{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Портсмут, военный порт Британской империи

ПОРТСМУТ (Portsmouth).

В начале XX в. один из самых больших военных портов мира и первоклассная морская крепость Англии.

 

Береговая черта Канала около порта низменна и изрезана несколькими глубоковдающимися губами и их разветвлениями, образующими о-ва Портси, Хемлинг и Торней; на первом из них и расположен порт, по восточную сторону от входа в гавань; с севера к нему прилегает город Портси с предместьем Ландпорт, с запада быстро растущий город Госпорт.

С западной стороны гавань ограничена осыхающей при малой воде илистой низменностью, через которую протекают ручьи Гослар и Уивиль; береговая черта между ними занята Госпортом, а к северу от последнего находятся обширные склады съестных припасов для флота "Royal Clarence Victualling Yard".

Город и склады обведены с западной стороны стенами и глубоким рвом.

В полумиле к юго-западу от Госпорта находится обширное здание морского госпиталя, отделенное от города протоком Гослар, артиллерийские и минные мастерские и депо для подводных лодок.

Все города, вместе взятые, имели в 1911 г. 231.141 жит.

Между портом и находящимся против него о-вом Уайт, к востоку от о-ва, расположен громадный Спитхэдский рейд — обычная якорная стоянка судов британского флота.

Вход с рейда в гавань находится между фортами Блокхаус и Боундтоуер; ширина его 125 сж., глубина от 43/4 до 11 сж.

Адмиралтейство.

Собственно военный порт Портсмута расположен между городами Госпортом и Портси. Портсмутское адмиралтейство — старейшее английское адмиралтейство; за последние 400 лет оно подвергалось стольким изменениям и перестройкам, что в 1900 г. в парламенте был поднят вопрос о полном закрытии его и переносе доков, мастерских и стапелей на другую сторону рейда в г. Госпорт и, благодаря только нежеланию англичан нарушать многовековые традиции, это не совершилось.

Постепенное развитие Портсмутского адмиралтейства видно из прилагаемой карты, на которой отмечено, в какое время и какие именно участки присоединили к адмиралтейству. Время возникновения части адмиралтейства, обозначенной на рисунке буквой X — неизвестно, равно как неизвестно и время устройства искусственного бассейна, ширина 70 фт., прилегающего к части X около 1430 г., при Генрихе VI, эта часть адмиралтейства уже была устроена в своем настоящем виде и в ней вооружался флот для похода против Франции.

В 1540 г. Генрих VIII построил первые 5 доков вокруг т. наз. старого бассейна, сохранившихся до сих пор в первоначальном виде (см. генеральный план).

Кромвель в 1658 г. построил первные каменные мастерские адмиралтейства (теперь т. наз. старые механические мастерские).

В 1663-77 гг., при Карле II, общая площадь адмиралтейства увеличена на 6 десятин; в 1710 г. при королеве Анне, построены 6, 7 и 8-й доки, и площадь адмиралтейства увеличена на 4 дес.

Король Георг I в 1723 г. устроил судостроительный завод с 8 стапелями и старый бассейн для достройки — в северной части адмиралтейства и артиллерйиский завод — в южной; при короле Георге II (1727-60) общая площадь заводов увеличивается на 11 дес; Георг III в 1793 г. строит 1-й сравнительно большой док для судов до 280 фт. дл.; при нем же Портсмутское адмиралтейство и рейд окружают линиями укреплений.

В 1843 г. устроены новые машиностроительные мастерские, стапель и док с расположенною между ними судостроительной и котельной мастерской; в то же время начато сооружение громадного ремонтного, угольного и для вооружение судов бассейнов, вполне законченных только в 1864 г. и сразу увеличивших площадь адмиралтейства почти вдвое — на 52 дес; в 1871 г. был закончены доки 12-й и 13-й, а в 1876 г. — 14-й и 15-й. Затем, до начала XX в. и, шла уже местный перестройка и переделка частей адмиралтейства, причем были исполнены следующие работы:

1) судостроительный отдел приспособлен для постройки дредноутов (в 1903-04 гг.), для чего пришлось совершенно перестроить один стапель (№ 5 на генеральном плане) и построить вновь 2 мастерские;

2) 4 дока приспособлены для приема судов до 600 фт. длиною и 1 сверх того для судов с осадкою до 41 фт.;

3) построена центральная силовая и электрическая станция (1897-1900) и

4) построена и оборудована база для починки корпусов и механизмов миноносцев, расположенная в самой северной части адмиралтейства.

В начале XX в. адмиралтейство в порту занимало, вместе с внутренними бассейнами, площадь около 160 дес. и располагало 4 закрытыми и 1 открытым бассейнами; общая длина глубокой береговой причальной линии — 9 вер.

Стапелей, годных для судостроения, имелось 5; на одном из них был построен Dreadnought.

По своему административному разделению Портсмутское адмиралтейство оч. близко подходит к естественному географическому расположению, что можно ясно усмотреть на плане.

Все адмиралтейство разделено на 5 самостоятельных инстанций, подчиненных только в смысле общего финансового контроля адмиралу, главному начальнику порта:

1) артиллерийские и минные склады и мастерские;

2) доковое адмиралтейство и ремонт больших судов;

3) судостроительное адмиралтейство;

4) ремонт миноносцев и мелких судов;

5) угольные и провизионные склады и снабжение судов.

На самой северной оконечности адмиралтейства находится закрытый рейд для миноносцев, с расположенными на берегу мастерскими для починки их корпусов и механизмов.

Доков в этой части адмиралтейства не имеется; для осмотра винтов и валов у миноносцев пользуются плавучим краном. Между ремонтным заводом для миноносцев и доковым адмиралтейством, служащим вместе с тем и для стоянки достраивающихся судов, расположен центральный газовый завод морского ведомства, обслуживающей, кроме адмиралтейства, еще ряд других учреждений, электрическая и водопроводные станции.

В распоряжении докового адмиралтейства находятся 3 закрытые бассейна — ремонтный (900×1.800 фт.), бассейн для вооружение судов (1.800×600 фт.), большой угольный бассейн (почти квадрат со сторонами около 1.000 фт.) и 1 открытый бассейн — старый угольный; т. к. порт расположен в совершенно закрытой бухте, то для стоянок судов пользуются не только внутреннею, выходящею в сторону бассейна, линией стенки, но и наружною, обращенною к рейду.

Доковое адмиралтейство располагает, кроме 2 плавучих кранов в 60 и 100 тн., еще 3 кранами-треногами в 50, 80 и 100 тн., береговым молотковым краном в 120 тн. и плавучим в 150 тн.; строится электрический кран в 240 тн. (доки см. таблицу выше). Кроме показанных в таблице казенных сухих доков, в поорту имеются 4 Мортоновых эллинга и 1 сухой док (349×50×171/2 фт.), принадлежащий частной компании.

Судостроение и машиностроение занимают всю южную часть адмиралтейства до артиллерийских складов и мастерских. При этом собственно судостроение с относящимися к нему стапелями и мастерскими расположилось на небольшом, почти прямоугольном полуо-ве, замкнутом между двумя старыми бассейнами и открытым рейдом. Площадь, занятая судостроительным участком, равна 900×1.200 фт.; на этой площади, со спуском на открытый рейд, расположены сначала 4 короткого стапеля с находящимися позади них двумя судостроительным мастерскими, а затем, несколько отодвинуто от первых стапелей, лежит 5-й, переделанный в 1903 г. для постройки самых больших броненосцев. Тогда же прибавлена совершенно новая мастерская, лежащая паралельно стапелю (отмеченная на плане — гидравлической судостроительной), и капитально переоборудована судостроительная мастерская; в последней вся паровая трансмиссия заменена приводами от отдельных электромоторов; усилена пневматическая сеть, увеличено число электромоторных лебедок, подававших грузы на стапеля и добавлен второй паровой сортировочный кран для стали.

Достигнутые при постройке линейных корабля Dreadnought результаты были очень хорошие: он строился на стапеле всего 11 мес.

Портсмутское адмиралтейство около 12 л. назад завело выдачу процентного вознаграждение своим служащим за скорую и дешевую постройку судов; ежегодная трата на эту выдачу достигает около 140.000 руб.

Постоянные запасы каменного угля и нефти, периодически возобновляемые в Портсмутском адмиралтействе, обеспечивают английский флот на продолжительное время необходимым топливом.

Всего в поорту занято около 8.600 ч. (из них приблизительно 4.500 ч. на судостроении и ремонте корпусов судов).

В поорту находятся военно-морская академия, артиллерийская и минная школы для офицеров и нижних чинов флота.

На рейде поорта стоит на якоре святыня англичан, корабль Victory, на котором держал флаг в бою при Трафальгаре адмирал Нельсон и на котором он был убит; англичане поддерживают корабль в том виде, в каком он был в начале XIX столетия, все предметы в каюте Нельсона остались на местах, а на месте его смерти прибита медная дощечка с надписью.

Укрепление порта:

Защита порта состоит из:

1) укреплений с сухового пути и

2) укреплений, защищающих рейд; сюда же надо причислить батареи и форты, защищающие Солентский канал и, наконец,

3) укрепление бухты Сандоун на о-ве Уайт — единственном пункте на этом о-ве, доступном для высадки десанта.

Береговая защита.

Город Госпорт защищен бастионной оградой; вне её находятся 8 отдельных фортов и батарей, расположенных в 2 линии. Порт и Портси также защищены оградой, 5 отдельными фортами и 2 батареями с севера из которых 4 форта и 2 батареи поставлены на длинном и узком хребте (Port-Down-Hills), господствующем над портом немного более чем на 400 фт.

У входа в порт (малый фарватер), по северную сторону о-ва, на котором расположены города Портсмута и Портси, поставлен ряд укреплений, называемых линиями Хильси; опорным пунктом для этих укреплений служит батарея, устроенная на железнодорожной линии.

Защита порта и рейда:

а) По западную сторону от входа на рейд: 2 батареи к югу от форта Гомер, батарея Джилькикер и форт Монктон; форт Блокхауз; по восточную сторону: 2 батареи Соутси-Кастль; форт Лемпс; форт Истней и форт Кумберланд.

б) Для защиты самого рейда по середине его поставлены три форта — Спитхед, Хорс-Санд и Но-ман.

в) Вдоль берегов о-ва Уайт расположены батарея Пекпуль, форт Райд и Сент-Хелен, — оба последних на о-вках.

3) Защита Сандоунской бухты состоит из 2 больших фортов и 3 батарей.

Защита Солентского канала.

Вход в Солент (Needles, шириною около 1 мили) имеет естественную защиту в виде длинной отмели; для прохода судов остается только узкий фарватер с южной стороны о-ва. около этого места скучены следующие укрепленные места, начиная со входа в канал: батареи — Нидлс, Хеттервуд и Верден-Пойнт, форт Клифс-Енд и батарея Альберт, форт Виктория и, наконец, форт Гарден-Хилль, расположенный сзади этих крепостей и служащий им опорным пунктом.

Все эти укрепление расположены на о-ве Уайг; на материке имеется лишь сильный форт Херет-Кастль.

На южной части острова Уайт находится редут Фрешуотер.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}


Ключевые слова: Британская империя
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...