Владимир Святославич, Великий князь

Великий князь Владимир Святославич

Владимир Святославич, третий сын Великого князя Святослава Игоревича и Малуши, дочери князя или воеводы Малка Любечанина, ключницы бабки Владимира, Великой княгини Ольги.

Традиционно считается, что он получил крестильное имя в честь святого Василия Великого архиепископа Кесарийского († 1 янв. 379 г.; память 1 и 30 января) и в честь своего заочного крестного отца, византийского императора Василия II Болгаробойцы († 15 декабря 1025). По порядку престолонаследия – 5-й Великий князь.

Родился в с. Будутиной веси в начале 60-х гг. X в. (часть историков, на основании уникального сообщения «Летописца Переяславля Суздальского» (3-я четв. XV в.), «скончася 73 лет» датирует его рождение более ранним временем - 942 г.).

Впервые упоминается в летописи под 969 г. Весной этого года, когда печенеги осаждают Киев, находится в городе вместе с братьями при своей бабке, Великой княгине Ольге. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями оплакивает ее смерть.

Осенью того же года перед тем как окончательно покинуть Киев его отец раздает княжения своим детям. Тогда же в Киев приходят послы из Великого Новгорода и, по совету Добрыни, дяди Владимира, просят себе его на княжение. С отцовского согласия Владимир вместе с Добрыней отправляется в Великий Новгород.

В 977 г. брат Владимира Ярополк (ставший полновластным киевским князем после гибели отца весной 972) убивает другого своего брата, кн. Олега Древлянского. Узнав об этом, Владимир «б?жа за море» к варягам, а Ярополк сажает в Великомий Новгороде своих посадников.

В 978 г. (по летописи, в 980) Владимир возвращается в Великий Новгород с варяжским войском и выгоняет из города посадников Ярополка, поручив им объявить брату, чтобы тот готовился к битве. Тогда же Владимир посылает сватов к Рогнеде, дочери полоцкого кн. Рогволода. Летописец передает презрительный ответ девушки: «не хочю розути (разувание жениха, как знак покорности восходит к древнегерманскому праву.) робичича (намек на происхождения Владимира от матери-рабыни.), но Ярополка хочю». Оскорбленный Владимир вместе с Добрыней выступает с войском к Полоцку, захватывает город и убивает Рогволода с двумя его сыновьями, а саму Рогнеду силой берет в жены.

После этого Владимир идет к Киеву. Остановившись между Дорогожичем и Капичем (урочища под Киевом; ныне в черте города), он приступает к осаде города и склоняет на свою сторону воеводу Ярополка Блуда. Тот соглашается убить своего князя, но не может этого сделать в виду настроения киевлян. Тогда Блуд уговаривает Ярополка покинуть город. 11 июня 978 г. Владимир вступает в покинутый братом Киев и занимает княжеский престол. Ярополк же бежит на юг и затворяется в г. Родне.

Здесь Владимир вновь осаждает брата. Испытывая страшный голод и опять поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк сдается своему брату и выходит из города для переговоров с ним. Владимир принимает брата в теремном дворе своего отца. Когда Ярополк проходит в двери, двое варягов убивают его. Тогда же Владимир берет себе в жены вдову Ярополка, красавицу-гречанку, бывшую, по выражению летописца, «непраздна (беременна.)»; вскоре у нее родится сын Святополк (№ 382), усыновленный Владимиром.

В том же году Владимир отпускает в Византию варяжскую дружину и тем самым избавляет себя от необходимости платить им выкуп за взятие Киева; при себе же оставляет лишь «добрых и смысленых» мужей, которым раздает в держание города. Дядю же своего Добрыню сажает в Великом Новгороде.

Согласно летописи, став киевским князем, Владимир ставит на холме близ теремного дворца кумиры (изваяния) языческих богов: «Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь»; устраивает возле них языческие жертвоприношения.

В 981 г. Владимир идет войной на ляхов (поляков) и занимает т. н. «Червенские» города: Перемышль, Червень и др. В том же году побеждает вятичей и возлагает на них «дань от плуга» такую же, какую они платили его отцу Святославу. На следующий год Владимир совершает еще один поход на вятичей и вновь побеждает их.

В начале 983 г. идет на ятвягов и покоряет их землю. По возвращении его из этого похода в Киеве «на Перуновом холме» 12 июля совершается человеческое жертвоприношение: в жертву приносятся варяг Федор и сын его Иван, ставших впоследствии православными первомученниками.

В следующем 984 г. Владимир посылает на радимичей своего воеводу по имени Волчий Хвост, который побеждает их на р. Пищане (правый приток Сож).

В 985 г. вместе со своим дядей Добрыней Владимир идет на булгар (по-видимому волжских, вопреки мнению В.Н. Татищева, который считал целью похода войну с болгарами и сербами) и заключает с ними «вечный» мир («толи не будеть межю нами мира, елико камень начнеть плавати, а хмель почнет тонути»), после чего возвращается в Киев. По-видимому, этим же временем датируется война Владимира с хазарами. Кроме того, в первые годы своего княжения Владимиру приходится воевать с печенегами, к которым бежал воевода Ярополка Варяжко после смерти своего князя.

Под 986-987 гг. в летописи помещен рассказ об «испытании вер» кн. Владимиром: к нему приходят посланцы-миссионеры от волжских булгар-магометан, хазарских евреев, западных христиан и православных греков, предлагая ему принять свою веру. В свою очередь, Владимир собирает бояр и градских старцев (т. е. две ветви княжеской власти) и с их совета посылает десять «добрых и смысленых» мужей для испытания и выбора веры. По возвращении послов бояре и старцы вместе с князем решают принять христианскую веру от греков.

Согласно русской летописи и византийским источникам, крещение Владимира происходит следующим образом. В 988 г. князь идет с войском на греческий г. Корсунь (Херсонес Таврический, древний город в Крыму, основанный выходцами из Гераклеи Понтийской в V в. до Р. X.; ныне г. Севастополь), и после длительной осады и вследствие измены некоего корсунянина Анастаса овладевает им в конце лета-начале осени. Это подтверждается свидетельством византийского хрониста X в. Льва Диакона († после 992), который связывает с этим событием появление впоследствии кометы Галлея.

Из Корсуня Владимир посылает к византийским императорам, братьям-соправителям (из Македонской династии) Василию II Болгаробойце и Константину VIII († 11 ноября 1028), с требованием руки их младшей сестры Анны; в случае же отказа угрожает захватить и сам Константинополь (Царьград). Императоры соглашаются на это, несмотря на то что еще их дед, император Константин VII Багрянородный (из Македонской династии; † 9 ноября 959), наставлял их отца императора Романа II († 15 марта 963) ни под каким предлогом не соглашаться на требования к заключению подобных брачных союзов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен (т. е. не христианских) попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, т. е. либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу». Кроме того, они отказывают в руке свой сестры германскому императору Отгону III (из Саксонской династии; † 21 янв. 1002), за которого Анна была уже просватана.

Они исходят в своем согласии на этот брак, исходя из того, что русский князь поддержал их во время гражданской войны (987-988), прислав военный корпус, а также высказал им заверения принять крещение.

 

Царевна Анна приезжает в Корсунь в сопровождении греческих сановников и священников, и начинаются приготовления к свадьбе. Однако Владимир внезапно заболевает глазами. Анна дает ему совет немедленно креститься («аще хощеши избыти бол?зни сея, то въскор? крестися»), и Владимир принимает его: «да аще истина будет, то поистин? великъ Бог будет хрестеянескъ». Приехавший с Анной митр. Феофилакт (?) и корсунский епископ крестят Владимира, и он тотчас исцеляется от болезни. Вслед за князем крещение принимает и его дружина.

По крещении же Владимир «приведе царицю на браченье» и устраивает пир. После чего Владимир отправляется в Киев, забрав с собой не только Анну, но и корсунских священников, хранившиеся в Корсуни мощи (следует понимать - главу) св. римского папы Климента I (убитого в 101; память 25 ноября) и его ученика Фива, церковную утварь и иконы «на благословенье себ?», а также два медных «капища (идола)» и медную квадригу коней.

 

Впрочем, историки допускают и иную трактовку событий, связанных с крещением князя, и в частности считают возможным, что Владимир принял крещение в Киеве еще до похода на Корсунь. При этом надо иметь в виду, что, согласно восточным источникам, бракосочетанию Владимира и Анны предшествовали переговоры русского князя с византийскими императорами относительно возможности оказания военной помощи Империи в связи с войной с Болгарией и мятежом племянника, умершего византийского императора Никифора II, полководца Варды (из Фоков; убит 13 апреля 989).

По сообщению сирийского христианского хрониста Яхьи Антиохийского († ок. 1066), туда «прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия». По некоторым данным, численность этого военного корпуса достигала 6000 воинов. В субботу 13 апреля 989 г. у г. Авидоса (Абидоса) русское войско сыграло решающую роль в победе императора Василия и разгроме мятежника Варды.

В 989 г. Владимир возвращается в Киев. По его повелению низвергаются языческие кумиры, установленные им самим несколько лет назад. Вслед за тем Владимир крестит своих сыновей и посылает объявить по городу, требуя, чтобы все люди собрались на следующий день для крещения: «Аще не обрящеться кто ... противенъ мн? да будетъ». В назначенный день в присутствии самого Владимира корсунские и «царицыны» священники крестят киевлян в р. Днепре (по другой версии, в р. Почайне правый приток Днепра; ныне не существует).

Тогда же Владимир повелевает ставить церкви по городам и селам и крестить людей, а у «нарочитое чади (знатных людей)» брать детей и отдавать их «на ученье книжное». У историка В.Н. Татищева († 15 июля 1750) сохранился рассказ из недошедшей до нас Иоакимовской летописи (XVII в.), о том, что его дядя Добрыня и новгородский тысячный Путята подавляют антихристианский мятеж в Великом Новгороде и насильно крестят новгородцев: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Согласно летописи, по крещении Владимир распределяет города между своими старшими сыновьями и дает Вышеславу - Великий Новгород, Изяславу - Полоцк, Святополку - Туров и Ярославу - Ростов. (Позднее, после смерти Вышеслава, Ярослав переведен в Великий Новгород, Борис получает Ростов, Глеб - Муром, Святослав - Древлянскую землю, Всеволод - Владимир-Волынский, а Мстислав - Тмуторокань.)

Этим же временем летопись датирует начало бесконечных войн Владимира с печенегами. По повелению князя начинается строительство крепостей по рр. Десне (левый приток Днепра), Остру (левый приток Десны), Трубежу (левый приток Днепра), Суле (левый приток Днепра) и Стугне (правый приток Днепра); «и поча нарубати муж? лучьши? от словень и от кривичь и от чюди и от вятичь и от сихъ насели грады, б?,во рать от печен?гъ». Крупнейшую из этих крепостей - г. Белгород на р. Ирпень (правый приток Днепра) - Владимир ставит в 991 г.

В 989 г. Владимир приглашает мастеров из Византии и поручает им построить церковь Пресвятой Богородицы. Церковь эта получает название Десятинной, т. к. великий князь устанавливает давать в нее десятую часть от всех доходов. Весной 996 г. строительство церкви завершается и после ее освящения (12 мая) Владимир поручает ее митрополиту Леонтию († в 1008 (?)) и пресвитеру Анастасу Корсунянину; выдает ему особую грамоту на церковные доходы.

В 992 г. Владимир идет «на Хорваты (имеется ввиду одно из польских племен.)». В том же году на р. Трубеж (левый приток Днепра) он отражает нашествие печенегов. Согласно легенде, исход войны решает единоборство некоего юноши-кожемяки с печенежскими богатырем. В честь победы Владимир ставит на том месте г. Переяславль («зане перея славу отроко тъ»), а самого отрока и его отца делает великими мужами.

В 996 г. Владимир терпит поражение от печенегов у г. Василева и едва не попадает в плен «в день Преображение Господне (непереходящее празднование 6 августа.)». Тогда же по обету строит в Василеве церковь и устраивает восьмидневный пир, после чего возвращается в Киев. Вообще летопись и «Житие князя Владимира» (XI в.) отмечают его удивительное нищелюбие, милосердие: князь постоянно раздает огромную милостыню - и не только деньгами, но и пищей, питьем и одеждой.

 

Став христианином, пишет летописец, князь старается жить в мире с соседними странами, истово соблюдает евангельские заповеди. Так, боясь греха, князь даже отказывается казнить разбойников и лишь по настоянию епископов соглашается на это.

По свидетельству поздних летописей, в 991 г. Владимир принимает в Киеве печенежского кн. Кучюга, который принимает там христианство. Тогда же принимает послов римского папы Иоанна XV († в марте 996) и, в свою очередь, отправляет послов в Рим (возвращаются в 994). В 994 и 997 гг. совершает успешные походы на волжских булгар.

Вторую половину княжения Владимира летопись освещает намного менее подробно. Известно лишь, что в 1000 г. умирают его супруга Рогнеда (в монашестве Анастасия) и некая Малфредь. В 1001 г. умирает его сын Изяслав, а в 1003 г. - внук Всеслав Изяславич. В 1007 г. происходит перенесение в церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную) неназванных святых (предположительно мощей княгини Ольги).

В 1007 или 1008 гг. (точная датировка затруднена) Владимир принимает в Киеве немецкого миссионера, кверфуртского епископа Бруно (убитого 9 марта 1009), и через его посредничество заключает мир с печенегами. В своем письме к немецкому королю Генриху II (из Саксонской династии; † 13 июля 1024) епископ называет Владимира «повелителем русов, могущественным благодаря своему королевству и богатствам», и упоминает, что тот для поддержания мира с печенегами отправил к ним в качестве заложника одного из своих сыновей (по мнению акад. В.Т. Пашуто († в 1983) - Святополка).

В 1011 г. умирает его супруга княгиня Анна, которая, по словам арабского хрониста Яхьи Антиохийского, построила «многие церкви в стране русов». Владимир хоронит ее в Десятинной церкви.

В 1013 г. Владимир воюет с польским кн. Болеславом I Храбрым (из Пястов; † 17 июля 1025), который привлекает на свою сторону в качестве союзников печенегов.

В 1014 г. мятеж против отца поднимает кн. Ярослав Новгородский: он отказывается передавать в Киев обычную дань, 2000 гривен в год. Владимир намеревается идти в поход на Ярослава и вызывает в Киев сына Бориса, однако заболевает. В это время происходит очередное вторжение на Русь печенегов. Владимир посылает против них Бориса, однако дождаться его возвращения ему уже не суждено.

Владимир «долго правил упомянутым королевством, умер глубоким стариком» 15 июля 1015 г. В с. Берестово под Киевом. Его тело, завернутое в ковер, и в соответствии с обычаем возложенное на сани, перевозят в Киев и, по воспоминанию немецкого хрониста мерзебургского епископа Титмара († 1 декабря 1018), хоронят в Десятинной церкви, в мраморном саркофаге, «рядом с названной своей супругой; гробы их стоят на видном месте посреди храма».

 

Гроб и мощи князя были утрачены в конце 1240 г. под развалинами церкви после захвата Киева татаро-монголами. Спустя четыре века, примерно в 1635 г. после возвращения униатами собора православным по повелению киевского митрополита Петра Могилы († 31 декабря 1646) при разборке развалин храма были обнаружены останки кн. Владимира Святославича. Тогда же голова князя помещается в ковчег в Успенский собор Киево-Печерского монастыря (в настоящее время утрачена), а кисть правой руки - в Софийский собор (Киев; в настоящее время утрачена).

В конце 1640 г. «исподняя кость с зубами (нижняя челюсть.)» передается митрополитом Петром Могилой в дар царю Михаилу Федоровичу (из Романовых, † 13 июля 1645) в собор Успения Богородицы (в Кремле; известна по описи 1701 г. и в настоящее время утрачена). Остатки частей саркофага князя, по воспоминаниям монахини Нектарии Борисовны Долгорукой († в 1771), последний раз видели в середине 60-х г. XVIII в. при киевском митрjополите Арсении Могилянском († 8 июня 1770).

Русская Православная Церковь причислила благоверного князя Владимира к лику святых и равноапостольных; его память празднуется 15 июля.

Будучи половину своей жизни язычником, Владимир имел множество жен, из которых известны пять, родившие ему сыновей:

1) «чехиня» (позднейшие нелетописные источники называют ее варяжской княжной Олавой), мать Вышеслава;

2) Рогнеда (нареченная Владимиром также Гориславой; в монашестве Анастасия), мать Изяслава, Ярослава, Мстислава, Всеволода, а также двух дочерей, в том числе известной по летописи Предславы;

3) «грекиня», вдова кн. Ярополка, мать усыновленного Владимиром Святополка;

4) «другая чехиня», мать Святослава (или, может быть, Станислава?) (позднейшие нелетописные источники называют матерью Святослава и Станислава некую чешскую княжну Адиль или Мальфрид. Последнюю некоторые историки считают скандинавкой);

5) «болгарыня», мать Бориса и Глеба, по свидетельству Тверской летописи и некоторых поздних источников, их матерью была византийская княгиня Анна).

У Владимира были также сыновья Судислав, Позвизд и Болеслав, но кто была их мать, летопись не сообщает, а по нелетописным данным, это была наложница.

По сведению иностранных источников, известно также о существовании, по крайней мере, одиннадцати дочерей Владимира (позднейшие источники называют имена некоторых из них: Мстислава, Прямислава).

Помимо «водимых (законных)» жен, Владимир имел множество наложниц в Вышгороде, Белгороде и Берестове. «И б? несытъ блуда, - пишет о нем летописец, - приводя к соб? мужьски жены и девиц? растьля я; б? во женолювець, якоже и Соломанъ (иудей, ц. Соломон; † в 928 г. до Р. X.)».

После крещения Владимир отказывается от своего гарема и женится дважды по христианскому обряду:

6)  в 989 г. на Анне, двадцатишестилетней дочери византийского императора Романа II и его второй супруги Феофано († после 976). От нее, по некоторым данным, Владимир имел дочь, Добронегу-Марию († в 1087 г., погребена в соборной церкви г. Кракова), жену польского князя Казимира I Восстановителя (из Пястов), имела детей: Болеслава II Смелого († 21 марта 1081 г.), Владислава I Германа († 4 июня 1102 г.), Сватиславу († 1 сентября 1126 г.), Мешко († 1066 г.) и Оттона († 1048 г.) и, предположитель, еще одну дочь Феофанию, супругу новгородского посадника Остромира (в крещении - Иосифа; убитого после мая 1057 (?));

7)  после смерти Анны (в 1011) Владимир женится еще раз, но на ком, точно неизвестно. По нелетописным данным, у Владимира был еще сын Вячеслав, умерший в 1024 г.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Владимир Святославич, Великий князь
Автор(ы) статьи:Д.В. Донской
Источник статьи: Донской Л.В., Рюриковичи: Исторический словарь. М.: НН ИД "Русская панорама", 2008. XXX + 834 с., табл., ил.
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Выходная запись писца дьякона Григория о написании им Евагелия по заказу новгородского посадника Остромира-Иосифа, 12 мая 1057 г. - Столярова. Свод. № 5; Житие княгини Ольги (распространеная проложная редакция XVI в.) II Серебрянский. Приложения. С. 8-12; Золотые монеты «ВЛАДИМИРЪ НА столь» - Сотникова. № 1; Книга глаголемая. № 2; Константин Багрянородный. Гл. 13. С. 58-59; Кримський А., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь//Ювилейний зб. на пошану акад. Д. Баталія. К., 1927. С. 383-395; НПЛ. С. 118 (6476), 121 (6478), 124-169 (6480-6523); Опись Московского Успенского собора 1701 г. // РИБ. Т. 3. Стб. 660; Память и похвала Иакова. С. 68, 72; Проложные сказания о свв. мучениках Борисе и Глебе. С. 95, 99-102, 104, 109; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 65 (6476), 69 (6478), 74-130 (6480-6523), 299-301 (6636); Т. 2. Стб. 53 (6476), 57 (6478), 62-115 (6480-6523); Т. 6. Вып. 1. Стб. 105-106 (6496-6499); Т. 9. С. 35 (6478), 41 (6488), 56-57 (6496), 64 (6500), 65 (6502); Т. 15. Стб. 73 (6488), 113 (6496), 121 (6515); Т. 38. С. 40 (6489); Т. 41. С. 44 (6523); Сказание о свв. мучениках Борисе и Глебе. С. 28-29; Степанос Таронеци. С. 142, 175, 200-201; Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных // ДКУ. С. 13-84; Челобитная киевского митрополита Петра Могилы царю Михаилу Федоровичу (29 октября 1640) // АЮЗР. Т. III. № 18; Adam Bremensis. Lib. II. Cap. 54. Schot. 39. P. 292; Annales Hildesheimenses / Ed. G. Waitz // MGH SS rer. Germ. T. 8. P. 25 (992); Du Cange. Historia Byzantina. Pars I. P. 143-144; [Epistoła Brunonis Querfiirtensis ad Heinricum II regem] // List Brunona do króla Henryka / Wyd. J. Karwasińska// MPH NS. T. IV. Pars. 3. P. 98-100; Histoire de Yahya-ibn-Said d'Antioche, continuateur de Said ibn Bitrig / Ed. et trad, en franęais par I. Kratchkowsky et A. Vasiliev // Patrologiae Orientalia. P., 1932. T. 23. P. 423-424; loannis Scylitzae. P. 254, 336, 367; loannis Zonarae. P. 552-553; Kawerau P. Arabische Quellen zur Christianisierung Russlands. Wiesbaden, 1967. (Osteuropastud. d. Hochschulen d. Landes Hessen. R. II: Marburger Abhandl. zur Geschichte und Kultur Osteuropas; Bd. 7) S. 14—22; Leonis Diaconi Caloensis. P. 175; Ólafs saga Tryggvasonar en mesta. В. I / Ólafur Halldórsson // Editiones Amamagnasana;. Kobenhavn. Ser A. 1958. Vol. 1. S. 158; Stryjkowski. T. I. S. 129-153; Thietmari Merseburgensis. Lib. VII. Cap. 72-74. P. 486-489.
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Бибиков M.B. Византийские источники // ДРВСЗИ. С. 69-168; Беляев С.А. Поход князя Владимира на Корсунь (Его последствия для Херсонеса) // ВВ. Т. 51. С. 153-164; Богданова Н.М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // ВВ. Т. 47. С. 39-46; Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1898. Т. 2; Евгений (Болховитинов). Описание; Жиленко І.В. Описи знайдення мощей св. рівноапостольного кн. Володимира свт. Петром Могилою // Могилянські читання. 2002. К., 2003. С. 196-204; Завитневич В.З. Владимир Святой как политический деятель. Киев, 1888; Завитневич В.З. О месте и времени крещения Св. Владимира и о годе крещения Киевлян // ТКДА. 1888. № 1. С. 126-152; Закревский Н.В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1-2; Ильин; Исаевич; Карамзин. Т. 1; Каргер М.К. К вопросу о саркофагах кн. Владимира и Анны // КСИИМК. Вып. 7. С. 76-80; Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950; Карпов. Владимир; Карпов Ярослав; Костомаров; Куник. О годах смерти; Левченко; Левшин А.Г. Историческое описание первопрестольного в России храма Московского Большого Успенского собора и о возобновлении первых трех Московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельскаго // ДРВ. 1-е изд. Ч. XI; Ломоносов. История; Макарий (Булгаков). Кн. II. Т. 1; Мальгин; Назаренко А.В. Анна // ПЭ. Т. II. С. 456-457; Назаренко А.В. Владимир (Василий) Святославич (источники, история, судьба останков, почитание) // ПЭ. Т. VIII. С. 690-703; Назаренко. Немецкие источники; Назаренко А.В. Западноевропейские источники // ДРВСЗИ. С. 259-406; Назаренко. Древняя Русь; Оглоблин Н.Н. Письмо архиеп. Бруно германскому императору Генриху II // УИ. 1873. № 8. С. 1-15; Пашуто. Политика; Поппэ AB. Феофана Новгородская // НИС. Вып. 16. С. 102-120; Преображенский А.С. Владимир (Василий) Святославич (иконография) // ПЭ. Т. VIII. С. 707-718; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993; Приселков. Киевское государство; Прозоровский Д.И. О родстве Святого Владимира по матери // ЗИАН. 1864. Т. 5. С. 17-26; Пчелов: Пуцко В.Г. Княжение Владимира Великого по миниатюрам Радзивиловской летописи // ТОДРЛ. Т. 55. С. 45-67; Рапов', Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988; Ратшин; Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883; Савелов Л.М. Родство потомков Владимира Святого с домом Пястов // Сборник в честь П.С. Уваровой. М., 1916. С. 249-260; Самуил (Миславский). Краткое историческое описание Киевопечерской лавры. СПб., 1817; Свердлов М.Б. Известия немецких источников о русско- польских отношениях конца X - нач. XI в. // ИИСБН. С. 72-109; Сергий (Спасский)-, Соболевский А.И. В каком году крестился св. Владимир? // ЖМНП. 1888. № 6. С. 396-403; Соловьев. Кн. 1; Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка. СПб., 1882; Сухотин Л.М. Брачные союзы ближайших потомков князя Владимира // Владимирский сборник в память 950-летия крещения Руси. Белград, 1938. С. 175-187; Татищев. Т. 1-2; Творогов О.В. Владимир Святославич // ЭСПИ. Т. 1. С. 208-210; Успенский Б.А. Когда был канонизирован князь Владимир Святославич? // Palaeoslavica. Cambridge (Mass.). Vol. X. 2002. № 2. С. 271-281; Федотов. Святые; Фортинский Ф.Я. Крещение князя Владимира на Руси по западным известиям // ЧИОНЛ. Кн. 2. С. 34-97; Хмыров. Государи; Цыб; Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира // Сборник статей, посвященных почитателями академику и заслуженному профессору В.И. Даманскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности. Ч. 2. СПб., 1908. С. 1029-1153; Шахматов. Разыскания; Athanasius Kalnofoyskv, Baumgarten. Х-ХШ; Baumgarten N.A. Le demier mariage de St. Vladimir // OChrA. T. 18. Pt. 2. P. 165-168; Baumgarten N.A. Olaf Tryggwison, roi de Norvege et ses relations avec St. Vladimir de Russie // OChrA. T. 24. Pt. 1. P. 5-37; Baumgarten. St. Vladimir; Donskoi; Hellmann M. Vladimir der Heilige in der zeitgenössischen abendländischen Überlieferung // JbGO. Bd. 7. H. 4. S. 397-412; Kämpfer F. Eine Rezidenz fur Anna Porphyrogenneta // JbGO. Bd. 41. H. 1. S. 101-110.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru