{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Храмовников, орден

Об ордене храмовников

+NNDNN+

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Орден храмовников (тамплиеров) - пожалуй, наиболее известный из духовно-рыцарских орденов, учрежденных в Святой Земле (Палестине и Сирии) в период Крестовых походов, первоначально направил свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, в 1048 г., еще задолго до начала Первого Крестового похода под предводительством герцога Нижней Лотарингии Годфруа (Готфрида) Бульонского в 1099 г.! - ордена госпитальеров (странноприимцев или гостеприимцев), прозванных впоследствии иоаннитами.

Храмовников, орден

В 1119 (или 1120) г. шампанские рыцари Гуго де Пайен, Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа де Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман объединились в воинское братство, дабы, во славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренную и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и оказывать вооружённую защиту благочестивым пилигримам в паломничестве через опасные области Сирии и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников.

Король Иерусалимский Балдуин (Бодуэн) II, брат скончавшегося вскоре после освобождения Святого Града Иерусалима от иноверного ига Годфруа Бульонского, предоставил в их распоряжение часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова (поэтому членов нового рыцарского братства и стали называть "храмовниками (лат.: темплариями, франц.: тамплиерами)" или "рыцарями Храма"(хотя первоначально они сами называли себя "бедными воинством Христовым"), а каноники Храма Святого Живоносного Гроба Господня — несколько расположенных поблизости от дворца зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.

Первоначально орденское облачение рыцарей-храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и верёвочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия крестоносцами мусульманской крепости Аскалон в 1153 г., римский папа в награду за храбрость, проявленную рцарями-храмовниками при штурме, даровал им новое орденское одеяние, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символом готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного пояса (символа душевной и сердечной чистоты). Орденские "братья" не рыцраского звания ("сервиенты", или "услужающие братья") носили одеяния не белого, а черного цвета (как у госпитальеров) с изображением того же самого красного "мученического" креста, что украшал одежду "братьев-рыцарей".

Белый цвет орденского одеяния рыцарей-храмовников указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-странноприимцев указывало на их происхождение от носивших чёрные рясы монахов орденов бенедиктинцев и августинцев).

Красный цвет храмовнического креста, являвшегося, собственно, символом крестоносца как такового, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской империи ("Византии") Алексея I Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки и печенеги, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока.

В порыве воодушевления римский понтифик, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон“ папской багрянице.

Лишь много лет спустя, по мере постепенного появления у "пилигримов" из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску. В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнёта иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому общие для всех крестоносцев красные кресты украшали их одеяния, щиты и флажки на пиках.

Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами чёрно-белой расцветки (наподобие их главного знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на чёрно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а чёрного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского Ордена).

Орден тамплиеров был официально узаконен папой римским Гонорием II только в 1128 г. Община рыцарей Христа и Храма Соломонова имела строго иерархическое устройство.

Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, или мастер (Mагистер Темплариорум), избираемый простым большинством голосов особым комитетом (советом), состоявшим из членов Капитула и утверждаемый Капитулом в должности, по своему рангу уравненный папой с независимыми владетельными государями, а по достоинству - с епископами римско-католической церкви.
В случае отсутствия Магистра по каким-либо причинам (отъезд, болезнь, смерть в бою или плен) его заменял "сенешал" (по-латыни: "сенескалкиус"). Сенешалу прислуживали два оруженосца, орденский брат из низших чинов, капеллан, писцы и двое пеших слуг.

"Маршал" (по-латыни: "марескалкус") был главным полководцем Ордена Храма и заведовал его военным делом. В военное время братья-рыцари и услужающие братья состояли под его непосредственным началом.

"Великий прецептор (по-латыни: "магнус прецептор") Иерусалимской области" был хранителем орденской казны. В этом своем качестве он ведал также размещением братьев по различным орденским замкам-монастырям и надзирал над всеми орденскими поселениями, подворьями, фермами и имениями. Под его начальством находились также принадлежавшие ордену корабли, стоявшие на якоре в порту Сен-Жан д'Акра (Акры, Аккона или Птолемаиды). Он же распоряжался военной добычей. При нем находился орденский "портной" ("интендант"), ведавший снабжением братьев Ордена одеждой, а их коней - сбруей.

В обязанности "комтура (командора) Святого града Иерусалима" входило выполнение первоначальной общеорденской задачи тамплиеров. Вместе с десятью рыцарями Христа и Храма под чёрно-белым орденским знаменем "Босеан" он должен был сопровождать паломников к священной реке Иордану, снабжая их необходимыми припасами и лошадьми.

В пору расцвета Ордена Храма ему приписывали владение до 10 000 замков или крепостей, и, хотя недвижимость тамплиеров была много меньше недвижимости, скажем, орденов цистерцианцев или странноприимцев.иоаннитов, движимое имущество храмовников оценивается некоторыми исследователями, в пересчёте на сегодняшние деньги, примерно в 112 миллиардов евро. Хотя это представляется нам несомненным преувеличением, но все-таки Храм накопил огромное богатство, полученное им из следующих основных 4 источников:

1)"доброхотных даяний", получаемых тамплиерами от благочестивых христиан (обычно "на помин души" или "во искупление грехов") в большом количестве на протяжении 200 лет существования их Ордена;

2)военных трофеев, захваченных на мусульманском Востоке (рыцари-монахи Ордена Храма принимали активное участие в грабежах, что им было дозволено особой папской буллой 1139 г.);

3)даров пилигримов: паломничество во все времена было прибыльным делом;

4)банковских операций - пользуясь своей независимостью (или, точнее, подчиненностью только папе римскому - "наместнику Самого Бога на Земле"), высочайшим престижем и тем, что для него не существовало границ, орден Храма создал мощнейшую финансовую организацию, не знавшую себе равных в христианском мире и, между прочим, являвшуюся эффективнейшей альтернативой международной иудейской банковско-ростовщической системе описываемого времени.

В нашу эпоху "дикого" новороссийского капитализма наибольшее восхищение вызывает, вероятно, именно эта сторона деятельности тамплиеров, благодаря которой многие склонны считать их изобретателями современной банковской системы. Именно храмовники, по мнению многих, ввели в обращение все виды кредита, долговые расписки, чеки и векселя на предъявителя (имевшие до того хождение лишь среди иудеев).

В действительности рыцари Ордена Храма изобретателями банковской системы не были, однако созданная тамплиерами банковская система действительно достигла большого размаха, благодаря тому, что каждая командория (комтурия) Ордена храмовников имело собственные филиалы ("прецептории"). Скорее всего, это произошло во многом спонтанно.

С трудом верится, что "бедные рыцари Христа" изначально создавали банки исключительно с целью собственного обогащения. Хотя они и не отказывались использовать их как средство получения прибыли, саму эту прибыль они расходовали, прежде всего на войну с сарацинами в Святой Земле (то есть крайне нерационально, с точки зрения любого финансиста - как тогдашнего, так и теперешнего).

Создание дорожной сети, охрана обозов, устройство складов и постоялых дворов со всей очевидностью доказывают, что не менее важной целью тамплиеров было развитие торговли, а торговля не может существовать без обменных операций между областями и без надежной защиты этих обменных операций.

Свобода передвижения и перевозки товаров очень быстро привели к такой форме торговли, при которой обойтись без денег оказалось уже невозможно.

Ни в коем случае не следует забывать, что в эпоху Крестовых походов в большинстве стран тогдашнего мира (кроме, разве что, Китая - если верить "Книге" Марко Поло!) имели хождение не бумажные банкноты, а золотые, серебряные или медные монеты, которые, в силу своей тяжести, требовали для перевозки особых транспортных средств, а именно обозов из вьючных животных, подверженных всем случайностям и опасностям дороги. К тому же они представляли собой лакомую приманку для бесчисленных грабителей.

Чтобы свести финансовый риск к минимуму, тамплиеры ввели в своих владениях так называемые заёмные письма, хотя не следует думать, будто именно рыцари Храма были их изобретателями. Ещё до тамплиеров заёмные письма были введены в обиход ломбардскими и венецианскими ростовщиками и банкирами (отличить которых друг от друга тогда было, пожалуй, не менее просто, чем сегодня).

Система тамплиерских заёмных писем была крайне простой. Какое-либо частное лицо привозило свои металлические деньги, скажем, в Парижскую командорию тамплиеров. Казначей Парижского командорства храмовников выдавал данному частному лицу взамен принятой на хранение суммы в звонкой монете заёмное письмо в другое командориях ордена Храма - скажем, Иерусалимское. Прибыв в Иерусалим, означенное частное лицо являлось в местную командорию Ордена тамплиеров и, по предъявлении заёмного письма, получало точный эквивалент своего помещенного в парижское казначейство Ордена денежного вклада в любой монете, по своему выбору.

Благодаря введённой тамплиерами в своих владениях системе заёмных писем отпадала необходимость осуществлять дорогостоящую (с учетом необходимости оплаты транспортных средств, вооружённого конвоя, пошлин и сборов при пересечении бесчисленных "таможенных рогаток" на границах между владениями крупных и мелких сеньоров, и прочих дорожных расходов).

Это было особенно важно для крупных торговцев. Во время путешествия они имели при себе только заёмное письмо - выданный им храмовниками лоскут пергамента или бумаги, совершенно бесполезное для вора или грабителя, не имевшего никаких шансов этот лоскут где-либо "обналичить". Дело в том, что, судя по всему, тамплиеры использовали и дополнительные гарантии на случай воровства, грабежа или утери заёмного письма и попадания его в руки "неавторизованных лиц". Заёмные письма составлялись особенно тщательно, с использованием кодированных значков, понятных лишь тому орденскому казначею, который должен был их расшифровать. Однако загадка криптографии, которой пользовались тамплиеры для легитимации заёмного письма, выданного в одной командории ордена Храма, в глазах казначея другой командории, осталась неразгаданной по сей день.
При учете заёмных писем храмовники взимали определённый процент за производство обменной операции. Однако никто из клиентов тамплиерских банков никогда не жаловался на чрезмерность подобных сборов (а ведь тамплиеры к тому же обеспечивали обозы со звонкой монетой орденской вооружённой охраной, несравненно более надёжной и боеспособной, чем какие бы то ни было наёмные воины)!

Вне всякого сомнения, банки ордена Храма отличались безупречной честностью. В противном случае обладатели наличности не усвоили бы себе так быстро привычку отдавать свое имущество под охрану тамплиеров и даже прибегать к их услугам в качестве казначеев. Так, в домах Храма оказалась на хранении казна многих епископов. Королевские судьи и духовные лица разных рангов обычно передавали те богатства, владение которыми могло стать причиной тяжбы в их судах, монастырям или церквям. Однако со временем они стали предпочитать доверять свое имущество Ордену тамплиеров, внушавшему им уважение и чувство безопасности за вверенные его попечению богатства своей внушительной военной силой.

Так в командориях храмовников, представлявших собой настоящие крепости, скопились огромные ценности, отданные на хранение "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова".

Со временем храмовники превратились в умелых комиссионеров, для которых не было никаких секретов в сфере бухгалтерского учета. Как говаривали злые языки, "в прецепториях у храмовников хранилось больше закладных писем, долговых расписок и бухгалтерских книг, чем догматических трактатов и молитвенников". Мало того - даже сам "христианнейший" король Франции доверил свою казну Храму, и казначей парижского отделения Ордена Храма стал одновременно казначеем короля Французского. А папы римские постоянно прибегали к услугам тамплиеров для сбора и учета налогов, взимаемых римско-католической церковью. Все дома (подворья) ордена Храма в Европе имели счета, открытые на имя папы римского. Храмовники были обязаны собирать и накапливать суммы, поступавшие на имя папы, как их верховного сюзерена.

Между прочим, французские храмовники, нарушив прямой запрет короля Франции Филиппа IV Красивого (прозванного своими подданными также "Железным Королём") в период наивысшего обострения конфликта последнего с папским престолом, направили в Рим в виде векселей деньги, собранные для папы римского французским духовенством (что наверняка не улучшило отношение короля Филиппа к ордену Храма).

Тамплиеры занимались как денежными переводами и взаиморасчётами, так и финансовыми операциями, так сказать, повышенной сложности. К примеру, тамплиерами на регулярной основе осуществлялся перевод в "Заморье" (Утремер, Левант) общей суммы налоговых поступлений, собранных в Европе для владений крестоносцев в Сирии и Палестине. "Бедные рыцари Христа и Храма" активно вели торговлю драгоценными металлами, составляя конкуренцию ломбардцам (от которых, между прочим, происходит всем известное слово "ломбард"), иудеям и успешно конкурируя с крупнейшими банками итальянских торговых городов-республик.

Некоторые из "доброхотных даяний", дарованных Храму, представляли собой всякого рода пошлины, доходы и прибыли (с рынков, церквей, перевозки товаров и пр.). Вследствие этого казначеи Храма приобрели сноровку в учёте и взимании подобных доходов, так что даже королевская власть нередко обращалась к тамплиерам, чтобы обеспечить поступление доходов в королевскую казну.

Так, например, Пайенский командор Храма стал королевским сборщиком налогов в графствах Шампани и Фландрии. Полученные в денежной форма налоговые поступления с этих двух богатейших областей перевозились под охраной тамплиеров в парижский "дом Храма" (франц.: "Мэзон дю Тампль"), обычно именовавшийся просто "Храмом" ("Тампль"), за неприступными стенами которого хранилась как орденская, так и французская королевская казна (правда, незадолго до нанесения давно уже запланированного им удара по ордену Храма коварный монарх Филипп Красивый предусмотрительно распорядился перевести казну Французского королевства из Тампля в свой собственный дворец Лувр).

Выступая, с одной стороны, в роли откупщиков, тамплиеры, обладая солидной наличностью, часто и охотно давали деньги взаймы. Так, храмовники ссудили огромную сумму королю Филиппу Красивому на приданое для его дочери, которую король иначе не смог бы выдать замуж. Многие епископы также брали у храмовников крупные ссуды. Лишь благодаря таким займам эти князья церкви смогли возвести подобающие их званию дворцы.

Однако тамплиеры не менее охотно кредитовали не только "корпоративных клиентов", но и "физических лиц" лиц. Самый ранний документ о предоставлении храмовниками денежного займа частному лицу датируется 1135 годом, то есть начальным периодом истории ордена Храма.

"Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова" практиковали "ипотечное кредитование", то есть предоставляли ссуды под залог - совсем как нынешние ипотечные банки.

Столь же стремительно, как и ряды тамплиеров, росли богатства и владения Ордена, хотя и подчиненные его главному, иерусалимскому "Храму", но разбросанные по разным странам, что оказалось позднее одной из причин его слабости. Со всех сторон стекались к ордену тамплиеров богатые приношения в виде коней и оружия. По завещаниям ему отказывалась десятая часть крупных состояний, огромные земельные владения, процветающие хозяйства, важные привилегии. При дворах в Париже и Лондоне и во дворцах испанских королей храмовники занимали наиболее почетные должности.

Представляется совершенно очевидным, что через руки тамплиеров проходили громадные суммы денег, которые они могли бы накапливать у себя в виде огромных запасов драгоценного металла. Однако они этого не делали, если не считать "валютных резервов", необходимых для осуществления банковских операций. В противном случае храмовники могли бы парализовать всю экономическую жизнь Европы и Святой Земли, а этого не произошло!

Культура, торговля, ремесло, строительство способны развиваться только при условии постоянного оборота денег. Между тем, объем оборотных средств оставался постоянным и равнялся весу затраченного на их производство металла. Ведь, как мы уже указывали выше, тогда ещё не существовало бумажных денег, которых ныне в состоянии выпустить практически в неограниченном количестве правительство любой страны (а не только Китая)!

Если бы такая мощная международная организация, как орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова, занялась накопительством, очень скоро объём наличности существенно сократился бы, что затруднило бы обмен и замедлило темпы развития цивилизации.

Но львиная доля денежных средств, которыми располагал Храм, уходила на обеспечение "священной войны" и на новые приобретения.

По могуществу и богатству орден храмовников мог смело соперничать со всеми государями Христианского мира. Однако, сделавшись повсюду государством в государстве, со своим собственным и - самое главное! - постоянным войском, собственным судом, собственными церквями, собственной полицией и собственными финансами, он стал вызывать зависть и недоверие светских владык, тем более, что римские понтифики, стремившиеся подчинить этих монархов своей власти, оказывали подчиняющимся только Апостольскому престолу воинственным рыцарям-монахам в белых плащах с красным крестом всяческое покровительство.

Тамплиеров обвиняли в том, что они, равнодушные к общему благу, руководствовались только своими узко эгоистичными, своекорыстными интересами, стремились прежде всего удовлетворить свое властолюбие и алчность, вели нескончаемые кровавые распри с орденом стьранноприимцев и были постоянным объектом ненависти епископов, утративших над ними контроль, вследствие папских послаблений. К тому же и светские государи постепенно стали всё больше завидовать богатству и могуществу Ордена Храма.

Перебравшись во Францию, орден тамплиеров как бы добровольно отдался во власть короля Филиппа IV Красивого, мечтавшего присвоить себе казну тамплиеров и вдобавок раздражённого позицией храмовников в его конфликте с папой Бонифацием VIII (орден Храма, как "международная организация" естественно, поддержал не французского короля, а своего сюзерена - римского папу, которого, в духе традиционной крестоносной идеологии, продолжал считать верховным главой всего христианского мира, "Первосвященником и Царём Царей по чину Мелхиседека"). Добром для ордена храмовников это кончиться, конечно, не могло...

13 октября 1307 г., в ходе тщательно спланированной акции, в замке Тампль, парижской штаб-квартире тамплиеров, королевскими слугами (действовавшими от имени и по поручению главного инквизитора Франции Даимберта) были, по обвинению в ереси, арестованы Великий Магистр ордена Христа и Храма брат Жак де Молэ, высшие сановники храмовников и 140 рыцарей Храма. Одновременно были схвачены почти все тамплиеры Франции. Их замки и подворья были разбросаны по стране, силы раздроблены и разобщены, так что они не смогли оказать никакого сопротивления королевским солдатам.

По горькой иронии судьбы Жака де Молэ и его собратьев обрекли на заточение и пытки в подвалах их же собственной орденской резиденции. В 1312 папа, под давлением короля Филиппа, объявил орден храмовников навеки упраздненным. В 1314 г. Великий Магистр тамплиеров Жак де Молэ и Прецептор Нормандии Жоффруа де Шарне (Шарни) были публично сожжены на медленном огне, как "нераскаянные еретики".

Движимость и недвижимость Ордена Христа и Храма Соломонова была конфискована в пользу французской королевской казны (а частично - в пользу ордена госпитальеров) еще до начала "cудебного разбирательства". После ареста тамплиеров по королевскому повелению были составлены списки вещей, под залог которых тамплиеры выдавали денежные ссуды частным лицам. Эти вещи были конфискованы в свою пользу королем Филиппом Красивым. Деньги "Железный король" повелел взыскать - и также в свою пользу!

Однако - в силу указанных выше обстоятельств - надежды алчного короля найти в казнохранилищах разгромленного им ордена Храма какие-то "несметные сокровища" не оправдались. С тех пор не было недостатка в легендах о судьбе казны тамплиеров - вплоть до утверждений, что храмовники, якобы, своевременно где-то зарыли их в землю, спрятали в пещерах или даже вывезли в Новый Свет. Хотя в действительности всё, скорее всего, объясняется гораздо проще - весь капитал "банкиров Храма Соломонова", не потраченный на войну с сарацинами в Святой Земле, был "в обороте"...

С тех пор периодически заявляли себе организации, претендующие на правопреемство и наследие средневекового ордена Храма. Некоторые из них сохранились и доныне. Однако ни одна из них - даже заявивший о себе в 1804 г., признанный Организацией Объединенных Наций и получивший от неё статус благотворительной организации Державный (Суверенный) Военный (Рыцарский) Орден Иерусалимского Храма (англ.: The Sovereign Military Order of the Temple of Jerusalem), чей герб приведён в качестве иллюстрации к данной миниатюре, невзирая ни на какие пышные названия, даже в самом отдалённом приближении не может сравниться с Орденом, разгромленным королем и папой римским, ни по политическому влиянию, ни по военной силе, ни по финансовой мощи.

В каких только обвинениях по адресу рыцарей Христа и Храма ни изощрялись их бесчисленные недоброжелатели, завистники и критики в годы существования их Ордена (а в особенности - после его разгрома французской короной и упразднения папским престолом, ознаменовавшими начало целых столетий преследования всего, что имело или хотя бы претендовало на связь с братством, основанным Гуго де Пайеном и его соратниками)! Их обвиняли в сатанизме, гностицизме, манихействе и даже "жидовстве" (тайном иудействе), связях с мусульманскими фанатиками-ассасинами, союзе с татаро-монголами и даже в...основании франкмасонства, опричнины, фашизма и нацизма (так, гаммадион-свастика именуется иногда - например, у Густава Майринка, "тамплиерским крестом" или "крестом Бафомета")! Но это уже другая история...

Здесь конец и Богу нашему слава!



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:   {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...