ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ¬ал гребной » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

¬ал гребной

¬ал гребной, представл€ет один или несколько соединенных в одну линию валов, передающих движение от паровой машины, турбины или другого судового двигател€ к гребному винту или гребным колесам (см.).

Ћини€ ¬ала большого военного судна состоит из следующих главных частей: коленчатый ¬ал машины или шпиндел€ паровой турбины, промежуточные ¬алы, упорный ¬ал, дейдвудный ¬ал и, наконец, гребной или концевой ¬ал.

»ногда некоторые из перечисленных частей (например, дейдвудный ¬ал и концевой) соедин€ютс€ в один общий ¬ал, а при короткой линии отсутствуют промежуточные ¬алы.

 ажда€ из частей ¬ала имеет специальное назначение и к каждой из них предъ€вл€ютс€ свои требовани€.

—хема ¬ал гребной

I.  оленчатый ¬ал составл€ет неотъемлемую часть паровой машины, на которую передаетс€ работа цилиндров.

¬ многоцилиндровых машинах он состоит обыкновенно из нескольких кусков, соединенных между собою фланцевыми муфтами.  аждый кусок вала имеет одно, два или три колена и отковываетс€ дл€ судовых машин военного флота в целом виде.

ƒл€ облегчени€ веса, коленчатый ¬ал делаетс€ пустотелыми; отношение диаметра внутреннего высверленного отверсти€ к диаметру ¬ала обыкновенно беретс€ равным половине.

¬о избежание продолжительного вывода корабл€ из стро€ в случае поломки коленчатого ¬ала, при самой постройке судна заготовл€етс€ запасна€ часть этого ¬ала, и все его части конструируютс€ по возможности взаимозамен€емыми.

»сключение делаетс€ дл€ машин большой мощности, у которых поломки ¬ала, изготовл€емых при современном состо€нии техники, бывают крайне редки.

Ўейки ¬ала вращаютс€ в рамовых подшипниках машины, пушечного металла, залитых антифрикционным металлом, шейку же мотыл€ обхватывает подшипник нижней головки шатуна той же конструкции. ѕринима€ на себ€ все удары от сил инерции движущихс€ масс паровой машины и составл€€ существеннейшую часть последней, коленчатый ¬ал требует при проектировании самого внимательного расчета. ƒл€ расчета коленчатого ¬ала существует р€д эмпирических формул; таковы, например, формулы английского Ћлойда и бюро ¬еритас, приводимые в справочных издани€х и специальных технических источниках.

¬ этих формулах диаметр ¬ала определ€етс€ в зависимости от числа и величины цилиндров машины, длины хода поршн€, давлени€ пара в котлах и некоторых других данных, характеризующих мощность машины. ’от€ практические формулы и дают хорошие результаты, но необходимо точно проверить коленчатый ¬ал на сложный крут€щий и изгибающий моменты по теоретической формуле:

где: d Ч диаметр ¬ала в дм., f Ч допускаемое напр€жение материала в английском фн. на кв. дм., T1 Ч крут€щий момент и M Ч изгибающий момент.

¬се напр€жени€ в материале, как дл€ изгиба и кручени€ ¬ала, так на см€тие и работу трени€ в подшипниках, в виду особо тщательного изготовлени€ всех этих частей и стремлени€ облегчить вес механизмов, принимаютс€ при проектировании машин военного флота гораздо большими, чем дл€ судов коммерческого флота.

¬ паровых турбинах коленчатый ¬ал отсутствует, Ч его замен€ют, так. наз., шпиндел€ роторов турбин.

I. ѕромежуточный ¬ал служит дл€ соединени€ коленчатого ¬ала машины или шпиндел€ паровой турбины с упорным или дейдвудным ¬алом. ѕромежуточный ¬ал также избегают делать длинными, дабы их можно было вынуть из машинного отделени€, не снима€ громоздких частей механизмов. ѕоэтому часто промежуточных ¬алов бывает несколько; они поко€тс€ на промежуточных подшипниках, иногда называемых "коридорными", вследствие нахождени€ их в коридоре гребного ¬ала.

“ак как промежуточный ¬ал не подвергаютс€ ударам и хорошо поддерживаютс€ промежуточными подшипниками, то диаметр их рассчитываетс€ только на кручение и делаетс€ обыкновенно меньшего, чем другие ¬алы того же судна, размера.

ѕодшипники делаютс€ подобно рамовым при турбинных и быстроходных вообще установках, или же просто чугунными, залитыми антифрикционным металлом в своей нижней половине.

Ќа промежуточном ¬але или на фланце коленчатого устанавливаетс€ черв€чное колесо поворотного привода, служащего дл€ проворачивани€ вручную всей линии ¬ала во врем€ бездействи€ машин. ¬ал полагаетс€ проворачивать в кампании ежедневно.

”порный ¬ал, это один из промежуточных ¬алов, только с особым назначением. ќн несет на себе несколько колец, составл€ющих одно целое с телом ¬ала и вход€щих в соответствующие впадины упорного подшипника.

Ёти кольца воспринимают упорное давление винта, сообщающее движение судну (см. ¬инт гребной).

„исло колец рассчитываетс€ так, чтобы дать достаточную поверхность дл€ восприн€ти€ упорного давлени€, не прибега€ к чрезмерному увеличению диаметра колец.

Ќеобходимые требовани€:

1) точна€ пригонка колец упорного ¬ала к кольцам упорного подшипника, дабы давление воспринималось всеми кольцами одновременно и

2) правильное расположение поддерживающих ¬ала промежуточных подшипников, дабы избежать его провеса, нарушающего правильную работу упорных колец.

”порные подшипники, прин€тые в нашем флоте, в большинстве случаев бывают системы ћодзле€ со съЄмными подковообразными кольцами, дл€ облегчени€ пригонки их и ремонта; но в небольших установках примен€ютс€ и подшипники обыкновенного закрытого типа с впадинами дл€ колец упорного ¬ала. Ќедостаток последних Ч недоступность дл€ осмотра во врем€ работы и трудность пригонки.

 орпус упорного подшипника делаетс€ обыкновенно чугунный или литой стали.

ѕодковообразные скобы Ч пушечного металла, пустотелые, чугунные или литые стальные; в последних двух случа€х они об€зательно облицовываютс€ антифрикционным металлом, кроме того, делаетс€ всегда охлаждение колец водой. —удовой фундамент под упорный подшипник делаетс€, возможно, жестким и соедин€етс€ надлежащим образом с корпусом судна. ¬ турбинных установках упорные подшипники наход€тс€ непосредственно у самых турбин и потому специальных упорных ¬алов дл€ них не требуетс€; но дл€ разобщени€ линии ¬ала от турбин на одном из промежуточных ¬алов делают специальное кольцо и подшипник дл€ него, который удерживает ¬ал в надлежащем положении при свободном вращении его от хода судна после разобщени€ этого ¬ала от турбин.

ќдно кольцо сравнительного малого диаметра оказываетс€ в этом случае достаточным в виду того, что ¬ал никакой работы не передает и лишь свободно вращаетс€.

III. ƒейдвудный ¬ал проходит через корпус судна в т. наз. дейдвудной трубе (см.) и на всей длине бакаутовой набивки этой трубы облицовываетс€ насаженными на него в гор€чем состо€нии втулками пушечного металла, во избежание ржавлени€, т. к. ему приходитс€ работать с вод€ной смазкой; если же дейдвудна€ труба делаетс€ со специальной нагнетательной смазкой, то ¬ал не облицовываетс€.

„асть ¬ала между облицовками покрываетс€ или специальным каучуковым составом (¬иллениуса), предохран€ющим эту часть от разъедани€, или медью. ѕри установке на судно дейдвудные ¬алы ввод€т через дейдвудную трубу, отверстие которой слишком мало дл€ прохода фланца; поэтому муфта ¬ала делаетс€ насадной в гор€чем состо€нии или со специальным кольцом на шпонках.

  внутреннему концу дейдвудного ¬ала обыкновенно приспособл€ют тормоз, на случай необходимости остановить ¬ал во врем€ хода судна, например, дл€ разобщени€ или сообщени€ линии ¬ала с двигателем.

IV.  онцевой ¬ал, Ч последн€€, кормова€ часть линии ¬ала, одним фланцем соедин€юща€с€ с дейдвудный ¬ал; на другой, конический конец этого ¬ала насаживаетс€ гребной винт, укрепл€емый шпонками и гайкой, навинченной на нарезанный конец ¬ала.

” самого винта концевой ¬ал поддерживаетс€ наружным кронштейном, прикрепленным к корпусу судна и снабженным, подобно дейдвудной трубе, втулкой с бакаутовым набивкой, почему часть ¬ала, вход€ща€ в эту втулку, также облицовываетс€ пушечным металлом.

 онцевой ¬ал, как и коленчатый ¬ал, рассчитываетс€ на сложный крут€щий и изгибающий моменты в виду того, что он обыкновенно делаетс€ значительной длины и, как наружна€ часть, легко подвергаетс€ ударам.

¬ турбинных установках, где в виду большого числа оборотов гребных винтов, концевой ¬ал бывают сравнительного малого диаметра при значительной длине, они провер€ютс€ еще подсчетом на возможность разрушени€ от центробежной силы, на так называемое "критическое число оборотов".

ѕри недостаточном диаметре может получитьс€ провес вала и его поломка, как результат развившейс€ с возрастанием числа оборотов центробежной силы.

 ак концевой ¬ал, так и дейдвудный делаютс€ в насто€щее врем€ пустотелыми; отверсти€ ¬ала заделываютс€ плотно пробками на резьбе.

ѕри изготовлении всей линии ¬ала обращаетс€ самое серьезное внимание на качество стали и на их выделку. “ребуетс€, чтобы площадь сечени€ болванки была, по крайней мере, в 5 раз больше площади сечени€ готовой отковки. ѕри испытании пробных планок сталь должна давать сопротивление на разрыв от 27 до 30 тн. на 1 кв. дм. и удлинение свыше 30% на 2 дм. длины.

ѕосле проковки ¬ала тщательно отжигаютс€, при обточке в металле не допускаетс€ никаких пороков; диаметр ¬ала по всей длине его д. быть один и тот же, а высверленное отверстие вполне концентрично с наружной окружностью ¬ала. ‘ланцы ¬ала д. быть строго перпендикул€рны к его оси.

ѕри сборке ¬алов на судне и во врем€ их службы обращаетс€ самое серьезное внимание на то, чтобы вс€ лини€ ¬ала была строго пр€ма€ и ¬алы лежали плотно на своих подшипниках.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –оссийский »мператорский флот
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., т. 1-18.
ƒата написани€ статьи:   {date}
—татьи, использованные при написании этой статьи:   ј. ≈. —итон, –уководство по проектированию судовых машин и котлов; —итон и –аунтуэт, —правочна€ книга дл€ морских инженеров;  . Ѕуслей, —удовые механизмы; √. Ѕауэр, –асчет судовых машин и котлов; –. —еннет, ѕаровые машины; H. Wilda, Die Schiffsmaschinen; J. B. Girard, Traité pratique des machines marines motrices.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
15 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1
–†–Њ–±–Њ—В—Л14