Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ОСУДАРЕВА ДОРОГА

ОСУДАРЕВА ДОРОГА, путь от Белаго моря к Онежскому оз., проложенный по приказанию Петра I и пройденный им в августа 1702 г.

Идея соединения Беломорья с Балтикой, не осуществленная и до сих пор, принадлежала Великому преобразователю России.

Поход Петра по Осударевой дороге был вызван необходимостью перебросить часть войск и 2 фрегата от берегов Белого моря к истокам Невы, к шведской крепости Нотебургу, взятие которой входило в предположения Царя.

8 июня 1702 г. (месяца за 2 до похода) писарю Преображенского полку Ипату Муханову было повелено проехать "из Архангельска морем до Онеги, а сею рекою вверх, для проведывания ближайшего и способного водяного и сухопутного пути к Олонцу и Новгороду". Остались ли поиски Муханова безуспешными или то же самое было поручено одновременно и сержанту Преображенского полка Михаилу Щепотеву, — неизвестно, но дорога была проведена не Мухановым, а Щепотевым.

В помощь последнему были даны крестьяне с лошадьми из ближайшей частей нынешней Архангельской, Олонецкой и Новгородской губ.

Болотистость и топкость местности, особенно в северной её части, по которой предстояло проложить дорогу, делали ее почти непроходимой.

С 10 по 16 августа Петр пробыл в Соловецком монастыре; 16-го рано утром Царь покинул монастырь и отплыл к пристани Нюхотской Соловецкого усолья, где и был брошен якорь в тот же день вечером.

Никогда — ни прежде, ни после — не был этот пустынный берег так оживлен, как в половине августа 1702 г.

Кроме Государя и Наследника престола Царевича Алексея Петровича, здесь собралась многочисленная свита, в том числе А. Д. Меншиков, будущий 1-й губернатор Олонецкой губ., духовенство с певчими, рабочие Щепотева, нанятые им подводы и 5 батальонов гвардии (4 т. ч.).

Началась разгрузка кораблей, продолжавшаяся всю ночь и на другой день. Здесь Петром были получены донесения Шереметева о победе над Шлиппенбахом при Гуммельсгофе и от Апраксина о поражении им Кронгиорта у Ижоры.

17 августа Петр в письме к Шереметеву пишет: "Мы сколь возможно скоро спешить будем", а польскому королю Августу II в особом извещении от того же числа упоминает: "Мы ныне обретаемся близ границы неприятельские и намерены, конечно, с Божиею помощью некоторое начинание учинить". Это, вместе с письмом к Апраксину от 28 августа из Повенца, которое Петр закончил словами: "Мы чаем немедленно быть в Ладогу", определяет важность значения Осударевой дороги в тот период Северной войны, когда перед Царем лежала задача овладеть течением Невы.

По Осударевой дороге д. б. пройти сам Царь с наиболее испытанной частью своей молодой армии и протащить на полозьях к Онежскому оз. 2 фрегата. Только на 10-й день пути, 26 или 27 августа, пройдя 185 вер., преодолев невероятные трудности, достиг Петр Повенца.

Медленно подвигалась колонна, люди и лошади то проваливались в рытвины, то утопали в жидкой болотной грязи. "Везде по ямам первую мостовину клал сам Осударь, вторую давал класть сыну своему возлюбленному, а там и бояр на это дело потреблял".

На ночлег останавливались у зимушек (род промысловых изб).

С великой радостью достигли, наконец, в 94 вер. от пристани, первой дер. Вожмосалмы, где, по случаю ненастной погоды, границы обретаемся и при помощи Божией не чаем праздны быть". Отсюда же был послан Репнину указ о сосредоточении его отряда под Ладогою "без замедления".

Проведенная железной волей Петра и удивительной выносливостью русского человека, Осударевая дорога не была заброшена и после взятия Невы.

В течение Северной войны, как зимой так и летом, по ней пересылались отряды войск, перевозились военные припасы и, гл. обр., пушки из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Петербург.

Но затем "дорога запустела и лесом проросла", иными словами она окончила свое существование, не пережив и одного поколения.

Причиной этому было то обстоятельство, что "ездаков через то место никого и никогда не бывает".

Вновь вспомнили об этой дороге в 1819 г., во время посещения Александром I Архангельска; заинтересовавшись рассказом о походе Петра I от Белого моря к Онежскому оз., Государь обещал через 2 г. вновь посетить Архангельск с тем, чтобы был дан день отдыха. Дальнейший путь до крутого Масельского перевала был не менее труден. Отсюда понятна радость Государя, когда, наконец, он достиг Повенца.

Фрегаты Св. Дух и Курьер были спущены в Онежский оз.

Из Повенца Петр снова известил польского короля о своем местопребывании в планах: "Мы ныне в походе близ неприятеля обратный путь совершить по местам, где в 1702 г. шел с кораблями и войсками Великий Петр. Однако, Государь так и не попал вторично на север России.

Более поздние предположения о соединении Беломорья с Балтикой возникают уже на экономической почве.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Дата написания статьи:   1916 г.
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Мегорский, Осударева дорога, "Военный Сборник" за 1903 г., № 8. В этой статье приведен подробный перечень литературы по данному вопросу; Устрялов, История царствования Петра Великого, т. IV, Спб., 1863


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...

Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова

Книга Памяти Украины






РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...