ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ќ—ќ«Ќј¬јЋ» Ћ» ƒ–≈¬Ќ»≈ √≈–ћјЌ÷џ —¬ќё Ё“Ќ»„≈— ”ё ќЅўЌќ—“№? » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ќ—ќ«Ќј¬јЋ» Ћ» ƒ–≈¬Ќ»≈ √≈–ћјЌ÷џ —¬ќё Ё“Ќ»„≈— ”ё ќЅўЌќ—“№?

ќ—ќ«Ќј¬јЋ» Ћ» ƒ–≈¬Ќ»≈ √≈–ћјЌ÷џ —¬ќё Ё“Ќ»„≈— ”ё ќЅўЌќ—“№?

«ј„»Ќ

ѕо мнению многих современных (и прежде всего Ц немецких) историков, у древних германцев €кобы отсутствовало сознание своей этнической общности. Ќа основании данной точки зрени€, некоторые из историков Ц например, г-жа ‘рауке фон дер ’аар, доход€т до утверждени€, что Ђгерманцев в действительности никогда не существовалої, что Ђсуществование германцев Ц мифї, что Ђгерманцы не воспринимали сами себ€ в качестве этнического сообществаї, что Ђсуществование германцев Ц выдумка римских авторовї. „то Ђ÷езарь, “ацит и другие римские писатели выдумали германцевї и т.д. √амбургский историк √анс-¬ернер √Єтц утверждает: ЂЌа основе сохранившихс€ источников можно сказать, что ни один германец никогда не хвалилс€ перед другими тем, что он германец, поскольку он этого попросту не осознавалї. “ак существовали ли в древности Ђгерманцыї и Ђ√ермани€ї (курсив здесь и далее наш Ц ¬.ј.)?

ѕри рассмотрении приведенных выше утверждений современных немецких историков нельз€ не признать следующего факта. ¬ эпоху јнтичности распространенный в насто€щее врем€ этноним Ђгерманцыї никогда не был самоназванием всех народов, рассматриваемых сегодн€шней исторической наукой как германцы. ѕервое в истории упоминание племени или народа, называвшегос€ германцами, содержитс€ в т.н. триумфальных фастах (списке триумфов, которых победоносные римские полководцы были удостоены по велению римского сената) за 222 г. до –.’., согласно которым римский консул  лавдий ћарцелл победил в —еверной »талии Germ(ani), т.е. герм(анцев). ¬еро€тнее всего, речь шла о его победе не над германцами в собственном смысле этого слова, а над носившим аналогичный этноним, возможно, кельтским (галльским) племенем, или же, возможно, над отр€дом упоминаемых античными авторами лишь впоследствии Germani cisrhenani - заренских (зарейнских) германцев, обитавших в северо-восточной части древней √аллии. —ледующее упоминание германцев, в сочинении историка ѕосейдони€ (135-31 гг. до –.’.), датируетс€ 80 г. до –.’. ѕосейдоний (ѕосидоний) пишет о Germanoi (греч. германой, т.е. германцах), обитающих в √аллии, без точной локализации мест их обитани€. ¬озможно, его Ђгерманойї обитали в Ѕел(ь)гике (области белгов-бельгов), но не исключено, что они были приграничными сосед€ми галлов-кельтов на правом берегу –ена (–ейна).

Ётимологическое происхождение этнонима Ђгерманцыї всегда служило предметом оживленных дискуссий. —уществовали гипотезы их кельтского или даже иллирийского происхождени€. —огласно наиболее распространенной в насто€щее врем€ теории √юнтера Ќоймана (Ќеймана), этноним Ђгерманцыї, имеет, однако, германское происхождение. ѕо Ќойману, его исконное значение Ц Ђжеланныеї, Ђобладающие желаннымї либо Ђпринос€щие желанноеї.  орень этого слова содержалс€ в раннесредневековых западнофранкских именах собственных типа √ерменберга, √ерменильдис, √ерманингус, √ерментрада, √ерменульфус, √ирминбург, готских именах типа √ерманарих, √ерменгильд и др. (ср. также им€ одного из двух волков Ц спутников бога ќдина-¬отана Ц √ери). —уществует и верси€, производ€ща€ этноним Ђгерманцыї от названи€ копь€ (не только главного оружи€, но и атрибута вс€кого свободного человека, и в то же врем€ Ц воина, обладающего права участвовать в народном собрании) Ц Ђгерї: Ђгерманцыї=Ђгерман(н)ыї= Ђмужи с копь€миї, Ђмужи-копьеносцыї, т.е. Ђсвободные (полноправные) людиї.

ѕервым автором, противопоставившим германцев как отдельную крупную этническую группу галлам (кельтам) был римский полководец, политик и писатель √ай ёлий ÷езарь (100-44 гг. до –.’.). ÷езарь описал германцев в качестве такой группы в своих Ђ«аписках о √алльской войнеї (58-50 гг. до. –.’.) . —огласно ÷езарю, границей между галлами (кельтами) и германцами служила река –ен(ус) Ц современный –ейн. ¬прочем, ÷езарь сообщал и о германских племенах, обитавших к западу от –ена Ц упом€нутых выше Ђцизренанских германцахї на территории современной –ейнской области √ермании и Ѕельгии. ¬ то же врем€ ÷езарь упоминает и кельтов, обитающих к востоку от –ена Ц тектосагских вольков (Volcae tectosages) в √ерцинском (√еркинском) лесу (нынешней германской области Ўварцвальд, т.е. „ерный лес). », наконец, римский историк ѕублий (или √ай)  орнелий “ацит (58.120 п. –.’.) употребл€ет в своем труде Ђќ происхождении германцев и местоположении √ерманииї, именуемом сокращенно просто Ђ√ермани€ї, этноним Ђгерманцыї по отношению ко всем германским племенам, включа€ обитающие в южной —кандинавии и в восточной части ÷ентральной ≈вропы. —о ссылкой на своих мкстных информаторов, “ацит писал в Ђ√ерманииї (I, 2) :

ЂЕслово √ермани€ Ц новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через –ейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. “аким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того, как это название укоренилось, он и сам стал называть себ€ германцамиї.

“аким образом, по “ациту получаетс€, что этноним Ђгерманцыї первоначально относилс€ лишь к небольшому племени и лишь впоследствии распространилс€ на все прочие германские племена.

 ак бы то ни было, не позднее написани€ √аем ёлием ÷езарем Ђ«аписок о √алльской войнеї этноним Ђгерманцыї в его современном значении нашел распространение и вошел в употребление в –имской империи. ¬ этом не сомневаютс€ даже самые строгие и пристрастные критики. ƒо наших дней дошли каменные надгроби€ германцев, служивших в лейб-гвардии римских императоров, на которых нар€ду с их конкретным племенным происхождением высечены и слова ex collegio Germanorum, т.е. из германской коллегии (коллеги€ми в древнем –име назывались погребальные братства).   числу германских телохранителей римских принцепсов относились, прежде всего, представители племен батавов, убиев и фризов, но также свевов (свебов или свабов Ц предков современных немцев-швабов) и восточногерманского племени певкинов (относившихс€ к племенному союзу бастарнов, раньше всего по€вившихс€ в пределах греко-римской ќйкумены/Ёкумены (Ђцивилизованногої мира) и служивших наемниками еще в войске македонских царей вплоть до их разгрома римл€нами во II в. до –.’.). јналогичные археологические свидетельства сохранились и от германцев, служивших в других римских военных част€х. —ледовательно, этноним Ђгерманцыї был пон€тен, как собирательный, по крайней мере, германцам, служившим и жившим в –имской империи.

≈сли верить ÷езарю и “ациту, германцы, проживавшие не только в –имской державе, но и за ее пределами, примен€ли этноним Ђгерманцыї по отношению к себе, как это делали, к примеру, царь свебов јриовист или кн€зь херусков (предков саксов) јрминий. јриовист, отклонив неприемлемые дл€ него требовани€ посланцев ÷езар€, подчеркнул: Ђѕусть ÷езарь идет, когда хочет: он тогда убедитс€, что значит храбрость непобедимых германцев, этих очень опытных воиновї (÷езарь, «аписки о галльской войне I, 36). ј в ходе переговоров с ÷езарем јриовист выступил как представитель не только свебов, но и, так сказать, всегерманской общности: Ђ„то он переводит в √аллию массу германцев, это он делает дл€ своей безопасностиЕї (“ам же, I, 44) .

јрминий же, согласно “ациту, боролс€ не только за свободу херусков, но и за свободу всех германцев: ЂЁто бы, бесспорно, освободитель √ермании, который выступил против римского народаЕї (“ацит. јнналы II, 88). ƒа и кн€зь батавов ÷ивилис, если верить Ђ»сторииї “ацита, в ходе антиримского восстани€ батавов, к которому присоединились и другие племена, говорил обо всех германцах, как брать€х: Ђ” нас Ч могучие пешие и конные войска, германцы нам брать€, галлы хот€т того же, что мы; (“ацит. »стори€ IV, 14). ƒа и убии, жившие в  олонии (современном немецком городе  Єльне) на –ене, именуемые “ацитом в Ђ»сторииї (IV, 65) Ђколонистамиї дали попросившим их о помощи в борьбе с римл€нами восставшим батавам ответ, €вно указывающий на осознание уби€ми своей принадлежности к германской общности: Ђ олонисты думали долго и, наконец, дали следующий ответ. Ђ≈два обрет€ свободу, мы нетерпеливо, не дума€ об осторожности, воспользовались первой же возможностью, чтобы воссоединитьс€ с нашими соплеменниками Ч с вами и другими германскими народамиї.  ак ни странно, современные Ђгиперкритикиї считают все эти и другие €вные свидетельства германского самосознани€ и свойственного древним германцам чувства этнической общности предположени€ми ÷езар€ и “ацита.

Ђ√иперкртикиї фактически утверждают, что римл€не Ђизобрелиї германцев, создав тем самым некую новую реальность.  ак пишет современный немецкий специалист по первобытной и древней истории √ерман јмент: Ђ— тех пор тот, кто жил восточнее –ейна, само собой, оказывалс€ в германской среде, считалс€ германцем и, вследствие этого, в конце концов, начинал сам себ€ воспринимать в качестве таковогої. √ервиг (’ервиг) ¬ольфрам и другие критики пон€ти€ Ђгерманцыї посто€нно указывают на то, что поздние римские авторы Ц например, ѕрокопий  есарийский (500-562 гг. п. –.’.), именовали восточногерманские народы готов, вандалов, гепидов и мигрировавших вместе с ними ирано€зычных аланов не германцами, а Ђготскими народамиї. ѕо мнению Ђгиперкритиковї, в эпоху поздней јнтичности даже сами римл€не перестали употребл€ть собирательное пон€тие Ђгерманцыї, применительно ко всем германским народам. –имл€не €кобы рассматривали в качестве германцев только западных германцев Ц франков, бургундов и ал(л)еман(н)ов. √отов же и вандалов они €кобы перестали причисл€ть к германцам, тем более, что те, мол Ђи сами не догадывались о том, что они Ц германцыї.

ѕќ«ƒЌ≈јЌ“»„Ќџ≈ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ќ √≈–ћјЌ÷ј’: ЅџЋ» Ћ» √ќ“џ √≈–ћјЌ÷јћ»?

ѕовторим в цел€х лучшего запоминани€ следующее. Ђ√иперкритикиї посто€нно указывают на то, что позднеантичные этнографы не называли внезапно по€вившихс€ на территории современной ”краины после 238 г. п.–.’. готов германцами. “олько германские народы на «ападе Ц франков, бургундов и ал(л)ема(н)нов (аламанов) Ц они продолжали называть германцами. јвторы поздней јнтичности писали о поселившихс€ в современной южной –оссии германцев (готов, гепидов) и ирано€зычных аланов как о Ђготских народахї, либо как о Ђскифахї.  роме того, они, вследствие схожести этнонимов, отождествл€ли готов с Ђгетамиї - фракийским народом, родственным дакам и известным еще Ђќтцу историиї √еродоту.

—уществуют две причины по€влению под пером позднеантичных этнографов и историков пон€ти€ Ђготские народыї.

¬о-первых, поселившиес€ в современной южной –оссии германцы отличались от жителей знакомой √аю ёлию ÷езарю и ѕублию (√аю?)  орнелию “ациту центральноевропейской Ђ√ерманииї (Germania) своим географическим положением и целым р€дом особенностей, св€занных с вли€нием на них степных (ирано€зычных) народов, кочевавших по просторам новой готской родины - скифов и сарматов, происходивших от одной, иранской, ветви индоевропейской семьи, но в разное врем€ вышедших на историческую сцену (первыми - скифы - вторыми - родственные им сарматы, наиболее известной частью которых были аланы, или асы - предки современных осетин-иронцев). √лавной из этих особенностей была усвоенна€ готами конно-воинска€ культура.  роме того, готы продолжали исповедовать христианство в его арианской форме, в отличие от западных германцев, либо продолжавших коснеть в €зычестве, либо прин€вших вскоре христианство в его окончательной, православной (кафолической) форме, ставшей господствующей в –имской империи. јрианством именуетс€ христианское вероучение, приписывавшее божественность лишь Ѕогу “ворцу, но не »исусу ’ристу. ѕротивосто€ние между исповедовавшими арианство (восточными) германцами и исповедовавшими православие (кафоличество) римл€нами долгое врем€ играло доминирующую роль в конфликте между германцами и позднеантичными (или, если угодно, раннесредневековыми) римл€нами (или, по-гречески, Ђроме€миї).

¬о-вторых, греческие, позднеантичные и восточно-римские (Ђвизантийскиеї) историки и этнографы были склонны переносить на современные им чужие народы этнонимы, известные им из литературы классической √реции. “ак, они называли не только готов и гуннов, но и тюрков Ц печенегов-пацинак(ит)ов и половцев-куманов Ц Ђскифамиї, да и впоследствии, вплоть до конца —редневековь€ и начала Ќового времени, именовали турок-сельджуков и турок-османов Ђперсамиї, молдовалахов (румын) Ц Ђдакамиї, русских Ц Ђтавроскифамиї или Ђсарматамиї, болгар Ц Ђмисийцамиї или Ђфракийцамиї, угров-венгров (мадь€р) Ц Ђпеонамиї, сербов Ц Ђтрибалламиї и т.д.

“акие общие черты, как конно-воинска€ культура (лишь значительно позднее перен€та€ и западными германцами) и арианска€ вера играли столь важную военную и политическую роль, что потребовалс€ новый, общий этноним.

ќднако из данного факта никоим образом не следует вывод, что позднеантичные римл€не утратили представление о том, что готы суть германцы. ≈ще в 250 г. п. –.’. греко-римский историк √еродиан при описании военного похода императора ћаксимина на —ирмий (близ современного Ѕелграда) называет готов германцами. ј восточно-римский историк «осим (ок. 500 г. п.–.’.), хот€ и ошибочно помещает готов восточнее –ейна, но также совершенно правильно называет их германцами. ’от€ тот же самый автор в одном месте называет ал(л)еман(н)ов (вне вс€кого сомнени€, германцев), скифами. Ќекоторые античные историки, например јгафий ћиринейский, порой относили к Ђготским народамї и бургундов (веро€тно, потому, что те были в большинстве своем арианами).

 ак пишет вюрцбургский германист и медиевист Ќорберт ¬агнер, трудно представить себе, что Ђромеиї, с учетом их очевидного военно-политического практического опыта, не осознавали €зыковую близость других германских племен не только к восточным германцам, но и друг к другу. ƒа и от членов германских племенных союзов, которые, невзира€ на диалектальные различи€, наверн€ка не успевшие в описываемый период (IV-VI вв.) развитьс€ до непонимани€ наречий друг друга, могли объ€сн€тьс€ между собой без услуг переводчиков, еще в меньшей степени, чем от позднеантичных авторов, не мог укрытьс€ факт их этнической общности, посто€нно подтверждаемый многочисленными контактами между ними.

—ами готы знали из своего племенного сказани€, записанного около 550 г. п.–.’. »орданом в Ђ√етикеї, что они происходили с острова Ђ—кандзаї (т.е. из —кандинавии). —огласно этому сказанию, готы, во главе с царем Ѕеригом, покинули свою скандинавскую прародину Ђна трех корабл€хї, пересекли Ѕалтийское море и высадились на прибалтийском побережье, где победили ульмеругов (ругов, ругиев), а затем Ц вандалов, и откуда, спуст€ три поколени€, мигрировали на территорию современной южной –оссии.

¬ пользу точки зрени€, согласно которой в эпоху поздней јнтичности и раннего —редневековь€ готов считали германцами, свидетельствует и утверждение лангобардского историка ѕавла ƒиакона в написанной им около 770 г. п.–.’. Ђ»стории (народа) лангобардовї, лат. Historia (gentis) Langobardorum, что готы, вандалы, лангобарды, ругии, герулы и другие племена родом из √ермании (Germania):

Ђ√оты, вандалы, руги, герулы, турцилинги (туркилинги Ц ¬.ј.), а также и другие дикие и варварские племена пришли из √ермании. –авным образом народ винилов, или лангобардов, который впоследствии счастливо господствовал в »талии, происходил от германского племени и переселилс€ с острова —кандинавии, хот€ их переселение объ€сн€ют и другими причинамиї (ѕавел ƒиакон. »стори€ лангобардов, I, 1). ƒа и в IX в. аббату ¬алафриду —траб(он)у из –ейхенауского монастыр€ (808/9-849 гг. п.–.’.), латинскому поэту-анналисту, было известно, что готы некогда Ђговорили на нашем, то есть немецком (теодиске, theodiske) - ср. с немецким словом Ђтейчї, Ђтойчї, Ђдейчї, Ђдойчї, teutsch, deutsch - €зыкеї. ј франкский епископ ‘рекульф из Ћизье (одним из первых признавший, что с упрочени€ германцев на римской территории начинаетс€ нова€ эпоха в истории). сообщал в своей написанной около 830 г. Ђ¬семирной хроникеї, что франки ведут свое происхождение из —кандинавии, Ђлона, порождающего народыї (лат. vagina gentium) Ц эпитет, использованный еще до него »орданом в Ђ√етикеї -, откуда произошли также готы и прочие немецкие народы (лат. nations theotiskae), что подтверждаетс€ их €зыком.

ѕозднеантичные авторы нередко использовали пон€ти€ Ђварварскийї и Ђгерманскийї как синонимы. ѕо утверждению галлоримл€нина —идони€ јполлинари€ (431/2-после 479 гг. п.–.’.), варвары высокорослы, белокуры, голубоглазы и нос€т узкие штаны, а также оружие (своих подданных римские императоры, опасавшиес€ римл€н больше, чем иноземцев, от ношени€ оружи€ давно отучили). ѕод это описание вполне подходили германцы (и тесно св€занные с ними сарматы-аланы), но уж никак не гунны или авары. ¬осточно-римский император и возможный автор военного трактата Ђ—тратегиконї ћаврикий (539-602), писал о Ђрусых (белокурых)ї народах, пр€мо указыва€ на относ€щихс€ к их числу франков и лангобардов.

¬ общем и целом можно исходить из того, что современники, веро€тно, знали об этнографической ситуации своей эпохи наверн€ка больше, чем написано о ней в сохранившихс€ до наших дней источниках. ѕо мнению вюрцбургского германиста и медиевиста Ќорберта ¬агнера, Ђ≈сли рассуждать чисто прагматически, об их (германцев) €зыковой и культурной общности было известно гораздо больше, чем зафиксировано в сохранившихс€ источниках и в пон€тийных штампахї.

ќ –ќƒќ—Ћќ¬Ќќћ ƒ–≈¬≈ ћјЌЌ(”—)ј

≈сли предположить, что у древних германцев не было общего этнонима (или таковой до нас не дошел), возникает вопрос: осознавали ли они себ€ вообще как этнически-€зыковую общность? ќднако сомневатьс€ в их общности не приходитс€.   их числу относ€тс€ общий €зык, обща€ культура, обща€ религи€, отличавшие германцев от их кельтских, слав€нских и (угро)финских соседей. » все-таки, было ли древним германцам присуще сознание их этнического родства и этнической общности?

ѕервым доказательством присущего германцам чувства общности может считатьс€ родословное древо ћанн(ус)а. ƒревнеримский историк “ацит упоминает в своем трактате Ђ√ермани€ї сказание о происхождении германцев, которые в своих старинных песн€х (лат. carminibus antiquis) рассказывали о Ђбоге, рожденном от земли (лат. deum terra editum) по имени “уисто(н) (в некоторых списках Ђ√ерманииї - “уискон) и о его сыне ћанн(ус)е Ц первом человеке. ” ћаннуса (Mannus, от Ђманнї, mann Ч Ђчеловекї; ср. с древнеиндийским ћану, спасшимс€ от всемирного потопа, положившего начало новому человеческому роду и давшим ему Ђ«аконы ћануї; веро€тно, это им€ восходит к общему индоевропейскому корню), в свою очередь, было три сына, от которых вели свое происхождение три племенные группы германцев: ингевоны, герминоны и истевоны. »нгевоны жили на морском побережье, герминоны в центре √ермании, все же остальные германские племена, по “ациту, причисл€ли себ€ к истевонам:

Ђ¬ древних песнопени€х Ц а германцам известен только один этот вид повествовани€ о былом и только такие анналы Ц они став€т порожденного землей бога “уистона. ≈го сын ћанн Ц прародитель и праотец их народа. ћанну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ ќкеана прозываютс€ ингевонами, посередине Ц герминонами, все прочее Ц истевонами. Ќо поскольку старина всегда доставл€ет простор дл€ вс€ческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было больше число сыновей, откуда и большее число наименований (германских Ц ¬.ј.) народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древниеї.

Ќаиболее распространЄнное объ€снение св€зывает им€ “уисто с прагерманским корнем *tvai- Ђдваї и его производным *tvis (Ђдваждыї или Ђдвойнойї). ѕопул€рна€ теори€ объ€сн€ет эту св€зь через предполагаемую двуполость “уисто Ч свойство, характерное дл€ Ђпервоотцовї во многих мифологических системах. ћногие исследователи отождествл€ют “уисто со скандинавским »миром. ƒругие св€зывают “уисто с ведическим демиургом (творцом видимого, материального мира) “ваштаром. »мир при этом сопоставл€етс€ с индоарийским ямой (иранским …имой), внуком “ваштара от —аранью, и первым смертным, который после своей смерти стал владыкой загробного мира. »нтересно при этом, что в имени ямы также наличествует мотив двойственности (Jama на санскрите означает Ђблизнецї; им€ »мира сопоставл€лось с этим общеиндоевропейским корнем и раньше, в св€зи с чем ему также приписывали двуполость). ¬ариант Ђ“уискої, встречающийс€ в р€де списков Ђ√ерманииї, иногда объ€сн€етс€ через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, св€зываетс€ с *Tiwaz (“иу), откуда Ђ“уискої Ч Ђсын “иуї. »м€ “иу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, ср. «евс, ƒь€ус, ƒиво, ƒэва, лат. Deus Ђбогї). ¬ таком случае, ЂземлерождЄнныйї “уиско описываетс€ как сын ќтца-Ќеба и ћатери-«емли. Ќо довольно об этомЕ

–имский полигистор (или, говор€ по-нашему, по-русски Ц энциклопедист) ѕлиний —тарший в своей Ђ≈стественной историиї именовал три упом€нутые выше группы германцев Ђгенераї (лат. genera), т.е. Ђсообществами, св€занными общим происхождениемї. ѕоскольку, речь, очевидно, идет об очень древней сакральной традиции, а не о племенных названи€х, сохранивших свою актуальность во времена “ацита, современные исследователи именуют упом€нутые им три группы германских племен Ђкультовыми союзамиї.

ќчевидно, родословное древо ћанн(ус)а было средством объ€снить общность происхождени€ германцев. ѕравда, до сих пор не€сно, действительно ли всех германцев, или же речь шла о традиции, известной лишь части германцев (и даже, возможно, имевшей негерманское происхождение).

ѕлиний —тарший приводит о трех культовых союзах более точные данные, чем “ацит. ѕо ѕлинию, к числу ингевонов относились хавки, кимвры и тевтоны. Ёти племена жили на побережье —еверного (√ерманского) мор€ и в ётландии (родине ютов-геатов Ц возможно, родственных готам), причем кимвры жили на крайнем севере ётландии. Ќаверн€ка, приводимые ѕлинием данные далеки от полноты.   числу герминонов относились также херуски (предки саксов), свебы (свевы, свавы - предки швабов), гермундуры и хатты (все эти племена обитали на юге современной Ќижней —аксонии, на јльбисе-Ёльбе, в современных “юрингии и √ессене). ѕри этом свебы сами были не отдельным племенем, а многочисленным племенным союзом, включавшим семнонов (обитавших на территории сегодн€шнего Ѕранденбурга до прихода туда слав€нских племен), лангобардов (проживавших на территории современной Ћюнебургской пустоши), гермундуров (на территории современной “юрингии), а также маркоман(н)ов и квадов (на территории современных „ехии, ћоравии и —ловакии). ќб истевонах ѕлиний —тарший пишет только, что они живут на –ен(ус)е (–ейне).

ќтсутствуют данные о северогерманских племенах —кандинавии и о восточногерманских племенах к востоку от ¬иадра (ќдера). ќтсутствие в родословии ћанн(ус)а упоминаний всех германских племен объ€сн€етс€, несомненно, не недостатком знаний в этом вопросе у римл€н. Ќаверн€ка и сами западногерманские племена, наиболее близкие к римским границам, знали не все, что происходит в обширной зоне расселени€ германцев. „ем дальше от них жили другие германские племена, тем меньше им было известно о них, включа€ даже названи€ самых отдаленных племен.

ѕредполагалось, что названи€ трех указанных выше племенных (или культовых) союзов происход€т от имен трех сыновей ћанн(ус)а: »нга (»нге), »рмина (√ермина, Ёрмина) и »ста (»ска), чьи потомки называли себ€ по имени прародителей. ¬ сказани€х германцев, живших на побережье —еверного мор€ и в —кандинавии, действительно упоминаетс€ »нг. ¬опрос, существовал ли в сакральной традиции »рмин (Ёрмин, √ермин), которому был посв€щен »рминсуль и отзвук имени которого слышитс€ в племенном названии гермундуров, до сих пор служит предметом дискуссий. —огласно традиционным представлени€м,»рминсуль (Irminsuli, Irminsul Ц Ђстолп »рминаї)Ч св€щенное дерево или ствол дерева (которому вплоть до VIII в. п. –.’. поклон€лись саксы - потомки херусков), посв€щенное богу »рмину, главный объект почитани€ северных германцев еще со времен “ацита, упоминающему в своей Ђ√ерманииї слухи о Ђгеркулесовых столпахї в земл€х фризов. Ќа этом основании был сделан вывод о наличии не одного, а многих »рминсулей, как объектов поклонени€. √лавный »рминсуль находилс€ в св€щенной роще близ Ёресбурга в ¬естфалии, где он был в 772 г. разрушен православным царем франков  арлом ¬еликим, стремившимс€ крестить саксов, чтобы сломить сопротивление их вожд€-€зычника ¬идукинда (¬итекинда, ¬екинга). —уществовал, по крайней мере, еще один »рминсуль Ц на реке ”нштрут, в “юрингии. ¬ »рминсуле поклон€ющиес€ ему германцы видели изображение мирового €сен€ »ггдрассил€. ћиры, пронизываемые этим ƒревом (и как бы расположенные на нем), воплощают в себе все архетипические силы ¬селенной; в кроне ƒрева располагаетс€ обитель асов (светлых богов-асов)Ч јсгард, в корн€хЧ мрачное царство смертиЧ ’ель. ¬ ветв€х, друг напротив друга расположены Ђпротивоположныеї миры: ћуспелль(с)гейм (мир ∆ара и ќгн€) и Ќифльгейм (мир “умана и Ћьда), Ћьосальвгейм Ц (мир светлых эльфовЧ полубогов) и —вартальвгейм (мир темных эльфовЧ карликов-цвергов-двергов), ¬анагейм (мир вановЧ хтонических богов плодороди€) и …отунгейм (мир великанов-исполинов, воплощающих силы ’аоса), в центре располагаетс€ мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людейЧ ћидгард (—редний мир). —редневековый немецкий историк ¬идукинд  орвейский утверждал в своей написанной около 967 г. хронике Ђƒе€ни€ саксовї (лат. Res gestae saxonicae), что саксы в 530 г. воздвигли ћарсу (древнеримскому богу войны Ц ¬.ј.), который у них называетс€ √ирмин (Hirmin), столп, названный в его честь. ’от€ ¬идукинд и был христианским автором (правда, не монахом, а знатным мир€нином), он, стрем€сь прославить подвиги саксов и их королей, излагает историю саксов и германских королей —аксонской династии (√енриха I ѕтицелова) и ќттона I ¬еликого (будущего восстановител€ —в€щенной –имской империи, основанной в 800 г. царем франков  арлом ¬еликим с согласи€ римского папы) вполне добросовестно, на основе старинных сказаний, песен, преданий, античных и средневековых источников, как и собственной осведомлЄнности. “ем не менее, в насто€щее врем€ все больше сторонников обретает ина€ верси€, согласно которой название Ђ»рминсульї не имеет отношение к божественному предку »рмину, а означает просто Ђогромный столпї, ¬идукинд же просто Ђвыдумал бога √ирмина-»рминаї. —ведени€ о том, что германцы-истевоны поклон€лись божественному предку по имени »ст, на сегодн€шний день отсутствуют (что, естественно, означает лишь отсутствие соответствующих источников, но не исключает существование в древности культа »ста-»ска как такового).

ћногое говорит в пользу того, что к числу истевонов относились и скандинавские германцы, включа€ готов. ¬ англосаксонском эпосе ЂЅеовульфї (записанном после 700 г. п.–.’.), эпитет Ђингвинеї (Ingwine), Ђдрузь€ »нгаї, употребл€етс€ как синоним слова Ђданыї, Ђдатчанеї. ¬ дошедшей до нас англосаксонской же рунической песни говоритс€, что из всех людей »нг прежде всего €вилс€ восточным данам (гирдингам, Heardingas). ¬ Ўвеции существовал царский (королевский) род »нглингов; »нглингами называли и норвежских королей. ѕользовавшегос€ особым почитанием у северных германцев (норманнов) бога ‘рейра, именуемого также —виа год (Svia god), т.е. Ђбог свеев (шведов)ї (его не следует путать с богиней плодороди€ ‘рейей), норвежцы называли еще и Ђ»нгвифрейрї (Ingvifreyr), даны-датчане Ц Ђ»нгунарфрейрї (Ingunarfreyr), англосаксы Ц Ђ‘реа »нгвинаї (Frea Ingwina), что означает Ђгосподин друзей ‘рейраї или же Ђгосподин »нгвеоновї. ј ведь Ђгосподинї - вариант слова Ђгосподьї, т.е. Ђбогї. ¬о многих случа€х ‘рейра попросту отождествл€ли с »нгом.

“аким образом, северные германцы также вполне вписываютс€ в родословие ћанн(ус)а. ј вот как быть с восточными германцами? јвстрийский германист –ейнгард ¬енскус объ€сн€л отсутствие восточных германцев в генеалогии ћанн(ус)а тем, что они начали пересел€тьс€ из —кандинавии на европейский материк позже других, лишь начина€ со II в. до –.’., а этому времени эпическа€ песнь о ћанн(ус)е и его отпрысках уже успело сложитьс€ и приобрести законченную форму. »сследователь происхождени€ германских племен Ёрнст Ўварц (1895-1983) указывал на то, что так называемые восточные германцы, включа€ готов, изначально (в пору своего проживани€ в —кандинавии) были северными германцами (и, соответственно, относились к числу ингевонов). “ак что, в общем и целом, родословие ћанн(ус)а распростран€лась не только на западное германское приграничье, но и, веро€тно, на всю √ерманию. ѕалеоисторик јлександр ƒемандт видит в родословии ћанн(ус)а подтверждение осознани€ германцами своей этнической общности. ѕредставл€етс€, что, если упом€нутое “ацитом древнее сказание о происхождении германцев действительно существовало, а не было Ђвыдуманої римским историком (как полагают иные не в меру ретивые Ђгиперкритикиї), то ему можно верить (даже с учетом того, что ко времени “ацита в сказании сохранились лишь самые смутные воспоминани€, и что само это сказание сохранилось не у всех германских племен).

ќ“Ћ»„јЋ» Ћ» ƒ–≈¬Ќ»≈ √≈–ћјЌ÷џ —≈Ѕя ќ“ —ќ—≈ƒЌ»’ Ќј–ќƒќ¬?

 освенным подтверждением наличи€ у древних германцев чувства своей этнической общности (отрицаемого представител€ми так называемой Ђгиперкритическойї школы, усиливающей в последние годы свои позиции среди историков, в первую очередь Ц немецких), служат общие дл€ всех германцев этнонимы, обозначающие иные народы, этнонимы, в которых выражалось ощущение своей этнической Ђинакостиї, своего этнического отличи€ от этих чужих народов. ¬ыражением такого, общего всем германцам, чувства этнической Ђинакостиї стало по€вившеес€ на очень раннем этапе древнегерманской истории выражение Ђвельшї (welsch) дл€ обозначени€ кельтов (галлов) и их романизированных потомков, Ђвендишї (wendisch) дл€ обозначени€ восточных, слав€нских соседей германцев, и Ђфиннишї (finnisch) дл€ северных соседей германцев Ц угрофинских народов финнов и лопарей.

—лово Ђвельшї происходит от самоназвани€ кельтского (галльского) племени вольков (volcae), обитавшего до III в. до –.’. на территории современной ÷ентральной √ермании. —о временем германцы распространили это название в форме Ђ*вальхозї (*walhoz), Ђвальхеї (walche) и наконец Ђвельшеї (welsche), на все соседние кельтские народы. ¬о вс€ком случае, уже во времена √а€ ёли€ ÷езар€ оно имело это собирательное значение. —уществуют свидетельства использовани€ этого слова южными германцами, северными германцами, англосаксами, бургундами и, в отдельных случа€х, также лангобардами. ќтсутствуют лишь свидетельства использовани€ его готами. ѕримечательно, что вплоть до ¬ысокого —редневековь€ германцы (как впоследствии и произошедшие от германцев немцы) использовали слово Ђвальхеї (сравни с русским словом Ђвалахиї, Ђвлахиї, Ђволохиї, т.е. потомки романизированных даков) лишь дл€ обозначени€ романизированных кельтов , а не собственно средиземноморских римл€н (лишь впоследствии немцы стали примен€ть название Ђвельшеї в отношении потомков римл€н в —редиземноморье Ц италь€нцев и др.). √ерманцы-англосаксы примен€ли слово Ђвельшеї дл€ обозначени€ своих кельтских (бриттских) соседей Ц валлийцев (уэльсцев). ƒа и по сей день выражение Ђвельшеї употребл€етс€ немецко€зычными жител€ми Ўвейцарии дл€ обозначени€ своих франко€зычных (и итало€зычных) сограждан.

јналогичное развитие проделали слова Ђвендыї (wenden), Ђвендишї (wendisch). —лово Ђвендыї происходит от индоевропейского народа венетов (венедов, энетов), обитавших на территории современной ѕольши. язык венетов был индоевропейским, но не слав€нским, не балтийским, не кельтским и не германским. ¬опрос родства этих венетов с другими венетами-энетами, насел€вшими в глубокой древности —еверную »талию и ассимилированными впоследствии римл€нами (считаетс€, что потомки этих романизированных италийских венетов основали города –авенну и ¬енецию), до сих пор служит предметом оживленных дискуссий. √ерманцы использовали слово Ђвинидаї (Winida)- Ђвенетиї (Venethi)-Ђвендыї (Wenden) дл€ обозначени€ всех своих восточных соседей Ц не только собственно венетов, растворившихс€ со временем в слав€нах, но и самих слав€н, а возможно Ц и (при)балт(ий)ских народов. ѕеренос этого названи€ на все народы, жившие восточнее германцев, произошел, скорее всего, еще до переселени€ будущих восточных германцев (в первую очередь Ц готов) из —кандинавии на территорию современного польского ѕоморь€ во II в. до –.’.

Ќазвание Ђфинныї примен€лось германцами дл€ обозначени€ своих северных соседей Ц лопарей и финнов, еще не знавших земледели€ охотников, рыболовов, оленеводов и собирателей. ”потребл€вшеес€ германцами дл€ их обозначени€ название Ђфинныї, Ђфинненї (finnen) происходит, скорее всего, от древнегерманского слова Ђфинтанї (finthan), означавшего, как и современный немецкий глагол Ђфинденї (finden), английский глагол Ђфайндї (find), норвежский, датский и шведский глагол Ђфиннеї (finne) и т.д., Ђнаходитьї (т.е. Ђжить тем, что найдешьї, что, собственно, и делали первобытные собиратели). ¬еро€тнее всего, название Ђфиннишї древнее названий Ђвельшї и Ђвендишї, и св€зано с чувством определенного превосходства германцев над своими более отсталыми северными сосед€ми (которых северные германцы, впрочем, почитали искусными колдунами и чароде€ми).

—ледует заметить, что не только германцы осознавали свою Ђинакостьї от иноплеменников, но и наоборот. »менно поэтому, скажем, иноплеменники-кельты перенесли этноним Ђгерманцыї с одного отдельно вз€того, соседствовавшего с ними непосредственно, племени, на все племена, жившие на правом берегу –ен(ус)а-–ейна.

¬ажным представл€етс€ в данной св€зи и следующее обсто€тельство. ¬плоть до самой эпохи викингов не сохранилось свидетельств наличи€ у германцев ощущени€ чужеродности в отношении друг друга. “ак, например, в исландских сагах, повествующих о службе северных германцев, норманнов - исландцев и норвежцев - у англосаксонских королей, утверждалось, что в ту пору у них был один €зык. ќчевидно, германцы €вственно ощущали и стремились подчеркнуть свою особую этническую общность, отличающую их от соседних народов. јналогичным образом поступали и наши далекие предки слав€не (слов€не, словене - т.е. те, чье слово, чь€ речь, чей €зык, пон€тны друг другу, в отличие от иноплеменных, ино€зычных соседей - немцев, немых - тех, кто не мы, кто немы, неспособных объ€сн€тьс€ на нашем €зыке, и наоборот).

ќЅ ќ—ќ«ЌјЌ»» √≈–ћјЌ÷јћ» —¬ќ≈… Ё“Ќ»„≈— ќ… ќЅўЌќ—“» ¬ќ ¬–≈ћ≈Ќј –»ћ— ќ… »ћѕ≈–»»

–имские авторы имперской эпохи посто€нно сообщают о наличии чувства своей этнической общности у германцев, боровшихс€ с римл€нами. ќни исход€т, в частности, из наличи€ такого чувства у јрмини€ - вожд€ восставших против римского господства херусков (предков саксов) -, коль скоро он призывал не только свое собственное плем€, но и всех германцев (курсив здесь и далее наш Ц ¬.ј.) к борьбе за свободу и свои исконные обычаи (в Ђјнналахї римского историка ѕубли€  орнели€ “ацита: Ђродину, предков и старинуї ), но, в то же врем€ - и у сохранившего верность римл€нам херуска —егеста, предавшего јрмини€ (своего з€т€), но отрицавшего брошенное ему обвинение в предательстве √ермании:

Ђ¬ св€≠щен≠ных рощах гер≠ман≠цев еще мож≠но видеть знач≠ки рим≠ско≠го вой≠ска (разбитого јрминием во главе объединенных германских племен в “евтобургском лесу Ц ¬.ј.), кото≠рые он там раз≠ве≠сил в дар оте≠че≠ст≠вен≠ным богам. ѕусть —егест живет на поко≠рен≠ном бере≠гу, пусть его сын сно≠ва станет жре≠цом у алта≠р€ смерт≠но≠му (сын —егеста, —егимунд, стал Ђавгусталомї, т.е. жрецом культа обожествленного римского императора јвгуста Ц ¬.ј.),Ч гер≠ман≠цы вовек не про≠ст€т, что меж≠ду јль≠би≠сом (Ёльбой Ц ¬.ј.) и –ей≠ном им при≠шлось увидеть роз≠ги, и секи≠ры, и тогу (т.е. знаки чужеземного римского господства Ц ¬.ј.) . ƒру≠гие наро≠ды, не зна≠ко≠мые с рим≠ским вла≠ды≠че≠ст≠вом, не испы≠та≠ли каз≠ней, не зна≠ют пода≠тей. √ер≠ман≠цы же изба≠ви≠лись от все≠го это≠го, и с пусты≠ми рука≠ми ушел от них этот при≠чис≠лен≠ный к богам јвгустЕї (“ацит. јнналы I, 59);

Ђќн (—егест Ц ¬.ј.) сказал следующее: —егодн€ € не впервые приношу доказательства моей верности и преданности народу римскому; с той поры как божественный јвгуст даровал мне права гражданства, € избирал дл€ себ€ друзей и врагов, помышл€€ только о вашем благе, и не из ненависти к родной стране (ведь предатели омерзительны даже тем, кому они отдают предпочтение), а потому, что считал одно и то же полезным дл€ римл€н и германцев и мир мне был дороже войныЕ » когда €ви≠лась воз≠мож≠ность обра≠тить≠с€ к тебе, € пред≠по≠чел ста≠рое ново≠му и покойЧ вол≠не≠ни≠€м, и не ради награ≠ды, но чтобы сн€ть с себ€ подо≠зре≠ние в веро≠лом≠стве и стать полез≠ным гер≠ман≠ско≠му наро≠ду посред≠ни≠ком, если он пред≠по≠чтет рас≠ка≠€≠ние гибе≠лиї (“ацит. јнналы I, 58).

—огласно тому же “ациту, германец-батав ÷ивилис во врем€ восстани€ батавов против римл€н в 69 г. п.–.’., стрем€сь придать своим соплеменникам мужества в борьбе с –имом, напомнил им об их кровном родстве с другими германцами, которые, в силу св€зывающих их кровных уз не остав€т батавов в беде:

Ђ” нас Ч могучие пешие и конные войска, германцы нам брать€, галлы хот€т того же, что мы; (“ацит. »стори€ IV, 14). ƒа и убии ( по “ациту, Ђплем€, германское по своему происхождениюї, которое, однако, Ђотреклось от родного народа и прин€ло римское им€ агриппиновї), жившие в  олонии тревиров или јгриппиновой колонии (современном немецком городе  Єльне) на –ен(ус)е (–ейне), именуемые “ацитом в Ђ»сторииї (IV, 65) Ђколонистамиї, согласно римскому историку, называли восставшие против римской власти германские племена батавов, канинефатов, бруктеров, тенктеров, кугернов и др. своими германскими кровными родственниками: Ђ олонисты думали долго и, наконец, дали следующий ответ. Ђ≈два обрет€ свободу, мы нетерпеливо, не дума€ об осторожности, воспользовались первой же возможностью, чтобы воссоединитьс€ с нашими соплеменниками Ч с вами и другими германскими народамиї.

Ђ“енктеры, обитавшие на другом берегу –ейна, послали своих представителей в совет колонии, и самый свирепый из них передал решение своего племени в следующих словах: Ђћы благодарим наших общих богов и величайшего среди них Ч ћарса за то, что они вернули вас в семью германских народов и разрешили снова называтьс€ германским именемї (“ацит. »стори€ IV, 64). ѕримеров такого рода можно привести еще немало. Ќеужели же все это Ц просто досужие выдумки чудаковатых римл€н? Ќо, спрашиваетс€, чего ради римл€нам было все это выдумывать?

ѕосле битвы в “евтобургском лесу, одержанной над римским оккупационным войском объединившимис€ в борьбе с римской властью германскими племенами под предводительством херуска јрмини€, римл€не, естественно, не сомневались в существовании у германцев чувства этнической общности, солидарности и стремлени€ к освобождению всей √ермании, осознаваемой германцами как свое общее отечество. ѕосле извести€ о разгроме римл€н в “евтобургском лесу римский император ќктавиан јвгуст, прежде всего, приказал распустить своих германских телохранителей (которым он дотоле довер€л больше, чем римл€нам), опаса€сь, что они взбунтуютс€, узнав о победе своих соотечественников. «начит, јвгуст исходил из наличи€ у всех германцев чувства этнической общности и солидарности.

¬се эти свидетельства рассматриваютс€ критиками пон€ти€ Ђгерманцыї как интерпретаци€ римл€н, соответствующа€ их мышлению, а не мышлению германцев. ” германцев же, по мнению современных Ђгиперкритиковї, попросту отсутствовало чувство идентичности, выход€щее за рамки отдельно вз€того племени. ѕравда, имеютс€ сообщени€ о фактах, не поддающихс€ объ€снению при условии отсутстви€ у германцев чувства своей этнической общности. “ак, существует немало примеров присоединени€ германских племен, живших за пределами римских владений и, соответственно, не испытавших непосредственно на себе римского ига, к восставшим против римл€н подъ€ремным германцам, а также перехода германских наемных отр€дов римского войска, брошенных римл€нами на борьбу с восставшими германцами, на сторону восставших (даже принадлежавших к другим германским племенам).

≈сли верить жизнеописанию √а€ ёли€ ÷езар€ в Ђ—равнительных автобиографи€хї греческого историка ѕлутарха ’еронейского, после разгрома ÷езарем германских племен тенктеров и узипетов, германцы племени сугамбров Ђдружелюбно прин€лиї у себ€ тенктерских и узипетских беглецов, отказавшись выдать беженцев победоносному ÷езарю, хот€ знали, что он за это пойдет на них войной (как и произошло в действительности).

ѕосле разгрома трех легионов римского наместника √ермании ѕубли€  винтили€ ¬ара восставшими германцами во главе с вождем херусков јрминием в “евтобургском лесу, согласно римским авторам, вс€ √ермани€ встретила известие о поражении римл€н бурным ликованием. —ын сторонника римл€н —егеста (тест€ јрмини€), —егимунд (—игимунд), Ђавгусталї (жрец при алтаре императора јвгуста) в римской јгриппиновой колонии (современном  Єльне), получив известие о восстании германцев, поспешил присоединитьс€ к своему народу: Ђназна≠чен≠ный жре≠цом при св€≠ти≠ли≠ще уби≠евв том же году, когда вос≠ста≠ла √ер≠ма≠ни€, он, сорвав с себ€ жре≠че≠ские пов€з≠ки, пере≠бе≠жал в лагерь вос≠став≠ших.ї (“ацит. јнналы I, 57). ƒаже некоторые германские племена, жившие на левом (римском) берегу –ен(ус)а-–ейна, начали колебатьс€ в своей верности –иму. ќб этом, в частности, писал римский автор ¬еллей ѕатеркул в своей Ђ–имской историиї (II, 120):

Ђ—ле≠ду≠ет при≠ве≠сти прав≠ди≠вое свиде≠тель≠ство о Ћ. јспре≠на≠те(римском полководце Ц ¬.ј.): вою€ в каче≠стве лега≠та при сво≠ем д€де ¬аре, он энер≠гич≠ны≠ми и сме≠лы≠ми дей≠ст≠ви≠€≠ми двух леги≠о≠нов, кото≠рые воз≠глав≠л€л, сохра≠нил вой≠ско при этом вели≠ком бед≠ст≠вии и, своевре≠мен≠но спу≠стив≠шись в ниж≠ние зим≠ние лаге≠р€, укре≠пил в вер≠но≠сти коле≠бав≠ши≠е≠с€ пле≠ме≠на по эту (римскую Ц ¬.ј.) сто≠ро≠ну –ена.ї

 огда царь германского племенного союза маркоман(н)ов ћар(о)бод отклонил призыв јрмини€ присоединитьс€ к общегерманскому восстанию, подчин€вшиес€ ранее власти ћар(о)бода германские племена семнонов и лангобардов отказали ему в повиновении и перешли на сторону восставших: Ђ“аким обра≠зом, в вой≠ну со све≠ба≠ми (в данном случае “ацит именует маркоманнов свебами, поскольку именно свебы, родное плем€ ћаробода, как и јриовиста, противника √а€ ёли€ ÷езар€, были главным племенем маркоманнского союза Ц ¬.ј.) всту≠пи≠ли не толь≠ко херус≠ки и их союз≠ни≠киЧ дав≠ние вои≠ны јрми≠ни€,Ч но и при≠мкнув≠шие к нему, отме≠же≠вав≠шись от ћаро≠бо≠да, свеб≠ские пле≠ме≠на сем≠но≠нов и лан≠го≠бар≠дов Ђ (“ацит. јнналы II, 45).

≈ще во времена “ацита Ц через 90 лет после восстани€ јрмини€ Ц германцы восхвал€ли совершенные им подвиги в своих героических песн€х.

¬ ходе боев римл€н со свободными от римской власти германцами-хавками в 47 г. п.–.’. каннинефат √аннаск (германское плем€ канинефатов обитало на территории современных западных Ќидерландов), много лет прослуживший в римском войске, перешел на сторону хавков: Ђ“огда же хав≠ки, сво≠бод≠ные от внут≠рен≠них смут и осмелев≠шиеЕ, подо≠шли на лег≠ких судах к Ќиж≠ней √ер≠ма≠нии (оставшейс€ после восстани€ јрмини€ под властью римл€н Ц ¬.ј.) и до при≠бы≠ти€  ор≠бу≠ло≠на (главнокомандующего римским экспедиционным корпусом Ц ¬.ј.) опу≠сто≠ша≠ли ее набе≠га≠ми; их пред≠во≠ди≠тель √ан≠наск, родом из пле≠ме≠ни кан≠ни≠не≠фа≠тов, ранее слу≠жив≠ший у нас (римл€н Ц ¬.ј.) во вспо≠мо≠га≠тель≠ном вой≠ске, а затем пере≠бе≠жав≠ший к гер≠ман≠цам, гра≠бил и разо≠р€л глав≠ным обра≠зом галль≠ский (подвластный –иму - ¬.ј.) берегЕї (“ацит. јнналы XI, 18).

Ќе только восстание јрмини€, но и восстание батавов (проживавших на территории современных Ќидерландов Ц ¬.ј.) в 69 г. п.–.’. под предводительством ÷ивилиса, имело (хот€ и не изначально) национально-германский характер.   восставшим батавам присоединились многие германские племена. ¬ ходе боев римл€н с восставшими вспомогательна€ когорта римского войска (Ђауксили€ї), состо€вша€ из германцев-тунгров, перешла на сторону повстанцев. ¬ дальнейшем к батавам присоединились также другие римские Ђауксилииї, состо€вшие из представителей германских племен убиев и тревиров.

“ацит сообщает в своей Ђ»сторииї, что слава батавов, героически боровшихс€ за свободу, распространилась по всей √ермании, что многочисленные германские племена направл€ли к ним посланников и вспомогательные войска.

Ђќни (батавы Ц ¬.ј.) получили оружие и корабли, которых им не хватало, все восхищались мужеством своих освободителей, и слава о них разошлась широко по земл€м √ерманииЕ √ерманцы тут же прислали послов с предложением помощиї (“ацит. »стори€ IV, 17).

ѕосле перехода большей части находившихс€ на римской службе германских вспомогательных отр€дов на сторону восставших батавов, римл€нам, наученным горьким опытом, пришлось использовать свои германские войска лишь в отдаленных от √ермании провинци€х –имской империи.

ѕрисоединение германских племен к восставшим и переход на сторону восставших германских вспомогательных частей римского войска Ц несомненные факты. Ќевозможно представить себе, что римские историки эти факты Ц весьма непри€тные дл€ римского имиджа Ц просто вз€ли, да и выдумали. »х можно объ€снить, только признав наличие у тогдашних германцев чувства и сознани€ своей этнической общности и солидарности. ¬ существование которого римские авторы, писавшие по свежим следам событий, не высказывали ни малейших сомнений. Ќет ровным счетом никаких причин сомневатьс€ в том, что как во времена јрмини€, так и во времена ÷ивилиса существовало антиримское германское освободительное движение, далеко выходившее за рамки отдельно какого-либо вз€того германского племени.

ќ „”¬—“¬≈ —¬ќ≈… Ё“Ќ»„≈— ќ… ќЅўЌќ—“» ” √≈–ћјЌ÷≈¬ ¬–≈ћ≈Ќ ¬≈Ћ» ќ√ќ ѕ≈–≈—≈Ћ≈Ќ»я Ќј–ќƒќ¬

¬ эпоху ¬еликого переселени€ народов, до основани€ потр€сшего –имскую империю (в итоге разделившуюс€ на две части Ц «ападную и ¬осточную -, хот€ и продолжавшую формально считатьс€ единой) также были нередки случаи перехода германцев, состо€вших на римской военной службе, на сторону враждебных римл€нам германцев. ѕри этом перебежчики оправдывали свою Ђизмену римскому делуї кровным родством всех германцев.

 огда в 350 г. п.–.’. состо€вший на римской военной службе и дослужившийс€ до высоких чинов франк (германец) ћагненций, провозгласив себ€ императором, восстал против римского императора  онстанта (сына первого христианского императора  онстантина ¬еликого), его, по причине кровного родства (как сообщает ёлиан Ц будущий император ёлиан ќтступник, тщетно пытавшийс€ возродить в –имской империи €зычество) поддержали не только франки, но и саксы, да и другие германские племена. ёлиан дважды подчеркивает в своей первой речи - Ђѕохва≠ла самодержцу  он≠стан≠цию (греч. En≠ko≠mion eis ton autok≠ra≠to≠ra Konstan≠tionї) - , что решающим мотивом дл€ поддержки, оказанной всеми этими германцами ћагненцию, было племенное родство.  огда в 399 г. п.–.’. восточно-римский военачальник “рибигильд (принадлежавший к германскому племени остготов), взбунтовал подчиненные ему германские войска восточно-римской армии против императора восточной части –имской империи јркади€, посылаемые против него германские отр€ды армии восточных римл€н (если верить главе 15 книги V ЂЌовой историиї восточно-римского автора «осима) один за другим переходили на сторону “рибигильда. ¬ 408 г. п.–.’., после убийства римского военного магистра (главнокомандующего римской армией) ‘лави€ —тилихона (сына германца-вандала и римл€нки) по проискам враждебной германцам Ђнационально-римскойї партии при дворе владыки западной части –имской империи √онори€, многие тыс€чи германских воинов (если верить главе 35 той же книги V той же ЂЌовой историиї того же «осима) оставили западно-римскую службу, перейд€ на сторону враждебного западным римл€нам цар€ вестготов јлариха. —пуст€ год, в 409 г. п.–.’. германские солдаты императора-узурпатора  онстантина III, которым было приказано защищать пиренейские перевалы от натиска германского племени вандалов, стремившегос€ прорватьс€ в римскую »спанию, перешли на сторону последних.  огда италийские остготы в 552 г. п.–.’., в завершающей фазе их борьбы со стрем€щимис€ отн€ть у них »талию восточными римл€нами императора ёстиниана I ¬еликого, обратились за поддержкой к франкскому царю “еодибальду, они, если верить восточно-римскому историку јгафию ћиринейскому (536-582 п. –.’.), подчеркивали, что умол€ют франков оказать поддержку родственному и дружественному народу, который в противном случае стоит перед угрозой окончательной гибели. (јгафий. ќ царствовании ёстиниана. I, 5).

≈сли верить Ђ¬ойне с готамиї, 3-й части Ђ»стории войнї восточно-римского автора ѕрокопи€  есарийского, после разгрома остготов восточными римл€нами у подножи€ горы ¬езуви€ и гибели остготского цар€ “ейи, уцелевшие готы упросили восточно-римского полководца избавить их от подданства (восточно-)римскому императору, дав им возможность покинуть отн€тую у них восточными римл€нами »талию, чтобы поселитьс€ у каких-либо других варваров (т.е. во владени€х какого-либо иного германского народа, ибо держава гуннов, которым ранее служили остготы, давно уже не существовала, а других, негерманских, варваров поблизости в то врем€ не было) и никогда больше не поднимать оружие против (¬осточного) –има (ЂЕони не хот€т в будущем жить под властью императора, но проводить свою жизнь самосто€тельно вместе с какими-либо другими варварамиї IV, 35). Ќарзес Ђвеликодушної дал готам такую возможность.

¬скоре после разгрома остготов цар€ “ейи восточными римл€нами в битве при ¬езувии другие остготы, заключившие с римл€нами союз и проживавшие в италийских област€х Ћигурии и Ёмилии, присоединились к напавшему на эти области германскому (франкско-герульскому) войску Ѕутилина и ‘улкариса. јгафий ћиринейский указал в качестве причины, побудившей их сделать это, (германское) чувство общности. Ђ√оты жеЕ немедленно перешли к варварам, будучи св€заны с ними общностью нравов и быта.ї. (ќ царствовании ёстиниана I, 15).

¬скоре после 600 г. п.–.’., когда царь франков “еодорих (“евдерих) II задержал вестготских послов, вестготский граф (комит) Ѕулгар в своем письме потребовал их освобождени€, ссыла€сь на кровное родство (лат. affinem sanguinis gentem) вестготов с франками. ј около 620 г. вестготский царь —исебут в письме царю лангобардов јдалоальду сожалел о том, что состо€щий Ђс намиї (вестготами) в кровном родстве (лат. cognoscentes affinitanem sanguinis nostri) народ лангобардов все еще коснеет в арианстве (вестготы к тому времени уже перешли из арианства, исповедуемого изначально большинством германцев, в православие). ѕоследние два подтверждени€ представл€ютс€ особенно важными, поскольку представл€ют собой пр€мые свидетельства германцев, а не сообщени€ римских историков (которые могли, если верить адептам Ђгиперкритической школыї, приписать германцам сознание своей этнической общности, в действительности, €кобы, отсутствовавшее у тогдашних германцев).

ќЅ ќ—ќ«ЌјЌ»» √≈–ћјЌ÷јћ» ќЅўЌќ—“» —¬ќ≈√ќ ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»я ¬ Ёѕќ’” –јЌЌ≈√ќ —–≈ƒЌ≈¬≈ ќ¬№я

¬ эпоху раннего —редневековь€ слово Ђ√ермани€ї (лат. Germania) стало географическим термином дл€ обозначени€ расположенного на правом берегу –ейна ¬осточно-‘ранкского королевства, позднейшего √ерманского (Ќемецкого) королевства (ƒейчес рейх, Deutsches Reich).

ћежду тем, на Ѕританских островах этноним Ђгерманцыї и топоним Ђ√ермани€ї еще и в эпоху ћеровингов (конец V - середина VIII в. п.–.’.) были известны, в своем расширительном значении, не только сравнительно узкому кругу ученых. јнглосаксонский историк Ѕеда ƒостопочтенный писал около 700 г. п.–.’., что англы, саксы и юты (геаты, возможно Ц ветвь готов Ц ¬.ј.), пришедшие в Ѕританию, происход€т от народов √ермании. ј его современник англосакс јльдгельм (640-709/10) , аббат ћальмсберийский, впоследствии - епископ Ўернборнский (почитаемый после своего причислени€ к лику св€тых как небесный покровитель ”эссекса) и себ€ самого именовал германцем.  реститель континентальной √ермании, миссионер Ѕонифаций, тоже англосакс родом, в одном из писем называл Ђ√ерманиейї јнглию, из чего можно сделать вывод, что ему был известен общий германский характер обеих стран. ќн также сообщал, что англосаксы говорили о саксах северной √ермании, что те Ђde uno sanguine et de uno osse sumusї (лат. одной крови и одной кости) с саксами, переселившимис€ в Ѕританию.

ѕо крайней мере, в эпоху раннего, да и и развитого —редневековь€ образованным современникам была еще известна общность происхождени€ германских народов. ѕавел ƒиакон (в миру Ц ¬арнефрид) писал в своем созданном около 770 г. историческом труде Ђƒе€ни€ лангобардовї (лат. De gestis Longobardorum), известном также под названием Ђ»стори€ лангобардовї (лат. Historia Langobardorum), что готы, вандалы, лангобарды, руги(и), герулы и другие племена происход€т из √ермании.

Ђ√оты, вандалы, руги, герулы, турцилинги (туркилинги Ц ¬.ј.), а также и другие дикие и варварские племена пришли из √ермании. –авным образом народ винилов, или лангобардов, который впоследствии счастливо господствовал в »талии, происходил от германского племени и переселилс€ с острова —кандинавии, хот€ их переселение объ€сн€ют и другими причинамиї (ѕавел ƒиакон. »стори€ лангобардов I. 1).

Ќачина€ с VIII в. п. –.’. дл€ обозначени€ германских €зыков и народов в письменных источниках по€вл€етс€ слово Ђтиутискї(tiutisk) или Ђдиутискї (diutisk), от которого произошли впоследствии слова Ђтейчї/Ђтейчї (teutsch), или Ђдейчї/Ђдойчї (deutsch) со значением Ђнемецкийї. „аще всего оно встречаетс€ в латинизированной форме Ђтеодискї (theodisk). ќднако само это слово наверн€ка гораздо старше и имеет общегерманский характер. ќдин раз оно встречаетс€ даже в самом раннем пам€тнике германской литературы, а именно Ц в переводе христианского —в€щенного ѕисани€ на готский €зык, вышедшем в IV в. из-под пера Ђготского апостолаї - епископа-арианина ¬ульфилы (”льфилы, ”льфиласа), жившего в 311-383 гг. п. –.’. ѕервоначально это пон€тие примен€лось ко всем германским народам, но примерно с 900 г. п.–.’. сфера его употреблени€ сузилась. ќно стало примен€тьс€ только к немцам (именовавшихс€ дотоле Ђвосточными франкамиї, в отличие от Ђзападных франковї - позднейших французов). ’от€ всего столетием ранее царь франков (еще не разделившихс€ на восточных и западных) и владыка —в€щенной –имской империи  арл ¬еликий относил к числу Ђтеодискихї (theodiske) народов, скажем, лангобардов. Ћатинский богослов и стихотворец ¬алафрид —траб(он), аббат –ейхенауского монастыр€ (умерший в 849 г.), относил к числу Ђтеодискихї (Theodiske) €зыков €зык готов.

–абан ћавр, аббат ‘ульдского монастыр€ (780-856 гг.), подчеркивал, что все, говор€щие на Ђтеотискомї (theotiske) €зыке, ведут свое происхождение от норманнов (буквально Ђсеверных людейї, т.е. северных германцев). ј западно-франкский анналист ‘рекульф, епископ города ЋизьЄ, писал в 530 г. в своей ¬семирной хронике, что франки происход€т из —кандинавии, Ђлона, порождающего народыї (выражение восточно-римского автора гото-аланского происхождени€ »ордана, написавшего Ђ√етикуї - историю готов до падени€ власти остготов над »талией), откуда пришли также готы и другие немецкие племена (лат. nationеs theotiskae), что подтверждаетс€ их €зыком (очевидно, воспринимаемым ‘рекульфом и его современниками как один, единый, общий €зык). ѕредставление о скандинавском происхождении франков (конкурировавшее в то врем€ с версией об их происхождении от тро€нцев, долженствующей, согласно представлени€м представителей латинской учености, Ђподн€тьї франков до уровн€ римл€н, также гордившихс€ своим тро€нским происхождением), хот€ и не совсем верно, однако доказывает, что франки знали о своем общем происхождении с другими германскими народами.

—тихотворец Ёрмольд Ќигелл (франк или, возможно, аквитанский гот, умерший в 838 г. п.–.’.) в латинской элегической поэме, посв€щенной встрече императора и корол€ франков Ћюдовика Ѕлагочестивого с королем данов - датских нортманнов (норманнов) - √аральдом на синоде в »нгельгейме в 826 г., указывает на общность происхождени€ православных (кафолических) франков и датчан (все еще коснеющих в €зычестве), подчеркиваю, что франки и даны Ц люди одного рода-племени:

ЂЁто плем€, по старинному, называетс€ данами; так их называют и теперь; на €зыке же франков их часто зовут нортманнами; это народ живой, ловкий и искусный в деле военном. ќб этом народе ход€т повсюду различные слухи; на корабл€х он хлеб добывает, и жизнь ведет на мор€х. ќни красивы с вида лицом, статны ростом, происход€т оттуда же, откуда в песн€х род свой ведут франкские люди. »сполненный любви к Ѕогу и сжал€сь над ними по древнему родству, император усердно стараетс€ привести их к Ѕогу. ƒавно уже болит его сердце, что этот единственный народ его племени из стада господн€ погибает без вс€кого назидани€ в вереї (Ёрмольд Ќигелл. Ёлегическа€ поэма в честь Ћюдовика, христианнейшего ÷езар€ јвгуста. ’. Ћюдовик Ѕлагочестивый и норманны, 1).

Ђѕо древнему родствуї может означать лишь Ђпо древнему общегерманскому родствуї, Ђего племениї - лишь Ђгерманского племениї. ћы имеем дело с €вным письменным свидетельством существовани€ у южных и северных германцев представлени€ об общегерманской этнической идентичности даже в эпоху викингов.

ќднако представление об общем происхождении германских народов не исчезло и во времена высокого —редневековь€. ”иль€м (¬иль€м) ћальмсберийский (1080/95-1143), сын норманна (или, точнее, нормандца) и англосаксонки, в разделе 5 главы 1 книги I своего исторического труда Ђƒе€ни€ английских королейї (лат. Gesta regum anglorum) причисл€л англов, саксов, ютов-геатов (ветви готов? Ц ¬.ј.), вандалов, франков, (вест.)готов и норманнов к германцам.:

ЂЕприбыла (в Ѕританию Ц ¬.ј.) издалече разношерстна€ ватага из трех германских народов, а именно Ц англы, саксы и юты. ≈два ли не вс€ местность, простирающа€с€ севернее Ѕританского океана, пусть даже и разделенна€ на многочисленные провинции, как раз и называлась √ерманией, породившей такое множество людей. » подобно садовым ножницам, обрезающим не в меру буйные ветви дерева, чтобы передать оставшимс€ больше живительной силы, так и жители этой страны помогают своей родительнице земле изгнанием части своих отпрысков, дабы она не исс€кла, дава€ хлеб насущный чересчур многочисленному потомству; а чтобы устранить недовольство, они бросают жребий, кто должен будет вынужден переселитьс€. “аким образом, люди этой страны действовали по воле нужды, и тогда, покинув свою родину, силой оружи€ добывали на чужбине места дл€ поселений.  ак, скажем, вандалы, некогда заполонившие јфрику, готы, сделавшие себ€ хоз€евами »спании, лангобарды, которые и поныне расселены в »талии, или норманны, давшие свое им€ той части √аллии, которую они покорили.ї

«ЌјЋ» Ћ» √≈–ћјЌ÷џ, „“ќ ќЌ» - √≈–ћјЌ÷џ?

¬ качестве резюме следует заключить и подчеркнуть, что существует целый р€д более или менее однозначных подтверждений существовани€ у всех германцев сознани€ своей этнической общности. ќно выражаетс€ в сказании об их общем происхождении, в общем дл€ всех германцев отмежевании от своих кельто-римских, балто-слав€нских, финских и гуннских соседей, в антиримских восстани€х германских отр€дов римского войска, не раз переходивших на сторону своих германских соплеменников, воевавших с –имом; в многочисленных соответствующих высказывани€х, дошедших до нас в изложении римских авторов и даже в некоторых замечани€х, сделанных самими германцами.

Ќе подлежит сомнению, что германцы знали, когда имеют дело с германским же племенем, а когда Ц с этнически чуждым народом. Ќе подлежит сомнению способность германцев проводить различие между представител€ми других германских племен, выгл€девших и говоривших, как они сами, почитавших тех же богов, имевших те же нравы и обычаи, и чужими народами, с которыми они, если и могли объ€сн€тьс€, то лишь с трудом, которые выгл€дели иначе и имели обычаи, отличные от германских. » потому, естественно, они четко отличали германское от негерманского, даже если у них не было соответствующих слов (или эти слова до нас не дошли).

—оответствующую, отличительно-различительную, функцию в зоне римского вли€ни€ поначалу играло слово Ђгерманскийї (что подтверждаетс€ надгробными надпис€ми германских солдат римской армии), а впоследствии, в эпоху ¬еликого переселени€ народов Ц слово Ђварварскийї, которое германцы (в отличие от людей греко-римской культуры) употребл€ли без негативного подтекста, а то и с определенной долей гордости, пока его на рубеже VIII-IX в. п.–.’. не сменило слово Ђтейчї/Ђдейчї - Ђнемецкийї.

ѕо мнению австрийского германиста –ейнгарда ¬енскуса, у древних германцев могло изначально бытовать, в качестве общего этнонима, слово Mannen (Ђћанненї, т.е. Ђлюдиї, Ђмужиї). »м€ ћанн(ус) , т.е. Ђћуж(чина)ї, Ђ„еловекї, носил, сели верить римскому историку “ациту, легендарный прародитель всех (?) германцев. —лово Ђћаннї вошло в качестве составной части во многие названи€ германских племен и народов: маркома(н)нов (Ђприграничных мужейї, Ђприграничных людейї); ал(л)ема(н)нов (Ђвсех мужейї, Ђвсех людейї - данный этноним отражает тот факт, что племенной союз алеманнов сложилс€ из целого р€да различных германских племен); норманнов (Ђсеверных мужейї, Ђсеверных людейї). ¬последствии, после ослаблени€ св€зей между южными и скандинавскими германцами, скандинавы стали называть свою страну Ђћаннгейм(р)ї (Ђ–одина мужейї, Ђ–одина людейї). “ак, по крайней мере, полагает ¬енскус. Ќо, даже если в древности германцы и обозначали себ€ таким собирательным именем, он, видимо, забылс€ к моменту их контактов с римл€нами, и потому, ни “ацит, ни другие античные авторы не донесли его до нас в своих трактатах о германцах и √ермании.

¬ принципе можно согласитьс€ с германистом Ќорбертом ¬агнером, утверждающим, что современники наверн€ка знали о €зыковой и культурной общности древних народов и племен гораздо больше, чем отразилось в сохранившихс€ источниках.

ѕоэтому многие историки не сомневались, а другие Ц допускали, что в представлени€х древних германцев вполне могло присутствовать сознание своей этнической общности. “ак, немецкий медиевист √ерд “елленбах (1903-1999) писал о времени правлени€ франкских династий ћеровингов и  аролингов: Ђћожно даже осторожно согласитьс€ с представлением о существовании (в меровингскую и каролингскую эпоху Ц ¬.ј.) Ђчувства общегерманской общностиї. ј италь€нский германист ѕьерджузеппе —кардиджи (возможно, менее Ђзашоренныйї в своем мышлении, чем иные современные немецкие историки) даже утверждает: Ђћожно предположить, что чувство когерентности (взаимосв€занности, общности) было свойственно народност€м, жившим между —еверным и Ѕалтийским морем, по крайней мере, начина€ с эпохи ѕоздней бронзы (XIII-VIII в. до –.’.)ї

«десь конец и √осподу нашему слава!



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    јнтичный мир √ерманска€ импери€ ¬ольфганг јкунов
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
8 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л5