{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ястржембский, Николай Феликсович, инженер путей сообщения

Ястржембский, Николай Феликсович, полковник, инженер путей сообщения, профессор институтов: путей сообщения, технологического и гражданских инженеров, писатель.

Родился в 1808 году в Речицком уезде, Минской губернии. Воспитывался сначала дома, а затем в Виленском университете на математическом факультете.

Окончив университет в 1830 году, Ястржембский решил посвятить себя инженерной деятельности и с этою целью в том же году поступил в 1-й класс института корпуса инженеров путей сообщения портупей-прапорщиком.

Произведенный несколько месяцев спустя в прапорщики, он в 1832 году окончил института с чином поручика и был оставлен при нем в качестве репетитора.

В 1837 году Ястржембский был назначен помощником профессора по части курса построений и практической механики и в то же время был приглашен читать практическую механику в технологическом институте, математику в бывшем училище гражданских инженеров и механику во 2-м кадетском корпусе. Около этого же времени он сделался деятельным сотрудником "Журнала Путей Сообщения», в котором в 1835 году дебютировал своей статьей: "Влияние способа прикрепления цепей на сопротивление устоев висячих мостов», а затем поместил целый ряд других научных статей и переводов, как-то: "Описание динамометрического нажима, употребляемого для изменения количества действия, принимаемого круговращающимися частями машин» ("Ж. П. С.», 1836 г.), "Общая теория движения машин» (там-же, 1838 г.), "Выводы из опытов над трением, произведенных Мореном» (там-же, 1839 г.), "Записка о чугунных шлюзных воротах, устроенных на Бокерском канале в Южной Франции инженером Эмилем Мартеном» (перевод с французского, там-же, 1837 г.), "О начертании вериальных выкружий в шлюзах» (перевод с французского, там-же, 1837 г.), "О построении мостовых арок из чугуна» (там-же,

1840 г.), "О висячих мостах» (там-же), "Формулы, служащие для решения разного рода вопросов из гидравлики Сен-Гилема» (перевод с французского, там-же), и др. К этому же времени относится и составление его "Курса практической механики» (Спб., 1838 г., 2 тома), за который Ястржембский в 1839 году С.-Петербургской Академий Наук был удостоен Демидовской премии.

Учено-литературные труды Ястржембского обратили на него внимание главноуправляющего путями сообщения, который не

однократно возлагал на него особые поручения и выражал ему свою благодарность. Назначенный в 1843 году секретарем конференции института путей сообщения и помощником редактора "Журнала Путей Сообщения», Ястржембский в следующем году, сверх того, был назначен профессором механики и составления заводских проектов, а также членом комитета для составления строительного устава. Кроме того, в том же году ему поручено было составить для института курс о мастерствах и атлас чертежей образцовых механических устройств.

Участие Ястржембского в "Журнале Путей Сообщения» в этот период времени, кроме редакторской работы, выразилось еще в напечатании целого ряда статей: "Обзор трех систем американских мостов: мост на р. Ящере, близ с. Долговки. Деревянный висячий мост на р. Вепрже», "Устройство и употребление водолазного колокола», "Усовершенствованные динамометрические приборы», "Краткое обозрение постепенного развития механики в древние и новейшие времена» и др. В это же время было составлено им и руководство "Начальные основания общей и прикладной механики», соответственно курсу института путей сообщения и строительного училища (теперь института гражданских инженеров).

На издание этого руководства император Николай Павлович пожаловал Ястржембскому в 1846 году 2000 рублей.

После 15-ти-летней службы при институте путей сообщения Ястржембский оставил его и в 1848 году был назначен начальником отделения XI (Могилевского) округа путей сообщения. Прослужив в Могилевском округе четырнадцать лет, сначала начальником отделения, а затем с 1857 года членом общего присутствия правления, он в октябре 1862 года был назначен непременным членом костромской губернской строительной и дорожной комиссии, но вскоре, в феврале следующего года, вышел в отставку с чином полковника.

Во время службы Ястржембского в Могилове под его руководством было устроено киевское шоссе до Могилева и от Могилева до Бобруйска, проведено шоссе от Могилева до Довска и перестроена Бобруйская плотина.

Кроме того, им были выработаны проекты мостов через р. Западную Двину в г. Витебске и через р. Днепр в г. Могилеве и построена в Могилеве прекрасная паровая мукомольня.

Выйдя в отставку, Ястржембский поселился в Могилеве, где продолжал заведовать вышеупомянутой мукомольней, а также работать над новым своим трудом: "Главные основания двойной бухгалтерии», изданным им незадолго до смерти, и над своими "Записками», которые представляют большой интерес, но, к сожалению, еще нигде не напечатаны.

Ястржембский безусловно обладал крупным литературным талантом. Это доказывается хотя-бы следующим эпизодом из его жизни. Еще во время своей преподавательской деятельности во 2-м кадетском корпусе он познакомился и был в хороших отношениях с Н. Я. Прокоповичем — другом Гоголя. Будучи страстным поклонником литературного таланта Гоголя, Ястржембский, однако, очень негодовал на него за "Переписку с друзьями» и за 2-ю часть "Мертвых душ», список которой ему был дан Прокоповичем в сороковых годах. Затем, служа уже в Могилеве, Ястржембский познакомился с тогдашним могилевским директором училищ М. М. Богоявленским, также страстным поклонником Гоголя. Однажды, желая подшутить над М. М., Ястржембский сообщил ему, что у него есть переделка 3-х глав 2-й части "Мертвых душ», гораздо удачнее произведения Гоголя, и что М. М. не узнает, Гоголь ли это писал, или кто другой. Затем Ястржембский доставил Богоявленскому лично им переделанные первые 3 главы 2-й части "Мертвых душ», умолчав, кто автор этих вариантов. Богоявленский же решил, "что это не подделка под Гоголя, а сам Гоголь», снял с рукописи вопию и в 1872 году напечатал ее в "Русской Старине». Никто сразу не заметил подделки. Даже такие крупные современные критики, как Чижев, признавали напечатанные варианты произведением Гоголя, написанным им после известного к нему письма Белинского. Тогда Ястржембский, не считая допустимым вводить в заблуждение публику (давая М. М. Богоявленскому переписать варианты, он взял с него слово, что они не будут напечатаны), заявил на страницах "Русской Старины» и "Петербургских Ведомостей», что автор вышеназванных вариантов не Гоголь, а он; но однако ему не сразу поверили, так что справедливость своего заявления ему пришлось даже доказывать.

Ястржембский скончался в Могилеве в 1874 году, на 67 году от рождения и там же похоронен.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Дата написания статьи:   1913 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   С. Житков, "Биографии инженеров путей сообщения", вып. I Спб., 1889 г., стр. 113—116.—Его-же, "Институт инженеров путей сообщения", Спб,, 1899 г., стр. 71.— "Описок лиц, окончивших курс наук в институте инженеров путей сообщения Императора Александра I", Спб., 1883 г., стр. 88,—"Русская Старина", 1872 г., январь (напечатаны варианты 2-й части "Мертвих душ"); 1873 г., июль, стр. 244—262 и декабрь, стр. 940 и 952 (разъяснения по поводу вариантов). — "С.-Петербургские Ведомости", 1873 г., № 184 (письмо Н. Ф. Ястржембского).


Ключевые слова: Российская империя
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...