ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ЅџЋ» Ћ» √ќ“џ √≈–ћјЌ÷јћ»? » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ЅџЋ» Ћ» √ќ“џ √≈–ћјЌ÷јћ»?

ЅџЋ» Ћ» √ќ“џ √≈–ћјЌ÷јћ»?

¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха, аминь.

¬ последние годы (и даже дес€тилети€) среди исследователей поздней –имской империи и отношений поздних римл€н с древними германцами вообще и готами - в частности,† заметно усилились позиции представителей так называемой Ђгиперкритическойї школы (в первую очередь - немецких). Ђ√иперкритикиї посто€нно указывают на то, что позднеантичные этнографы не называли внезапно по€вившихс€ на территории современной ”краины после 238 г. п.–.’. готов германцами. “олько германские народы на «ападе Ц франков, бургундов и ал(л)еман(н)ов (аламанов) Ц они продолжали называть германцами. јвторы времен поздней јнтичности писали о поселившихс€ на территории современной южной –оссии германцах (готах, гепидах) и ирано€зычных аланах как о Ђготских народахї, либо как о Ђскифахї.  роме того, они, вследствие схожести этнонимов, часто отождествл€ли готов с Ђгетамиї - фракийским народом, родственным дакам и известным еще Ђќтцу историиї √еродоту.

—уществуют две причины по€влени€ под пером позднеантичных этнографов и историков пон€ти€ Ђготские народыї.†

¬о-первых, поселившиес€ на территории современной южной –оссии германцы отличались от жителей знакомой √аю ёлию ÷езарю и ѕублию (√аю?)  орнелию “ациту центральноевропейской Ђ√ерманииї (Germania) своим географическим положением и целым р€дом особенностей, св€занных с вли€нием на них степных (ирано€зычных) народов, кочевавших по просторам новой готской родины - скифов и сарматов, происходивших от одной, иранской, ветви индоевропейской семьи, но вышедших на историческую сцену в разное вре숆 (первыми - скифы, вторыми - родственные им сарматы, чьей наиболее известной частью были аланы, или асы - предки современных осетин-иронцев). √лавной из этих особенностей была усвоенна€ готами скифо-сарматска€ конно-воинска€ культура.  роме того, готы продолжали исповедовать христианство в его арианской форме, в отличие от западных германцев, либо продолжавших коснеть в €зычестве, либо прин€вших вскоре христианство в его окончательной, православной (кафолической) форме, ставшей господствующей в –имской империи. јрианством именуетс€ христианское вероучение, приписывавшее божественность лишь Ѕогу “ворцу, но не »исусу ’ристу. ѕротивосто€ние между исповедовавшими арианство (восточными) германцами и исповедовавшими православие (кафоличество) римл€нами долгое врем€ играло определ€ющую роль в конфликте между германцами и позднеантичными (или, если угодно, раннесредневековыми) римл€нами (по-гречески, Ђроме€миї).

¬о-вторых, греческие, позднеантичные и восточно-римские (Ђвизантийскиеї) историки и этнографы были склонны переносить на современные им чужие народы этнонимы, известные им из литературы классической √реции. “ак, они называли не только готов и гуннов, но и тюрков Ц печенегов-пацинак(ит)ов и половцев-куманов Ц Ђскифамиї, да и впоследствии, вплоть до конца —редневековь€ и начала Ќового времени, именовали турок-сельджуков и турок-османов Ђперсамиї, молдовалахов (румын)† Ц Ђдакамиї,† русских Ц Ђтавроскифамиї или Ђсарматамиї, болгар Ц Ђмисийцамиї или Ђфракийцамиї, угров-венгров (мадь€р) Ц Ђпеонамиї, сербов Ц Ђтрибалламиї и т.д.

“акие общие черты, как конно-воинска€ культура (лишь значительно позднее перен€та€ и западными германцами) и арианска€ вера играли столь важную военную и политическую роль, что потребовалс€ новый, общий этноним.

ќднако из данного факта никоим образом не следует,† что позднеантичные римл€не утратили представление о том, что готы суть германцы. ≈ще в 250 г. п. –.’. греко-римский историк √еродиан при описании военного похода императора ћаксимина на —ирмий (близ современного Ѕелграда) называет готов германцами. ј восточно-римский историк «осим (около 500 г. п.–.’.), хот€ и ошибочно помещает готов восточнее –ейна, но также, совершенно правильно, называет их германцами.† ’от€ тот же самый автор в одном месте называет ал(л)еман(н)ов (вне вс€кого сомнени€, германцев), скифами. Ќекоторые историки, например јгафий ћиринейский, порой относили к Ђготским народамї и бургундов (веро€тно, потому, что те были в большинстве своем арианами).

 ак пишет вюрцбургский германист и медиевист Ќорберт ¬агнер, трудно представить себе, что Ђромеиї, с учетом их очевидного военно-политического практического опыта, не осознавали €зыковую близость других германских племен не только к восточным германцам, но и друг к другу. ƒа и от членов германских племенных союзов, которые, не взира€ на диалектальные различи€, наверн€ка не успевшие в описываемый период (IV-VI вв.) развитьс€ до непонимани€ наречий друг друга, могли объ€сн€тьс€ друг с другом без услуг переводчиков, еще в меньшей степени, чем от позднеантичных авторов, не мог укрытьс€ факт их этнической общности, посто€нно подтверждаемый многочисленными контактами между ними.

—ами готы знали из своего племенного сказани€, записанного около 550 г. п.–.’. восточно-римским историком гото-аланского происхождени€ »орданом в трактате† Ђќ происхождении и де€ни€х гетовї (т.е. готов), известном также под сокращенным названием Ђ√етикаї, что происход€т с острова Ђ—кандзаї (т.е. из —кандинавии). —огласно этому сказанию, готы, во главе с царем Ѕеригом, покинули свою скандинавскую прародину Ђна трех корабл€хї (веро€тнее всего - на трех флотили€х или трем€ миграционными волнами), пересекли Ѕалтийское море и высадились† на прибалтийском побережье, где победили ульмеругов (ругов, ругиев), а затем Ц вандалов, и откуда, спуст€ три поколени€, мигрировали на территорию современной южной –оссии.

¬ пользу точки зрени€, согласно которой в эпоху поздней јнтичности и раннего —редневековь€ готов считали германцами, свидетельствует и утверждение лангобардского историка ѕавла ƒиакона (¬инефрида) в написанной им около 770 г. п.–.’. Ђ»стории (народа) лангобардовї, лат. Historia (gentis) Langobardorum, что готы, вандалы, лангобарды, ругии, герулы и другие племена родом из √ермании (Germania):†

Ђ√оты, вандалы, руги, герулы, турцилинги (туркилинги Ц ¬.ј.), а также и другие дикие и варварские племена пришли из √ермании. –авным образом народ винилов, или лангобардов, который впоследствии счастливо господствовал в »талии, происходил от германского племени и переселилс€ с острова —кандинавии, хот€ их переселение объ€сн€ют и другими причинамиї (ѕавел ƒиакон. »стори€ лангобардов, I, 1). ƒа и в† IX в. немецкому аббату ¬алафриду —траб(он)у из монастыр€ –ейхенау (808/9-849 гг. п.–.’.), латинскому поэту-анналисту,† было хорошо известно, что готы некогда Ђговорили на нашем, то есть немецком (теодиске, theodiske)ї† - ср. с немецким словом Ђтейчї, Ђтойчї, Ђдейчї, Ђдойчї, teutsch, deutsch Ц Ђ€зыкеї. ј франкский епископ ‘рекульф из Ћизье (одним из первых признавший, что с упрочени€ германцев на римской территории начинаетс€ нова€ эпоха в истории), сообщал в своей написанной около 830 г. ¬семирной хронике, что франки ведут свое происхождение из —кандинавии, Ђлона, порождающего народыї (лат. vagina gentium) Ц эпитет, использованный еще до него »орданом в Ђ√етикеї -, откуда произошли также готы и прочие немецкие народы (лат. nations theotiskae), что подтверждаетс€ их €зыком.

ѕозднеантичные авторы нередко использовали пон€ти€ Ђварварскийї и Ђгерманскийї как синонимы. ѕо утверждению галлоримл€нина —идони€ јполлинари€ (431/2-после 479 гг. п.–.’.), варвары высокорослы, белокуры, голубоглазы и нос€т узкие штаны, а также оружие (своих подданных римские императоры, опасавшиес€ римл€н больше, чем иноземцев, от ношени€ оружи€ давно отучили). ѕод это описание вполне подходили германцы (и тесно св€занные с ними сарматы-аланы), но уж никак не гунны или авары. ¬осточно-римский император и возможный автор военного трактата Ђ—тратегиконї ћаврикий (539-602), писал о Ђрусых (белокурых) народахї, пр€мо указыва€ на относ€щихс€ к их числу франков и лангобардов.

¬ общем и целом следует исходить из того, что современники, веро€тно, знали об этнографической ситуации своей эпохи наверн€ка больше, чем написано о ней в сохранившихс€ до наших дней источниках. ѕо мнению вюрцбургского германиста и медиевиста Ќорберта ¬агнера, Ђ≈сли рассуждать чисто прагматически, об их (германцев) €зыковой и культурной общности было известно гораздо больше, чем зафиксировано в сохранившихс€ источниках и в пон€тийных штампахї.

«десь конец и √осподу нашему слава!



Ќазвание статьи:   ЅџЋ» Ћ» √ќ“џ √≈–ћјЌ÷јћ»?
 атегори€ темы:    јнтичный мир √ерманска€ импери€ ¬ольфганг јкунов
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
12 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л10