicie Iacobitane"). ¬ 1173 году папа римский јлександр III прин€л рыцарей —анть€го и их владени€ под свое покровительство. —пуст€ два года папа одобрил их устав и своей буллой "Ѕлагословен Ѕог" ("Benedictus Deus") официально признал рыцарское братство в качестве военно-монашеского ќрдена римско-католической церкви. ¬ братстве —анть€го состо€ли не только светские рыцари (как женатые, так и холостые), но и бывшие жены прежде женатых рыцарей, прекративших с брачные отношени€ со своими законными супругами после своего вступление в ќрден (и, соответственно, прин€ти€ обета целомудри€), жившее согласно общему уставу, подобному уставу монашеского ќрдена —в€того јвгустина. —огласно пересмотренному уставу ќрдена ћеченосцев —в€того »акова (1175), составленному кардиналом јльберто де ћора (монахом-августинцем, избранным впоследствии папой римским под именем √ригори€ VIII), мирские брать€Црыцари принимали при вступлении в ќрден —анть€го три евангельских (монашеских) обета: послушани€, нест€жани€ (бедности) и целомудри€ (безбрачи€). ќбет целомудри€ соблюдалс€ в соответствии с положением рыцар€ Ц то есть, рыцари, которые были уже женаты, должны были жить целомудренно в браке со своими законными женами (то есть не иметь с ними половых сношений). ’олостые рыцари должны были оставатьс€ непорочными. ¬последствии были созданы целые подразделени€ ќрдена —анть€го, состо€вшие из женщин, и с женщинами во главе. Ётих подразделений к концу XIII века было шесть: —анта Ёуфеми€ де  озуэлос (в северной  астилии), —ан —пириту де —аламанка, —антуш-о-¬еллу в ѕортугалии, ƒестриана (близ јсторги), —ан ѕедро де ла ѕиедро (в Ћериде) и —ан ¬инсенте де ’ункерес.

ќрден —анть€го был учрежден дл€ защиты паломников в мощам —в€того јпостола »акова в  омпостелу. „лены ќрдена были об€заны не только отражать нападени€ мавров, нападавших на паломников, сопровождаемых меченосцами —в€того »акова к мощам апостола —анть€го, но и сражатьс€ с мусульманами повсюду и везде, как в составе войск христианских государей, так и самосто€тельно. ѕомимо этих чисто военных аспектов своего орденского служени€, члены ќрдена —анть€го были об€заны заботитьс€ об устройстве ночлега охран€емых ими паломников. ∆енщины, состо€вшие в ќрдене —анть€го, могли дослужитьс€ до чина "комендантки", "коменданши" или "командорши" - "коммендадоры" (commendadora).

∆енское подразделение (в —ан ‘елисес де лос Ѕарриос) имелось и в составе духовно-рыцарского ќрдене  алатравы (—альватьерры). Ётот иберийский военно-монашеский ќрден, учрежденный в 1157 году и воевавший с испанскими маврами на стороне христианских королей  астилии и јрагона, начина€ с 1219 года стал принимать в свои р€ды и женщин. ¬оенна€ необходимость в существовании ќрдена  алатравы отпала еще в 1492 году, после вз€ти€ объединенной армией  астилии и јрагона последнего мусульманского анклава на территории »берийского полуострова - √ранады -, но расформирован этот ќрден был только в 1838 году.

¬ јнглии женские подразделени€ существовали и в составе ќрдена госпитальеров (странноприимцев-иоаннитов). ∆енщин-рыцарей там называли "сестрами-страннопримницами" или "сестрами-госпитальерсками" (soeurs hospitali;res), в отличие от их мужчин-коллег, именуемых "брать€ми-св€щенниками" (fr;res prеtres). »х конвент (крепость-монастырь) в Ѕакленде просуществовал до 1540 года, после был закрыт вместе с остальными монастыр€ми римско-католической церкви, по приказу корол€ √енриха VIII “юдора, разорвавшего отношени€ с папским престолом и учредившим в своем королевстве собственную, англиканскую церковь.

ќрден госпитальеров имел женские конвенты также в испанском королевстве јрагон (—игена, —ан —альвадор де »сот, √рисен, јлькайре) и во ‘ранции (Ѕолье, ћартель и ‘ье).

∆енщины состо€ли и в “евтонском ќрдене —в€той ƒевы ћарии, полностью принима€ как стиль орденской жизни, так и и орденскую дисциплину. ¬ начальный период женщины - члены “евтонского ќрдена - выполн€ли об€занности лечебного и обслуживающего персонала (как и в насто€щее врем€), но в 1190 году в “евтонском ќрдене по€вились и военные женские подразделени€. ¬прочем, они просуществовали недолго.

”ставы большинства духовно=рыцарских ќрденов были суровы к женщинам.

—ледует также заметить, что специально дл€ женщин аристократического происхождени€ в ≈вропе был учрежден целый р€д рыцарских ќрденов.

ќдин из них был основан в 1441 году во ‘ландрии  атариной ( атрин) ¬о - веро€тно, придворной дамой герцогини Ѕургундской. „ерез дес€ть лет »забелла (»сабель), ≈лизавета (Ёлизабет) и ћари€ (ћари) из аристократического рода ’орнов основали несколько монастырей, где женщины, после трех лет послушничества, посв€щались рыцарем-мужчиной в рыцари прикосновением меча и с обычными в таких случа€х словами посв€щени€. ќб этом упоминаетс€ в "√лоссарии" ƒюканжа - следовательно, эти женские духовно-рыцарские ќрдены существовали еще в XVII веке. ¬ своем "√лоссарии" ƒюканж писал, что обычай посв€щать женщин в рыцари прикосновением меча практиковалс€ в его врем€ в брабантском монастыре —в€той √ертруды. ќднако об этих женских рыцарских ќрденах, их цел€х и задачах известно ничтожно мало.

¬ период 1358-1488 гг. 68 женщин было прин€то, в качестве кавалерственных дам, в британский рыцарский (хот€ и не духовный) ќрден ѕодв€зки. ¬ их числе были не только все консорты (супруги прав€щих монархов), все женщины королевской крови и все жены рыцарей ќрдена ѕодв€зки, но и другие представительницы знатных родов. ѕоскольку эмблема ќрдена и упоминание о членстве в нем непременно помещались на надгроби€х всех его членов, известны практически все кавалерственные дамы (женщины-рыцари) этого ќрдена. Ќеобходимо подчеркнуть, посв€щение женщин в рыцари в те годы не было чисто церемониальным актом (как сегодн€), но всегда предполагало серьезную всестороннюю подготовку (в том числе и военную).

≈стественно, возникает вопрос, почему сегодн€ мы так мало знаем о военной подготовке женщин в —редние ¬ека, о женщинах-рыцар€х и вообще о женщинах-воительницах той героической эпохи. ¬озможно, средневековые хронисты не упоминали об этом как о чем-то само собой разумеющемс€, €вл€ющимс€ не чем-то удивительным и экстраординарным, а повсеместно распространенной, общей практикой, и потому не заслуживающим особого упоминани€. ¬ конце концов, мы, даже если абстрагироватьс€ от почти забытого ныне женского воинского ќрдена Ѕоевого “опора, имеем €ркий пример ∆анны дТјрк. Ќельз€ же быть столь простодушным, чтобы верить в наивную легенду, согласно которой проста€ девушка-пастушка надела рыцарские доспехи, вскочила на рыцарского кон€, вз€ла в руки рыцарское оружие и повела за собой целое рыцарское войско многодневными переходами просто так, безо надлежащей подготовки...

«десь конец и √осподу нашему слава!

ѕ–»ћ≈„јЌ»≈

/1/ Sovereign Military Order of Malta (—уверенный ¬оенный мальтийский ќрден, —уверенный ¬оенный ќрден ћальты).

Ќа иллюстрации, помещенной в заголовке насто€щей военно-исторической миниатюры, изображены рыцари военно-монашеских орденов (слева направо): ќрдена —в€того √роба (√роба √осподн€); госпитал€ —в€того »оанна »ерусалимского (госпитальеров, странноприимцев, гостеприимцев, иоаннитов), из которого впоследствии возник ћальтийский орден (орден ћальты); бедных спутников (рыцарей) ’риста и ’рама —оломонова (храмовников, тамплиеров); меченосцев —в€того »акова (св€того »акова и ћеча, —анть€го); мариан (ѕресв€той ƒевы ћарии “евтонской).



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов ¬оенно-монашеские ордена
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
RobbyTall6 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 1 —З–∞—Б –љ–∞–Ј–∞–і
Nolan1120211791 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
SoniaCatalan231 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
CarenShenton651 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
Alyssa57V331 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
MairaMcIlrath8 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
JulianneKirwin3 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
NoreenBrabyn855 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 8 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
AltaHumble –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 8 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
JudithKenney265 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 12 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
MellissaKinross –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 13 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
Arnoldo1151 –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 13 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
Randygob –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 16 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і