ОСУДАРЕВА ДОРОГА

ОСУДАРЕВА ДОРОГА, путь от Белаго моря к Онежскому оз., проложенный по приказанию Петра I и пройденный им в августа 1702 г.

Идея соединения Беломорья с Балтикой, не осуществленная и до сих пор, принадлежала Великому преобразователю России.

Поход Петра по Осударевой дороге был вызван необходимостью перебросить часть войск и 2 фрегата от берегов Белого моря к истокам Невы, к шведской крепости Нотебургу, взятие которой входило в предположения Царя.

8 июня 1702 г. (месяца за 2 до похода) писарю Преображенского полку Ипату Муханову было повелено проехать "из Архангельска морем до Онеги, а сею рекою вверх, для проведывания ближайшего и способного водяного и сухопутного пути к Олонцу и Новгороду". Остались ли поиски Муханова безуспешными или то же самое было поручено одновременно и сержанту Преображенского полка Михаилу Щепотеву, — неизвестно, но дорога была проведена не Мухановым, а Щепотевым.

В помощь последнему были даны крестьяне с лошадьми из ближайшей частей нынешней Архангельской, Олонецкой и Новгородской губ.

Болотистость и топкость местности, особенно в северной её части, по которой предстояло проложить дорогу, делали ее почти непроходимой.

С 10 по 16 августа Петр пробыл в Соловецком монастыре; 16-го рано утром Царь покинул монастырь и отплыл к пристани Нюхотской Соловецкого усолья, где и был брошен якорь в тот же день вечером.

Никогда — ни прежде, ни после — не был этот пустынный берег так оживлен, как в половине августа 1702 г.

Кроме Государя и Наследника престола Царевича Алексея Петровича, здесь собралась многочисленная свита, в том числе А. Д. Меншиков, будущий 1-й губернатор Олонецкой губ., духовенство с певчими, рабочие Щепотева, нанятые им подводы и 5 батальонов гвардии (4 т. ч.).

Началась разгрузка кораблей, продолжавшаяся всю ночь и на другой день. Здесь Петром были получены донесения Шереметева о победе над Шлиппенбахом при Гуммельсгофе и от Апраксина о поражении им Кронгиорта у Ижоры.

17 августа Петр в письме к Шереметеву пишет: "Мы сколь возможно скоро спешить будем", а польскому королю Августу II в особом извещении от того же числа упоминает: "Мы ныне обретаемся близ границы неприятельские и намерены, конечно, с Божиею помощью некоторое начинание учинить". Это, вместе с письмом к Апраксину от 28 августа из Повенца, которое Петр закончил словами: "Мы чаем немедленно быть в Ладогу", определяет важность значения Осударевой дороги в тот период Северной войны, когда перед Царем лежала задача овладеть течением Невы.

По Осударевой дороге д. б. пройти сам Царь с наиболее испытанной частью своей молодой армии и протащить на полозьях к Онежскому оз. 2 фрегата. Только на 10-й день пути, 26 или 27 августа, пройдя 185 вер., преодолев невероятные трудности, достиг Петр Повенца.

Медленно подвигалась колонна, люди и лошади то проваливались в рытвины, то утопали в жидкой болотной грязи. "Везде по ямам первую мостовину клал сам Осударь, вторую давал класть сыну своему возлюбленному, а там и бояр на это дело потреблял".

На ночлег останавливались у зимушек (род промысловых изб).

С великой радостью достигли, наконец, в 94 вер. от пристани, первой дер. Вожмосалмы, где, по случаю ненастной погоды, границы обретаемся и при помощи Божией не чаем праздны быть". Отсюда же был послан Репнину указ о сосредоточении его отряда под Ладогою "без замедления".

Проведенная железной волей Петра и удивительной выносливостью русского человека, Осударевая дорога не была заброшена и после взятия Невы.

В течение Северной войны, как зимой так и летом, по ней пересылались отряды войск, перевозились военные припасы и, гл. обр., пушки из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Петербург.

Но затем "дорога запустела и лесом проросла", иными словами она окончила свое существование, не пережив и одного поколения.

Причиной этому было то обстоятельство, что "ездаков через то место никого и никогда не бывает".

Вновь вспомнили об этой дороге в 1819 г., во время посещения Александром I Архангельска; заинтересовавшись рассказом о походе Петра I от Белого моря к Онежскому оз., Государь обещал через 2 г. вновь посетить Архангельск с тем, чтобы был дан день отдыха. Дальнейший путь до крутого Масельского перевала был не менее труден. Отсюда понятна радость Государя, когда, наконец, он достиг Повенца.

Фрегаты Св. Дух и Курьер были спущены в Онежский оз.

Из Повенца Петр снова известил польского короля о своем местопребывании в планах: "Мы ныне в походе близ неприятеля обратный путь совершить по местам, где в 1702 г. шел с кораблями и войсками Великий Петр. Однако, Государь так и не попал вторично на север России.

Более поздние предположения о соединении Беломорья с Балтикой возникают уже на экономической почве.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ОСУДАРЕВА ДОРОГА
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Мегорский, Осударева дорога, "Военный Сборник" за 1903 г., № 8. В этой статье приведен подробный перечень литературы по данному вопросу; Устрялов, История царствования Петра Великого, т. IV, Спб., 1863
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru