Шишевский лес.

Шишевский лес.

Документальные источники локализации Шишевского леса.

 

 

Шишевский лес впервые упоминается в Симеоновской и Никоновской летописях. И та и другая, сообщая о сражении в 1365 г. с ордой Тагая на территории Рязанского княжества писали: «князь же великии Олегъ Ивановичь Рязанскыи и съ своею братьею съ Володимеромъ Проньскымъ и с Титомъ Козельскимъ събравъ силу свою, и иде въследъ его, и постиже его на месте, нарицаемемъ подъ Шишевскимъ лесомъ, на Воине, и бысть имъ бои, брань зело люта и сеча зла».

Далее Симеоновская: «и поможе Богъ великому князю Олгу, и братии его Проньскому и Козельскому, а Тагаи въ мале дружине одва убежалъ». Но

 

Никоновская летопись подавала эти действия подробнее: «, и падоша мертвии от обою;таже поможе Богъ великому князю Олгу Ивановичу Рязаньскому, и братье его, князю Володимиру Пронскому и Титу Козелскому, а гордый Ординьский князь Тагаи, иже Наручадской страны держатель,во стасе и в трепете мнозе быв и недоумевся,что сътворити, видя всех своих Татар избиеных, и тако рыдаа и плача и лице одираа от многиа скорьию и едва въ мале дружине одва убежа».

 

Затем Шишевский лес надолго пропадает из вида.

 

Пока в Списке русских городов дальних и ближних» М.Н.Тихомиров, рассматривая предложения Д.И.Иловайского о располажении г.Воина и Воинского уезда, не напишет: «Шишевский лес с известным основанием может быть отождествлен с лесом на речке Шиш, притоке Тырницы, впадающей в Оку ниже Пары. Воино указано нами условно на реке Шиш».

 

Ошибка М.Н.Тихомирова заключалась в том, что привязав лес к имени действительно существовавшей маленькой речке Шиш,он превратил его(лес) в мелкий, локальный субъект.

 

В середине 14 века в Рязанском княжестве существовала «Большая дорога».

 

От Переяславль-Рязанского её направление на восток, почти соотвествовало нынешней автотрассе Москва-Самара.

 

Все что было связано с «Большой дорогой» носило стратегический характер и было под неусыпным надзором, сначала рязанских великих князей, а с 1521 г., московских.

 

И лес, села и деревни, расположенные на «Большой дороге», были «государственными»,княжескими, позже дворцовыми.

 

Лес располагался на восточной границе Рязанского княжества и охранялся княжеской пограничной охраной, шишами,затем глебовцами на всем его протяжении от с.Карабухина до с.Задубровье.

 

Отсюда и название этого участка леса, вдоль «Большой дороге» – Шишевский.

 

А так как «Большая дорога» входила в лес у села Задубровья, и оттуда шиши начинали осуществлять свою власть, то и лес с этих мест носил имя владетелей, и назывался Шишевским. Позже, когда шишей сменят ратники воеводы Глебова, лес получит новое имя – Глебовский. Глеб Логвин, стольник рязанского великого князя Олега Ивановича, один из рода Глебовых, ведущих его от касожского князя Редея в письменных источниках появляется как раз в 1356-1360 гг.

 

Это название распространялась на всю ту часть леса, который прилегал к пограничной зоне где проходила «Большая дорога».

 

Зона Шишавского леса на востоке ограничивалось районом села Карабухино, т.к. дальше был уже «Подлеский стан».

 

На западе, Шишевский лес начинался от речки Ярославки.

 

Ясную картину локализации Шишевского леса, который позже стал Глебовским лесом, дает судебный материал Тимофея Шиловского с царским дьяком, Андреем Шерефединовым.

 

«И выписано из резанских ис писцовых из вотчинных книг писма Григория Плещеева да Киприяна Дедешина с товарищи лета семь тысяч семьдесят первого году»: …написано в Старой Резани за Глебовским лесом детей боярских вотчины и выслуги: село Шилово на реке на Оке..». То есть, грамота ясно указывает, что с.Шилово находится за Глебовским /Шишевским/ лесом.

 

 

Об этом же говорится  в «грамоте из родословной росписи Шиловских.1570 г.» указывается «…Дмитрию да Данилу отделено: за Глебовским/Шишевским лесом…в деревне Первичах на речке Тынорде», т.е. уже там, где "наметил" М.Н.Тихомиров.

 

Эта и другие Грамоты подтверждают, что лес Глебовский,он же раньше и Шишевский, это не локальный маленький участок,а большой массив вдоль Большой дороги, от р.Ярославка у с.Задубровья, до с.Карабухина Старорязанского стана.Именно такая длина леса позволяла лесным дозорным передавать по всей цепочке дымный сигнал об опасности очень быстро.В течении 30 мин. сигнал достигал центра княжества.

 

Уже через 62 года после сражения, лес в районе р.Шиш называется Глебовским. «И в Глебовском лесу вотчина бортенноя», указывается в грамоте в.кн. Ивана Федоровича Солотчинскому монастырю.

 

В 16 веке именно от с.Константинова(устье р.Ярославки) будет начинаться Липская засека, которая, пройдя по западному краю Шишевского леса, протянется до Сапожка.

 

Начало границы леса на Западе вдоль р.Ярославки не случайное.

 

От речки Ярославки и до р.Крутица, было своеобразное высокое плато.

  

Со стороны Оки, обрывы достигали местами св.30 м.,со стороны р.Ярославки св.10-15 м., также было и со стороны р.Крутица, имя которой, дает характеристику этой местности.

 

От речки Ярославки, к началу Шишевского леса(расстояние ок.100м.) был очень крутой подъем.

 

Границу Шишевского леса на западе, вдоль р.Ярославка определяет Грамота в.кн. Олега Ивановича Рязанского 1356/60 «выписи из жалованной данной и тарханной грамоты рязанского великого князя Олега Ивановича, включенной в неизвестную правую грамоту рязанскому епископу Василию-2 на Воинский уезд и с Засечье с землею, в обмен на Глебов «омел» с уездом и Воронский уезд, полученные от епископа».

 

В ней говорится: «князь великий Олег Иванович /докончал/ со владыкою с Васильем – дал святым мученикам Борису и Глебу и владыке Василью Воинский уезд с землями и бортными угожьи и с людьми, с озеры истоки и бобры, и со всеми пошлинами, да Засечье от Рязани по Ровец, по верх Непложи, по Жерновища, по Проню реку, с резанкою и с 60, с виною и с поличными, и со всею пошлиною и землями. А против Воини взял Омел Глебов с уездом, противу же Засецкой земли – Воронский уезд»(Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV веков.Рязань.Александрия.2005.С.112).

 

Почти через 200 лет, в «Сотной грамоте, данной в 1567(68) году писцами Иваном Юрьевичем Траханиотовым с товарищами на земельные владения Рязанского и Муромского владыки»./Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII веков.Рязань. Александрия.2005.Т.3.,С.162., сообщается о каком месте идет речь.

 

Основная суть вопроса заключается в собственности на землю.

 

В данном случае, указывается один и тот же собственник. И в 1356/60 и в 1567/68 отмечается земля Борисоглебская, что является достаточным основанием для того, что грамота в.кн. Олега Ивановича не подделка.

 

Грамота дает описание всей территории Воинского уезда на суше, которая с севера, почти на большую часть ширины уезда, перекрывается озером Воинским, от которого и пошло имя уезда.

 

«…вверх по речке по Крутице – на леве земля царя и великого князя, а на праве Борисоглебовская, - да через Крутицу да на речку на Камарчу(тщательное изучение межевых книг, родословной Шиловских и карты А.И.Менде, показывает, что это речка Нармочь - левый приток р.Ибреды, впадающий в нее у с.Сасыкина. Так, она называется в письменных документах, а также местными жителями – А.К.), да на усть Синура, да вверх по Ибреде речке - на леве земля царя и великого князя, а на праве Борисоглебская,- да изшед вверх по Ибреде в речку Осташову( на карте МЕНДЭ указана как речка Становая – А.К.), да вверх по речке Осташовой по Панину тропу, да в Ястребовое болото, а из Ястребова болота в Фетиньино болота, а из Фетиньина болота по крайнюю верховину речки Непложи, из тое речки позади Кузминой деревни по Васильеву поляну, да в речку в Рогожню, а из Рогожны в речку в Непложю, да вниз по речке в Оку реку (Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII веков.Рязань.Александрия.2005.С.163).

 Локализация Шишевского леса.

 

                                                                                                

Другое подтверждение начала Шишевского леса от р.Ярославки, являются межевые книги 18 века Липской засеки,которые показывают леса отведенные под засеку вдоль речки.

 

ШИШИ.

 

Шиши – пограничная стража на восточной лесной границе Рязанского княжества до 1356/60 гг. вдоль "Большой дороги", со времен превратившись в шайки разбойников.

 

Название Шишевского леса происходит, как и большинство имен, от собственников. Лес располагался с двух сторон «Большой дороги», важной торговой и военной коммуникации. Шиши, являлись княжеской пограничной стражей по обеспечению безопасности на этих коммуникациях.

     С 1316 года рязанские князья отдадут два важнейших пути на восточной границе княжества, «две околицы», своим окольничим Шиловским. Шиши обеспечивали эти две коммуникации, на реке Оке и на Большой дороге. Здесь были две пограничные таможни, или по тому времени мыт на «околицах» в княжество. Одно было в с.Нерском(Шилово) на реке Оке, здесь брали мокрый мыт. На Большой дороге, у д.Вырково(рядом с с.Сосыкино), брали сухой мыт. За проплытие и проезд, за разгрузку товара, его охрану и другие услуги, бралась плата - мыт.

 

Секреты шишей в лесу.

 

 

 

  

 

 

   Имя шишей было зашифровано даже в грамотах в.кн. Олега Ивановича Рязанского.

В 1356/60гг. он обменял уезд «омел Глебов» на Воинский уезд. «Омёла» - по Словарю русского языка (В 4-х т. АН СССР, Ин-т русского яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд. - М. :Русский язык, 1985-1988. Т.2. К-О. 1986. - С.616) – паразитирующий на деревьях кустарник с вечнозелеными листьями и белыми клейкими ягодами. Со древнейших времен омела была символом жизни и защитным талисманом. Живет омела до 5 лет, что княжеские пограничники, шиши и использовали.Их секреты располагались на высоких деревьях. Такое обустроенное место наблюдения, шиши опутывали  ветвями и листьями омелы, которая так обвивала место наблюдения и скрывала его, что постороннему взгляду найти их было невозможно.

 

Из этих шишек-секретов омелы на деревьях и родилось имя пограничников - шиши.

Ежедневная деятельность шишей, сидящих на деревьях днем и ночью, действительно как приклеенных, заключалась в обнаружении противника и передачи сигнала другому посту.И так по всей цепочке.

 

Ироничное слово «паразитирующий», то же не несло в себе какой-либо неожиданности. Так как, само сидение на деревьях, до момента получения и передачи сигнального дыма, носила смысловой оттенок данного слова.

 

 

Секреты располагались вдоль Большой дороги. Её маршрут был не прямой, а наискось, от оврага к оврагу. С награбленным быстро не уйдешь.На таких участках и выбирались высокие деревья, с которых один пост видел другой. Такая зигзагообразность Большой дороги имела свои преимущества, ордынец не видел эту цепочку, т.к. от первого, второму посту сигнал передовался нарочным.И только второй пост, передавал дымный сигнал.

 

Тайные спецсигналы и методика охраны границы у шишей.

 

Сидящие в секрете,и находящие внизу на земле шиши, общались при помощи специально разработанных знаков.

 "Видишь,что нибудь?"Вопрос с земли.

 "Нет" или "Шиш", ответ с дерева.

 

 

 "Спящие грибы"

 Сбитые,срезанные,затоптанные-это говорящие грибы.

 Такие же сигналы, в свое время разработанные шишами, действуют и сейчас, в спецвойсках, когда нужно действовать бесшумно.

 

В Рязани, грибы с глазами! Их едят, они глядят! Боевой символ Рязанского края.

 

В Шишевском лесу даже грибы были с глазами, и несли охрану рубежей. Попробуй срезать или сбить гриб ногой, разведка шишей, запрещавшая под страхом смерти делать это в пограничной зоне, моментально вычисляла – прошел чужой, не знакомый с законами границы.

Грибы у пограничной стражи подразделялись на спящие и говорящие(или смотрящие).

Спящие грибы: это целые грибы. 

Говорящие(смотрящие) грибы-это срезанные, сбитые, затоптанные.

     Поэтому когда ордынец, например, срезал грибы, и затем, сварив, ел их, они действительно «глядели», т.к. место, где они были срезаны, оставались глазами Рязанской земли и ее пограничной стражи и предупреждали об опасности.

 Эта система, разработанная шишами, действует точно также и сейчас, на государственной границе РФ, в местах, где она проходит по лесным участкам.

С тех пор пословица «В Рязани, грибы с глазами! Их едят, они глядят!»-превратилась в боевой символ края, известный во всей Руси.

 

Но проходили века, и все постепенно забывалось, только сама пословица оказалось бессмертной и сохранила боевую историю своей сути. Здесь, под Шишевским лесом на Воино, в 1365 году впервые в открытом полевом сражении, у речки Ярославки, на территории Воинского уезда(между р.Непложей и р.Крутицы) вел.князь Олег Иванович Рязанский разобьет орду Тагая.

 

Шиши, шиш – это символ воинского духа. Символ русского леса, Шишевского леса.

Он породил и княжескую пограничную дружину, и лихих разбойников, народных мстителей.

 

За свою отвагу по защите рубежей Рязанского края и Московского государства шиши стали любимыми персонажами в устном народном творчестве. Многочисленны устные предания и сказания Шишевского леса.

Здесь тебе и известная «фига», она же «дуля», «кукиш» или «шиш».

Места, где находились заставы шишей, требовало скрытности, поэтому когда находящийся внизу шиш делал запрос другому шишу, сидящему в секрете на высоком дереве, то он показывал ему знак, что означало запрос: «Видишь чего нибудь?».Шиш сверху отвечал тем же, то же показывал «шиш», что означало – «Нет!».

 

Амулет из «Шиша» - оберег от злых сил.

Шиши – это сыны русского леса и его среды. Отсюда возникают их добрые образы в шишках хвойных деревьев и желудей дуба.

 

Шиши – это круглосуточная охрана границы, поэтому отсюда и пошло, что « в Рязани грибы с глазами, их едят они глядят».

Но Шишевский шиш может еще иметь и образ доброго домового, и образ лешего, и образ водяного.

Шиш, это символ нашего края, на котором, в разных вариациях, основан дух, сила и воля русского народа. Отсюда легенда - о «загадочной русской душе».

И если, например брендом Тулы являются самовар и пряник, т.е. ежедневный местный атрибут тульского купца и его брюха, то рязанский шиш – это символ мужества, воли и свободы, которые стоят в одном ряду с легендарной пословицей « В Рязани грибы с глазами, их едят они глядят».

Это не торговый бренд, это символ края, который нужно было завоевать,заслужить.

 

Пути шишей и Шишевского леса.

 

К 1356 г., а возможно и еще раньше, качество работы шишей стало не устраивать княжескую власть.

Великий князь Олег Иванович Рязанский проводит ротацию княжеской и церковной земли на южной и восточной границе княжества. Шишей заменяют на регулярную пограничную стражу.А церкви выделяют в замен, земли в центре княжества. Шишевский лес становится Глебовским, а шиши пропадают из вида, вплоть до начала семнадцатого века.

Тогда во времена Смуты, вождь нации Прокопий Ляпунов, пройдя с ополченцами от Шацка к Москве, приведет к столице многочисленные отряды шишей. Оседлав все дороги из Москвы шиши внесли немалую лепту в общую победу.

Вообще шиши охотно откликались на защиту Отечества.

Но еще больше, в смутном 17 веке веке было шаек шишей, которые разбойничили на дорогах.

Такова славная эпопея Шишевского леса.

 

P.S.

 

В свое время, северо-восточные летописцы Руси исказили историю правления в.кн.Олега Ивановича Рязанского.

Много лжи было нанесено на его имя, т.к. за этим именем стояло практическое обеспечение внешних условий создания Московского государства.

 

Их нынешние последователи продолжают эту работу.

 

Они утверждают о происхождении сражения под Шишевским лесом на Воино, у речки Шиш, при этом прикрываясь Иловайским Д.И. и М.Н.Тихомировым, как щитом.

 

М.Н.Тихомиров в свое время писал: «Шишевский лес с известным основанием может быть отождествлен с лесом на речке Шиш, притоке Тырницы, впадающей в Оку ниже Пары. Воино указано нами условно на реке Шиш».

 

То есть М.Н. Тихомиров только предположил, что если будут основания, то Шишевский лес можно разместить на речке Шиш.

 

Но так как сам таких оснований не нашел, поэтому говоря о граде Воино, он уточнил «УСЛОВНО на речке Шиш».

 

Другими словами, Иловайский Д.И., правильно отметил, где надо искать Воино, около «оз. Воинского» и «уезда Воинский», но по неизвестной причине разместил их у села Санского.

 

Оба историка не занимались локализацией Воинского уезда и Шишевского леса.

 

Они работали по местоопределению древних городов.

 

Относясь с большим уважением к их именам, необходимо отметить, за сто с лишним лет, историческая наука значительно обогатилась первоисточниками.

 

И исследователь 21 века не имеет права работатать без учета этих изменений. 

 

Те кто не замечает этих изменений, самым они объявляет подделкой Грамоту в.кн.Олега Ивановича Рязанского от 1356/60 «выписи из жалованной данной и тарханной грамоты рязанского великого князя Олега Ивановича, включенной в неизвестную правую грамоту рязанскому епископу Василию-2 на Воинский уезд и с Засечье с землею, в обмен на Глебов «омел» с уездом и Воронский уезд, полученные от епископа» - которая точно локализует эти Борисоглебовские объекты земельного права.

 

Туда же, без стеснения, относится и Грамота 1567/68 гг.(ПКРК), которая подтверждает топонимику и границы двух уездов, определенных в первой Грамоте. То же самое и с межевыми книгами, картой А.И.Менде 1850 года, которые неумолимо подтверждают расположение Воинского уезда(Борисоглебовские земли)-на восток от р.Непложи,и Засецкого уезда(Борисоглебовские земли)--на запад, до р.Прони.

 

Но время,все расставит по своим местам!

 

Примечание:

 

1.Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 104:

2.Никоновская летопись. ПСРЛ.т.XI,с.5-6.:

3.М.Н. Тихомиров"Список русских городов дальних и ближних" OCR по М.Н. Тихомиров. Русское летописание. М., "Наука", 1979, стр. 83 - 137, 357 - 361

4. Иловайский Д.И.Соч.Москва.Изд.книгопродавца А.Л.Васильева 1884 г. С.173.

5. 1584 г. июля 11. Правая грамота, данная Тимофею Шиловскому да Иову Запольскому с родичами по делу их с дьяком Андреем Шерефединовым о «вымученной» купчей //Свод письменных источников по истории Рязанского края 14-17 веков. Т.2. – Рязань, 2005.


Название статьи:Шишевский лес.
Автор(ы) статьи:А.И.Кондрашов
Источник статьи: 1.Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 104: 2.Никоновская летопись. ПСРЛ.т.XI,с.5-6.: 3.М.Н. Тихомиров"Список русских городов дальних и ближних" OCR по М.Н. Тихомиров. Русское летописание. М., "Наука", 1979, стр. 83 - 137, 357 - 361 4. Иловайский Д.И.Соч.Москва.Изд.книгопродавца А.Л.Васильева 1884 г. С.173.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  1.Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 104: 2.Никоновская летопись. ПСРЛ.т.XI,с.5-6.: 3.М.Н. Тихомиров"Список русских городов дальних и ближних" OCR по М.Н. Тихомиров. Русское летописание. М., "Наука", 1979, стр. 83 - 137, 357 - 361 4. Иловайский Д.И.Соч.Москва.Изд.книгопродавца А.Л.Васильева 1884 г. С.173.
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:1.Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 104: 2.Никоновская летопись. ПСРЛ.т.XI,с.5-6.: 3.М.Н. Тихомиров"Список русских городов дальних и ближних" OCR по М.Н. Тихомиров. Русское летописание. М., "Наука", 1979, стр. 83 - 137, 357 - 361 4. Иловайский Д.И.Соч.Москва.Изд.книгопродавца А.Л.Васильева 1884 г. С.173.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru