{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Выставка «Французские генералы в наполеоновских войнах»

Выставка посвящена портретной галерее маршалов и генералов Великой армии, созданной в первой четверти XIX века мастерами французской школы Л. Ф. Обри, Л. Ф. Шароном и П. Мартине. С момента поступления в 1942 году в Государственный исторический музей в составе единой коллекции, состоящей из тридцати шести гравированных портретов французских деятелей, эти произведения печатной графики хранились в разрозненном виде.

Портрет дивизионного генерала Ж. Раппа. Гравюра акватинтой Л. Ф. Шарона по оригиналу Л. Ф. Обри 1805 г. 1819Портрет дивизионного генерала Ж. Раппа. Гравюра акватинтой Л. Ф. Шарона по оригиналу Л. Ф. Обри 1805 г. 1819

Портрет дивизионного генерала О. Ф. Б. Себастьяни. Гравюра акватинтой Ланделя по оригиналу П. Мартине. 1820Портрет дивизионного генерала О. Ф. Б. Себастьяни. Гравюра акватинтой Ланделя по оригиналу П. Мартине. 1820

Портрет маршала Ф. Ж. Лефевра. Гравюра акватинтой Л. Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине. 1822Портрет маршала Ф. Ж. Лефевра. Гравюра акватинтой Л. Ф. Шарона по оригиналу П. Мартине. 1822

Все они составляют иконографию маршалов и генералов наполеоновской эпохи, исполнены во Франции в технике акватинты в 1819-1823 годах и в единой композиции (в рост, на фоне сражений, пейзажа или архитектурных строений, с предметами военной атрибутики в руках).

В Исторический музей гравюры поступили в неполной сохранности - с утратой полей, на которых располагались надписи и обширные экспликации с описанием подвигов портретируемых. Полные гравированные листы были напечатаны в цвете и в черно-белом варианте, имели одинаковый размер доски и полей. Такие листы достаточно редки в российских музейных собраниях.

Портретная галерея французских военачальников была создана, в основном, творческим союзом трех художников: рисовальщика Пьера Мартине (1781-?), живописца и миниатюриста Луи Франсуа Обри (1767-1851) и гравера Луи Франсуа Шарона (1783 - не ранее 1831). Все они в одно время жили в Париже, учились у знаменитых мастеров французской живописи: Свебаха, Изабе, Давида. Но есть в коллекции и единичные листы, исполненные не известными широкому кругу исследователей французскими художниками. Такими, как Эдуар Окар (портрет Массена), Шарль Дюзолшуа (портрет Бертрана) и Ландель (портрет Себастьяни). Датируются листы по дате публикации о продаже. Если информация о конкретном времени исполнения портрета не найдена, произведение датируется первой четвертью XIX века.

Все портреты гравированы акватинтой, художники должны были владеть трудоемкой техникой гравирования на металле. Акватинта - это разновидность офорта. Металлические доски с нанесенным на них рисунком и посыпанные кусочками смолы помещают в печь, нагревают, потом травят кислотой, в конце процесса наносится краска, и гравюра печатается на офортном станке. Получается эффект тонового рисунка, похожего на акварель.

Не всегда можно с легкостью определить, что послужило основой для гравирования того или иного портрета: рисунок, живописное произведение или гравюра. Нам известен художник, написавший оригинальный портрет дивизионного генерала А. Г. Бертрана для гравюры. Это мастер французской школы Шарль Дюзолшуа де Бергамон. В нашей серии военачальников он представлен единственной работой. Генерал изображен в момент подготовки к переходу французских войск через Дунай перед Аспернским сражением (1809).

В январе 1822 года французский ежегодник сообщил о поступлении в продажу восьми гравированных акватинтой портретов, в том числе маршалов Бертье, Бернадота и Келлермана. Следует обратить внимание на позу Келлермана - он изображен сидящим. Из тридцати шести портретируемых сидя или полусидя изображены только четверо: Келлерман, Монтолон, Сульт и Себастьяни. Остальные портреты ростовые.

В 1823 году ежегодник сообщил о поступлении в продажу двух гравированных портретов маршалов Монсея и Периньона.

Французские источники сообщают, что многие портреты генералов были заказаны художникам для серии «Великие капитаны» (Grand captains), исполненной в 1820-1824 годах. Примерно в это же время, а точнее, с конца декабря 1822 по август 1823 года, в Париже издается еще одна серия гравюр Л. Ф. Шарона под общим названием «Славные дела и подвиги» (Actions gloriesuses et faites d`Armes du...). В коллекции Исторического музея также есть несколько экземпляров этой серии.

Обращение к теме иконографии французских военачальников позволило выявить очень интересную серию гравюр, объединенных общим замыслом, узким кругом художников и граверов, временем написания портретов. Отдельные гравюры уже были опубликованы в каталогах, но, как целая серия, эти предметы впервые экспонируются вместе. Из подписей к портретам можно будет узнать биографии генералов и прочесть о сражениях, в которых они принимали участие.

Авторский коллектив выставки:

В.М. Безотосный - д.и.н., зав научно-экспозиционным отделом;

К.Г. Игошин - зав. сектором истории России XIX - начала XX вв.;

Е.М. Букреева - научный сотрудник Отдела изобразительных материалов.

Место выставки: Музей Отечественной войны 1812 года (филиал ГИМ)
Режим работы выставки: Выставка работает согласно графику работы Главного здания музея
Адрес: Пл. Революции 2/3

Вход по билетам в музей



Источник статьи:    ГИМ
Дата написания статьи:   {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...