ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ Ќ≈— ќЋ№ ќ ћџ—Ћ≈… ќЅ »—“ќ–»» √”ЌЌќ¬ » √ќ“ќ¬ » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ќ≈— ќЋ№ ќ ћџ—Ћ≈… ќЅ »—“ќ–»» √”ЌЌќ¬ » √ќ“ќ¬

Ќ≈— ќЋ№ ќ ћџ—Ћ≈… ќЅ »—“ќ–»» √”ЌЌќ¬ » √ќ“ќ¬

Ќ≈— ќЋ№ ќ ћџ—Ћ≈… ќЅ »—“ќ–»» √”ЌЌќ¬ » √ќ“ќ¬

ѕрах мудрецов Ц уныл, мой юный друг.

–азве€на их жизнь, мой юный друг.

ЂЌо нам звучат их гордые уроки!ї

ј это† - ветер слов, мой юный друг.

(ќмар ’ай€м)

ѕомнитс€, мой добрый друг еще со школьных времен јлександр –убенович Ўаверд€н как-то сказал: ЂЌаше насто€щее в плену у прошлого, как наше будущее Ц в плену у насто€щегої. Ёта Ђмаксима сентенци€ї, как сказали бы древние римл€не, вспоминаетс€ мне вс€кий раз, когда €, сид€ за своим Ђписьменным столомї (в действительности же Ц компьютерным рабочим местом), погружаюсь, волею судеб, в наше общее прошлое. ѕыта€сь извлечь из него уроки дл€ нашего общего насто€щего и будущего.  ак дл€ себ€, так и дл€ уважаемых читателей.

ѕри работе над своей книгой, посв€щенной поискам следов гуннского народа† между современными реками ƒоном, ƒунаем и ћарной (известными в античную эпоху под совсем иными, хот€, возможно, звучащими с определенной степенью схожести названи€ми Ц “анаис, ƒануб и ћатрона, или ћатерна), автор насто€щих строк, в очередной раз, как бы переживал на€ву далекое прошлое. ¬ моих ушах пугающе €вственно звучали €ростные боевые кличи, л€зг оружи€, свист стрел, военные команды, крики торжества и боли, конский топот эпохального сражени€ на  аталаунских равнинах, под нынешним французским городом Ўалон-на-ћарне в 451 году п. –.’..† “ам, где многие тыс€чи, если не дес€тки тыс€ч† павших в той Ђбитве народовї сп€т, по сей день, вечным сном на пол€х провинции Ўампань, засе€нных сахарной свеклой.  огда тема по-насто€щему захватывает автора, он забывает обо всем и как бы переноситс€ в мир, который пытаетс€ воскресить из небыти€. Ётот мир становитс€ дл€ него второй (если не первой) реальностью. Ќи днем, ни ночью € не знал поко€. ¬ моих видени€х и снах гунны под предводительством свирепого јттилы представл€лись мне так €вственно, будто € видел их на экране кинозала, телевизора или компьютера. ј вот гуннские союзники-германцы - готы, франки† и гепиды† -, ускольза€ почему-то от моего мысленного взора, казались мне скорей бесплотными и молчаливыми тен€ми. “ак же, как и римские союзники-германцы Ц другие готы, другие франки и бургунды, спасшие от гуннов –имскую империю, столети€ми бывшую оплотом и венцом всего, созданного волей и силой человека.

ћежду тем, на самом деле €рка€, зловеща€, кровава€ звезда јттилы, прежде чем, словно Ђкристалл багр€ный, раздробитьс€ в небеї (использу€ образ из стихотворени€ Ёмил€ ¬ерхарна Ђѕолководецї), лишь несколько лет озар€ла собственные исторические судьбы готов. ¬ начале и в конце V века от –ождества ’ристова, кульминацией которого стала Ђбитва народовї под  аталауном во Ђглаве углаї мировой (т.е., по тогдашним пон€ти€м Ц римской) истории сто€ли не гунны, а готы. –иску€ впасть в некоторое преувеличение, можно даже сказать, что незабвенный гуннский ЂЅатюшка-царьї,† прозванный римл€нами Ђ‘лагеллум ƒеиї, а готами Ц Ђ√одегизельї (и то, и другое значит по-русски ЂЅич Ѕожийї), ухитрившийс€ стравить восточных готов с западными, был лишь героем интермедии, разыгравшейс€ между уходом с исторической арены цар€ вестготов јлариха, вз€вшего Ђ¬ечный √ородї - ѕервый (¬етхий, или, говор€ церковным €зыком, —тарейший) –им на “ибре, и выходом на нее цар€ остготов “еодориха Ц Ђрегенератораї† «ападной –имской империи.

¬ своей книге Ђ“аинства готовї† Ёдред “орссон (—тефан Ё. ‘лауэрс), ссыла€сь на Ђтрадициюї, возводит этноним Ђготї к имени самого отдаленного (мифического?) предка готского народа Ц √аут(с)а. ”казыва€, что, по мнению многих, эпоним был спроецирован на миф, исследователь приводит кажущеес€ ему наиболее веро€тным значение слова Ђгаут(с)ї - Ђотецї. ¬ €зыке отдаленных родственников готов Ц исландцев Ц Ђ√аут(р)ї €вл€етс€ одним из прозвищ бога ќдина (соответствующего ¬(у)отану (¬одену, ¬одану, ¬оданазу) материковых германцев. ¬ древнеисландском руническом стихотворении об асе (боге) ќдине сказано:

Ass er aldin-gautr (јсс эр алдин гаутр), т.е. Ђјс (Ѕог) есть древний отецї.

ѕри этом √аут(с) Ђне об€зательно идентичен ¬оданазу, потому что это им€ означает только Ђотецї, а в этимологическом смысле - Ђтот, кто изливает из себ€ї, т.е. Ђисток, к которому восход€т поколени€ отпрысковї (Ђ“аинства готовї).

¬ англосаксонской героической поэме ЂЅеовульфї упоминаетс€ северное плем€ геатов (по-древненорвежски: Ђгаутарї), чей этноним, возможно, восходит к тому же истоку, что и этноним Ђготыї. ¬ то же врем€ этноним Ђг(у)отї €вно сближаетс€ по значению со словом ЂЅогї (нем. Ђ√оттї, англ. Ђгодї и т.д.). » со словом Ђдоброї - как в значении Ђблагої (нем. Ђ√утї), так и в значении Ђимуществої (нем. Ђгутї). Ќе случайно и по-русски слово Ђдоброї (в значении Ђимуществої) €вл€етс€ синонимом слова Ђбогатствої (также св€занного с пон€тием Ђбогї). Ќо об этом будет подробнее сказано далееЕ

ќговоримс€ заранее: мы† придерживаемс€ традиционной версии о северном, нордическом, скандинавском происхождении готов, хот€ она оспариваетс€ многими авторами. ”казывающими, в обосновании своей точки зрени€, прежде всего, на малонаселенность —кандинавии в древние времена и оспаривающими, на этом основании, свойственные еще древним представлении о ней как о Ђкузнице народовї, Ђмастерской народовї или Ђлоне, рождающем народыї. ћы не намерены вступать с ними в полемику, ибо не это €вл€етс€ целью нашего повествовани€.

ќчень соблазнительно проследить исторический путь готов, мысленно блужда€ по туманному —еверу, Ђ¬ечному Ќордуї, внушавшему непреодолимое отвращение еще ћефистофелю из II части Ђ‘аустаї моего тезки ¬ольфганга √Єте. Ќадо сказать, что с гЄтевских времен этот† суровый —евер не стал щедрее к археологам. –аскопки предыдущих столетий обогатили историческую науку лишь сравнительно немногочисленными находками древних заколок-фибул, наконечников копий и тому подобного. Ќо современные методы полевых археологических исследований позволили ученым сделать важные выводы о жизни и развитии древних народов в этой молчаливой и сумрачной зоне. ѕравда, даже археологи первой половины XXI в. п. –.’.† во всеоружии самых продвинутых и прогрессивных методов не в силах вызвать из небыти€ на территории нынешних —кандинавии, ѕольши, —еверной √ермании, ѕрибалтики руины храмов и дворцов. Ќо оскудение важных археологических находок в столь щедрой на них еще совсем недавно, но перекопанной вдоль и поперек ѕередней јзии заметно оживило интерес к предыстории —еверной и ÷ентральной ≈вропы. ј также обмен результатами исследований и их обсуждение научной общественностью.  онечно, археологи€ заметно изменилась со времен √енриха Ўлимана, Ћеонарда ¬улли, јртура Ёванса и многих других, посв€тивших своим и чужим изыскани€м очень и не очень толстые книги. Ќаходки вроде идолов богов давно забытых культов или солнечных колесниц, Ђкладов ѕриамаї или Ђскифского золотаї стали большой редкостью, а во многих районах вообще не встречаютс€, как глубоко ни копай. «ато главным предметом исследований стали не столько боги и цари древних народов, а сами эти древние народы.  ак они жили, чем питались, что выращивали на своих пол€х, что за корм давали своему скоту, на каких зверей охотились, что за рыбу ловили, как разрастались и почему приходили в упадок их поселени€.

¬ то же врем€ - что за интерес живописать остатки чудом сохранившихс€ до наших дней убогих глинобитных хижин или т.н. Ђкультурный слойї - доисторические кучи мусора, копившегос€ тыс€чами лет и привлекательного лишь дл€ археологов! ƒа и непросто их описывать Ц в отсутствие живых людей, без исторического фона, или, говор€ Ђпо-новорусскиї, без Ђбэкграундаї...

» все-таки, без этого нельз€, ибо лишь в данной области изучени€ первобытной и ранней истории готов и других германских народностей были сделаны достойные упоминани€ находки, проливающие свет на их генезис. ¬едь весь фонд античных свидетельств и исторических источников, римских и греческих авторов, давно изучен маститыми учеными, еще 100 лет тому назад в восторге упоенно воспевавшими германцев времени ¬еликого переселени€ народов. — того момента, когда† солнце античной историографии впервые озарило готов, по€вившихс€ на дальних подступах к границам римской Ёкумены (греческой ќйкумены, т.е. обитаемого, в смысле - Ђцивилизованногої мира), на јгалинге (так германцы в древности именовали реку ƒнестр) и на ≈вксинском понте (современном „ерном море), сведени€ древних источников о них станов€тс€ все более подробными. ќднако эти источники были известны еще нашим отцам, дедам, прадедам и так далее. ѕоэтому автор насто€щей книги решил не ограничиватьс€ ими, а, с учетом этих сохраненных нам античными и раннесредневековыми историками фактов и нар€ду с ними, сообщить читателю и о том, что нам известно о готах с современной точки зрени€.

ѕри написании своей книги о неукротимых и неутомимых гуннах, о которых нам известно, в общем-то, не так уж много достоверного, автору этих строк пришлось изр€дно попотеть, заполн€€ многочисленные пробелы в их истории, незаполненные историками прежних лет, дес€тилетий и веков. ј вот обратившись к истории Ђзакл€тых друзейї гуннов - готов, мне пришлось столкнутьс€ с противоположной проблемой. ј именно: как в доступной и занимательной форме изложить историю готского народа широкому кругу читателей, не перегружа€ его органы воспри€ти€ информации чрезмерным изобилием фактов. —ведений, многие из которых важны и интересны лишь специалистам. ¬ынужденно обход€ молчанием те или иные моменты готской истории (долгой, переменчивой и извилистой, словно полет летучей мыши), € утешал себ€ тем, что ныне наши росси€не и другие русско€зычные читатели могут свободно путешествовать по всему миру. » те из них, кто, заинтересовавшись Ђготской темойї,† действительно решат отправитьс€ по следам древних готов, смогут использовать дл€ своих поисков отпускное врем€. » таким образом самим пополнить запас своих знаний о готах. —леды готов они без труда найдут на солнечной јдриатике, где их, во всем величии свей древней красоты, ждет столица остготов –авенна. ј если их больше интересуют вестготы, то советую им провести отпуск в солнечной »спании. «апастись дорожной картой, вз€ть напрокат машину Ц и поездить по стране, чтоб насладитьс€ видом маленьких вестготских каменных церквушек, затер€вшихс€ на хран€щих первозданное молчание равнинах, как в свое врем€ Ц автор этих строк.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов ƒревн€€ –усь јнтичный мир
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    ¬ольфганг јкунов
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
8 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л6
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 35 –Љ–Є–љ—Г—В –љ–∞–Ј–∞–і