ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ћ”«џ јЋ№Ќјя ∆»«Ќ№ »– ”“— ј (—≈—“–џ ЅјЋјЅ»Ќџ) » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ћ”«џ јЋ№Ќјя ∆»«Ќ№ »– ”“— ј (—≈—“–џ ЅјЋјЅ»Ќџ)

»« ћ”«џ јЋ№Ќќ… ∆»«Ќ» »– ”“— ј

(—≈—“–џ ЅјЋјЅ»Ќџ)

ќ музыкальной культуре »ркутска за последние годы написано немало известным музыковедом, преподавателем »ркутского государственного педагогического университета ». ё. ’аркеевич. »здана ее книга, опубликованы статьи о музыкальных п€тницах. ќ музыкальной комедии можно прочитать в книге "÷веты и годыї. »з этих работ можно много узнать об известных музыкантах, певцах как иркутских, так и тех, кто гастролировал в »ркутске. Ќо, к сожалению, почти ничего неизвестно о таких музыкантах и педагогах как сестры ќльга и ≈лена Ѕалабины. ћежду тем, эти две женщины с удивительной судьбой в музыкальной жизни »ркутска играли не последнюю роль в период 1915-1954 гг.
ѕриходитьс€ сожалеть, что об их личной и служебной де€тельности не оказалось материалов в √ј»ќ. Ќи слова нет о работе сестер в филармонии и театре музыкальной комедии. ≈динственным источником сведений об их де€тельности в »ркутске €вл€ютс€ фонды »ркутского областного краеведческого музе€. Ётот материал €вилс€ основой написани€ данной работы.
ƒо по€влени€ в »ркутске семь€ Ѕалабиных большей частью жила в –иге, ѕетербурге. — 1909 по февраль 1910 г. они жили в  иеве. —естры учились в Ћомоносовской, ќльденбургской,  иевской гимнази€х.
ќтец Ќиколай »ванович Ѕалабин окончил военное училище, Ќекоторое врем€ служил в ѕетербурге, затем в –иге ротмистром. “очных сведений о его жизни, женитьбе на ¬иде јндреевне нет. »звестно только, что ≈лена родилась в 1895 г. »з дневников сестер можно узнать об их жизни с восьмилетнего возраста в 1903 Ц 1910 гг. в –иге.  ажда€ из сестер подробно описала погромы и выступлени€ рабочих заводов, студентов в 1905 г.  роме своих впечатлений очевидцев, сестры об этих событи€х подробнее узнавали и от отца. »нтересно описывают свою учебу в гимнази€х, друзь€х, посещени€х театров. ќ таком интересном факте, как о приезде в –игу на торжества министра финансов ¬итте, как низко склон€лись перед ним все чиновники, ниже, чем перед Ќиколаем II.
¬ августе 1905 г. Ќикола€ »вановича перевели на службу в ѕетербург, куда он всегда стремилс€. Ќо прожить в любимом ими ѕетербурге удалось недолго. “олько год жили Ѕалабины там, и в августе 1906 г. отца снова отправили в –игу, где предложили должность начальника –ижского жандармского управлени€. ¬ сферу его де€тельности входили территории не только –иги, но  урл€ндии и Ћифл€ндии. Ёту должность ему предлагали и раньше, но он отказывалс€. Ќа этот раз предложение звучало так, что он не мог отказатьс€ от этой должности.
“ак сестры прожили в –иге до 1912 г. с перерывами. —уд€ по содержанию дневников, семь€ была дружной. ќбе сестры были очень музыкальны. ” них были учител€ музыки. ¬ 1906 г. учителем музыки у них была  лара –афаиловна ∆укович. ¬ 1907 г. музыке и пению два раза в неделю их учила јнна ¬агнер. Ќадо отметить, что у старшей сестры ќльги был еще один талант талант художницы. ≈ще, будучи гимназисткой, ќльга посто€нно занималась рисованием. ¬ музее хран€тс€ многочисленные ее рисунки. ярким получилс€ у нее портрет подруги —они —ерединской, а также портрет знаменитого скрипача √убермана (1908 г. ).
¬от что сама ќльга писала по этому поводу: "” него удивительно интересное лицо. ¬идна страшна€ скорбь, горе. ќно собственно, если разобрать безобразное, но оно какое-то одухотворенное. » хот€ его не слышала на концерте, но видела в немецком театре, оно поразило мен€ своей индивидуальностьюї. ѕортрет получилс€ чудный, без хвастовства, жаль было отдавать его своей подруге, отмечает ќльга. ќна прекрасно рисовала и хотела заниматьс€ живописью серьезно. — этой целью им устроили встречу с известным акварелистом јльбертом Ќиколаевичем Ѕенуа. ќн просмотрел ее рисунки и сказал, что у нее есть способности не плохие, и посоветовал ей развивать свой талант самосто€тельно, так как в то врем€ не было хорошей школы. ƒома ќльга могла сделать гораздо больше. ј. Ѕенуа подарил ќльге акварель, которой очень гордилс€ отец ќльги. Ёти акварели, по словам ќльги, ценились очень дорого. «а одну такую акварель јйвазовский заплатил тыс€чу рублей. Ќадо отметить, что в наследстве Ѕалабиных нам не удалось обнаружить эту акварель. ¬озможно, она где-то осела в личных коллекци€х иркут€н и есть возможность ее отыскать. ќльга, видимо, прислушалась к советам Ѕенуа и свою судьбу св€зала с музыкой, театром.
” нее был и прекрасный голос, и ей прочили блест€щее будущее оперной певицы. ≈лена хорошо играла на ро€ле. ¬ 1913 г. она впервые выступила на большой эстраде. ≈е выступление было встречено на бис. јртистка  ржижановска€, присутствовавша€ на концерте, пригласила ее на юбилейный концерт. ќна была удивлена, что ≈лена играет на сцене первый раз и так хорошо. ѕервую прекрасную оценку своей игре ≈лена получила от артиста ј. ¬. —мирнова. ќна в его доме сыграла с другим музыкантом в четыре руки танец к "¬альпургиевой ночиї. ¬ семье часто устраивали любительские литературно-музыкальные спектакли, концерты, в которых участвовали знакомые гимназисты и гимназистки, в будущем интересные личности. ¬ среде таких "артистовї были ёра —ерединский,  ол€ Ѕаранов, –ихард Ѕауман, Ќаташа –удакова, “амарина, Ѕлюменталь и другие. ёрий √ригорьевич —ерединский училс€ в ѕолитехникуме на агрономическом факультете, но мечтал стать артистом. Ќаконец в 1909 г. сестры присутствовали на его дебюте в "—емнадцатилетнихї, где он сыграл замечательно. ќн хорошо читал стихи, рассказы. Ћеонид ѕравдин остроумный рассказчик, юморист. Ќо кроме этого, он писал романсы. ѕел их сам, но часто пела ќльга Ѕалабина. Ќапример, такой романс, как "√айда, “ройка. —нег пушистыйї. ¬о многих современных сборниках этот романс опубликован под неизвестным авторством. “огда как ќльга в своем дневнике пишет, что этот романс сочинен Ћ. ѕравдиным.  ол€ Ѕаранов стал мор€ком. ѕодруга ќльги Ќаташа јндриевич писала хорошие рассказы. –ихард Ѕауман училс€ в ћоскве в ѕолитехникуме на медицинском факультете. »з среды учителей сестры отмечали учител€ истории ѕетра √ригорьевича –уцкого, который много путешествовал в разных странах. ќн прекрасно рассказывал о своих путешестви€х гимназистам. ¬споминают учител€ рисовани€ ќльгу »вановну –уцкую, котора€ стремилась развить способности ќльги Ѕалабиной в рисовании.
¬с€ семь€ часто посещала оперы и спектакли не только в –иге, но ездили иногда в ѕетербург, в ћариинский театр. —ильное впечатление на сестер произвел спектакль "ƒемонї, в котором играла ћеде€ ‘игнер.  стати сказать, среди артистов этого театра у Ѕалабиных был хорошо знакомый их семье артист јлександр ¬асильевич —мирнов.
ј. ¬. —мирнов был другом и однокашником отца Ќ. ». Ѕалабина. ќни вместе учились в военном училище. ј. ¬. —мирнов после окончани€ училища служил в ћосковском полку офицером. ¬ это врем€ он женилс€ на бедной любимой девушке. ѕока был жив отец, он помогал јлександру ¬асильевичу материально. Ќо после смерти отца семь€ ј. ¬. —мирнова осталась только на жалованье офицера, которое было невелико. ¬от тогда Ќ. ». Ѕалабин прин€л в нем участие. ≈му предложили поступить в театр, так как у него был прекрасный голос (баритон). ≈го прослушали в ћариинском театре. ѕервый раз ј. ¬. —мирнов пел в "“ангейзереї. ѕублика прин€ла его хорошо. ¬торой раз его дебют состо€лс€ в "‘аустеї. ј. ¬. —мирнов так волновалс€, что ему изза этого снизили сумму до 7 тыс€ч рублей. “ак ј. ¬. —мирнов стал впоследствии знаменитым артистом ћариинского театра. ¬ 1908 г. он приезжал в »ркутск с гастрол€ми и выступал в городском театре вместе с примадонной ѕетербургской оперы ќдинцовой ќ. ». (меццосопрано) и пианистом консерватории ј. ‘. —кл€ревским. —мирнов часто бывал в семье Ќ. ». Ѕалабина и в –иге и в ѕетербурге. ќднажды в –иге дома у Ѕалабиных должен был состо€тьс€ концерт ј. ¬. —мирнова. —обралось общество в 40 человек, но неожиданно уехала его аккомпаниаторша. “огда вышли из положени€ своими силами. јккомпанировать ему стала учитель музыки сестер јнна ¬агнер и студент скрипач ѕопов. —мирнов много пел романсов и оперных партий.  онцерт был чудесным, как вспоминают сестры. ¬ообще ј. ¬. —мирнов был любимцем рижской публики, где его всегда восторженно встречали. ¬от приблизительно в такой обстановке жили сестры Ѕалабины.
»звестно, что в 1913 г. они обе учились в ѕетербургской консерватории. Ќо известно и то, что они ее не закончили. ¬ 1915 г. семь€ в св€зи с ѕервой мировой войной переезжает в »ркутск. Ёто, конечно, св€зано, прежде всего, с отцом. ќн становитс€ начальником »ркутского губернского жандармского управлени€. —корее всего, Ќиколай »ванович также не мог отказатьс€ от этого назначени€.
≈лена здесь поступила в частную музыкальную школу в ¬ысший класс ≈. √ородецкой и окончила его отлично. ¬ декабре в юбилей школы в 1915 г. она блест€ще исполнила "ѕарафразї.  онцерт проходил в √ородском театре.
¬ообще в »ркутске было немало хороших музыкантов, и в эту среду сестры влились естественно. Ўкола ≈. √ородецкой была очень попул€рна среди музыкантов. Ќедаром в своей книге ». ё. ’аркеевич писала: " ультурное значение „ћЎ ≈. √ородецкой, €вл€ющейс€ специальным музыкальным заведением, было велико. “рудно перечислить всех вышедших из стен учителей музыкиї. (—. 121). —реди этих музыкантов была и ≈. Ќ. Ѕалабина Ц пианистка.
¬ 1915 г. она уже выступает в качестве концертмейстера вместе с ¬андой Ўпаковской и ≈. Ќ. ѕелаги в симфоническом оркестре.  роме того, в эти годы часто давались благотворительные концерты. ќдин из концертов симфонического оркестра был дан в ќбщественном собрании на усиление средств дл€ приюта сирот воинов, пострадавших на войне солдат и их семь€м. ƒирижером был ». ѕ. –айский. ѕрошел благотворительный концерт по оказанию помощи нуждающимс€ переселенцам, концерт в помощь героической —ербии и другие. ¬ообще под руководством ». ѕ. –айского такие концерты проходили систематически. Ѕыли также объединенные концерты хора и оркестра. ’ор часто состо€л из 120 человек с участием солистов. ѕроходили благотворительные концерты духовно-патриотической музыки при участии хора в 150 человек. Ќет сомнени€ в том, что ≈лена, как пианистка, тоже не раз принимала участие во многих этих концертах.
Ќаступило т€желое врем€ дл€ –оссии. ‘евральска€ буржуазна€ революци€ 1917 г. докатилась до »ркутска. Ќачались обыски, аресты.  оснулось это врем€ и семьи Ѕалабиных. 4 марта 1917 г. в охранном отделении на ѕреображенской был произведен обыск. Ќо там все агентурные списки и документы были накануне уничтожены.
ј 5 марта 1917 г. произведен обыск в помещении »ркутского жандармского управлени€, начальником которого был отец сестер Ќ. ». Ѕалабин. јрхив был опечатан и увезен. ќружие конфисковано, а сам начальник был арестован. “ак семью постигло первое несчастье. ѕроследить судьбу Ќ. ». Ѕалабина после ареста не удалось. Ќо, как известно семь€ осталась жива. ≈лена и старша€ сестра ќльга продолжали в »ркутске работать в разных музыкальных и общеобразовательных учреждени€х »ркутска. ≈лена Ќиколаевна участвовала в музыкальных субботах. ¬ но€бре 1918 г. она участвовала в концерте в социалистическом клубе им. ». ѕ. ѕатлых.  онцерт был посв€щен пам€ти ». —. “ургенева, любимого писател€ ќльги. ѕоставлена была пьеса "Ќахлебникї и потом дан концерт, в котором участвовала известна€ артистка ». Ѕ. јльперт-–озанова (сопрано), писатель ». √ольдберг,  онстантинова, “амарина и др. ≈лена Ќиколаевна участвовала в концерте как концертмейстер. ¬ период 1918 Ц 1920 гг. в »ркутске проходили разные реорганизации музыкальных заведений. —оздание Ќародной консерватории, »нститута из€щных искусств, Ќародного университета. Ќародна€ консерватори€ влилась составной частью в »ркутский государственный музыкальный университет, в который вошли и национализированна€ частна€ музыкальна€ школа ≈. √ородецкой и музыкальные курсы ¬. ѕ. Ѕел€ева.
–аботать музыкантам было трудно. –азруха в стране после гражданской войны отзывалась на музыкантах, а вернее на их материальном положении. Ќо, несмотр€ на это, в университете проходили многочисленные концерты, на которых широко пропагандировались лучшие образцы классической музыки. ѕроходили совместные концерты преподавателей и учащихс€. ¬ среде преподавателей были обе сестры. ќни €вл€лись руководител€ми вокальных ансамблей, драматических кружков в школах, рабочих клубах. ќльга Ќиколаевна с 1925 г. работала в средней школе є 1 (ныне школа є 72) и є 11 в качестве преподавател€ пени€ и музыкальной грамоты. Ѕолее 20 лет посв€тила она школьникам. ќна научила их не только петь, но и обучила их нотной грамоте. ≈е ученики, участвующие в драматических кружках, поступали в разные училища страны. “ак, одна из ее учениц ≈ва –огова в 1935 г. уехала в ћоскву и поступила в лучшее тогда театральное училище им. ўепкина. ¬ приемной комиссии были артисты ћалого театра ѕашенна€, √рузинский, —удаков и др. ѕосле экзаменов она стала студенткой этого училища. »з учеников ќльги был и ученик Ѕрустин, который поступил в √»“»—, как комик, но учитьс€ ему не пришлось, его вз€ли армию. —лужил он в »ркутске.
¬ 1920 г. в »ркутске был создан новый творческий коллектив "—имфоопераї. ¬ ее состав входило 34 певца, 16 артистов, 36 музыкантов. ќна была создана на основе театрального коллектива "–усска€ операї. ≈е солистами были известна€ артистка ѕетроградской музыкальной драмы ». Ѕ. јльперт-–озанова (сопрано), ѕ. √. Ќежинский (тенор), —. Ё. “оргут (баритон), Ќ. ј. ќржельский (тенор), Ќ. √. —оболева (сопрано) и др.  онцертмейстером были избраны ≈. Ќ. Ѕалабина, Ћ. ». ћанассеина, Ѕ. ћ. Ћазарев. ќсобой любовью у иркут€н пользовались ». Ѕ. јльперт-–озанова, ѕ. √. Ќежинский, Ќ. ј. ќржельский. —о многими из них ≈. Ќ. Ѕалабина работала в "—имфоопереї. Ќедаром на своем фото в 1924 г. солист оперы “оргут —. написал: "Ќа добрую пам€ть ≈. Ќ. Ѕалабиной от искренне уважающего товарища по работе во славу искусства в течение п€ти т€желых летї.
¬ симфонических концертах, проходивших в »ркутске, звучали произведени€ „айковского, √линки, √рига, ¬агнера, Ўуберта, Ўопена и др. Ѕыла развернута больша€ культурно-просветительска€ работа в рабочих клубах »ркутска и его предместь€х. —тавились лекции-концерты, спектакли. ¬ 1922 г. "—имфоопераї лишилась государственной поддержки и была закрыта. ¬ 1924 г. в »ркутске работало 5 клубов при √убпрофсофе, клубы коммунальников, совработников, Ќарсв€зи, ћаратовский рабочий клуб. ќткрылс€ музыкальный техникум. ¬о многих из этих клубов работали и сестры Ѕалабины.
ћузыкальна€ жизнь »ркутска, несмотр€ на все трудности, не прекращалась. ќльга Ќиколаевна активно трудилась на благо культуры в школах и вузах »ркутска. —реди ее учениц была и ћарус€ ¬икс, впоследствии известна€ певица, с которой обе сестры не прекращали св€зи до конца жизни. –абота€ в —вердловском оперном театре, ћари€ ¬икс часто писала сестрам о своих успехах и спектакл€х. ¬ своих воспоминани€х преподаватель ѕолитехнического института писала: " ћузыкальное дарование девочки оценили знаменитые педагоги »ркутска сестры Ѕалабины, которые и дали ей первоначальную школу игры на фортепь€но и развили вокальные данные. » эта первоначальна€ школа была настолько основательной, а природные данные ученицы настолько блест€щи, что руководство театра ћ. Ўлуглейт, решило привлечь 17 летнюю ћ. ¬икс к главной роли в "ѕериколеї. ƒебют прошел хорошо. ќ. Ќ. Ѕалабина была прекрасным педагогом и руководителем вокального пени€.  роме того, собственное дарование ћ. ¬икс дали прекрасные результаты этой будущей певицы. ќльга Ќиколаевна и ≈лена Ќиколаевна сыграли большую роль в ее умении подбирать репертуар, развили в ней лучшие музыкальные качества в этом плане. ƒо последних дней следили они за карьерой певицы в —вердловской опере. ћ. ¬икс вместе с Ѕорисом  онстантиновичем  орентели часто писали ≈лене Ќиколаевне о себе.
ќльга Ќиколаевна была замечательным организатором массовой детской художественной самоде€тельности в школах города.   работе в самоде€тельности она привлекала учащихс€ из других школ. ќна давала великолепные образцовые уроки, так что у присутствующих на них учителей и руководства образовани€ они вызывали восхищение.
ќльга Ќиколаевна принимала участие во многих концертах вместе со своими коллективами.
ќбе сестры продолжали посещать театры и концерты в »ркутске. Ќо без музыки они жить не могли. Ётим они жили всю сознательную жизнь. ќльга еще гимназисткой пыталась сочинить оперу на произведение ». —. “ургенева "ѕеснь торжествующей любвиї. Ёту вещь, ќльга прочитала, еще €вл€€сь гимназисткой четвертого класса. ќна произвела на нее огромное впечатление. ќльга решила сочинить оперу. ќна подробно описала в своем дневнике все действи€ оперы, сцены, партии, звучание каждой музыкальной партии, свои представлени€ каждой сцены, и даже какой должен быть занавес.
ћузыка была дл€ сестер жизнью и профессией. ѕоэтому неудивительно, что они участвуют во многих как юбилейных концертах, посв€щенных композиторам, так и в благотворительных концертах. ≈лена Ќиколаевна зачастую работала концертмейстером с известными артистами, гастролировавшими в »ркутске. ¬ 1923 г. должен был состо€тьс€ совместный концерт оркестра народных инструментов и ¬еликорусского оркестра в пользу  раснознаменного военно-воздушного флота, дл€ выработки программы и общего руководства концерта выбрали ≈. Ќ. Ѕалабину, «агорскую, ѕавлова, –айковскую, Ќ. –убину, √ородецкого и др. — 1921 по 1924 гг. в »ркутск побывали многие известные артисты.
 онцертмейстером была ≈лена Ќиколаевна и у гастролировавшией в »ркутске в 1924 г. солистки –усской оперы исполнительницы романсов и русских песен јнны »вановны «агорской. ¬месте с ней был солист –усской оперы Ќ.  н€зев. ј. ». «агорска€ была в »ркутске неоднократно. ≈ще в 1917 г. она гастролировала в городе и выступала в ќбщественном собрании, как исполнительница романсов. ¬ те годы ее сопровождал пианист, композитор и скрипач. ¬ 1936 г. ј. ». «агорска€ снова приезжала в »ркутск и выступала в “–јће, где ≈лена Ќиколаевна была художественным руководителем. √астролировала ј. ». «агорска€ и в 1940 г. в »ркутске, как исполнительница песен народов ———–. ¬ этом году она дала большое количество благотворительных концертов. ¬ыступлени€ ее проходили в помещении ƒрамтеатра и других местах.
Ѕлизкими друзь€ми ≈лены Ќиколаевны стали известные оперные артисты из  расно€рска Ц супруги —ловцовы. ¬первые в 1924 г. в »ркутске прошел концерт ћаргариты –иоли—ловцовой (сопрано) и ѕ. ». —ловцова (тенор) в —овнардоме. ¬ 1925 г. они в —оветском театре участвовали в опере ƒаргомыжского "–усалкаї. Ёто были их гастроли в течение мес€ца. ¬се эти концерты проходили с большим успехом. ѕ. ». —ловцов умер в 1934 г. в  расно€рске. Ќа своем фото ћаргарита —ловцова написала: "¬ пам€ть многолетних, испытанных, добрых, дружеских отношений милым сердечным сестрам от преданной ћаргариты –иоли—ловцовойї. ѕоследние годы –иоли —ловцова много работала в  расно€рском училище педагогом. ¬ 1953 г. отмечали в  расно€рске ее 30летний юбилей педагогической де€тельности. ѕродолжала она также петь в театре и на радио. ’отелось бы отметить очень интересный факт из их жизни. Ёто знакомство ѕетра »вановича и ћаргариты —ловцовых с ‘. Ўал€пиным. ¬ их доме сто€ли портреты с автографом ‘. Ўал€пина и известного скрипача профессора ћосковской консерватории ћ. √. Ёрденко. ћаргарита –иоли—ловцова умерла в 1954 г.
≈лена Ќиколаевна, €вл€€сь концертмейстером с 1933 по 1937 г в концертно-эстрадном секторе ¬остсибкра€, много работала с интересными и талантливыми певцами. Ѕлизкой подругой стала она с известной певицей Ћидией √ерасимовной ћельниковой с чудным голосом (лирикоколоратурное сопрано). ¬ 1936 г. в »ркутске прошел ее гастрольный концерт при участии ». ¬. ƒунаева (гавайска€ гитара), ƒ. ». Ўувалова (баритон). Ћетом 1939 г. ее слушала в »ркутске комисси€ с участием –адзиевского. ¬ качестве экзамена ей еще дали дебют ќльги в "≈вгении ќнегинеї. ѕосле этого ее направили в Ќовосибирск, где Ћиди€ √ерасимовна стала солисткой Ќовосибирской филармонии. ќна прошла большой артистический путь. ѕела на эстраде, блест€ще выступала в »ркутске и других городах страны, исполн€€ заглавные партии в "÷арской невестеї, "“равиатеї, "–иголеттої. ƒвадцать один год своей жизни и творческой де€тельности отдала она Ќовосибирску. ¬ суровые годы ¬еликой ќтечественной войны Ћиди€ √ерасимовна несла свои песни на фронт, выступа€ в блиндажах, в земл€нках перед воинами —оветской јрмии. ѕосле победы пела в театрах страны, сельских клубах, на полевых станах. —отни тыс€ч концертов спето ею за свою жизнь. ƒо конца своей жизни она вела переписку с ≈леной Ќиколаевной, в которой рассказывала о своей де€тельности и жизни.
¬ летний сезон 1926 Ц 27 гг. ≈. Ќ. Ѕалабина гастролировала в „ите вместе с артистами театра рабочей молодежи. Ќадо отметить, что коллектив “–јћа до €нвар€ 1929 г. проводил свои репетиции в разных помещени€х города. “оже происходило и с концертами. „аще проводились их меропри€ти€ в доме печатников или в кинотеатре "Ќовыйї. Ќаконец, в €нваре 1929 г. городской совет получает от наркома просвещени€ ј. ¬. Ћуначарского письмо об официальном открытии в »ркутске “–јћа. ¬ нем ј. ¬. Ћуначарский поддержал инициативу организаторов театра. 24 ма€ 1929 г. в  лубе печатников состо€лось общее собрание творческого коллектива театра, где обсуждалс€ вопрос о работе театра. ¬есь май коллектив давал концерты с участием мастеров пени€. “еатр подготовил первый свой спектакль "Ѕузлива€ когортаї. ¬ клубе печатников было проведено его обсуждение. ј 10 августа состо€лась премьера спектакл€ в помещении √ородского театра в постановке ¬. √. Ѕрауэра.  оллектив дал 7 постановок. “еатр набирал силу и попул€рность. — этим спектаклем коллектив “–јћа был отправлен в части ќсобой ƒальневосточной  расной јрмии.
 огда в »ркутск приехала на гастроли труппа из  раснозаводского театра в окт€бре 1929 г. было собрано общее собрание коллективов театров и руководства “–јћа, где работала ≈лена, дл€ ув€зки совместной работы. ¬ составе приезжих были ведущие актеры ». —. √ромов. ». ѕ. ќгоньƒогановский, ћ. ћ.  аплун и др. ѕосле выработки общей программы был поставлен спектакль по пьесе ј. √. √лебова "»нгаї, в котором прин€л участие и вспомогательный состав “–јћа.
»з труппы  раснозаводского театра ≈. Ќ. Ѕалабина близко познакомилась с ћ. ћ.  аплун, с которой они немало работали вместе в сезон 1929Ц30х гг. ѕозднее ћ. ћ.  аплун осталась в »ркутске. »з гастролировавших артистов в »ркутске в эти годы ≈. Ќ. Ѕалабина познакомилась с еще одним артистом из ќмска  . ћ. јдамовым, который в 1943 г работал в »вановской музкомедии. Ќа своей фотографии  . ј. јдамов написал: "¬споминай когда-нибудь изредка совместную службу в »ркутске и ќмскеї. Ёта надпись свидетельствует о том, что ≈лена Ќиколаевна много ездила с концертами в другие города.
¬ качестве хористки в »ркутской оперетте при директоре Ўлуглейт работала одна из учениц ≈лены Ѕалабиной ¬ера Ќиколаевна ѕальчинска€. ќна работала в театре одновременно с ћ. ¬икс. „асто бывала в доме сестер Ѕалабиных, репетиру€ спектакль "Ѕроненосец ѕотемкинї. ¬ 1931 г. она работала в ћоскве на эстраде. ¬. ѕальчинска€ не забывала своих наставниц, даже уехав из »ркутска, продолжала писать сестрам о своей жизни.
¬ эти же годы с труппой музкомедии в качестве дирижера был ». ». √ладунюк, с которым ≈. Ќ. Ѕалабина работала в течение четырех лет. «атем они до конца своей де€тельности переписывалась. »осиф »ванович √ладунюк после »ркутска работал во многих городах —оюза. Ќаконец, с 1938 г. стал главным дирижером в »вановском театре музкомедии, где работал до 1962 г.
¬ 19291930 г. г. в »ркутске посто€нно проходили выставлени€ “–јћа, где ≈лена и ќльга вели кружки вокалистов. Ќужно отметить, что окружком ¬Ћ —ћ удел€л большое внимание работе с молодежью, котора€ участвовала в работе “–јћа. ѕо инициативе ¬Ћ —ћ проходили, например, субботы коллектива "¬ласть трудаї, а позднее "¬осточно-—ибирской правдыї с коллективом “–јћа. “ак, в 1929 г. , была организована встреча с Ћенинградским театром "ѕролеткультї, который поставил в »ркутске спектакль "Ўлакї. Ќа встречах коллективы рассказывали друг другу о своей работе, делились успехами, неудачами, планами.
≈лена Ќиколаевна работала в “–јће в качестве концертмейстера и хормейстера по договору с окт€бр€ 1934 г. по окт€брь 1935 г.  роме того, она заведовала музыкальной частью. «арплата ее составл€ла 650 рублей за 25 рабочих дней, и в ее об€занности входило обслуживание концертных выступлений в театре и во всей работе театра, организуемой в »ркутске. »спользовалась она и как оркестрова€ пианистка. Ќагрузка ≈лены Ќиколаевны была больша€, но она любила свою профессию.
¬ 1930 г. артисты “–јћа участвовали в подготовке концерта местных творческих сил. Ѕыли подготовлены отдельные сцены из оперы "≈вгений ќнегинї. Ёто сцена в усадьбе Ћариных, сцена дуэли, сцена с письмом “ать€ны. ¬ спектакле участвовали хор, оркестр, солисты. ƒирижером был ј. —. ћорген.  онцертмейстером была ≈лена Ќиколаевна Ѕалабина.  онцерты прошли в √ородском театре.
¬ыше уже отмечалось, что “–јћ не имел своих помещений, и солисты выступали в разных местах. ѕоэтому в 1931 г. коллектив театра рабочей молодежи обратилс€ с открытым письмом в ќргбюро ¬÷—ѕ— по ¬осточно-—ибирскому краю, где было освещено т€желое положение в св€зи с отсутствием посто€нного помещени€, и просил дотации и также передать театру помещение кинотеатра "Ќовыйї. Ќа 193031гг. на содержание “–јћа ѕрезидиум ¬÷—ѕ— утвердил смету в 40 тыс€ч рублей, в том числе иркутский горсовет выделил 10 тыс€ч рублей.
 оллектив не сидел и ждал решени€, а подготовил концерт, который должен был состо€тьс€ в городском театре с целью сбора средств на строительство ¬сесоюзного дворца искусств. ¬ программе прозвучали арии, дуэты и сцены из оперетт "Ѕа€дераї, "—ильваї, "∆рица огн€ї и "–озмариї. ¬ концерте участвовали артисты ћ. ». ћатео и —. ћ. —мородинов. ƒирижером был —. Ѕерггольц и ј.  ери, концертмейстером Ц ≈. Ќ. Ѕалабина. „асто выезжали с концертами в ’айту, —люд€нку, «иму, „еремхово и другие места »ркутской области.
Ѕольшой благотворительный концерт был дан в пользу инвалидов, в котором прин€ли участие певцы, писатели, музыканты.
Ќа 9м съезде ¬Ћ —ћ в 1931 г. “–јћ г. »ркутска был отмечен как один из лучших театров рабочей молодежи, зан€вший 3е место в смотре театров —оветского —оюза. Ёто была высока€ оценка работы театра. ¬ этом, конечно, была и часть заслуги ≈. Ќ. Ѕалабиной.
¬ этом же году театр поставил новую пьесу "ƒай п€тьї, с которой коллектив выступал на слете культармейцев. Ќар€ду с развертыванием работы на производственных предпри€ти€х, коллектив “–јћа, наметил провести большую работу в местных част€х –  ј. ¬есной 1931 г. был сформирован ансамбль при ¬осточно-—ибирском радиокомитете, который вскоре стал насто€щим симфоническим оркестром под управлением ћ.  алиновского. — 1935 г. дирижером этого оркестра стал —. ћ. ќгарев, с которым у ≈лены Ќиколаевны сложились теплые дружеские отношени€, их совместна€ работа до 1954 г. позволила —ергею ћаргеловичу высоко оценить ее человеческие качества и качества талантливого музыканта.
— 1931 по 1934 гг. в »ркутске работала посто€нна€ оперна€ труппа с сильными голосами. »ркут€не надолго запомнили этих певцов, таких как ». Ѕ. јльперт-–озанова (сопрано), Ѕ. ». јльбицка€ (сопрано), ј. ћ.  олобов (баритон) (впоследствии заслуженный артист, работал в ќдесской опере) и других. ≈. Ќ. Ѕалабина часто работала с ними в качестве концертмейстера. Ќеудивительно, что фото Ѕ. јльбицкой и ј.  олобова были подарены ≈лене Ќиколаевне. ¬ этой оперной труппе выступали, как правило, хор и оркестр.
ѕосещени€ театров, работа с профессиональными артистами расшир€ли круг знакомств сестер. ќни были знакомы со многими известными артистами, режиссерами, дирижерами. „асто их приглашали на просмотр новых постановок и обсуждени€ их. “ак ≈лена и ќльга участвовали в просмотре и обсуждении спектакл€ "—он в летнюю ночьї молодежного коллектива √ородского театра, спектакл€ "√ейшаї в клубе транспортников и других спектаклей. ќни никогда не отказывали в помощи и советах.
¬ 1930е гг. в »ркутском театре музкомедии в качестве режиссера работал √.  .  рыжицкий. ќн не только ставил спектакли, но и читал лекции на тему: "ѕути и задачи современного театраї. √.  рыжицкий €вл€лс€ автором многих книг, посв€щенных театру. ≈ще до приезда в »ркутск в ћоскве и Ћенинграде у него вышло несколько книг. ћногие из них он подарил ≈лене Ќиколаевне. Ќа книге "Ёкзотический театрї он написал: "ѕочетной гражданке кулис на пам€ть о коммуне четверых. 17 декабр€ 1931 г. ї “ака€ надпись свидетельствует о дружеских отношени€х между ними. ј вот надпись на другой книге: "Ёксзавхозу нашей бытовой коммуны. ƒружна€ четверка. ≈. Ќ. Ѕалабиной в день "«олотой тайгиї 3 июл€ 1931 г. Ќовосибирскї. –асшифровать, кто это дружна€ четверка, не удалось. ѕоследн€€ книга, котора€ находитс€ в коллекции ≈. Ѕалабиной, вышедша€ в ћоскве в 1959 г. , также была подарена ≈лене Ќиколаевне. Ёто книга о Ќиколае ќхлопкове. Ќа ней √.  .  рыжицкий написал: "ƒорогому старому другу от гор€чо и искренне люб€щего автораї. —реди книг  рыжицкого есть и така€, котора€, конечно, нужна была обеим сестрам дл€ работы. Ёто "—оветы руководителю драмкружкаї. ќсобенно така€ книжка необходима была ќльге Ќиколаевне, котора€ вела драматические кружки. ѕереписка с √.  .  рыжицким у сестер была посто€нна€. ќ своей режиссерской работе в  ировском драматическом, ћарийском театре он посто€нно сообщал сестрам.
¬се книги были подписаны лично ≈лене Ќиколаевне. я не сомневаюсь, что все эти книги по вокальному пению, клавиры, ноты собранные в библиотеке Ѕалабиных, были им необходимы в их профессиональной работе. Ѕиблиотека насчитывала более 2000 экземпл€ров книг, нот, клавиров. Ёто богата€ профессиональна€ библиотека. Ѕольшей частью ею занималась ≈лена Ќиколаевна. ќна покупала книги через »ркутский бибколлектор. ћного книг присылали друзь€. ќсобенно большую помощь в комплектовании их библиотеки оказывал »лиодор »лиодорович ”димов. ¬плоть до его смерти в 1955 г. он из Ћенинграда посто€нно старалс€ прислать книги дл€ сестер. ≈лена посылала ему деньги в Ћенинград, а он высылал ей посылки с книгами. ». ». ”димов был похоронен р€дом с учителем дочери ”димова ћ.  . јзадовским на Ѕольше-ќхотском кладбище.
ћногие ноты имеют автограф Ѕалабиной. ћала€ часть этой библиотеки в насто€щее врем€ хранитс€ в фондах краеведческого музе€. ¬се ноты были разложены по темам: классические произведени€, романсы, песни народов ———–, песни иркутских композиторов , комсомольские песни и другие. ¬ повседневной работе эти книги часто использовались. Ёто видно по состо€нию книг и нот. Ќа некоторых клавирах имеютс€ надписи. “ак клавир " орневильские колоколаї имеет надпись дирижера —. ћ. ќгарева. ≈лена Ќиколаевна им очень дорожила. ¬ 1941 г. этот клавир вз€ли у иркутского дирижера ƒ. “. √олика без разрешени€ и увезли в  расно€рск. Ётот спектакль должны были ставить с приехавшим туда ƒнепропетровским театром. ѕосле его вернули ≈лене Ќиколаевне.
 руг знакомств ≈лены Ќиколаевны был очень широк. ƒрузь€ у нее были во многих городах —оветского —оюза. ќна вела большую переписку. Ёто были письма из јлма-јты, ‘рунзе, ћосквы, Ћенинграда,  расно€рска, Ќовосибирска, Ћьвова, »ванова и других городов страны. Ќа востоке страны друзей у нее было меньше. Ёто и пон€тно. ћногие артисты уезжали из »ркутска на запад, а не на восток. ƒо 400 писем хранитс€ в фондах музе€. —амое главное, что можно сказать о люд€х, писавших ≈лене Ќиколаевне в »ркутск, это все известные в стране певцы, дирижеры и артисты. ¬се они начинали свою творческую жизнь в »ркутске. — ними ≈лена Ќиколаевна работала в качестве замечательного концертмейстера. ¬от что писала один из адресатов из Ћенинграда “ать€на Ќиколаевна ‘игнер: "ƒорога€ ≈лена Ќиколаевна мы продолжаем работать в ќбластном театре оперетты. ¬ас часто вспоминаю при разучивании новых партий. Ќет концертмейстеров. ≈сть пианисты, но не концертмейстеры!ї “. Ќ. ‘игнер дочь известного русского певца Ќ. Ќ. ‘игнера, солиста ћариинского театра. “. Ќ. ‘игнер и ѕ. «. ‘исенко много лет проработали в —ибири. ¬ 1935 г. они вступили в брак в »ркутске. –аботали в „итинской музкомедии под руководством Ћ. ё. —агайдачного. ”ехали к себе на родину в Ћенинград в начале 1941 г. — ≈леной Ќиколаевной они тоже были добрыми друзь€ми. ƒо конца своей жизни в 1974 г. писали сестрам о своей творческой и личной жизни.
“олько по тем материалам, что сохранились в музее можно с полным правом сказать, что ≈лена и ќльга Ѕалабины играли большую роль в развитии музыкальной культуры в »ркутске. Ќекоторые из их учеников стали артистами, другие повысили свой культурный и музыкальный уровень, хот€ в дальнейшем, может быть, они работали в других област€х. Ќо нет сомнени€ в том, что участие их в художественной самоде€тельности пригодилось им в жизни. ¬з€ть хот€ бы Ћеонида ’аритонова, которому сестры помогли стать известным певцом. ¬ своих письмах он много об этом пишет.
¬ 30е годы в городе проходили смотры, конкурсы, олимпиады художественной самоде€тельности. ќбе сестры принимали большое участие в этих меропри€ти€х. “ак в 1935 г. в »ркутске прошел ѕервый весенний фестиваль художественной самоде€тельности. ќрганизатором был ќтдел по делам искусств. ≈лена Ќиколаевна была членом жюри этого фестивал€. ќльга Ќиколаевна много работала в образцовой школе є 1 и є 11 . «а свою активную работу по развертыванию художественного воспитани€ и участию в перестройке школьной работы на базе политехнизма, как тогда выражались в органах управлени€ образованием. ѕрезидиум городского совета по итогам работы 19351936 гг. премировал ее курортом и грамотой за высокие показатели учебно-воспитательной работы. ќна не раз участвовала в городских смотрах, конкурсах.
 роме работы в школах, ќльга Ќиколаевна принимала активное участие в работе –адиокомитета в 193536 гг. в ќтделе детских передач. ≈го редактор Ѕезнасько так отмечает эту работу: "ѕерва€ Ћенинска€ образцова€ школа дала р€д ценных и показательных выступлений. ќсобенно выступление 3го краснознаменного класса при исполнении им музыкальной пьесы "ѕодарки ќкт€брюї заслуженного преподавател€ ћ”«ќ ќльги Ќиколаевны Ѕалабинойї. (»–ќћ 50055)
ќльга Ќиколаевна ставила силами учащихс€ разные спектакли. ¬ 1935 г. она поставила спектакль "—трелок “елльї. «а постановку этой пьесы школьный коллектив был премирован грамотой и деньгами в 150 рублей. Ѕыло отмечено высокое качество работы театра, удачное сочетание музыки и драмы. ѕоложительно было отмечено привлечение к спектаклю учащихс€ из других школ города. јктивное участие ќльга Ќиколаевны прин€ла со своим коллективом во 2Цй ќлимпиаде школ —талинского района. «а отличное руководство драматическим кружком ќльга Ќиколаевна была награждена, кроме грамоты, портфелем с монограммой за подписью —екретар€ —талинского райкома ¬Ћ —ћ Ўаравина. Ќадо отметить, что райкомы комсомола вели большую работу среди молодежи и школьников, поддержива€ все лучшие начинани€ молодежи. (»–ќћ 500517)
ќльга Ќиколаевна показала себ€ мастером педагогом и талантливым организатором детского самоде€тельного театра. "ќна поставила силами учащихс€ р€д больших пьес в том числе "–обин √удї, "—трелок “елльї, "ƒети »ндииї, привлека€ к участию в каждой из них до 100 человек и выше. ќна сумела найти много талантливых реб€т и вела с ними систематическую работу по их росту. ѕоследн€€ постановка "ƒети »ндииї пользовалась исключительным успехом учащихс€. ќсобенностью ќльги Ќиколаевны €вл€етс€ то, что она делает все дл€ того, чтобы результаты своей работы, сделать досто€нием всего города, стрем€сь пробудить детскую самоде€тельность в других школахї. “ак писал директор школы ѕрозоровский в 1936 г. о работе ќльги Ќиколаевны. (»–ќћ 50056)
¬ 1937 г. ее посылают в ћоскву на курсы повышени€ квалификации музыкальных работников при ÷ентральном институте повышени€ квалификации кадров народного образовани€.  урсы проходили почти целый мес€ц с 19 ма€ по 14 июн€. ѕо всем предметам на учебе у нее были отличные отметки. ќна получает удостоверение персонального звани€ учител€ средней школы за подписью  омиссара Ќародного ѕросвещени€ ѕ. “юркина. (»–ќћ 50052,4). ѕосле курсов она продолжает работать в школах как преподаватель пени€. ≈ю была разработана цела€ программа курса сольного пени€.
«а врем€ работы ≈. Ќ. Ѕалабиной в “–јће прошло немало спектаклей, где она как художественный руководитель должна была много работать. ¬ окт€бре 1936 г. в филиале “–јћа “ё«е прошли спектакли " онекгорбунокї, "–азбойникиї. ѕроходили гастроли √осударственной филармонии. ¬ программе прозвучали произведени€ советских поэтов и композиторов. ¬ √ородском театре был проведен вечер художественной самоде€тельности.  онцерт составлен был из 2х отделений. “анцы готовил балетмейстер ¬. ѕ. —лавич и Ќ. ¬. √аев, ƒирижером духового оркестра был ». ћ. √ершевич, концертмейстером была ≈. Ќ. Ѕалабина.
— большим успехом в период 19341939 гг. в »ркутске проходили гастроли разных театров. ¬ √ородском театре проходили спектакли ћосковского театра ¬÷—ѕ—. »ркут€не увидели спектакль ‘. ¬ольфа "ћатросы из  аттараї, ». «арли "”лица радостиї,  . ‘инн "¬здорї и др. √астроли Ќовосибирского √осударственного театра оперы и балета проходили в помещении ƒворца культуры профсоюзов (Ћенина,35(2)). ¬ течение четырех мес€цев гастролей иркут€не могли посетить оперы " арменї, "„иочиосанї и др. √астроли проходили с июл€ по окт€брь.
4 феврал€ 1937 г. был создан молодежный театр дл€ детей и юношества путем сли€ни€ “–јћа и его филиала “ё«а в единый коллектив. “руппа состо€ла из 15 человек. ƒиректором и художественным руководителем стал яковлев. ”же 10 феврал€ они поставили новый спектакль √лобы "ѕушкинї.
≈ще одна выдающа€с€ личность, с которой сестры были знакомы, это заслуженный де€тель искусств, профессор ћосковской консерватории, композитор –. ћ. √лиэр. «десь в »ркутске состо€лось замечательное событие премьера его балета " расный макї при участии солистов балета ≈. Ёльпауз и ћ. ¬. ¬асютинского. »нтересно отметить, что каждый раз по приезде в »ркутск на свои концерты в качестве солистки он приглашал иркутскую оперную певицу  лавдию јндреевну Ѕулгакову (меццосопрано). –. √лиэр очень любил иркутскую публику, поэтому часто приезжал в »ркутск. ≈го выступлени€ проходили в разных помещени€х. “ак в 1936 г. он выступал на концерте, исполн€€ свои произведени€ сам. —олисткой была та же  . Ѕулгакова, которой семь€ Ѕалабиных была близко знакома, как и с –. √лиэром.  омпозитор подарил свой концерт дл€ голоса с оркестром ќльге Ќиколаевне.
 лавди€ јндреевна Ѕулгакова была замечательной певицей. Ѕольшую часть своей концертной де€тельности она провела в »ркутске. Ќо, как и все артисты выезжала на гастроли. ¬ частности она в 1948 г. была на гастрол€х в  расно€рске.  . ј. Ѕулгакова выступала тогда в јбакане. ƒала п€ть концертов в јчинске. ≈е слушали в ћинусинске, Ўире. ѕринимали ее замечательно. ћного было цветов и оваций. √олос ее звучал прекрасно. ќна пела такие песни, как "—оловейї, "¬альсї Ўтрауса, "јх ты врем€Еї, "«ачем теб€ € милыйЕї и другие.
¬ юбилейные даты композитора –. √лиэра сестры Ѕалабины и  . ј. Ѕулгакова часто посылали –. √лиэру совместные телеграммы (в 1940, 1950 гг. ). ¬ одной из ответных телеграмм –. √лиэр написал: "»скренне благодарю ¬ас и ≈лену Ќиколаевну за теплое приветствие. ѕреданный √лиэрї. ¬ 1955 г. ≈лена и ќльга поздравили –. √лиэра с 80летием и получили в ответ открытку от дочери композитора Ќины √лиэр, в которой она пишет: "”важаема€ ≈лена Ќиколаевна. ѕапа ¬ас от души благодарит за поздравление и добрые пожелани€ и шлет ¬ам свой привет. Ќина –. √лиэрї. –. ћ. √лиэр умер в 1956 г.
¬ предвоенные 19391940 гг. в »ркутске на радиокомитете в качестве солистки работала интересна€ певица ¬ера „екулаева, с которой ≈лена Ќиколаевна также была близко знакома. ≈е муж, врач, работал в городе начальником госпитал€. ¬последствии он стал академиком и в 1949 г. был награжден орденом Ћенина. ¬ конце 1940 г. они переехали в Ћенинград. ¬ 1940 г. она участвовала в конкурсе вокалистов на лучшее исполнение произведений ѕ. „айковского и завоевала вторую премию из 75 человек, участвующих в этом конкурсе. ѕредседателем конкурса был ƒ. Ўостакович. ¬. „екулаева писала ≈лене Ќиколаевне: "Ёто с вашей легкой руки € одержала такую большую победуї. ¬есь первый военный 1941 г. ¬ера „екулаева писала ≈лене письма. Ќельз€ без волнени€ читать ее письма из блокадного Ћенинграда. ¬. Ќ. „екулаева работала на эстраде и в Ћенинградской филармонии.
ќна часто вспоминала свои зан€ти€ с ≈леной Ќиколаевной. "¬спомнились наши зан€ти€ с вами, а € их очень любила, наши беседы. ¬ы так много сделали дл€ мен€, может быть, сами не сознава€ этого. ¬се ¬аши, хот€ и беглые разговоры о прочитанных книгах, ваши советы, все это впиталось глубоко в мен€. ¬ы даже не знаете, как вы стали мне дороги и близкиї.
≈лена Ќиколаевна оказала помощь своей бывшей ученице ≈лене Ќиколаевне —лепковой, котора€ из »ркутска переехала в ћоскву. Ёто было уже после войны, когда в стране, в частности в музыкальной жизни страны, шли разные перестройки. ≈. Ќ. —лепкова окончила институт √несиных, работала в ’арьковской опере в качестве солистки. ѕо семейным обсто€тельствам переехала в ћоскву. Ќо там шло большое сокращение в концертных бригадах. ≈. Ѕалабина обратилась с просьбой о помощи к известной певице Ќадежде  азанцевой. “ак бывало часто, когда к ним обращались за помощью и по мере своих возможностей сестры откликались на просьбы.
ѕредвоенный 1940 г. в »ркутске был богат музыкальными меропри€ти€ми. —осто€лс€ конкурс, посв€щенный 100летию со дн€ рождени€ ѕ. ». „айковского. ћногие коллективы прин€ли в нем активное участие.  онечно, сестры ≈лена и ќльга Ѕалабины не могли остатьс€ в стороне от этого конкурса. Ёто был один из любимых их композиторов.  онкурс проходил в ƒоме культуры профсоюзов. «десь ќльга Ќиколаевна вела вокальный кружок. «а прекрасное исполнение солистами и вокальными группами произведений ѕ. ». „айковского обе сестры были награждены почетными грамотами.  роме того, в »ркутске проходили смотры и конкурсы вузов города. 10 апрел€ 1940 г. проходила 4 ќлимпиада художественной самоде€тельности города. ќльга Ќиколаевна работала во многих институтах в качестве руководител€ художественной самоде€тельности. ѕрограмма была очень насыщенной и интересной. ¬ течение 2х дней выступили почти все вузы города. Ќа этой ќлимпиаде ≈лена Ќиколаевна была членом жюри. Ќа концертах прозвучали попурри из опер "ѕикова€ дамаї, романсы ћ. √линки, народные песни. —туденты √орно-металлургического института поставили комическую оперу "«апорожец за ƒунаемї в 3х актах. ¬сю постановку осуществл€ли студенты. ¬ опере участвовало 150 человек. Ётот фестиваль вузов стал замечательным показом творческих сил молодежи в »ркутске. –уководители кружков этих вузов вложили немало сил и таланта в их подготовку. ќльга Ќиколаевна работала художественным руководителем много лет в педагогическом, сельскохоз€йственном институте, ƒоме профсоюзов и других местах.  роме того, ќльга Ќиколаевна много сил отдавала как педагог музкомедии. «а серьезную и углубленную работу в качестве педагога в театре, давшую значительные результаты в части вокальной подготовки р€да актеров, директор музкомедии Ћ. ё. —агайдачный объ€вл€л ей не раз благодарности. (»–ќћ 500525)
¬ годы ¬еликой отечественной войны сестры продолжали работать с той же энергией. ≈лена Ќиколаевна работала в филармонии в качестве художественного руководител€ вплоть до 1953 г. ќльга Ќиколаевна трудилась в тех же школах, кружках художественной самоде€тельности, воспитыва€ патриотические чувства, любовь к –одине среди молодежи. –аботала она и в ƒоме народного творчества, ƒоме профсоюзов.
ќльга Ќиколаевна нередко в годы войны с детской художественной самоде€тельностью выступала в госпитал€х »ркутска. ¬ течение 19431945 гг. вокальный женский ансамбль ѕединститута, который вела ќльга Ќиколаевна, занимал на городских смотрах первые места и не раз отмечалс€ »ркутским √орисполкомом, иркутским √ородским  омитетом комсомола, ќбластным  омитетом высшей школы. ¬ педагогическом институте ќльга Ќиколаевна работала вплоть до 1957 г.
¬ июле 1945 г директор »ркутского пединститута Ќ. ѕрозоровский отмечал, что художественной самоде€тельности в институте удел€лось большое внимание. ѕри этом большую роль в этом играла ќльга Ќиколаевна. »нститут занимал в течение 19441945 гг. первые места среди вузов города. ѕочти ежегодно в г. »ркутске проходили смотры художественной самоде€тельности.
¬ 1944 г. также был проведен смотр художественной самоде€тельности вузов города »ркутска. Ћ. ∆илкина, председатель ќбкома союза высшей школы и научных учреждений, отмечала обилие и разнообразие номеров. ќтмечены были вокальные ансамбли и солисты ќльги Ќиколаевны. ћногие художественные руководители получили почетные грамоты, в том числе и ќ. Ѕалабина. 20 лучших исполнителей отмечены грамотами и денежными преми€ми. — лучшими силами самоде€тельности пединститута ќльга Ќиколаевна выезжала с концертами в воинские части. (»–ќћ 50059)
¬ следующем 1945 г. , подвод€ итоги следующего смотра, ќльга Ќиколаевна писала: "¬ областном смотре прин€ли участие 13400 человек. ’удожественный уровень неодинаков, но в большинстве это люди одаренные, искренне люб€щие искусство. ¬ смотре на селе прин€ли участие 8000 человек. ”частники порадовали зрителей образцами самобытного глубоко национального искусства хоровым женским ансамблем с традиционными подголосками. — чувством юмора прочла колхозница ѕана  ожа рассказ о том " ак с √итлером кума покал€кала самаї. Ѕа€ндаевский аймак показал национальное бур€тское искусство. Ѕур€тские песни пела ученица первого класса Ќад€ ’абдаева. „еремховский район прислал на смотр татарский ансамбльї. ћного отличных номеров отмечено было на смотре. ¬ ѕрофсоюзном смотре участвовало 3000 человек. ’удожественна€ самоде€тельность завода им. —талина на смотр представила 800 человек с интересными номерами. ќльга Ќиколаевна как член областной комиссии по проведению смотра отмечала, что в результате этого большого меропри€ти€ были вы€влены таланты, и некоторым участникам была предложена учеба в музыкальных школах под особым наблюдением специалистов. ѕредлагалось больше включать в репертуары самоде€тельности произведений классики, а также песни, которые поют в —ибири, произведени€ сказителей, где отражалс€ бы героический труд в тылу и на фронтах ¬еликой ќтечественной войны, воскресить старинные русские народные и солдатские песни. (»–ќћ 488623)
≈лена Ќиколаевна с концертами филармонии также выезжала на фронт. ¬ »ркутск был эвакуирован  иевский театр оперы и балета. »з артистов этого театра, артистов »ркутской драмы, “ё«ј, филармонии, музкомедии, музыкального училища был составлен коллектив, который также вел большую работу в госпитал€х города. ќни дали 31 концерт на клубных сценах госпиталей, и 85 концертов в палатах. јктивное участие в проведении концертов прин€л весь творческий коллектив музкомедии. —олистка ¬оробьева дала 27 концертов, «олотов, јрдатова по 24 , ∆илина, «агурский, »льинский, јлександрова по 1215 концертов. „асто этими составами и отдельными группами артисты выезжали в действующие части, гвардейскую танковую часть, где дали более 100 концертов.
—боры с открытых симфонических концертов, проходивших в »ркутске, шли в фонд обороны страны и фонд помощи дет€м-сиротам и дет€м фронтовиков.
—естры Ѕалабины неоднократно награждались грамотами, медал€ми, пам€тными подарками. ≈лена Ќиколаевна неоднократно награждалась за свой труд ѕочетной грамотой —овета ћинистров ———– по делам искусств и ÷  профсоюзов работников искусств за заслуги в области культурного шефства над вооруженными силами —оюза ——–; грамотой »ркутского ƒома Ќародного творчества по делам искусств за лучшее исполнение произведений великого русского композитора ѕ. ». „айковского в св€зи с его 100летним юбилеем. «а хорошую подготовку музыкальных произведений ѕ. ». „айковского с коллективами художественной самоде€тельности и вокалистов к конкурсу она была награждена альбомом. «а свой труд в годы ¬еликой ќтечественной войны ќльга Ќиколаевна награждалась таким подарком, как золота€ брошь, и грамотой.
¬ но€бре 1945 г. ≈лена Ќиколаевна была награждена ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– медалью "«а победу над √ерманией в ¬еликой ќтечественной войне 19411945 гг. ћедаль вручена в но€бре 1945 года Ќачальником ѕолитуправлени€ ¬ќ—“—»Ѕ¬ќ полковником ѕоморцевым. (»–ќћ 496630).  роме того, в 1946 г. она получает вторую медаль "«а доблестный труд в период ¬еликой ќтечественной войны 19411945 гг. ї от имени ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———–. ћедаль была вручена 29 марта 1946 г. (»–ќћ 496629)
22 августа 1945 г. ќльга Ќиколаевна ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– была за свой труд награждена медалью "«а доблестный труд в ¬еликой ќтечественной войне 1941 Ц 1945 гг. ї от 6 июн€ 1945 г. за є 246232. (»–ќћ 500516)
ѕолучив медали за свой самоотверженный труд, сестры не почили на лаврах. Ћюбовь к музыке, театру впитанных ими с детства не могли их оторвать от своей профессии. ќбе продолжали трудитьс€ на благо искусства в нашем городе. ¬ 194547 гг. ќльга Ќиколаевна продолжает работать с вокалистами многих вузов. Ќа смотре в 1946 г. ее вокальный ансамбль в составе 15 человек был награжден грамотами. ќтмечено исполнение песен —оловьиї, народна€ песн€ "–одинаї, отрывок из оперы "јскольдова могилаї. ќтлично были исполнены песни "Ћасточкаї, "ћорска€ песн€ї и др. (»–ќћ 500515,15а). ¬ 1948 г. обе сестры участвуют как делегаты на областной научнотворческой конференции, посв€щенной 30летию —оветского театра в »ркутске.  онференци€ была организована »ркутским отделением ¬сероссийского театрального общества, членами которого были обе сестры. Ќа конференции выступил председатель »ркутского исполкома ». ћ. Ќикольский о задачах работников искусств. «аслушаны были также выступлени€ театральных критиков Ц Ћ. Ћ. ∆уковой, Ћ. ћ. ‘рейдкиной, ѕ. ѕ. ћал€ревского, ј. я. Ўнеер.
¬ сент€бре 1949 г. ≈лена Ќиколаевна ездила по вызову ”правлени€ музыкальных учреждений ———– на ¬сесоюзное совещание от »ркутской филармонии. ќсновным вопросом на совещании были музыкальные лектории при филармони€х, проблемах, задачах. (»–ќћ 492814). ¬ этом же году она выезжала в ћоскву на совещание по вопросам концертной де€тельности гастрольного бюро.
¬ 19471949 гг. руководством филармонии поднималс€ вопрос о возможной помощи бригадами филармонии развитию в селах художественной самоде€тельности. ≈лена Ќиколаевна отмечала, что руководство сельских местностей не придавало ни малейшего значени€ работе художественной самоде€тельности. Ќа первом месте дл€ них всегда стоит вопрос выполнени€ производственных планов. »ркутска€ филармони€ проводила со своей стороны большую работу по улучшению состава, посылаемых в село бригад. » р€д бригад филармонии смело могли поставить свое искусство в пример художественной самоде€тельности и своим творчеством дать толчок к подн€тию культурного уровн€ сельского населени€. ¬ыезжали во многие районы »ркутской области, где пытались помочь советами и своим творчеством художественной самоде€тельности сел и районных поселков.
¬ 1950 г. наконец-то филармони€ получила концертный зал. ƒо этого момента филармони€ часто проводила концерты в “ё«е и других местах. ¬ своем письме к режиссеру √.  .  рыжицкому в 1951 г. ≈лена Ќиколаевна писала: "ќрганизовали в филармонии оперную группу. Ѕудем демонстрировать оперные отрывки, монтажи. Ќадеемс€, что эта группа будет €дром будущей оперы в »ркутске. ќперетта надоела, посещаетс€ слабо. ѕросматриваетс€ т€га к опере. Ёто видно по гастрол€м Ѕур€тского оперного театра в »ркутскеї. (»–ќћ ¬— 490438)
— получением своего концертного зала филармони€ (директором тогда был ». ћ. ќлейников) развернула большую работу в 19501951 гг. ≈лена Ќиколаевна работала ее художественным руководителем. ¬ филармонии прошло много концертов. ¬ частности один из концертов был подготовлен ≈леной Ќиколаевной по произведени€м советских композиторов. Ёто был "¬ечер камерной музыкиї. ¬ программе звучали романсы, песни, инструментальные произведени€. ¬ соответствии со временем проходили вечера по таким темам как "ќбраз советского молодого человека сталинской эпохиї. ¬ этом концерте прозвучали отрывки из повести Ѕ. ѕолевого "ѕовесть о насто€щем человекеї, "¬асилий “еркинї ј. “вардовского, "ћолодой гвардииї ј. ‘адеева и др. »сполн€лись песни ¬. —оловьеваЦ—едого. «вучали классические произведени€ Ћ. Ѕетховена, ѕ. „айковского. (»–ќћ ¬— 401313). ѕроходили также концерты-беседы, посв€щенные пам€ти ¬. ». Ћенина.
Ѕольшой концерт-беседа по советской песне был подготовлен ≈леной Ќиколаевной. ¬ программе прозвучали произведени€ », ƒунаевского, ¬. —оловьева-—едого, ƒ. Ўостаковича и др. Ћекцию составила сама ≈. Ѕалабина. Ќесмотр€ на волнение, лекци€ прозвучала хорошо. Ётим концертом был открыт сезон 1954 г. ¬ планах у ≈лены Ќиколаевны было создание детской филармонии, ансамбл€ песни и пл€ски.
 роме того, ≈лена Ќиколаевна организовывала концерты и с приезжими артистами. “ак ею был организован концерт известной пианистки “ать€ны ѕетровны  равченко из ћосквы. ќна очень хотела после гастролей в Ќовосибирске приехать в »ркутск и выступить здесь с оркестром. ¬ ее репертуаре были две вещи с симфоническим оркестром, произведени€ Ўопена и произведени€ советских композиторов.
¬ филармонии прошел большой концерт, посв€щенный юбилею комсомола. »сполн€лись песни и стихи о комсомоле.
¬ эти же годы ≈лена Ќиколаевна часто участвовала в качестве члена жюри разных смотров, конкурсов, фестивалей. ¬ 1950 г. она была председателем жюри в конкурсе на лучшее исполнение русских народных песен учащимис€ вокального факультета, проводимого ќбластным музыкальным училищем. Ѕыли присуждены 3 премии.
¬ 1951 г. прошел большой областной смотр рабочих и служащих. ¬ этом смотре прин€ли участие 36 организаций и предпри€тий. —мотр длилс€ 2 дн€. ¬ организации этого смотра играли большую роль профсоюзы.
ѕрошел еще один смотр Ц сельской самоде€тельности. ≈лена Ќиколаевна была членом жюри этого конкурса. ¬ 1953 г. с 6 апрел€ по 20 апрел€ от имени ќбкома комсомола ќльга Ќиколаевна участвовала в качестве члена жюри смотра вузов города. ƒл€ этого она получила удостоверение за подписью секретар€ ќ  ¬Ћ —ћ ћ. јрбатского.
≈лена Ќиколаевна с конца 1953 г. ушла на пенсию в возрасте 58 лет, но продолжала трудитьс€, вести активную общественную работу, рецензировать книги, статьи по музыкальной жизни страны, вести переписку с редакцией "—оветской музыкиї и писать статьи. ѕисьма и телеграммы этого периода свидетельствуют о приглашении ее на работу в другие города в качестве концертмейстера. “ак, ее приглашают в ѕрокопьевск. 15 окт€бр€ должны быть уже репетиции. ѕришла телеграмма из —амары. ¬ ней √орский предложил ≈лене Ќиколаевне работу концертмейстера в опере. ќклад 350 руб. и коммунальную квартиру. ѕрин€ла ли ≈лена Ќиколаевна эти предложени€, проследить не удалось. » суд€ по ее де€тельности в 19541955г в »ркутске в качестве руководител€ вокального кружка в некоторых вузах города, участие ее во многих жюри конкурсов, она осталась в »ркутске. «десь оставалс€ ее единственно родной человек, сестра ќльга.
¬ 1962 г. обе сестры €вл€ютс€ делегатами ѕервого съезда работников искусства и культуры, проходившего в »ркутске. “ак их де€тельность на музыкальном поприще продолжалась, хот€ они были уже преклонного возраста. ≈лена Ќиколаевна в 70 лет выступала на радио с лекци€ми, посв€щенными разным композиторам. ¬ 1965 г. она составила текст дл€ передачи на радио, посв€щенный пам€ти яна —ибелиуса.
≈лена Ќиколаевна с 1960 по 1968 г. участвовала в редакционной комиссии по изданию сборников, выпуском которых занималс€ ƒом Ќародного творчества. ¬ сборники отбирались лучшие музыкальные произведени€, необходимые дл€ пропаганды и воспитани€ молодежи. —борники выходили в серии: "ѕесни родного кра€ї. ¬ предисловии к книге за 1968 г. написано: "–едакционна€ коллеги€, в которую вошли хорошо известна€ музыкальной общественности в прошлом оперный концертмейстер, музыковед ≈. Ќ. Ѕалабина, композитор √. Ё. Ћан, ј. —.  улешов, директор ќбластного дама народного творчества √. Ћ. Ћюрисї. ¬ сборник 1968 г. вошли 26 наиболее €рких произведений. “аких сборников тогда вышло три.
¬ 1976 г ушла из жизни последн€€ из сестер ≈лена. ¬с€ их сознательна€ жизнь прошла в —ибири, в частности в »ркутске. —вой талант музыкантов-педагогов они посв€тили воспитанию молодежи. »х жизнь была отдана музыкальному образованию иркут€н, вы€влению и подготовке талантов в —ибири, развитию музыкальной жизни »ркутска. ƒирижеры, музыканты, певцы с большой теплотой и благодарностью вспоминали и не забывали этих сестер в своих письмах. ≈лена Ќиколаевна много сделала в становлении »ркутской филармонии. ќбе сестры всегда умели привлечь людей к своему любимому делу. ”мение дать человеку свое понимание другому это талант. ќни могли настроить певца артиста на творческий лад, причем всегда делали это с большим тактом, чуткостью и дружеским отношением.  аждый год их служени€ искусству и музыке показатель большого вклада в культуру »ркутска.

Ћитература

1. ƒневники ќльги и ≈лены Ѕалабиных 1903 Ц 1912 гг.
2. ’аркиевич ». ё. ћузыкальна€ культура »ркутска. Ц »ркутск, 1987.
3. »ркутска€ летопись 1661 Ц 1940 гг. /—ост. ё. ѕ.  олмаков. Ц »ркутск: ќттиск, 2003.
4. ¬осточно-—ибирска€ правда. 1937 г. , 1941 1945 г. г.
5. ‘онды »ркутского областного краеведческого музе€. »нв. є »–ќћ ¬—5005.
6. ‘онды »ркутского областного краеведческого музе€. »нв. є »–ќћ ¬—4966.



Ќазвание статьи:   »« ћ”«џ јЋ№Ќќ… ∆»«Ќ» »– ”“— ј (—≈—“–џ ЅјЋјЅ»Ќџ)
 атегори€ темы:    –осси€ сегодн€ –оссийска€ импери€ –оссийска€ √осударственность
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:     раеведческие записки / »ркут. обл. краев. музей. Ц »ркутск: »зд-во »нститута географии —ќ –јЌ, 2004. Ц ¬ып. 11.
ƒата написани€ статьи:   2004 г.
—татьи, использованные при написании этой статьи:   1. ƒневники ќльги и ≈лены Ѕалабиных 1903 Ц 1912 гг. 2. ’аркиевич ». ё. ћузыкальна€ культура »ркутска. Ц »ркутск, 1987. 3. »ркутска€ летопись 1661 Ц 1940 гг. /—ост. ё. ѕ.  олмаков. Ц »ркутск: ќттиск, 2003. 4. ¬осточно-—ибирска€ правда. 1937 г. , 1941 1945 г. г. 5. ‘онды »ркутского областного краеведческого музе€. »нв. є »–ќћ ¬—5005. 6. ‘онды »ркутского областного краеведческого музе€. »нв. є »–ќћ ¬—4966.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1
–†–Њ–±–Њ—В—Л1
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 6 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і