ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ќ Ѕ≈ƒЌџ’ ¬јЌƒјЋј’ «јћќЋ¬»“≈ —Ћќ¬ќ » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ќ Ѕ≈ƒЌџ’ ¬јЌƒјЋј’ «јћќЋ¬»“≈ —Ћќ¬ќ

ќ Ѕ≈ƒЌџ’ ¬јЌƒјЋј’ «јћќЋ¬»“≈ —Ћќ¬ќ

¬андалы, абсолютные вандалы!

(јгата  ристи. ќтравленное перо.)

¬первые о вандалах автор этих строк узнал из седьмого тома оранжевой детской энциклопедии советского образца, носившего название Ђ»з истории человеческого обществаї. —ид€ с моим одноклассником и другом јндреем Ћеонидовичем (тогда, в детстве, просто јндреем, без ЂЋеонидовичаї) Ѕаталовым по прозвищу ЂЅата (позднейшие варианты: Ђпан Ѕата, Ђмракобес Ѕатаї и, наконец, Ђјпостолї) у него дома на ¬аловой улице близ ѕавелецкого вокзала и станции метро Ђѕавелецка€ї, и листали этот том, мы наткнулись в конце раздела Ђјнтичный мирї на драматического содержани€ иллюстрацию, озаглавленную ЂЌашествие √ензериха на –им (картина  .ѕ. Ѕрюллова)ї. ¬ подписи под картинкой говорилось, что в 455 г. германцы-вандалы во главе с королем √ензерихом разграбили и разорили вечный город –им. » в самом деле, на картинке вал€лись раненые и убитые римл€не (все безоружные), свирепые дикие воины брали в полон девушек и женщин, тащили награбленную добычу (включа€ золотой семисвечник, попавший в –им с добычей из »ерусалимского храма), на все это скорбно взирал христианский епископ с большим крестом в руке, а на заднем плане, в клубах дыма от гор€щих зданий, разорители –има сбивали надписи и барельефы с триумфальной арки. ¬сем распор€жалс€ бородатый всадник на вороном коне в шлеме с конским хвостом, увенчанным царской короной - надо думать, √ензерих.  ое-что оставалось нам непон€тным - например, присутствие среди германцев-вандалов смуглых и даже просто чернокожих личностей в белых одеждах и бурнусах €вно не германского, а африканского происхождени€. —едьмой том детской энциклопедии ответа на возникшие вопросы не давал, однако заронил в мою детскую душу первое семечко интереса к вандалам. Ќо это так, к слову...

¬ конце XVIII в, через двенадцать столетий после, казалось, безвозвратной гибели древнегерманского племени вандалов внезапно снова пробудилось воспоминание об этом, вроде бы, давно забытом Ђварварскомї народе. ¬с€ ‘ранци€ была охвачена революцией, разрушались статуи, мощи св€тых выбрасывались из драгоценных рак в уличную гр€зь, вскрывались гробницы монархов и оскверн€лись их бренные останки. ƒревн€€ цивилизованна€ христианска€ страна погрузилась в пучину бесконечных разрушений и опустошений. ћерзость запустени€ царила везде и всюду. Ѕессмысленное уничтожение культурных ценностей, не имеющее иной цели кроме их уничтожени€. Ёто Ц безобразное €вление, не столь уж новое в мировой истории, получило из уст одного из пропагандистов вызвавших его новых идей название, приведшее к возникновению совершенно нового, неизвестного ранее пон€ти€. јббат јнри √регуар 31 августа 1794 г. выступил в революционном  онвенте с Ђƒокладом о разрушени€х, творимых вандализмом, и средствах их предотвращенииї, призыва€ самым суровым образом пресекать уничтожение пам€тников искусства.

„еловек, попытавшийс€ таким способом избавитьс€ от духа слепого, бессмысленного разрушени€, по иронии судьбы, принадлежал к числу революционеров, де€тельность которых в немалой степени способствовала выпуску на волю этого духа. јббат јнри √регуар из Ћотарингии Ц св€щенник, подписавший новую конституцию, голосовавший за суд над королем Ћюдовиком XVI Ѕурбоном, изрекший вердикт, согласно которому истори€ королей была мартирологом народов, а сами короли занимали в иерархии морального миропор€дка то же место, которое занимают доисторические чудовища в иерархии живых организмов; √регуар, ставший впоследствии на некоторое врем€ епископом города Ѕлуа на Ћуаре, нередко оправдывал собой пословицу Ђ€зык мой Ц враг мойї.

»з-за приведенных выше слов, сказанных им о корол€х, обличитель Ђвандализмаї был, после возвращени€ Ѕурбонов в обозах союзников по антинаполеоновской коалиции, лишен причасти€ и христианского погребени€. ќднако впервые сформулированное им пон€тие Ђвандализмї пережило своего изобретател€, сохранившись до наших дней. ¬ то врем€ как никто не говорит сегодн€ и не вспоминает о герулах, руги€х и лангобардах, изобретенный √регуаром удивительно живучий термин заставл€ет помнить и о вандалах, от этнонима которых был произведен. ѕоскольку очень и не очень образованные люди, интересующиес€ историей, не устают исследовать вопрос, справедливо или же несправедливо аббат √регуар наложил на пам€ть целого народа столь позорное клеймо. »сторические вандалы были германским племенем, переселившимс€, подобно своим близким родственникам готам, на европейский материк из —кандинавии, осевшим на полтыс€челети€ в —илезии (получившей свое название от ветви вандалов, именуемой силингами), после чего, по большей части мигрировали на юго-восток, пройд€ всю ≈вропу до »спании и завоевав оттуда —еверную јфрику. Ќе более тогоЕ

 огда аббат √регуар составл€л свой вызвавший столь серьезные последстви€ доклад, всему миру были уже хорошо известны ужасы разрушительной ‘ранцузской революции. ¬ Ќанте революционеры св€зывали подлинных и воображаемых врагов революции парами и топили в Ћуаре. ¬ ѕровансе, в Ћионе, в јррасе совершались аналогичные зверства. ¬ ѕариже всего за четырнадцать дней с помощью новой машины дл€ рубки голов, изобретенной доктором √ильотеном и названной в его честь Ђгильотинойї, отправили в небытие 1376 Ђврагов народаї. Ќа набережной —ены на больших сковородах дл€ жарки рыбы жарили живьем девиц-аристократок. –аздетые догола, изуродованные трупы швейцарских гвардейцев, убитых при обороне королевского “юильрийского дворца от республиканцев, лежали много дней без погребени€, расклевываемые птицами, обгладываемые крысами и уличными псами.

ƒумал ли красноречивый аббат, изобрета€ термин Ђвандализмї, об этих современных ему зверствах? ¬споминал ли он послани€ православных (кафолических) епископов ¬андальского царства, описывавших гонени€, которым подвергались православные христиане со стороны вандалов, придерживавшихс€ другой, арианской, ветви христианской веры? ¬ этих послани€х подробно описывались аналогичные зверства, призванные еще больше подчеркнуть ужас завоевани€ вандалами римской јфрики и ее столицы Ц  арфагена? ¬озможно, вандалы были особенно ненавистны аббату из-за своей приверженности ложному, еретическому учению александрийского пресвитера јри€, осужденному как греко-кафолической, так и отколовшейс€ от нее впоследствии римско-католической христианской церкв€ми? Ќо нет, похоже, сорок тыс€ч жертв революционного террора скорее сделали аббата √регуара равнодушным к человеческим страдани€м и зверствам, чем вызвали его возмущение этими зверствами. ≈го побудила к изобретению термина Ђвандализмї не пролита€ кровь, а отбитые носу у статуй св€тых, выброшенные из гробниц останки блаженных, брошенные в гр€зь реликвии в местах паломничества. ¬ его устах Ђвандалыї стали злоде€ми совершенно особого рода, направившими свою энергию на культовые здани€, пам€тники и свидетельства религиозной культуры и архитектуры, стрем€сь причинить душевные страдани€ тем, дл€ кого эти пам€тники и свидетельства имели большое значение. ѕри этом речь идет о весьма тонких различи€х, важных, видимо, прежде всего, дл€ французов, в св€зи с определенными особенност€ми их национального характера и менталитета.

“ак, когда в годы ѕервой мировой войны германска€ артиллери€ нанесла сильные повреждени€ –еймскому кафедральному собору, патриарх французской литературы –омен –оллан, считавшийс€ совестью своей нации, через линию фронта воззвал к классику немецкой литературы √ергарту √ауптману, патриарху литературы немецкой, во им€ сохранени€ общего европейского культурного наследи€. √ергарт √ауптман, и в его лице Ц германска€ наци€, пожалуй, одержали над своим французским собратом по перу и представл€емой тем французской нацией, своеобразную моральную победу, подчеркнув в своей ответной телеграмме, что растерзанна€ на этой великой войне грудь собрата по человечеству вызывает у него большее сожаление, чем разрушенный каменный фасад.

“ак что аббат √регуар вел себ€ так, как впоследствии Ц –омен –оллан и как парижане, простившие прусскому фельдмаршалу √ебгарту Ћеберехту фон Ѕлюхеру в 1813 г. его победы над французами, но не манеру спать в сапогах на монаршей кровати в дворце —ен- лу. ј позднее, в 1871 г. горько оплакивали не столько разгром своей ¬торой империи пруссаками, сколько разрушение по приказу ѕарижской  оммуны установленной в честь побед Ќаполеона ¬андомской колонны.

 ак бы то ни было, из вышесказанного можно сделать два вывода.

¬о-первых, вандализм не представл€лс€ изобретшему это пон€тие аббату √регуару образом действий, свойственным исключительно германцам.

¬о-вторых, в его представлении вандализм характеризовалс€ особой, €рко выраженной бессмысленностью, фанатичным духом разрушени€ ради разрушени€, не пон€тными нормальному человеку действи€ми, совершаемыми только ради того, чтобы быть совершенными, и напоминающими о том, кто их совершил.

Ќо, коль скоро это так, аббат приписывал вандалам весьма современный образ мыслей и модель поведени€, возможные лишь в развитом обществе, обеспечивающем своим членам все необходимое дл€ жизни. ƒаже если предположить, что так называемый вандализм получает хоть какой-то смысл благодар€ тому, что, разруша€ каменные свидетельства культуры или мировоззрени€, исповедующие его вандалы стрем€тс€ разрушить саму эту культуру и само это мировоззрение, подобна€ модель поведени€ была, несомненна, чужда Ђварварскимї племенам, мигрировавшим на территорию позднеантичной –имской империи в эпоху ¬еликого переселени€ народов, посто€нно кочующим с места на место в поисках пищи и мест, пригодных дл€ поселени€. ѕо мнению французского историка Ё.‘. √отье, проживавшего в јлжире, достигнуть подобной Ђстепени систематической глупостиї (вандализма) могут лишь культурные люди, поскольку варвары предпочитают предаватьс€ более доходным и прибыльным зан€ти€м (говор€ по-простому Ц грабить, вместо того, чтобы тратить врем€ на разрушение пам€тников чужой материальной культуры, особенно Ц монументальных).

—ледует заметить, что в давно уже ставшем досто€нием прошлого французском јлжире проживало в свое врем€ немало выдающихс€ знатоков вандальской истории и культуры. ќни обладали счастливым сочетанием знани€ городской и сельской местности —еверной јфрики, туземных народов јтласского региона и классического европейского образовани€. Ѕлагодар€ их усили€м, изыскани€м и открыти€м был придан новый импульс вандалистике, пережившей насто€щий расцвет, позволивший преодолеть в умах укоренившеес€ в них с античных времен представление о коренной противоположности, антитезе между античностью и варварством, средиземноморской культурой и германством. —то€вший, так сказать, между французами и немцами бельгийский ученый ∆ан ƒекарро сделал как-то очень меткое и мудрое замечание: Ђ аждый всегда варвар дл€ кого-тої. ¬с€ка€ цивилизаци€, варварска€ или культурна€, основанна€ на силе военной аристократии или созданна€ духовной элитой, внесла свой, уникальный, вклад в идейное богатство всего человечества.

Ёти мудрые слова бельгийского ученого по сути дела избавл€ют нас от необходимости задаватьс€ вопросом, почему аббат √регуар из числа многих весьма схожих между собой Ђварварскихї племен эпохи ¬еликого переселени€ народов выделил именно вандалов, навеки заклеймив их в своем выступлении перед  онвентом в 1794 г. –азве не мог он избрать дл€ этого гуннов (с которыми французска€ пропаганда посто€нно и на все лады сравнивала Ђнемецких варваровї в годы ѕервой мировой войны)? »ли, скажем, готов, которые, собственно говор€, и гнали перед собой вандалов по римской ≈вропе? » почему он, не вдава€сь в подробности столь далеких от него позднеантичных времен, не мог сравнить происход€щее у него на глазах с событи€ми ма€ 1527 г. - с вошедшим в поговорку Ђ—акко ди –омаї, разграблением Ђ¬ечного городаї на “ибре (самом ужасающем за всю его тыс€челетнюю историю), совершенном наемниками коннетабл€ де Ѕурбона, не привлеченного впоследствии к ответственности за это неслыханное, и притом Ц кощунственное, злоде€ние, поскольку смерть постигла его на штурмовой лестнице при вз€тии города? ѕодчиненные коннетаблю испанские и немецкие ландскнехты императора —в€щенной –имской империи ворвались в Ђ¬ечный городї - столицу римских пап, в котором не только сохранились остатки прежнего блеска и величи€ времен јнтичности (как при вз€тии –има на “ибре готами јлариха в 410 и вандалами √ейзериха в 455 г.), но процветали во всем своем великолепии все виды искусства эпохи ¬озрождени€. «ахватчики –има образца 1527 г. не только оскверн€ли и громили храмы и соборы, но, сверх того, в бессмысленной жажде уничтожени€ обращали свои мечи против произведений искусства (в чем сегодн€ может убедитьс€ вс€кий посетитель музеев ¬атикана). Ќо в легендах и традиционных пересказах событий удел€етс€ мало места реальным событи€м, и, возможно, через пару сотен лет все большего упадка преподавани€ истории люди станут, чего доброго, искренне верить, что живописные шедевры кисти –афаэл€ пал€ жертвой мечей пресловутых Ђвандаловї.

ƒаже невзира€ на посто€нные усили€ разумных историков и великих, хорошо знающих историю писателей, до сих пор никак не удаетс€ стереть с чела вандалов позорное клеймо, наложенное современными им христианскими хронистами задолго до того, как лотарингский аббат произнес над вандалами свой приговор с трибуны  онвента. ¬андалы были заклеймены дважды: во-первых, как Ђварварыї, а во-вторых Ц как Ђварварыї, дерзнувшие еще и придерживатьс€ своей собственной разновидности христианской веры, упорно отстаиваемой ими от пос€гательств римл€н Ц православных христиан.

¬ то врем€ как вестготы (западные готы) в конце концов перешли из арианской в кафолическую веру, а царь осевших в римской »талии остготов (восточных готов) “еодорих ¬еликий, оставшись арианином, про€вл€л веротерпимость к своим римским православным подданным; и даже Ђсовсем дикийї гуннский царь с јттила (чье германское им€ или прозвище значит по-готски ЂЅатюшкаї) склонил главу перед папой римским Ћьвом ¬еликим, царь вандалов √ейзерих (брюлловский Ђ√ензерихї седьмого тома детской энциклопедии, именуемый в переписке »оанна √розного с Ђпервым русским диссидентом-политэмигрантомї кн€зем јндреем  урбским Ђ«инзирихом-ригойї), владыка мор€, мрачный повелитель вандальской Ђземноводнойї державы, гордо и твердо хранил верность своему арианству, что заставл€ло суеверных православных римл€н полагать: столь грозный владыка-еретик мог получить свою власть только от самого антихриста, чьим предтечей он, несомненно, €вл€етс€.

Ѕлагодар€ √ейзериху и основанной им державе вандалы, по прошествии столетий, на прот€жении которых они уступали в могуществе готам, в конце концов, возвысились даже над этими опаснейшими из своих врагов, войд€ в историю конца античной греко-римской цивилизации как главна€ угроза дл€ гибнущей –имской империи. ѕопытки воздать историческим вандалам должное долгое врем€ были крайне робкими Ц например, попытка немецкого просветител€ »оганнеса фон ћюллера, ученика ћонтескье и √ердера, писавшего: Ђѕростота нравов варваров Ц не добродетель, а часть их природы; они не скрывают своих пороков, которые ужасны; но у нас есть другие пороки, еще более ужасные, ибо мы научились их скрыватьї.

Ѕританский историк Ёдвард √иббон про€вил уже несколько большую смелость в оценке вандалов, став€ в своем знаменитом труде об упадке и гибели –имской империи, цар€ вандалов √ейзериха на один уровень с царем гуннов јттилой и царем вестготов јларихом, не отказыва€ √ейзериху в равном с ними историческом величии и значении. —трах же, распростран€емый варварами, представл€лс€ √иббону вполне естественным. ќн полагал, что неотъемлемой частью войны, даже ведомой в самой упор€доченной форме, €вл€ютс€ посто€нное нарушение норм человечности и справедливости; воинственность варваров разжигалась духом дикости и беззакони€, непрерывно будоражившим их мирное домашнее общество.  огда же вандалы на своей новой родине, обретенной ими в отвоеванной у римл€н —еверной јфрике, покорились и, так сказать, предались душой и телом загнивающей цивилизации (Ђзагнивает-то она загнивает, да зато запах какой!ї), поселившись в отн€тых у римских богачей поместь€х на манер позднейших феодалов, посеща€ театр и окружив себ€ поэтами, короче, перестав быть варварами, ушла в прошлое их воинска€ мощь доблесть, а их царство было завоевано восточно-римским православным полководцем ¬елизарием, поведшим на вандальскую столицу  арфаген своих гуннских и германских наемников.

–азумеетс€, последовавша€ в результате африканского похода ¬елизари€ гибель вандальского царства и народа, их бесследное исчезновение с исторической арены, ни в коей мере не может сравнитьс€ по масштабам и трагичности с распадом –имской империи, наводненной более молодыми варварскими народами. “ем не менее, не было недостатка в великих умах, рассматривавших Ђвандальский –агнарЄкї как сопр€женное с т€желыми последстви€ми и даже роковое событие мировой истории, в ходе которого столь могущественные германские, да и сарматские племена растворились в среде чужих народов.

¬ св€зи с близ€щимс€ падением –имской империи под ударами варваров (и, в частности Ц вандалов, разграбивших в 410 г. –им на “ибре) отец церкви блаженный јвгустин, епископ »ппонийский, утешал своих современников из среды римских православных христиан обещанием скорого пришестви€ другого, Ѕожьего царства, а по сути Ц нового, христианского –има, которому предсто€ло утвердитьс€ на руинах –има прежнего, €зыческого. » слова его оказались пророческими, а видение стало реальностью. ¬ действительности безвозвратном стало падение не –има, а народов-победителей = германцев, одолевшие поначалу римл€н вследствие превосходства своего боевого духа (знаменитого Ђфурор тевтоникусї), но не имевших, вследствие своей малочисленности, ни малейших шансов прочно утвердитьс€ в густо населенном —редиземноморье, в которое проникли, как нож в масло, чтобы в нем безвозвратно ув€знутьЕ

—толп французской романтической литературы виконт Ўатобриан Ц бретонец, т.е. кельт, сто€вший как бы между романцами и германцами, отпрыск древнего знатного рода, во многих своих сочинени€х оценивал это событие как роковую потерю дл€ ≈вропы. ј французский историк ∆юль ћишле, рассматрива€ тот же вопрос в менее романтическом ключе, на уровне трезвого исторического анализа и, так сказать, с универсальной точки зрени€, распространил свое сожаление и на варваров-негерманцев. ¬едь сарматам, как и другим обрушившимс€ на древнюю ≈вропу из далекой центральной јзии кочевым народам-мигрантам, подобно германцам, мигрировавшим с севера на юг, были присущи черты свойственного молодым народам свободолюби€, позвол€вшего им успешно противосто€ть окостенелой античной цивилизации. ƒеградировавшей –имской Ђмировойї империи, в которой триста знатнейших и богатейших Ђсенаторскихї семейств (не имевших ничего общего с окончательно дегенерировавшей родовой патрицианской знатью) владели практически всей собственностью и обладали всей полнотой власти, а императоры вовсе не правили империей, будучи лишь исполнител€ми воли этих трехсот, как нан€тые ими Ђменеджеры по реализации олигархических программї. ј остальное население население, Ђпотомки –омулаї, Ђсвободные римские гражданеї, Ђквиритыї, на деле же - Ђтерпилыї, приученные жизнью довольствоватьс€ периодическими подачками в виде Ђхлеба и зрелищї - все больше отдал€лись и отчуждались от ненасытного имперского Ћевиафана, чей непомерно разросшийс€ чиновничий аппарат только и знал, что высасывать из подданных все соки. ћогли ли быть сомнени€ в исходе этого столкновени€ паралича имперской воли с пламенным напором юных, нерастраченных и не подорванных рабской психологией народных сил, долговременный эффект которого ощущалс€ не только в период Ђ¬еликого переселени€ народовї, но и гораздо позже, вплоть до –еконкисты, когда испанские христиане германской крови (вестготы и свевы) начали отвоевывать захваченный маврами »берийский полуостров?

≈стественно, не вполне свободными от подобных романтических исторических мечтаний оказались в XIX в. и немецкие авторы, начавшие, в эпоху ќсвободительных войн против наполеоновской тирании, рассматривать наиболее энергичные и отважные германские народы, вторгнувшиес€ в римские пределы (а ведь стремление Ќаполеона уподобить себ€ Ц ÷езарю, а свою империю Ц –имской было очевидным!) как Ђпервых немцевї. “от факт, что, в соответствии с подобными воззрени€ми, в число Ђпервых немцевї были прин€ты и вандалы, суд€ по всему, нисколько не смущало ни ‘ридриха Ўлегел€, ни ‘еликса ƒана, ни саксонского сановника и специалиста по эпохе ¬еликого переселени€ народов Ёдуарда фон ¬итерсгейма (1789-1865). ¬едь, по их мнению, причиной этого переселени€ было не что иное, Ђкак естественное стремление германской расы, которой вечна€ мудрость изначально предназначила роль вершительницы мировой историиї (¬итерсгейм).

Ёта кажуща€с€ сегодн€ несколько наивной убежденность властителей умов тогдашних немцев в столь безоблачные и пр€мые отношени€ между ѕровидением и германством их потомками ныне утрачена. Ќекоторые современные немецкие историки с таким неудовольствием дистанцируютс€ от царившей в √ермании XIX в. романтико-исторической эйфории, что даже готов, оказавших несомненное вли€ние на формирование немецкого €зыка и создавших немецкую письменность (готский епископ-арианин ¬ульфила, обративший своих соплеменников в христианство, создал готский алфавит и перевел на готский €зык —в€щенное ѕисание!), не желают считать предками немцев.

ќднако стоит ли ломать словесные копь€ обо всем этом в эпоху, когда Ђвеликие переселени€ народовї происход€т ежедневно и даже ежечасно, и массы людей, необходимые царю вандалов √ейзериху дл€ завоевательного похода, регул€рно прибывают в страны проведени€ чемпионатов мира по футболу или ќлимпийских игр из других, часто очень отдаленных, стран? Ќе говор€ уже о множестве мигрантов, ударными темпами пересел€ющихс€ в страны ≈вропейского —оюза (да и не только туда)? “ем не менее, уникальной, в любом случае, представл€етс€ динамика исторических событий и судьбы вандальских племен на пороге новой, христианской эпохи в жизни древней ≈вропы. »бо этот германский племенной союз, одно им€ которого заставл€ло содрогатьс€ древний греко-римский мир, нес в своей дорожной поклаже библию ¬ульфилы (готский €зык был очень близок к вандальскеому - например, Ђ√осподи помилуй!ї звучало по-готски как Ђ‘рауй€ армай!ї, а по- вандальски как Ђ‘рой€ армес!ї). ¬андалы оставили древних германских богов на своей Ђвременной родинеї родине Ц —илезии и, во главе с христианскими Ђвойсковыми (военными) цар€миї, принесли новым странам, которые решили завоевать, осененным финиковыми пальмами оазисам и оливковым рощам римской јфрики, под сенью своих копий и мечей, благую весть арианского, а по сути - германского христианства.

«десь конец и √осподу нашему слава!

¬ольфганг ¬икторович јкунов

јвтор: ¬ольфганг ¬икторович јкунов



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов јнтичный мир
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
11 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є3
–†–Њ–±–Њ—В—Л8