Ястржембский, Николай Феликсович, инженер путей сообщения

Ястржембский, Николай Феликсович, полковник, инженер путей сообщения, профессор институтов: путей сообщения, технологического и гражданских инженеров, писатель.

Родился в 1808 году в Речицком уезде, Минской губернии. Воспитывался сначала дома, а затем в Виленском университете на математическом факультете.

Окончив университет в 1830 году, Ястржембский решил посвятить себя инженерной деятельности и с этою целью в том же году поступил в 1-й класс института корпуса инженеров путей сообщения портупей-прапорщиком.

Произведенный несколько месяцев спустя в прапорщики, он в 1832 году окончил института с чином поручика и был оставлен при нем в качестве репетитора.

В 1837 году Ястржембский был назначен помощником профессора по части курса построений и практической механики и в то же время был приглашен читать практическую механику в технологическом институте, математику в бывшем училище гражданских инженеров и механику во 2-м кадетском корпусе. Около этого же времени он сделался деятельным сотрудником "Журнала Путей Сообщения», в котором в 1835 году дебютировал своей статьей: "Влияние способа прикрепления цепей на сопротивление устоев висячих мостов», а затем поместил целый ряд других научных статей и переводов, как-то: "Описание динамометрического нажима, употребляемого для изменения количества действия, принимаемого круговращающимися частями машин» ("Ж. П. С.», 1836 г.), "Общая теория движения машин» (там-же, 1838 г.), "Выводы из опытов над трением, произведенных Мореном» (там-же, 1839 г.), "Записка о чугунных шлюзных воротах, устроенных на Бокерском канале в Южной Франции инженером Эмилем Мартеном» (перевод с французского, там-же, 1837 г.), "О начертании вериальных выкружий в шлюзах» (перевод с французского, там-же, 1837 г.), "О построении мостовых арок из чугуна» (там-же,

1840 г.), "О висячих мостах» (там-же), "Формулы, служащие для решения разного рода вопросов из гидравлики Сен-Гилема» (перевод с французского, там-же), и др. К этому же времени относится и составление его "Курса практической механики» (Спб., 1838 г., 2 тома), за который Ястржембский в 1839 году С.-Петербургской Академий Наук был удостоен Демидовской премии.

Учено-литературные труды Ястржембского обратили на него внимание главноуправляющего путями сообщения, который не

однократно возлагал на него особые поручения и выражал ему свою благодарность. Назначенный в 1843 году секретарем конференции института путей сообщения и помощником редактора "Журнала Путей Сообщения», Ястржембский в следующем году, сверх того, был назначен профессором механики и составления заводских проектов, а также членом комитета для составления строительного устава. Кроме того, в том же году ему поручено было составить для института курс о мастерствах и атлас чертежей образцовых механических устройств.

Участие Ястржембского в "Журнале Путей Сообщения» в этот период времени, кроме редакторской работы, выразилось еще в напечатании целого ряда статей: "Обзор трех систем американских мостов: мост на р. Ящере, близ с. Долговки. Деревянный висячий мост на р. Вепрже», "Устройство и употребление водолазного колокола», "Усовершенствованные динамометрические приборы», "Краткое обозрение постепенного развития механики в древние и новейшие времена» и др. В это же время было составлено им и руководство "Начальные основания общей и прикладной механики», соответственно курсу института путей сообщения и строительного училища (теперь института гражданских инженеров).

На издание этого руководства император Николай Павлович пожаловал Ястржембскому в 1846 году 2000 рублей.

После 15-ти-летней службы при институте путей сообщения Ястржембский оставил его и в 1848 году был назначен начальником отделения XI (Могилевского) округа путей сообщения. Прослужив в Могилевском округе четырнадцать лет, сначала начальником отделения, а затем с 1857 года членом общего присутствия правления, он в октябре 1862 года был назначен непременным членом костромской губернской строительной и дорожной комиссии, но вскоре, в феврале следующего года, вышел в отставку с чином полковника.

Во время службы Ястржембского в Могилове под его руководством было устроено киевское шоссе до Могилева и от Могилева до Бобруйска, проведено шоссе от Могилева до Довска и перестроена Бобруйская плотина.

Кроме того, им были выработаны проекты мостов через р. Западную Двину в г. Витебске и через р. Днепр в г. Могилеве и построена в Могилеве прекрасная паровая мукомольня.

Выйдя в отставку, Ястржембский поселился в Могилеве, где продолжал заведовать вышеупомянутой мукомольней, а также работать над новым своим трудом: "Главные основания двойной бухгалтерии», изданным им незадолго до смерти, и над своими "Записками», которые представляют большой интерес, но, к сожалению, еще нигде не напечатаны.

Ястржембский безусловно обладал крупным литературным талантом. Это доказывается хотя-бы следующим эпизодом из его жизни. Еще во время своей преподавательской деятельности во 2-м кадетском корпусе он познакомился и был в хороших отношениях с Н. Я. Прокоповичем — другом Гоголя. Будучи страстным поклонником литературного таланта Гоголя, Ястржембский, однако, очень негодовал на него за "Переписку с друзьями» и за 2-ю часть "Мертвых душ», список которой ему был дан Прокоповичем в сороковых годах. Затем, служа уже в Могилеве, Ястржембский познакомился с тогдашним могилевским директором училищ М. М. Богоявленским, также страстным поклонником Гоголя. Однажды, желая подшутить над М. М., Ястржембский сообщил ему, что у него есть переделка 3-х глав 2-й части "Мертвых душ», гораздо удачнее произведения Гоголя, и что М. М. не узнает, Гоголь ли это писал, или кто другой. Затем Ястржембский доставил Богоявленскому лично им переделанные первые 3 главы 2-й части "Мертвых душ», умолчав, кто автор этих вариантов. Богоявленский же решил, "что это не подделка под Гоголя, а сам Гоголь», снял с рукописи вопию и в 1872 году напечатал ее в "Русской Старине». Никто сразу не заметил подделки. Даже такие крупные современные критики, как Чижев, признавали напечатанные варианты произведением Гоголя, написанным им после известного к нему письма Белинского. Тогда Ястржембский, не считая допустимым вводить в заблуждение публику (давая М. М. Богоявленскому переписать варианты, он взял с него слово, что они не будут напечатаны), заявил на страницах "Русской Старины» и "Петербургских Ведомостей», что автор вышеназванных вариантов не Гоголь, а он; но однако ему не сразу поверили, так что справедливость своего заявления ему пришлось даже доказывать.

Ястржембский скончался в Могилеве в 1874 году, на 67 году от рождения и там же похоронен.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Ястржембский, Николай Феликсович, инженер путей сообщения
Категория темы:Российская империя
Автор(ы) статьи:Е. Ястребцов
Источник статьи: Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Статьи, использованные при написании этой статьи:  С. Житков, "Биографии инженеров путей сообщения", вып. I Спб., 1889 г., стр. 113—116.—Его-же, "Институт инженеров путей сообщения", Спб,, 1899 г., стр. 71.— "Описок лиц, окончивших курс наук в институте инженеров путей сообщения Императора Александра I", Спб., 1883 г., стр. 88,—"Русская Старина", 1872 г., январь (напечатаны варианты 2-й части "Мертвих душ"); 1873 г., июль, стр. 244—262 и декабрь, стр. 940 и 952 (разъяснения по поводу вариантов). — "С.-Петербургские Ведомости", 1873 г., № 184 (письмо Н. Ф. Ястржембского).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru