{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Пула, военный порт

Порт Пула

Карта ПулаКарта Пула

Порт Пола. 1914 г.Порт Пола. 1914 г.

Пула, аэрофоснимокПула, аэрофоснимок

ПУЛА (Пола), главный и единственный хорошо оборудованный военный порт Австро-Венгерской империи; расположен на крайней южной оконечности полуострова Истрии.

Хотя в 1896 г. военный порт, приспособленный для ремонта судов, была устроен на острове Луссин, расположенным в 52 мил. к югу от Полы, а с 1905 г. производится постройка и оборудование порта в Себенико, лежащем на 140 м. южнее Пола, на Далматинском берегу, но едва ли обоим этим портам удастся занять в скором времени место Пола, т. к. почти полное отсутствие не только железнодорожных, но и сносных проездных путей в Динарских Альпах не дает возможности быстрой и дешевой доставки к ним необходимых материалов и припасов изнутри страны.

Пола с обширной, превосходно защищенною бухтой, давно уже считалась лучшей (по естественной защите) из гаваней на восточном побережье Адриатического моря; после завоевания Истрии римляне свою военную гавань устроили именно в Пола, первые укрепления которой были построены в 168 г. до Р. Хр.

В 1148 г. Пола попала во власть Венеции, устроившей в ней обширную военную гавань, многие сооружения которой сохранились до настоящего времени. Затем Пола в течение 4 столетий много раз переходила в руки генуэзцев, турок, венгров и, наконец, в 1479 г. б. так основательно разрушена и разграблена турками, что до начала XIX ст. не м. вернуть прежнее значения.

Современные портовые сооружения, общее расположение которых показано на чертеже, почти всецело возведены по инициативе императора Франца-Иосифа за последние 30-50 л. царствования; общая их планировка и детали во многом представляют последнее слово военно-морского искусства.

Адмиралтейство, расположенное в глубине внутреннего рейда, занимает свыше 30 дес. земли при протяжении глубокой береговой линии в 4 ½  вер.

Участок адмиралтейства простирается от безлюдного гористого островка Zerra на юг до безымянного островка, на котором находятся судостроительный и ремонтные заводы. Островок этот, оборудованный в 1872 г., когда вводилось железное судостроение, использован особенно рационально: на нем расположились 2 большие открытых стапеля для судов до 500 фт. длиной (один оборудован только 12 стрелами, а другой, сверх того, 4 башенными подвижными кранами).

К стапелям примыкают склады для стали, обслуживаемые паровым краном на тележке, берущим грузы как с воды, так и с рельсовых путей, которыми островок связан с сушей через длинный мост.

Судостроительная мастерская с параллельным ей зданием для плазов расположена нормально к торцам стапелей. Рядом со складами стали находятся горячая судостроительная мастерская и кузница с примыкающим к последней административным зданием.

Мастерскую для тяжелой гидравлической работы и для отделки брони, вследствие тесноты места, не удалось поместить на островке, и она отнесена на материк к минному бассейну, но соединена с островком рельсовым путем.

На островке, сверх того, расположены 2 сухих дока для судов до 480 и 520 фт. длиной и ремонтный бассейн для производства мелких починок на плавающих судах.

С восточной стороны островка обыкновенно находится большой плавучий док адмиралтейства, построенный в 1905 г.

Док этот, грузоподъемностью 15 т. тн., имеет размеры 460×115 фт., поднимает суда с осадкой до 31 фт. и имеет собственные пневматические и электрические станции. На материковом участке адмиралтейства расположились склады леса, часть которых, около самого моста, оставлена на островке; это представляет тем большую опасность в пожарном отношении, что рядом с ними лежат артиллерийские мастерские и склады, отдаленные от первых домом командира порта; большой парк окружает дом для других служащих адмиралтейства, лежащий между складами для угля и машиностроительной частью завода; последняя, расположенная по берегам большого бассейна для ремонтируемых и достраиваемых судов, состоит из следующих мастерских, считая от минного бассейна: к югу — минная мастерская, здание для складов заводских расходных и запасных материалов, литейная, такелажная, кузница и котельная, парусная, малярная со складами красок, меднокотельная и мелко-сборочная и, наконец, главная сборочная для больших механизмов, рядом с которою расположена центральная силовая станция.

Достраивающиеся суда становятся вдоль восточной стороны старого мола, т. к. западная его сторона открыта действию волн.

Береговых кранов большой грузоподъемности адмиралтейство не имеет, а довольствуется двумя плавучими треногами в 40 и 80 тн.

Два 10-тн. вращающихся крана, с вылетом в 26 фт. каждый, расположены на малых молах, находящихся между магазинами и кузницей. Дальше к югу, на береговом участке адмиралтейства, находятся провиантские магазины и склады судового инвентаря, а за ним угольные склады и бассейны.

Морской госпиталь, казармы, обсерватории и т. п. учреждения совершенно вынесены из адмиралтейства.

Вполне рациональному расположению всех частей адмиралтейства — по возможности изолированно одна от другой — мешает только разбитость ремонтной части завода, половина которой сосредоточена на судостроительном островке (здесь происходит ремонт корпусов), в то время как другая половина присоединена к машиностроительным мастерским.

Число рабочих адмиралтейства колеблется от 2 до 4 т. ч., из числа которых около 60% относится к собственно заводским мастеровым.

Пола соединена железными дорогами с Веной (525 в.), Триестом (105 в.) и Фиуме (95 в.).

В 1912 г. коммерческий порт посетили и ушли из него 5.685 судов, водоизмещением 1.123.328 тн.

Ввоз преобладает над отпуском.

По своей торговле Пола занимает лишь седьмое место в Австрии; порт очень тесен, и существовал проект перевести его в Медолино, к югу от Пола.

Оборона Пола разбита на 8 участков, из которых 4 приходятся на береговом фронте и 4 на сухопутном.

В южной части берегового фронта укрепления начинаются с бухты Ди-Веруда и носят на звания:

1) батарея Веруделла,

2) форт Веруделла

3) батарея Джиовани,

4) батарея Бургиньон,

5) батарея Tope.

Далее следуют укрепления, расположенные на полуостровке, по южную сторону входа в порт:

1) батарея Базиоль,

2) батарея Макс.

3) форт Стойя,

4) батарея Овина,

5) форт Муссиль,

6) батарея Синьоле и

7) форт Луиза;

на северной, внутренней стороне полуострова расположены:

8) батарея Физелла и

9) батарея Максимилиан.

Внутри бухты на островке Андрея находится форт Франц, а в северном районе укрепления, начиная с юга, идут в следующем порядке батареи:

1) Монументи,

2) Вильмаджиоре,

3) Монид,

4) Гроссо,

5) Маеста;

форты:

6) Пунто Кристо и

7) Форно.

На островах Бриони расположены форты:

1) Тегетгоф,

2) Бриони-Минор,

3) Пенеда

и батареи:

4) С.-Николо,

5) Навильо и

6) Каваролла.

На сухопутном фронте Пола защищена линией 8 фортов, расположенных на холмах, 10 батареями в 1-ой оборонительной линии, 5 фортами и 6 батареями во 2-ой линии.

Вооружение фортов и батарей, отчасти устарелых по своей постройке, поддерживается на уровне требований; на морском фронте много дальнобойных орудий крупных клб., до 12-дм. включительно, в броневых башнях.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Источник статьи:    Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи:   {date}
Источник изображений:   http://www.grandeguerra.ccm.it/


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...