Акимов, Иван Акимович, ректор Императорской Академии Художеств

Акимов, Иван Акимович, воспитанник-пенсионер за границею, потом профессор и ректор Императорской Академии Художеств, родился в Спб., 22 мая 1753 г., умер там же, 15 мая 1814 г.

Акимов Иван Акимович. «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев»

Акимов Иван Акимович. 
"Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев». ГТГ

Оставшись 9-ти лет после смерти отца, наборщика сенатской типографии, Акимов подал просьбу академическому начальству о принятии его для обучения искусствами принятый в Академию, он оправдал милость, ему оказанную, примерным прилежанием. Рисовал Акимов лучше других еще в низших классах и уже 18-ти лет выполнил по программе картину "В. к. Изяслав Мстиславич чуть не изрубленный воинами, его неузнавшими, в бою, открывается им», удостоенную 2-ой золотой медали (1772).

Ко времени выпуска (1773 г.), имея всего 19-т лет от роду, Акимов написал, также по программе, картину "в. к. Святослав по возвращении с Дуная в Киев», за которую получил первую золотую медаль и отправлен пенсионером за границу. Тогда посылали пенсионеров исключительно в Италию.

Получив незадолго перед тем от Болонской академии дипломы для своих членов, наша Академия назначила Акимова пенсионером в Болонью, где тогда не было даже настоящих натурных классов. Молодому художнику, строго выполняя инструкцию, пришлось проводить время только за копиями с лучших произведений мастеров местной школы, находившихся в городской галерее. В этих упражнениях Акимов провел почти целый год вне получив, по представлениям своим, разрешения Академии выехать в Рим, прибыл однако туда в апреле 1774 г. Но и в Риме постановка академических курсов была не лучше, чем в Болонье, так как и римская академия (Капитолийская) была обществом художников, имевших у себя частных учеников и отдельные студии без обучения анатомии и прочим вспомогательным наукам. На счастье Акимова, в Риме тогда был знаменитый живописец Помпео Батони, принявший русского пенсионера весьма благосклонно, благодаря рекомендации Ив. Ив. Шувалова.

Пользуясь советами Батони, Акимов в 1775 г. дописал картину "Прометей и Минерва», которая находится теперь в картинной галерее Императорской Академии Художеств. Грациозность композиции, конечно, не может скрыть основного недостатка Акимова — слабость колорита, но отсутствие колоритности маскируется довольно удачно—расположением свето-тени и мастерством строгого, академического рисунка. Сам художник понимал свой недостаток и старался победить его изучением колористов венецианской школы. С этою целью он копировал "Веру» Гверчино. Для испытания своей колоритности написаны Акимовым, тогда же, композиции: "Эней и Дидона в пещере», "Нарцисс» и "Фавн с козленком» — тоже пересланные из Рима в Академию и проданные здесь, с аукциона, неизвестно кому. Назначение в продажу этих картин доказываете что совет академии не находил в них особенных достоинств.

За "Прометея» Акимов был удостоен звания "назначенная академика» (1778 г.). По возвращении в Россию Акимов был определен адъюнктом в помощь профессору П. И. Соколову — обучать писанию с натуры (1779 г.).

На звание "действительного академика Акимову дали выполнить картину по программе "Геркулес, сожигающийся на костре», которая теперь находится в Академии Художеств.

Он написал это произведение в 1782 году и признан академиком исторической живописи. Колорит еще слабее в этой картине, но рисунок в академическом отношении более точен, так что определяющиеся с этого времени особенности художника уже не изменялись. Вследствие этого, влияние Акимова, как профессора, было заметно только в рисовальных классах, тогда как направление, данное Угрюмовым, более живым колористом, хотя и менее строгим рисовальщиком, сохранялось до Брюлова в русской школе живописи.

В служебном отношении Акимов пользовался и большим влиянием, и большим почетом, как знаток искусства, администратор и приятный человек в обществе, много читавший и умевший вести беседу о специальностях всякого рода, а не об одном своем искусстве. Как рисовальщик, он, бесспорно, стоял выше своих товарищей.

В 1786 году, указом 19-го мая, Акимов был назначен инспектором шпалерной мануфактуры, а 5 лет спустя и директором её (1791 год). Вместе с тем, ему поручено было обучение рисованию и живописи Августейших детей Императора Павла I.

В 1794 году Акимов был назначен директором Академии Художеств.

Павел I, покровительствуя художникам, к Акимову был милостивее прочих и сам давал ему заказы.

Между прочим, Акимов написал несколько воздушных фигур на зеркалах в Михайловском замке, очень хвалимых современниками, но до нас не дошедших. Лучшею порою творчества были для Акимова 1790-ые годы. Тогда были написаны самые выдающиеся произведения этого художника, а именно: в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в иконостасе — "Св. Троица», "Вознесение на небо Богоматери», "архангелы» на северных и южных дверях и "Саваоф» над царскими вратами, в резном позолоченном сиянии, с серебряными облаками. Особенно изящна фигура "Архангела Гавриила» с райскою ветвью. Рисунок здесь хорош, как ни в одной из остальных работ Акимова, и краски необыкновенно гармоничны и ярки. Самый колорит тельных частей оставляет желать очень немногого. "Саваоф» полон величия и достоинства, чего не встречается у сверстников и даже учеников Акимова, живших после него. Нельзя не видеть в этих трех произведениях глубокого изучения Гвидо Рени и Караччи.

При Александре I работ Акимова немного и то, что особенно хвалили современники, стояло в художественном отношении не особенно высоко; таков, например, "Подвиг Старичкова» на выставке 1806 г.

Патриотический сюжет, спасение знамени гренадером, конечно, играл главную роль и доставил легкий успех этому заурядному произведению. При конкурсе на портреты Высочайших Особ для Департамента уделов, где Акимов соперничал с Левицким, хотя и были утверждены эскизы обоих, но исполнение заказа было окончено Левицким. Акимова следует помянуть еще как собирателя сказаний о русских художниках. Его сообщения, показывающие степень основательности изустных пересказов, напечатаны в "Северном Вестнике» 1804 г. Потеряв жену и не имея детей, Акимов оставил Академии Художеств, по завещанию, капитал в 15.000 р. ассигнациями, с тем, чтобы Академия приняла пансионерами его воспитанников, что и было исполнено. Известен Акимов и как гравер крепкою водкой.


Название статьи:Акимов, Иван Акимович, ректор Императорской Академии Художеств
Автор(ы) статьи:П.П.
Источник статьи: Русский библиографический словарь. т. 1
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Дела Императорской Академии Художеств. "Журнал изящных искусств" Григоровича. Речь (Лабзина) на акте Императорской Академии Художеств, 1814 г. Энциклопедический Словарь, т. 1, 350. Календарь на 1840 г., где указания Григоровича далеко не точны, как и в статье его, в "Энциклопедическом Лексиконе", т. I.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru