Голланд, Джон Филипп, инженер

Голланд, (John Philip Holland, 29 февраля 1840 – 12 августа 1914) американский инженер, построивший в 1875 г. первую маленькую подводную лодку, управляемую одним человеком помощью ножного привода.
Вслед за тем им был построены в 1877 и 79 гг. две небольшие подводные лодки с бензиновым двигателем, вооруженные особой пневматической пушкой, выбрасывавшей большие разрывные заряды.
Этот тип лодок был снабжен уже горизонтальными рулями глубины.
В 1883 г., когда интерес к подводному строительству возрос, Голланд учредил компанию для постройки подводных лодок под фирмой "Holland Torpedo-boat Company".
Первые 2 лодки не выдержали испытаний.
В 1894 г. был заложен 5-й тип лодки Голланда, спущенный в 1897 г. Но и эта лодка не оправдала надежд, и Голланд, после новой упорной работы, создал 7-й тип, который уже вполне оправдал затраченную на его создание энергию и деньги.
Лодки эти до конца Первой мировой войны состояли в списках многих флотов и послужили первообразом лодок английского флота.
Тип "Голланд 7" имел около 100 тн., 1 винт, бензин. двигатель Отто Дейца в 160 с. для надводного хода и электромотор в 70 л. с. скорость на поверхности 9 узл., а под водой 7 узл.; район плавания над водой 200 миль, под водой 30 миль; вооружен 1 носовым минным аппаратом и 3 минами Уайтхеда (торпедами). Погружение лодки заполнением внутренних балластных цистерн требовало около 3 мин.; опоражниваются цистерны сжатым воздухом и помпами; запас сжатого воздуха возобновлялся компрессором.
Для управления по глубине при ходе под водой лодка снабжалась кормовым горизонтальным рулем; всякая автоматичность в управлении этим рулем исключена.
Для ориентировки под водой имелся перископ.
Запас воздуха позволял экипажу провести в лодке 12 час. без его возобновления или добавления кислорода. Лодка эта по своему времени была весьма совершенна.
Из продолжительных опытов плавания в различных флотах выяснились следующие её качества в надводном положении: лодка мало мореходна, сравнительно трудно управляема, рысклива и обладает большой циркуляцией; она оказалась мало обитаемой и опасной для экипажа из-за пропускания газов от бензинового двигателя (в американском флоте были отравления людей со смертельным исходом); погружение производилось быстро и удобно, в подводном положении она хорошо держала глубину, обладала по своему времени прекрасной скоростью, управляемостью и районом действия.
Существенным недостатком её являлась слабость внутренних балластных цистерн.
Типу "Голланд 7" на конкурсе в Соединенных Штатах был отдано преимущество перед другими типами и в начале XX столетия лодки эти был приобретены следующими нациями: Россией — 7, Японией — 7, Англией — 5, Голландией — 1, Австрией — 2, США — 7.
Благодаря большой разработанности лодки Голланда, англичане приняли этот тип за основной для своего подводного флота, но, совершенствуя его и развивая, создали вскоре самостоятельный тип.
В американском флоте тип лодок Голланда получил дальнейшее развитие. После 7 лодок "Голланд 7" в 1907 г. были закончены постройки 3 лодок в 170 тн., развивавшие около 9 узл. над водой и 8 под водой.
В 1908 г. были произведены испытания лодки Octopus в 230 тн., давшей прекрасные результаты: надводная скорость около 11 узл. и подводная около 9.
По этому типу были построены в 1909 г. еще 4 лодки, а за ними 3 лодки в 280 тн., давшие скорости, близкие к Octopus.
В 1911 г. в США находились в постройке 2 лодки Голланда в 400 тн. и 4 лодки в 500 тн. В том же г. заложены и в России 3 лодки этого типа (Кит, Кашалот и Нарвал), сыгравшего громадную роль в деле развития подводного плавания.
История постройки лодок Голланда крайне поучительна: выдающийся инженер и человек потратил массу знаний, энергии и труда на работу в отрасли, где все его предшественники терпели неудачи, и только после 20 л. упорного труда ему удалось создать судно, оправдавшее его ожидания. Дальнейшие полученные им и его преемниками результаты вознаградили затраченную энергию и увековечили имя Голланда в истории подводного строительства.


Название статьи:Голланд, Джон Филипп, инженер
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18
Источник изображений:Центр морской истории США
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru