{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Валесси счетчик

Валесси счетчик, прибор, устанавливаемый на судах флота и служащий для показания и регулирования числа оборотов машины и сохранения кораблем своего места в эскадрона строю. До изобретения прибора то и другое делалось на глаз: командир корабля или вахтенный начальник приказывал с мостика то увеличить обороты, то уменьшить их, смотря по расстоянию до переднего мателота; приказания передавались в машину, где уже вахтенный механик непрерывно следил по секундомеру за числом оборотов, открывая и прикрывая регуляторный клапан машины, пока не установятся требуемые скорость хода и расстояние.

Остроумным устройством своего счетчика Валесси не только упростил управление кораблем, но и способствовал ускорению целого ряда эволюций, весьма важных в тактическом отношении. Кроме того, прибор позволяет поддерживать с точностью заданную скорость хода, иметь "периодический" ход и т. д.

Прибор состоит из двух основных частей — самого счетчика и шкалы. Счетчик представляет собою ряд зубчатых зацеплений с подвижными осями, которые управляются девятью специальными кнопками, выведенными наружу металлического кожуха, которым прикрыто все устройство.

Кнопки служат для ввода в зацепление соответственной шестеренки и изменения числа оборотов последней оси, с которой связан секундомер, укрепленный на том же кожухе прибора.

Вся система зубчатых колес связана с валом машины, от которого и получает свое вращение.

Разобщительная муфточка позволяет выводить прибор из действия в случае его порчи или по каким-либо иным причинам. На кнопках поставлены "числа" 40, 20, 10, 4, 2, 1, 4/8, 2/8, 1/8. Вводя в действие, например, кнопки 40, 10, 2, 1, и 2/8, мы получаем, следовательно, "число" 53 и 2/8.

Вторая часть прибора, шкала, представляет металлическую доску, на которой нанесены пять вертикальных столбцов с делениями.

Первый столбец с надписью "узлы" показывает скорость судна в узлах.

Второй столбец ("метры") показывает ту же скорость в метрах в 1 секунду времени.

Третий столбец ("числа") указывает, какие кнопки надо включить, чтобы машина делала требуемое число оборотов.

Четвертый столбец ("обороты") показывает число оборотов машины, соответствующих данной скорости судна, и, наконец, пятый столбец ("секунды") — число секунд, которое нужно наверстать или потерять судну, для того чтобы уйти вперед или отстать на 100 м при заданной скорости.

Шкала разбивается применительно к тому судну, для которого предназначен счетчик. В дополнение к последнему в машине еще применяется круглый диск, на окружности которого нанесены числа оборотов, со стрелкой, снабженной прорезами: ставя конец стрелки на какое-либо число оборотов, можно сразу видеть, какие кнопки надо включить, чтобы получить "число", помеченное на шкале. Это устраняет ошибки при подразделении "числа" на кнопки.

Чтобы понять действие прибора, нужно заметить следующее. Если при помощи привода и ряда введенных в действие шестерен вал машины будет вращать диск секундомера со скоростью одного оборота в минуту по направлению, противоположному движению его стрелки, то эта последняя будет казаться неподвижной. Следовательно, получив приказание иметь какую-либо скорость судна или число оборотов машины, стоит только по шкале найти соответственное "число", включить соответственные кнопки счетчика (иначе говоря, ввести в действие надлежащую передачу зубчатых шестеренок) и регулировать машину так, чтобы стрелка секундомера оставалась в неизменном положении. Заметим еще, что при скорости в один узел судно проходит в секунду приблизительно 0,5 м и, следовательно, скорости судна v узлов соответствует расстояние, равное 0,5v м в секунду. Если, следовательно, при заданной скорости хода, вахтенный начальник увидит, что корабль его изменил расстояние до переднего мателота, в ту или другую сторону, положим, на 100 м против требуемого строем, он просто разделяет это изменение на произведение 0,5v или v/2, т.-е. на половину заданной скорости, и частное, т.-е. в данном случае 100: v/2 или 200/v покажет ему, сколько секунд надо употребить, чтобы нагнать или отстать от своего мателота до надлежащего места в строю. Определив это время, вахтенный начальник передает приказание в машину: "выиграть" или "потерять" столько-то секунд.

Открывая или закрывая слегка регуляторный клапан машины, т.-е. увеличивая или уменьшая число оборотов её без изменения введенных в действие кнопок, заставляют стрелку секундомера переместиться в ту или другую сторону на заданное число секунд, т.-е. заставляют судно некоторое время двигаться с большей или меньшей скоростью и тем ставят корабль на свое место. Все манипуляции с прибором просты, не требуют сложных вычислений, точны и безошибочны, как всякое автоматическое действие, поскольку самый прибор исправен и хорошо градуирован. Благодаря этому, счётчик Валесси завоевал себе почетное место среди приборов для управления кораблем в военно-морском деле как у нас, так и за границей.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...