ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ќ –ќƒќ—Ћќ¬Ќќћ ƒ–≈¬≈ ћјЌЌ(”—)ј » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ќ –ќƒќ—Ћќ¬Ќќћ ƒ–≈¬≈ ћјЌЌ(”—)ј

ќ –ќƒќ—Ћќ¬Ќќћ ƒ–≈¬≈ ћјЌЌ(”—)ј

≈сли предположить, что у древних германцев не было общего этнонима (или таковой до нас не дошел), возникает вопрос: осознавали ли они себ€ вообще как этнически-€зыковую общность? ќднако сомневатьс€ в их общности не приходитс€.   их числу относ€тс€ общий €зык, обща€ культура, обща€ религи€, отличавшие германцев от их кельтских, слав€нских и (угро)финских соседей. » все-таки, было ли древним германцам присуще сознание их этнического родства и этнической общности?

ѕервым доказательством присущего германцам чувства общности может считатьс€ родословное древо ћанн(ус)а. ƒревнеримский историк “ацит упоминает в своем трактате Ђ√ермани€ї сказание о происхождении германцев, которые в своих старинных песн€х (лат. carminibus antiquis) рассказывали о Ђбоге, рожденном от земли (лат. deum terra editum) по имени “уисто(н) (в некоторых списках Ђ√ерманииї - “уискон) и о его сыне ћанн(ус)е Ц первом человеке. ” ћаннуса (Mannus, от Ђманнї, mann Ч Ђчеловекї; ср. с древнеиндийским ћану, спасшимс€ от всемирного потопа, положившего начало новому человеческому роду и давшим ему Ђ«аконы ћануї; веро€тно, это им€ восходит к общему индоевропейскому корню), в свою очередь, было три сына, от которых вели свое происхождение три племенные группы германцев: ингевоны, герминоны и истевоны. »нгевоны жили на морском побережье, герминоны в центре √ермании, все же остальные германские племена, по “ациту, причисл€ли себ€ к истевонам:

Ђ¬ древних песнопени€х Ц а германцам известен только один этот вид повествовани€ о былом и только такие анналы Ц они став€т порожденного землей бога “уистона. ≈го сын ћанн Ц прародитель и праотец их народа. ћанну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ ќкеана прозываютс€ ингевонами, посередине Ц герминонами, все прочее Ц истевонами. Ќо поскольку старина всегда доставл€ет простор дл€ вс€ческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было больше число сыновей, откуда и большее число наименований (германских Ц ¬.ј.) народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древниеї.

Ќаиболее распространЄнное объ€снение св€зывает им€ “уисто с прагерманским корнем *tvai- Ђдваї и его производным *tvis (Ђдваждыї или Ђдвойнойї). ѕопул€рна€ теори€ объ€сн€ет эту св€зь через предполагаемую двуполость “уисто Ч свойство, характерное дл€ Ђпервоотцовї во многих мифологических системах. ћногие исследователи отождествл€ют “уисто со скандинавским »миром. ƒругие св€зывают “уисто с ведическим демиургом (творцом видимого, материального мира) “ваштаром. »мир при этом сопоставл€етс€ с индоарийским ямой (иранским …имой), внуком “ваштара от —аранью, и первым смертным, который после своей смерти стал владыкой загробного мира. »нтересно при этом, что в имени ямы также наличествует мотив двойственности (Jama на санскрите означает Ђблизнецї; им€ »мира сопоставл€лось с этим общеиндоевропейским корнем и раньше, в св€зи с чем ему также приписывали двуполость). ¬ариант Ђ“уискої, встречающийс€ в р€де списков Ђ√ерманииї, иногда объ€сн€етс€ через прагерм. *tiwisko, которое, в свою очередь, св€зываетс€ с *Tiwaz (“иу), откуда Ђ“уискої Ч Ђсын “иуї. »м€ “иу соответствует общеиндоевропейскому имени небесного бога (*Dyeus, ср. «евс, ƒь€ус, ƒиво, ƒэва, лат. Deus Ђбогї). ¬ таком случае, ЂземлерождЄнныйї “уиско описываетс€ как сын ќтца-Ќеба и ћатери-«емли. Ќо довольно об этомЕ

–имский полигистор (или, говор€ по-нашему, по-русски Ц энциклопедист) ѕлиний —тарший в своей Ђ≈стественной историиї именовал три упом€нутые выше группы германцев Ђгенераї (лат. genera), т.е. Ђсообществами, св€занными общим происхождениемї. ѕоскольку, речь, очевидно, идет об очень древней сакральной традиции, а не о племенных названи€х, сохранивших свою актуальность во времена “ацита, современные исследователи именуют упом€нутые им три группы германских племен Ђкультовыми союзамиї.

ќчевидно, родословное древо ћанн(ус)а было средством объ€снить общность происхождени€ германцев. ѕравда, до сих пор не€сно, действительно ли всех германцев, или же речь шла о традиции, известной лишь части германцев (и даже, возможно, имевшей негерманское происхождение).

ѕлиний —тарший приводит о трех культовых союзах более точные данные, чем “ацит. ѕо ѕлинию, к числу ингевонов относились хавки, кимвры и тевтоны. Ёти племена жили на побережье —еверного (√ерманского) мор€ и в ётландии (родине ютов-геатов Ц возможно, родственных готам), причем кимвры жили на крайнем севере ётландии. Ќаверн€ка, приводимые ѕлинием данные далеки от полноты.   числу герминонов относились также херуски (предки саксов), свебы (свевы, свавы - предки швабов), гермундуры и хатты (все эти племена обитали на юге современной Ќижней —аксонии, на јльбисе-Ёльбе, в современных “юрингии и √ессене). ѕри этом свебы сами были не отдельным племенем, а многочисленным племенным союзом, включавшим семнонов (обитавших на территории сегодн€шнего Ѕранденбурга до прихода туда слав€нских племен), лангобардов (проживавших на территории современной Ћюнебургской пустоши), гермундуров (на территории современной “юрингии), а также маркоман(н)ов и квадов (на территории современных „ехии, ћоравии и —ловакии). ќб истевонах ѕлиний —тарший пишет только, что они живут на –ен(ус)е (–ейне).

ќтсутствуют данные о северогерманских племенах —кандинавии и о восточногерманских племенах к востоку от ¬иадра (ќдера). ќтсутствие в родословии ћанн(ус)а упоминаний всех германских племен объ€сн€етс€, несомненно, не недостатком знаний в этом вопросе у римл€н. Ќаверн€ка и сами западногерманские племена, наиболее близкие к римским границам, знали не все, что происходит в обширной зоне расселени€ германцев. „ем дальше от них жили другие германские племена, тем меньше им было известно о них, включа€ даже названи€ самых отдаленных племен.

ѕредполагалось, что названи€ трех указанных выше племенных (или культовых) союзов происход€т от имен трех сыновей ћанн(ус)а: »нга (»нге), »рмина (√ермина, Ёрмина) и »ста (»ска), чьи потомки называли себ€ по имени прародителей. ¬ сказани€х германцев, живших на побережье —еверного мор€ и в —кандинавии, действительно упоминаетс€ »нг. ¬опрос, существовал ли в сакральной традиции »рмин (Ёрмин, √ермин), которому был посв€щен »рминсуль и отзвук имени которого слышитс€ в племенном названии гермундуров, до сих пор служит предметом дискуссий. —огласно традиционным представлени€м, »рминсуль (Irminsuli, Irminsul Ц Ђстолп »рминаї) Ч св€щенное дерево или ствол дерева (которому вплоть до VIII в. п. –.’. поклон€лись саксы - потомки херусков), посв€щенное богу »рмину, главный объект почитани€ северных германцев еще со времен “ацита, упоминающему в своей Ђ√ерманииї слухи о Ђгеркулесовых столпахї в земл€х фризов. Ќа этом основании был сделан вывод о наличии не одного, а многих »рминсулей, как объектов поклонени€. √лавный »рминсуль находилс€ в св€щенной роще близ Ёресбурга в ¬естфалии, где он был в 772 г. разрушен православным царем франков  арлом ¬еликим, стремившимс€ крестить саксов, чтобы сломить сопротивление их вожд€-€зычника ¬идукинда (¬итекинда, ¬екинга). —уществовал, по крайней мере, еще один »рминсуль Ц на реке ”нштрут, в “юрингии. ¬ »рминсуле поклон€ющиес€ ему германцы видели изображение мирового €сен€ »ггдрассил€. ћиры, пронизываемые этим ƒревом (и как бы расположенные на нем), воплощают в себе все архетипические силы ¬селенной; в кроне ƒрева располагаетс€ обитель асов (светлых богов-асов) Ч јсгард, в корн€х Ч мрачное царство смерти Ч ’ель. ¬ ветв€х, друг напротив друга расположены Ђпротивоположныеї миры: ћуспелль(с)гейм (мир ∆ара и ќгн€) и Ќифльгейм (мир “умана и Ћьда), Ћьосальвгейм Ц (мир светлых эльфов Ч полубогов) и —вартальвгейм (мир темных эльфов Ч карликов-цвергов-двергов), ¬анагейм (мир ванов Ч хтонических богов плодороди€) и …отунгейм (мир великанов-исполинов, воплощающих силы ’аоса), в центре располагаетс€ мир, соединивший в себе все эти архетипические свойства: мир людей Ч ћидгард (—редний мир). —редневековый немецкий историк ¬идукинд  орвейский утверждал в своей написанной около 967 г. хронике Ђƒе€ни€ саксовї (лат. Res gestae saxonicae), что саксы в 530 г. воздвигли ћарсу (древнеримскому богу войны Ц ¬.ј.), который у них называетс€ √ирмин (Hirmin), столп, названный в его честь. ’от€ ¬идукинд и был христианским автором (правда, не монахом, а знатным мир€нином), он, стрем€сь прославить подвиги саксов и их королей, излагает историю саксов и германских королей —аксонской династии (√енриха I ѕтицелова) и ќттона I ¬еликого (будущего восстановител€ —в€щенной –имской империи, основанной в 800 г. царем франков  арлом ¬еликим с согласи€ римского папы) вполне добросовестно, на основе старинных сказаний, песен, преданий, античных и средневековых источников, как и собственной осведомлЄнности. “ем не менее, в насто€щее врем€ все больше сторонников обретает ина€ верси€, согласно которой название Ђ»рминсульї не имеет отношение к божественному предку »рмину, а означает просто Ђогромный столпї, ¬идукинд же просто Ђвыдумал бога √ирмина-»рминаї. —ведени€ о том, что германцы-истевоны поклон€лись божественному предку по имени »ст, на сегодн€шний день отсутствуют (что, естественно, означает лишь отсутствие соответствующих источников, но не исключает существование в древности культа »ста-»ска как такового).

ћногое говорит в пользу того, что к числу истевонов относились и скандинавские германцы, включа€ готов. ¬ англосаксонском эпосе ЂЅеовульфї (записанном после 700 г. п.–.’.), эпитет Ђингвинеї (Ingwine), Ђдрузь€ »нгаї, употребл€етс€ как синоним слова Ђданыї, Ђдатчанеї. ¬ дошедшей до нас англосаксонской же рунической песни говоритс€, что из всех людей »нг прежде всего €вилс€ восточным данам (гирдингам, Heardingas). ¬ Ўвеции существовал царский (королевский) род »нглингов; »нглингами называли и норвежских королей. ѕользовавшегос€ особым почитанием у северных германцев (норманнов) бога ‘рейра, именуемого также —виа год (Svia god), т.е. Ђбог свеев (шведов)ї (его не следует путать с богиней плодороди€ ‘рейей), норвежцы называли еще и Ђ»нгвифрейрї (Ingvifreyr), даны-датчане Ц Ђ»нгунарфрейрї (Ingunarfreyr), англосаксы Ц Ђ‘реа »нгвинаї (Frea Ingwina), что означает Ђгосподин друзей ‘рейраї или же Ђгосподин »нгвеоновї. ј ведь Ђгосподинї - вариант слова Ђгосподьї, т.е. Ђбогї. ¬о многих случа€х ‘рейра попросту отождествл€ли с »нгом.

“аким образом, северные германцы также вполне вписываютс€ в родословие ћанн(ус)а. ј вот как быть с восточными германцами? јвстрийский германист –ейнгард ¬енскус объ€сн€л отсутствие восточных германцев в генеалогии ћанн(ус)а тем, что они начали пересел€тьс€ из —кандинавии на европейский материк позже других, лишь начина€ со II в. до –.’., а этому времени эпическа€ песнь о ћанн(ус)е и его отпрысках уже успело сложитьс€ и приобрести законченную форму. »сследователь происхождени€ германских племен Ёрнст Ўварц (1895-1983) указывал на то, что так называемые восточные германцы, включа€ готов, изначально (в пору своего проживани€ в —кандинавии) были северными германцами (и, соответственно, относились к числу ингевонов). “ак что, в общем и целом, родословие ћанн(ус)а распростран€лась не только на западное германское приграничье, но и, веро€тно, на всю √ерманию. ѕалеоисторик јлександр ƒемандт видит в родословии ћанн(ус)а подтверждение осознани€ германцами своей этнической общности. ѕредставл€етс€, что, если упом€нутое “ацитом древнее сказание о происхождении германцев действительно существовало, а не было Ђвыдуманої римским историком (как полагают иные не в меру ретивые Ђгиперкритикиї), то ему можно верить (даже с учетом того, что ко времени “ацита в сказании сохранились лишь самые смутные воспоминани€, и что само это сказание сохранилось не у всех германских племен).



Ќазвание статьи:   ќ –ќƒќ—Ћќ¬Ќќћ ƒ–≈¬≈ ћјЌЌ(”—)ј
 атегори€ темы:    јнтичный мир √ерманска€ импери€ ¬ольфганг јкунов
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
10 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є4
–†–Њ–±–Њ—В—Л6