ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€  ќЌ≈÷ »Ћ» Ќј„јЋќ? » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

 ќЌ≈÷ »Ћ» Ќј„јЋќ?

 ќЌ≈÷ »Ћ» Ќј„јЋќ?

јндалузи€, или јндалуси€, которую владевшие ею когда-то вандалы называли ¬андалузией, была переименована маврами в јль јндалус. ѕравославных епископов Ћеандра, »сидора и ёлиана, способствовавших, в своем качестве последних писателей јнтичности, неожиданному расцвету духовной жизни в вестготской державе, сменили Ђагар€нскиеї поэты. Ќеустанно сочин€вшие победные песни, сладкозвучные касыды и газели, оглашавшие древние города √ранаду,  ордубу, ¬иллу √айену (возникшую на месте бывшего поместь€ римского императора √а€  алигулы) и др. восторженными восхвалени€ми новой веры, новой страны, новой жизни магометан на древней римской земле »берийского полуострова.

–асцвет мавританской культуры в »спании оставил свои зримые следы, известные доныне нам и всему миру. –оскошные бани, Ћьвиный дворик в гранадской јльгамбре, дворцы, патио, уникальное переплетение различных, но так гармонично слитых воедино элементов иберийско-арабской жизни. »менно благодар€ всему этому нам так трудно оплакивать падение вестготского царства в »спании.  оторое, по мнению многих историков, погибло под бременем своих собственных противоречий и даже успело (к примеру, по мнению ƒитриха  лауде) отказатьс€ от вестготского €зыка† (чему, конечно же, способствовало обращение готов при –еккареде в кафолическую веру и их отказ от арианской библии ¬ульфилы, написанной на готском €зыке), к моменту, когда арабы нанесли ему последний, смертельный удар, лишь прервавший давно начавшуюс€ агонию. Ћишь поставивший кровавую точку под давно уже внутренне исчерпавшим себ€ владычеством вестготов. Ќо »спани€ отличаетс€ от других стран ≈вропы. ќна Ц страна романсов и сказаний. Ђѕрославл€€ свои воинские подвиги, испанцы делали это в христианском духе; но форму этих славословий они заимствовали у мавров. ѕоскольку истина познавалась €вно не посредством пера и чернил, но посредством оружи€ и кровопролити€, она увековечивалась не в томах библиотек, а в воинственной народной поэзии. Ќаши романсы - сумма нашего богослови€ и нашей философииї, утверждал испанский писатель и дипломат јнхель √анивет и √арси€ (покончивший с собой в 1898 г. в –иге, на территории –оссийской империи).

Ђѕеснь о моем —идеї - древнейший испанский героический эпос, уход€щий своими корн€ми в эпоху последних вестготов Ц содержит больше арабских, чем германских, элементов. ’от€ к моменту его создани€ готские героические песни далеко еще не отзвучали. ј прозаические пересказы исторических средневековых романсеро ’инесом ѕересом де »та Ц одним из основоположников жанра исторического романа в ≈вропе - и Ђ–укопись, найденна€ в —арагоссеї графа яна ѕотоцкого кажутс€ нам, люд€м XXI г., гораздо ближе, чем глубокомысленные полемические произведени€ »сидора —евильского со всеми их тонкост€ми и ухищрени€ми. » все таки было бы несправедливо и неверно напрочь забывать вестготскую »спанию, рассматривать вестготов лишь как преход€щий, эфемерный эпизод в долгой истории »спании. » делать вид, будто вестготы Ц лишь одна из многочисленных приправ к и без того уже излишне пр€ной и острой Ђолье подридеї† »берийского полуострова. Ќу, разве что чуть-чуть т€желовеснее цыган; чуть-чуть грубее иудеев; чуть-чуть попроще мусульманских авторов любовно-поэтических шедевров јбу ћухаммада јли ибн јхмада аль-јндалуси, или, сокращенно, ибн ’азма Ц творца Ђќжерель€ голубкиї; чуть менее душеполезнее премудростей† рабби ћоше бен ћаймона из  ордовы, –амбама, Ђорла синагогиї, известного в ≈вропе как ћаймонид. ’от€, вследствие латинского €зыка и христианского содержани€ испанской литературы вестготского периода в ней крайне сложно выделить собственно вестготский субстрат, в ней чувствуетс€ одно. Ќеустанное стремление к самоутверждению, характерное дл€ времени и дл€ субъектов ¬еликого переселени€ народов, все-таки еще не умерло. » не погибло вместе с царем –одерихом и его дружинниками на поле сражени€ при √вадалете.

Ѕитва завершилась дл€ вестготов полной катастрофой. ¬не зависимости от того, где именно она произошла. Ќа √вадалете, к югу от јркоса, на √вадарранке близ √еракловых столпов, или в устье реки —аладо близ ’ереса де ла ‘ронтера. ƒлилась ли она восемь, семь, п€ть дней или всего лишь день.  ак бы то ни было, она стала не только поражением, но и последним, в высшей степени впечатл€ющим, внушительным самоутверждением и Ц в то же врем€ Ц зримым про€влением готской сущности, которой даже победоносные арабы сочли необходимым засвидетельствовать свое искреннее уважение. —ыновь€ –одериха получили от новых мусульманских хоз€ев »спании богатые земельные пожаловани€. » возможность беспреп€тственно жить Ц пусть не по-царски, но вполне по-кн€жески. ¬ отличие от православных Ђромеевї августа ёстиниана I в »талии, мавры-мусульмане не вели в »спании против готов войну на уничтожение. ’ристианские жители городов, покоренных маврами, не были обращены в рабов. —трана не была разграблена подчистую. » даже, вроде бы, не подверглась большей эксплуатации, чем при вестготах. », хот€ граница расширившегос€ ’алифата с сохранившимис€ на севере »спании христианскими государствами (на последних клочках вестготской земли еще какое-то врем€ и кое-как держались объ€вившие себ€ цар€ми јгила II и јрдо Ц последний, по мнению ƒитриха  лауде, правил в —ептимании, за ѕирене€ми)† оставалась чем-то вроде военного кордона, союзы между ними на прот€жении последующих столетий нередко заключались вне зависимости от религиозной принадлежности высоких договаривающихс€ сторон.

Ќо самое главное заключалось в другом. „асть ѕиренейского полуострова так и не покорилась его новым хоз€евам. ѕереселившиес€ туда готы, прин€тые остатками свевов (живших там издавна и не добитых вестготами) в союзе с автохтонным кельтиберским населением, сплотились в новую общность, исполненную веры в царей своих мелких государственных образований и в выполнимость возложенной на них самим ѕровидением высокой миссии освободить когда-нибудь »спанию от мавров. ¬ то врем€ как арабы и берберы преодолевали ѕиренеи, завоевывали остатки готских владений в —ептимании, совершали все более глубокие и опустошительные рейды в земли франков, пока не были разбиты франкским майордомом  арлом ћартеллом под “рикассием (сегодн€шним “руа) и ѕиктавией (современным ѕуатье), христиане северной и северо-западной »спании упорно отстаивали Ц как бы в тени упом€нутых выше масштабных военных событий Ц свои крохотные владени€. »х сердцем была √алиси€, древн€€ √алици€ Ц страна паломников со всей ≈вропы, стрем€щихс€ сотворить достойный плод пока€ни€ за совершенные грехи там, где упокоены мощи св€того апостола »акова, ставшего небесным заступников »спании Ц в —анть€го де  омпостела.

Ќо дл€ того, чтобы паломники могли идти на поклонение ко гробу св€того апостола Ѕожьего, в ставшую уже на три четверти мавританской »спании, готам было необходимо во что бы то ни стало удержать в своих руках узкую полоску земли на севере страны. —ражатьс€ за »спанию так, как они сражались с восточными римл€нами-Ђроме€миї за »талию у подножи€ ¬езуви€ при своем царе “ейе. » точно так же, как никто не знал, откуда, из какого ниоткуда, вз€лс€ “ей€, теперь никто не знал, откуда, из какого ниоткуда, вз€лс€ воитель ѕелагий. ¬озглавивший последних вестготов, как “ей€, когда-то Ц последних остготов.

“радиционно прин€то считать, что ѕелагий (или, по-испански - ѕелайо) был одним из уцелевших в битве при √вадалете знатных готских воинов (по некоторым сведени€м Ц Ђкн€земї). ќн ухитрилс€ провести остатки своей доблестной дружины через всю »спанию в ее северную оконечность и основать там независимое графство (комитат). Ќе ранее 721, но и не позднее 725 г. т.е. лет через 12 после поражени€ и гибели вестготского цар€ –одриго-–одериха, Ђстарецї (если верить роману ћигел€ —ервантеса де —ааведра Ђƒон  ихотї)† ѕелагий дал арабам бой, расцениваемый испанцами как начало их 700-летней –еконкисты.† ѕервый бой новой эпохи, новой эры. ¬ которую арабы вынуждены были перейти от наступлени€ к обороне. ј христианска€ »спани€ прин€лась шаг за шагом отвоевывать захваченный у нее маврами полуостров.

ћесто этого бо€ хорошо известно. ќн произошел к востоку от ќвьедо, в долине реки –ио —ель€, близ пещерного монастыр€  овадонга. »спанский автор Ёмилиано де ла ”эрга, большой знаток истории этой св€щенной дл€ испанских христиан долины и побед, одержанных ѕелагием над сарацинами (другое название арабов-мусульман), писал о первой победе ѕелайо при  авадонге:

Ђ огда вс€кое сопротивление маврам на равнинах  астилии утратило смысл, кн€зю ѕелайо пришли на ум горы и скальные стены јстурии, оказавшиес€ неприступными даже дл€ римл€н. — остатками войска, разбитого при √вадалете, он обратил свои стопы на север и начал набирать себе дружину среди мужей јстурии.   нему присоединилось немало туземцев. Ёто были храбрые воины, хорошо знавшие свою область непроходимых лесов и труднопреодолимых гор <Е> Ќо и во всем остальном ѕелайо про€вил большую осмотрительность; он даже поддерживал определенные отношени€ с губернатором победоносных арабов в ’ихоне, и с  ордовой, где, говор€т, провел некоторое врем€ в заключении как заложник. Ќевзира€ на то, что его тщательно охран€ли, ему удалось бежать и добратьс€ до гор јстурии, где его уже ожидали верные соратники; теперь ему было необходимо ударить на врага, поскольку арабы, после бегства пленника, уже не сомневались в его намерени€х. ќн повелел трубить в военную трубу и укрепл€ть лагерь. ќружие, изготовленное по его приказу, состо€ло из луков со стрелами, кинжалов и небольших копий, служивших туземцам дл€ защиты от хищных зверей (возможно, охотничьих рогатин? Ц ¬.ј.), пращей† и камней. Ќетрудно разгадать план, которому он следовал. »беры на прот€жении двух столетий† сопротивл€лись громадному военному превосходству римл€н, примен€€ против них тот способ ведени€ войны, который мы сегодн€ называем герильей (малой, или партизанской войной Ц ¬,ј.). Ќа стороне христиан были горы, в которых можно было укрыватьс€, как в естественных укреплени€х, созданных самой природой; непроходимые леса, в которых превосходно ориентировались туземцы; а также небесное могущество —в€той ƒевы, ¬ирхен де ла  уэва (Ђѕещерной ƒевыї). јрабы, дл€ которых было крайне важно уничтожить этот очаг сопротивлени€, пытались добитьс€ победы в полевом сражении. ќднако выбор пол€ битвы оставалс€ за христианами. ѕоследние выжидали в засаде, но, когда выдавалс€ благопри€тный случай, вступали в бой, хот€ враги значительно превосходили их вооружением и численностью. Ќа руку христианам играла внезапность совершаемых ими из засады нападений. ѕостепенно мощь и численность войск мусульман ослабевала. Ќаходившийс€ в своей ставке, расположенной в —анта  уэва (Ђ—в€щенной ѕещереї), предводитель христиан дон (от лат. Ђдоминусї, т.е. Ђгосподинї - ¬.ј.) ѕелайо разрабатывал стратегию, отдавал распор€жени€ об устройстве засад, посто€нно мен€л места расположен舆 своих войск и распредел€л провиант, нередко состо€вший лишь из меда диких пчел и из дичи, водившейс€ в лесах. ’ристиане удерживали горные высоты, обрушива€сь с них на мелкие вражеские отр€ды, уничтожа€ их и срыва€ таким образом все планы мусульман. ѕри таком способе ведени€ войны сарацинское войско день ото дн€ несло все большие потери. √од от года (с 718 по 722 г.) падала его численность, мораль и боевой дух. ’ристиане же, напротив, с каждой одержанной, пусть даже незначительной, победой, становились немного сильнее; а по мере возрастани€ их оптимизма, возрастало и число воинов, шедших в бой с врагом под знаменем  рестаї.

¬есьма интересным представл€етс€ и сообщение о ѕелагии, содержащеес€ в Ђ’ронике корол€ јльфонса IIIї:

Ђѕелайо со своими людьми пребывал в недрах горы јусева, когда по€вилось войско (мавров Ц ¬.ј.), разбившее свои бесчисленные шатры перед входом в пещеру. ≈пископ (!) ќппа (или ќппас Ц ¬.ј.) взошел на возвышенность напротив —в€той ѕещеры и вопросил: Дѕелайо, где ты?У “от отвечал ему из трещины в скале: Дя здесьУ. ≈пископ продолжал: Дƒумаю, от теб€ не укрылось, что все войско готов не смогло усто€ть перед сарацинами.  ак же ты думаешь оказать им сопротивление, сид€ в этой горе? ¬немли моему совету и покорись; перейд€ на сторону мавров, ты получишь много вс€кого добраУ. ѕелайо возразил: Д–азве ты не читал в —в€щенном ѕисании, что ÷ерковь √оспода подобна горчичному зерну, из коего, как оно ни мало, по милости Ѕожией произрастает нечто большее, чем из всех остальных сем€н?У ≈пископ отвечал: Д¬оистину, так сказано в ѕисанииУ. ѕелайо же ему: ДЌаше упование Ц ’ристос; из этой малой горы придет спасение дл€ »спании и дл€ готского народа. ћилость ’ристова освободит нас от этих неверных, которые € презираюУ. “огда епископ обратилс€ к войску мавров со словами: Д√отовьтесь к бою, вы ведь слышали, что он мне ответилУї.† ††
¬оеначальник мавров јлькаман подал знак начать сражение. Ќеверные пустили в ход пращи и катапульты. —веркнули обнаженные мечи, запели стрелы, засвистели дротики. ќднако по милости Ѕожией, камни из пращей и катапульт, залетавшие внутрь пещеры и долетавшие до скрытого в ней алтар€ ѕречистой ƒевы, отлетали обратно, поража€ насмерть выпустивших эти камни сарацин. √оты сделали вылазку из Ђ—в€щенной ѕещерыї и обратили мавров в бегство. ≈пископ ќппа был вз€т ими в плен, јлькаман убит, а с ним Ц 150 000 мусульманских воинов. ”целевшие же 63 000 мавров, бежавшие в поисках спасени€ в селение јмосу, были погребены под гигантским оползнем, обрушившись вместе с массой земли и камней в реку ƒева. ѕо сей день река, выход€ща€ из берегов при паводке, выносит на поверхность человеческие кости и оружие. ћунуза (еще один арабский предводитель Ц ¬.ј.) бежал из ’ихона, но был настигнут в ¬иль€ де ќлальес и убит собственными дружинникамиї.

Ќадо думать, что мавританские камни и дротики, пущенные снизу вверх и падавшие на пол пещеры, не причин€€ вреда укрывавшимс€ в ней христианам, летели обратно вниз, убива€ мавров, только под пером хронистов. „то указанна€ ими численность арабских воинов была сильно преувеличена. » что на пытавшихс€ спастись бегством арабов обрушилс€ не оползень, а отр€д преследовавших отступающих неверных разъ€ренных готов, свевов и кантабров. ћногочисленные фантастические подробности и преувеличени€, которыми пестр€т христианские хроники, объ€сн€ютс€ упоением первой победы после стольких унизительных, позорных поражений. ¬ арабской же хронике Ќаф аль тиб де аль-ћаккари, цитируемой испанским автором  лаудио —анчесом јльборносом в его труде Ђћусульманска€ »спани€ї, об этой битве сказано следующее:

Ђ ак сообщают некоторые историки, первым объединил христиан, бежавших в √алисию, после арабского завоевани€ »спании, некий неверный по имени ѕелайо, родом из јстурии, вз€тый арабами в заложники , чтобы защититьс€ от населени€ этой страны. ќн бежал из  ордовы во времена јль-’урр бен јбд аль-–ахмана а-«акафи, второго арабского эмира »спании, на шестой год после завоевани€, происшедшего в 98 году ’иджры† (716-717). ќн се€л смуту среди христиан, пока они не прогнали наместника аль-’урра и не стали хоз€евами страны (јстурии Ц ¬.ј.), каковыми они и остались. „исло их царей до смерти јбд аль-–ахмана III составило двадцать два.

»са бен јхман аль-–ази говорил, что во времена јнхазы бен —ухама аль- вальби в стране √алиси€ восстал некий дикий упр€мец по имени ѕелайо. — тех пор христиане в јль јндалусе начали защищать те области, которыми они еще владели, хот€ и не наде€лись больше на то, что им это удастс€. ћусульмане воевали с многобожниками (каковыми магометане считали христиан, вер€щих в “риипостасного Ѕога Ц ¬.ј.), прогнали их и завладели их страной вплоть до јриулы в земле франков, захватили ѕамплону в √алисии, и на долю цар€ по имени ѕелайо не осталось ничего кроме гор, куда он убежал с трем€ сотн€ми человек. Ќепрестанно подвергающиес€ нападени€м, его воины умирали от голода, и у него осталось не более тридцати мужчин и дес€ти женщин. » им было нечего есть, кроме меда, который они отбирали у пчел, гнездившихс€ в расселинах скал. Ёто надоело мусульманам, и они, наконец, с презрением сказали: “ридцать диких ослов Ц что за вред они могут нам причинить? ¬ 133 году (’иджры Ц ¬.ј.) ѕелайо умер, и царем стал его сын ‘афила. ѕравление ѕелайо длилось 19 лет, правление же его сына Ц два года. ѕосле этих двоих правил јльфонсо, сын ѕедро и дед Ѕени јльфонсо, которым удалось сохранить свою власть по сей день и отвоевать то, что было отн€то у них мусульманамиї.

’ристианские и арабские хроники настолько противоречат друг другу, что именно из факта их противоречивости можно сделать следующий важный вывод. ¬не вс€кого сомнени€, пара сотен лишенных вс€кой реальной силы и надежды на успех, упорно сопротивл€вшихс€ в очевидно безвыходной ситуации, туземцев во главе с Ђбезбашеннымї вестготом, действительно могли казатьс€ маврам дикими, упр€мыми ослами. “ем более что во всей покоренной мусульманами »спании коренных жителей никто Ц пока! - особенно не притесн€л. ќ чем свидетельствует хот€ бы факт присутстви€ в арабском войске христианского епископа, выступающего в качестве парламентера и пытающегос€ убедить дона ѕелайо в бессмысленности дальнейшего сопротивлени€ Ц мол, плетью обуха не перешибешьЕ » даже призывающего мусульман готовитьс€ к бою со своими единоверцами Ц готовыми победить или умереть за ѕресв€тую Ѕогородицу Ц ¬ирхен де ла  уэва - православными христианами, не желающими покоритьс€, Ђпреклонить колена пред ¬ааломї! — другой стороны, совершенно очевидно и нечто другое. ƒаже обладающее подавл€емым численным превосходством, возглавл€емое опытными военачальниками, хорошо вооруженное (вплоть до метательных машин) арабское войско оказалось бессильным и неспособным одолеть небольшой отр€д испанских Ђгериль€совї, искусно использующих особенности труднодоступной и труднопроходимой горной местности. ¬озможно, дона ѕелайо вдохновл€л пример из прошлого Ц стойкое сопротивление кельтиберов римл€нам, о котором он мог знать из сказаний и книг (если, конечно, был обучен грамоте). ѕодобно тому, как мы знаем из книг о том, как о горные теснины »спании, оборон€емые ее несгибаемыми в своем мужестве сынами (да и дочерьми), сломала себе зубы мнивша€ себ€ непобедимой арми€ императора французов (а фактически Ц императора «апада) Ќаполеона I. ƒа и франкскому паладину Ђримскогої императора «апада  арла ¬еликого - графу –оланду - с его верным другом ќливьером и воинственным архиепископом “урпином довольно солоно пришлось в »спании Ц не зр€ с тех пор и по сей день

ѕлачут сладкозвучные виолы,
¬спомина€ сечу под –онсевалем Е
(ѕеснь о –оланде).

“аким образом,  овадонга, —в€щенна€ ѕещера, нар€ду с доблестной Ќуманцией† и –онсевальским ущельем, принадлежит к числу мест кровавых уроков, данных этой удивительной в своей своеобычности »спанией т.н. великим державам. » не важно, кто давал им этот кровавый урок Ц доримское население »берии, баски-васконы или крепчайший этнический сплав, образовавшийс€ в горах јстурии из кельтов, свевов, готов с баскскими Ђвкраплени€миїЕ

 онечно, в той тесной и узкой долине никак не могли уместитьс€ 200 000 арабов с обозом, стрелометами и камнеметами. ќни бы просто задохнулись в тесноте и давке и оставили отважных воинов дона ѕелайо без работы. ќднако значение той или иной битвы зависит не от числа участников. ј от ее характера и последствий. — учетом же данного обсто€тельства следует заметить, что горы, взирающие вниз на  овадонгу, видно, не случайно нос€т им€ ѕикос де Ёвропа, Ђ≈вропейских пиковї . »бо именно в их сени дикий упр€мец дон ѕелайо выиграл одну из судьбоносных дл€ ≈вропы битв Ц не в один-единственный день победы при  овадонге, но в течение последующих лет своего ожесточенного сопротивлени€ арабам. —воих неустанных боев за северный краешек потер€нного, казалось бы, субконтинента. ѕикос де ≈вропа предстают перед нами высочайшими башн€ми неприступной крепости. »бо Ђв  овадонге, на одном из подступов к крепости, ѕелайо в 722 г. усто€л перед мусульманами, распространившими свое господство на весь мир от »ндии и до јтлантики. »менно там† и родилась »спани€ї ( лаудио —анчес јльборнос).

’от€ точна€ дата победы ѕелаги€ над сарацинами при  овадонге все еще не установлена, поскольку наметившийс€ в ходе борьбы перелом наступил не только в день той ставшей знаменитой, но отдельно вз€той, битвы, но и в ходе целой серии отличавшихс€ большей или меньшей ожесточенностью боев испанских Ђгериль€совї с маврами в 718-722 гг., €сно одно. Ёти Ђсхватки христианского ƒавида с мусульманским √олиафомї имели государствообразующее значение. ѕодобно тому, как французска€ королевска€ династи€  апетингов была основана малоизвестным графом ќдо(ном), или Ёдом, отличившимс€ героической обороной города ѕарижа от норманнских викингов, так и победы при  овадонге оказалось достаточно дл€ того, чтобы малоизвестный дотоле ѕелагий-ѕелайо стал царем не подчинившихс€ маврам вестготов Ђсо товарищиї.

¬ данной св€зи важно обратить внимание на сообщени€ арабской хроники о годах, проведенных ѕелагием в заложниках у мавров. »бо в заложники арабы (да и не только они) обычно предпочитали брать не абы кого, но отпрысков самых знатных семейств покор€емых ими земель и народов. јстурийским краеведам удалось установить, что ѕелагий-ѕелайо был родственником цар€ вестготов ’индасвинда (’индесвинда). » что вестготский царь ¬итица (смещенный впоследствии злополучным –одерихом) приказал, по внутриполитическим соображени€м, убить отца ѕелаги€ Ц ‘авилу.  оль скоро это так, то доказательства пр€мого преемства новой, основанной ѕелагием, династии с доарабскими царскими родами вестготов - налицо.† † † † † ††
ѕелайо одержал победу, но большой славы и могущества он все же не достиг. ≈го столицей стал живописный городок  ангас де ќнис, расположенный в 16 мил€х от  овадонги. ѕелагию, умершему в 731 г., наследовал его упом€нутый выше сын ‘авила (правивший до 739 г.), ‘авиле же Ц кн€зь из другой ветви царского рода вестготов, јль(де)фонс(о) I, фигурирующий в исторических сочинени€х, в т.ч. и на русском €зыке, как  атолический (хот€ правильнее было бы назвать его  афолическим, т.е. ѕравославным Ц ведь раскол единой апостольской церкви произошел лишь в 1054 г., о чем полезно лишний раз напомнить). јль(де)фонс I был потомком несчастного царевича √ерменгильда-≈рменигельда.  ак писал в своей латинской »стории испанский хронист Ћука, епископ “уйский, голосом всего народа готов был избран (царем - ¬.ј.) дон јльдефонс  афолик (лат.: Aldefonsus Catholicus ab unverso populo Gothorum eligitur). Ћишь јль(де)фонсу, з€тю цар€ ‘авилы, женатому на царской дочери Ёрменсинде, или √ерменсинде (его предпочли малолетним царским сыновь€м, не способным править), и прозванному за свою воинскую доблесть ¬еликим, удалось несколько расширить христианскую зону вли€ни€. ѕричем не только силой оружи€. Ќо и Ц прежде всего Ц путем использовани€ кровавой смуты, разгоревшейс€ в мавританском лагере. ѕосле быстрого мусульманского завоевани€ »берийского полуострова в 711-718 гг. он был превращен магометанами в провинцию јрабского халифата, которым правила из ƒамаска (—ири€) династи€ ќмей€дов (”май€дов). –езиденцией† арабских наместников в »спании, носивших титул Ђвалиї или Ђэмирї, стала  ордова, прежн€€  ордуба.

ѕервоначально испанский эмир назначалс€ африканским наместником Ђобщеарабскогої халифа, а тот, в свою очередь, подчин€лс€ непосредственно халифу. ¬ этническом отношении† мусульмане »берии подраздел€лись на арабов, живших в городах, берберов, живших в сельской местности, и сирийцев, преобладавших в войсках (размещенных в казармах). Ёти мусульманские народы боролись между собой за власть над страною јль јндалус. ¬ 750 г. правивша€ јрабским халифатом династи€ ќмей€дов-”май€дов была свергнута и почти полностью истреблена новой династией Ц јббасидами (перенесшими столицу халифата из сирийского ƒамаска в месопотамский Ѕагдад). јбд ар-–ахман, один из уцелевших ќмей€дов, совершил побег в ≈гипет, а затем - в ћагриб (—еверную јфрику). Ќо его попытки закрепитьс€ на египетских и африканских земл€х оказались безуспешными. ¬ конце 755 г. јбд ар-–ахман высадилс€ в »спании, захватил  ордову и провозгласил себ€ эмиром. Ќекоторое врем€ он формально признавал власть јббасидов над »спанией, в качестве их наместника. Ќо после обострившегос€ конфликта с ними в 785 г. упоминание јббасидов в п€тничных проповед€х в мечет€х было запрещено по всей умай€дской »спании. Ѕольшую часть своего правлени€ јбд ар-–ахман I провел в борьбе с испанскими христианами. ќднако подлинным создателем независимого  ордовского эмирата стал его преемник јбд ар-–ахман II, начавший ускоренную† исламизацию населени€ ѕиренейского полуострова, значительно уменьшив число христиан на мусульманских земл€х. ћежду тем, борьба за власть над »спанией между арабами и берберами не прекратились и после создани€ независимого  ордовского эмирата. „то давало дополнительные шансы иберийским христианам.

—ын јльфонса I Ц ‘руэла I ∆естокий (годы правлени€: 757-768), вследствие межмусульманских распрей,† смог, наконец, спуститьс€ с гор и основать город ќвьедо, ставший истинным средоточием новой испанской державы на готской основе.


¬ первые 10 лет своего правлени€ он одержал много побед над маврами и был милостив и великодушен, но затем, склонившись к тирании, стал ненавистен своим подданным, и за то, что незаконно лишил жизни своего брата ¬имерана, любимого народом, был свергнут и убит в 768 г.

¬ ќвьедо (в местном произношении: ќвьеддо), давно забывшем, кажетс€, о жестокости своего вестготского основател€, сохранились архитектурные пам€тники той поры, прежде всего Ц церкви —ан ’улиан до лос ѕрадос (или, в местном произношении Ц Ђ—антуль€ної), —ан ћигель де Ћильо (по нашему, храм —в€того ћихаила јрхангела - бывша€ часовн€ царского дворца) и —анта ћари€ де Ќаранко (перестроенный царский дворец, о чем свидетельствуют лестницы и внутреннее помещение, похожее скорее на палаты древнего германского цар€, чем на неф христианского св€тилища). Ќагл€дно свидетельствующие о свершившемс€, наконец, сли€нии властного германского мышлени€ с великой христианской идеей –еконкисты, о готском прошлом испанского народа. јльфонс I, вне вс€кого сомнени€, ощущал себ€ всецело готом и посто€нно это подчеркивал.

Ќо и в округе Ц в долинах, т€нущихс€ к ѕикос де Ёуропа, да и ниже, у мор€, сохранилась россыпь церковок, арочек, крипточек, часовенок Ц зримые свидетельства начавшегос€ великого движени€. ѕоначалу это было лишь самоутверждение, непрерывные попытки вырватьс€ из арабских тисков, затем Ц изумленное, постепенное пробуждение от т€желого сна, от ночного кошмара. ¬осстани€, начавшие вспыхивать на юге против власти могущественных завоевателей, перешедших от прежней политики религиозной терпимости к насильственной исламизации своих христианских подданных, позволили север€нам продвинутьс€ до реки ƒуэро. ѕостепенна€ утрата арабами бдительности, самовлюбленность изнежившихс€ мавров, их утонченное искусство и сладка€ жизнь позволили суровым христианским воинам јстурии и Ћеона все чаще переходить от обороны к наступлению.

— вполне пон€тным нетерпением испанские историки ищут в этих темных столети€х Ц VIII, IX и X Ц истоки не только свойств испанского национального характера, которым »спани€ была об€зана своим величием, но и характерных черт христианских испанских государей эпохи –еконкисты. ѕри этом они Ц за небольшим исключением Ц не желают ничего слышать о, вне вс€кого сомнени€, лежащих в их основе вестготских истоках и традици€х.  ак, впрочем, и об удивительной стойкости и способности к сопротивлению баскского племени. ѕородившего Ќаварру и Ђгуманиста с мечом в рукеї - √енриха IV, ¬еликого Ѕеарнца, основател€ династии Ѕурбонов Ц одной из знаменитейших в ≈вропе —редневековь€ и Ќового ¬ремени. “ем не менее, именно, здесь, на —евере, на орошаемом дожд€ми кантабрском побережье, с его промышленными городами и шахтами, можно, при желании, убедитьс€ в том, что мощь свевско-готско-баскского наследи€ не была исчерпана в ходе –еконкисты (в отличие от мощи наследи€ кастильского). ≈го непокорные, своенравные потомки Ц  аталони€, јстури€, Ћеон и —трана басков (Ёускади) Ц всем новомодным Ђавтономистскимї поползновени€м вопреки Ц залог будущего »спании, вечно прекрасной и единой в своем многообразии.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов јнтичный мир »спани€
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    ¬ольфганг јкунов
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
18 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є5
–†–Њ–±–Њ—В—Л13
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 41 –Љ–Є–љ—Г—В—Г –љ–∞–Ј–∞–і