Пула, военный порт

Порт Пула

Карта Пула

Порт Пола. 1914 г.

Пула, аэрофоснимок

ПУЛА (Пола), главный и единственный хорошо оборудованный военный порт Австро-Венгерской империи; расположен на крайней южной оконечности полуострова Истрии.

Хотя в 1896 г. военный порт, приспособленный для ремонта судов, была устроен на острове Луссин, расположенным в 52 мил. к югу от Полы, а с 1905 г. производится постройка и оборудование порта в Себенико, лежащем на 140 м. южнее Пола, на Далматинском берегу, но едва ли обоим этим портам удастся занять в скором времени место Пола, т. к. почти полное отсутствие не только железнодорожных, но и сносных проездных путей в Динарских Альпах не дает возможности быстрой и дешевой доставки к ним необходимых материалов и припасов изнутри страны.

Пола с обширной, превосходно защищенною бухтой, давно уже считалась лучшей (по естественной защите) из гаваней на восточном побережье Адриатического моря; после завоевания Истрии римляне свою военную гавань устроили именно в Пола, первые укрепления которой были построены в 168 г. до Р. Хр.

В 1148 г. Пола попала во власть Венеции, устроившей в ней обширную военную гавань, многие сооружения которой сохранились до настоящего времени. Затем Пола в течение 4 столетий много раз переходила в руки генуэзцев, турок, венгров и, наконец, в 1479 г. б. так основательно разрушена и разграблена турками, что до начала XIX ст. не м. вернуть прежнее значения.

Современные портовые сооружения, общее расположение которых показано на чертеже, почти всецело возведены по инициативе императора Франца-Иосифа за последние 30-50 л. царствования; общая их планировка и детали во многом представляют последнее слово военно-морского искусства.

Адмиралтейство, расположенное в глубине внутреннего рейда, занимает свыше 30 дес. земли при протяжении глубокой береговой линии в 4 ?  вер.

Участок адмиралтейства простирается от безлюдного гористого островка Zerra на юг до безымянного островка, на котором находятся судостроительный и ремонтные заводы. Островок этот, оборудованный в 1872 г., когда вводилось железное судостроение, использован особенно рационально: на нем расположились 2 большие открытых стапеля для судов до 500 фт. длиной (один оборудован только 12 стрелами, а другой, сверх того, 4 башенными подвижными кранами).

К стапелям примыкают склады для стали, обслуживаемые паровым краном на тележке, берущим грузы как с воды, так и с рельсовых путей, которыми островок связан с сушей через длинный мост.

Судостроительная мастерская с параллельным ей зданием для плазов расположена нормально к торцам стапелей. Рядом со складами стали находятся горячая судостроительная мастерская и кузница с примыкающим к последней административным зданием.

Мастерскую для тяжелой гидравлической работы и для отделки брони, вследствие тесноты места, не удалось поместить на островке, и она отнесена на материк к минному бассейну, но соединена с островком рельсовым путем.

На островке, сверх того, расположены 2 сухих дока для судов до 480 и 520 фт. длиной и ремонтный бассейн для производства мелких починок на плавающих судах.

С восточной стороны островка обыкновенно находится большой плавучий док адмиралтейства, построенный в 1905 г.

Док этот, грузоподъемностью 15 т. тн., имеет размеры 460?115 фт., поднимает суда с осадкой до 31 фт. и имеет собственные пневматические и электрические станции. На материковом участке адмиралтейства расположились склады леса, часть которых, около самого моста, оставлена на островке; это представляет тем большую опасность в пожарном отношении, что рядом с ними лежат артиллерийские мастерские и склады, отдаленные от первых домом командира порта; большой парк окружает дом для других служащих адмиралтейства, лежащий между складами для угля и машиностроительной частью завода; последняя, расположенная по берегам большого бассейна для ремонтируемых и достраиваемых судов, состоит из следующих мастерских, считая от минного бассейна: к югу — минная мастерская, здание для складов заводских расходных и запасных материалов, литейная, такелажная, кузница и котельная, парусная, малярная со складами красок, меднокотельная и мелко-сборочная и, наконец, главная сборочная для больших механизмов, рядом с которою расположена центральная силовая станция.

Достраивающиеся суда становятся вдоль восточной стороны старого мола, т. к. западная его сторона открыта действию волн.

Береговых кранов большой грузоподъемности адмиралтейство не имеет, а довольствуется двумя плавучими треногами в 40 и 80 тн.

Два 10-тн. вращающихся крана, с вылетом в 26 фт. каждый, расположены на малых молах, находящихся между магазинами и кузницей. Дальше к югу, на береговом участке адмиралтейства, находятся провиантские магазины и склады судового инвентаря, а за ним угольные склады и бассейны.

Морской госпиталь, казармы, обсерватории и т. п. учреждения совершенно вынесены из адмиралтейства.

Вполне рациональному расположению всех частей адмиралтейства — по возможности изолированно одна от другой — мешает только разбитость ремонтной части завода, половина которой сосредоточена на судостроительном островке (здесь происходит ремонт корпусов), в то время как другая половина присоединена к машиностроительным мастерским.

Число рабочих адмиралтейства колеблется от 2 до 4 т. ч., из числа которых около 60% относится к собственно заводским мастеровым.

Пола соединена железными дорогами с Веной (525 в.), Триестом (105 в.) и Фиуме (95 в.).

В 1912 г. коммерческий порт посетили и ушли из него 5.685 судов, водоизмещением 1.123.328 тн.

Ввоз преобладает над отпуском.

По своей торговле Пола занимает лишь седьмое место в Австрии; порт очень тесен, и существовал проект перевести его в Медолино, к югу от Пола.

Оборона Пола разбита на 8 участков, из которых 4 приходятся на береговом фронте и 4 на сухопутном.

В южной части берегового фронта укрепления начинаются с бухты Ди-Веруда и носят на звания:

1) батарея Веруделла,

2) форт Веруделла

3) батарея Джиовани,

4) батарея Бургиньон,

5) батарея Tope.

Далее следуют укрепления, расположенные на полуостровке, по южную сторону входа в порт:

1) батарея Базиоль,

2) батарея Макс.

3) форт Стойя,

4) батарея Овина,

5) форт Муссиль,

6) батарея Синьоле и

7) форт Луиза;

на северной, внутренней стороне полуострова расположены:

8) батарея Физелла и

9) батарея Максимилиан.

Внутри бухты на островке Андрея находится форт Франц, а в северном районе укрепления, начиная с юга, идут в следующем порядке батареи:

1) Монументи,

2) Вильмаджиоре,

3) Монид,

4) Гроссо,

5) Маеста;

форты:

6) Пунто Кристо и

7) Форно.

На островах Бриони расположены форты:

1) Тегетгоф,

2) Бриони-Минор,

3) Пенеда

и батареи:

4) С.-Николо,

5) Навильо и

6) Каваролла.

На сухопутном фронте Пола защищена линией 8 фортов, расположенных на холмах, 10 батареями в 1-ой оборонительной линии, 5 фортами и 6 батареями во 2-ой линии.

Вооружение фортов и батарей, отчасти устарелых по своей постройке, поддерживается на уровне требований; на морском фронте много дальнобойных орудий крупных клб., до 12-дм. включительно, в броневых башнях.


Название статьи:Пула, военный порт
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Источник изображений:http://www.grandeguerra.ccm.it/
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru