{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Гребные суда в российском императорском флоте

Гребные суда

Русская шлюпкаРусская шлюпка

Чертеж 20-весельного баркасаЧертеж 20-весельного баркаса

Шлюпочные гонкиШлюпочные гонки

Броненосный крейсер "Генерал-Адмирал"Броненосный крейсер "Генерал-Адмирал"

Фото сделаны во время визита российских кораблей в США на военно-морские маневры.
1893

Для перевозки на берег личного состава и грузов на военных судах имеются Гребные суда (шлюпки), которые по своему назначению и конструкции разделяются на 2 группы: разъездные и рабочие; к первой относятся адмиральские баржи, капитанские и легкие катера, ялы, вельботы и гички, а ко второй — баркасы, полубаркасы и рабочие катера.

Гребные суда второй группы крупнее, более солидной и простой конструкции.

появлением моторных двигателей; капитанские катера и гички лишь в редких случаях спускались на воду, а адмиральские баржи совсем перестали входить в снабжение кораблей.

По числу гребцов (весел) Гребные суда делятся на: 4, 6, 8 и т. д. до 20-весельных (баркасы).

Гребные суда устанавливаются обыкновенно в особые гнезда (блоки) на верхней палубе или над ней на ростерных бимсах, причем мелкие шлюпки ставятся на крупные.

На новейших судах, для сохранения углов обстрела башенных орудий, все шлюпки группируют в одно место, между мачтами; подъем их с воды производится стрелами.

Шлюпки, подвешенные на шлюпбалках (см. Балка), поднимаются в ручную помощью талей.

На случай необходимости немедленного спуска на воду в походе (например, при падении человека за борт) два катера или вельбота оставляют подвешенными на шлюпбалках и закрепляют их в забортном положении.

Каждое Гребное судно снабжается съемными мачтами и парусами.

Строевая команда расписывается по всем Гребным судам; на каждой шлюпке д. быть строевой унтер-офицер (старшина), умеющий владеть рулем, управлять парусами, читать и разбирать сигналы по шлюпочной сигнальной книге.

В снабжение Гребных судов входят: рангоут (мачты), флагшток, кормовой и ответный флаги, весла с уключинами, отпорные крюки, 2 румпеля, 4-6 анкерков (боченки для воды), дрек (якорь со складывающимся штоком) с дректовом (трос, служащий якорным канатом), топор, парусиновый чехол для хранения парусов, киса для шкотов, дождевые плащи, шлюпочный компас, лейки для отливания воды и стойка с отличительным фонарем.

Баркас, полубаркас и рабочий катер служат для перевозки команды, десанта (обычно на буксире у паровых катеров), для доставки на судно с берега пресной воды, для завозки якоря, устройства минных плотов и т. д.; капитанские катер и вельбот — для надобностей командира и адмирала; обыкновенно они бывают легкой и изящной конструкции с медным никелированным прибором и отделкой из красного дерева; легкий катер и вельбот — для надобностей офицерского состава, той же конструкции, но без дорогой отделки; ялы — род легких катеров, но меньших размеров и с меньшим отношением длины к ширине (более тупые); баржи и гички употребляются для разъездов в тихую погоду, строятся легче катеров и с большим изяществом; в последнее время эти Гребные суда почти вывелись в нашем флоте.

Для постройки шлюпки составляется её теоретический чертеж, представляющий горизонтальные (ватерлинии), вертикально-поперечные (шпангоуты) и вертикально-продольные (батоксы) сечения шлюпки, и практические чертежи расположения частей и их крепления.

По теоретическому чертежу производится т. наз. разбивка шлюпки: на специальном гладком полу (плазе) чертятся обводы её в натуральную величину; с разбивки снимаются деревянные лекала, по которым производится выделка частей и постройка самой шлюпки.

Постройка Гребных судов для Императорского Балтийского флота производилась, гл. обр., в шлюпочных мастерских Кронштадтского порта и адмиралтейского судостроительного завода, а для судов Черного моря — в Николаевском адмиралтействе.

Главнейшие элементы Гребного судна следующие: киль делается из крепких сортов дерева (дуб, ясень, лиственница); фор- и ахтер-штевни — из тех же сортов дерева; связывающими звеньями штевней с килем служат кнопы; форштевень и кнопы выделываются из частей дерева с корнем (кница) в виде колена; шпангоуты из дубовых ободьев, которые выгибаются в распаренном состоянии; вдоль шлюпки, над килем и поверх шпангоутов, кладется кильсон — брус, скрепляющий шпангоуты с килем; нижняя же, наружная кромка киля покрывается железной, оцинкованной полосой — фальшкилем для предохранения киля при касании о грунт и камни.

К шпангоутам на медных гвоздях крепятся доски обшивки (лиственница, сосна, иногда красное дерево и ясень), доски предварительно распариваются для получения погиба.

В зависимости от величины и типа шлюпок обшивка бывает 4 родов:

1) для катеров и мелких шлюпок — наборная: кромка каждой доски накрывает кромку другой, ниже лежащей;

2) для крупных шлюпок — гладкая: доски прилегают одна к другой вгладь;

3) диагональная: обшивка двухрядная, — один ряд направлен под углом 45° к килю, а другой под угл. 90° к первому; иногда второй (наружный) ряд идет вдоль шлюпки;

4) обшивка с рейками — гладкая, но по пазам досок снаружи прикреплены деревянные рейки.

Прилегающая к килю доска называется шпунтовою и бывает обыкновенно дубовая; в оконечностях доски притыкаются к штевням, а в корме, начиная приблизительно с половины высоты киля — к поперечной толстой доске (транец), в которую постепенно переходит скрепленный с ней ахтерштевень; транец имеет обводы кормовых шпангоутов.

Вельбот отличается от всех остальных шлюпок тем, что делается без транца и поэтому имеет одинаково заостренные оконечности.

У всех шлюпок сверху обшивка заканчивается планширем с привальным брусом (дубовые), служащими для жесткости верхней кромки борта и несения уключин; привальные брусья бортов связываются дубовым брештуком.

От борта до борта идет ряд поперечных досок, банок (сиденья для гребцов), в кормовой же части банки расположены по бортам, называются сидельными местами и подперты в дно стойками — пиллерсами.

Дно шлюпки покрывается съемной рейковой палубой из сосновых рейков, связанных поперечными брусками; под сидельными же местами настилка из решетчатых люков.

Весла изготовляются из ясеня, ели, бука: дерево распиливается вдоль на 4 четверти и из каждой делается весло; по длине весло делится на 4 участка: рукоятка, валек, древко и лопасть; валек — достаточно тяжелая часть (иногда со свинцом внутри) — уравновешивает часть весла, находящуюся за бортом.

На судах французской и немецкой постройки баркасы делаются стальные, оцинкованные: они легче и вместительнее деревянных, но зато труднее исправляются.

Число весел

Название шлюпки.

Длина.

Ширина.

Вышина борта от киля.

Углубление.

Площадь миделя.

Площ. грузовой ват.-лин.

Водоизмещение.

Площадь парусов.

Число мачт

20

Барказ

38 фт. — дм.

11 фт. — дм.

4 фт. 2 дм.

3 фт. 11/4 дм.

15,9 кв. фт.

287 кв. фт.

11,9 тн.

849 кв. фт.

2

18

"

36 " — "

10 " — "

3 " 11 "

3 " 0 "

14,0 " "

266 " "

11,0 "

738 " "

2

16

"

34 " — "

9 " 3 "

3 " 10 "

3 " 1 "

13,3 " "

222 " "

11,0 "

628 " "

2

14

"

30 " — "

8 " 2 "

3 " 71/2"

2 " 71/4 "

10,2 " "

159 " "

5,6 "

496 " "

2

16

Рабочел. катер

36 " 6 "

8 " 7 "

3 " 1/2 "

2 " 41/2 "

12,2 " "

234 " "

8,3 "

627 " "

2

14

""

32 " — "

8 " 2 "

3 " 1 "

2 " 6 "

12,3 " "

187 " "

7,1 "

572 " "

3

12

""

30 " — "

8 " 1 "

3 " 2 "

2 " 4 "

9,5 " "

161 " "

5,3 "

511 " "

3

10

""

26 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

1 " 101/2 "

6,8 " "

123 " "

3,0 "

379 " "

3

14

Легк. катер

34 " — "

7 " 7 "

2 " 61/2"

1 " 11 "

8,4 " "

164 " "

4,8 "

547 " "

3

12

""

30 " — "

7 " 3 "

2 " 9 "

2 " 3 "

8,6 " "

142 " "

4,2 "

437 " "

3

10

""

26 " — "

6 " 11 "

2 " 9 "

2 " 51/2."

8,6 " "

134 " "

4,2 "

387 " "

3

6

Вельбот

28 " — "

5 " 81/2 "

2 " 113/4 "

1 " 113/4 "

6,65 " "

109 " "

3,1 "

176 " "

1

6

Ял

20 " — "

6 " — "

2 " 61/2 "

1 " 11 "

7,16 " "

85 " "

2,4 "

190 " "

2

4

"

17 " 3 "

5 " — "

2 " — "

1 " 4 "

3,77 " "

57 " "

1,0 "

107 " "

1

 

Число шлюпок на корабле.

Слава.

Севастополь.

20-вес. баркасы

2

Баркасы с моторным двигателем

2

16-вес. полубаркасы

2

14-вес. легкие катера

2

14-вес. легкие катера

2

6-вес. вельботы

2

6-вес. Вельботы

2

6-вес. ялы

2

6-вес. Ялы

2

   


Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}
Источник изображений:   dic.academic.ru;inoforum.ru


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...