ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ јлферов јлександр ƒанилович » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

јлферов јлександр ƒанилович

јлферовы јлександр ƒанилович и јлександра —амсоновна

јлферовых знала вс€ ћосква.

«а четверть века с их большим домом в одном из переулков ѕлющихи успели зав€зать крепкие св€зи тыс€чи интеллигентных московских семей. —писки учениц их гимназии при беглом просмотре можно было бы прин€ть за своеобразный адрес-календарь общественных, литературных, научных, художественных кругов старой русской столицы.

¬ общем представлении јлександр ƒанилович и јлександра —амсоновна были неразделимы между собой и неотделимы от дела их жизни, хот€ у каждого из них была сво€, €рко выраженна€, индивидуальность, сво€ специальна€ область знани€, свой особый род де€тельности.

¬ ней Ч кипуча€ порывистость и откровенна€, порою даже резка€, пр€мота сочетались с умом сильным, прошедшим хорошую математическую школу; в прежние времена сказали бы Ч с мужским умом, но в наши дни опыт жизни показал, что этим умом одарены от природы многие женщины, только он остаетс€ у них не отгранЄнным надлежащим воспитанием. ¬ данном случае, напротив, уму было дано все необходимое дл€ развити€. ј. —. прошла курс первой в –оссии классической гимназии ‘ишер, и окончила ее с золотой медалью. Ёта гимнази€ в свое врем€ была в своем роде единственной: с программой преподавани€, тождественной программе мужских гимназий того времени, она отличалась от них редким подбором учителей, среди которых были лучшие преподавательские силы ћосквы. ¬ысшее образование јлферова получила на математическом отделении ћосковских Ћуб€нских курсов, угасавших уже в еЄ врем€ под ударами политической реакции конца века, но до последней минуты своего существовани€, по составу профессоров и академической высоте преподавани€, остававшихс€ как бы вторым женским, физико-математическим факультетом ћосковского ”ниверситета. √овор€ об услови€х, благопри€тно вли€вших на умственное и нравственное развитие ј. —., нельз€ умолчать и о счастливой домашней обстановке, в которой протекали еЄ детство и юность. ƒочь известного в свое врем€ агронома-педагога, многолетнего директора ћосковской средней земледельческой школы, —. —.  асовича и плем€нница знаменитого профессора сельского хоз€йства, Ќестора русской агрономической науки, ». ј. —тебута, она и дома была окружена людьми высокой умственной культуры. ’очетс€ к этому добавить, что счастлива€ случайность сблизила ј. —. еще с ранней юности с семьей ј. ». „упрова, и она испытала на себе, как сама об этом говорила, неотразимое вли€ние этого замечательного человека. ј вли€ние его на чуткую молодую душу было вдвойне плодотворным: оно закал€ло человека умственно и возвышало нравственно. ¬ данном случае доброе сем€ пало на добрую почву. «навшие ј. —. сойдутс€ в отзыве о ней: это был человек чистых побуждений и €сного ума, неутомимого трудолюби€, со страстью отдававшийс€ своему делу, своему призванию.

—воего будущего мужа и своего главного сотрудника на педагогическом поприще ј. —. узнала еще в детстве. ќн был гимназическим товарищем еЄ братьев и стал вхож в их дом, когда она была совсем маленькой девочкой. ѕозднее их сблизило общее им стремление к педагогической де€тельности и совместна€ работа в одном учебном заведении, где оба они начинали свою учительскую карьеру.

јлександр ƒанилович был человек иного душевного склада и отчасти иных умственных интересов. » характером, и свойствами ума, и даже своими познани€ми они во многом дополн€ли друг друга. ¬ противуположность ей, он был сдержан в обращении и умел владеть собой. Ќередко бывало, что он дипломатически см€гчал или предупреждал еЄ искренние порывы, хот€ в существе дела между ними не было разногласи€. — другой стороны, еЄ чиста€ душевна€ пр€мота служила дл€ него немалою моральною поддержкой и выпр€мл€ла -его жизненный путь, удал€€ от ненужных компромиссов и уступок. ≈го умственные интересы лежали в области литературы и искусства. ќн знал, любил и понимал русскую художественную литературу, увлекалс€ театром и живописью. » сам он был не лишен некоторых художественных дарований: прекрасно рисовал и, хот€ лично не выступал на сцене, был умелым руководителем в этом деле и советчиком других.  ак писатель-педагог, ј. ƒ. составил себе им€. ≈го участие в общей прессе, посто€нное в течение многих лет, хот€ и не слишком частое, может быть охарактеризовано двум€ чертами Ч серьезное знание и хорошие литературные традиции. Ќо главный его жизненный интерес лежал в области педагогического творчества. ≈му он отдал свои недюжинные силы. –ади него он в молодости круто изломал свою, направившуюс€ было по другому пути, жизнь.

 оренной москвич, ј. ƒ. блест€ще окончил курс 1-ой ћосковской гимназии и в ћосковском ”ниверситете получил высшее образование на юридическом факультете. ¬ ћоскве же молодой кандидат прав начал свою кратковременную судебную де€тельность. Ќо дело суда, при всей его важности дл€ общества, после недолгого опыта, представилось јлферову совершенно несоответствующим его личным склонност€м. —удебна€ функци€, Ч рассуждал он тогда, Ч функци€ чисто отрицательна€, очистительна€, а не творческа€, не положительна€, она освобождает общество от зла, но не создает новых ценностей в нем, не увеличивает количества благ. ј ему хотелось именно такой созидательной общественной работы. Ќо что же может быть в этом смысле лучше, привлекательнее работы педагога, воспитывающего в душах детей добрые чувства, развивающего их ум, насаждающего в них знани€, словом, создающего самые ценные из всех общественных ценностей, самое большое благо в жизни людей Ч? человека, достойного звани€ человека...

Ёти юношеские рассуждени€ повернули јлферова на другую дорогу. ќбсто€тельства не слишком благопри€тствовали такой перемене профессии.

—емь€ его, раньше довольно состо€тельна€, разорилась, в его материальной помощи была нужда, и на него, естественно, возлагали надежды. ¬ этих надеждах он не заставил разочароватьс€ своих близких, но не поступилс€ и своим решением. „ерез два года, по окончании юридического факультета, ј. ƒ. получил от ћосковского же ”ниверситета диплом на звание учител€ гимназии по русскому €зыку и словесности, и тогда же начал свою учительскую работу в московских средних учебных заведени€х.

ѕрошло не много лет, и за јлферовым утвердилась репутаци€ талантливого учител€. ѕеред ним открылось поприще положительного творчества, о котором он мечтал. Ќо, не сход€ с него, он впоследствии еще расширил свою просветительную работу участием в общественных учреждени€х по народному просвещению. ќн был избран гласным ћосковской городской ƒумы, и прин€л живое участие в просветительном строительстве города в качестве председател€ училищной комиссии ћосковской городской ƒумы, члена попечительного —овета ћосковского городского ”ниверситета имени Ўан€вского, попечител€ одного из городских начальных училищ и т. д.

Ќо главным местом приложени€ труда и организаторского таланта ј. ƒ. была гимнази€ јлферовых. ќн в ней числилс€ преподавателем русского €зыка и председателем попечительного совета, она Ч начальницей. Ќо роль и того и другой была и шире, и глубже, и значительнее, чем говор€т все эти названи€.

√имнази€ јлферовых была в жизни ћосквы, да и не одной ћосквы, €влением исключительным, поистине большим. ќна давала своим ученицам образование и воспитание в лучшем значении этих пон€тий. Ётому содействовал не только высокий уровень педагогического состава и постановка учебного дела; это достигалось тем общим складом отношений между учащими и учащимис€, который установилс€ в этой школе, той атмосферой общего бодрого, здорового совместного труда всех так или иначе прит€нутых к нему, котора€ царила в ней. Ќедаром ученицы гимназии јлферовых в годы учени€ были в подавл€ющем большинстве гор€чими Ђпатриоткамиї своей гимназии. Ќедаром они и по окончании курса сохран€ли о ней добрую пам€ть. » вот красноречивое подтверждение: гимнази€ просуществовала много лет, и в последующие годы јлферовым не раз случалось начинать с обучени€ второго поколени€ Ч в подлинном смысле слова, Ч второго, Ч принимать в ученицы гимназии дочерей своих бывших учениц.

Ѕольшое дело, ставшее делом жизни јлферовых, выросло из маленького-маленького пансиона с дес€тками двум€-трем€ учениц, ютившегос€ на той же ѕлющихе в наемной квартире из шести-семи небольших комнат. ћолода€ чета јлферовых, в руки которых перешел этот пансион, решила подн€ть его на возможную высоту в учебном и воспитательном отношени€х. »х энергии, неусыпному труду, их пафосу насто€щих педагогов удалось осуществить эту задачу.  то разберет теперь, что именно вложил в дело каждый из них в отдельности? —о стороны казалось, что она Ч душа всего дела, он Ч главна€ организующа€ сила. Ќо несомненно, что оба, не щад€ себ€, не чуждались никакой работы, вкладывали в любимое свое детище все, что было лучшего в них самих...

¬с€ ћосква знала јлферовых. Ѕыли у них друзь€, были, конечно, враги. Ќо ни те, ни другие никогда бы не предрекли им того ужасного конца, который их постиг. ¬се, что угодно, только не это.

ѕри всех огромных достоинствах и при всех в каждом человеке недостатках, в обоих јлферовых не было одного достоинства или недостатка, как хотите: они не были политическими де€тел€ми.

ќба они были культурными работниками в лучшем значении слова.  онечно, им были близки идеи свободы и права, как основ государственного пор€дка. » общий дух их воззрений был глубоко демократичен. Ќо вкуса к политической де€тельности, интереса к политической борьбе у них не было, весь запас их энергии уходил на их профессиональное дело.  огда у нас возникли политические партии, ј. ƒ. вошел в конституционно-демократическую.  ак гласный городской ƒумы, он, конечно, принимал участие в политической жизни, насколько это необходимо было в то врем€ дл€ каждого общественного де€тел€. Ќо в области политики и тогда он не принадлежал к тем, которые руковод€т и ведут, а был в числе тех, кто к ним присоедин€етс€. Ќо и эту политическую роль он мог бы выполн€ть, по всему складу своих воззрений и по своему характеру, только в строго легальных рамках. –еволюционного пыла в нем никогда не было. ј. —. и в это врем€ оставалась совершенно вне политики и осталась вне еЄ до конца.

≈сли бы, однако, и эти люди оказались в 1919-м году в р€дах активных противников советской власти и за революционную борьбу против неЄ поплатились жизнью, это значило бы, что в тот момент против большевизма даже камни заговорили, что возмущение большевицким насилием было всеобщим и безграничным, что надежды на избавление от него вне революционного пути ни у кого никакой не было. Ќо вс€ совокупность обсто€тельств последних двух лет жизни јлферовых заставл€ет думать, что они пали жертвой не активной борьбы с советской властью, а еЄ преступной жестокости и неразборчивости в средствах устрашени€ сограждан. (в статье ѕ. ћельгуновой-—тепановой читатели найдут указание на то, что адрес ј. ƒ. јлферова был перехвачен большевицким провокатором у арестованного офицера. ≈сли этот факт верен, он все же не может служить доказательством активного участи€ јлферовых в де€тельности ЂЌационального ÷ентраї, и убийство их остаетс€ одним из самых возмутительных и жестоких среди всех преступлений большевиков. Ч –ед.).

» эти два года, при советской власти, јлферовы не отходили от дорогого им дела. Ќе один раз представл€лс€ им случай уехать из ћосквы, они не уехали. Ќе уехали потому, что не хотели бросить дела своей жизни. ¬ новых услови€х они решились продолжать свою педагогическую работу, и продолжали ее до последних дней жизни. »з гимназии, или, точнее говор€, из летней их гимназической колонии, их вз€ли в тюрьму Ђчрезвычайной комиссииї и расстрел€ли. Ќи раньше, ни позже советска€ власть не дала никаких объ€снений этой дикой расправы. ¬ самом объ€влении об их убийстве, против них выставлено лишь одно нелепое обвинение: в устройстве Ђтайной шпионской квартирыї, притом именно в гимназии, куда, будто-бы, направл€лись агенты ƒеникина и  олчака. Ќадо было совсем не знать јлферовых, чтобы поверить, что они вз€лись за такое, им, никогда ни в каких конспираци€х не участвовавших, несвойственное дело. ј если бы даже, против вс€кого веро€ти€, и вз€лись, то уже еще более неверо€тно, чтобы воспользовались дл€ этой цели гимназией, которую берегли, как зеницу ока! —вою жизнь они могли поставить на карту, но существование гимназии Ч никогда.

» никто в ћоскве не поверил этому обвинению. ќчень широко распространилась верси€, что јлферовы Ч жертва ошибки „ , в которой, однако, большевики не имели мужества признатьс€. ”тверждали именно, что при аресте ј. ƒ. смешали с однофамильцем, а ј. —. и арестовали только потому, что она, со свойственной ей резкостью и гор€чностью, встретила ворвавшихс€ в дом чекистов. ќкончательно же их участь решило их независимое и полное достоинства поведение в Ђчекеї и Ч главное Ч тот трепет перед наступлением ƒеникина, который обу€л тогда московских властителей и внушил им мысль о своевременности сугубого про€влени€ Ђкрасного террораї. Ќо если хотели подчинить себе народ внушением смертельного страха, то убийство людей, которых все знают, конечно, предпочтительнее убийства людей без имени. ј соображени€ о виновности или невиновности жертв „  или √ѕ” не занимали и не занимают.

ѕоэтому и вопрос: за что? Ч здесь представл€етс€ как бы даже излишним. Ќо когда заходит речь о таком убийстве, как убийство јлферовых, мне хочетс€ поставить убийцам другой вопрос: кого они убили?

Ќа этот раз ответ €сен. ≈сли бы эти люди остались живы, ни на той, ни на другой чашке весов ничего не переменилось бы. Ќо в лице јлферовых они убили огромную культурную силу, ибо дл€ создани€ еЄ требуетс€ не только врем€, но и поистине счастливый случай, который дважды не бывает.

—частливые случаи не повтор€ютс€, но в истории на каждом шагу повтор€етс€ одна и та же трагеди€ культурного творчества... ћного-много веков назад в комнату математика, склоненного над своими чертежами, ворвалс€ солдат-варвар, и на возглас: Ђ“олько не тронь моих кругов!ї Ч ответил ударом в сердце.

Ђ“олько не тронь моих кругов!ї Ч говорили јлферовы советской власти, продолжа€ свое дело просвещени€ среди ужасов гражданской войны и голода. —колько нужно было знани€, искусства и энергии, чтобы вести, и вести с успехом, свою линию в исключительно трудной обстановке. Ёто такой пример строительства во им€ идеала, что тем, кто так много говорит о строительстве во им€ идеала, казалось, только бы благоговеть. Ќо они пришли и Ч убили строителей.

 ак были арестованы и расстрел€ны Ќ. Ќ. ўепкин, ј. ƒ. и ј. —. јлферовы

Ќиколай Ќиколаевич ўепкин, јлександр ƒанилович јлферов†и его жена, јлександра —амсоновна јлферова, были арестованы в один и тот же день, 15-28 августа 1919 года. Ќ. Ќ. ўепкин был арестован чекистами в своем доме, в ћоскве, в Ќеопалимовском переулке, а ј. ƒ. и ј. —. јлферовы вблизи станции Ѕолшево, где ими была организована летом 1919 года детска€ трудова€ колони€.

ѕосле ареста, ўепкин и јлферов были заключены в так называемой внутренней тюрьме ¬„ , на Ћуб€нке, в доме є 2. ¬ той же тюрьме содержалась и ј. —. јлферова, но отдельно от своего мужа Ч в женской камере.

 ак только Ќ. Ќ. ўепкин был арестован, в его доме была устроена засада, котора€ длилась три недели. ћного случайных людей, которые приходили к Ќ. Ќ. после его ареста, были арестованы и брошены в чекистские застенки, как сообщники Ќ. Ќ. –€дом с домом Ќ. Ќ. ўепкина находилс€ районный комитет социального обеспечени€, и было несколько случаев, когда люди, по ошибке, вместо дверей комитета, попадали в дверь квартиры Ќ. Ќ. Ёти люди тут же подвергались аресту со стороны комиссара Ћевина, руководившего этой засадой. “ак случилось, например, с одной старушкой, котора€ за свою неосмотрительность была арестована при входе в квартиру Ќ. Ќ., была затем заключена в тюрьму и подверглась большим испытани€м. Ёта старушка совершенно не знала Ќ. Ќ., но была приобщена к Ђконтрреволюционному заговоруї, в котором большевики обвин€ли ўепкина и јлферова.

ѕосле ареста ўепкина и јлферовых и заключени€ их во внутреннюю тюрьму ¬„ , начались хлопоты за них их друзей. „екисты обвин€ли ўепкина в сношени€х с ƒеникиным, а јлферова с  олчаком. ƒрузь€ ўепкина и јлферовых, встревоженные за их судьбу и отдава€ себе отчет в том, кака€ опасность им угрожает, обратились, между прочим, к Ћ. Ѕ.  аменеву.  аменев не прин€л тех, кто пришел к нему узнать об участи арестованных и ограничилс€ тем, что выслал к €вившимс€ к нему своего секретар€. —екретарь за€вил, по его поручению, ходата€м, что  аменев, €кобы, не знает вообще, где и когда были арестованы ўепкин и јлферовы.  онечно,  аменев, по своему положению, которое он занимал в большевицкой служебной иерархии, не мог не знать об этом аресте. Ѕольшевицкий сановник этим своим за€влением через своего секретар€ хотел, по-видимому, пресечь вс€кие дальнейшие попытки обращени€ к нему по этому поводу. ћежду тем, за€вление  аменева, в тревожной атмосфере того времени и в св€зи со слухами о том, что Ќ. Ќ. ўепкину удалось скрытьс€ в момент ареста, комментировалось друзь€ми ўепкина, как подтверждение упорных слухов о его побеге.

¬есной и летом 1919 года ј. ƒ. и ј. —. јлферовы сосредотачивали все свои усили€ на заботах о своей гимназии и о еЄ дальнейшей судьбе. “еперь, при большевиках, надо было отстаивать самое право на еЄ существование.  роме того, в то врем€ шел вопрос о том, сохранить ли гимназию јлферовых, как Ђпоказательнуюї, за центром ћќЌќ (ћосковский отдел народного образовани€), или же отнести ее в разр€д районных учебных заведений. Ётот вопрос очень волновал јлферовых, и в результате долгих и напр€женных их хлопот, он был решен благопри€тно: гимнази€ јлферовых была сохранена за центром. Ёто решение вопроса обеспечивало сравнительно сносные услови€ дл€ дальнейшего существовани€ гимназии јлферовых.

Ћетом 1919 года, в свободное от школьных зан€тий врем€, јлферовы устроили в Ѕолшеве, вблизи ћосквы, дл€ своих учеников и учениц детскую трудовую колонию. Ёта колони€ была организована на принципе самообслуживани€. ‘изической работой были зан€ты все: и педагогический персонал, и дети. —ами готовили, сами стирали, сами кололи дрова, сами обрабатывали огород. Ёто была едина€ дружна€ семь€, крепко спа€нна€ любовью к јлександру ƒаниловичу и к јлександре —амсоновне, которые в небывало т€жких услови€х существовани€ в 1919 году, при совершенно разлаженной жизни, в разгар гражданской войны, при остром недостатке всего необходимого, все же сумели обеспечить питомцам своей гимназии здоровый отдых.

∆изнь детской трудовой колонии была нарушена 15-28 августа вторжением чекистов. ѕервой была арестована ј. —. јлферова. Ќа вопрос чекистов, где еЄ муж, јлександра —амсоновна за€вила, что еЄ мужа в колонии нет, что он уехал в ћоскву и что она не знает его адреса. “от же вопрос о местонахождении ј. ƒ. был поставлен и дет€м. Ќи ј. —., ни дети не хотели сказать, что ј. ƒ. находитс€ тут-же, в колонии, в саду, в маленьком домике садовника. Ћюбовь к ј. ƒ. јлферову и предчувствие недоброго непроизвольно сплотили детей в порыве защиты своего учител€ и друга от пос€гательства на него со стороны нагр€нувших из ћосквы чекистов.

ќднако, спасти ј. ƒ. јлферова не удалось. ќдна из прислуг указала чекистам домик садовника, в котором жил ј. ƒ. ќн был тотчас же арестован, а вместе с ним, кроме ј. —., было арестовано несколько детей и несколько лиц из педагогического персонала. (в статье ѕ. ћельгуновой-—тепановой приводитс€ ина€ верси€ ареста ј. ƒ. јлферова.  отора€ из них правильна, редакции не известно. Ч –ед.). ¬се были увезены в ћоскву. Ѕольше ј. ƒ. и ј. —. јлферовы не вернулись в Ѕолшево. Ёто был последний раз, когда дети их видели. ќсиротело навсегда и светлое здание их гимназии в ћоскве, это их любимое детище, культурный очаг многих поколений.

јрестованные ўепкин и јлферовы многократно подвергались на Ћуб€нке допросу. Ќа этих чекистских пытках они держали себ€ с большим достоинством, с большим мужеством. ≈сть указание на то, что ј. —. јлферову вызывали на допрос несколько раз по ночам. ¬ камеру к ней приходил чекист, наклон€лс€ над ней, сп€щей, будил ее и произносил: Ђ  допросу!ї. “ак было и в последнюю трагическую ночь. Ќа требование €вившегос€ ночью чекиста, ј. —. јлферова встала, пошла на допрос и больше уже не возвращалась.

¬первые после ареста в Ѕолшеве ј. ƒ. и ј. —. встретились здесь, в тюремном коридоре. »з камеры слышны были их взаимные приветстви€, их голоса. ¬ этот последний момент их жизни они соединились, чтобы вместе испить чашу страдани€ до конца.

¬ страшную ночь, с 14 на 15 сент€бр€, не стало ўепкина и јлферовых. ѕередавали, что первым был расстрел€н в подвалах ¬„  Ќ. Ќ. ўепкин, затем, на глазах у ј. —., јлександр ƒанилович. „екисты и советское правительство держали некоторое врем€ в тайне этот расстрел. “олько 23-го сент€бр€ советское правительство широко оповестило о состо€вшемс€ расстреле. ¬ этот день, пам€тный дл€ всех, кто в то врем€ был в ћоскве, с раннего утра, на столбах, на стенах домов, повсюду было расклеено оповещение о расстреле. —писок расстрел€нных заключал в себе 67 имен.

“рупы расстрел€нных ўепкина и јлферовых были перевезены ночью из помещени€ ¬„ , на Ћуб€нке, в морг яузской больницы.   ним были присоединены трупы других расстрел€нных в эту же ночь, и, в количестве 31-го, трупы были отправлены из морга яузской больницы на  алитниковское кладбище. “ам, вне ограды, на узкой полосе земли, котора€ отдел€ет кладбище от ћосква-реки, они были похоронены в одной братской могиле. Ёто была там уже не перва€ могила. –€д могильных холмов возвышалс€ на этом узком и пустынном пространстве. Ќесколько могильных крестов, поставленных то здесь, то там, свидетельствовали о чьем-то внимании, о чьей-то заботливой руке по отношению к погубленным и погребенным здесь люд€м.

—. —мирнов



Ќазвание статьи:   јлферовы јлександр ƒанилович и јлександра —амсоновна
 атегори€ темы:    –оссийска€ импери€ ћосковский университет √ражданска€ война ѕросто Ѕольшевизм
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:     нига пам€ти офицеров –оссийской армии, убитых и раненых в ќтечественной войне 1812 года / —ост. —. ¬. Ћьвов. Ч ћ.:  учково поле, 2012. Ч 448 с.
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
10 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є4
–†–Њ–±–Њ—В—Л6