{ "@context": "http://schema.org", "@type": "Organization", "url": "http://www.imha.ru", "logo": "http://www.imha.ru/templates/Default/images/Logo_MVIA.gif" }
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ, Великий князь

Великий князь Игорь Рюрикович

Игорь Рюрикович, сын кн. Рюрика (см.), основателя династии.

Имя матери князя называет лишь поздний (и, по-видимому, явно легендарный) источник - недошедшая до нас Иоакимовская летопись (ХѴII в.), пересказанная у историка В.Н. Татищева († 15 июля 1750). Это некая норманнская кнж. Ефанда. Впрочем, само происхождение Игоря от первого варяжского князя вызывает у историков определенные сомнения, прежде всего, из-за хронологии их жизни.

По мнению ряда исследователей, именно Игоря (вошедшего в русскую историю с прозвищем «Старый» - т. е. «старейший») с наибольшей вероятностью следует считать подлинным родоначальником династии Рюриковичей - киевских, владимирских, а затем и московских великих князей. Формальено великим князем не назывался, но фактически по порядку престолонаследия был таковым вторым.

Точная дата и место рождения Игоря неизвестны. Никоновская летопись (составлена в сер. XVI в.) называет 865 г.; в других поздних источниках приводятся иные датировки. По утверждению Воскресенской летописи (также сер. XVI в.), ко времени смерти Рюрика (879) Игорю было два года; следовательно, он родился в 877 г. Известно, что после своей смерти (по летописям - 945, однако в новейших исследованиях допускается, что его смерть последовала после Пасхи 946 и до ноября этого же года) Игорь оставил малолетнего сына Святослава (см.), т. е. умер, во всяком случае, не преклонным старцем. Перед нами очевидное противоречие, разрешить которое можно двояким способом: либо Святослав ко времени смерти отца не был столь мал, как рассказывает об этом летопись, либо все «ранние» даты биографии Игоря выведены искусственно и имеют своей целью хронологическую «привязку» Игоря к биографии его предполагаемого отца.

Согласно рассказу «Повести временных лет» (ПВЛ; нач. ХII в.), перед самой своей смертью княживший в Великом Новгороде Рюрик отдал Игоря «на руки» своему родичу Олегу, которому и поручил «княжение», т. е. власть над всеми принадлежавшими ему землями.

Политическая биография Игоря, еще ребенка, начинается, по летописи, с 882 г., когда Олегу удалось, завоевав Киев, провозгласить: «Се буди мати градомъ руским» (по Радзивиловской летописи кон. XV в.)».

Хитростью Олег сумел схватить правивших в Киеве бояр-воинов Аскольда и Дира. «Вы места князя, ни рода княжа, - заявил им Олег, - нь (но.) аз есмь рода княжа»; и, подняв над собой Игоря, добавил: «А се есть сынъ Рюриковъ». С этого времени начинается долгое правление Олега, которое трудно объяснить простым «малолетством» Игоря. По летописи, Игорь номинально считался киевским князем, но во всем был послушен своему родственнику: «хожаше по Олзѣ и слушаша его».

Под 903 г. летопись сообщает о «возмужании» Игоря и о его женитьбе на Ольге, приведенной ему «от Пьскова». Впрочем, Ольга едва ли тогда стала супругой князя. Брак этот произошел позднее, ведь, будучи вдовой, Ольга еще и более чем через десять лет после этого по-женски очаровывала императора Константина VII Багрянородного (из Македонской династии, † 9 ноября 959). Все это мало согласуется с датой 903 г., предлагаемой Повестью Временных (ПВЛ) лет для ее брака.

Только после смерти Олега (по летописи, 912 год) Игорь начинает править Русской землей.

Прежде всего, он восстанавливает территориальную целостность государства: вновь покоряет отпавших от Киева древлян и возлагает на них «дань болши Олговы», т. е. больше, чем те платили в свое время Олегу (914), заключает мир с появившимися в южнорусских степях печенегами (915), воюет с ними же спустя несколько лет (920), подчиняет своей власти уличей - южнославянское племя, жившее в Южном Поднепровье и Побужье.

О последней войне в ПВЛ ничего не сообщается, зато о ней рассказывает Новгородская первая летопись младшего извода (памятник сер. XV в.), причем дважды: под 922-м (этим же годом здесь датируется и древлянская война Игоря) и 940 г. По словам летописца, Игорь «примучил» уличей и возложил на них дань, которую поручил собирать своему воеводе Свенельду; особое сопротивление оказали киевскому войску жители уличского г. Пересечена (на р. Икел, правый приток Днестра), который был взят лишь после трехлетней осады. Свенельду же князь вручил и древлянскую дань.

Летом 941 г. Игорь начинает войну с Византией.

По всей вероятности, его поход на столицу империи Константинополь объяснялся завершением срока действия предыдущего русско- греческого договора, заключенного Олегом. Согласно показаниям большинства источников, как русских, так и византийских, русский флот, двинувшись из Киева, насчитывал тысячи кораблей-«скедий». Так, по сведениям хроники Продолжателя Феофана (X в.): «Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта (941 г.) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы».

Что касается наземных действий, то только у арабского писателя ал-Мас’уди упоминаются русские гарнизоны, которые ранее наемниками «вступили сухим путем во все области Рума» и теперь, на момент вторжения Игоря, вероятно, оказывали ему солидарную военную помощь.

Русские подвергли жестокому опустошению окрестности Константинополя: «и всю страну Никомидиискую (ныне вилайет Коджаэли в Турции) попленивше, и Суде» (ныне залив Золотой Рог) весь пожѣгоша»; пленников одних распинали, других расстреливали из луков, третьим вбивали в головы железные гвозди; были преданы огню многие церкви, разорены села и монастыри. В сражении при мысе Иерон (на азиатском берегу Босфора) 18 июня византийские суда императора Романа I Лакапина († 15 июня (по другим данным, июля) 948) войска нанесли русскому флоту чувствительное поражение. По словам кремонского епископа Лиутпранда (ум. в 972), греки, прорвавшись в середину «русского [войска], они [начали] бросать огонь («греческий огонь») во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощенные кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу».

После этого русские, разорив европейский берег Босфора («Стеной»), отступили к северо-западному побережью Малой Азии, где военные действия продолжались по сентябрь. Второе сражение, в котором византийским флотом командовал патрикий Феофан, закончилось для русских катастрофой; решающую роль (впрочем, как и в первом сражении) сыграл т. н. «греческий огонь»; русские воины встретились с ним впервые, и он произвел на них неизгладимое впечатление. Объясняя свое поражение, они так говорили: «пущая же жагаху насъ сего ради не одолѣхомъ имъ».

По свидетельству византийского хрониста X в. Льва Диакона († после 992), едва ли с десятком кораблей кн. Игорь вернулся к Киммерийскому Боспору (г. Тмуторокань на Таманском п-ове), а оттуда в Киев.

Сразу же по возвращении он начал собирать новое войско и готовиться к новому походу на греков, причем привлек к этому походу варягов, т. е. наемников-скандинавов.

Но перед вторым походом на Византию Игорь совершает поход в Азербайджан, на город Берда’а, крупнейший в то время центр Восточного Закавказья, расположенный в дельте р. Тертера, правого притока Куры. Согласно известиям восточным источников, этот поход произошел в 332 г. х. (= 4 сентября 943 - 23 августа 944). Действуя в союзе с ясами (аланами) и лезгинами, русы овладевают городом и, утвердившись в нем, наносят ряд сокрушительных поражений войскам правителя Азербайджана Марзбана I († 957).

Начавшаяся в их рядах эпидемия какой-то болезни (дизентерии?) после проведенной зимы 943/44 г. заставила их после шести месяцев пребывания покинуть город и по р. Куре (впадает в Каспийское море) вернуться восвояси. Русские источники, однако, ничего не знают об этом походе, что дает историкам основание усомниться в участии в нем самого киевского князя.

Второй поход Игоря на Византию русские летописи датируют 944 г., а судя по тому, что по возращению с Кавказа князь должен был дать войску отдохнуть, выдвижение войска следует относить к середине лета. Игорь сумел собрать огромную армию, в которую вошли варяги, поляне (киевляне), словени (новгородцы), кривичи, тиверцы, а также ставшие союзниками русских печенеги; войска двинулись на конях, сухим путем, и на ладьях, морем. Однако до войны на этот раз дело не дошло. Византийцы предпочли откупиться, выплатив дань большую, нежели они платили Олегу, и с этой целью отправили навстречу войску посольство, которое встретило Игоря на Дунае, у границы Византийской империи. Дорогие подарки были посланы и печенегам, очевидно, с целью отвадить их от союза с Русью. После совета с дружиной Игорь отправил печенегов воевать Болгарию, а сам, приняв дары от греков, вернулся в Киев.

Итогом войны стало заключение нового договора между Византией и Русью, который развивал положения прежнего русско-греческого договора 912 г., заключенного Олегом. Список договора читается в ПВЛ под 6453 г. Сам договор был заключен в 944 г. не позднее середины. декабря, т. к. император Роман I Лакапин, который и заключал этот договор вместе со своими сыновьями-соправителями Стефаном и Константином, 16 декабря 944 г. был свергнут.

Согласно договору, Русь входила в число союзников Византийской империи и обязывалась оказывать ей военную помощь в случае нападения врагов. Обеспечивались и торговые интересы Руси. Договор 944 г. знаменателен еще и тем, что в нем впервые упоминаются христиане, состоявшие в княжеской дружине и пользовавшиеся равными правами с язычниками, а также киевская соборная церковь Св. Ильи, в которой «хрестеяную Русь ведиша ротѣ (дружинники-христиане приносили приисягу)». Это свидетельство свидетельствует о значительном распространении христианства в древнем Киеве при князе Игоре и о сочувственном в целом отношении князя к христианской вере.

Игорь погиб, вероятно, осенью 946 г. (по летописи, осенью 945) во время сбора «полюдья» (ежегодной дани) в земле древлян.

В ПВЛ сохранился яркий рассказ о его смерти, к которой косвенным образом оказался причастен его воев. Свенельд.

Дружина Игорева, рассказывает летописец, начала жаловаться князю: «Отроци Свѣнълъжи изодѣлися суть оружьемъ и порты, а мы нази; поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». Собрав обычную дань (ранее, как мы помним, порученную тому же Свенельду), Игорь не успокоился и, отпустив большую часть дружины, вновь вернулся к древлянам, «жедая больша именья». Однако возле г. Искоростень древляне со своим кн. Малом истребили остаток дружины Игоря, а самого его убили как нарушившего обычай. «Аще ся въвадитъ волкъ в овцѣ, - говорили они будто бы между собой, - то выноситъ все стадо, аще не убьють его: тако и се, аще не убьемъ его, то вся мы погубитъ». Древляне (по свидетельству византийского хрониста Льва Диакона († после 992), который, следуя за античным историком Корнелием Тацитом († ок. 120 г.; см. его: О происхождении германцев и местоположении Германии. Гл. 46), именовал их «германцами» (в отличии от «варваров»), имея ввиду не их национальность, а оседлый образ жизни и умение строить дома) привязали Игоря к стволам двух склоненных к земле деревьев и, отпустив их, разорвали его тело надвое.

Будучи язычником, Игорь имел несколько жен, но известна лишь одна - кнг. Ольга, игравшая особую роль в Киеве как при жизни мужа (в договоре 944 г. имя ее посла упомянуто на третьем месте после имен послов самого Игоря и его сына Святослава), так и, особенно, после его смерти, когда она становится правительницей Русского государства. Ольга одерживает победу над древлянами, отомстив им за смерть Игоря, проводит реформу управления государством (заключающуюся в создании особых погостов как центров сбора дани и форпостов княжеского влияния в племенных землях); посещает Константинополь в 957 г., где принимает крещение с именем Елена.

Летописная традиция трактует, что христианское имя «Елена» было дано в честь матери римского императора Константина I Великого († в 22 мая 337) - память отмечается 21 мая. Однако поскольку княгиня стала духовной дочерью императорской четы, можно предположить, что христианское имя было дано в честь Елены († 19 сентября 961), дочери Романа I Лакапина и супруги императора Константина VII Багрянородного. В воскресение 18 октября того же года, уже после крещения, русская княгиня присутствует на обеде «в хрисотринклине. Император сидел с русскими, а в Пентакувуклии св. Павла обедали императрица с багрянородными ее детьми, с невесткой и архонтиссой («архонтисса руссов» - кнг. Ольга; из сочинения императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора». - Авт.)».

Кнг. Ольга умирает в Киеве 11 июля 969 г. как христианка, «познах Бога истиннаго Иисуса Христа». Источники не говорят о месте ее первоначального погребения, но по мнению историков XIX в., княгиню могли предать земле в Николаевском (Угорском) монастыре. «Мощи по преставлении ея пребыша в земли лѣт яко тридесят», и в 1007 г. (датировка «ПВЛ») переносятся ее внуком, кн. Владимиром Святославичем и митр. Леонтием († в 1007/08) в соборную церковь Св. Богородицы Десятинной, где кладутся в каменный саркофаг.

Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых как равноапостольную; ее память празднуется 11 июля.

Из сыновей кн. Игоря летописям известен один Святослав; по нелетописным данным, князь имел еще одного сына - Глеба, казненного братом за покровительство христианам.

По мнению же историка М.Д. Приселкова († 19 января 1941), реконструировавшего генеалогию первых князей-Рюриковичей на основе договора русских с греками (кон. 944), можно сделать вывод, что Игорь был «главою большой княжеской семьи, так как, несомненно, все те имена, которые читаются там (в договоре.) между именами княгини Ольги и племянника Игоря Акуна, принадлежат членам княжеского дома. Размещение их и имеющиеся указания ... можно понять так, что Игорь был один из трех братьев: от семьи старшего брата Игоря оставался племянник Игоря (тоже Игорь), а от семьи младшего брата Игоря - племянник Игоря Акун».



Название статьи:   Великий князь Игорь Рюрикович
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:   {date}
Статьи, использованные при написании этой статьи:   Житие св. Василия Нового / Изд. А.Н. Веселовский // Сб. ОРЯС. Т. 53. С. 65-68; Житие княгини Ольги (распространённая проложная ред. XVI в.) // Серебрянский. Приложения. С. 8-12; Память и похвала Иакова. С. 70; Константин Багрянородный. Гл. 9. С. 44-45, прим. 8; Моисей Каганкатваци. История Агван. СПб., 1861. С. 275-276; НПЛ. С. 107-110 (6362-6453), 120 (6477), 168 (6515); Подлинник Филимонова. С. 389; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22-55 (6387-6453), 61 (6463), 68 (6477), 129 (6515); Т. 2. Стб. 16^13 (6387-6453), 49 (6463), 55, 56 (6477), 114 (6515); Т. 6. Вып. 1. Стб. 15 (6370), 35-36 (6422-6429); Т. 7. С. 231 (6370); Т. 9. С. 9 (6373); Т. 21. С. 6-38 (б. г.); Т. 38. С. 17 (6390); Constantini Porphyrogeniti imperatoris De cerimoniis aulae Byzantinae. Libri II. Cap. 15, 48 / Rec I.I. Reiskii // CSHB. Pars VIII. P. 597-598, 690-691; Cornelius Tacitus. Germania. Hersg. von R. Much, 2 Aufl., Hdlb., 1959. Cap. 46; Du Cange. Historia Byzantina. Pars I. P. 143, 147; Pars II. Lib. IV. P. 167; Georgius Continuatus Chronikon / Ed. I. Bekker // CSHB. Pars XXXI. P. 914-916; Ibn-Miskawaich. The Eclipse of the Abbasid Caliphate. The concluding portion of the Experiences of the Nation / Ed. by N.T. Amendroz, D.S. Margoliuth. Oxf., 1920. Vol. II. P. 62-65; 1921. Vol. V. P. 75; Ioannis Scylitzae. P. 229-230, 240; Ioannis Zonarae. P. 484-485; Leonis Diaconi Caloensis. P. 106; Leonis Grammatici Chronographia / Rec. I. Bekker // CSHB. Pars XLIII. P. 323-324; Liudprandi episcopi Cremonensis Antapodosis. Lib. V. Cap. 15 // Die Werke Luidprands von Cremona / Ed. J. Becker. 3 Aufl. // MGH SS rer. Germ. T. 41. P. 84, 137-138; al-Masudi. Kitab at-tanbih [Книга напоминания] // BGA,. T. VIII. P. 140-141; Pseudo-Symeonis. P. 746-747; Reginonis abbatis Prumiensis chronicon cum continuatione Treverensi / Ed. F. Kurze // MGH SS rer. Germ. T. 50. P. 169-170; Theophanes Continuatus. Lib. VI (De Romano I). Cap. 39. P. 423.
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:   Бейлис B.M. Сочинения ал-Мас’уди о русско-византийских отношениях в 50-х годах X в. // МСР. С. 21-31; Бибиков М. В. Византийские источники//ДРВСЗИ. С. 69-168; Богданов А. П. Княгиня Ольга// ВИ. 2005. № 2. С. 57-72; Гаркави А.Я. Неизданном свидетельстве Масуди о походе русских на Цареград // ЖМНП. 1872. № 4. С. 220-239; Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Изд. 2. М., 2004; Голубинский. Канонизация; Карамзин. Т. 1; Карпов. Владимир; Левченко; Леонид', Литаврин Г.Г. Византия и Русь в ІХ-Х вв. // История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 226-236; Литаврин Г.Г. Малоизвестные свидетельства о походе князя Игоря в 941 году // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. С. 38-44; Ломоносов. История; Лященко А.И. Сага про Олафа Тріггвасона й літописне оповидання про Ольгу // Украі'на. Киі'в, 1926. Т. IV. С. 3-23; Мальгин', Макарий (Булгаков). Кн. I. Ч. 1-2; Назаренко А.В. Западноевропейские источники // ДРВСЗИ. С. 259—406; Назаренко. Древняя Русь; Пашуто. Политика; Половой Н.Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (Сравнительный анализ русских и византийских источников) // ВВ. Т. 18. С. 85-104; Половой Н.Я. О дате второго похода Игоря на греков и похода русских на Бердаа // ВВ. Т. 14. С. 138-147; Приселков. Киевское государство; Пчелов', Ратшин; Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX - первая половина X в. М., 1980; Сергий (Спасский)', Соловьев. Кн. 1; Татищев. Т. 1, 2; Томсен. Начало; Хмыров. Государи; Цукерман К. Русь, Византия и Хазария в середине X века: проблемы хронологии // Славяне и их соседи. Вып. 6. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время. Сб. ст. к 70-летию академика Г.Г. Литаврина. М., 1996. С. 68-80; Шахматов. Разыскания; Шлёцер. Нестор; Якубовский А.Ю. Ибн Мискавейх о походе руссов в Бердаа в on Constantinople I IDOP. Vol. 6. P. 161-225.


Ключевые слова: Древняя Русь Рюриковичи
Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!




Комментарии (0)   Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"


Основные темы сайта:

Артиллерия Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Наполеоновские войны Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация
Издательство "Рейтар", литература на историческую тематику. Последние новинки... Новые поступления, новые номера журналов...









ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй


{links} {links2}
Поиск по материалам сайта ...
Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100



Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины



РУЖЬЕ. Российский оружейный журнал Некоммерческая организация «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах» Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...