ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ѕолевое управление войск » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ѕолевое управление войск

ѕолевое управление войск

ѕќЋ≈¬ќ≈ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ќ…— , совокупность органов, предназначенных в военное врем€ дл€ руководства стратегическо-тактической де€тельностью войск и дл€ обеспечени€ их всем необходимым дл€ жизни и боевых действий.

—толь широка€ область ведени€ полевого управлени€ придает особенное значение правильности его организации и соответственной подготовке к формированию его при мобилизации, с целью избежать в этом деле импровизации. “акже весьма важно заблаговременное разрешение вопроса о круге де€тельности и пределах полномочи€ органов полевого управлени€, начинающего функционировать с момента сформировани€ армий, т.-е. с первых же дней войны.

«аконы или правила, регламентирующие де€тельность полевого управлени€, именовались в –оссийской Ђѕоложением о полевом управлении войск в военное врем€ї и заключали в себе общие основани€ по распределению де€тельности и определению круга ведени€ органов этого управлени€ и подробности службы каждого из них.

"ѕоложение" составл€ет кн.†IV —вода†¬оенных постановлений 1869†г.

ѕоследним по времени издани€ €вл€етс€ положение 1890†г. (приказ по военному ведомству є†62).

¬первые, в виде закона, организаци€ полевого управлени€ была установлена у нас ѕетром ¬еликим в 1716†г. при издании "”става воинского". ѕо этому уставу, во главе армии д.†б. находитьс€ генералиссимус, или генерал-фельдмаршал, или генерал-аншеф, а начальствование над каждым родом войск ввер€лось: генерал-лейтенантам от инфантерии и кавалерии и генерал-фельдцейхмейстеру (след., название чина отвечало сущности должности).

Ёти лица, а также генералы: квартирмейстер, инженер, кригс-комиссар, аудитор, гевальдигер (военна€ полици€), фискал, профос (наблюдение за арестованными и за чистотой), составл€ли генеральный штаб армии, к составу коего причисл€лись еще обер-полевой св€щенник и доктор.

»де€ "положени€" ѕетра ¬еликого заключалась в том, чтобы при армии были все органы дл€ направлени€ боевой еЄ де€тельности и дл€ удовлетворени€ всех еЄ нужд. ќсобенностью, и при том отрицатательною, ѕетровского "положени€" €вл€лись: об€зательство собирать военные советы (важных дел не чинить без консилии генералов) и неподчинение строевому начальству некоторых чинов, имевших свою иерархию: квартирмейстеров, интендантских чинов, профосов и фискалов.

”став воинский просуществовал без крупных изменений до 1756†г., когда, по мысли канцлера Ѕестужева-–юмина, б. образована при ¬ысочайшем дворе  онференци€, прин€вша€ на себ€ руководительство стратегическими операци€ми русских войск в 7-летнюю войну и лишивша€ главнокомандующего самосто€тельности. «абвение ѕетровского правила, что "ближний судит лучше дальнего", сделано б. отчасти как подражание австрийскому гофкригсрату (существовавшему с 1564†г.), а больше всего в угоду властолюбию самого канцлера, желавшего держать в своих руках не только внутреннюю и внешнюю политику –оссии, но и направление действий еЄ армий.

¬ последующие царствовани€, Ч ѕетра†III, ≈катерины†II и ѕавла†I, Ч устройство полевого управлени€ войск существенным изменени€м не подвергалось, хот€ в 1769†г., по случаю 1-ой “урецкой войны, при ¬ысочайшем дворе снова б. образован —овет дл€ обсуждени€ меропри€тий по обороне государства и по ведению военных действий. ¬прочем, ≈катерина†II скоро пон€ла вред от установлени€ такого пор€дка и во 2-ю “урецкую войну предоставила ѕотемкину полную мочь.

¬ 1812†г. ”став воинский ѕетра ¬еликого, продолжавший действовать в нашей армии, б. заменен разработанным в комиссии ћагницкого "”чреждением дл€ управлени€ большой действующей армией", €вившимс€, по широте заложенных в него идей, крупным военно-законодательным пам€тником своего времени. «десь впервые наше законодательство стало на правильный путь и официально предоставило полководцу полную свободу в выборе средств и способе действий дл€ достижени€ целей, намеченных общим планом войны. ќн б. облечен властью ≈го ¬еличества и представл€л собою Ћицо »мператора, дабы тем отстранить возможность возникновени€ во врем€ войны каких-либо конференций и советов.

ќрганом главнокомандующего по управлению армией €вл€лс€ главный штаб армии, состо€вший из управлений начальников: главного штаба, артиллерии и инженеров и генерал-интенданта.

ѕредполагалось, первоначально первенствующее значение в полевом управлении начальника штаба армии, но государственный совет меру эту отверг, и начальнику штаба б. дано лишь условное преобладание перед прочими начальниками отделов тем, что в случае болезни или смерти главнокомандующего он об€зан вступить во временное командование армией. Ёта бо€знь передать слишком много прав начальнику штаба армии сохранилась у нас и до насто€щего времени и м. б. объ€снена только опасением, что от этого как бы умалитс€ значение самого главнокомандующего.

¬елки —олечники. Ўтаб-квартира. Ќочь с 8 на 9 июл€ 1812 г. јдам, јльбрехт (јльберт). 1786-1862. √ермани€, ћежду 1815 - 1825 гг. ∆урнал русской кампании 1812 г. от ¬илленберга в ѕруссии до ћосквы принца ≈вгени€, вице-корол€ »талии. Ѕумага, масло, гуашь. 21х30 см

¬елки —олечники. Ўтаб-квартира. Ќочь с 8 на 9 июл€ 1812 г.
јдам, јльбрехт (јльберт). 1786-1862. √ермани€, ћежду 1815 - 1825 гг.†
∆урнал русской кампании 1812 г. от ¬илленберга в ѕруссии до ћосквы принца ≈вгени€, вице-корол€ »талии. Ѕумага, масло, гуашь. 21х30 см. Ёрмитаж

ќчень смело в ”чреждении поставлен вопрос о продоволсьтвии и реквизици€х; как правило, довольствие полагалось производить от земли, армией занимаемой.   существененным недостаткам положени€ относитс€ двойственное подчинение специальных органов и отсутствие точного определени€ прав и круга де€тельности отдельных лиц и управлений.

¬ 1815†г. ”чреждение было применено и к управлению армией в мирное врем€, при чем соответствено б. реорганизовано и центральное управление, в состав которого вошли: начальник штаба ≈го ¬еличества, военный министр, инспекторы артиллерии и инженеров и другие чины, ведавшие отрасл€ми военного управлени€. Ќо как ни заманчива мысль иметь в мирное врем€ высшее военное управление приспособленным к переходу на военное врем€, однако, опыт 1815†г. показал, что достижение этого на практике €вл€етс€ трудно осуществимым, почему от применени€ ”чреждени€ в мирное врем€ пришлось отказатьс€ уже в начале царствовани€ Ќикола€†I; однако, как законоположение специально дл€ военного времени оно продолжало действовать до 1846†г., когда на замену его б. издан "”став 1846†г." дл€ управлени€ арми€ми и корпусами в мирное и военное врем€.

¬ последнем б. сохранены главные основани€ закона 1812†г., но широка€ и идейна€ постановка вопросов исчезла, а на еЄ место €вилось столь свойственное той эпохе формально-канцел€рское отношение к делу с нагромождением параграфов о правах и об€занност€х различных чинов полевого управлени€.

—остав управлени€ был громаден: 18 генералов, 109 штаб- и обер-офицеров, 314 чиновников, 767 нижних†чинов, 800 повозок и 2.500 лошадей.

—ущественное изменение, по сравнению с ”чреждением 1812†г., заключалось в уничтожении двойственности подчинени€ штабов (и своему строевому начальству и высшим штабам).

¬ начале царствовани€ јлександра†II б. произведены крупные преобразовани€ в строевом управлении войск, и, м. пр., образованы военные округа и упразднены штабы армий и корпусов, которые впредь д.†б. формироватьс€ только в военное врем€. ѕри этом естественно "”став 1846†г." не м. уже более сохран€ть свою силу, и нужен б. новый устав, приспособленный к изменившемус€ пор€дку управлени€.

ѕри пересоставлении ”става 1846†г. решено б. назвать его "ѕоложением о полевом управлении войск в военное врем€", чтобы более резко отличить это законоположение, специально дл€ военного времени предназначенное, от законов, действующих в мирное врем€.

ѕри составлении нового ѕоложени€ приходилось учесть опыт последних войн, постепенно возраставшую численность армий, новый могучий фактор войны Ч железные дороги, и, кроме того, новый строй всего нашего военного управлени€, которое само только что проводилось в жизнь и испытано не было. ќднако, сколь ни внимательно разрабатывалось "ѕоложение 1868†г.", в нем не удалось избежать значительных недостатков, из коих важнейшими были: переобременение начальника штаба делами мелкого пор€дка (благодар€ упразднению должности дежурного генерала); штаты полевого управлени€ не были установлены, а д.†б. устанавливатьс€ каждый раз особо; еще более, чем прежде, урезаны б. права по части пользовани€ местными средствами, и нормальным способом довольстви€ б. признан подвоз с базы; организацаци€ отдела по ”стройству сообщений оказалась несоотвенной современным услови€м.

¬ажным нововведением €вилось сокращение прав главнокомандующего, который по ѕоложению не €вл€л собою Ћица »мператора и приказани€ коего имели силу только ¬ысочайших повелений, но не именных, как было раньше. ѕротив этого выступил с резкой критикой фельдмаршал кн. Ѕар€тинский, находивший, что новым законом значение и власть главнокомандующего понижены и что военному министерству был открыт доступ к вмешательству в распор€жени€ по армии.

‘ормально Ѕар€тинский был прав, но по существу ћилютин имел основание к некоторому сокращению прав главнокомандующего.

¬ 1812†г. эти права были расширены, чтобы не возникало мысли о каком-либо гофкригсрате, а кроме того, тогда не было ни железных дорог, ни телеграфа, и главнокомандующий мог, действтельно, нуждатьс€ в широких полномочи€х.

¬о 2-ю же половину XIX†ст. таких условий быть уже не могло.

ѕоложение 1868†г. просуществовало только 5†л., когда, под вли€нием опыта франко-прусской войны, б. приступлено к его пересоставлению в комиссии генерала Ќепокойчицкого.

Ќовое положение б. утверждено 1 но€бр€ 1876†г. и объ€влено в приказ по военному ведомству є†304, а приложени€ к нему выпускались разновременно до 1877†г. включительно. ќднако, опыт войны 1877-78†гг. показал, что ѕоложение 1875†г. страдало следующими крупными недостатками: главнокомандующему трудно б. непосредственно управл€ть корпусами, и их пришлось сводить в более крупные соединени€ Ч отр€ды, дл€ которых, однако, ѕоложение не предусматривало формировани€ штабов и управлений, почему они и €вл€лись несамосто€иельными, особенно, по административной части; отсутствие полномочных органов в тылу армии и при войсках затрудн€ло де€тельность полевого управлени€, т.†к. даже мелочные распор€жени€ д.†б. исходить от главнокомандующего; власть распор€дительных органов была мала; организацаци€ полевого управлени€ оказалась неудачной Ч главнокомандующему подчин€лось непосредственно 11 лиц, а на начальнике штаба лежала об€занность руководить де€тельностью мелких органов (комендант главной квартиры, инспектор госпиталей, военно-медицинский инспектор, начальник полевого почтового управлени€); артиллери€ и инженерные войска находились в двойственном подчинении Ч строевому начальству и начальнику артиллерии или начальнику инженеров; интенданство сохранило свою особую иерархию и мало б. св€зано с войсками.

’от€ это ѕоложение и д.†б. быть построено на указани€х опыта 1870-71†гг., но в действительности, применитительно к данным этой войны, б. переработан лишь отдел по ”стройству военных сообщений.  ак нововведение, по ѕоложению 1876†г., армии б. приданы: полевые главные казначей и контролер, главноуполномоченный общества  расного  реста и заведывающий гражданскими делами; все они б. подчинены главнокомандующему, но права и об€занности их определены не были, с войсками же они почти никакой св€зи не имели.

Ѕлагодар€ обнаруженным на опыте русско-турецкой войны недостаткам ѕоложени€ 1876†г., в 1881†г. б. приступлено к выработке нового ѕоложени€, которое вышло в 1890†г. и действует до конца »мперии.

¬ течение исследованного нами периода времени в отношении власти главнокомандующего (до 1890†г. командующих арми€ми не было) замечалось резкое колебание во взгл€дах: от фактической полномочности при ѕетре ¬иком Ч к полному подчинению  онференции в 1756†г. и —овету в 1769†г., затем полномочность достигает зенита в 1812†г. и вновь сокращаетс€ в 1868 и 1876†гг.

ѕо числу подчиненных главнокомандующему лиц в выгодную сторону выдел€ютс€: ”чреждение 1812†г., ”став 1856†г. и ѕоложение 1868†г. (5-6 лиц); по уставу же 1716†г. и по ѕоложению 1876†г. таких лиц было 11-12.

Ќеофициально значение начальника штаба армии постепенно возрастало, но официально по своим правам он никогда не был выше прочих начальников отделов. ќтдел по службе генерального штаба б. достаточно полно развит еще при ѕетре ¬иком, но при ≈лисавете пришел в упадок, а при ѕавле†I и в окончательное расстройство; затем при јлександре†I он б. приведен в пор€док.

Ќачальники артиллерии и инженеров ведали соответственым снабжением войск и, кроме того, начальствовали над артиллерийскими и инженерными част€ми армий.

ѕостепенный рост армий и св€занные с этим затруднени€ по их продовольствованию отражались на постепенном росте значени€ и прав интенданта, но эти права расшир€лись только в смысле количества рублей, которыми интентант мог распор€дитьс€, свобода же его в выборе средств и способов довольстви€ постепенно суживалась, достигнув в этом смысле предела в войну 1877-78†гг.

ѕредварительно издани€ ѕоложени€ 1890†г. б. выработан проект его в 1886†г. особой комиссией генерал-майора Ћобко. ќн б. разослан на заключение старших войсковых начальников, в 1888†г. подвергс€ переработке в новой комиссии ¬еликого  н€з€ Ќикола€ Ќиколаевича —таршего, а в 1890†г. (приказ по военному ведомству є†62) новое "ѕоложение о полевом управлении войск" был введено в действие.

√лавными основани€ми, на которых построено ѕоложение, €вились следующие: вновь повышено значение главнокомандующего восстановлением указани€, что он представл€ет собою Ћицо »мператора; вместо прежних отр€дов, установлено формировал армии под начальством командующих арми€ми; помимо полевого управлени€ при главнокомандующем, таковые же управлени€ установлены при каждой армии и их ведению переданы хоз€йственные заботы, а командующим арми€ми Ч хоз€йственные права, которыми прежде пользовалс€ главнокомандующий, при чем управление последнего не имело уже никаких органов дл€ объединени€ хоз€йственно-административной де€тельности армии; заведедение эксплуатациею железнодорожной сети театра войны оставлено в руках главнокомандующего; уничтожена двойственность подчинени€ специальных войск, и должности начальников артиллерии и инженеров переименованы в инспекторов этих родов войск; хоз€йственные права начальников отделов повышени€, и на эти отделы возложены распор€дительные функции, а исполнительными органами д.†б. военно-окружные управлени€.

“.†к. при каждой армии д.†б. свое полевое управление, то штаб главнокомандующего получил ограниченный состав (схема є†1): начальник штаба и 3 отдела Ч управление генерал-квартирмейстера (часть генерального штаба), управление дежурного генерала (инспекторска€ часть) и железнодорожный отдел (общие распор€жени€ по эксплуатации железных дорог, распределение еЄ линий и средств между арми€ми).  омандующему армией, кроме войск с их управлени€ми, подчинены губернии в районе действий армии.

ѕолевое управление армии (схема є†2) составл€ют 8 главных и 7 второстепенных отделов и несколько отдельных лиц.

√лавные отделы (или управлени€): генерал-квартирмейстера (часть генерального штаба); дежурного генерала (части инспекторска€ и санитарна€); начальника военных сообщений (части дорожна€, этапна€, транспортов, почтово-телеграфное и гражданское управление краем); интенданта; инспектора артиллерии (снабжение оружием и боевыми припасами; инспектора инженеров (производство инженерных работ и снабжение армии предметами инженерного довольстви€); полевого главного контролера; полевого главного казначе€.

ѕервые 3 отдела подчинены начальнику штаба армии и вместе с канцел€рией штаба (второстепенный отдел) образовывал полевой штаб армии.

»з прочих второстепенных отделов и лиц подчинены: дежурному генералу Ч полевое военно-госпитальное управление (хоз€йственно-административна€ часть врачебных заведений), полевое военно-медицинское управление, главноуполномоченный общества  расного  реста, заведующий военно-судной частью, комендант главной квартиры и духовенство.

Ќачальнику военных сообщений подчинены управлени€: этапное, дорожное, почт и телеграфов, и транспортов армии.

ѕри посредстве этих органов, начальник военных сообщений заведует ”стройством и содержанием всех видов сообщени€, подвозом к армии довольстви€ и вывозом из нее всего излишнего. ѕоложительными сторонами нового закона о полевом управлении войск €вл€ютс€ следующие: прочно организовано управление не только группами корпусов, сведенных в армии, но и группами армий; число лиц, непосредственно подчиненных командующему армией (по-прежнему Ч главнокомандующему), уменьшено с 11 до 6; предусмотрен пор€док формировани€ полевого управлени€ при мобилизации (из окружных управлений); состав управлени€ значительно сокращен; разработаны права и об€занности начальников отделов. ¬ообще, дл€ своего времени новое ѕоложение, по отзывам наших строевых начальников, б. признано разработанным основательно. ќно б. приурочено к войне на западном фронте трем€ разобщенными друг от друга в начале кампании арми€ми, сформированными из войск  иевского, ¬аршавского и ¬иленского военных округов.

ѕри дальнейшем ходе войны эти армии д.†б. сблизитьс€, впереди ли Ч при наступлении, или же сзади Ч при отступлении (например, у —моленска, как в 1812†г.).

¬ обоих случа€х их тыловые районы, сближа€сь постепенно, слились бы, при чем от управлени€ тылом частных армии пришлось бы отказатьс€ и понадобилось бы соединить его в одно общее тыловое управление. Ќо такого объединени€ ѕоложение не предусматривало, и управление при главнокомандующем соответствующих органов не имело. Ёто обсто€то€тельство д.†было отнесено к самым крупным недочетам нового ѕоложени€. »з числа других недостатков обращают на себ€ внимание: необоснованное увеличение значени€ главнокомандующего; излишне большие права по части награждени€ чинами и орденами, что, как и показал опыт 1904-05†гг., ведет к дискредитированию боевых наград; значение начальника штаба осталось официально прежним, т.-е. он не поставлен по правам выше начальников других отделов; инспекторам артиллерии и инженеров создано положение (главные отделы) и чинопроизводство, обращающие эти должности в синекуру; полное отсутствие руковод€щих указаний по продовольственной части и бо€зливом отношение к вопросу об использовании местных средств; отсутствие инструкций по части службы и де€тельности административных органов, создающихс€ к тому же только на врем€ войны и, следовательно, не могущих иметь практики мирного времени. Ќаше ѕоложение 1890†г., хот€ и строилось по образцу аналогичных иностранных законов, но €вилось с ними схожим лишь по внешности; тогда как в √ермании, јвстрии и ‘ранции признана необходимость иметь хоз€йственные административные органы и при главнокомандующем, и при командующих арми€ми, мы в своем ѕоложении от этого отказались, и, как показал опыт войны 1904-05†гг., к полной невыгоде дл€ дела.

¬ главной своей части полевого управлени€ германской, австрийской и французской армий организуютс€ ныне по следующих схеме.

¬ √ермании: при главнокомандующем-императоре (схема є†3) единственным докладчиком по делам управлени€ арми€ми состоит начальник генерального штаба, которому подчин€ютс€ 3 лица: генерал-квартирмейстер, генерал-интендант и генерал инспектор железеных дорог; через них он руководил как оперативной, так и хоз€йственной де€тельностью армии. ѕри командующем армией в состав полевого управлени€ (схема є†4) входили: начальник штаба, начальники артиллерии и инженеров, интендант и главной врач.

¬ јвстрии у главнокомандующего в непосредственном подчинении (схема є†5) €вл€ютс€ 2 лица: начальник штаба, ведающий стратегической частью, и начальник главного этапного управлени€, в руках которого наход€тс€ все хоз€йственные вопросы и служба тыла. ѕолевое управление при командующем армией также состо€ли из 2 самосто€тельных отделов: главные квартиры и хоз€йственные части.

¬о ‘ранции, (схема є†6): у главнокомандующего армией Ч начальник штаба и начальник железных дорог, а у командующаго армией Ч начальник штаба и начальник этапов и служб армии (артиллерийска€, инженерна€, интендантска€ и проч. части).

”же в 1899†г. б. замечены главные недостатки нашего ѕоложени€ и б. подн€т вопрос о необходимости произвести некоторые изменени€ в нем, чтобы сократить штат полевого управлени€ каждой армии и расширить полевое управление при главнокомандующем, включив в него органы дл€ заведовани€ общим тылом армий, действующих на одном и том же театре.

«атем в 1902†г. корпусна€ генерал-майора ћакшеева выработала дл€ организацации полевого управлени€ новую схему, близкую к германской. –ассмотрение предложенной организацации б. прервано в 1904†г. войной с японией, когда пришлось формировать полевое управление по ѕоложению 1890†г.; однако, говорить о применении этого ѕоложени€ в эту войну нельз€, где оно там почти не примен€лось. ѕроизошло это отчасти вследствие особенной политической обстановки, при которой велась война (единственна€ железнодорожна€ база за несколько тыс€ч верст, война на территории чужого нейтрального государства и т. п.), а отчасти и потому, что само использование ѕоложени€ во 2-й период войны было своеобразным: штаты ломались и перекраивались, не замечалось стремлени€ к экономии ни в лицах, требовавшихс€ дл€ новых формирований, ни в денежных средствах. — самого начала войны б. перемешаны функции полевого управлени€ при главнокомандующем с таковыми же управлени€ми при командующих ћанчжурскими арми€ми, что, конечно, не способствовало работе тыловых органов; кроме того, созданием особой должности начальника санитарной части ут€жел€лось и без того громоздкое полевое управление; и увеличивалось без надобности число лиц, непосредственно подчиненных командующему армией. ¬прочем, дл€ одной ћанчжурской армии больших неудобств от прин€той организацации не ощущалось.

¬ид арки √лавного штаба зимой. —адовников ¬.—. 1800-1879. –осси€, —анкт-ѕетербург, 1830-е гг. Ѕумага. јкварель. 23,6х38,8 см

¬ид арки √лавного штаба зимой.
—адовников ¬.—. 1800-1879. –осси€, —анкт-ѕетербург, 1830-е гг. Ѕумага. јкварель. 23,6х38,8 см.
Ёрмитаж

 огда же б. образованы 3 армии, то возник вопрос, как поступить с образованием полевых дл€ них управлений. ѕервым начало формироватьс€ полевое управление 2-ой армии, которое б. сформировано почти по полному штату 1890†г. Ётот же штат б. затем распространен на 1-ю и на 3-ю армии (схема є†7). «атем предсто€ло разрешить вопрос о распределении тыла между трем€ арми€ми, выбрав одну из двух комбинаций: или вполне по ѕоложению 1890†г., т.-е. с предоставлением каждой армии полной самосто€иельности по хоз€йственно-административной части, или хоз€йственна€ часть и тыловую службу армий сосредоточить в центральных органах при главнокомандующем, с предоставлением арми€м только необходимой минимальной самосто€иельности по части административно-хоз€йственных дел, и, кроме того, оставить одно общее военно-окружное управление (в ’арбине).

ѕерва€ комбинаци€, при одной железнодорожном и одном военно-окружном управлении, €вл€лась совершенно непригодной, хот€ она и строго соответствовала бы ѕоложению 1890†г.; 2-€ комбинаци€, хот€ и не предусмотренна€ ѕоложением, вызывалась обстановкой и вполне удовлетворительно разрешала вопрос, но требовала сокращени€ штатов. ћы выбрали среднее: оставили полевые управлени€ при арми€х в том виде, как они были, и установили полностью, как в арми€х, административно-хоз€йствененные органы при главнокомандующем (схема є†8). ѕолучилось сложна€ управление тылом, где де€тельность тыловых органов переплеталась и перепутывалась, распор€дительные функции перемешивались с исполнительными, в территориальном отношении образовалась значительные черезполосица, а армейские тыловые органы имели весьма мало дела. ћожно определенно сказать, что временном положение об управлении арми€ми, установленное в но€бре 1904†г., боевые испытани€ не выдержало и оказалось построенным на ложных основани€х, не согласованным ни с теорией вопроса, ни с сложившейс€ в ћанчжурии обстановкой.

ѕосле остановки на —ыпингайских позици€х мы видоизменили организацацию управлени€ тылом, предоставив каждой армии собствененный тыловой район длиною в несколько переходов, сократив при этом состав полевого управлени€ при главнокомандующем и предоставив ему только распор€дительную роль.

Ёта нова€ организацаци€ была очень пригодна на случай отхода армий к р. —унгари, но в случае энергичного наступлени€ вперед она также, как прежн€€ дл€ отступлени€, оказалась бы несоотвеннной, п.ч. органам полевого управлени€ армий немедленно пришлось бы обратитьс€ от роли исполнительной к распор€дительной, т.-е. к роли заказчика, не име€, однако, лиц и органов, к которым надо было бы обращатьс€ с заказами.  роме того, потребовалось бы вновь объединить тыловую де€тельность армий, дл€ чего при управлении главнокомандующего соотвенных органов уже не оказалось бы.

“. обр., при создании в 1890†г. нового ѕоложени€ мы не пожелали последовать германскому образцу, исправленному немцами в 1872†г. по опыту войны 1870†г., и на собственном боевом опыте в 1904-05†гг. убедились, что оно современном обстановке войны не соответствует; поправки же, введенные нами в ѕоложение в 1904-05†гг., тоже оказались нежизненными. ѕоэтому тотчас после войны пришлось приступить к разработке проекта нового ѕоложени€, что и б. поручено комиссии генерала от кавалерии барона Ѕильдерлинга.

—ущественным отличием выработанного этой корпусной проекта от ѕоложени€ 1890†г. €вилось расширение полевого управлени€ при главнокомандующем и установление управлений главным тылом и тылом каждой частной армий, с целью отделени€ в штабах главнокомандующего и командующих арми€ми заведени€ оперативною частью и личным составом от заведени€ административно-хоз€йственной частью.

Ётот проект, построенный в существенной части на основани€х, прин€тых в австрийском полевом управлении, утверждени€ не получил, т.†к. применение его на практике повело бы все к тем же затруднени€ми, которые вызвали самый пересмотр ѕоложени€ 1890†г.

“. обр., у нас продолжало действовать ѕоложение 1890†г., которое, однако, м. было применено лишь дл€ войны на таких замкнутых театрах, как  авказ или “уркестан, где, по местным и политическим услови€м, едва ли может действовать больше одной армии.

ѕолевое управление отдельного корпуса, по ѕоложению 1890†г., состо€ло из штаба (подраздел€ющегос€ на управлени€ обер-квартирмейстера, дежурного штаб-офицера и начальника военных сообщений, и канцел€рию), управлений: интенданта, инспектора артиллерии, инженера, врача, контролера и казначе€, и корпусного суда. Ѕоевого применени€ это полевое управление еще не имело. ѕолевое управление неотдельного корпуса, по ѕоложению 1890†г., состо€ло из штаба, с подчиненными ему управлени€ми корпусных инженеров и коменданта, и управлений: инспектора артиллерии, интенданта, врача, контролера и казначе€ и корпусного суда.

ѕолевое управление дивизии, с учреждением дивизионных интендантов, ничем не отличалось от управлени€ мирного времени.

ѕолевое управление корпуса и дивизии примен€лось нами в €понскую войну 1904-05†гг. и оказалось отвечающим своему назначению.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –усска€ »мператорска€ арми€ √ерманска€ импери€ јвстрийска€ арми€ ‘ранцузска€ арми€ ‘ранко-√ерманска€ война 1870-71 гг. –усско-€понска€ война 1904-1905 гг.
»сточник статьи:    ¬оенна€ энциклопеди€ —ытина, 1916 г., т. 1-18.
ƒата написани€ статьи:   {date}
—татьи, использованные при написании этой статьи:   ”став воинский 1716 г.; ”чреждение дл€ управлени€ большой действующей армией 1812 г.; ”став дл€ управлени€ арми€ми в мирное и военное врем€ 1846 г.; ѕоложение о полевом управлении войск в военное врем€ 1868 г., приказы по военному ведомству є 109, 1876 г. єє 304 и 317 и 1890 г. є 62; Ўтат полевого управлени€ 2-ой ћанчжрской армии, пр. 1904 г. є 661; ќтчет командующаго 1-ой ћанчжурской армией за 1904-05 гг.; –усско-€понска€ война, тт. I, V, VI, VII; ”стройство полевого управлени€ в нашей армии, "¬оенный сборник" 1890 г., єє 4 и 5; ƒ. ‘илатьев, ѕолевое управление войск. Ќаше ѕоложение 1890 г. и применение его в войну 1904-05 гг.; Feldienst-Ordnung, 1908; Kriegs-Etappen-Ordnurg; Militär-Eisenbahn-Ordnung, 1900; Vorschrift für den Etappendienst, 1891; Vorschritt für die Verpflegug des K. und K. Heeres. Ver pflegung im Kriege; Service des armées en campagne; Instruction sur le Service de lТarrière aux armées, 1908.


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л2