Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
На практике... переданная с рук на руки работа оседает наконец на спине того, кто не может уже свалить ее на шею другому.
М. В. Грулев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

К вопросу о господстве в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны

Опубликовано частично в журнале "Вопросы истории». 2011. № 6. С.145-148

К вопросу о господстве в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны

Ф.П. Ходеев, к.ю.н., адвокат


 

Тема господства в воздухе немецкой авиации в начале Великой Отечественной войны возникает во многих публикациях, посвященных прошедшей войне. При этом авторы, не давая, как правило, понятия господства в воздухе, либо признают этот факт без ссылок[1], либо подтверждают свой довод теми или иными ссылками[2], либо, что реже, так или иначе обходят его[3].

Прежде чем говорить о господстве в воздухе целесообразно, во-первых, определиться с самим этим, безусловно, архиважным понятием. Учитывая, что в "Советской военной энциклопедии" термин "господство в воздухе" определяется через"решающее превосходство" и "существенное противодействие", суть которых не ясна, воспользуемся классическим определением теоретика воздушной войны генерала Дж.Дуэ: господствовать в воздухе – значит быть в состоянии воспрепятствовать неприятелю летать, сохраняя эту возможность за собой[4]. И далее он разъясняет: сторона, обладающая господством в воздухе с одной стороны, обладает возможностью предохранять всю свою территорию и акваторию от неприятельских воздушных нападений и лишает противника возможности каких бы то ни было воздушных действий; с другой стороны, он может предпринимать против неприятеля наступательные действия, которым противник не в состоянии ничем противодействовать. Одно из главных условий господства в воздухе – уничтожение или поражение, или подавление средств пртивовоздушной обороны (ПВО)[5].

Во-вторых, отметим, что план "Барбаросса» не ставил перед Люфтваффе цели достижения господстве в воздухе: "Задача военно-воздушных сил — высвободить такие силы для поддержки сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушения восточных областей Германии вражеской авиацией»[6]. Заметим, что в других планах германские штабисты ставили перед ВВС более амбициозные цели. Например, Планом войны с Польшей "Вайс" Люфтваффе предписывалось "уничтожение в кратчайший срок польских ВВС"[7]. Планом войны с Великобританией "3еелёве"[8] предусматривалось: "Военно-воздушные силы уничтожают английскую авиацию и авиационную промышленность и добиваются превосходства[9] в воздухе".

Вернемся, однако, к плану "Барбаросса».  Цели, как мы видели, две и они довольно аморфные. Что такое "минимум разрушений" и "достаточная степень" можно конечно гадать. Но беда даже не в том, что цели, поставленные бессмысленным, по словам генерал-фельдмаршал К. фон Рундштедта, и, как оказалось, губительным планом "Барбаросса» были аморфные, а в том, что эти две цели одновременно не могли быть достигнуты теоретически. Дело в том, что цель должна быть одной. Это простое правило, вытекает из того факта, что для разных функций многих переменных (целей в зависимости от влияющих факторов) экстремумы (то есть оптимумы целей) в факторном пространстве могут совпасть только случайно, что давно зафиксировано в известной народной мудрости: за двумя зайцами погонишься… И вот результат: если во время войны с Францией начальник германского Генерального штаба Ф.Гальдер на 9-й день войны[10] констатирует превосходство немецкой авиации, то ничего подобного вы не найдете в его записях, касающихся начала войны с СССР. Но на 3-й день войны[11] Ф.Гальдер записывает: "Авиация противника, понесшая очень тяжелые потери (ориентировочно 2000 самолетов), полностью [выделено мной Ф.Х.] перебазировалась в тыл». Несмотря на то, что первая часть предложения противоречит второй, у Начальника Генштаба были основания для досады: уже в первый день войны наша авиация бомбила Кёнигсберг и другие города Восточной Пруссии и при этом бомбардировщики не понесли потерь[12]. И это не единственный случай бомбардировки территории противника. 24 июня две группы бомбардировщиков ДБ-3Ф и СБ-2 нанесли первый удар по военно-морской базе Констанца. И вновь наши самолеты потерь не имели[13]. В этот же день два самолета МБР-2 севернее м.Тахкунанина в Балтийском море обнаружили потопили немецкую подлодку.

25 июня почти повторилась ситуация 22 июня, но для немецкой авиации. В этот день рано утром[14] 236 бомбардировщиков и 224 истребителя ВВС Северного фронта, Северного и Балтийского флотов нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались авиачасти 5-го воздушного флота Германии и ВВС Финляндии. Противник, застигнутый врасплох, не сумел оказать организованного противодействия. Наши летчики беспрепятственно произвели бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. В результате первого же налёта был уничтожен и поврежден 41 вражеский самолет. Наша авиация при этом боевых потерь не имела. В последующие шесть дней по этим же аэродромам было нанесено еще несколько ударов. По данным воздушного фотоконтроля, наши летчики вывели из строя в общей сложности более 130 самолетов[15]. Получается наша авиация при неожиданном нападении 22 июня среагировала более организовано, чем немецкая три дня спустя.

26 июня два самолета МБР-2 в 30 км северо-западнее о.Даго (Хиума) в Финском заливе обнаружили и потопили другую немецкую подводную лодку[16].

С 02 июля 1941г. наша авиация стала бомбить нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, откуда питались горючим немецкие войска.

08 июля нашей авиацией был нанесен массированный удар по 28 фронтовым аэродромам противника[17], уничтожив до 50 его самолетов.

В ночь на 05 августа группа из 5 самолетов ДБ-3Ф произвела разведку Берлина, причем противник не оказал ей никакого противодействия. А 08 августа состоялся первый налет 15 наших бомбардировщиков на немецкую столицу. И опять наша авиация боевых потерь не понесла[18]. Но дело не в потерях. Приведенные примеры, на наш взгляд, полностью опровергают тезис о господстве немецкой авиации: или есть господство и территория и акватория господствующей стороны предохранена от неприятельских воздушных нападений, или своя территория и акватория не предохранена значит нет и господства.

Помимо того, что немецкая авиация не могла предохранить свою территорию и акваторию от налетов нашей авиации, она не смогла выполнить еще одну задачу завоевания господства в воздухе: воспрепятствовать нашей авиации летать. Более того, немецкая авиация понесла 22.06.1941г. самые тяжелые потери за все время войны: наши истребители в воздушных боях в этот день уничтожили 613 вражеских самолетов[19]. Разумеется, некоторое количество германских самолетов было уничтожено зенитной артиллерией (корабельной зенитной артиллерией), часть были уничтожены на немецких аэродромах, подвергшихся налетам нашей авиации и они в число 613 не входят. Всего немецкие потери за этот день составили 822 самолета[20]. Никогда в один день войны германская авиация не несла таких потерь, как в тот летний, но хмурый, судя по фотографиям г.Москвы, день. Для сравнения: в Польше немецкие ВВС потеряли 67 истребителей, но за 40 дней боев; во Франции – 547, но за три месяца боев[21]. 17.08.1940г. во время т.н. "Битвы за Англию" немцы потеряли 71 самолет - до начала войны с СССР это были самые большие однодневные потери Люфтваффе[22].

Нужно отметить, что истребители И-16 и бомбардировщики СБ, относимые авторами, как правило, к "устаревшим", офицер связи при главнокомандующем ВВС генерал Конрад в своем докладе оценивал как "хорошие"[23]. Но в боевой подготовке наши летчики, по мнению генерала Ешоннека, уступали немецким. Судя по потерям немцев они в этом ошиблись. Далее мы приведем примеры мастерства и самоотверженности наших летчиков.

Учитывая, что основным доводом в пользу наличия господства немецкой авиации есть довод о наших "устаревших" самолетах оценим структуру потерь, причем проанализируем только подтвержденные независимыми наблюдателями победы нашей авиации за первый день войны именно в воздушных боях. По нашим подсчетам таких побед было 75 (из 613, см. Табл.1). Больше всего побед (29,3%) одержано на истребителе И-16, на втором месте истребитель-биплан И-153 (17,3%). Если же рассматривать период с 22 по 30 июня включительно, за который было подтверждено уничтожение 141 вражеского самолета (см. Табл.2), то процент зарегистрированных побед на И-16 возрастет до 39%, а на И-153 уменьшится до 15% и почти сравняется с победами на истребителе МиГ-3 (12,77%).

Таблица 1

 

22 июня 1941г.

Итого

И-153

И-16

ЛаГГ-3

МиГ-3

СБ-2

Як-1

Н/у

всего

13

22

4

6

2

4

24

75

всего, %

17,33

29,33

5,33

8

2,67

5,41

32

100

Bf-109 истребитель

4

5

1

 

 

 

4

14

Bf-110 истребитель-бомбардировщик

1

 

 

1

1

 

 

3

Do-215, бомбардировщик

1

 

 

 

 

 

 

1

Не-111, бомбардировщик

2

3

3

1

 

1

2

12

Нs-126, штурмовик

 

1

 

 

 

 

 

1

Ju-87, пикирующий бомбардировщик

 

1

 

 

 

 

1

2

Ju-88, бомбардировщик

5

5

 

2

1

 

6

19

н/у

 

7

 

2

 

3

11

22

Таблица 2

 

22 – 30 июня 1941г.

И-153

И-16

ЛаГГ-3

МиГ-3

СБ-2

Як-1

Н/у

Всего

шт

%

всего, шт

21

55

5

18

2

4

36

141

 

всего, %

14,89

39,01

3,55

12,77

1,42

2,84

25,53

 

100

Bf-109 истребитель

9

8

2

1

0

0

5

25

17,73

Bf-110 истребитель-бомбардировщик

1

 

 

1

1

 

 

3

2,13

Do-215, бомбардировщик

1

1

 

 

 

 

 

2

1,43

Не-111, бомбардировщик

2

11/3

3

1

 

1

5/2

23

17,04

Нs-126, штурмовик

 

2

 

3

 

 

 

5

3,7

Ju-87, пикирующий бомбардировщик

 

1/1

 

 

 

 

1

2

1,48

Ju-88, бомбардировщик

5

11/4

 

8

1/1

2

10/3

37

27,41

PZL P.24, истребитель, Румыния

1

 

 

2

 

 

 

3

2,22

н/у

2

14

 

2

 

 

19

37

27,41

 

Большинство сбитых нашей авиацией самолетов, как в первый день, так и суммарно за июнь составили бомбардировщики разных типов, а на втором месте оказались истребители "Мессершмитт Bf-109», при этом в подавляющем большинстве случаев сбивали их наши истребители И-16 и И-153 (почти 54%). Отметим, что в 25,5% побед за июнь тип нашего самолета-победителя не был установлен независимым источником. В целом почти в 25% случаев победы были одержаны на истребителе И-153"Чайка". Да, действительно этот истребитель даже 1939 года выпуска был устаревающим бипланом, уступавшим в скорости немецкому истребителю "Мессершмитт Bf-109Е3», но скороподъёмность и особенно время виража у него были заметно выше, поэтому в опытных руках это была не безобидная "пташка". Так первым пилотом, добившимся пяти побед в этой войне, был И.Н.Калабушкин (123 ИАП), который за три вылета 22 июня именно на И-153 сбил один Bf-109  и по два бомбардировщика Ju-88 и Не-111. Или вот, например, как разворачивался бой между лейтенантом П.А.Кузьминым (127 ИАП[24]) на истребителе И-153 и немецким истребителем  Bf-109Е, пилотируемый ветераном испанской войны В.Шеллманном[25]. Немец и  П.А.Кузьмин схватились в окрестностях г.Гродно в первый день войны. При этом И-153 не только удачно маневрируя уходил от атак, но и сам нападал на Мессер. После того, как кончились патроны и терять было нечего, "Чайка" пошла в лобовую атаку, а В.Шеллманн оробел и едва успел увернуться. Идя на таран П.А.Кузьмин принял, вероятно, правильное решение: Bf-109 имел преимущество в скорости и легко мог догнать и уничтожить безоружную "Чайку". Указанный маневр П.А.Кузьмин выполнял еще дважды, и дважды В.Шеллманн спасался от тарана, однако на четвертый раз И-153 все же таранил "Мессершмитт". П.А.Кузьмин при этом погиб, а В.Шеллманн смог выпрыгнуть с парашютом. Картину боя наблюдали многие жители окрестностей Гродно, над которыми и разыгралась трагедия… Через десять дней в одной из деревень в районе уже оккупированного Гродно немцами был задержан крестьянин, у которого были найдены Рыцарский Крест и Немецкий Испанский Крест с Бриллиантами. Обе награды могли принадлежать только В.Шеллманну, но, как они попали к советскому человеку, немцам установить не удалось. В связи с этим нет никакого сомнения, что в отношении В.Шеллманна местными жителями был совершен самосуд: если бы с ним расправились нквдэшники (как порой пишут), то награды они бы не оставили "крестьянину"… Может где и встречали захватчиков, как пишут, хлебом-солью, но немало парашютистов местные жители[26] на вилы сажали…

Завоеванию немцами господства в воздухе успешно противодействовала и наша система ПВО. Немецкая авиация, в соответствии с планом "Барбаросса» чтобы не допустить отхода наших войск[27], предпринимала неоднократные попытки разрушить важнейшие мосты через реки Днестр, Буг, Днепр. Так, 29 июня 50 самолетов противника пытались вывести из строя мост через Днестр в районе Бендер. Но налет оказался безрезультатным, с потерями для нападавших. Отметим, что все основные мосты через крупные реки были сохранены войсками ПВО от разрушения вплоть до отхода наших частей и таким образом главная идея плана войны с СССР в самом начале провалилась из-за того, что немецкая авиация не смогла уничтожить или поразить, или подавить нашу ПВО. Идея господства в воздухе не предполагает ситуацию, когда господствующая сторона не может решить важнейшую задачу, поставленную перед ней.

Приведенные факты и цифры неопровержимо свидетельствуют: немцы не смогли в начале войны (да и никогда в будущем) лишить советскую авиацию возможности воздушных действий, а наступательным действиям немецкой авиации наши летчики и система ПВО ощутимо противодействовали. Если в смысле противодействия наши ожидания не совпадали с действительностью, то это вовсе не значит, что немецкая авиация обладала господством. Немецкие источники так оценивают ситуацию: “...Потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любом из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля — 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия”[28].

 

Вывод: в начале Великой Отечественной войны германская авиация не обладала возможностью предохранять свою территорию и акваторию от воздушных нападений и не лишила советскую авиацию возможности воздушных действий; с другой стороны, германская авиация не смогла предпринимать против советской авиации такие наступательные действия, которым советская авиация и система ПВО в той или иной степени не противодействовали бы, т.е. германская авиация не обладала господством в воздухе, но перед ней такая задача планом "Барбаросса» и не ставилась. Тактическим преимуществом над советской авиацией в начале войны германская авиация могла обладать, но со временем она потеряла и его.

Автор: Ходеев Федор Павлович, полковник, кандидат юридических наук, доцент, адвокат, место работы: Адвокатский кабинет Ф.П.Ходеев

© Ходеев Ф.П. 2011.

Е-mail: Khodeev@mail.ru

Список литературы:


[1] История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945гг. Т.2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.). М. 1961. С.16

[2] Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. / Пер. с англ. Мн. 2001. С.46

[3] Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. 1968. C.29

[4] Дуэ Дж. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. М. 1936. С.69

[5] См. Зелин А.Н. ВВС России: новый облик / Красная звезда. 18.08.2010

[6] http://soviet-history.com/doc/1940/1940_12_18_barbarossa.php; История Второй Мировой войны 1939-1945 в двенадцати томах. Т.3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. М. 1974. С.666

[7] Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы в двух томах / http://www.katynbooks.ru/year/200.htm#265doc

[8] http://www.mihistory.kiev.ua/IIWW/reich/Plany/Seelewe/direktiva.htm

[9] термин "превосходство" идентичен термину "господство" см. Дейнекин П.С. Россию окружают иностранные войска / Независимая газета. 2004.04.09. С точки зрения русского языка эти слова синонимы

[10] Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг. М. 1968-1971. Запись от 19.05.1940г.

[11] Запись 24.06.1941г.

[12] Война в воздухе №65 / http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/65/07.htm

[13] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.60

[14] Новолуние, Солнце, в этих широтах в это время года не уходит за горизонт

[15] Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. 1968. С.38

[16] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.44

[17] Начальный период войны. М. 1974. С.331

[18] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.64

[19] Начальный период войны. М. 1974. С.330

[20] Начальный период войны. М. 1974. С.330

[21] Катков В., Фирсов А. Истребитель Мессершмитт Bf–109. "Авиация и космонавтика" № 5-6, 1999

[22] Солонин М.С. Куда улетели сталинские соколы? / http://www.airforce.ru/history/gpw_beginning/chapter1.htm

[23] Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг. / см. запись от 22.02.1941

[24] В 127 ИАП по имеющимся данным служил Кузьмин Г.П., вероятно однофамилец Кузьмина П.А., который 27 июня тараном сбил Ju-88, но остался жив.

[25] http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilotg/schellmann.html

[26] В годы войны фашисты замучили в Гродно 33'000 наших граждан.

[27] В соответствии с планом: Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

[28] “Мировая война 1939—1945 гг.” Сб. статей. М., 1947, С.472



Название статьи:   {title}
Категория темы:    Великая Отечественная война
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:   2011 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   [1] История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945гг. Т.2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.). М. 1961. С.16 [2] Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. / Пер. с англ. Мн. 2001. С.46 [3] Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. 1968. C.29 [4] Дуэ Дж. Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны. М. 1936. С.69 [5] См. Зелин А.Н. ВВС России: новый облик / Красная звезда. 18.08.2010 [6] http://soviet-history.com/doc/1940/1940_12_18_barbarossa.php; История Второй Мировой войны 1939-1945 в двенадцати томах. Т.3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. М. 1974. С.666 [7] Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы в двух томах / http://www.katynbooks.ru/year/200.htm#265doc [8] http://www.mihistory.kiev.ua/IIWW/reich/Plany/Seelewe/direktiva.htm [9] термин "превосходство" идентичен термину "господство" см. Дейнекин П.С. Россию окружают иностранные войска / Независимая газета. 2004.04.09. С точки зрения русского языка эти слова синонимы [10] Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг. М. 1968-1971. Запись от 19.05.1940г. [11] Запись 24.06.1941г. [12] Война в воздухе №65 / http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/65/07.htm [13] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.60 [14] Новолуние, Солнце, в этих широтах в это время года не уходит за горизонт [15] Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М. 1968. С.38 [16] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.44 [17] Начальный период войны. М. 1974. С.331 [18] Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М. 1983. С.64 [19] Начальный период войны. М. 1974. С.330 [20] Начальный период войны. М. 1974. С.330 [21] Катков В., Фирсов А. Истребитель Мессершмитт Bf–109. "Авиация и космонавтика" № 5-6, 1999 [22] Солонин М.С. Куда улетели сталинские соколы? / http://www.airforce.ru/history/gpw_beginning/chapter1.htm [23] Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг. / см. запись от 22.02.1941 [24] В 127 ИАП по имеющимся данным служил Кузьмин Г.П., вероятно однофамилец Кузьмина П.А., который 27 июня тараном сбил Ju-88, но остался жив. [25] http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilotg/schellmann.html [26] В годы войны фашисты замучили в Гродно 33'000 наших граждан. [27] В соответствии с планом: Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено. [28] “Мировая война 1939—1945 гг.” Сб. статей. М., 1947, С.472


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...




ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...