ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ЅјЌƒ»“»«ћ Ќј ё√≈ »“јЋ»» ¬ XVI-XIX вв. » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ЅјЌƒ»“»«ћ Ќј ё√≈ »“јЋ»» ¬ XVI-XIX вв.
ѕейзаж. »таль€нский художник. XVIII в. »тали€. ’олст, масло, 74х98 см. √Ё
ѕейзаж.
»таль€нский художник. XVIII в. »тали€. ’олст, масло, 74х98 см. √Ё

ЅјЌƒ»“»«ћ Ќј ё√≈ »“јЋ»» ¬ XVI-XIX вв.

 ј  —ќ÷»ќ ”Ћ№“”–Ќџ… ‘≈Ќќћ≈Ќ.

ѕ–ќЅЋ≈ћџ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я

Ќасто€ща€ работа посв€щена одному из наименее изученных €влений италь€нской истории Ч феномену бандитизма, а в частности Ч проблеме определени€ основных методологических принципов, на которых может строитьс€ анализ его происхождени€ и сущности. ќснованием дл€ подобной постановки вопроса послужило следующее соображение: бытующие в историографии трактовки бандитизма не отражают, на наш взгл€д, характера этого €влени€ во всей его полноте и многообразии, в св€зи с чем многие проблемы, касающиес€ специфики феномена бандитизма, остаютс€ нерешенными до сих пор.

—разу оговоримс€, что детальное рассмотрение всех св€занных с такой сложнейшей задачей вопросов в рамках одной статьи невозможно. ƒанна€ работа Ч лишь перва€ попытка переосмыслени€ существующих в историографии традиционных концепций бандитизма с целью выработки новых подходов к интерпретации событий истории »талии, в которых феномен бандитизма сыграл далеко не последнюю роль.

—лово Ђбандитизмї в обыденном человеческом представлении ассоциируетс€, как правило, с какой-либо преступной де€тельностью, отражающей определенное морально-этическое состо€ние общества. ќднако в »талии это €вление хот€ и сохранило первоначальный криминальный оттенок, в то же врем€ имело и более широкое содержание как с экономической, так и с политической точки зрени€. —обственно говор€, Ђbrigantaggioї (в работе мы используем русский эквивалент Ђбандитизмї, хот€, думаетс€, он не совсем точно передает смысл италь€нского термина) никогда не обозначал лишь Ђр€довуюї преступность: так в середине XIX в. представители правительственных кругов и прессы называли вспыхнувшую в 1861 г. в южных италь€нских провинци€х кресть€нскую войну, направленную против процесса объединени€ страны и продолжавшуюс€ до 1865, а в р€де мест и до 1874 г. Ќо первыми, кто ввел это пон€тие в обиход, были, по всей видимости, французы, господствовавшие в Ќеаполитанском королевстве в 1806Ч1815 гг. Ђ‘ранцузское дес€тилетиеї сопровождалось мощной волной бандитизма, вылившегос€ в† ожесточенное сопротивление местных жителей чужеземцам-завоевател€м.

“ем не менее политические событи€ XIX в. в »талии вр€д ли можно считать первопричиной возникновени€ бандитизма: этот феномен имеет более глубокие корни в истории страны.   тому же про€влени€ бандитизма чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаютс€ однозначной оценке. „етких граней между различными типами бандитизма не существовало: в определенные моменты последние могли пересекатьс€, переплетатьс€, переходить один в другой.

Ќесмотр€ на широкое распространение бандитизма в континентальных южно-италь€нских провинци€х, в таких масштабах, как на ёге, он не был известен в соседних земл€х »талии: ни на —ицилии (родине мафии!), ни в других част€х јпеннинского полуострова. ќбъ€снение этому факту в исторической науке пока отсутствует.

Ќападение разбойников на дилижанс в ущелье. Ќеизвестный литограф. »тали€ (?), XIX в. бумага, литографи€, 355х490 мм. √Ё
Ќападение разбойников на дилижанс в ущелье.
Ќеизвестный литограф. »тали€ (?), XIX в. бумага, литографи€, 355х490 мм. √Ё

‘еномен бандитизма в италь€нской историографии.

ќсновные идеи и концепции

¬ исторической литературе проблема бандитизма как отдельна€ исследовательска€ тема не ставилась. Ќекоторые ее аспекты затрагиваютс€ в работах, имеющих более широкую тематику и посв€щенных крупным историческим событи€м или же отдельным периодам италь€нской истории.  ак правило, авторы подобных трудов ограничивают свои выводы о времени по€влени€, причинах происхождени€ и сущности феномена бандитизма изучаемой ими эпохой, не став€ задачи проследить его истоки в предшествующих периодах и не затрагива€ вопрос о преемственности данного €влени€ в более поздние времена. —уществующие точки зрени€ можно объединить в следующие концепции.

Ѕандитизм как специфическа€ форма социального протеста. »стоки brigantaggio восход€т, по крайней мере, к середине XVI в.1 Ѕандитизму этого времени посв€щены работы италь€нских историков ƒж. √алассо и –.¬иллари.

ћонографи€ ƒж. √алассо стоит как бы особн€ком среди прочих, поскольку феномен бандитизма рассматриваетс€ в ней не в контексте событийной истории »талии, а в рамках анализа кресть€нских восстаний в ≈вропе XVI Ч XVII вв.2 ѕо мнению исследовател€, причины бандитизма, как и кресть€нских восстаний, кроютс€ в сложившейс€ к XVI в. т€желой ситуации в южно-италь€нской деревне: возобновление всевозможных привилегий среди прав€щего класса, злоупотреблени€ феодалов делали практически нереальным достижение справедливости законными пут€ми, и бандиты, разбойники становились единственными защитниками прав бедных кресть€н. √алассо настаивает на четком разделении феномена бандитизма и преступности как таковой. Ђќбыкновенна€ї преступность, считает историк, €вл€етс€ сугубо индивидуальным выражением недовольства общественным устройством. “ака€ Ђординарна€ї социальна€ патологи€ встречаетс€ в любом типе общества, в то врем€ как бандитизм, будучи некой Ђспецифическойї патологией, может по€вл€тьс€ лишь в тех обществах, которые имеют определенные черты. ¬ качестве таковых автор выдел€ет неспособность государственных структур контролировать соблюдение установленных ими законов и эффективно осуществл€ть функцию посредника между различными социальными группами, размытость социальной структуры в силу существовани€ многочисленных льгот и привилегий, жестокость нравов. »менно в таких обществах, по его мнению, преступлени€ против законов станов€тс€ повседневной реальностью.

Ќесмотр€ на то, что √алассо не склонен раздел€ть бандитизм и восстани€ кресть€н, объ€сн€€ оба €влени€ феодальным произволом, он все же стремитс€ показать отличи€ бандитизма от простых народных выступлений, дела€ упор на отношени€х разбойника и общества. Ѕандит, пишет историк, Ђне сохран€ет в неприкосновенности принадлежность обществу и свои гражданские права. ќн Ч вне общества, и ему нет более в нем места... Ќо иногда случаетс€, что общество вступает с ним в переговоры, заключает соглашение с бандитом, предлага€ ему военную службу, денежное вознаграждение, то есть в определенной степени заново включает его в гражданскую жизнь, взамен на прекращение нанесени€ ущерба общественному пор€дкуї3. ѕо мнению ƒж. √алассо, бандитизм, как и кресть€нские восстани€, свидетельствует о глубоком кризисе в обществе, однако первый Ч €вление посто€нное и эндемическое, в то врем€ как вторые Ч акты стихийною протеста различной продолжительности и силы.

ѕохожую интерпретацию €влени€ бандитизма можно встретить в работе –. ¬иллари: ЂЅандит, не будучи на службе у государства или баронов, находил поддержку среди кресть€н и стремилс€ не оскорбл€ть их нравы и традиции. ¬ своих поступках он исходил из чувства справедливости, защища€ интересы кресть€нского мира...ї4. —огласно ¬иллари, в бандитизме нашла отражение типична€ реакци€ сельского мира на посто€нные неурожаи, голод и нужду. ќднако разбойники, действу€ против закона, не имели целью установить новый закон. Ѕесполезно, утверждает исследователь, пытатьс€ найти в действи€х бандита какие-либо политические мотивации, хот€ в некоторых случа€х разбойники могли раздел€ть убеждени€ тех или иных политически сознательных сил, а иногда и принимать участие в революционных движени€х. „асто группы бандитов нанимались на службу государству или сеньорам, и порой эта служба €вл€лась единственно возможным дл€ них способом выживани€, позвол€ла вновь реинтегрироватьс€ в общество.   тому же банда, не имевша€ могущественного покровител€, не могла просуществовать долгое врем€ и была обречена на неминуемую гибель.

“аким образом, ƒж. √алассо и –. ¬иллари считают, что южно-италь€нский бандитизм не может быть охарактеризован как политическое движение, хот€ иногда он и выступал в качестве его составной части. —ледует учесть, что авторы приход€т к такому выводу, основыва€сь на материале исключительно XVI Ч XVII вв.   тому же вопрос о происхождении и сущности бандитизма подчинен анализу проблем более общего характера: специфических черт кресть€нских выступлений в ≈вропе XVII в. у √алассо, истоков Ќеаполитанской революции 1647 г. у ¬иллари. ќба исследовател€ подчеркивают Ђисключенностьї бандитов из общества. Ќо так ли это было на самом деле? ¬едь разбойники, независимо от того, находились ли они на военной службе, использовались кем-либо в собственных цел€х или занимались грабежом, чтобы выжить, всегда сохран€ли тесные св€зи со своей общиной. ¬ любой момент бандит мог вернутьс€ в общину, вновь зан€тьс€ обычной работой (т.е. вновь Ђпревратитьс€ї в кресть€нина)5. ƒл€ южно-италь€нских кресть€н разбойнический образ жизни не был чем-то из р€да вон выход€щим, разбойник, несмотр€ ни на что, оставалс€ частью их самобытного мира и вовсе не исключалс€ из него.

 онцепцию бандитизма как формы социального протеста, но уже в период наполеоновского господства в ёжной »талии (1806Ч 1815 гг.) раздел€л в своих трудах историк ј. Ћепре6. ќн считал, что бандитизм €вилс€ €рким свидетельством социально-экономической отсталости южно-италь€нских провинций и представл€л собой социальную борьбу нищих кресть€н против существующей действительности. Ёту борьбу Ћепре оценивает очень негативно, так как она, на его взгл€д, не способствовала улучшению или хот€ бы небольшому изменению в лучшую сторону создавшейс€ ситуации, а, напротив, тормозила дальнейшее развитие страны. ќтносительно французского периода историк указывает, что в форме бандитизма нашла свое выражение кресть€нска€ война, котора€ во многом была спровоцирована самими власт€ми, видевшими в любом жителе ёжной »талии своего потенциального врага и вызывавшими тем самым еще больший гнев со стороны народа. „ем усерднее и ожесточеннее боролись французы с бандитизмом, обрушива€ порой репрессии на широкие слои неповинного населени€, тем сильнее, шире и свирепее он становилс€ и помимо традиционного социально-экономического характера приобретал и политическую окраску. “аким образом, у ј. Ћепре намечаетс€ концепци€ перерастани€ бандитизма из €влени€ социального пор€дка в политическое движение во врем€ кризисных ситуаций.

Ёта концепци€ в полной мере была разработана √.„ингари7. јнализиру€ социальные структуры, породившие феномен бандитизма, исследователь не стремитс€ к четкому разделению точек зрени€ на бандитизм как на простое преступление, социальный или же политический протест, но пытаетс€ доказать, что в моменты политических кризисов brigantaggio, €вление в большей мере криминального характера, хот€ и порожденное экономической отсталостью региона, превращалс€ в политическое движение. ¬от почему, изуча€ революцию и контрреволюцию 1799 г., Ђфранцузское дес€тилетиеї, событи€ 20-х и 40-х годов XIX в. и эпоху завершени€ объединени€ »талии, согласно √. „ингари, можно говорить не только о социальном, но и о политическом бандитизме.

¬ отношении бандитизма 1861Ч1865 гг. подобных взгл€дов придерживаетс€ ƒ.  анделоро8. ѕо его мнению, brigantaggio €вилс€ не чем иным, как выражением глубокого недовольства социально-экономической ситуацией со стороны кресть€нских масс, которые вначале св€зывали с приходом √арибальди и крушением бурбонской монархии надежды на получение земли, а затем, разочаровавшись в новом короле ¬икторе Ёммануиле и едином правительстве, организовали своеобразное политическое сопротивление италь€нским власт€м.

“аким образом, среди исследователей весьма распространено мнение о том, что бандитизм в южно-италь€нской деревне €вл€лс€ прежде всего следствием извечной нищеты сельских масс и произвола по отношению к ним со стороны феодалов. Ќе жела€ миритьс€ со своим положением, они изливали протест в открытых выступлени€х или же, оставл€€ традиционные зан€ти€, отправл€лись в горы и труднопроходимые леса и начинали разбойничать. “о есть в бандитизме, по общей оценке, ‘.Ѕродел€, выразилась Ђжестока€ и повседневна€ї Ђскрыта€ кресть€нска€ войнаї9.

ќднако Ђскрыта€ кресть€нска€ войнаї не может, на наш взгл€д, служить исчерпывающим объ€снением сущности исследуемого €влени€. Ёто лишь один из типов бандитизма, который можно охарактеризовать как социальный (сельский, народный). —оциальный бандитизм действительно в большинстве случаев вызывалс€ социально- экономическими кризисами на ёге »талии и в такие моменты сливалс€ с более Ђпривычнымиї формами про€влени€ народного протеста. Ќеурожаи, скачки цен, разорение кресть€н и т.д. обычно приводили к вспышкам, а иногда и к крупным волнам социального бандитизма. ќдно из самых серьезных выступлений произошло в конце XVI в. и было св€зано с именем знаменитого разбойника ћарко Ўарра, сумевшего на прот€жении семи лет организовывать выступлени€ бандитских вооруженных отр€дов, носившие €рко выраженный антифеодальный характер.

“ем не менее бандитизм и народные выступлени€ типа восстаний, бунтов, м€тежей социально-экономического толка не €вл€ли собой полную тождественность. —оциальный бандитизм помимо выражени€ открытого протеста играл большую роль в народной жизни как олицетворение мифа о заступниках за бедн€ков. Ќо важно подчеркнуть, что разбойник, €вл€лс€ ли он участником антифеодального выступлени€ или же своеобразным политическим де€телем, всегда оставалс€ разбойником, бандитом, способным на любые преступлени€, хладнокровные убийства, и его действи€ могли обращатьс€ и против кресть€н, выходцем из которых он чаще всего €вл€лс€. ¬ этом случае социальный бандитизм превращалс€ в совершенно иной тип Ч сеньориальный: в качестве личной охраны бандиты состо€ли на службе у сеньоров и представителей других слоев общества Ч всех, кто по тем или иным причинам в ней нуждалс€. Ёто могли быть наемные убийцы, получавшие вознаграждение за свой Ђтрудї. „асто разбойники проживали на территории баронских усадеб и были надежно защищены от карательных мер правосуди€. ѕо всей видимости, практика найма бандитов была широко распространена не только в первой половине XVII в., когда наблюдалс€ всплеск Ђсеньориальногої бандитизма, но и в более ранние, и в более поздние времена.

Ќо главна€ проблема заключаетс€ в том, что даже в периоды относительной политической стабильности и отсутстви€ острых социально-экономических кризисов бандитизм продолжал оставатьс€ имманентной частью повседневной жизни южно-италь€нских провинций. Ётот Ђповседневныйї бандитизм не Ђвызывалс€ к жизниї какими-либо общественными кризисами, но на прот€жении всей истории »талии не исчезал никогда. “радици€ так называемого Ђухода в горыї (ит. darsi alia montagna, alia campagna Ч выражение, которое затем станет обозначать превращение мирного жител€ в разбойника) сохранилась в этих местах, возможно, еще со времен античности10. ¬ каждом отдельном случае такой уход мог иметь собственные мотивы (чаще всего криминального характера), но не воспринималс€ кресть€нским населением как исключительный поступок, выход€щий за пределы обыденной жизни.

ѕейзаж с разбойником. ’имли, —игизмон. 1801-1872. «ападна€ ≈вропа, XIX в. Ѕумага, литографи€, 12,3х19,5 см. √Ё
ѕейзаж с разбойником.
’имли, —игизмон. 1801-1872. «ападна€ ≈вропа, XIX в. Ѕумага, литографи€, 12,3х19,5 см. √Ё

Ѕандитизм как политическа€ борьба.

ќценка бандитизма как исключительно политического движени€ встречаетс€ в исторических исследовани€х на данную тему значительно реже. ќна присутствует в работах ”.  альдоры и ≈. Ћеони, посв€щенных периоду французского господства в ёжной »талии 1806Ч1815 гг11 ”.  альдора склонен расценивать бандитизм как войну против иностранных угнетателей, а ее причины объ€сн€ет поведением французских войск, обращавшихс€ с местными жител€ми как с животными, не считавшихс€ с их привычками и нравами, оскорбл€вших и нарушавших заведенный пор€док их жизни. »сторик выдел€ет два крупных периода антифранцузской войны: 1806Ч1808 гг. Ч период насто€щего народного движени€ с определенным политическим отпечатком, поддержанного искренними приверженцами старого правительства, которые, организу€сь в группы (т. е. в банды), оказывали эффективное сопротивление французским власт€м; 1808Ч1811 гг. Ч период Ђчистогої бандитизма, когда наход€щиес€ вне закона преступники дали выход всем своим извращенным инстинктам и эмоци€м и, потер€в систематическую поддержку и не получа€ четких указаний со стороны англичан и Ѕурбонов, были в конце концов разбиты и уничтожены в немалой степени с помощью собственных соотечественников.

Ќесколько отличной точки зрени€ придерживаетс€ ≈. Ћеони.  ак и ”.  альдора, он выдел€ет именно политическую сторону €влени€ Ђбандитизмаї, характеризу€ его как контрреволюцию безгранично преданного своей родине (и что особенно важно, своему образу жизни) народа, однако считает, что она прин€ла меньший размах, чем в 1799 г. из-за Ђизменени€ї (как бы Ђпоумнени€ї) самих французов, которые, учитыва€ прошлый опыт, Ђнаучились уважать религию, собственность, чувства маленького народаї12.

ќба исследовател€ рассматривают бандитизм Ђфранцузского дес€тилети€ї как политическое движение, причем вызванное исключительно событи€ми тех лет.  альдора видит в нем естественную реакцию народа на завоевание страны чужеземцами, Ћеони Ч одну из форм контрреволюции наравне с санфедизмом и другими реакционными народными движени€ми. Ќи тот, ни другой не задаютс€ вопросом, почему это политическое в их понимании движение прин€ло такую специфическую форму, как бандитизм.

 ак видим, авторы перечисленных концепций ставили перед собой ограниченные задачи, не преследу€ цели исследовать бандитизм как совокупное и исторически прот€женное €вление. »сключение в этом смысле представл€ет лишь упом€нута€ монографи€ √. „ингари ЂЅандитизм, землевладельцы и кресть€не на ёге »талииї (1799Ч1900)13, однако, на наш взгл€д, она €вл€етс€ скорее Ђтрадиционнымї повествованием о социально-экономической и политической истории ёжной »талии, а проблематика, касающа€с€ непосредственно феномена бандитизма, в ней несколько сужена и упрощена.

√овор€ о бандитизме как о политическом или социальном движении, исследователи зачастую не объ€сн€ют в полной мере его специфики, его соотношени€ с другими формами движений политического или же социально-экономического толка, не провод€т параллели с аналогичными €влени€ми в других странах и не стрем€тс€ ответить на вопрос, кем же на самом деле €вл€лись разбойники Ч т. е. как воспринимали они себ€ сами и каково было подлинное отношение к ним со стороны местного населени€ и властей. ¬едь разбойник Ч не просто бунтарь, восстающий против существующей действительности, это человек, руководствующийс€ своими собственными правилами и законами жизни и заставл€ющий считатьс€ с ними других. Ётой психологической стороне изучаемого €влени€ уделил большое внимание в своих работах о бандитизме английский историк Ё. ’обсбоум, что побудило нас дать подробную характеристику его взгл€дов.

Ќападение разбойников. ¬елде, Ёсайас ван де, ок. 1587-1630. √олланди€, дерево, масло, гризайль. 23х32,5 см. √Ё
Ќападение разбойников.
¬елде, Ёсайас ван де, ок. 1587-1630. √олланди€, дерево, масло, гризайль. 23х32,5 см. √Ё

—обирательный портрет разбойника в Ќовое врем€.

‘еномен бандитизма в концепции Ё. ’обсбоума

Ё. ’обсбоум не ставил задачи исследовать про€влени€ бандитизма на примере какой-либо отдельной страны. ≈го работа представл€ет собой попытку воссоздать некий собирательный образ разбойника, существовавший в р€де обществ в Ќовое врем€ не только на европейском континенте, но и в јмерике, јзии и т.д.14 ¬ основе концепции ’обсбоума лежит представление о бандитизме как об одной из форм про€влени€ социального недовольства, которое сопровождает, а в р€де случаев предвосхищает более массовые движени€ социального протеста. ¬ то врем€ как восстани€, бунты, м€тежи неизбежно вовлекают в себ€ широкие слои населени€, бандитизм, согласно ’обсбо- уму, объедин€ет относительно небольшие группы людей Ч в основном представителей низов кресть€нского общества, чьи действи€ официальными власт€ми объ€вл€ютс€ незаконными, преступными, но самими кресть€нами не считаютс€ таковыми. Ђ—оциальнымї бандитизм делают особые отношени€ между кресть€нином и бандитом: разбойник в народном представлении Ч человек, имеющий тех же врагов, что и кресть€нин; это герой, борющийс€ за устранение существующей в обществе несправедливости. Ѕандит, по утверждению ’обсбоума, не заур€дный правонарушитель: он не просто отрицает и преступает официальный закон, как это делает обычный преступник, но, возможно, в своих поступках руководствуетс€ неким иным, более справедливым по его представлени€м законом.  роме того, Ђидеальный –обин √удї никогда не совершает убийств, кроме как в цел€х самозащиты.

ѕримечателен, по мнению исследовател€, тот факт, что представлени€ о благородном происхождении разбойников не €вл€лись лишь плодом фантазии народных масс, но основывались на реальной действительности. ¬ качестве доказательства автор приводит имена существовавших на самом деле Ђидеальныхї разбойников. Ёто ƒиего  ориентес (1757Ч1781, јндалузи€, его фигура уподобл€лась ’ристу); ёро яношик (1688Ч1713,  арпаты); јнжело ƒука (1760Ч1784, Ќеаполь); американец ƒжесси ƒжеймс (1847Ч1882); «илим ’ан (’’в., ƒагестан ) и другие15.

“аким образом, заключает ’обсбоум, Ђсоциальныйї бандит €вл€л собой пр€мую противоположность преступнику не только в мифах и сказани€х, но и в реальной жизни.   тому же, если государство или прав€щие классы предоставл€ли ему возможность вернутьс€ к своим традиционным зан€ти€м, он немедленно реинтегрировалс€ в общество и, более того, становилс€ его почетным членом. — другой стороны, общественное мнение совсем иначе относилось к разбойникам, которые выступали не на стороне, а тем более против кресть€н, и идеализаци€ бандитов вовсе не означала идеализацию преступника как такового.

 ак утверждает ’обсбоум, своими действи€ми разбойники пытались поддержать стабильность традиционных социальных отношений, но вовсе не стремились построить новое общество, основанное на принципах свободы и равноправи€: Ђ...это был не призыв к уничтожению системы эксплуатации, но лишь протест против злоупотреблений со стороны феодаловї16. ¬от почему герои народных легенд и сказаний никогда не вступали в конфликт с верховными или местными власт€ми.

Ђ—оциальныйї бандитизм, в представлении ’обсбоума, €вл€лс€ широко распространенным феноменом, и одни и те же его формы могут быть прослежены практически во всех странах европейского —редиземноморь€, исламского мира, ёго-восточной и ¬осточной јзии, обоих американских континентов пост-колумбовского периода и т.д., Ч обществах, основу жизни которых составл€ла традиционна€ сельска€ экономика (включа€ пастушескую). ¬ таких обществах, по мнению английского историка, бандитизм неизбежно возникал как крайне примитивна€ форма социального протеста, Ђболее топ), Ч сама€ примитивна€ из всех известныхї17.

 ак видно, в оценке сущности феномена бандитизма Ё. ’обсбоум не выходит за рамки усто€вшихс€ представлений о нем как об одном из типов народных движений нар€ду с восстани€ми, бунтами, м€тежами и т.д., однако, в отличие от историков, обращавшихс€ исключительно к италь€нской проблематике, расшир€ет рамки исследовани€ как во временном, так и в пространственном отношени€х. Ѕандитизм в трактовке ’обсбоума предстает как €вление мирового масштаба и охватывает огромный отрезок времени, начина€ от семнадцатого века и конча€ веком двадцатым.

ѕредставл€етс€, что подобный Ђгенерализирующийї подход неизбежно ведет к довольно упрощенному пониманию сущности исследуемого феномена. ѕод определение Ђбандитизмї попадают такие различные, на наш взгл€д, формы народных движений, как российское казачество и южнослав€нское гайдучество, восстани€ —тепана –азина и ≈мель€на ѕугачева в –оссии и ћарко Ўарра в »талии, а испанские bandoleros XVII в. Ђприравниваютс€ї к американским бандитам XIX столети€. Ќельз€ забывать, что все эти выступлени€ как массового, так и индивидуального характера вписывались в совершенно разные исторические контексты, порождались разными причинами, обусловленными особенност€ми политического, социально-экономического и духовного развити€ той или иной страны, и при более детальном рассмотрении могут обнаружить собственные специфические черты, противоречащие концепции Ђобщего дл€ всех традиционных сельских обществ феномена бандитизмаї. ¬ отношении южно-италь€нского варианта приведем следующие соображени€.

¬о-первых, созданный народным воображением образ разбойника-заступника бедн€ков, хот€ и часто встречалс€ в реальной жизни , тем не менее далеко не всегда соответствовал действительности. √рабеж Ђсебе подобныхї и разбойничьи нападени€ на простые кресть€нские поселени€ были не менее распространены в южно-италь€нской деревне, чем случаи Ђблагородногої разбойничества19. ѕо мнению Ё. ’обсбоума, чисто преступные действи€ не имели ничего общего с так называемым Ђсоциальнымї бандитизмом, однако удивителен тот факт, что они не встречали практически никакого сопротивлени€ со стороны местного населени€. ёжно-италь€нские кресть€не предпочитали покорно терпеть насилие от рук бандитов, нежели обращатьс€ за помощью к местному правительству. » даже самые бедные люди старались самосто€тельно откупитьс€ от разбойников и ни при каких обсто€тельствах не сообщали власт€м о том, что подверглись насилию20.

¬о-вторых, весьма сомнительным кажетс€ предположение ’обсбоума, что разбойники Ђубивали лишь по необходимостиї (это скорее полностью относитс€ к области мифов). ¬р€д ли такое было возможно в стране, где сами особенности характера и мировоззрени€ местного населени€ Ч привычка к суровой борьбе за выживание, превознесение мужских доблестей, презрение к смерти и соответственно невысока€ цена земного существовани€ Ч формировали иные, неприемлемые дл€ Ђцивилизованныхї европейских народов нормы жизни. “ак, например, по многочисленным свидетельствам французских солдат наполеоновской армии, каждый житель провинции  алабри€, €вившейс€ главной ареной бандитских выступлений периода Ђфранцузского дес€тилети€ї, непременно держал дома оружие, и даже самые ничтожные ссоры часто заканчивались смертью обидчика от выстрела из ружь€ или удара кинжалом21. ≈ще в 1793 г, неаполитанский публицист ƒж. —пирити с горечью замечал: Ђ”ж настолько обычным делом стали преступлени€ и убийства в наших провинци€х, что убивают людей по самым ничтожным поводам, из-за малейшего различи€ во мнени€х и в бесконечном числе случаев безо вс€кой причины, из-за простого желани€ пролить кровь. ƒаже слово УубийствоФ стараютс€ не употребл€ть и о совершившем его говор€т, что он виновен ... в слабости!ї22. ¬озможность по€влени€ на этом фоне Ђдоброгої, щад€щего своих жертв разбойника выгл€дит весьма сильным преувеличением.

¬-третьих, мы знаем и о пр€мых выступлени€х бандитов против местных или верховных властей. ≈ще в 1560 г. известный разбойник ћарко Ѕерарди осмелилс€ не признать испанского корол€ ‘илиппа II, провозгласил себ€ правителем  алабрии и задалс€ целью освободить ее от власти испанцев23. Ќе раз уже упоминавшийс€ ћарко Ўарра, бандит в большей степени Ђсоциальногої типа, был замешан в политическом заговоре против ¬еликого герцога “осканского24, «наменитый бандит √аэтано ¬ардарелли, разбойничавший на ёге »талии в эпоху –еставрации в 1816Ч1817 гг., называл себ€ королем јпулии и с большим презрением относилс€ к ‘ердинанду I, войска которого были бессильны оказать ему достойное сопротивление25. ј участники великих бандитских волн XIX столети€, которые мы определ€ем именно как политические, пр€мо за€вл€ли о своей Ђблагороднойї цели вернуть на престол законное в их представлении правительство. ¬се это свидетельствует о том, что бандитизм не укладываетс€ в рамки выстроенной ’обсбоумом концепции.

 арл Ѕрюллов -
 арл Ѕрюллов - "–азбойник, чист€щий ружье шомполом".  онец 1820-х. »з "»таль€нского альбома". Ѕумага, акварель

* * *

ѕодвод€ итоги сказанному, отметим, что историки, когда-либо обращавшиес€ к данной теме, рассматривали вопрос о сущности и происхождении бандитизма с позиций традиционной истории, став€ в центр внимани€ великие политические событи€ или же глобальные социально-экономические процессы. Ќесмотр€ на то что феномену бандитизма в этих исследовани€х удел€лось хот€ и не главное, но далеко не последнее место, а концепции авторов отличаютс€ большим разнообразием, многие проблемы, св€занные со спецификой этого предмета исследовани€, остаютс€ нерешенными до сих пор. Ќа наш взгл€д, это объ€сн€етс€ недостаточным вниманием к истории Ђментальностейї той эпохи, проблемам складывани€ определенных стереотипов мышлени€, специфических норм поведени€ в обществе, Ђпородившегої разбойников, Ч т.е. к тем сюжетам, которые обычно служат лишь фоном дл€ основного Ђсобытийногої видени€ истории. ѕодобные сюжеты €вл€ютс€ основополагающими дл€ историко-антропологического направлени€ в исторической науке.

јфиша к кинофильму

јфиша к кинофильму "«олото Ќеапол€".
1954 г. реж.†Vittorio De Sica

Ѕандитизм как предмет историко-антропологического исследовани€

»сторик, раздел€ющий принципы исторической антропологии, изучает какую-либо историческую эпоху сквозь призму субъективных представлений ее современников о мире и о самих себе. —воей задачей он ставит не только и не столько объ€снение объективных причин происходивших в истории изменений, сколько реконструкцию тех стереотипов мышлени€, мировоззренческих установок людей прошлого, которые в конечном счете определ€ли их действи€. “акой подход ведет к новому, возможно, более глубокому и правильному пониманию исторических процессов в целом.

ѕо нашему мнению, феномен бандитизма на ёге »талии может служить предметом подобного историко-антропологического исследовани€26. ¬едь его возникновению могли способствовать не одни лишь внешние причины Ч экономическа€ ситуаци€, политические или социально-экономические кризисы и т.д., Ч а скорее некие специфические внутренние факторы: складывавшиес€ веками особые привычки, нравы и традиции местного населени€ (имеетс€ виду прежде всего кресть€нска€ его часть) сформировали определенный тип мышлени€ и воспри€ти€ действительности, который сделал возможным существование разбойника в обществе не как маргиналаного элемента, исключенного из своей общественной среды, но как носител€ определенного Ђобраза жизниї, не вступавшего в противоречие с прин€тыми в этом обществе нормами и правилами поведени€. “о есть бандитизм €вл€лс€ эндогенным элементом, свойственным особой общественной структуре27, и этим мы объ€сн€ем поразительную устойчивость данного феномена на прот€жении веков выжившего, несмотр€ на многочисленные попытки искоренить на различных этапах италь€нской истории.

¬опреки тому значительному ущербу, который наносил бандитизм экономике ёга, затормажива€ его развитие, преп€тству€ нормальному функционированию хоз€йственной жизни, кресть€не южно-италь€нских провинций воспринимали разбойников не как отражение, например, социальных пороков в обществе (объ€снение, воз можно, более свойственное нашему мировоспри€тию), но как естественную составную часть своего жизненного уклада. ѕосто€нно присутству€ в том или ином виде в обществе, бандитизм отличала Ђдолгой временной прот€женностьюї как в буквальном, так и в то\ смысле, которое вкладывают в это пон€тие представители французской школы Ђјнналовї: он €вл€лс€ частью того пласта истории который эволюционирует медленнее всего, проходит сквозь века i различные эпохи, переживает политические и социальные катаклизмы, остава€сь при этом практически неизмененным.

Ќо иногда бандитизм выходил на поверхность событийной истории и неизбежно накладывал свой специфический отпечаток на ход исторических процессов. ќдним из возможных вариантов объ€снени€ двум крупным его политическим волнам начала и середины XIX в. мы полагаем столкновение двух различных цивилизаций двух различных культур, понимаемых не в традиционном, но i историко-антропологическом смысле Ч как совокупность устойчивых форм поведени€, нравственных установок, систем ценностей верований и обычаев. ¬ первом случае это была реакци€ южно-италь€нского общества на завоевание страны французами, во втором Ч своеобразный ответ на процесс образовани€ единого государства.

¬едь объединение »талии означало сли€ние не просто двух географических частей страны (—евера и ёга) и не просто двух регионов с несовпадающими уровн€ми экономического и политического развила Ч сами менталитета южан и север€н были различными, если не противоположными. ѕопытка соединени€ двух различных структур культур), стремление север€н установить на ёге свои пор€дки и подчинить себе южный мир не могли не вызвать естественного составлени€ со стороны последнего, сопротивлени€, которое выразилось в привычной дл€ этого мира форме бандитизма28.

“аким образом, на наш взгл€д, историко-антропологический подход позвол€ет охарактеризовать бандитизм как социокультурный феномен и предоставл€ет богатые возможности дл€ его дальнейшего изучени€.

ѕоступила в редакцию 28.12.98

ѕримечани€:

1 Ќа сегодн€шний день самые ранние источники, касающиес€ феномена бандитизма и оказавшиес€ в нашем распор€жении, датируютс€ именно этим временем. ќднако весьма веро€тно, что к середине XVI в. бандитизм представл€л собой уже достаточно распространенное, устойчивое и эндемическое €вление в южно-италь€нской деревне.

2 Galasso G. Le rivolte contadine nellСEuropa del secolo XVII. Napoli, 1970.

3 Ibid. –.216.

4 Villari R. La rivolta antispagnoia a Napoli. Le origini (1585Ч 1647). Bari, 1967. P.70 Ч 71.

5 Sinisi A. ЂAntigiacobinismo е sanfedismoї in Italia giacobina e napoleonica. Napoli, 1985. P.245.

6 Lepre A. Storia del Mezzogiomo nel Risorgimento. Roma, 1969. II Mezzogiorno dal feudalesimo al capitalismo. Napoli, 1979.

7 Cingari G. Brigantaggio, proprietari е contadini nel Sud (1799 Ч 1900). Reggio Calabria, 1976.

8 Candeloro D. Storia dell'Italia moderna. Roma, 1968. V. 5. –усск. пер.:  анделоро ƒ. »стори€ современной »талии. ћ., 1971. “. 5.

9 Braudel F. La Mediterranee et le monde mediterranean a 1Сepoque de Philippe II. Paris, 1949. P. 645.

10 ≈ще в эпоху существовани€ –имской империи и в последующие периоды, когда »тали€ переходила от одних иноземных завоевателей к другим, а войны, битвы и сражени€ не переставали сотр€сать страну, внутренние горные районы ёга јпеннинского полуострова всегда служили прибежищем дл€ недовольных, бунтовщиков, а также просто дл€ потер€вших кров жителей прибрежных сел и деревень. ѕо мнению некоторых историков, эти особенности италь€нской истории неизбежно Ђпорождалиї разбойников. Ђќткройте книги по истории, Ч за€вл€л исследователь середины XIX в. ћ. ћоннье, Ч и вы найдете их во времена любых правителей, начина€ от сарацинов и норманнов и до наших днейї (.Monnier ћ. Histoire du brigandage dans lТItalie meridionale. Paris, 1862. P.10). ќднако вопрос о преемственности brigantaggio эпохи Ќового времени и раннего средневековь€ и тем более античности не может рассматриватьс€ в данной работе: это Ч предмет отдельного серьезного исследовани€.

11 Caldora U. Calabria napoleonica (1860Ч1815). Napoli, 1960; Leoni E. Storia della controrivoluzione in Italia. Napoli, 1975.

12 Leoni ≈. Op.cit. –.95.

13 Cingari G. Op.cit.

14 Hobsbawm ≈. Social banditry // Landsberger Ќ.ј. Rural Protest: peasant movements and social change. London, 1974.

15 ÷ит. по: Siciliani de Cumis N. I briganti. Torino, 1983. P.27.

16 Hobsbawm E. Op.cit. P.145.

17 Ibid. P.157.

18 ћарко Ўарра, √аэтано ¬ардарелли, „иро јнникь€рико Ч типичные примеры из италь€нской истории.

19 ѕриведем несколько фактов из истории »талии XIX в.: известный разбойник ѕарафанте, сообщает французский исследователь ∆. –амбо, Ђбыл бичом дл€ кресть€н –айона между  озенцой и Ќикастро ( алабри€); если они не платили дань, он опустошал их земли и вырезал скот...ї (Rambaud J. Naples sous Joseph Bonaparte. Paris, Х911. P.141). ƒругой разбойник, Ѕенинказа, запрещал кресть€нам выходить на рабо- гы в поле, и если кто-то осмеливалс€ на подобный шаг, то лишалс€ носа. Ѕандит по €мени Ѕойа имел привычку отрезать нос и уши всем, кто встречалс€ на его пути, или отдавал их на растерзание своим псам. Ђѕочти все деревенские жители ‘еролето, Ч ?*< а лова ле€ современник, Ч ход€т без ушей и многие без носов, как живые свидетельства зверств этого безбожникаї (Mozzilo A. Cronache della Calabria in guerra 1806 Ч Х811. Napoli, 1973. V.III. P.1076).

20 —м., например: Bianco A. II brigantaggio alia frontiera pontifica dal 1861 al 1863. Milano, 1864. P.196.

21 de Tavel D. Sejour dСun officier francais en Calabre. Paris, 1820. P.26.

22 Spiriti G. Riflessioni economico-politiche. Napoli, 1793. P. 23.

23 Misasi N. Briganteide. Napoli, 1906, V.II. P. 47.

24 Costo T. Compendio delPIstoria del Regno Di Napoli, Libro IV, Venezia, 1613// LepreA., VillaniP. II Mezzogiorno nell'eta moderna e contemporanea. Napoli, 1974. P. 129

25 Lucarelli A. II brigantaggio politico del Mezzogiorno dСItalia. Bari, 1942. P.51 ¬ардарелли Ђпрославилс€ї и своими св€з€ми с движением карбонариев.

26 —реди италь€нских историков, обращавшихс€ к проблемам южно-италь€нской истории с точки зрени€ исторической антропологии, можно назвать ƒж. √алассо, однако феномен бандитизма в его работе не рассматривалс€ (Galasso G. L'altra Europa: Per unСantropologia storica del Mezzogiorno dСItalia. Milano, 1982).

27 —оветский исследователь ё.ѕ. Ћисовский характеризует такую структур; как традиционалистскую: компактный и прочный кресть€нский мир с присущей ем; системой норм, св€зей и ориентаций, изолированный от окружающей действительно сти, безропотно терп€щий все, что нав€зываетс€ ему извне, Ч гнет центральных местных властей, смену политических режимов и т.д. Ч и решительно восстающие лишь против пос€гательств на его систему ценностей (см.: Ћисовский ё.ѕ. ёжные вопрос и социальные конфликты в »талии. ћ., 1979. —. 40).

28 ѕроблема диспропорций развити€ между —евером и ёгом »талии (так называемый Ђюжный вопросї) остаетс€ актуальной и по сей день.



Ќазвание статьи:   ЅјЌƒ»“»«ћ Ќј ё√≈ »“јЋ»» ¬ XVI-XIX вв.
 атегори€ темы:    »таль€нска€ арми€
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    BECTH»  MOCKќ¬— ќ√ќ ”Ќ»¬≈–—»“≈“ј. —≈–»я. 8. »—“ќ–»я. 2000. є 1
ƒата написани€ статьи:   {date}


 лючевые слова: »таль€нска€ арми€
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
3 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3