Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Феогност, митрополит киевский и всея Руси

Феогност, митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г.

Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю, где в мае месяце этого года поставил Владимирского и Галицкого епископов, при участии всех тогдашних иерархов Галицко-Волынской земли.

Участие последних иерархов, входивших в состав особой литовской митрополии, свидетельствует, что к тому времени, может быть, еще до выезда Феогноста из Константинополя и по его стараниям, указанная митрополия была упразднена, и новый киевский митрополит являлся таким образом действительным первоиерархом безраздельно всей Руси. В том же 1328 г. Феогност прибыл в Москву, которая становится его кафедральным городом.

Решение его основаться здесь, а не во Владимире, как следовало бы, имело громадные политические последствия. Благодаря этому решению, стольный город московских князей приобретал значение церковной столицы Руси. В нем сосредоточивались все нити управления церковной частью страны, притягивавшие отдельные самые отдаленные области к одному месту, и стекались богатые материальные средства русской церкви. Присутствие митрополита в этом городе освящало церковным авторитетом все действия его

князя и придавало им сугубую силу. Это было то самое, к чему всегда упорно стремился великий князь московский Иван I Данилович, чего он достиг отчасти при предшественнике Феогноста Св. митрополите Петре и что по смерти Петра неудачно пытался обеспечить на будущее время путем выбора и поставления в митрополиты своего, московского кандидата. Такое совпадение митрополита с Великим князем в общих намерениях касательно судьбы церкви и московского княжества и даже прямо полное единение с последним во всех его политических замыслах характеризует и последующую деятельность Феогноста.

Так, по прибытии в Москву, Феогност по собственной инициативе начинает заботиться о внешнем украшении города, чтобы дать ему и в этом отношении возможность соперничать с богатым Владимиром, и побуждает к тому же и Ивана Даниловича. В дренее время главное украшение городов составляли храмы, поэтому Москва стала, застраиваться каменными церквами.

Продолжая постройку заложенного еще при м. Петре Успенского храма, Феогност в 1329 г. построил две каменные церкви — ап. Петра и Иоанна Лественика; в 1330 г. князем заложена, была каменная церковь Спаса на Бору; в 1333 г. им же построена каменная церковь Архангела Михаила. Той же дели возвышения Москвы — и одновременно митрополичьей кафедры — служило и прославление м. Петра, первого митрополита, жившего и погребенного в ней.

Еще до приезда Феогноста у мощей святителя стали совершаться чудеса, которые не прекращались и по его прибытии.

Феогност воспользовался своими связями с патриархией и исходатайствовал в июле 1339 г. разрешение канонизовать м. Петра.

С причислением м. Петра к лику святых Москва стала не только городом выдающейся политической важности, но и местом, к которому очевидно для всех явлено особое Божие благоволение.

В 1329 г. Феогносту пришлось оказать Великому князю и чисто политическую услугу.

В 1327 г. в Твери восставшим народом был убит ханский посол и его свита. Тверской князь Александр Михайлович, он же и Великий князь владимирский, будучи замешан лично в это дело, бежал от ханского гнева во Псков.

Хан Узбек передал тогда Великое княжение Московскому князю и потребовала от него поимки и доставки беглеца к себе.

В 1329 году, во время пребывания Феогноста в Новгороде, для исполненя этого требования Великий князь Иван вместе с другими русскими князьями осаждали Псков, но безуспешно. Чтобы сломить упорство защитников города, кн. Иван и другие князья решили просить Феогноста наложить церковное отлучение на тверского князя и псковичей. Им пришлось, однако, "увещевати и молити» митрополита прежде, чем тот исполнил их просьбу.

После этого тверской князь удалился в Литву, и с него и псковичей снято было отлучение.

Тем же постоянным помощником Московского князя в его государственных стремлениях является Феогност и при приемнике Ивана Даниловича, его сыне Симеоне Гордом.

Не довольствуясь личным содействием осуществлением московских интересов, он принял меры к тому, чтобы этим интересам оказывалось содействие и его преемником.

По соглашению с кн. Иваном, после его смерти, в 1340 г. он выбирает своим митрополичьим наместником, в качестве предизбранного кандидата в митрополиты, известного своею преданностью этим интересам Св. Алексия.

В 1329 г., на другой год по прибытии в Москву, Феогност, как упомянуто выше, ездил для административных целей в Новгород.

Оттуда он возвратился в Москву и там, а может быть частью во Владимире, в конце 1329 г. и начале 1330 г. поставил епископов на ростовскую, суздальскую и тверскую кафедры.

С марта-апреля 1330 г. по апрель—май 1332 г. он пробыл в Галицко-Волынском крае.

Причиною поездки туда, несомненно были дела, связанные с открытием особой Галицкой митрополии. Неизвестно, каким образом Феогносту удалось достичь закрытия этой митрополии уже к августу 1331 г.: Галицкий епископ, в качестве рядового иерарха, участвует в этом месяце в поставлении м. Феогностом черниговско-брянского епископа.

25-того же августа Феогност был во Владимире-Волынском, где поставил новгородского архиепископа Василия.

Вскоре затем Феогност отказал прибывшему от псковичей посольству о поставлении для них особого от Новгорода епископа. Из Галицко-Волынской Руси он ходил зачем-то в Константинополь, откуда чрез Орду возвратился в Москву весною 1333 г.

В 1337—8 гг. вновь была открыта Галицкая митрополия.

Из греческих актов об упразднении её известно, что открытию предшествовали какие то нелады между будущим митрополитом Галицким, епископом и другими епископами Галицко-Волынского края и что первый по жалобам вторых должен был подвергнуться суду м. Феогноста.

Избегая именно этого суда, Галицкий епископ ушел в Царьград и там исходатайствовал себе назначение митрополитом.

Феогност неоднократно подавал патриарху жалобы на нового митрополита и просьбы о закрытии митрополии, но до 1347 г. не имел успеха. В этом году почти одновременно произошли перемены на императорском и патриаршем престолах, и новые император и патриарх, получив от Великого князя и Феогноста грамоту по этому делу, не замедлили исполнить их желание.

В 1340 г. Ф посетил Брянск, где был свидетелем народного возмущения против кн. Глеба Святославича и тщетно старался спасти последнего от смерти.

В 1341 г. Феогност был вместе с Великим князем в Торжке и затем в Новгороде "с многими людми», причем "тяжко бысть (новгородским) владыце и монастырем кормом и дары».

В 1342—3 гг. Феогност путешествовал в Орду для получения подтвердительного ярлыка от нового хана.

Во время пребывания его там, какие-то русские люди донесли хану, что у русского митрополита бесчисленно много злата, серебра и всякого богатства и что он вполне может платить в Орду ежегодную дань за себя и духовенство. Хан потребовал у Феогноста этой дани, но тот мужественно противостоял всем утеснениям и истязаниям, раздарил 600 р. хану, ханше и их приближенным и сохранил за русскою церковью прежние льготы.

Кроме ханского ярлыка, Феогност вывез из Орды еще ярлык от ханши Тайдулы, данный ему в знак её покровительства.

В 1346 г. Феогност ставил епископа в Ростов.

В 1348—9 г. снова ездил в Галицкую землю.

После этого был в Костроме и держал там собор, о котором известно только то, что на нем был разрешен спор между рязанским и сарайским епископами о границах их епархий.

В 1350 г., впав в тяжкую болезнь, Феогност отправил вместе с Великим князем посольство к патриарху и императору с ходатайством о поставлении, в случае его смерти, в русские митрополиты не грека, а того лица из русских, которое будет прислано от Великого князя.

В 1351 г. он благословил на суздальскую кафедру епископа Даниила, бывшего под запрещением "за некую вину». В начале декабря 1352 г. ставить своего наместника Алексия во епископа владимирского. В 1353 г., пред самою смертью его, в Москве состоялось какое то совещание Великого князя с князем суздальским "про причет церковный».

11 марта этого года Феогност скончался и через четыре дня погребен был в Успенском соборе рядом с митрополитом Петром.

В 1475 г. гроб митрополита Феогност был вынесен из Успенского собора, на время перестройки последнего, в церковь Св. Иоанна под колоколами и возвращен на прежнее место 27 августа 1479 г. По сообщению летописи, в 1474 г. при гробе Феогноста получил исцеление некий человек; "и сказаша митрополиту Геронтию и великому князю, они же неверием одержима беша, не повелета звонити и всему городу славити его, но последи новую церковь сотвориша Богородицкую и заделаша мощи его, в землю покопавши, и покрова на гробнице каменной не положиша, и ныне в небрежении гроб его».

Хотя в некоторых прологах XVII в. и встречаются под 27 августа записи о перенесении мощей "иже во святых отца нашего Феогноста, митрополита киевского», но несомненно, что ни в XVI, ни в XVII столетиях митрополиту Феогносту еще не было установлено празднования в Успенском соборе.

Установление этого празднования относится к XIX ст.

Греческий историк Никофор Григора называет Феогноста "мужем разумным и боголюбивым», наши летописи (Типографская и Воскресенская) — великим наставником.

Тот же Григора сообщает, что м. Феогност, получив определение Константинопольского собора 1341 г. с изложением учения о несотворенности Фаворского света, не согласился с этим учением и написал по поводу его многие пространные укоризны и обличения, которые доставил патриарху и епископам.

В настоящее время известно только одно сочинение Феогноста, не считая грамоты от его имени на Червленный яр, которую, конечно, не он писал, — поучение на русском языке "к духовным чадам… о божественных писании, о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещанно... и якоже недостойнии приходят к божественным таинам, в муку себе в нетерпеливую в вергут, и како подобает чтити честного и животворящаго креста».

Может быть, не без ведома Феогноста был составлен в его правление до 1340 г. сборник узаконений против симонии, под заглавием: "Книга, нарицаемая Власфимия».

Находящийся в московской синодальной библиотеке требник, ложно носящий его имя и содержащий в себе обличение раскольников, составлен известным типографом петровского времени Ф. Поликарповым-Орловым.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Дата написания статьи:   1913 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   "Полн. Собр. Русских Летописей", т.т. I, II, III, IV, V, VII и XXI.— "Русская Историческая Библ.", т. 6, ч. 1, 2-е изд., СПб. 1908 г. — Евгений м., "Словарь истор. о писат. дух. чина", ч. II, СПб. 1827 г.— Барсуков H., "Источники рус. агиографии". СПб. 1882 г. —Леонид, apxим., "Св. Русь", СПб. 1891 г. - Макарий, м., "История рус. церкви", т. IV, СПб. 1886 г.— Филарет, архиеп. "Обзор рус. дух. лит.", кн. 1, СПб. 1881 г. — Его же, "Русские святые", Чернигов, 1805 г. — Димитрий, архиеп., "Месяцеслов Святых", вып. VII, Тверь, 1898 г. —Голубинский E., "История канонизированных святых в русской церкви", изд. 2-е, М. 1903 г. — Его же, "История рус. церкви",II т., 1-я пол. М. 1900 г. — Никольский Н. "Материалы для истории древне-рус. духовн. письменности" ("Изв. отдел. рус. яз. и слов. И. А. H.", 1903 г., т. VIII, кн. I).


Ключевые слова: Древняя Русь
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг.
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...