Феодор Жидовин

Феодор Жидовин, иначе Новокрещеной, писатель XV века, автор "Послания» к евреям, написанного в ответ на их письменный запрос "о взыскании истинного пути и веры христианьскыя», и перевода на древнеславянский язык сборника еврейских молитв под названием: "Книгы, глаголемыя Псалтырь».

Из личных отступлений автора в Послании известно, что он был родом еврей и крестился в православную веру в сорокалетнем возрасте, будучи "потвержден» к тому "великим князем Василием Васильевичем, русским Царем, потвердником христианской веры и проводителем к небесному царствию, и благословением архиепископа нашего Ионы, митрополита киевского и всея Руси», — следовательно когда-то до 31-го марта 1461 г.

То обстоятельство, что в обращении Феодора Жидовина принимали близкое участие сам Великий князь и Митрополит, как-бы показывает, что бывший еврей в каком-либо отношении, — например, по роду своих занятий, или личным качествам, — представлялся этим высоким лицам значительным человеком.

Послание написано при Ионе, митрополите всея Руси, т. е. между 15-го декабря 1448 г. в 31-го марта 1461 г., может быть, немного времени спустя после крещения ("40 лет ходих... во тме, ныне же пакы узрех... истинного Бога»); содержание его составляют убежденная проповедь истинности одного христианства и резкое осуждение иудейства, которое приравнивается к состоянию "свиньи, иже в грязи почивает»; из текста сочинения, между прочим, видно, что Феодор Жидовин ради христианства порвал со "своим родом и своим имением»; материал, употребленный в качестве доказательства истинности христианства, обнаруживает в авторе пытливое изучение новой веры по первоисточникам и литературе (знакомство со священным писанием, минеями, сборниками, евангелием Никодима и пр.).

В послесловии к переводу молитв говорится, что он составлен по "благословению и приказанию Филиппа, митрополита всея Руси», т. е. между 11-го ноября 1464 г. и 5-го апреля 1473 г., когда святительствовал митр. Филипп, из чего следует заключить, что автор был близок к митр. Филиппу и исполнял (по крайней мере, один раз исполнил) его литературная поручения.

Существует, впрочем, мнение, что имя митр. Филиппа употреблено здесь с целью ввести в заблуждение легковерных читателей - христиан, так как Псалтырь является богослужебною книгою жидовствующих, о которой якобы упоминается в известном послании архиепископа новгородского Геннадия к сарскому епископу Прохору, а сам Феодор Жидовин — никто иной, как еретик-жидовствующий, прикрывающийся лишь именем христианина.

Это мнение, помимо свидетельства "Послания» Феодора Жидовина о христианской настроенности автора, опровергается, во-первых, несоответствием ссылки на Геннадия, говорящего не о сборнике еврейских молитв, а настоящей Псалтыри Давидовой, лишь приспособленной жидовствующими для своих целей, и, во-вторых — беэразличиым для учения жидовствующих содержанием переведенных Феодором Жидовином молитв.

Язык обоих памятников показывает, что Феодор Жидовин пришел откуда-то с запада России, вероятнее всего из Литвы; покровительство же ему Великого князя и митрополитов ведет к предположению, что он жил там же, где жили его покровители.

Кроме указанных произведений, Феодору Жидовину приписываются, более или менее решительно, еще исправление славянского перевода Пятокнижия по еврейскому тексту и перевод кн. Есфирь, но без достаточных оснований.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Феодор Жидовин
Категория темы:Древняя Русь
Автор(ы) статьи:Н. Трубников
Источник статьи: Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Варлаам, архим., "Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон." ("Учен. Зап. II отд. Имп. Акад. Наук", кн. V). — Строев П., "Хронология, указание материалов отечественной истории, литературы, и родов, до начала ХVIII ст. ("Журнал Мин. Нар. Пр.", 1834 г., февр.). — Его же, "Библиологический словарь", ч. I, Спб. 1884 т. — Филарет, архиеп., "Обзор рус. дух. лит.", ч. I, Спб. 1884 г. — Горский и Невоструев, "Описание славянских рукописей московской синодальной библ." I, М. 1856 г. — Голубинский E. E., "История рус. церк., т. II, кн. I, М. 1904 г.— Тихонравов H. С., Собр. сочин., т. I. — Вишняков H., прот., "Происхождение Псалтири", Спб. 1876 г. — Амфилохий, епис., "Древнеславянская Псалтирь", т. III, М, 1881 г. — Соколов М., "Послание Феодорf Жидовинf" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Р.", 1902 г.). — Шамбинаго C. К., "Следы непосредственного влияния евреев, сказавшиеся в памятниках др. письменности" ("Помощь", сборн., Спб. 1903г.).— Иловайский Д. И., "История России", т. II, и "Соврем. Изв.", 1884 г., № 263.—Евсеев И. E., "Книга пр. Даниила в переводе жидовствующих ("Чтение Об. Ист. и Др. Р.", 1902 т.).—Его же, "Заметки по древн. славян. переводу Св. Писания" ("Извест. Имп. Ак. наук", т. VIII, Спб. 1898 г). — Сперанский М., "Псалтирь жидовствующих в переводе Феодор Жидовин — еврея" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Р.", 1907 г.).— Соболевский А Ж., "Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв." Спб. 1903 т. — Его же, Рецензия на изд. — "О ереси жидовствующих", М. 1902 г. ("Журнал Мин. Нар. Пр.", 1902 г., окт.).—Его же, Рецензия на вышеуказанную работу Сперанского ("Ж. М. Н. Пр.," 1907 г., ноябрь). — Перетц В. Н., "Новые труды о жидовствующих ХМ в. и их литературе", Киев, 1908 г.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru