Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Феодор Жидовин

Феодор Жидовин, иначе Новокрещеной, писатель XV века, автор "Послания» к евреям, написанного в ответ на их письменный запрос "о взыскании истинного пути и веры христианьскыя», и перевода на древнеславянский язык сборника еврейских молитв под названием: "Книгы, глаголемыя Псалтырь».

Из личных отступлений автора в Послании известно, что он был родом еврей и крестился в православную веру в сорокалетнем возрасте, будучи "потвержден» к тому "великим князем Василием Васильевичем, русским Царем, потвердником христианской веры и проводителем к небесному царствию, и благословением архиепископа нашего Ионы, митрополита киевского и всея Руси», — следовательно когда-то до 31-го марта 1461 г.

То обстоятельство, что в обращении Феодора Жидовина принимали близкое участие сам Великий князь и Митрополит, как-бы показывает, что бывший еврей в каком-либо отношении, — например, по роду своих занятий, или личным качествам, — представлялся этим высоким лицам значительным человеком.

Послание написано при Ионе, митрополите всея Руси, т. е. между 15-го декабря 1448 г. в 31-го марта 1461 г., может быть, немного времени спустя после крещения ("40 лет ходих... во тме, ныне же пакы узрех... истинного Бога»); содержание его составляют убежденная проповедь истинности одного христианства и резкое осуждение иудейства, которое приравнивается к состоянию "свиньи, иже в грязи почивает»; из текста сочинения, между прочим, видно, что Феодор Жидовин ради христианства порвал со "своим родом и своим имением»; материал, употребленный в качестве доказательства истинности христианства, обнаруживает в авторе пытливое изучение новой веры по первоисточникам и литературе (знакомство со священным писанием, минеями, сборниками, евангелием Никодима и пр.).

В послесловии к переводу молитв говорится, что он составлен по "благословению и приказанию Филиппа, митрополита всея Руси», т. е. между 11-го ноября 1464 г. и 5-го апреля 1473 г., когда святительствовал митр. Филипп, из чего следует заключить, что автор был близок к митр. Филиппу и исполнял (по крайней мере, один раз исполнил) его литературная поручения.

Существует, впрочем, мнение, что имя митр. Филиппа употреблено здесь с целью ввести в заблуждение легковерных читателей - христиан, так как Псалтырь является богослужебною книгою жидовствующих, о которой якобы упоминается в известном послании архиепископа новгородского Геннадия к сарскому епископу Прохору, а сам Феодор Жидовин — никто иной, как еретик-жидовствующий, прикрывающийся лишь именем христианина.

Это мнение, помимо свидетельства "Послания» Феодора Жидовина о христианской настроенности автора, опровергается, во-первых, несоответствием ссылки на Геннадия, говорящего не о сборнике еврейских молитв, а настоящей Псалтыри Давидовой, лишь приспособленной жидовствующими для своих целей, и, во-вторых — беэразличиым для учения жидовствующих содержанием переведенных Феодором Жидовином молитв.

Язык обоих памятников показывает, что Феодор Жидовин пришел откуда-то с запада России, вероятнее всего из Литвы; покровительство же ему Великого князя и митрополитов ведет к предположению, что он жил там же, где жили его покровители.

Кроме указанных произведений, Феодору Жидовину приписываются, более или менее решительно, еще исправление славянского перевода Пятокнижия по еврейскому тексту и перевод кн. Есфирь, но без достаточных оснований.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Дата написания статьи:   1913 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Варлаам, архим., "Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон." ("Учен. Зап. II отд. Имп. Акад. Наук", кн. V). — Строев П., "Хронология, указание материалов отечественной истории, литературы, и родов, до начала ХVIII ст. ("Журнал Мин. Нар. Пр.", 1834 г., февр.). — Его же, "Библиологический словарь", ч. I, Спб. 1884 т. — Филарет, архиеп., "Обзор рус. дух. лит.", ч. I, Спб. 1884 г. — Горский и Невоструев, "Описание славянских рукописей московской синодальной библ." I, М. 1856 г. — Голубинский E. E., "История рус. церк., т. II, кн. I, М. 1904 г.— Тихонравов H. С., Собр. сочин., т. I. — Вишняков H., прот., "Происхождение Псалтири", Спб. 1876 г. — Амфилохий, епис., "Древнеславянская Псалтирь", т. III, М, 1881 г. — Соколов М., "Послание Феодорf Жидовинf" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Р.", 1902 г.). — Шамбинаго C. К., "Следы непосредственного влияния евреев, сказавшиеся в памятниках др. письменности" ("Помощь", сборн., Спб. 1903г.).— Иловайский Д. И., "История России", т. II, и "Соврем. Изв.", 1884 г., № 263.—Евсеев И. E., "Книга пр. Даниила в переводе жидовствующих ("Чтение Об. Ист. и Др. Р.", 1902 т.).—Его же, "Заметки по древн. славян. переводу Св. Писания" ("Извест. Имп. Ак. наук", т. VIII, Спб. 1898 г). — Сперанский М., "Псалтирь жидовствующих в переводе Феодор Жидовин — еврея" ("Чт. Общ. Ист. и Др. Р.", 1907 г.).— Соболевский А Ж., "Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв." Спб. 1903 т. — Его же, Рецензия на изд. — "О ереси жидовствующих", М. 1902 г. ("Журнал Мин. Нар. Пр.", 1902 г., окт.).—Его же, Рецензия на вышеуказанную работу Сперанского ("Ж. М. Н. Пр.," 1907 г., ноябрь). — Перетц В. Н., "Новые труды о жидовствующих ХМ в. и их литературе", Киев, 1908 г.


Ключевые слова: Древняя Русь
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...