{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Излишний рассуждения свойственны только школьникам и способностей вовсе не доказывают — способность видна лишь из действий.
А. В. Суворов




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Порто-Прайя, сражение при

Порто-Прайя

ПОРТО-ПРАЙЯ, португальский коммерческий порт на о-ве Сант-Яго, в группе о-вов Зеленого мыса. Административный центр колонии и резиденция её губернатора, имеет хорошую естественную гавань без всякого оборудования.

Срочной пароходное сообщение с метрополией; подводный кабель в Порто-Гранде (о-в С.-Винцент).

В Порто-Прайя, на небольшом о-вке Кель, имеется зафрахтованный германским правительством склад угля.

Близ Порто-Прайя 16 апреля 1781 г. произошел морской бой между французскими и английскими отрядами, направлявшимися из Европы к м. Доброй Надежды (см. Англо-французские войны).

Английская эскадра для захвата м. Добр. Надежды состояла из 5 линейных кораблей (I — 74-пуш., I — 64-пуш., III — 50-пуш.), 3 фрегатов и 35 различно вооруженных судов, на которых были войска, под общим начальством коммодора Джонстона.

11 апреля Джонстон пришел в Порто-Прайя и начал наливаться водой. 16 апреля к Порто-Прайя для наливки водой подошел французский отряд Сюффрена, состоявший из 5 линейных кораблей (II — 74-пуш., III — 64-пуш.) и 8 транспортов, на которых было 1000 ч. пехоты и батарея артиллерии.

Сюффрен совершенно не ожидал найти в Порто-Прайя Джонстона, который со своей стороны также мало ожидал появление французов, вследствие чего суда его стояли без всякого строя в различных частях рейда, и линейные корабли так были перемешаны с транспортами, что не могли поддерживать друг друга огнем. В момент подхода французов 1.500 ч. с отряда Джонстона был на берегу.

Перед Сюффреном возник вопрос: что выгоднее — продолжать ли путь к м. Доброй Надежды, или напасть на англичан и нанести им такие серьезные повреждения, которные могли совершенно остановить их дальнейшее движение. Сюффрен решил пренебречь тем, что англичане стояли на нейтральном рейде, и выбрал 2-е, более рискованное решение; не уменьшая парусов, он продолжал свой путь на рейд, сделав сигнал линейным кораблям приготовиться к бою на якоре, а транспортам — лечь в дрейф и ожидать его в море.

Чтобы не дать опомниться англичанам, Сюффрен не стал ждать своих плохих ходоков, и в 101/4 ч. утра вошел на рейд только в сопровождении одного корабля, Annibal.

Командир последнего даже представить себе не мог, чтобы вступить в бой на нейтральном рейде, а потому, приняв сигнал Сюффрена, как формальную предосторожность, он не приказал готовить батареи к бою, а напротив, разрешил достать из трюма бочки для наливки водой и завалить ими нераскрепленные орудия.

Велико было его удивление, когда он увидел, что адмиральский корабль вошел в самую гущу английских судов, стал на якорь против 1-го английского линейного корабля, и открыл огонь с обоих бортов. Англичане немедленно начали отвечать, и Annibal был осыпан снарядами, не имея возможности сделать ни одного выстрела. Но все же он продолжал двигаться вперед, стал на якорь впереди адмирала и, освобождая и раскрепляя свои орудия под сосредоточенным неприятельским огнем, принял участие в бою.

3-й французский корабль тоже подошел к одному из английских линейных кораблей, но в момент постановки на якорь, был убит его командир, вследствие чего произошло замешатальство, якорь не был отдан, корабль навалил на один из вооруженных транспортов, сорвал его с якоря, и вместе с ним увалил под ветер к выходу с рейда.

Два остальных французских корабля не могли выбраться на ветер, а потому прошли от места стоянки английских судов в значительном расстоянии, с которого их огонь был мало действителен. Положение Сюффрена становилось критическим.

На Annibal’е повалились грот и бизань-мачты, и снаряды сыпались на два французских корабля со всех сторон, а на помощь своих кораблей надеяться было нельзя, т. к. они находились под ветром. В виду этого Сюффрен приказал обрубить канат и вышел из сферы обстрела англичан.

Annibal последовал его примеру; но только что он поспел завернуть нос к выходу, упала его последяя мачта, и его вынесло с рейда в совершенно безпомощном состоянии; тут его поспели взять на буксир.

Джонстон имел теперь полную возможность обрушиться на разрозненные французские корабли, но для этого надо было действовать немедля. А он не нашел ничего лучшого, как собрать военный совет и только после него приказал сниматься с якоря и преследовать французов. Но те уже были на значительном расстоянии, и нагнать их м. было не ранее ночи; выходя с рейда, Джонстон позабыл назначить своим транспортам рандеву на случай, если бы погоня увлекла его слишком далеко. Все это привело к тому, что он прекратил погоню, вернулся на рейд и пробыл в Порто-Прайя еще 2 недели. А Сюффрен, исправив повреждение в море, немедленно двинулся дальше и выполнил поставленную ему задачу — снабдить м. Добр. Надежды гарнизоном до прибытия туда англичан.

Т. обр., несмотря на тактическую неудачу боя, происшедшую не по его вине, Сюффрен одержал стратегическую победу над англичанами; этот успех должен быть приписан всецело быстрой решимости французского адмирала, сумевшего использовать внезапность.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Сражение при Порто-Прайя
Дата написания статьи:   {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...