Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Долг чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны; храбрость ничем на свете замениться не может: кто в себе не чувствует уверенности, что страх им в деле не овладеет, тот должен немедленно оставить службу и в обществе офицеров... терпим быть не может.
М. С. Воронцов




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Шуберский, Карл Эрнестович, инженер, изобретатель

Шуберский, Карл Эрнестович, инженер Путей Сообщения, известный железнодорожный деятель и изобретатель.
Родился в 1835 г. в Туле, где отец его, также известный инженер путей сообщение, заведовал в то время выстроенным им Тульским оружейным заводом.
Изобретательные способности начал проявлять еще в раннем детстве и уже с десятилетнего возраста интересовался вопросом вечного движения. Поэтому отец, хотя и отдал его сначала в Императорский С.-Петербургский Лицей, но затем перевел в институт Корпуса Инженеров Путей Сообщения.
Выдержав в 1851 г. вступительный экзамен третьим по успехам, Шуберский в течение четырехлетнего пребывания в и институте все время шел первым и, при окончании в 1855 г. с чином поручика, быть записан на мраморную доску.
Еще, будучи в институте, он изобрел новый метод расчета многораскосных мостов, который и опубликовал в "Журнале Путей Сообщения» в 1855 г. Поэтому тотчас по окончании курса, по распоряжению главноуправляющего Путей Сообщения и публичных зданий Шуберский был командирован за границу для изучения постройки железных дорог, и особенно с крутыми скатами, а также для детального изучения производства паровозов.
Во время этой командировки у него и зародилась впервые идея маховозного прибора, которая и была им впоследствии осуществлена, хотя, к сожалению, не совсем удачно. Тщательно осматривая и изучая за границей все замечательные же железнодорожные сооружения, Шуберский не забывал также заглядывать на фабрики паровозов и вагонов, и, если встречал что-либо интересное, не жалел ни времени, ни труда, чтобы в совершенстве ознакомиться с деталями производства, Так, например, в Мюнхене на паровозной фабрике Маффеи он, не задумываясь, поступил простым сборщиком и работал до тех пор, пока в совершенстве не изучил производства, по возвращении из-за границы Шуберскому поручено было произвести изыскание Варшавской железной дороги от г. Варшавы до прусской границы. Вслед затем он производил изыскание Орлово-Грязской, Азовской и Ростово-Владикавказской железных дорог.
Во время этих работ, знакомясь на практике с тем, как сильно удорожают постройку железных дорог неровности местности и изыскивая против этого средства, Шуберский стал деятельно разрабатывать свой маховоз, который состоял из системы маховых колес и впервые был описан Шуберским в "Журнале Путей Сообщения» в 1860 г.
Статья о нем вызвала страстную полемику, и изобретение Шуберского было раскритиковано многими выдающимися инженерами. Но когда в 1862 г. Шуберский издал отдельною книгою описание своего маховоза, более подробное и разработанное, то его защитниками выступило несколько известных в то время инженеров. Однако, когда пришло время перейти от теоретических рассуждений к опытам, то противники маховоза оказались правы — изобретение не оправдало возлагавшихся на него надежд. Причину этого надо искать скорее в недостаточности разработки прибора, чем в неверности идеи.
Последняя много лет уже как осуществлена в виде так называемых русских гор, устраиваемых в Петербурге на народных гуляньях на масляной неделе и пользующихся популярностью за границей.
В половине 1860-х гг., когда постройка Орловско-Грязской и Воронежско-Ростовской железных дорог близилась уже к концу, приступлено было к приготовлению для них подвижного состава, к этим работам был привлечен и Шуберский, который здесь впервые применил свои знание, приобретенные им в Мюнхене на заводе Маффеи. Но наиболее ярко выразился его изобретательный талант при постройке и оборудовании узкоколейной Ливенской дороги от станции Верховье до станции Ливны.
Назначенный в 1870 г. членом Управления по постройке этой дороги, строившейся под руководством графа А. П. Бобринского, впоследствии министра Путей Сообщения, Шуберский на Ливенской дороге применил целый ряд своих изобретений, как-то: особую безопасную систему сцепление вагонов, новый тип товарного вагона в 1650 килограмм веса, поднимающая 5000 килограмм груза, особые смазочные коробки, буфера особой системы, особые спальные вагоны и проч.
В виду сильного развития в начале 1870-х гг. железнодорожного дела при министерстве Путей Сообщения решено было организовать особое техническое отделение, которое бы заведовало постройкой подвижного состава для наших железных дорог. Лучшего руководителя для такого технического отделение, как Шуберский, было найти, конечно, трудно, и место начальника этого отделения было предложено ему.
Это предложение совпало со смертью его отца, оставившего Шуберскому довольно крупное наследство. Поэтому он не воспользовался прекрасным местом и предпочел уехать за границу, где устроил особое бюро для разработки проектов.
Живя то в Вене, то в Брюсселе, то в Париже, Шуберский сделал целый ряд различных изобретений.
Широкую известность и огромные материальные выгоды приобрел он изобретением особых подвижных печей, известных под именем печей Шуберского.
Эти печи приносили изобретателю несколько сот тысяч ежегодного дохода.
Устроив себе в Париже большую мастерскую со специальным отделом для изобретений, Шуберский много времени и денег тратил на разные опыты, стоившие иногда ему десятков тысяч франков. Впрочем, это вообще был человек, для которого деньги существовали постольку, поскольку их можно было тратить.
Так на одни рекламы о своих изобретениях в статьях, объявлениях, картинках, стихотворениях, помещавшихся в иллюстрированных изданиях, он ежегодно тратил до 100,000 франков.
Имея в Париже три собственных прекрасных магазина, где продавались его изобретения, он незадолго до своей смерти выстроил четвертый на бульваре Montmartre, отличавшийся необыкновенною роскошью и изяществом.
Рисунки всех деталей, бронзы, камина делались знаменитыми художниками и архитекторами, в числе коих был и Гарнье, строитель здание новой парижской оперы.
Последним изобретением Шуберского был armoire lavabo, получивший уже после его смерти широкое распространение в Париже, весьма ценными оказались два главнейших качества нового изобретения: незначительность размеров и малый расход воды.
Вообще последние годы своей жизни Шуберский обращал свою изобретательность на усовершенствование самых простых предметов, высказывая неоднократно свое глубокое убеждение, что великие изобретение гораздо чаще приносят меньше пользы, чем улучшение самых обыденных предметов. Изобретение Шуберского создали ему всемирную известность.
Особенною же популярностью и симпатиями он пользовался у парижан, так что в панораме современников "Histoire du Si?cle» 1789—1889, выставленной в Париже на всемирной выставке 1889 г., он был помещен в числе парижских современных знаменитостей. Но ни популярность, ни материальная обеспеченность не удовлетворяли Шуберского, и у него очень часто, особенно за последние годы, являлось недовольство жизнью.
Этим то и объясняется его самоубийство.
Шуберский застрелился в Париже в ноябре 1891 г., на 57 году от рождения.



Название статьи:   Шуберский, Карл Эрнестович, инженер, изобретатель
Категория темы:   Российская империя Железно-дорожные войска
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1911. т. 23
Дата написания статьи:  12 апреля 2014
Статьи, использованные при написании этой статьи:  С. М. Житков "Биографии инженеров Путей Сообщения". Вып. III, Спб. 1902 г., стр. 84—90.— "Известия Собрание Инженеров Путей Сообщения" 1892 г., ст. В. Ф. Голубева.— "Список лиц, окончивших курс наук в институте инженеров Путей Сообщения Императора Александра I с 1811 по 1882 гг.", Спб. 1883 г., стр. 117.— "Новости и Биржевая Газета" 1892 г., № 7, стр. 2, некролог.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru