ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ‘еодорит, архиепископ –€занский и ћуромский » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

‘еодорит, архиепископ –€занский и ћуромский

‘еодорит, архиепископ –€занский и ћуромский, как говорит предание, родилс€ в 1551 году (а в копи€х домашних записок ј. ¬. —ергеева Ч в 1549 году), в царствование »оанна √розного.  то были родители ≈. и как проводил он светское поприще своей жизни, на это нет никаких достоверных указаний. ≈сть, впрочем, предположение, что он был близкий родственник бо€рину Ўереметеву, имел поместь€ в –€зани и что патриарх »ов склонил его вступить в монашество.

ѕрин€тие монашества могло последовать не ранее 1589 г., так как в этом году в ћоскве был установлен патриарший престол. »стори€ монашеской жизни этого знаменитого человека, до посв€щени€ его в сан р€занского архиепископа, так же покрыта неизвестностью. ѕравда, им€ ‘еодорита встречаетс€ при следствии, по случаю смерти ƒимитри€ царевича, убитого в ”гличе (15 ма€ 1591 г.): в акте, написанном по этому случаю ¬асилием »вановичем Ўуйским, митрополитом √еласием и другими следовател€ми, между прочим, сказано: "а ќсипа ¬олохова привели при них, при нем, при архимандрите при ‘еодорите и при игумоне при —аватееї. Ќо до сих пор еще достоверно неизвестно, кто был упоминаемый здесь архимандрит ‘еодорит, будущий ли архипастырь р€занский, или другое какое-либо лицо.

— 1604 г. ‘еодорит был архимандритом р€занского —пасского монастыр€.

¬ 1605 году архиепископский престол в –€зани сделалс€ вакантным. »гнатий грек, бывший до того архиепископом кипрским, управл€вший р€занской епархией, ƒимитрием —амозванцем был возведен на степень московского патриарха. ѕредусмотрительный √ермоген, будучи еще митрополитом казанским, рукоположил архим. р€занского —пасского монастыр€ ‘еодорита в сан архиепископа –€занского и ћуромского.

— этого времени начинаетс€ де€тельное служение этого архиепископа ќтечеству и ÷еркви в самое бедственное дл€ государства врем€.

¬ каждом важном событии он принимал более или менее де€тельное участие, сопровождавшеес€ благодетельными последстви€ми. ƒействительно, положение –оссии тогда было самое бедственное: она находилась во власти самозванца, который предавал его в руки врагов.

‘еодорит нравственно страдал при виде новых угрожающих отечеству опасностей и, чувству€ невозможность отстранить их, хотел, по крайней мере, ослабить силу их в своей епархии; он неутомимо заботилс€ о еЄ спасении, как от внешних, так и от внутренних врагов и усмир€л м€тежи, готовые вспыхнуть в самой –€зани.

‘еодорит опиралс€ в де€тельности своей на сильных и знатных мужей: ему покровительствовали тогда Ўуйский, √ермоген, друзь€ его ¬олконские; сам лже-патриарх »гнатий смир€лс€ перед ним.

ѕри содействии некоторых из этих покровителей ‘еодорит успел возвратить архиерейскому дому отн€тое у предшественников своих владение.

»з грамоты, данной в ћоскве 29 августа 1605 года самозванцем на им€ ‘еодорита, видно, что самозванец был в благопри€тных отношени€х к архиепископу. ћожет быть, он думал привлечь этим знаменитого архипастыр€ на свою сторону. Ќо ‘еодорит, зна€, что молчанием можно и самому спастись от притеснений и паству уберечь от врагов, оставалс€ равнодушным к действи€м самозванца, не говор€ ничего ни против него, ни за него; из сказаний современников о самозванцах видно,"что р€занский архиепископ был при браке самозванца с ћариною 8 ма€ 1606 года, только имени его в церемониале не обозначено. ѕосле свержени€ Ћжедимитри€ с престола (17 ма€ 1606 г.) ‘еодорит участвовал в духовном торжестве при венчании ¬асили€ »вановича Ўуйского на царство.

„ерез два дн€ вместе с самим Ўуйским и знатнейшими духовными и светскими лицами он встречал мощи св€того ƒимитри€ царевича, перенесенные, по царскому повелению, из ”глича в ћоскву.

Ёти событи€ сблизили ‘еодорита с государем.

‘еодорит прив€залс€ к нему всею душою и ревностно заботилс€ о поддержании его на престоле. ѕользу€сь близостью и благосклонностью его, ‘еодорит прежде всего ходатайствовал у него за р€занское духовенство. » Ўуйский, спуст€ три недели после своего воцарени€ (19 июн€ 1606 года), пожаловал милостивую грамоту всему соборному духовенству с причтом и служащими при соборах. √рамота по своему содержанию замечательна€: ею восстановл€лись, с одной стороны, прежние права, какими пользовалось соборное духовенство при последних р€занских кн€зь€х, с другой, давались и новые.

”сердно забот€сь о возвышении и обеспечении соборного духовенства, как ближайших сотрудников своих в деле служени€ церкви и управлени€ паствою, архиепископ ‘еодорит в то же врем€ прилагал де€тельное попечение о другом, не менее

важном предпри€тии в престольном своем граде, в полной надежде на содействие государ€ ¬асили€ »вановича Ўуйского. ≈ще первый архиепископ р€занский ћитрофан заложил в 1598 г. "новую соборную церковь во им€ ”спени€ ѕресв€та€ Ѕогородицы, каменнуюї. ѕо различным обсто€тельствам она не была окончена в течение восьми лет, до самого времени св€тительства ‘еодорита. јрхиепископ ‘еодорит решилс€ окончить постройку соборного храма. Ќо, не име€ средств дл€ исполнени€ такого важного предпри€ти€, обратилс€ с просьбою о помощи к ¬асилию »вановичу Ўуйскому. Ўуйский охотно исполнил просьбу любимого архипастыр€.

—огласно приказу цар€, соборный храм в 1606 году был построен. ѕо окончании постройки, украсив благолепно соборный храм ”спени€ Ѕожией ћатери, преосв€щенный ‘еодорит имел утешение и духовную радость видеть прославление первопрестольника своего и совершить в р€занской церкви одно из тех св€щеннодействий, которое сделало им€ его незабвенным дл€ –€зани и особенным образом осв€тило новопостроенный собор ”спени€ Ѕожией ћатери.

Ёто Ч открытие и перенесете мощей св€тител€ и чудотворца ¬асили€, первого епископа нынешней –€зани.

¬ 1609 году, по неисповедимым судьбам Ѕожиим, мощи епископа р€занского, —в. ¬асили€, найдены были нетленными. јрхиепископ ‘еодорит открыл их 10 июн€, в субботу, накануне недели всех св€тых и с подобающим торжеством перенес их от Ѕорисоглебской церкви, из старого острога, в ”спенский собор.

 ак благоговейный архипастырь, ‘еодорит внес им€ его в число св€тых, сложил в честь его хвалебные песни в стихирах, тропар€х и кондаках, по подражанию јнтонию –имл€нину, составил описание жити€ его на основании сказани€ в „етьи-ћинее, написал летопись перенесени€ св€тых мощей его от Ѕорисоглебского собора в нынешний –ождественский, сам воспел ему молебное пение и, наконец, велел изобразить св€той лик угодника Ѕожи€ на иконе, так как, при открытии св€тых мощей, он мог видеть св€тое лицо праведника лучше всех.

ѕо его же повелению над тем местом в соборе, где положены были мощи св€того, воздвигнута была каменна€ гробница, и на ней поставлена та чудотворна€ икона Ѕожией ћатери, с которою —в. ¬асилий приплыл в –€зань. ¬ т€желые дл€ –оссии минуты архиепископ ‘еодорит дал обет Ѕогу принести дар церкви в благодарность за свое спасение и паствы от угрожавших бедствий во врем€ первого самозванца Ћжедимитри€ и, спуст€ два года после перенесени€ мощей св€тител€ ¬асили€, исполнил свой обет. ¬ 1611 г. он внес в соборную церковь ”спени€ Ѕожией ћатери напрестольный праздничный крест из чистого золота чеканной работы.

»сполненный чувствами благоговени€ к св€тыне престольного своего города, с живым сознанием св€того покровительства ÷арицы Ќебесной р€занской пастве, архиепископ ‘еодорит велел написать с чудотворной иконы две копии, самые верные по величине, размеру и виду. — целью увековечить св€щенную пам€ть о самом месте €влени€ еЄ, ‘еодорит одну из этих св€тых икон препроводил в село ‘едотьево, откуда она перенесена была в –€зань в 1487 году.

ƒругую такую копию с чудотворной иконы Ѕожией ћатери ‘едотьевской ‘еодорит поставил в Ѕорисоглебском соборе, первой кафедре р€занских св€тителей.

ѕосле этого пон€тно, почему прозорливый √ермоген, с самого начала вступлени€ его в иночество, обратил на него особенное внимание и отличил его, как избранника.

«аслуги архиепископа ‘еодорита ќтечеству в т€жкую годину бедствий столь велики, что им€ его вписалось в летопис€х в числе первых спасителей –оссии 1612 г. ¬о всех государственных событи€х, совершившихс€ от начала царствовани€ ¬асили€ »вановича Ўуйского (19 июн€ 1606 года) до самого умиротворени€ –оссии после бурного между царстви€ (14 марта 1613 года), ‘еодорит €вл€лс€ неусыпным попечителем о спасении не одной –€зани, а целого русского государства. Ѕез сомнени€, ѕере€славль –€занский об€зан был своим спасением от измены государю предусмотрительному ‘еодориту. B патриотическом вли€нии на народ ‘еодорита поддерживали его друзь€, кн€зь€ ¬олконские, и в особенности кн€зь ћихаил ¬олконский, московский воевода.

—реди разного рода треволнений, жестокие удары один за другим поражали чувствительную душу ‘еодорита.

ќн с глубоким сокрушением сердца оплакивал несчастие своего

благодетел€, цар€ Ўуйского, когда узнал о коварном замысле «ахари€ Ћ€пунова, низведшего с престола Ўуйского 17 июл€ 1610 года и 19 июл€ насильно постригшего в монахи; с ужасом взирал на бедствие ћосквы, с невыразимою скорбию Ч на предсто€щее распадение государства; горько сокрушалс€, узнав о козн€х —игизмунда против самой православной веры, и только в пламенной молитве о –оссии и церкви искал утешени€, возлага€ всю надежду на дивный в судьбах их промысел Ѕожий.

ѕользу€сь близкою св€зью с представител€ми власти в р€занской земле, ѕожарским, Ћ€пуновым и протопопом ƒимитрием, ‘еодорит сносилс€ с ними относительно бедственного положени€ отечества и защиты православной веры.

√лубоко потр€сена была душа ‘еодорита при виде ужаснейших бедствий –оссии, дошедших до самых крайних пределов: √ермоген был уморен пол€ками голодом в темнице 17 феврал€ 1612 года; Ћ€пунов пал под стенами ћосквы от рук злодеев; ѕожарский в битве с пол€ками был ранен и, изнемога€ от ран, оставил ополчение и т. и.

Ќо эти бедстви€ были уже последние. ¬ Ќижнем Ќовгороде, под вли€нием религиозных и св€тых чувств, под впечатлением посланий из “роицкой лавры, гражданин-м€сник  узьма ћинин —ухорукий, €вилс€ с воззванием к русскому народу о спасении веры и отечества; во главе земского восстани€ вождем ополчени€ стал друг ‘еодорита кн€зь ƒимитрий ћихайлович ѕожарский, с выборным от народа ћининым. ’от€ летописи и проход€т молчапием им€ ‘еодорита, однако, следует заметить, что он оказывал довольно сильное вли€ние на вождей восстани€.

ƒревность сохранила нам один пам€тник тогдашних времен, указывавший на заботу ‘еодорита о поддержании религиозного жизни пасомых в духе православи€.

Ёто Ч антиминс того времени, когда ћосква была уже освобождена от врагов, а русское царство управл€лось советом бо€р.

1613 год открывает, перед нами в летопис€х истории –оссии великий и славный подвиг архиепископа ‘еодорита в достопам€тном деле избрани€ ћихаила ‘еодоровича –оманова на всероссийский престол царем и самодержцем.

21 феврал€, в неделю ѕравослави€ в ћоскве был последний земский собор.

ѕосле молебна в церкви ”спени€ Ѕожией ћатери благоговейные молитвы, принесенные в лице народных представителей всею российскою церковью, озаривши дух народа, привели к желаемому концу: единогласным мнением всех чинов собора и духовных и светских избран был на царство и наречен царем и самодержцем шестнадцатилетний юноша, ћихаил ‘еодорович –оманов.

—обор поручил ‘еодориту огласить им€ избранника перед народом. ‘еодорит, сопровождаемый келарем “роицкой лавры јвраамием ѕалицыным, Ќовоспасским архимандритом »осифом и бо€рином ¬асилием ѕетровичем ћорозовым объ€вил на  расной площади им€ избранника, которого народ сам сильно желал.

«атем земский собор избрал ‘еодорита в качестве представител€ приглашать ћихаила ‘еодоровича на царство.

¬ посольство с ‘еодоритом назначались многие архимандриты и игумены, в числе которых находились и знаменитый келарь “роицкой лавры јвраамий ѕалицын и «арайский протоиерей ƒимитрий; из бо€р Ч первостепенный бо€рин ‘едор »ванович Ўереметев, кн€зь Ѕахте€ров-–остовский, √оловин и другие, от каждого сослови€ поверенные граждане.

—оставилось таким образом многочисленное посольство, которому поручалось "ехать к √осударю ÷арю и ¬еликому кн€зю ћихаилу ‘еодоровичу все€ –уси в ярославль, или где он √осударь будет. Ќа ‘еодорита возложено было произнести речь ћихаилу ‘еодоровичу и его матери, в которой он должен был €сно представить бедственное состо€ние русской земли, раскрыть, что сделали пол€ки и литовцы, как они разорили государство и объ€снить ћихаилу ‘еодоровичу, как составилс€ великий земский совет дл€ избрани€ государ€ всей русской земли. ѕоручение ‘еодорита было очень трудное: шестнадцатилетнего юношу, изведавшего все бедстви€ т€желого плена у врагов, видевшего превратности судьбы прежних царей, много измен и кл€твопреступлени€ народа, хорошо понимавшего расстроенное состо€ние русского царства, убедить прин€ть это царство с тем, чтобы устроить его Ч много нужно было ума и энергии.

‘еодорит, в напутствие себе и посольству, прин€л от лица собора св€тыню ћосквы: икону ”спени€ ѕреблагословенной ¬ладычицы, написанную —в€тым митрополитом ѕетром.

2 марта ему и прочим членам посольства был вручен наказ от земского собора, и в тот же день он выехал из ћосквы.

13 марта, к вечерне, прибыли в  острому и, не доезжа€ до города две версты, остановились в селе Ќовоселках на нагорной стороне р. ¬олги, напротив »патьевского монастыр€.

¬ тот же день, по сношении с ‘еодоритом, градоначальники со множеством народа спешили в Ќовоселки, чтобы идти с архиепископом и посольством в то место, где жил ћихаил ‘еодорович.

‘еодорит дал знать ћихаилу ‘еодоровичу о своем приезде с послами и получил повеление быть у него на другой день.

14 марта, в воскресенье четвертой недели великого поста, по совершении заутрени, ‘еодорит стал переправл€тьс€ с посольством через ¬олгу.

Ќавстречу св€щенному шествию ‘еодорита с собором духовенства и послами спустилось из города, с крестами, хоругв€ми и с чудотворною ‘еодоровскою иконою Ѕожией ћатери, все костромское духовенство; навстречу ему также при колокольном звоне вышел другой крестный ход иночествующих из св€тых ворот, в сопровождении будущего цар€ и его инокини-матери. ѕосле того, как ‘еодорит, благословив крестом ћихаила ‘еодоровича, преподнес ему грамоту, объ€снил причину посольства и услышал из уст ћихаила отказ, ‘еодорит сильно опечалилс€ и снова вместе с Ўереметевым стал умол€ть ћихаила ‘еодоровича прин€ть царский венец.

јрхиепископ произнес пространную речь, в которой высказал великую истину народных действий, которые ручались за самый благотворный исход призвани€ на царство. ƒолго приходилось ‘еодориту умол€ть ћихаила не отказыватьс€ от царства, но все было тщетно; тогда он представил картину бедствий –оссии: поругание св€тыни, пленение народа, междоусобную брань, кровопролитие и т. и.

Ќаконец, произнес свою сильную речь: "“ого ли угодно вам, тебе, великой старце иноке ћарфе »вановне и сыну твоему √осударю Ќашему, ћихаилу ‘еодоровичу, чтобы нас бедных не пощадить и оставить сирыми?ї и т. д.

—трах ответственности пред грозным судом Ѕожиим привел в трепет ћарфу »вановну. ¬опль и рыдание народа, неотступное моление архиепископа, собора и бо€р, вид чудотворных икон потр€сли душу и сердце и старицы матери: она изъ€вила согласие сыну прин€ть царство.

ѕосле торжества избрани€ ћихаила ‘еодоровича на царство, заботливый ‘еодорит с товарищами в тот же день, как возведен был ћихаил на царство, составил известительную грамоту к московскому «емскому собору. 1 апрел€ «емский собор писал ‘еодориту и Ўереметеву, чтобы доложили они государю, когда он прибудет в ћоскву и где его встретить, но 18 апрел€ сам государь уведомл€л духовенство и бо€р, что он замедлил своим прибытием в ћоскву по случаю дурной погоды. 2 ма€ ‘еодорит с духовенством участвовал в крестном ходе при встрече государ€. “аким образом ‘еодорит совершил великое государственное дело, возложенное на него собором, и показал себ€ в нем истинным сыном отечества, ревностным иерархом и отцом церкви, великим государственным мужем, всецело преданным благу и славе своего отечества. ѕосле столь великих трудов, употребленных в течение двух мес€цев на тревожное путешествие в  острому, необходимо было архипастырю некоторое успокоение. Ќо в скором времени новые труды и заботы ожидали ‘еодорита по возвращении в ћоскву.

‘еодорит принимал самое живое, де€тельное участие в написании грамоты об избрании на престол ƒома –омановых.

¬ грамоте, излага€ заслуги верных сынов церкви и отечества, собор среди де€телей поместил, и им€ славного р€занского архиепископа ‘еодорита.

—обор настолько ценил слова и речи ‘еодорита, говоренные им ћихаилу ‘еодоровичу и его матери, что внес их в государственный акт в подлинных выражени€х, и все распор€жени€ и действи€ его с обсто€тельным описанием. ¬еликих заслуг ‘еодорита, так высоко оцененных современниками на соборе, не оставил без внимани€ и сам государь.

”казом от 8 июн€ 1613 года ћихаил ‘еодорович повелел отдать ‘еодориту в полное владение "старое его дворовое место в ћоскве, в Ѕелом царевом городе, на ≈гуньевской улице, у ѕречиста€ √ребенской и на том месте храм каменный ∆ивоначальны€ “роицы, а под ним погреб каменнойї.

— окончанием торжества короновани€ ћихаила ‘еодоровича, в котором ‘еодорит с другими епископами принимал видное участие, государственна€ де€тельность его не прекратилась. ‘еодорит, как государственный де€тель, в последние годы своей жизни с полной ревностью раздел€л труды и заботы государ€ и его помощников Ч государственных мужей. Ќеусыпным попечением, мудрыми советами, как опытный муж, он много содействовал к ограждению престола от прит€заний врагов –оссии, к водворению поко€ и тишины в отечестве.

ћного потрудилс€ ‘еодорит в приведении в пор€док и благоустройство своей обширной епархии как по части церковной, так и экономической. ¬ свободное от государственных зан€тий врем€ ‘еодорит спешил посещать свою паству. ѕо прибытии в –€зань он с живым участием отнесс€ к бедственному положению своей паствы. ѕриложные труды и заботы постепенно стали разрушать его здоровье, и недуги приближали его к последним дн€м жизни. Ќе прошло и года, как архипастырска€ его де€тельность прекратилась.

‘еодорит мирно скончалс€ 10 сент€бр€ 1617 года, на 66-м году жизни, в 12-й год архипастырского служени€.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ƒревн€€ –усь
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    –усский библиографический словарь. 1913. т. 25
ƒата написани€ статьи:   1913 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   јмвросий, "»стори€ –€занской епархии". Ч H. ƒ., "ƒев€тисотлетие –€занской епархии". Ч Ѕантыш- аменский, "—ловарь достоп. людей".Ч"–€занские √убернские ¬едомости", 1840 г., є 14. Ч "“елескоп", 1836 г. Ч ѕовествование о –оссии, јрцыбашева, т. III.Ч¬оздвиженский, "»сторич. обозор. р€занской иерархии". Ч —оловьев, "»стори€ –оссии", т. VIII, Ч  арамзин, "ист. –осс. √осударства" т. XII.Ч ”стр€лов, "–усска€ истори€". Ч "—обр. госуд. грамот и договоров", ч. I.Ч"»сторич. опис. костромского »патьевского монастыр€". Ч"–€занск. епархиальные ¬ед.", 1870 г., є 12Ч23. Ч "’рист. литература", 1850 г., ч. I, стр. 871. Ч ». —троев, "—писки иерархов".Ч “итов, "–€занские архиереи".


 лючевые слова: ƒревн€€ –усь
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1
–†–Њ–±–Њ—В—Л1
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 1 —З–∞—Б –љ–∞–Ј–∞–і