Ярослав I Владимирович, Мудрый, Великий князь

Ярослав I Владимирович, Мудрый, в крещении Георгий, Великий князь Киевский, сын Владимира Святого и Рогнеды(978-1054 г.).

Карточка почтовая. Великий князь Ярослав Мудрый (1015-1054). Билибин Иван Яковлевич (Автор оригинала), Не ранее 1926 г., Франция, г. Париж. Бумага, печать, 14,1 х 9,2 см. ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"князь Ярослав (по Ипатьевской летописи 1-й четв. XV в. - «великыи премудрый»), шестой сын Великого князя Владимира Святославича и его первой (или второй) жены Рогнеды († в 1000), дочери полоцкого князя Рогволода (убит в 978, а по летописи, в 980).

По порядку престолонаследия - седьмой великий князь.

Родился предположительно в 978 г.; от рождения хромой.

В 989 г. его отец принимает крещение и крестит своих сыновей; Ярослав получает в крещении имя Георгий в честь вмч. Георгия Победоносца († в 303 г.; память 23 апреля, 3 и 26 ноября). Тогда же принимает пострижение его мать Рогнеда (с именем Анастасия). По преданию, именно крещение исцеляет Ярослава от недуга и дает ему возможность ходить.

При разделении областей Владимиром между его сыновьями, Ярослав I Владимирович тотчас же после крещения (988 г.), как один из старших Владимировичей, получил на княжение Ростов, а затем, по смерти старшего брата Вышеслава, помимо Святополка, бывшего старше его, переведен был в Великий Новгород (по Татищеву, по нелетописным данным в 1010 году).

Вокняжение Ярополка Владимировича в Киеве после смерти Мстислава Владимировича Великого.
"В лето 6640 ... и седе по нем Ярополк брат его, княжа, кияне бо послаша по нь".

Вокняжение Ярополка Владимировича в Киеве после смерти Мстислава Владимировича Великого.

Радзивиловская летопись.
Посаженный в 1014 г. в Новгороде, Ярослав I Владимирович отказался посылать в Киев обычную дань в размере 2000 гривен, как делали до него все посадники новгородские. Весьма вероятно, что он хотел отложиться от Киева и сделаться самостоятельным государем обширной новгородской области. Его поддерживали в этом намерении стремления самих новгородцев отложиться от Киева и надежда на помощь варягов. Обстоятельства благоприятствовали ему: внимание и силы киевской Руси были отвлекаемы к южным пределам почти постоянной борьбой с печенегами. 

Отец воспринимает это как открытый мятеж и объявляет о своем намерении идти войной на Великий Новгород для усмирения мятежного сына,. В свою очередь, Ярослав приводит из-за моря варягов, «бояся отца своего». Болезнь, а затем смерть Владимира 15 июля 1015 г. предотвращают войну между отцом и сыном. 

Пришельцы стали бесчинствовать в Новгороде и обижать новгородцев, "насилие творяху новгородцам и женам их». Тогда новгородцы сговорились и перебили много варягов (по летописи на дворе какого-то Поромони или Парамона).

Ярослав I Владимирович, чтобы отомстить за это, зазвал хитростью к себе в Раком (близ Новгорода, за Юрьевым монастырем) зачинщиков заговора и приказал вероломно перебить их.

 В ту же ночь от сестры Предславы он получает известие о смерти отца, вокняжении в Киеве Святополка Ярополковича и убийстве им брата Бориса (24 июля).

Святополк, старшей сын, нелюбимый Владимиром первый узнал о смерти отца. Ему удалось склонить на свою сторону киевлян и сделаться князем Киевским. Опасаясь притязаний других братьев, он, при помощи подкупленных убийц, умертвил 3-х из них — Бориса, Глеба и Святослава. 

В ту же ночь, по словам летописи, пришло ему известие из Киева от сестры Предславы о смерти отца и убийстве братьев. 

Ярослав I Владимирович тотчас же собрал новгородцев на вече и, выразив сожаление о своем поступке, мирится с ними и просил помочь ему. 

Получает от них согласие биться за него со Святополком. Письменным выражением этого соглашения становится «Русская правда» - краткий судебник, в котором определяются правовые отношения между новгородцами и варягами. Выразив согласие, они не ошиблись в расчетах, так как впоследствии он, обязанный им своим успехом, дал льготную грамоту, освободившую их от непосредственной власти Киева и возвратившую новгородцам с землею древнюю их самобытность. В противном случае, им грозила власть Святополка, нелюбимого народом, а кроме того их всегда тяготила зависимость от Киева.

Тогда же Ярослав посылает известие своему брату Глебу о готовящемся на него покушении, несмотря на это 5 сентября Глеб становится новой жертвой Святополка Окаянного.

В конце того же или начале следующего (1016) года, собрав большую рать из тысячи варягов и 3-х тысяч новгородцев, среди последних особенно отличалась дружина двух витязей норвежских Эймунда и Рагнара. Ярослав идет на Святополка, оставив в Великом Новгороде посадника Константина Добрынина († после 1034?).

Войско Святополка состояло из киевлян и привлеченных печенегов. 

Враги встретились под г. Любичем и, по летописному сказанию, долго (около 3-х месяцев), разделенные, стояли на разных берегах Днепра, не решаясь вступить в бой. Воевода Святополка насмешками раздражил новгородцев. Ярослав получает от своего осведомителя известие о том, что Святополк бражничает с дружиной.

По совету одного дружинника Святополкова, перешедшего на сторону Ярослав I Владимирович, новгородцы неожиданно переправились на другой берег и ночью ударили на киевлян. Святополк не ожидал нападения и был застигнут врасплох, причем печенеги не могли помочь ему, так как стояли за озером; войско его было разбито, и много киевлян погибло, спасаясь бегством по тонкому льду через озеро; сам же Святополк бежал в Польшу к тестю своему Болеславу I Храброму (из Пястов; † 17 июля 1025), причем его супруга попадает в плен к Ярославу.

В начале 1016 (или 1017) г. Ярослав вступает в Киев и занимает отцовский престол и "седе на столе отьни и дедни», после того как пробыл на севере 28 лет. Новгородцы были щедро оделены и отпущены. Между тем Болеслав Польский, воспользовавшись семейными раздорами русских князей, в целях поддержать зятя своего Святополка, подговорил печенегов напасть на Киев; произошла под самым городом жестокая сеча, окончившаяся поражением и изгнанием печенегов. Тогда, руководимый чувством мести, Ярослав I Владимирович подступил к польским границам, заключает союз в 1017 г. с германским императором Генрихом II (из Саксонской династии; † 13 июля 1024) против Святополка и Болеслава Храброго. В том же году идет к г. Берестью (Брест), где, по некоторым данным, закрепился Святополк. Тогда же наносит поражение подступившим к Киеву печенегам. Но поход русского князя окончился неудачной осадой Бреста, как равно не удался и поход императора против Болеслава: император заключил с последним мир, а чтобы избавиться от опасного соседа и обратить его деятельность на восток, сам посоветовал Болеславу вооружиться против Ярослава I Владимировича. И действительно, летом 1018 г. Болеслав выступил в поход с войском, усиленным немцами, венграми и печенегами; 22 июля он достиг берегов Буга, отделявшего польские владения от русских. Ярослав I Владимирович ждал на другом берегу. Здесь повторилась та же история, что и в битве с Святополком. Болеслав, раздраженный насмешками воевод Ярослава I Владимировича, 22 июля напал на него, разбил и принудил к бегству, всего с четырьмя мужами, в Новгород. 

Медаль памятная. Портретная серия (9). Великий князь Ярослав I Владимирович (Мудрый) Российская империя. Екатерина II Алексеевна. Романовы. Вторая половина XVIII в. Медь, чеканка, В - 39 мм. ГБУК "Национальный музей Республики Татарстан"Ярослав намереваясь далее «бежати за море», однако новгородский посадник Константин Добрынин препятствует ему, а новгородцы «расокоша» его ладьи. Желая продолжить войну с Болеславом и Святополком, новгородцы собирают деньги и нанимают большое войско.

Тогда Болеслав с Святополком почти беспрепятственно вступили 14 августа в Киев. Сделавшись полновластным распорядителем в Киеве, Болеслав часть своей дружины отправил в Польшу, а часть разделил по другим городам. 

Болеслав посылает в Великий Новгород митрополита. Иоанна I († до 1039) с предложением обменять свою дочь, находящуюся в плену, на родственников Ярослава. Рассказ «Хроники (892-1018)» мерзебургского епископа Титмара († 1 декабря 1018) уточняет состав этих родственников: «Там же находились мачеха названного короля (последняя жена отца Ярослава, его вдова; точное происхождение ее неизвестно), его жена (Анна) и 9 сестер, из которых одну (Предслава), уже давно им желанную, старый развратник Болеслав, забыв о своей супруге (Оде, дочери мейсенского маркграфа Эккихарда I, † 30 апреля 1002 г.), незаконно увел с собой». князь отказывается от этого предложения. Тогда же он отправляет посольство в Швецию к шведскому конунгу Олаву Шётконунгу († в 1022) с предложением создания военного союза.

Киевляне были недовольны господством Болеслава, а поведение поляков возмущало их; повсюду начались избиения их, так как разобщенные они не могли помогать друг другу. Святополк не препятствовал этому и даже, по некоторым летописным известиям, сам побуждал к тому киевлян, наскучив и тяготясь господством своего тестя. Произошла ссора, Болеслав бежал из Киева, захватив с собой много имущества и сестер и бояр Ярослава I Владимировича, за одну из которых, Предславу, он раньше сватался, но получил отказ и теперь взял в наложницы.

По дороге он взял за себя также Червенские города, добытые при Владимире.

Новгородцы, обложившие себя данью, собрали многочисленное войско и в начале 1019 г. двинулись на Киев. 

Узнав о его приближении, Святополк бежит из Киева к печенегам, а Ярослав вновь занимает киевский стол.

Святополк был разбит Ярославом I Владимировичем и бежал к печенегам, так как на помощь киевлян он не рассчитывал. 

В том же году Святополк вместе с большой печенежской ратью идет на Русь. В решающей битве на р. Альте (месте гибели Бориса; правый приток Трубежа) Ярослав одерживает полную победу. Его противник бежит к Берестью и вскоре, по дороге гибнет.

Ярослав I Владимирович вновь занял киевский стол (в 1019 году) и, по словам летописца, Ярослав «седе Кыевъ, утеръ пота с дружиною своею, показавъ победу и трудъ великъ».

В том же году Ярослав женится второй раз. Его супругой становится юная Ингигерд (по сагам - Ingiger?; в крещении Ирина), дочь Олава Шётконунга. Согласно тексту рукописи Королевской библиотеки г. Копенгагена «Гнилая кожа» (Morkinskinna; датируется ок. 1275), «конунг Ярицлейв правил Гардарики (древнескандинавское обозначение Руси) и княгиня Ингигерд, дочь конунга Олава Свенского. Она была мудрее всех женщин и хороша собой. Конунг так сильно любил ее, что почти ничего не мог сделать против ее воли». По известию составителя свода саг «Круг земной» Снорри Стурлусона († в 1241), князь в качестве свадебного подарка дарит своей молодой жене г. Ладогу (по сагам Aldeigjuborg - «крепость Ладогу»), которая переходит под управление родственнику Ингигерд, ярлу Рогнвальду.

Предположительно тогда же князь начинает собирать сведения о месте погребения своего брата Глеба и, найдя его, переносит мощи брата со Смядыни (река или урочище близ Смоленска) в Вышгород, где был похоронен другой брат Борис.

В 1020 г. рождается сын Ярослава Владимир. По некоторым данным, в том же году умирает его первенец (от первого брака) Илья.

Из сыновей Владимира, кроме Ярослава I Владимировича, в живых были только Мстислав и Судислав и племянник в Полоцке Брячислав. Ярослав I Владимирович был старший и киевский стол принадлежать ему по праву; но все князья, как члены одного рода, имели право на равное распределение волостей, отсюда и должны были возникнуть войны Ярослава I Владимировичем с родичами. 

Первым, открывшим войну, был племянник князь Брячислав Изяславич Полоцкий, который в 1021 году, в отсутствие Ярослава I Владимировича, напал на Новгород ограбил его, взял в плен многих новгородцев и ушел к Полоцку. Ярослав I Владимирович, узнав об этом, выступил поспешно из Киева, на седьмой день погони, настигает его и в Псковской земле, при р. Судоме (пр. Шелони, впадает в оз. Ильмень), отбил новгородских пленников и отнял награбленное; но потом помирился с ним, заключив с ним мир, уступив ему во владение гг. Витебск и Усвят. 

В этой войне с Ярославом I Владимировичем Брячиславу помогали Эймунд и Рагнар (прежде служившие Ярославу I Владимировичу), которым, по нормандским известиям, удалось захватить в плен жену Ярослава I Владимировича и тем содействовать заключению мира между князьями; вернее, однако, предположить, что Ярослав I Владимирович видел необходимость прибавить что-нибудь Брячиславу к его волости, так как иначе Новгород никогда не был бы безопасен от его набегов. 

В 1022 г. Ярослав идет к Берестью.

В 1023 г. войну с Ярославом начинает его брат, Тмутороканский князь Мстислав.

Едва окончив войну с Брячиславом, Ярослав I Владимирович должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским; этот князь, сильный и храбрый, поднялся на Ярослава I Владимировича с подчиненными ему косогами и призвал на помощь хозар, чтобы искать волостей после умерших братьев. 

Ярослав ушел в Великий Новгород и здесь в 1024 г. узнает о том, что Мстислав с хазарской и касожской дружинами подступил к Киеву. Киевляне, однако, не принимают его, и Мстислав отступает в Чернигов. В том же (1024) году Ярослав идет в Суздаль, где подавляет «мятежь великъ» волхвов.

Тогда, же готовясь к войне с Мстиславом, Ярослав «посла за море по варягы», среди которых народное предание сохранило память о храбром Якуне (см.). К нему приходит варяжский кн. Якун (Хакон) с дружиной. 

Осенью того же года (1024 г) Великий князь выступает к Чернигову, однако у г. Листвена терпит сокрушительно поражение от Мстислава, как пишет летописец: "и бысть, говорит летописец, сеча сильна; яко посветяше молонья, блещашеться оружье, и бе гроза велика, и сеча сильна и страшна». и бежит в Великий Новгород. В том же году у него рождается сын Изяслав.

Мстислав победил.

Князь Ярослав Мудрый. Турлыгин Яков Прокопьевич. г. Москва, начало XX в. Белила, картон, карандаш, 23х24 см. ГБУК Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим"Он не стал более воевать с Ярославом I Владимировичем и предложил ему оставаться в Киеве, как старшему, а себе потребовал восточный берег Днепра, «Сяди в своемь Кыевъ, ты еси стареишеи братъ, а мне буди си сторона».. Но Ярослав I Владимирович не пришел в Киев на этот зов и держал там посадников. Только в следующем 1025 году, собравши большое войско, пришел он к Киеву и заключил мир, в 1026 г. в г. Городце-Левобережном, с Мстиславом у Городца; братья поделили русскую землю по Днепру, как хотел Мстислав — он взял восточную сторону, с главным столом в Чернигов, а Ярослав I Владимирович — западную с Киевом, «и разделиста по Днепръ Русьскую землю; Ярославъ прия сю сторону, а Мьстиславъ ону, и начаста жити мирно», и начали жить мирно, в братолюбстве, как говорит летописец, "перестали усобицы и мятеж, и была тишина великая в земле». 

В 1027 г. у Ярослава рождается сын Святослав.

Еще при жизни Болеслава, в 1022 г. Ярослав, вместе с Брячиславом Полоцким, ходил осаждать Брест. По смерти Болеслава (в 1025 г.) ему наследовал сын Мечислав II, неспособный удержать приобретения Болеслава. Воспользовавшись этим, Ярослав в 1030 году предпринял поход в Польшу и взял Бельз (в северо-восточной Галиции при реке Солони, впадающей в Буг).

В том же году идет на чудь и, одержав победу, строит в 40 вер. к западу от Чудского озера г. Юрьев, получивший имя в честь небесного покровителя Ярослава вмч. Георгия Победоносца. В том же году он устраивает училище в Великом Новгороде и, «собра от старосты и поповын детен 300 учити книгамъ». В том же году у него рождается четвертый сын от княгини. Ингигерд - Всеволод.

В следующем 1031 году оба князя, Ярослав и Мстислав, собрав много войска, выступили в Польшу, взяли обратно Червенские города, привели много пленных поляков и разделили их между собой.

В 1031 г. в союзе с братом Мстиславом Ярослав вступает в Польшу, занимает Червенские города и присоединяет их к Русскому государству. Во время похода князья «повоеваста Лядьскую землю» и возвращаются на Русь с большим полоном. Свою часть пленных Ярослав расселяет по р. Рось (правый приток Днепра), где в 1032 г. начинает строить новые города-крепости.

В 1036 году умер Мстислав на охоте. Так как после него не осталось детей (единственный сын его, Евстафий, умер еще ранее, именно в 1032 году), то его удел достался Ярославу, и с тех пор киевский князь остался до смерти единым властителем русской земли, по летописи «самовластець Русьстьи земли», за исключением Полоцка, где княжили потомки Изяслава. Правда, у Ярослав был еще в живых брат, Судислав, находившийся в Пскове, но Ярослав, по какому-то оговору, тотчас после смерти Мстислава, засадил его в тюрьму в Пскове, где тот и сидел до самой смерти Ярослава.

В том же году он идет в Великий Новгород и сажает здесь на княжение своего сына Владимира, а епископом новгородским поставляется Лука Жидята († 15 октября 1059). Этим же годом датируется грамота, в которой определяется размер новгородской дани. В том же году у Ярослава рождается сын Вячеслав.

В том же году, находясь в Великом Новгороде, Ярослав получает известие о нашествии печенегов на Киев. Во главе большого войска из новгородцев и варягов он идет к Киеву и у городских стен одерживает полную победу над печенегами, положившую конец их вторжениям на Русь. В том же году Ярослав сажает «в порук» своего брата Судислава, княжившего во Пскове.

В 1036 году печенеги, по древнейшим летописным известиям, большой толпой подступили к Киеву. Ярослав был в это время в Новгороде. Узнав о нападении печенегов, он собрал много войска — варягов, новгородцев, и напал на печенегов. После жестокой сечи, к вечеру, ему удалось победить печенегов. Их погибло очень много в бою и перетонуло в реках во время бегства. После этого имя печенегов хотя и не исчезает совершенно в летописи, но их набеги на Русь прекращаются.

В 1037 г. Ярослав значительно расширяет территорию Киева и закладывает «городъ великын» с Золотыми воротами и надвратным храмом Благовещения Пресвятой Богородицы; эта часть Киева впоследствии получает название «город Ярослава». Тогда же начинает строительство соборной церкви Святой Софии, а также монастырей Св. Георгия и Св. Ирины (освещены 26 ноября). «При семь нача вера хрестьяньска плодитис и раширяти, - отмечает летописец, - и черноризьци почаша множитися и манастыреве починаху быти».

В 1038 г. Ярослав совершает поход на ятвягов, с целью для отражения неприятельских набегов. В следующем году заключает союз с Польским князем Казимиром I Восстановителем (из Пястов; † 28 ноября 1058) и скрепляет его браком Казимира со своей сестрой Добронегой-Марией. Тогда же кн. Казимир возвращает на Русь 800 человек, взятых в плен еще Болеславом I.

Предположительно в том же году (по другим данным, брак был приурочен к венгерским событиям 1045) Ярослав выдает свою дочь Анастасию замуж за венгерского принца Андрея (из Арпадов; † в 1061).

Осенью 1040 г. направляет свое посольство в Тюрингию к германскому королю Генриху III (из Франконской династии; † 5 октября 1056). В 1040-1041 гг. совершает удачные походы на литовцев и на мазовшан.

Наступивший внутренний мир дал возможность Ярославу укрепить и расширить границы русской земли. К княжению его относятся первые положительные известия о столкновениях русских с финскими племенами: под 1032 годом есть известие, что какой-то Улеб (вероятно, Ульф, сын Рагенвальда) ходил на Железные Ворота, но как видно, поход был неудачен, так как из дружины Улеба мало возвратилось народу (относительно местности, называемой Железными Воротами, высказаны были разные мнения, но наиболее вероятно то, которое считает ею Уральская горы, именно Зырянский край).

В 1042 году Владимир, сын Ярослава, посаженный отцом в Новгороде, ходил на Ямь, чудское племя в нынешней Финляндии, победил это племя, но в дороге потерял от мора почти всех коней. Ранее еще, именно в 1030 г. сам Ярослав утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера: он обложил жителей данью и построил город Юрьев. 

В 1041 году Ярослав ходил на мазовшан. Важнее были отношения его к Польше. 

Ярослав поселил пленников по берегам реки Роси. Червенские же города были окончательно укреплены за Русью замужеством сестры Ярослава, Марии, дочери Владимира от Анны, с польским королем Казимиром. Казимир возвратил в виде вена также восемьсот русских пленников, захваченных некогда Болеславом (в то время очень дорожили людьми, по скудости рук, необходимых для обработки полей и для защиты края). В благодарность за это Ярослав оказал поддержку Казимиру в борьбе его с Моиславом за Мазовию. Еще в 1041 году, вслед за походом против Литвы, Ярослав предпринял поход в Мазовию на лодках; быть может, уже тогда был заключен союз с Казимиром, а может быть также, что этот поход в Мазовию был предпринят вследствие союза Моислава с литовцами, врагами Ярослава, и союз с Казимиром был следствием войны с Моиславом.

В 1043 году упоминается о двукратном походе Ярослава в Мазовию.

В начале 1043 г. посылает новое посольство в г. Гослар к Генриху III с богатыми дарами и с предложением руки одной из своих дочерей. Однако предложение о династическом союзе не находит поддержки.

В 1044 г. Ярослав выдает свою дочь Елизавету за норвежского короля Харальда III Сурового (убит 25 сентября 1066 г.). 

Сам Ярослав был женат на Ингигерде, дочери короля шведского Олафа. Исландские саги об этом браке приводят известие, что Ингигерда долго не соглашалась идти за русского князя, ставя различные условия: так она потребовала, чтобы в вено за нее ей был дан город Альдейгаборг (Ладога) с принадлежащею к нему областью; затем потребовала себе в спутники родственника своего рыцаря Рагенвальда, которому был отдан во владение Альдейгаборг. Рагенвальд долго держал этот город, платя дань Ярославу. Во время Ярослава многие иностранные государи искали при дворе княжеском пристанища во время волнений в собственных государствах. Так, при дворе Ярослава жил некоторое время король норвежский Олаф Святой, ревность которого к христианству возбудила против него много проследований, и он был изгнан из своих владений королем датским Канутом. Сын его, Магнус Добрый, воспитывался при дворе Я Ярослава. Младший брать Олафа Святого, Гаральд Смелый, также искал убежища при киевском дворе: здесь он сватался за дочь Ярослава, Елизавету, но, получив отказ, отправился в Грецию, долго воевал на Средиземном море и у берегов Африки, и только после возвращения из своего полного подвигов путешествия получил ее руку. Он воспел ее в своей саге.

Ко времени Ярослава относится последняя война с Грецией (Византией). Греческая торговля была чрезвычайно важна для Руси, была одним из источников обогащения народа и княжеской казны, поэтому всякое осложнение в этом отношении было крайне невыгодно. Поводом к этой войне послужило убийство в ссоре греками в 1043 г. русского купца, в Константинополе (Царьграде), что резко ухудшило отношение Руси с Византией.

Той же весной Ярослав посылает войско во главе с сыном Владимиром и воеводами Вышатой и Иваном Творимиричем против греков. Русские суда подходят к Константинополю, однако терпят поражение, во-первых, вследствие бури на море, а во-вторых, из-за применения византийцами т.н. «греческого огня». На обратном пути сухопутная русская рать частично истреблена греками, а частично захвачена в плен (в том числе в плен попадает и воевода Вышата). Буря разбила русские суда и выбросила на берег много русских воинов, которые, вместе с их воеводою Вышатою, были окружены греками и взяты в плен, причем им были выколоты глаза. Владимир был счастливее: ему удалось окружить греческие корабли, разбить их и удачно возвратиться на Русь, в Киев.

В 1044 году Ярослав совершил странный обряд: он велел выкопать из земли и крестить в Десятинной церкви кости языческих князей, братьев своего отца, Олега и Ярополка, а потом похоронил их в церкви Пресвятой Богородицы (Десятинную); по свидетельству поздних источников, этот обряд совершают три архимандрита, прибывшие к Ярославу из Византии.

Через 3 года, в 1046 г., был заключен мир с греками, слепые пленники (воевода Вышата с дружиной) были отпущены на Русь, и мир был закреплен женитьбой сына Ярослава, Всеволода, на греческой царевне, дочери императора Константина IX Мономаха († 11 января 1055).

Это был уже не первый случай родства Ярослава с иноземными государями его времени.

Предположительно в 1045 г. Ярослав оказывает военную помощь своему зятю венгерскому принцу Андрею и помогает ему утвердиться на венгерском троне. Венгерские принцы, Андрей и Леванта, сыновья Ладислава Плешивого и какой-то безыменной русской княжны, жили долго па Руси, и здесь Андрей узнал о своем избрании на престол Венгрии. Он был женат на дочери Ярослава, Анастасии.

Третья дочь Ярослава, Анна, была замужем за французским королем Генрихом I и в новом отечестве присоединилась к римско-католической церкви, тогда еще только что отпавшей от союза с восточной. Два английских принца, Эдвин и Эдуард, сыновья английского короля Эдмунда, изгнанные Канутом, искали безопасности при русском дворе.

Сыновья Ярослава, вероятно Вячеслав и Святослава, были женаты на немецких княжнах. Старший сын, Владимир, был женат на какой-то северной принцессе, которую тамошние летописцы считают дочерью английского короля Гаральда.

К Ярославу на службу приходили многие рыцари как например Якун, сын шведского короля Олафа, помогавший Ярославу в битве с Мстиславом. Внешние сношения Ярослава завершились борьбой с печенегами, последнею в русской истории.

Известность и значение Ярослава в русской истории определяется, впрочем, не столько внешними его отношениями и завоеваниями, давшими ему возможность укрепить русскую землю, сколько заботами о внутреннем устройстве страны. В этом отношении важны распоряжения его в Новгороде.

Сам Ярослав, княжа здесь, отказался платить дань в Киев; став князем киевским, он не мог установить снова этот платеж, тем более, что новгородцы оказали ему существенные услуги. Он дал им льготную грамоту, на которую впоследствии они часто ссылались в спорах с князьями. Вместо себя Ярослав поставил в Новгороде сначала сына Илью, а потом, по смерти его, другого сына Владимира, по смерти же последнего — Изяслава. В связи с этими распоряжениями находится известие о заключении и смерти Константина, сына Добрыни. Ярослав рассердился на него и заточил сначала в Ростов, а затем на третий год велел убить его в Муроме. Быть может, Константин, как дядя Великого князя, как сын Добрыни, хотел большего для себя.

В заботах о внутреннем благоустроении Руси, Ярослав старался населять пустынные страны, строил города — на Волге город Ярославль (названный языческим именем князя), в земле Чудской — Юрьев; он огородил острожками южную границу Руси, в 1031 г. поселил пленных поляков на реке Роси, а в следующем году начал строить здесь города.

В 1047 году Ярослав опять отправился войной на Моислава и разбил его. 

В 1047 г. оказывает помощь другому своему зятю, польскому князю Казимиру I. Идет на мазовшан и побеждает их князя Моислава. Моислав был убит, а Мазовия подчинилась Казимиру. Союз с Польшей был скреплен еще браком Изяслава, сына Ярослава, с сестрой Казимира.

В 1048 г. в Киев прибывает французское посольство с предложением заключить династический союз между правителями двух стран. Ярослав отправляет свою дочь Анну во Францию, и там в 1049 г. (по другим данным, в 1051) происходит ее бракосочетание с французским королем Генрихом I (из Капетингов; † 4 августа 1060).

10 (по другим данным, 14) февраля 1050 г. умирает жена Ярослава, княгиня Ирина (Ингигерд).

Ярослав сам был просвещенным человеком, по тому времени, и любил читать особенно священные книги. Он ревностно заботился о распространении и развитии христианства на Руси и деятельно боролся с остатками язычества. Так, в 1024 году он сам ездил усмирять бунт в Суздале, возникший по случаю голода. Волхвы убедили народ, что старые женщины скрывают в себе жито народ волновался, и несколько женщин было убито. Ярослав казнил волхвов, их единомышленников засадил в тюрьмы и поучал народ, что голод так же, как и другие общественный бедствия, является карой Божией за грехи. Усилению христианства при Ярославе много способствовало развитие грамотности в его время. Еще при Владимире греческое духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства считало грамотность, учете книгам. Ярослав сам читал книги, поэтому он глубоко понимал значение просвещения и ревностно заботился о развитии грамотности на Руси. Он собрал много писцов, которые переписывали книги и переводили новые с греческого языка на славянский. Книги Ярослав складывал при храме Св. Софии в Киеве, чтобы возможно большее количество народа могло ими пользоваться. Он покровительствовал монахам и заботился о монастырях, так как монастыри в его время были средоточием книжной учености и просвещения. Им были построены монастыри: Св. Ирины (в честь христианского имени его жены) и Св. Георгия (в честь своего ангела), а также и церковь Св. Софии на том месте, как говорить, где была самая жестокая сеча с печенегами. Храм Св. Софии был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками по образцу такого же храма в Византии. Несмотря на последующие перестройки и переделки, храм этот до сих пор служить образцом византийского зодчества того времени. У нас это единственное здание XI века, сохранившееся сравнительно в целости. Кроме того, Ярослав построил так называемые Золотые Ворота (остатки которых сохранились до сих пор) с церковью Благовещенья над ними. По его желанию, сын его Владимир возвел в Новгороде в 1045 году церковь Св. Софии по образцу киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главною святынею Новгорода.

При церквах Ярослав ставил священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей и чаще совершать церковный службы "веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто к церквам». В Новгороде Ярослав сделал то же, что некогда Владимир в Киеве: велел собрать у старост и священников детей и учить их грамоте. По некоторым известиям, "люди из Греции» учили детей и по другим городам; так известно, что Феодосий Печерский, живший в Курске, еще ребенком выучился читать. Ярослав заботился также о внутреннем церковном благоустройстве. При нем из Греции были вызваны певцы для устроения церковного пения.

Развитие христианства потребовало увеличения епископских кафедр, что, в свою очередь, повело к установлению одной главной кафедры над всеми, или митрополии. Первоначально митрополиты наши были греки или греческие ставленники. В 1051 г. собор русских епископов, исполняя волю Ярослава, поставляет в киевские митрополиты «русина» Илариона, бывшего пресвитера церкви Св. Апостолов в княжеском с. Берестове (под Киевом). Это поставление, осуществленное в обход и в нарушение прерогативы константинопольского патриарха, безусловно было следствием конфликта 1043 г., а также идеологической борьбы за независимость Руси от Византии. Ко времени святительства Илариона (последние годы жизни Ярослава) относятся освящение церкви Св. Георгия в Киеве (непереходящее празднование 26 ноября) и принятие Ярославом Устава о церковных судах.

4 октября 1052 г. в Великом Новгороде умирает старший сын Ярослава Владимир.

В 1053 г. (или в начале 1054) у сына Ярослава Всеволода и «цесарицъ грькынъ» рождается сын Владимир Мономах. Ярослав сам дает крестильное имя внуку - Василий, в память о своем отце Владимире (Василии) Святославиче.

Ярослав, как видно, имел намерение освятить в глазах народа свой княжеский род, и с этой целью вскоре после своего утверждения в Киеве перенес тело брата Глеба в Вышгород и положил рядом с телом Бориса; с этих пор они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили, что тела их нетленны и у гроба их совершаются исцеления.

Ярославу приписывали издание первого писаного устава гражданского, известного под названием "Русской Правды». Новейшие исследователи считают, однако, "Русскую Правду» частным сборником, составленным сначала в краткой редакции в конце X в. или в начале XI и впоследствии постепенно дополненным и переработанным. Источником "Правды» служили обычное право, княжеские уставы, судебный решения и отчасти писаные уставы других народов. Толстой, в своей истории церкви упоминает о церковных уставах, данных Ярославым, при митрополите Иларионе. незадолго до своей кончины; в этих уставах суд церковный точнее отделяется от суда княжеского.

Незадолго до смерти Ярослав составляет «рядъ» (завещание), в котором разделяет Русскую землю между своими сыновьями. Киев и старейшинство над братьями получает старший, Изяслав; остальным отец дает города и уделы и завещает им жить «в любви межю собою».

Вскоре князь заболевает и «в суботу первой недели поста (в данном случае 19 февраля)» 1054 г. умирает в Вышгороде, в Киеве на руках любимого сына своего Всеволода, прожив 76 лет.

Ярослав погребен сыном Всеволодом в церкви Св. Софии в мраморной гробнице, Киевском Софийском соборе уцелевшей до сих пор. Саркофаг кн. Ярослава видел в конце апреля - начале мая 1594 г. австрийский дипломат Эрик Лассота († в 1616), упомянув об этом в своих путевых заметках: «Затем в одном из притворов покоится, в прекрасной гробнице из белого алебастра, сын Владимира, князь Ярослав, вместе с женою; гробница высотою почти в рост человека и сохранилась неповрежденною почти в первоначальном своем виде».

Летописец дает такую характеристику князю Ярославу: «бяше хромоногъ (эту хромоту князя связывают с наличием «блуждающего патологического гена» по всему генеалогическому древу Рюриковичей, «подаренного» им еще Рогнедой), но умомъ свершенъ, и храборъ на рати, и крестьянъ [любя и] чтяше самъ книгы».

По словам летописца, Ярослав оставил своим сыновьям завещание следующего содержания: "Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами, Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же смирно, слушаясь друг друга; свой стол — Киев — поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо отца».

Изяславу же особенно поручил: "если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». По смерти Ярослава осталось пять сыновой, которые распределили между собой волости так: Изяслав сел в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле, Вячеслав — в Смоленске и Игорь — во Владимире-Волынском.

Русская Православная Церковь первоначально почитала Великого князя Ярослава местно; канонизация состоялась в 1831 г. включением его в Собор Волынских святых, память - 10 октября.

князь Ярослав Владимирович был женат два раза:

1) неизвестная по происхождению; упоминается в 1018 г., предположительно в иночестве носила имя Анна и погребена в Великом Новгороде, в Софийском соборе. В 1439 г. новгородский архиепископ Евфимий II († 11 марта 1458) покрывает позолотой ее гроб и устанавливает ежегодное поминовение ей 4 октября; осенью 1652 г. упоминается, что митрополит новгородский и великолуцкий Макарий II († 14 ноября 1663) перенес ее мощи из Корсунской паперти (западный притвор) в восточную арку Мартириевской паперти и положил их «въ новой же рац?». Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых, память 4 октября и 10 октября; первенец князя Ярослава Илья ее сын;

2) с 1019 г. Ингигерд (в крещении - Ирина), дочь шведского конунга Олава Шётконунга († в 1022); умерла 10 (по другим данным, 14) февраля 1050 г., погребена в Киеве, в Софийском соборе. Была матерью всех остальных детей князя: Владимира, Изяслава, Елизаветы, Анастасии, Святослава, Всеволода, Анны, Вячеслава, дочери (см. групповой портрет семейства Ярослава Мудрого) и Игоря (умер в Смоленске в 1060).


Название статьи:Ярослав I Владимирович, Мудрый, Великий князь
Автор(ы) статьи:М. З.
Источник статьи: Русский библиографический словарь. 1913. т. 25; Донской Л.В., Рюриковичи: Исторический словарь. М.: НН ИД "Русская панорама", 2008. XXX + 834 с., табл., ил.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" (изд. 4-е, Спб., 1896 г.). — Соловьев. "История России с древнейших времен", кн. I, стр. 187,191,192,196-212, 252-253, 277-278,287.— А. В. Экземплярский, "Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238—1505 г.", т. I, стр. 3, 30, 301, 302, 806-309, 333, 391; т. II, стр. 11,12, 13, 01, 152, 379, 381, 560, 610, 611.— Погодин, "Древняя русская история до монгольского ига" (М., 1872 г.), т. I.—Его-же, "Обозрение древней русской истории" ("Заря", 1871 г., № 1, стр. 259—281).— Полевой, "Русская история" (4-о изд., 1901 г.), стр. 20-21, — Ключевский, "Краткое пособие по русской истории", стр. 31—32.— Карамзин, "История государства Российского", т. II, гл. 1, стр. 4—10; гл. 2, стр. 10—26 и примеч. ко II тому, 8—66. — Полное Собрание Русских Летописей, том I, стр. 52, 61—70; том II, стр. 261—268; том III, стр. 1—2, 208—212; т. IV, стр. 176; том V, стр. 124—139; т. VII. стр. 313, 317, 324-333; т. IX, стр. 69, 74-81, 8385.—Гр. М. Толстой, "Рассказы из истории русской церкви" (изд. 7-е. Москва, 1901 г.), кн. I, гл. 2, стр. 11—21.—"Русская земля от Ярослава до Татарского погрома" ("Досуг и Дело", 1876 г., вып. 3-й, стр. 1—15).—"Великий князь Ярослав Мудрый" ("Друг Народа", 1867 г., № 6, стр. 187—193).—"Ярослав I Владимирович", ст. Н--а ("Грамотей", 1871 г., №4, стр. 1—16).—"Русское царство от Рюрика до Петра Великого, историч. очерки и рассказы", М., 1870, стр. 11,13—14.— Иловайский, "История России", ч. I, М., 1880 г., стр. 86. — "История Русская с древнейших времен до смутного времени" (Москва, 1898 г., вып. I, отд. IV, стр. 421—526).— Калачов, "Текст Русской Правды". (Спб. 1889).—Отто Н. и Куприянов И., "Биографические очерки лиц, изображенных на памятниках тысячелетия России, воздвигнутом в г. Новгороде 1862 г." (Новг., 1862 г.).— Львов, Павел, "Великий князь Ярослав I на берегах Волги. Повествование о построении города Ярославля, взятое из истории" (М., 1820 г.).—"Записки Имп. Акад. Наук", 1876, т. 28, стр. 166—164 (записка А. Куника о годах смерти Вел. кн. Ярослава Владимировича).—"Рассказ из русской истории. Вел. кн. Ярослав I" (М., 1856).—"Дочери Ярослава Великого"("Детский Сад",1869, №№ 7, 8).—"О заслугах Вел. кн. Ярослава I для русской церкви" ("Вятские Епархиальные Ведомости", 1866, № 15).— Владимирский-Буданов, "Хрестоматия по истории русского права", вып. I, стр. 41, 222.—"Труды Москов. Археологического Общества", т. I.—"Всемирная Иллюстрация", 1871 г., т. 6, № 152, стр. 347. ("Гробница Ярослава I в Софийском соборе в Киеве"). Андреев, "Эпохи и деятели всеобщей и русской истории", стр. 42, — Волконский, "Очерки русской истории и русской литературы (Спб., 1896 г., стр. 59-62)$ Граффито с записью о смерти Ярослава Мудрого - Высоцкий. № 8; Жалованная грамота царя и в. кн. Ивана Васильевича о днях поминовения государевых родителей и прародителей (1556) // Макарий (Миролюбов). Описание. С. 82; Книга глаголемая. № 4; Краткий летописец новгородских владык (989— 1673) // НЛ. С. 159-160 (7171); Летописец Новгородский. С. 272 (6947); Новгородский хронограф XVII в. // Тихомиров. Летописание. С. 293; НПЛ. С. 159 (6496), 161 (6497), 172-175 (6523-6524), 182 (6562), 15, 180 (6525-6528), 470 (б. г.), 473 (б. г.); Проложные сказания о свв. мучениках Борисе и Глебе. С. 98-103, 107, 111; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 117-121 (6496), 130-131 (6522-6523), 135-156 (6523-6559), 161-162 (6562), 240 (6604); Т. 2. Стб. 101-106 (6496), 122-144 (6523-6559), 149-150 (6562); Т. 4. Ч. 1. С. 108 (6525), 111 (6529); Т. 6. Вып. 1. Стб. 105 (6496), 129 (6525), 132-133 (6527), 173-177 (6529-6542), 181-182 (6562); Т. 15. Стб. 113 (6496-6497), 146 (6538); Серебряные монеты «Ярославле съребро» - Сотникова. № 222; Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // БЛДР. Т. 1. С. 50-51; Сказание о свв. мучениках Борисе и Глебе. С. 28, 39, 41, 44—48, 52-55; Устав князя Ярослава о церковных судах // ДКУ. С. 85-139; Чтение о свв. мучениках Борисе и Глебе. С. 14, 17-20; Adam Bremensis. Lib. III. Cap. 13. Schol. 63. P. 340; Ägrip af Nóregs konunga sggum (1190-1200) / Ed. F. Jónsson // ANSB. 1929. H. 18. Kap. 25. BI. 27; Annalista Saxo. P. 684; Eymundar saga. BI. 217; Fagrskinna. Kap. 27. BI. 157; Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici // Catalogue general des manuscrits des bibliotheques de France: Departements. P., 1904. T. 38. # 15; Heimskringla. В. XXVII. Kap. 93. Bl. 147-148; Islandske annaler indtill 1578 / Ütg. av G. Storm. Christiania, 1888. S. 106, 468; Lamperti Hersfeldensis. P. 153 (1043); Morkinskinna / Finnur Jonsson // STUGNL. B. LIII. P. 1; Saxo Grammaticus. Lib. X. Cap. XVI. § 1. P. 288; Stryjkowski. T. I. S. 153-167; Lassota von Steblau. S. 203; Thietmari Merseburgensis. Lib. VIII. Cap. 32-33. P. 530-532.
Источник изображений:ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"; Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим"; ГБУК "Национальный музей Республики Татарстан"
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Алексеев. Англосаксонская параллель; Барсуков. Источники; Бибиков М.В. Византийские источники // ДРВСЗИ. С. 69-168; Высоцкий С.А. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988. С. 120-134; Герасимов М.М. Опыт реконструкции физического облика Ярослава Мудрого // КСИИМК. Вып. 7. С. 72- 76; Гинзбург В.В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд // КСИИМК. Вып. 7. С. 46-66; Глазырина Г.В. Свадебный дар Ярослава Мудрого шведской принцессе * *1678 Иг Ингигерд (к вопросу о достоверности сообщения Снорри Стурлусона о передаче Альдейгьюборга / Старой Ладоги скандинавам) // ДГ 1991. С. 240-244; Голубинский. Канонизация; Джаксон. Связи; Дригалкін В.І. До біографіі князя Ярослава Мудрого // Украі'нський Історичний Журнал. Киі'в, 1970. № 2. С. 93-96; Евгений (Болховитинов). Описание; Ильин; Исаевич; Карамзин. Т. 2-3; Каргер М.К. Портреты Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии // УЗ ЛГУ. СИН. № 160. Вып. 20. С. 175-178; Карпов. Ярослав; Костомаров; Куник А.А. Известны ли нам год и день смерти великого князя Ярослава Владимировича. СПб., 1896; Лазарев В.Н. Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской. Групповой портрет семейства Ярослава // ВВ. Т. 15. С. 148-169; Ломоносов. История; Макарий (Булгаков). Кн. II. Т. 1-3; Макарий (Миролюбов). Описание; Мальгин; Мюллер; Назаренко А.В. Анна // ПЭ. Т. II. С. 452—453; Назаренко А.В. Западноевропейские источники // ДРВСЗИ. С. 259—406; Назаренко. Древняя Русь; Назаренко. Немецкие источники; Назаренко. О династических связях; Пашуто. Политика; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993; Пчелов; Рапов; Рохлин Д.Г. Итоги анатомического и рентгенологического изучения скелета Ярослава Мудрого // КСИИМК. Вып. 7. С. 49-56; Рыбаков Б.А. Запись о смерти Ярослава Мудрого // СА. 1959. № 4. С. 245-249; Рыдзевс- кая Е.А. Ярослав Мудрый в древнесеверной литературе // КСИИМК. Вып. 7. С. 66-72; Рыдзевская. Древняя Русь; Сергий (Спасский); Соболевский А.И. В каком году крестился св. Владимир? // ЖМНП. 1888. № 6. С. 396-403; Соловьев. Кн. 1, 5; Татищев. Т. 2; Творогов О.В. Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый) // ЭСПИ. Т. 5. С. 287-289; Хмыров. Государи; Хорошев; Цыб; Шахматов. Разыскания; Янин. Некрополь; Янин, Литаврин. Новые материалы; Baumgarten. Х-ХШ; Baumgarten N.A. Le dernier mariage de St. Vladimir // OChrA. T. 18. Pt. 2. P. 165-168; Baumgarten. St. Vladimir; Braun F. Das historische Russland im nordischen Schrifttum des X-XIV Jahrhunderts // Festschrift Eugen Mogk zum 70. Geburtstag. Hai., 1924. S. 150-196; Cross S.H. Yaroslav the Wise in Norse Tradition // Speculum. Cambridge, Mass. 1929. Vol. 4. P. 177-197; Donskoi; Ewers J. Studien zur gründlichen Kenntniss der Vorzeit Russland. Dorpat, 1830; Hellmann M. Die Heiratspolitik Jaroslavs des Weisen // FzOG. Bd. 8. S. 7-25; Poppe. Der Kampf; Poppe A. Panstwo i kosciol na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968; Stender- Petersen A. Jaroslav und die Varinger // Stender-Petersen A. Varangica Aarhus, 1953. S. 115-138; Thoma G. Namensanderungen in Herrscherfamilien des mittelalterlichen Europa // Munchener historische Studien. Abteilung mittelalterliche Geschichte. Bd. 3. Kallmunz, 1985. S. 169-200.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru