ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€  јЌ“ќЌ»—“џ ¬ —“–” “”–≈ –”—— ќ… ј–ћ»» » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

 јЌ“ќЌ»—“џ ¬ —“–” “”–≈ –”—— ќ… ј–ћ»»

»Ќ—“»“”“ ¬ќ≈ЌЌџ’  јЌ“ќЌ»—“ќ¬ ¬ —“–” “”–≈ –”—— ќ… ј–ћ»»

“рубач и кантонист лейб-гвардии  онного полка (1845 - 1848). –осси€, сер. XIX в. Ќеизвестный художник, сер. XIX в., бумага, литографи€, акварель, гуашь. 31,5х19,5 см. √Ё
“рубач и кантонист лейб-гвардии  онного полка (1845 - 1848).
–осси€, сер. XIX в. Ќеизвестный художник, сер. XIX в., бумага, литографи€, акварель, гуашь. 31,5х19,5 см. √Ё

Ќаучна€ разработка истории вооруженных сил –оссии имеет большое значение как дл€ понимани€ путей развити€ русской армии, так и дл€ истории –оссии в целом. ќдним из актуальных направлений исследований в этой области €вл€етс€ изучение такого специфического института самодержави€ XVIII Ч первой половины XIX в., как военные кантонисты русской армии.

»нституту военных кантонистов (солдатских детей), насчитывающему почти полуторавековую историю, суждено было сыграть значительную роль в системе комплектовани€ и обучени€ армии. ¬веденный еще в бурную эпоху петровских преобразований в 1721 г. и включавший в то врем€ немногим более двух тыс€ч человек, он в начале царствовани€ јлександра II, т. е. к моменту своего расформировани€, уже служил одним из основных источников пополнени€ вооруженных сил государства подготовленными унтер-офицерскими и специальными техническими кадрами и насчитывал 378 тыс€ч человек.

ѕоскольку в отечественной историографии институт военных кантонистов изучен весьма фрагментарно, в литературе отсутствует периодизаци€ его истории. ¬о многих исследовани€х военные кантонисты упоминаютс€ либо только как отдельна€ структурна€ единица военного ведомства, либо в св€зи с проблемами комплектовани€ армии нижними чинами1. ѕоэтому представл€етс€ необходимым более подробно осветить историю этого института самодержави€, определить основные этапы его развити€, охарактеризовать цели и задачи, которые ставило правительство перед военными кантонистами в разные периоды.

 ак уже говорилось, начало истории военных кантонистов было положено еще в царствование ѕетра I. — введением подушного налога и проведением народной переписи 1719 г. сыновь€ всех нижних военных чинов не были включены в подушный оклад, вследствие чего и образовалось сословие солдатских детей, не имевших никакой Ђоседлостиї и ставших предтечей института военных кантонистов. Ёто обсто€тельство побудило правительство прин€ть меры дл€ определени€ им четкой правовой ниши в сословной структуре общества и Ђобращени€ их на пользу государствуї.

”казом 1721 г. в каждом из 50 пехотных гарнизонных полков положено было иметь по 50 вакансий дл€ солдатских сыновей от 7 до 15 лет, а во всех этих полках должны были Ђсодержатьс€ в наукахї 2475 детей2. “ем самым было положено начало так называемым гарнизонным школам, находившимс€ в ведении местных комендантов. ¬ сент€бре 1732 г. были изданы правила, на основании которых они действовали и строилс€ процесс обучени€ и воспитани€ солдатских сыновей на прот€жении всего XVIII в.3

¬о всех гарнизонных полках положено было иметь по 64, а в роте Ч по 8 вакансий. Ќа выдел€емые дл€ них по штату средства должны были содержатьс€ в каждом полку по 80 учеников. ¬ школы определ€ли детей в возрасте от 7 до 15 лет. ќни получали от государства денежное довольствие, провиант, а также обмундирование. —огласно правилам, в школах преподавались чтение, письмо, арифметика и строева€ подготовка. ”чител€ми солдатских детей были служившие в данном гарнизоне унтер- и обер-офицеры. ѕримечательно, что их труд не оплачивалс€ Ч это вмен€лось им в дополнительные служебные об€занности. »нтересен также и принцип комплектовани€ гарнизонных школ: преимущество имели дети, не имевшие родителей, затем брали тех, у кого в семье было по два-три ребенка, остальных принимали при наличии вакансий. ќбучение в школах дети заканчивали в возрасте 15 лет и затем направл€лись в различные полки.

–€д преобразований гарнизонных школ был проведен в начале царствовани€ ≈катерины II. ¬ 1764 г. в св€зи с переформированием гарнизонных пехотных полков в батальоны по штатному расписанию в каждом батальоне выдел€лось 36 вакансий, за счет которых необходимо было содержать 54 ученика. ¬о всех же 112 гарнизонных батальонах по штату было положено 6048 человек4. ¬ 1765 г. были вновь четко определены возрастные границы обучающихс€ солдатских сыновей: нельз€ было принимать в гарнизонные школы детей моложе семи лет, а также выпускать в войска закончивших обучение моложе шестнадцати лет5. ¬ св€зи с ростом численности солдатских детей и увеличением количества остающихс€ вне процесса обучени€ и воспитани€, в том же году был издан указ о приеме в гарнизонные школы, где они имелись, всех солдатских детей6.

„исленность обучавшихс€ в гарнизонных школах год от года возрастала, причем не только за счет самих детей солдат, но и благодар€ приему в эти школы детей двор€н. “ак, с 1769 г. не Ђимевшие своего кошта штаб- и обер-офицерские детиї могли обучатьс€ в гарнизонных школах7, а с 1774 г. Ђповелено было принимать в эти школы и неимущих двор€нских детей, хот€ бы число их до тыс€чи случилосьї8. ¬ 1765 г. гарнизонные школы существовали в 65 городах и крепост€х и в них насчитывалось свыше 9 тыс. человек9. ¬ 1773 г. в гарнизонных школах значилось 10313 человек, а к концу царствовани€ ≈катерины II число обучающихс€ достигло 12 тыс€ч10.

ќднако весьма значительное количество осиротевших вследствие беспрерывных войн детей военнослужащих требовали, но не находили призрени€ в казенных учебных заведени€х. ¬ св€зи с этим наследник престола великий кн€зь ѕавел ѕетрович создал при дворцах на  аменном острове и в √атчине школы дл€ сыновей инвалидов. ¬ 1795 г. эти школы были объединены под общим названием —иротский дом11.  рупные изменени€ в структуре обучени€ и содержани€ солдатских детей произошли с восшествием на престол императора ѕавла I. ¬ первый же год своего правлени€ он перевел —иротский дом в —анкт-ѕетербург, а на докладе военной коллегии о гарнизонных школах наложил резолюцию: Ђ∆елаю, чтобы коллеги€ положение сделала дл€ солдатских детей сколько можно ближе к заведению нашему при гвардии, под названием —иротского дома, почита€ заведени€ сии по разным местам, как лишь отделени€ одного заведени€ї12. ƒл€ исполнени€ этой резолюции в конце 1797 г. императору был представлен проект Ђ”чреждени€ императорского военно-сиротского дома и отделений онаго при гарнизонных школахї, согласно которому существовавшие с 1721 г. гарнизонные школы превратились при ѕавле I в отделени€ императорского военно-сиротского дома13.

ѕо уставу этого учреждени€ (которое размещалось в столице) оно подраздел€лось на два отделени€: первое предназначалось дл€ 200 сыновей неимущих двор€н и офицеров; второе Ч дл€ 800 солдатских сыновей. ¬ провинциальных же отделени€х военно-сиротского дома должно было обучатьс€ 16,5 тыс. детей солдат. ¬оспитанники второго отделени€ военно-сиротского дома, так же как и провинциальных отделений, обучались «акону Ѕожьему, русскому €зыку, арифметике, музыке и различным ремеслам Ч Ђвсему, что к пользе войск служить можетї. ѕ€тьдес€т лучших по поведению, способност€м и успеваемости воспитанников второго отделени€ предписывалось переводить в кадетские классы дл€ продолжени€ образовани€. »з них готовили учителей и учительских помощников дл€ »мператорского военно-сиротского дома и его отделений. ѕо достижении восемнадцатилетнего возраста воспитанники определ€лись на службу в полки, причем в барабанщики и флейтисты было разрешено направл€ть тех, кому исполнилось 15 лет.

Ќа основании данного закона строилс€ процесс обучени€ и воспитани€ солдатских детей вплоть до введени€ военных поселений. ¬ дополнение к Ђ”чреждениюї в 1804 г. дл€ военно-сиротских отделений были изданы правила о зачислении в них солдатских детей14, которых с 1805 г. стали называть кантонистами. ѕринимали детей солдат из гвардейских, полевых кавалерийских, пехотных полков и артиллерийских батальонов Ђбез разбора в исповедани€х и возрастах, не моложе 7 лет, в особенности сиротї.

ƒо эпохи наполеоновских войн институту военных кантонистов правительство удел€ло немного внимани€: он существовал как бы вне сферы основных интересов государства. Ќо с началом XIX в. в св€зи с изменением тактики ведени€ бо€ роль хорошо обученных солдат, а особенно унтер-офицеров, резко возросла. ѕотребность армии в подготовленных солдатах и младших офицерах подтолкнула правительство к использованию дл€ этой цели уже существовавший почти столетие институт военных кантонистов.

— 1808 г. в армии начинают формироватьс€ учебные подразделени€, комплектовавшиес€ преимущественно солдатскими детьми Ч выпускниками военно-сиротских отделений. ƒл€ снабжени€ армейских пехотных полков Ђисправнымиї унтер-офицерами с 1808 по 1811 г. было сформировано три учебных гренадерских батальона15. — целью подготовки унтер-офицеров дл€ кавалерийских полков в 1809 г. был создан учебный кавалерийский эскадрон16, а дл€ артиллерийских подразделений Ч две учебные роты в 1811 и в 1812 гг.17 ќднако численность унтер-офицеров, которые готовились в учебных подразделени€х, была далеко недостаточна: ежегодные выпуски специалистов составл€ли немногим более тыс€чи человек и €вно не могли удовлетворить потребности армии.

ѕризнав кантонистов основным источником пополнени€ армии подготовленными солдатами и унтер-офицерами, правительство с 1805 по 1816 г. издало р€д указов, направленных как на ужесточение контрол€ за принадлежностью к сословию солдатских детей, так и на увеличение их численности.   кантонистам были причислены дети однодворцев и казаков, служивших по указу от 1 сент€бр€ 1805 г. 25 лет, пахотных солдат, поселенных в ќренбургской,  азанской и —имбирской губерни€х, а также подкидыши и брод€ги18. ¬ сословие солдатских детей попали и сыновь€ солдат, рожденные не только во врем€ службы их отцов (как это было ранее), но и по отставке последних. Ѕыло разослано несколько циркул€ров с предписанием, чтобы Ђвсе без изъ€ти€ солдатские дети 12-летнего возраста, кои будут найденыї, высылаемы были Ђв ближайшее отделение и нимало не оставались при родител€х и родственникахї19.

ѕоскольку дети, принадлежавшие военному ведомству, по происхождению своих отцов раздел€лись на различные категории и кажда€ из них имела особые права и об€занности, согласно многочисленным предшествующим указам, довольно часто возникала немала€ путаница при высылке детей в отделени€. „тобы избежать жалоб и недоразумений, в августе 1816 г. был издан указ с подробным перечнем тех категорий населени€, дети которых относились к военному ведомству и, следовательно, подлежали об€зательной отправке в военно-сиротские отделени€20. —огласно данному закону, была подтверждена принадлежность к военному ведомству детей, приписанных к нему на основании указов предшествующего дес€тилети€.

„исленность кантонистов в период правлени€ императоров ѕавла I и јлександра I росла довольно быстро: если в 1798 г. количество воспитанников военно-сиротских отделений составл€ло 15 тыс., то уже в 1816 г. их было 39 574 человек; обща€ же численность солдатских детей приближалась к 60 тыс€чам21.

Ќачало нового этапа в истории института военных кантонистов св€зано с проведением в –оссии реформы армии Ч введением военных поселений. ќдной из составных частей системы были дети военных посел€н, выделенные устроител€ми в особую категорию под названием Ђкантонистыї. ¬ажность данной категории в структуре военных поселений была обозначена еще в первых законодательных актах об их устройстве и функционировании: им предсто€ло решить одну из основных задач проводимой реформы Ч реализовать на практике принцип самокомплектовани€.

ѕервые законодательные акты, на основе которых строились обучение, воспитание и быт кантонистов военных поселений, были окончательно разработаны к весне 1817 г.22 Ќа основании этих Ђ”чрежденийї сыновь€ военных посел€н и коренных жителей назывались кантонистами, €вл€лись Ђсобственностьюї государства и содержались за его счет. ќни подраздел€лись на три возрастные категории, три Ђвозрастаї: малый Ч до 7 лет, средний Ч от 7 до 12 и старший Ч от 12 до 18 лет.  антонисты младшего и среднего возрастов оставались при родител€х Ч военных посел€нах-хоз€евах. ¬се они получали продовольственный паек, а на кантонистов среднего возраста выдавалось также и обмундирование.

Ќачина€ с 7 лет, кантонисты должны были посещать школы, имевшиес€ в каждой поселенной роте или эскадроне; предметы обучени€ у них были те же, что и у их сверстников в военно-сиротских отделени€х. ¬ свободное от учебы врем€ они должны были помогать своим родител€м по хоз€йству; Ђдабы вспомоществу€ им по мере сил могли получить познание о земледелииї.

 антонисты старшей возрастной группы, годные к строевой службе, переводились на казарменное положение; поскольку из них формировались учебные эскадроны и батальоны полков. Ќа комплектование действующих, т.е. строевых батальонов и эскадронов кантонисты поступали по достижении ими восемнадцати лет. »х сверстники, непригодные к строевой службе, обучались различным ремеслам. ѕо завершении учебы эти кантонисты получали звание мастеровых поселенных войск и поступали в действующие подразделени€ на соответствующие вакансии.

— учреждением в –оссии системы военных поселений св€зано введение реформы начального военного образовани€. Ёто не было случайностью, поскольку с образованием института военных кантонистов в рамках поселенной системы обща€ численность всех кантонистов русской армии резко увеличивалась. ѕостроение процесса обучени€ на старой основе было невыгодно дл€ устроителей военных поселений: во-первых, оно уже не отвечало духу времени, а во-вторых, требовало значительных издержек. ѕоэтому в цел€х экономии денежных средств и подн€ти€ процесса обучени€ и воспитани€ на соответствующий времени уровень решено было осуществл€ть его с использованием достижений не только отечественной, но и зарубежной педагогики23. ѕричем разработанные впоследствии положени€ об обучении и воспитании кантонистов были распространены на весь институт солдатских детей, а не только на тех, которые находились в военных поселени€х.

ƒл€ выработки новых принципов обучени€ по высочайшему указу от 25 окт€бр€ 1817 г. была создана Ђ омисси€ дл€ составлени€ учебных пособийї под председательством генерал-майора графа ≈. . —иверса24.  омисси€ должна была заниматьс€ разработкой содержани€ и методики преподавани€ учебных дисциплин, вводимых в школах дл€ кантонистов, а также подготовкой и изданием учебников и учебных таблиц, переводом и адаптацией к российским услови€м новейших разработок западной педагогической мысли.

Ќаиболее значительным документом, разработанным комиссией, было Ђ–уководство к учреждению школ дл€ кантонистов среднего возраста по методе взаимного обучени€ и к управлению онымиї, изданное в 1819 г.25 ¬ нем подробно расписывалась Ђсуть метода Ћанкастераї, который был положен в основу Ђ–уководстваї.  антонистам преподавались следующие предметы: «акон Ѕожий, русский €зык, арифметика, первоначальные пон€ти€ о геометрии, рисование и пение. Ўкола имела одного учител€, независимо от численности учащихс€ в ней. ќна подраздел€лась на Ђмалые отделени€ї по 8Ч10 человек в каждом. –уководили зан€ти€ми Ђстаршие ученикиї, обучавшиес€ в Ђверхних отделени€хї и выполн€вшие функции учителей по отношению к ученикам Ђнизших отделенийї. ¬место книг и букварей употребл€лись таблицы, которые развешивались по стенам, а роль бумаги и перьев выполн€ли мелко рассыпанный на столе песок, грифельные доски и остро заточенные палочки.

Ќе обошли реформы стороной и кантонистов военно-сиротских отделений.   лету 1817 г. при непосредственном участии графа ј.ј. јракчеева был разработан Ђѕроект положени€ о военных кантонистахї26. ¬ работе над ним принимали также участие граф ≈. . —ивере и дежурный генерал √лавного Ўтаба ≈.».¬. генерал-адъютант ј. ј. «акревский. »х существенные замечани€ и дополнени€ впоследствии нашли свое воплощение в окончательной редакции закона. ѕричем необходимо отметить тот факт, что в конечной редакции Ђѕроектї был уже готов к концу 1817 г., а высочайше утвержден только в 1823 г.

—огласно данному Ђѕроектуї, в кантонисты определ€лись все дети мужского пола разных категорий населени€, о которых до этого момента существовали положени€. ѕравительство со своей стороны принимало на себ€ все издержки по их содержанию с самого младенчества. ƒо 12-летнего возраста дети должны были оставатьс€ при родител€х, причем на кантонистов от 2 до 6 лет выдавалс€ провиант половинным, а с 6 до 12 лет Ч полным пайком. — 8-летнего возраста родители должны были отдавать детей на обучение в народные училища, где изучались те же предметы, что и в военно-сиротских отделени€х. ѕо достижении 12 лет кантонисты направл€лись в ближайшие отделени€, которые дл€ удобства должны были функционировать во всех губернских городах.

“аким образом, в начале 20-х годов XIX в. институт военных кантонистов существовал как в виде военно-сиротских отделений, так и в военных поселени€х. »ме€ разное подчинение, и те и другие служили одной цели. »сход€ из этого, правительство пошло на сосредоточение функций управлени€ данной категорией населени€ в одних руках. ”казом от 11 €нвар€ 1824 г. управление институтом кантонистов русской армии осуществл€л начальник военных поселений27. ¬ сопроводительном письме на им€ графа ј.ј. јракчеева император писал: Ђћеру сию € считаю наиболее соответствующей цели и предназначению военных поселений, долженствующих составить во всех отношени€х основание образованию войскї28.

ѕрин€в под свое начало кантонистов военно-сиротских отделений, ј. ј. јракчеев в течение первой половины 1824 г. осуществил р€д мер, призванных улучшить общее состо€ние в отделени€х и сократить издержки казны на содержание солдатских детей. ѕервым его шагом было запрещение приема в отделени€ детей родового и военного двор€нства, вследствие чего за нескольких мес€цев из военно-учебных заведений дл€ кантонистов было удалено около двух тыс€ч человек29. ƒалее последовало запрещение направл€ть в военно-сиротские отделени€ солдатских детей моложе 10 лет; находившихс€ же на тот момент в отделени€х детей, не достигших этого возраста, предписывалось возвратить родител€м30. —ледствием этого стало не только сокращение расходов казны, но и значительное уменьшение числа больных детей в отделени€х. » наконец, ј.ј. јракчеев ввел новое разделение кантонистов по возрастам: теперь младший возраст включал в себ€ детей до 10 лет, средний Ч от 10 до 15 и старший Ч от 15 до 18 лет31.

¬ данный период продолжалось также и формирование специальных учебных подразделений, начатое еще в 1808 г. –€д уже существовавших укрупн€лс€. “ак, например, три учебных гренадерских батальона были сведены вместе и преобразованы в учебный карабинерный полк, а две учебные артиллерийские роты вошли в состав сформированной учебной артиллерийской бригады32. ‘ормировались и новые учебные подразделени€: в 1822 г. были созданы учебный саперный батальон и школа топографов при военно-топо- графическом депо33.

¬ это же врем€ измен€лс€ и пор€док распределени€ кантонистов на действительную службу. ≈сли в предшествующий период солдатские дети выпускались из военно-сиротских отделений в основном в учебные подразделени€ и различные рода войск в зависимости от потребности в люд€х и уровн€ образовани€ выпускников, то с 1817 г. часть из них стала направл€тьс€ в военные поселени€. ƒо подчинени€ кантонистов военно-сиротских отделений графу јракчееву выпуск последних в поселенные войска был незначительным: за семь лет туда было переведено около трех тыс€ч человек34. — 1824 г. картина заметно изменилась: ежегодно не менее 20Ч25% направл€емых на службу кантонистов поступало на укомплектование поселенных войск35. —ледовательно, наравне с детьми военных посел€н и рекрутами кантонисты военно-сиротских отделений станов€тс€ одним из источников пополнени€ действующей части поселенных войск.

 оличество обучающихс€ в школах военного ведомства также не оставалось неизменным. ¬ ротных и эскадронных школах военных поселений за рассматриваемый период число обучающихс€ неуклонно возрастало и к концу царствовани€ јлександра I составило 16 909 детей, или приблизительно 55% от общего числа кантонистов школьного возраста поселенных войск36. ¬ отношении кантонистов военно-сиротских отделений наблюдалс€ совершенно иной процесс: так, если в 1817 г. в отделени€х находилось 41 130 детей, или около 90% от общего числа солдатских детей школьного возраста, то к 1825 г. при незначительном изменении самого количества обучающихс€ их соотношение с численностью кантонистов школьного возраста заметно уменьшилось и едва достигало 60%37.

Ќачало царствовани€ Ќикола€ I ознаменовало новый этап в истории института военных кантонистов. ћногочисленные реформы правительства этого времени были направлены прежде всего на сокращение государственных расходов, что негативно сказалось на положении кантонистов русской армии.

¬ 1826 Ч начале 1827 г. была проведена реформа военных поселений, затронувша€ и детей военных посел€н38. —огласно новым Ђѕоложени€мї в округах поселени€ пехоты упраздн€лись учебные батальоны, а в округах кавалерии Ч учебные дивизионы, которые не были в полном смысле слова строевыми подразделени€ми. ¬место них формировались резервные батальоны и дивизионы, €вл€вшиес€ строевыми единицами, поскольку в них помимо детей военных посел€н служили и солдаты срочной службы.  антонисты старшего возраста, зачисленные в резервные подразделени€, продолжали жить у своих родителей и проходили военное обучение в ротах и эскадронах своего полка.  роме того, до окончани€ полного курса обучени€ они продолжали посещать ротные и эскадронные школы. —ам процесс обучени€ был ограничен такими дисциплинами, как чтение, письмо и арифметика.

¬ резервные подразделени€ кантонисты поступали по достижении 16 лет и оставались там на прот€жении четырех лет, после чего выпускались в действующие части. Ќеобходимо отметить, что дл€ кантонистов старшего возраста служба в резервных подразделени€х не засчитывалась за действительную военную службу.

ѕри введении в действие вышеуказанных Ђѕоложенийї была сразу же достигнута их основна€ цель Ч значительно сокращены расходы. ќт упразднени€ 14 учебных батальонов и 20 учебных дивизионов ежегодна€ экономи€ составила 726 329 рублей39.

Ќе обошли реформы стороной и кантонистов военно-сиротских отделений. ¬ конце 1826 г. отделени€ были преобразованы в роты, полубатальоны и батальоны военных кантонистов40. ¬ каждой роте должно было состо€ть 250 человек, в полубатальоне Ч 500 (2 роты) и в батальоне Ч 1000 (4 роты). ѕричем процесс обучени€ не был ограничен трем€ предметами, как это было в военных поселени€х, а осталс€ на прежнем уровне. ÷ель же введени€ новой системы, по мнению правительства, заключалась в том, чтобы Ђопределить число чинов и самих кантонистов в каждом заведении; ввести единообразие и общий пор€док как в содержании, так и в образовании кантонистовї. ¬сего же было учреждено 14 батальонов, 16 полубатальонов и 3 роты на 22 750 воспитанников.

¬ первые годы царствовани€ Ќикола€ I продолжалс€ процесс увеличени€ числа обучающихс€ в школах военного ведомства. “ак, в округах военных поселений процессом обучени€ в 1828 г. было охвачено 25 246 кантонистов/или 65% от общего числа детей школьного возраста41. Ќесколько ина€ ситуаци€ наблюдалась в батальонах военных кантонистов, процент обучавшихс€ в этих школах солдатских детей постепенно сокращалс€. ѕричиной тому был медленный рост количества учеников в этих заведени€х, тогда как обща€ численность кантонистов армии школьного возраста увеличивалась намного быстрее, при том что само количество школ не возрастало.

— прин€тием Ђѕоложенийї 1826 и 1827 гг. процесс реорганизации системы подготовки военных кантонистов русской армии не прекратилс€. ¬ декабре 1828 г. были изменены правила в отношении кантонистов, поступавших в батальоны и полубатальоны42. ƒети, чьи родители проживали в селах и деревн€х, могли оставатьс€ в семь€х до 18-летнего возраста; солдатские дети, проживавшие в городах, оставались при родител€х до 16 лет, а находившиес€ при своих отцах, служивших в армии, Ч до 14 лет. ѕо достижении вышеуказанных возрастов все они должны были направл€тьс€ в те батальоны, к которым были приписаны. ¬се дети должны были получать продовольственный паек до 7 лет. ¬ дальнейшем никакого содержани€ им не полагалось. »сключение составл€ли лишь дети, чьи отцы служили в армии: отпуск им казенного содержани€ продолжалс€ до момента их отправки в батальоны.

ќтмена продовольственного содержани€ кантонистов, оставл€емых при родител€х и родственниках, с 7 лет и вещевого довольстви€ Ч с 10 лет, давала государственной казне экономию в 5 808 790 рублей43. ѕомимо этого из батальонов военных кантонистов были отправлены к родител€м 13 235 детей моложе 14 лет.

¬ феврале 1829 г. последовало издание новых Ђѕравилї дл€ кантонистов военных поселений44, согласно которым измен€лись возрастные границы отдельных групп кантонистов: теперь младший возраст включал в себ€ детей до 14 лет, средний Ч от 14 до 18 и старший Ч от 18 до 20 лет. — этого момента в школы кантонисты поступали с 14 лет и находились в них всего четыре года. ƒл€ школ военных поселений была сделана особа€ оговорка: теперь в каждой из них могли обучатьс€ не более 40 детей и только годных к строевой службе.

ѕо достижении 18-летнего возраста кантонисты, годные к строевой службе, направл€лись в резервные батальоны и эскадроны. ѕо достижении 20 лет они поступали на комплектование действующих батальонов и эскадронов своих полков р€довыми, а те из них, кто прошел обучение в школах, производились в унтер-офицеры.

— момента прин€ти€ нового Ђѕоложени€ї казенное обмундирование выдавалось кантонистам только с 18 лет. ƒо этого возраста их должны были обеспечивать форменной одеждой родители. –еализаци€ данной части Ђѕоложени€ї давала экономию в размере 1 077 928 рублей в год45.

Ќачина€ с 1829 г. шел процесс посто€нного сокращени€ числа кантонистов, обучавшихс€ в школах военных поселений. “ак, если в 1828 г. процессом обучени€ было охвачено около 65% кантонистов, то уже в 1829 г. эта цифра не превышала 12%, а в 1832 г. в ротных и эскадронных школах военных поселений обучалось только 8% от общего числа детей школьного возраста46.

¬о второй четверти XIX в. наблюдаетс€ несколько иной процесс в деле подготовки низшего командного и технического звена в армии. ≈сли, как уже было сказано, количество общеобразовательных заведений дл€ кантонистов батальонов и полубатальонов не увеличивалось, а процент обучающихс€ в них детей солдат по отношению к общей численности детей школьного возраста посто€нно уменьшалс€, то в это же врем€ наблюдалс€ значительный рост специальных школ (к началу царствовани€ Ќикола€ I их было всего п€ть).   середине 30-х годов XIX в. таких школ насчитывалось уже более дес€тка.  роме п€ти вышеуказанных были образованы еще три учебных карабинерных полка трехбатальонного состава, две учебные артиллерийские роты (перва€ на 670, втора€ на 250 человек), писарска€ и аудиторска€ школы на 100 человек кажда€, при пороховых заводах три школы со штатом в 25 человек кажда€, при арсеналах Ч две со штатом 25Ч100 человек, пиротехническа€ школа на 50 человек и ветеринарна€ на 800 учащихс€47.   этому необходимо добавить,. что в цел€х обеспечени€ как общеобразовательных, так и специальных школ учител€ми были открыты семинари€ и военноучительский институт в —анкт-ѕетербурге48.

ѕереломным моментом дл€ военных кантонистов русской армии стала перва€ половина 30-х годов XIX в. — 1831 г. начала проводитьс€ коренна€ реформа военных поселений, согласно которой действующа€ часть полков была окончательно отделена от поселенной. — этого момента дл€ посел€н вводилась рекрутска€ повинность, а институт кантонистов военных поселений уничтожалс€ (к моменту своего реформировани€ он насчитывал 139 538 детей всех возрастов)49.

ќб€занность посел€н-хоз€ев обеспечивать войска продовольствием и строевым составом была заменена оброком, а также рекрутской и постойной повинност€ми на общих основани€х. ќкруга военных поселений продолжали подчин€тьс€ военному ведомству, а их жители мужского пола подлежали военной юрисдикции.

¬ начале 1835 г. было издано новое Ђѕоложениеї о кантонистах батальонов и полубатальонов50. —огласно новым правилам все солдатские дети, которые на основании указа от 6 декабр€ 1818 г. оставались при своих родител€х и родственниках в городах до 16, а в селах и деревн€х до 18 лет, оставл€лись теперь при них, по их желанию, до 20-летнего возраста. Ётим солдатским сыновь€м полагалось выдавать половинную норму провианта до 7 лет, а по достижении этого возраста никакого содержани€ от казны уже не производилось. “ех детей, которых родители или родственники не желали или не могли содержать при себе, предписывалось беспреп€тственно принимать в батальоны военных кантонистов. — этого времени солдатских детей по достижении ими 20-летнего возраста полагалось не направл€ть в батальоны и полубатальоны, к которым они были приписаны, а определ€ть пр€мо на действительную службу. ќтправке же в батальоны военных кантонистов подлежали теперь только те солдатские дети, чьи отцы находились на действительной службе. ¬ысылались они в батальоны по достижении ими 14 летнего возраста; до этого момента на них выдавалс€ провиант до 7 лет половинной, а с 7 до 14 лет полной дачей. –еализаци€ нового Ђѕоложени€ї давала казне ежегодную экономию в размере 633 014 рублей.

–азрешение оставл€ть кантонистов при своих родител€х до 20- летнего возраста имело большое значение. ќставление кантонистов при родител€х именно до призывного возраста по рекрутскому уставу, т. е. до 20 лет, чтобы затем направл€ть их пр€мо в войска, доказывает, что в 1835 г. правительство окончательно отказалось от увеличени€ численности батальонов военных кантонистов пропорционально естественному увеличению общего количества солдатских детей.

“аким образом, по€вилс€ Ђразр€д рекрут из солдатских детейї. ѕочему эти люди не были названы просто рекрутами или кантонистами? ѕричина, веро€тно, кроетс€ в желании правительства указать самим названием, что данна€ категори€ представл€ет собой нечто особенное по сравнению с каждой из упом€нутых групп. ƒействительно, солдатские сыновь€ не были рекрутами в общеприн€том смысле этого слова. ƒл€ них служба была об€зательной по достижении призывного возраста. ¬ то же врем€ они уже не были кантонистами в том смысле, что поступали пр€мо на службу, мину€ специальные учебные заведени€ и подразделени€. Ёто были люди как рекруты необученные, но рекруты из солдатских детей.

¬ таком виде институт военных кантонистов (солдатских детей) просуществовал до начала царствовани€ јлександра II. ¬ 1856 г. был издан указ об уничтожении института военных кантонистов русской армии*1. 378 тыс€ч солдатских сыновей были исключены из военного ведомства и причислены Ђв свободные податные состо€ни€ї.

»так, в почти полуторавековой истории института кантонистов русской армии четко выдел€етс€ несколько периодов, которые характеризуютс€ изменением задач, ставившихс€ перед этим институтом. ѕервый период, включающий в себ€ весь XVIII век, Ч врем€ складывани€ института военных кантонистов, когда правительство еще четко не определило задачи, сто€вшие перед ним. ¬ течение второго периода, с 1798 по 1816 г., складываетс€ система воспитани€ и обучени€ солдатских детей; в св€зи с возросшей потребностью армии в обученных солдатах и младших командирах государство начинает рассматривать кантонистов как подготовленный армейский резерв и формируетс€ система специальных учебных подразделений. “ретий период Ч с 1817 по 1826 г. Ч врем€ расцвета института военных кантонистов: вводитс€ система военных поселений, и солдатским дет€м предстоит решить одну из основных задач проводимой реформы Ч перевод армии на самокомплектование; нар€ду с этим проводитс€ коренна€ реформа начального военного образовани€. „етвертый период Ч середина 20-х Ч середина 30-х годов Ч врем€ кардинального реформировани€ института военных кантонистов. ¬ данный период государство удел€ет основное внимание подготовке низшего командного и технического звена армии, в св€зи с чем значительно расшир€етс€ сеть специальных учебных подразделений. ѕри этом правительство постепенно отказываетс€ от обучени€ большей части солдатских детей в школах военного ведомства.   концу периода институт кантонистов военных поселений уничтожаетс€, а основна€ масса принимаемых в батальоны и полубатальоны военных кантонистов попадает в разр€д Ђрекрут из солдатских детейї. ѕ€тый период Ч середина 30-х Ч середина 50-х годов Ч это окончательное складывание рассматриваемого института. ќн не подвергаетс€ больше радикальным изменени€м, а только растет численно.

»нститут военных кантонистов русской армии за свою полуторавековую историю отразил в себе всю сложность социально-экономической и политической истории в –оссии XVIII Ч первой половины XIX в., поэтому не представл€етс€ возможным дать ему однозначную оценку как особому институту самодержави€. ƒумаетс€, что продолжение разработки его истории поможет в полной мере оценить ту роль, которую он играл как в рамках военного ведомства, так и в социальной структуре страны в целом.

 уртка кантониста конной артиллерии польских войск времени правлени€ императора јлександра I. –осси€, перва€ четверть XIX в. Ўерсть, лен, медь. ƒлина: 38 см (сп.); ширина: 85 см (т.). √Ё.
 уртка кантониста конной артиллерии польских войск времени правлени€ императора јлександра I.
–осси€, перва€ четверть XIX в. Ўерсть, лен, медь. ƒлина: 38 см (сп.); ширина: 85 см (т.). √Ё.

ѕримечани€:

1 Ќ.ƒ.Ќ. ќбщий обзор преобразований по части устройства вооруженных сил –оссии с 1856 по 1860 г. // ¬оенный сборник. 1861. “.17. є1. —.«Ч48; Ћалаев ћ.—. »сторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных главному их управлению. —ѕб., 1880Ч1892. 4.1Ч3; ўепетильников ¬.¬.  омплектование войск в царствование императора јлександра I // —толетие военного министерства. —ѕб., 1902. “.4. 4.1.  н.1. ќтд.2; Ѕескровный Ћ.√. –усска€ арми€ и флот в XIX в. ћ.,1973; Ѕогданов Ћ.ѕ. –усска€ арми€ в 1812 г. ћ.,1979.

2 –оссийский государственный военно-исторический архив (далее Ч –√¬»ј). ‘. 405. ќп.2. ƒ.1989. Ћ.131.

3 “ам же. Ћ.131 Ч141 об.

4 “ам же. Ћ. 146.

5 “ам же. Ћ. 149 об.

6 “ам же. Ћ. 148.

7 “ам же. Ћ. 151.

8 ѕолное —обрание «аконов –оссийской »мперии (далее Ч ѕ—«). “. XIX. є 14105.

9 —толетие военного министерства. “. 10. „. 1. —ѕб., 1914. —. 47.

10 –√¬»ј. ‘. 405. ќн. 2. ƒ. 1989. Ћ. 157.

11 Ћалаев ћ.—. ”каз. соч. „. 1. —. 79.

12 “ам же. —. 80.

13 ѕ—«. T.XXV. є 18793.

14 “ам же. “. XXVIII. N? 21125.

15 –√¬»ј. ‘. 1. On. 1. ƒ. 1638. Ћ. 5, 8, 10.

16 ѕ—«. “. 43. „. 2.  нига штатов. є 23603.

17 “ам же. “. XXXVIII. є 28268.

18 –√¬»ј. ‘. 28. On. 1. ƒ. 101. Ћ. 7Ч10.

19 “ам же. ‘. 36. On. 1. ƒ. 8. Ћ. 16.

20 —обрание законов и постановлений, до части военного управлени€ относ€щихс€. —ѕб., 1816.  н. 3. —. 72Ч74.

21 –√¬»ј. ‘. ¬”ј. ƒ. 673. Ћ. 300.

22 ”чреждение о военном поселении регул€рной кавалерии. —ѕб., 1817. „. 1Ч3; ”чреждение о военном поселении пехоты. —ѕб., 1817. „. 1Ч3.

23 ”чреждение о военном поселении регул€рной кавалерии. „. 2. —. 71.

24 –√¬»ј. ‘. 405. On. 1. ƒ 28. Ћ. 287.

23 ”чреждение о военных поселени€х. —ѕб., 1819. „. VI.

26 –√¬»ј. ‘. 28. On. 1. ƒ. 348. Ћ. 2Ч44.

27 “ам же. ‘. 405. On. I. ƒ. 226. Ћ. 158.

28 “ам же. Ћ. 159.

29 “ам же. ќп. 2. ƒ. 1469. Ћ. 251.

30 “ам же. ‘. 1. ќп. 2. ƒ. 5576. Ћ. 3.

31 “ам же. ‘. 405. On. 1. ƒ. 226. Ћ. 158.

32 ѕ—«.“. XXXVII. є 28268.

33 —вод военных постановлений. —ѕб., 1838. „. 1.  н. 1. —. 48Ч52.

34 –√¬»Ћ. ‘. ¬”ј. ƒ. 861. Ћ. 6.

35 “ам же. ‘. 405. On. 1. ƒ. 226. Ћ. 246; ƒ. 300. Ћ. 331.

36 “ам же. ƒ. 401. Ћ. 42.

37 “ам же. ќп. 5. ƒ. 737. Ћ. 280.

38 “ам же. On. 1. ƒ. 383. Ћ. 360Ч381. ќп. 2. ƒ. 1. Ћ. 170Ч199 об.

39 “ам же. ‘. 405. ќп. 2. ƒ. 1462. Ћ. 57.

40 “ам же. ‘. 28. On. 1. ƒ. 1116. Ћ. 2Ч7.

41 “ам же. ƒ. 72. Ћ. 22.

42 “ам же. ƒ. 537. Ћ. 192Ч195.

43 “ам же. ƒ. 1990. Ћ. 11.

44 “ам же. ƒ.1452. Ћ. 21Ч26 об.

43 “ам же. ƒ. 1462. Ћ. 55 об.

46 “ам же. ƒ. 6970. Ћ. 105.

47 “ам же. ‘. 504. ќп. 2. ƒ. 48. Ћ.32; ‘. 1. On. 1. ƒ. 4868. Ћ. 1; ‘. ¬”ј. ƒ. 18155. Ћ. 1Ч2.

48 “ам же. ‘.1. ќп. 2. ƒ. 4932. Ћ. 1Ч3.

49 “ам же. ‘. 405. ќп. 2. ƒ. 3661. Ћ. 21.

50 “ам же. ƒ.12415. Ћ. 1Ч3.

51 ѕ—«. ». “. XXXI. є 30877.


—м. также ст. " антонисты"



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€ –усска€ »мператорска€ арми€ ¬оенно-учебные заведени€ јлександр I
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    BECTH»  MOCKќ¬— ќ√ќ ”Ќ»¬≈–—»“≈“ј. —≈–»я. 8. »—“ќ–»я. 2000. є 1
ƒата написани€ статьи:   28.12.98


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л2
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 4 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і