Федоров, Иван, первопечатник

Федоров (или Федорович), Иван, иначе Иван Друкарь, диакон, принимаемый за первого печатника в России, умер 5 декабря 1583 г.

Теперь почти нет сомнения, что Федоров в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве.

О происхождении и жизни Федорова до выступления в роли типографа неизвестно ничего точного.

Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда, Калужской губ.

Истории он становится известен, как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и митрополит Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве.

Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность с этой стороны митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе.

Где, когда и в каких условиях мог выучиться Федоров своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе.

Деятельность его началась в 1563 г., после того, как был построен на царские средства типографией дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники — "клевреты».

19 апреля этого года он вместе с Петром Мстиславцем приступил "первее» к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде.

2 сентября 1565 г. был начать и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве.

После этого с ними произошло что-то непонятное.

Несмотря на покровительство царя (митрополита Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и после пожара типографии от поджога врагами бегут в Литву.

Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собою много казенного типографского материала, а Федоров взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании).

В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565, или начале 1566 г. В Вильне, или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа.

Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Федорову "немалу весь» в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове, или, быть может, в помянутой веси, на средства того же гетмана, Федоров открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один — Следованную Псалтирь.

Старость, болезни в разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию.

Федоров принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу», посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовный семена и всем по чину раздавай духовную пищу, не дало ему покоя.

В 1572г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможный лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеха и городского совета, не разрешавших ему держать у себя, не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимый столярные работы, оборудывает к январю 1573 г. собственную типографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол.

Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Федоров заложил в первый раз свою типографию), заставили его 2 марта

1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем», или "державцем» (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря.

25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем.

9 августа того же года в луцкия гродские книги занесена запись об обещании его, как державца Дерманского монастыря, дать удовлетворение на грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских.

16 августа он лично присутствовал во львовском суде.

2 апреля 1576 г., по приказанию кн. Острожского, совершает во главе вооруженной толпы монастырских слуг наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. Тоже происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Федоров покинул Дермань и перешел в Острог.

Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, но всей вероятности, пo поручению кн. Константина, с целью приобретения и тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания.

В апреле 1577 г. Федоров заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу.

Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде но делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладываете типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу.

В 1580 г. Федоров работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию.

5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии.

3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве.

Отъезду из Острога предшествовали, или же были последствием его, какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Федорова во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Федоров хлопочет об оборудовании новой друкарни.

Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику мастеру Гриню Ивановичу два новых шрифта, покупаете бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и пр. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу.

В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получаете из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ.

В декабре этого года Федоров скончался.

Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же Библии.

Друкарня, заложенная Федоровым еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Федоров, Иван, первопечатник
Категория темы:Древняя Русь, Молдавия
Автор(ы) статьи:Н. Трубников
Источник статьи: Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Строева, "Обстоятельное описание старопечатных книг библиотеки гр. Ф. А. Толстова", М. 1829 т. — Его же, "Описание старопечатных книг Царского", М. 1836 г. — Сопиков, "Опыт руской библиографии", ч. I, Спб. 1004 г. — Каратаев, "Описание славных русских книг", Спб., 1883 г. — Пташицкий C. Л. и Соболевский А. И., "Сборник снимков с славных русских печатных издаий", ч. I. Спб., 1895 г.— Румянцев, "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", ч. I, М.. 1872. — Ровинский, "Русские граверы к их произведения", М. 1870 г.—"И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71, 1822г., ч. 123). — Сахаров П. И., "Первые русские типографщики"(Сборник на 1838 г., Спб.). — Тромонин, "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. Боричевский, "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Нар. Просвещения", 1849 г., ч. 61). — Поруденский М., "Трехсотлетие москов. книгопеч." ("Соврем. Летоп.", 1864 г., № 9)— Филарет, архиепископ черниговский, "О книгопечатании в России до патриарха Никона" ("Чернигов. Еп. Изв.", 1867 г., №№ 8—9). — Погодин М. Л., "Иван Федоров, первый моск. книгопечатник" ("Журнал М. Нар. Пр.", 1870 г., чч. 148—149, № 4 и 6). — Гатцук А. "Очерк истории книгопеч. дела в Р." ("Рус. Вестн.", 1872 г., № 5). — Викторов А. E., "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатного Апостола?" ("Труд. III археол. съезда". К. 1874 г. — Макарий М., "История русской церкви", т. IX. — Леонид, архим., "Евангелие, напечатанное в М. 1564—1668 г." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). — Устинов М., "Памяти первого рус. типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41).—Ляхницкий, "Начало книгопечатания в России", Спб. 1883 г. — Петрушевский А. С., "Ив. Федоров, рус. первопеч., Львов" 1883.— Дмитревский А., "Диаков Ив. Федоров, первый рус. книгоп." ("Правосп. Обозр.", 1883 г., III, № 11). — Ptaszycki St., "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Pil. Acad. Пт., t. XI), Kraków, 1884; тоже в "Рус. Стар.", 1884 г., № 3. — Его же, "Иван Федоров" ("Печатн. Искус.", 1903 г., июль—авг.). — Булгаков Ф., "Иллюстр. история книгоп.", т. I, Спб. 1889г.— Малышевский А., "Новые данные для биографии Ив. Федорова, рус. первопеч." ("Чтения Об-ва Нестора Лет.", кн. 7, К., 1893 г.). — Владимиров П. В., "Начало слав. и рус. книгопечат. в XV—XVI вв.", К. 1894 г. — Божерянов И., "Историч. очерк книгопеч. дела", Спб., 1895 т. — Голубинский Е. Е. "К вопросу о начале книгопечатания в Москве" ("Богосл. Вестн.", 1896 г., февр.). — Его же, "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. — Записка, изд. Москов. Имп. Археол. Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Федорову (с речью И. Е. Забелина о Федорове.), М. 1901 г.— Соловьев А., "Государев печатные двор и Синод. Тип. в М.", М., 1902 г. — Уланов В., "Книгопечатание в Москве", ("Москва в её прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). — Энцикл. словарь Брокгауза и Еф.— Богословский энцикл. слов., т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru