ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ Ѕронирование кораблей » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ѕронирование кораблей

Ѕронирование

—реди элементов боевой силы кораблей видное место занимает Ѕронирование, как средство защиты от разрушительного действи€ снар€дов.

»деалом Ѕронировани€ было бы полное покрытие бортов и палуб корабл€ броней, способной не пропустить ни одного снар€да; но вес полного Ѕронировани€ настолько велик, что остающегос€ водоизмещени€ не хватило бы на котлы и машины, не говор€ уже о топливе, пушках и боевых припасах. ћежду тем, назначение корабл€ Ч наносить возможно больший вред противнику, поэтому вооружение не м. б. принесено в жертву защите. ѕри проектировании корабл€ надо распор€дитьс€ предоставленным весом так, чтобы Ѕронирование наивыгоднейшим образом отвечало требовани€м, предъ€вл€емым тактикой. “ут представл€ютс€ два крайних варианта: забронировать весь корабль, сделав броню настолько тонкой, что она будет пробиватьс€ снар€дами, или прикрыть толстыми плитами того же общего веса одни важнейшие части его. ƒолгое врем€ техника военного судостроени€ все увеличивала толщину брони, уменьша€ площадь Ѕронировани€ (—м. Ѕрон€ судова€). ”лучшение качеств бронированных плит позволило в последние 10-лет XIX века пойти по обратному пути: брон€ стала тоньше, а площадь Ѕронировани€ соответственно больше.

Ёти результаты находились в пр€мой зависимости от прогресса морской артиллерии. ¬ общем, из борьбы артиллерии с броней можно сделать следующий вывод: когда побеждает брон€, корабли прикрывают большую поверхность своего борта тонкой броней; а когда побеждает артиллери€, то брон€ быстро съЄживаетс€ у ватерлинии, нараста€ в толщину.

ѕеред русско-€понской войной победительницей считалась артиллери€, т.†к. еЄ крупные пушки при предполагавшихс€ дистанци€х бо€ в 10Ч20 кбт. пробивали какую угодно броню; и потому броненосцы, участвовавшие в этой войне, имели очень толстую броню, прикрывавшую весьма малую часть борта. ќднако, война показала, что этот взгл€д был ошибочен, Ч снар€ды почти не пробивали броню, ибо боевые дистанции были на самом деле гораздо больше, чем ожидали. ѕоэтому, брон€ должна уменьшить свою толщину и расползтись на большую поверхность борта. » действительно, новые броненосцы сплошь покрыты по борту и верхней палубе, броней, но менее толстой. јртиллери€ ответила на это снова увеличением калибра, улучшением баллистических качеств и увеличением разрушительной силы снар€дов. “рудно предвидеть конец этой борьбы, но можно сказать с уверенностью, что вс€кое увлечение в ту или другую сторону отзоветс€ во вред действительной силе корабл€.

ѕроизведенные после войны 1904-05†гг. опыты дают уже новые взгл€ды на методы Ѕронировани€. ѕо€вление полубронебойных снар€дов указывает на малую пригодность слишком тонких прикрытий, но и в этом случае не следует увлекатьс€, т.†к., кроме полубронебойных, имеютс€ и фугасные снар€ды. ƒл€ правильного решени€ вопроса техника судостроени€ должна запросить тактику, какие элементы корабл€ следует бронировать лучше всего, в каких част€х можно ограничитьс€ менее толстой броней и какие помещени€ м. б. защищены еще слабее, или даже вовсе не закрыватьс€ броней. Ќа эти запросы тактика отвечает: сражаютс€ не корабли и пушки, а люди, поэтому главный объект в бою есть личный состав непри€тел€. —амым радикальным способом воздействи€ на этот состав €вл€етс€ потопление непри€тельского корабл€, при котором не только выводитс€ из стро€ боева€ единица, но и оказываетс€ косвенное воздействие на весь личный состав непри€тельской эскадры, вызыва€ в нем такой же упадок духа, какой подъем его наблюдаетс€ на обратной стороне.

—ледовательно, тактика ставит Ѕронирование первую задачу: обеспечение непотопл€емости корабл€.

¬торою задачей Ѕронировани€ €вл€етс€ обеспечение личного состава от постепенного уничтожени€, обезоружени€ и деморализации посредством пожаров, дыма, большого числа попаданий, хот€ и менее опасных дл€ участи корабл€, но вывод€щих из стро€ людей, оружие, механизмы и т.†п. Ќепотопл€емость корабл€ обеспечиваетс€ двум€ элементами: запасом плавучести и запасом остойчивости.

ѕервое достигаетс€ Ѕронированием ватерлинии по всей еЄ длине и прикрытием этого броневого по€са броневой же палубой.

ƒл€ обеспечени€ же остойчивости приходитс€ ставить вдоль борта 2-й броневой по€с, лежащий непосредственно над 1-м.

¬ысота этого по€са д. б. такова, чтобы верхн€€ его кромка ни при каком веро€тном в бою крене, дифференте или размахе не могла уйти в воду.  рен в бою получаетс€, гл. обр., от 2 причин: от затоплени€ отсеков, имеющих продольные переборки, и от циркул€ции корабл€ при положении рул€ на борт. “ехника военного судостроени€ стараетс€ избегать продольных переборок; однако, вполне достигнуть этого трудно: они остаютс€ необходимыми в машине и кочегарн€х, т.-е. в самых больших отсеках корабл€. ћашина современного корабл€ от минной пробоины затопитс€ почти моментально, и это дает кораблю крен от 10 до 15∞. ѕри такой аварии корабль потер€ет часть плавучести (с€дет глубже), а образовавшийс€ крен глубоко утопит нижний броневой по€с. ѕри отсутствии верхнего броневого по€са (т. наз. казематного) тонкий борт корабл€ может иметь к моменту крена большие пробоины, вода хлынет внутрь судна и, несмотр€ на то, что запас плавучести еще не израсходован, корабль перевернетс€, как это случилось с некоторыми из наших броненосцев в ÷усимском бою.

¬ысота 2-го броневого по€са, обеспечивающего остойчивость, определ€етс€ в среднем от 9 до 13 фт.

Ќаибольша€ толщина Ѕронировани€ требуетс€ дл€ нижнего броневого по€са, обеспечивающего запас плавучести, защиту машин и котлов корабл€. ѕо мере приближени€ к оконечност€м корабл€, помещени€ станов€тс€ меньше, боевое значение их также уменьшаетс€, продольных переборок почти не встречаетс€ и, следовательно, затопление этих помещений менее опасно. ѕоэтому Ѕронирование бортов в носу и корме корабл€ все-таки можно уменьшить до известных пределов. Ѕолее тонка€ брон€ остановит фугасные снар€ды и большую часть бронебойных (с дальних рассто€ний или при острых углах встречи), допустив в крайнем случае пробитие брони, но не разрушение наружного борта с образованием громадных брешей. ≈ще больше приходитс€ экономить в толщине плит казематного по€са, име€ в виду, что пробоина в этом по€се становитс€ опасной только при крене корабл€ и что при внимательном отношении к делу эту пробоину можно закрыть заранее приготовленным пластырем.

 орабль, лишенный управлени€ и оружи€, представл€ет собою не боевую силу, а хороший приз дл€ непри€тел€; обеспечение непотопл€емости €вл€етс€ хот€ и главнейшим, но отнюдь не единств. условием правильного Ѕронировани€ корабл€.

”правление им сосредоточено в боевой рубке; последн€€, как и средства еЄ сообщени€ с различными част€ми корабл€, д. б. забронированы одинаково с ватерлинией.

јртиллери€, подача, механизмы, пункты, где сосредоточены люди и многие вспомогательные механизмы д. б. забронированы соответственно важности прикрываемого элемента.

¬се Ѕронирование д. б. подогнано так, чтобы не выйти за пределы данного веса брони; при усилении одного элемента приходитс€ ослабл€ть другой. «адача кораблестроител€ заключаетс€ в выборе наиболее полезного с военной точки зрени€ компромисса. “ам, где внешнее Ѕронирование слабо, а имеетс€ какой-либо важный в бою механизм, приходитс€ ставить добавочное, внутреннее Ѕронирование, бронирование прикрыти€ или трубы. ѕомещени€, в которых во врем€ бо€ скопл€етс€ много людей, д. б. разгорожены траверзами и полутраверзами дл€ уменьшени€ сферы распространени€ осколков и т.†п. “аковы требовани€, предъ€вл€емые к Ѕронированию тактикой морского бо€.

‘иг. 1

‘иг. 2

—трем€сь удовлетворить этим требовани€м, Ѕронирование броненосцев (линейных кораблей и броненосных крейсеров) слагаетс€ из следующих видов брони:

1) Ѕортова€ по€сна€ брон€ состоит из отдельных стальных плит дл. 10-12 фт. и высотою от 7 (броненосцы старого типа) до 12 фт. (современные линейные корабли).  ак показано на фиг. 1, поперечное сечение (профиль) плиты дл€ выигрыша в весе делаетс€ с утонением в нижней подводной части еЄ: слой воды как бы дополн€ет недостающую толщину плиты.

ѕо€сна€ брон€ идет по ватерлинии судна, причем около 4-5 фт. высоты еЄ приход€тс€ под водою на случай возможного оголени€ борта при крене судна или на качке. “олщина плит по€сной брони ранее, при сталежелезной броне, достигала у нас 16 дм. (броненосцы Ќаварин, ѕолтава); при круппированной броне толщина их обычно делаетс€ в 10Ч12 дм.

Ќа фиг. 2 по€сна€ брон€ обозначена буквою ј; на старых броненосцах она располагалась только в средней части корабл€, защища€ машину, котлы и погреба боев. запасов, и в таком случае по концам еЄ ставились поперечные броневые переборки или траверзы такой же толщины и высоты, как и по€сна€ брон€. “раверзы защищали указанные жизненные части судна от снар€дов, могущих залететь с носа или кормы. Ќа современных броненосных судах по€сна€ брон€ простираетс€ по всей ватерлинии от носа до кормы, утон€€сь к оконечност€м, ибо самое опасное Ч нормальное попадание снар€да в броню Ч здесь мало веро€тно и потер€ в плавучести в оконечност€х корабл€ не так дл€ него гибельна, как в широкой ср. части.

2)  азематна€ брон€ также идет по борту, но выше по€сной брони и имеет свои поперечные траверзы; если судно, как показано на фиг. 2, имеет 2 €руса казематов один над другим, то они называютс€ нижним ¬ и верхним ¬? казематами.

Ќижний каземат служит дл€ защиты подачи снар€дов и зар€дов к оруди€м, оснований дымоходов и пр.; верхний, кроме того, защищает артиллерию среднего (напр., 8-дм. на корабл€х ≈встафий и »оанн «латоуст) и малого (120 и 100-мм.) клб.

¬ зависимости от расположени€ на судне этой артиллерии, верхний каземат м. б. разбит по длине судна на несколько частей:

  1. a) средний общий каземат, где наход€тс€ несколько орудий, разделенных броневыми бортовыми полупереборками dd дл€ предохранени€ их от осколков разорвавшегос€ внутри снар€да;
  2. b) общие Ч носовой и кормовой казематы, также заключающие 2-4 пушки противоминной артиллерии (линейный корабль —лава), и

с) отдельные казематы дл€ каждого оруди€, как, напр., на крейсере √ромобой; такие казематы преимущественно став€тс€ на крейсерах.

«десь забронирован (3-5 дм.) лишь участок борта, а от концов его, полукругом, идет внутренн€€, более тонка€ (2-3 дм.) брон€, охватывающа€ район действи€ оруди€.

Ќа последних линейных корабл€х нашего имперского флота нижние и верхние казематы простираютс€, подобно по€сной броне, по всей длине судна, при чем стараютс€ не делать в броне никаких вырезов (иллюминаторы, выводные отверсти€ труб и проч.), дл€ обеспечени€ боевой плавучести и остойчивости судна.

 азематна€ брон€ делаетс€ тоньше по€сной, не превыша€ обычно 4-6 дм.; в носу и корме толщина эта уменьшаетс€ до 3-4 дм.; профиль плит пр€моугольна€, без утонени€ к нижней кромке.

3) ѕалубна€ брон€ служит дл€ защиты жизненных частей судна от навесных выстрелов. –аньше бронировалась плитами в 2-2? дм. палуба, идуща€ по верхним кромкам по€сной брони (фиг. 3); она была совершенно плоска€ и составл€ла как бы крышу бруствера, образованного по€сной бронею и траверзами.

ѕоверх казематов ставилась 2-€ бронева€ палуба (1-1? дм.), также плоска€ и представл€вша€ собою крышу каземата. Ќо в 1895†г. при постройке броненосца Majestic англичане предложили ставить палубную броню со скосами к бортам, подвод€ ее к нижним кромкам по€сной брони; на скосах плиты палубной брони делались толще (до 3 дм.), представл€€ (фиг. 3) как бы дополнение к по€сной броне. “ака€ система практикуетс€ и ныне, при чем горизонтальна€ часть палубы д. возвышатьс€ на 2-3 фт. над грузовой ватерлинией.

— по€влением разрывных снар€дов одной броневой палубы оказалось недостаточно, и во всех флотах пришли к убеждению в необходимости по крайней мере двух таких палуб Ч нижней, со скосами к бортам и верхней Ч плоской.

ѕоследн€€ должна вызвать разрыв снар€да по возможности вне судна (почему лучше всего бронировать первую сверху палубу); нижн€€ же бронева€ палуба д. задержать или отразить осколки разорвавшегос€ в междупалубном пространстве снар€да. Ќа средней палубе, если имеетс€ в запасе свободный вес, иногда еще став€т утолщенную до 1 дм. настилку.

Ќа современных, началу XX века броневых судах наличие двух непрерывных броневых палуб €вл€лось об€зательным. Ќа броненосцах старого типа с по€сною бронею только в средней части судна оконечности последнего покрывались сверху покатою (в роде спины черепахи) палубою, котора€ шла от нижней кромки носового траверза к форштевню, а от такой же кромки кормового траверза Ч к ахтерштевню. Ёто была т. наз. карапасна€, палуба (фиг. 2, ).

4) Ѕронирование башен делитс€ на два вида:

  1. a) вращающа€с€ брон€ самой башни, защищающа€ казенную часть оруди€ и прислугу, и
  2. b) неподвижна€ брон€ подачных труб башни, представл€юща€ собой бронированные трубы большого диаметра (свыше 20 фт. дл€ 12-дм. башни), расположенные между палубами Ч выше бортового по€са и до самой башни; внутри этих труб совершаетс€ подача боев. припасов из погребов к башн€м, расположены механизмы вращени€ башни и проч.

Ѕрон€ вращающихс€ частей башни (фиг. 2) состоит из вертикальных плит D толщиной до 10Ч12 дм., крыши E и подшивки E, толщиною до 4 дм.

“олщина подачных труб F сообразуетс€ с тем, приходитс€ ли против них брон€ каземата; на открытых местах такова€ равна толщине вертикальной брони башни, а в защищенных казематами она беретс€ равной разности между толщинами вертикальной брони башни и каземата.

5) Ѕрон€ боевой рубки состоит из вертикальной брони G и крыши K, толщина которых соответствует таковой же башен. Ќа судах часто став€т две боевые рубки Ч носовую и кормовую.

Ёлектрические и механические провода от различных судовых механизмов и устройств, а также переговорные трубы, сход€тс€ в этих рубках дл€ управлени€ ими или передачи приказаний. ƒл€ защиты этих проводов от осколков их помещают внутри вертикальной броневой трубы L небольшого диаметра.

Ѕрон€ бортова€, башенна€ и боевые рубки в прежнее врем€ устанавливалась не пр€мо на стальную стенку, а с прокладкой дерева (сосны, лиственницы или тика); цель Ч поглощать вибрацию брони, вредно действующую на прочность корабл€, и распределить удар снар€да на большую площадь, уменьша€ местное разрушение. ќпыты стрельбы показали, однако, что при косвенных ударах в броню подкладка скорее вредна чем полезна, т.†к. сообщает броневому борту излишнюю жесткость.

Ќа основании этих опытов дерев€нную подкладку перестали ставить под палубной броней, избегали ставить под броней башен, боевых рубок, надводного борта, а на последних корабл€х некоторых флотов ее изъ€ли из употреблени€ и под по€сной броней.

6) Ѕрон€ элеваторов защищает от повреждени€ осколками снар€дов труб, внутри которых наход€тс€ подомные приспособлени€ дл€ подачи патронов из трюма к мелким оруди€м, сто€щим на верхней палубе. Ѕрон€ эта по толщине не превосходит 2-3 дм.

7) Ѕрон€ дымовых труб состоит в покрытии нижних частей их до известной высоты броневыми плитами M, толщ. 1Ч2 дм., с тем, чтобы снар€ды или осколки, попадающие в трубу, не производили в ней трудно-заделываемых больших отверстий, которые уменьшают т€гу в котлах и, следовательно, вли€ют на скорость хода судна.

‘иг. 3

‘иг. 4

8) Ѕроневые колосники или решетки представл€ют собою пр€моугольного сечени€ стальные бруски, поддерживаемые на концах рамою и устанавливаемые в рассто€нии около 1 дм. друг от друга в отверсти€х, вырезанных в броневых палубах дл€ дымоходов, вентил€торных и других труб, которые нельз€ закрыть сплошною броней. ќсколок разорвавшегос€ снар€да, попав на такую решетку, не в состо€нии будет проникнуть ниже уровн€ броневой палубы.

ѕравильное и целесообразное распределение всех видов Ѕронировани€ составл€ет трудную задачу. ¬ хорошо разработанном проекте Ѕронирование, не превосход€ по весу обычного % от водоизмещени€ корабл€ (20-30%), в то же врем€ защищает все жизненные части его. ¬ развитии Ѕронирование судов следует отметить две системы: английскую и французскую. ¬ то врем€, как англичане располагают бортовое и палубное Ѕронирование так, как это указано на фиг. 3, французы раст€гивают по€сную броню почти по всей длине судна, поднима€ ее сравнительно невысоко над грузовой ватерлинией (фиг. 5); выше неЄ идет, также по всей длине судна, по€с более тонкой казематной брони.

Ѕронева€ палуба горизонтальна и располагаетс€ на уровне верхних кромок по€сной брони; при нижних же кромках этой брони ставитс€ втора€, т. наз., отражательна€ бронева€ палуба (pont pare-?clats) из плит не толще 1? дм., дл€ осколков снар€дов, попавших в междупалубное пространство аавв, в котором не располагают никаких важных устройств; его разбивают переборками набольшее число водонепроницаемых отделений, в обеспечение плавучести и остойчивости судна.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –усский »мператорский флот
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., т. 1-18.
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
1 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—М –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є1