ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ –ј¬≈ЌЌ— јя ’»ћ≈–ј » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

–ј¬≈ЌЌ— јя ’»ћ≈–ј

–ј¬≈ЌЌ— јя ’»ћ≈–ј

¬о им€ ќтца, и сына, и —в€того ƒуха, аминь.

Ќесмотр€ на многочисленные, несомненные улучшени€ в сфере повседневной жизни, осуществленные под властью остготского цар€ “еодориха ¬еликого, втсупившего во владение »талией (формально Ц от имени императора восточной части –имской империи), нам сегодн€ трудно представить себе, как “еодориху удалось наладить и обеспечить мирное сосуществование на јпеннинском Ђсапогеї римл€н, ругов† и остготов - народов, столь разных во всех отношени€х. јкадемик Ћ.Ќ. √умилев €вно отнес бы италийское царство “еодориха ¬еликого к числу государственных образований, квалифицируемых отцом неоевразийства и создателем пассионарной теории этногенеза как Ђнежизнеспособные химерыї. ѕод Ђгосударством-химеройї профессором √умилевым понималась этническа€ форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность, т.е., попросту говор€ Ц несочетаемость) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. ¬ результате этой отрицательной комплиментарности, выросшие в химере люди утрачивают этническую традицию и не принадлежат ни к одному из контактирующих этносов. √осударство-химеру √умилев характеризовал как общность деэтнизированных, выпавших из этносов людей. —огласно его теории, в государстве-химере господствует бессистемное сочетание несовместимых между собой поведенческих черт, на место единой ментальности приходит полный хаос цар€щих в обществе вкусов, взгл€дов и представлений. ¬ такой среде расцветают вс€кого рода антисистемные идеологии. ѕотер€ своеобразных дл€ каждого этноса адаптивных навыков приводит к отрыву населени€ от корм€щего ландшафта. ¬ отличие от этноса химера не может развиватьс€, а способна лишь некоторое врем€ существовать, впоследствии распада€сь - происходит своего рода этническа€ аннигил€ци€ (взаимоуничтожение). ¬озникшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициаторами кровопролитных конфликтов, либо химера становитс€ жертвой соседних этносов. ’имера может существовать в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли, существу€ за его счет и не выполн€€ никакой конструктивной работы. ѕри этом она может быть относительно безвредной (пассивной)† либо же становитьс€ рассадником антисистем (агрессивна€ химера).

Ѕольшинство известных в истории этнических химер сложились за счет вторжени€ представителей одного суперэтноса в области проживани€ другого, после чего агрессор пыталс€ жить не за счет использовани€ ландшафта, а за счет побежденных. –езультатом в конечном итоге всегда был распад и гибель химеры, так как победители деградировали не в меньшей степени, чем побежденные. “ак говорит пассионарна€ теори€ этногенеза, о которой “еодорих ¬еликий, разумеетс€, не имел никакого пон€ти€. ’от€ если бы он и имел о ней пон€тие, то, надо думать, все равно предприн€л свой Ђэтнохимерический экспериментї на италийской земле. „то же происходило на этой земле с жившими там под его скипетром народами?

ќ ругах сообщают, что они жили строго обособленно, чтобы не смешиватьс€ ни с италиками, ни даже с готами. ¬ыража€сь современным €зыком, они имели компактные места проживани€. » ни один руг(ий) не женилс€ на девушке-иноплеменнице. ќднако именно эта подчеркиваема€ хронистами особенность поведени€ ругов в »талии (подмеченна€, в частности, восточно-римским историком ѕрокопием  есарийским) позвол€ет предполагать, что остготы вели себ€ иначе. ƒа и не могли не вести себ€ иначе. Ѕудучи, в отличие от ругов-ругиев, народом многочисленным и расселившимс€ по всей территории италийского Ђсапогаї. ¬озможно, “еодорих сознательно стремилс€ к смешению готов с италийцами?† ћожет быть, он думал повторить на римской земле замысел јлександра ћакедонского, мечтавшего соединить, путем заключени€ браков, европейский континент с азиатским? ¬едь это замысел действительно осуществилс€ в возникших уже после смерти јлександра смешанных в культурном отношении греко-среднеазиатских, греко-малоазиатских, греко-средневосточных, греко-египетских и даже греко-индийских эллинистических царствах. Ќо повторение подобного эксперимента в остготской »талии привело бы, в конце концов, к растворению готской Ђкаплиї в италийском ЂмореїЕ.¬идимо, поэтому немецкие историки разных эпох не особенно склонны раздел€ть данную точку зрени€Е

“ак, немецкий автор времен Ђ¬торого рейхаї ‘еликс ƒан писал в своем монументальном труде Ђ÷ари германцевї:

Ђѕереселенцы были в своем подавл€ющем большинстве остготами, хот€ к ним присоединились также ругии, гепиды и даже отдельные византийцы (восточные римл€не Ц ¬.ј.). –угии воздерживались от смешивани€ с готами и италиками и сохранили внутри готской державы свою обособленность. —ледовательно, они селились р€дом; ибо никогда они не смогли бы избежать от смешени€ со своими сосед€ми, никогда ругийский мужчина не мог бы всегда женитьс€ только на ругийской женщине, если бы родственные св€зи между ругами были разорваны и семьи ругиев Ц разбросаны по всему царству. Ќо в том, что было дозволено малой части второстепенного народца-попутчика, конечно, не могло быть отказано готам, пришедшим (в »талию Ц ¬.ј.) целой нацией, и у готов, как у ругиев, целые роды, племена и т.д. селились вместе, компактно. “ак же компактно вошли в римскую державу за сто лет перед этим Ц вестготы, а впоследствии Ц лангобардыЕЅыло бы совершенно нелепым, крайне насильственным, почти невозможным шагом, беспричинно разорвать familiae et propinquitates, бывшие основой жизни народаїЕ

Ќу, таким уж беспричинным шагом это бы, конечно, не было, если бы цель “еодориха в самом деле† заключалось в сли€нии двух подвластных ему народов. Ќо из уникального документа, запечатлевшего историю остготского царства Ц писем римского сенатора  ассиодора, магистра оффиций (премьер-министра) “еодориха ¬еликого и автора не дошедшей до нас истории готов Ц €вствует нечто иное. “еодорих был слишком высокого мнени€ о своих остготах, чтобы желать их растворени€ в среде более многочисленного италийсого населени€. ќн ставил остготов в пример не только всем прочим Ђварварамї, но и римл€нам. » его представлени€ о государстве имели мало общего с насильственным или хот€ бы стимулируемым соответствующей политикой расселени€ готов в »талии сли€нием разных народов, проживавших бок о бок на италийской земле.  онечно, столь многочисленному (по Ђварварскимї масштабам) народу, как готам, не могла быть выделена, в достаточно† густо населенной »талии, способна€ вместить его весь одна компактна€ область проживани€ (дл€ этого пришлось бы изгнать слишком много живших там до того италиков, что привело бы к серьезным проблемам). Ќо на практике дело могло обсто€ть так, как это представл€лось ‘еликсу ƒану: Ђ“олько не следует представл€ть себе расселение (готов в »талии Ц ¬.ј.) таким образом, что, к примеру, ровно треть провинции Ёмили€ была отведена под компактное поселение готов. Ќет, готские пришельцы распредел€лись по всем трем трет€м провинции Ёмили€. “реть каждого имевшегос€ в наличии римского земельного владени€ отчуждалась в пользу готской семьи. Ќо каждое из этих готских семейств, посел€вшихс€ разрозненно, вперемешку с римл€нами (cum sciamos Gotos vobiscum habitare permixtos, как сказано у  ассиодора), в Ёмилии, Ћигурии и т.д., принадлежало к одному определенному роду, к одному определенному племени. “ак что между готами в каждой провинции сохран€лись и продолжали действовать прежние родоплеменные св€зи, позвол€вшие им чувствовать себ€, пусть малым, но единым целымї.

ƒоказательством этого служат не только Ђ¬арииї  ассиодора. ѕервого секретар€ “еодориха, несчетное количество раз излагавшего его царскую волю и решени€ на пергамене и папирусе. Ќо и тот факт, что после уничтожени€ царства остготов восточными римл€нами описанные выше группы готов еще на прот€жении нескольких поколений продолжали вести свое обособленное и самосто€тельное существование. Ђ√лубока€ истина заключаетс€ в по€вившейс€ еще в те дни (под пером ѕрокопи€ Ц ¬.ј.) аллегории, называющей народ готов ногами (в смысле Ђопорамиї Ц ¬.ј.) “еодорихаї (‘еликс ƒан).

† †

Ётот исторический феномен нельз€ назвать не имеющим аналогов. ћы уже указывали выше на пример эллинизма. ¬ качестве аналогичного примера можно указать на кельтов »рландии и √ебридских островов, превратившихс€ в миссионеров, христианизировавших остальную часть ≈вропы. Ќо это так, к словуЕ

»так,† римский консул€р, сенатор, патриций и магистр милитум ‘лавий “еодорих, сын “иудимира, опиралс€ на остготов, как на свои Ђногиї,† и гордилс€ ими. Ќе столько потому, что готы были сильным, здоровым, молодым и отважным народом. —колько потому, что они заметно выдел€лись на фоне прочих Ђварваровї своей т€гой к знани€м и способностью воспринимать наследие античной культуры, творчески перерабатыва€ его. ќ чем свидетельствуют хот€ бы сохранившиес€ до наших дней изначально арианские церкви –авенны (пришедшие на смену походным церкв€м на колесах времен готских скитаний), мавзолеи “еодориха и римской принцессы √аллы ѕлацидии (дочери последнего объединител€ –имской империи ‘еодоси€ I ¬еликого и многолетней правительницы западной половины империи), остатки дворца “еодориха, базилики —в€того јполлинар舆 (с единственным дошедшим до нас мозаичным изображением равеннской гавани) и —в€того ¬итали€, часовн€ —в€того јндре€ и другие архитектурные шедевры остготского периода.  оторым наш поэт Ђ—еребр€ного векаї ј.ј. Ѕлок посв€тил одно из самых известных своих стихотворений:

–ј¬≈ЌЌј

¬сЄ, что минутно, всЄ, что бренно,

ѕохоронила ты в веках.

“ы, как младенец, спишь, –авенна,

” сонной вечности в руках.

–абы сквозь римские ворота

”же не ввоз€т мозаик.

» догорает позолота

¬ стенах прохладных базилик.

ќт медленных лобзаний влаги

Ќежнее грубый свод гробниц,

√де зеленеют саркофаги

—в€тых монахов и цариц.

Ѕезмолвны гробовые залы,

“енист и хладен их порог,

„тоб черный взор блаженной √аллы,

ѕроснувшись, камн€ не прожег.

¬оенной брани и обиды

«абыт и стерт кровавый след,

„тобы воскресший глас ѕлакиды

Ќе пел страстей протекших лет.

ƒалЄко отступило море,

» розы оцепили вал,

„тоб сп€щий в гробе “еодорих

ќ буре жизни не мечтал.

ј виноградные пустыни,

ƒома и люди - всЄ гроба.

Ћишь медь торжественной латыни

ѕоет на плитах, как труба.

Ћишь в пристальном и тихом взоре

–авеннских девушек, порой,

ѕечаль о невозвратном море

ѕроходит робкой чередойЕ

ѕодобно многим жител€м –авенны, Ѕлок полагал, что прах √аллы ѕлацидии (ѕлакиды) и “еодориха ќстготского покоитс€ в равеннских мавзоле€х, что не соответствует действительности. Ќо это так, к слову...

ѕроцесс врастани€ готов в античную цивилизацию и греко-римское наследие, начавшийс€ с крестител€ готов, создател€ готского алфавита и перевода —в€щенного ѕисани€ на готский €зык епископа ¬ульфилы, стал фактом, реальностью всемирно-исторического масштаба. –еальностью, котора€ не могла не беспокоить ¬торой –им, разлегшийс€, в кольце из стен, на ѕропонтиде и Ѕосфоре.

’от€ порой трудно пон€ть, где в Ђ¬ари€хї  ассиодора говорит он сам Ц ученый, влюбленный в свою риторику и свой эпистол€рный стиль Ц, а где - его царь-государь “еодорих, не может быть сомнени€ в фактической достоверности слов, сказанных “еодорихом ¬еликим говорит одному из своих послов, успешно выполнивших данные ему дипломатические поручени€:

Ђ“ы противосто€л цар€м как равный им по силе противник и, посланный нами, оказывал нашу справедливость и таким, которые в грубом упр€мстве едва ли понимали твои доводы. “еб€ не смущала царское достоинство, воспламен€емое гневом от того, что ты осмеливалс€ возражать. “ы подчинил отвагу истине и потр€с совесть варваров (примечательно, что своих готов “еодорих Ђварварамиї €вно не считал! Ц ¬.ј.) настолько, что они стали покорными нашим повелени€мї.

ћиссионерский характер намерений “еодориха становитс€ €сным из того, что он милостиво одаривает Ђварварскиеї народы благовоспитанными девицами своего рода в качестве цариц. —удьбы этих остготских царевен, воспитанных в  онстантинополе, –авенне или ¬етхом –име, свободно владевших латынью, греческим и всеми свободными искусствами, были аналогичны судьбам дочерей многих других государей. Ќапример,† китайских принцесс, становившихс€, ради сохранени€ мира и спокойстви€ ѕоднебесной, женами суровых, не знающих церемоний и учтивого обхождени€ вождей гуннов и других кочевников на Ђƒиком «ападеї  ита€.

ѕлем€нница “еодориха јмалаберга, отданна€ царем остготов в жены Ђцарюї тюрингов (турингов) √арменфреду (и родивша€ ему сына јмалафрида), привезла будущему мужу вместе с приданым сопроводительную грамоту от тест€ следующего содержани€ :

Ђ—частлива€ “юринги€ будет отныне украшена девицей, которую богата€ »тали€ обучила наукам и учтивому обхождению, и впредь “юринги€ будет блистать достоинствами своей царицы не меньше, чем своими победамиЕї

ƒрачливого паннонца “еодорих вразумл€ет:

Ђѕочему вы хватаетесь за меч, хот€ имеете теперь судей, которые неподкупны?  ак заметить, что царит мир, если под властью закона и пор€дка происход€т схватки? ѕодражайте нашим готам, которые на поле брани отличаютс€ мужеством, а в услови€х мира Ц законопослушанием!ї. —ходные мысли были высказаны “еодорихом и в другом письме: Ђќт нравственно развращенных варварских народов готы отличаютс€ своей справедливостью и любовью к закону, вдвойне похвальными качествами: таким образом готы перен€ли разумность римл€н, не утратив оттого, однако, храбрость варваровї. —уд€ по всему, “еодорих всерьез пекс€ о государственной пользе.

¬ заключение этой главы нам представл€етс€ уместным привести отрывок из Ђ»стории города –има в —редние векаї уже неоднократно цитировавшегос€ нами ‘ердинанда √регоровиуса:

Ђ÷арь готов не коснулс€ ни одного из существовавших установлений –имской республики и скорее льстил (римскому Ц ¬.ј.) народу открытым признанием этих установлений. » ничто в действительности не подверглось изменению ни в политической, ни в гражданской жизни –има; все формы как общественной, так и частной жизни оставались при “еодорихе в такой же мере римскими, в какой они были римскими при (императорах Ц ¬.ј.) ‘еодосии и √онории. Ќе зр€ “еодорих носил патрицианское им€ ‘лавиев. — сенатом он обходилс€ с особенным вниманием, хот€ светлейшие отцы не принимали уже никакого участи€ в управлении государством. —енат представл€л собой только средоточие всех высших государственных назначений: каждый, получавший такое назначение, вместе с этим получал и место в сенате. ѕетронии, ѕробы, ‘австы и ѕавлины из рода јнициев все еще существовали и занимали высшие государственные должности. Ќа сенаторов еще возлагались посольства ко двору в  онстантинополь; в самом городе на них отчасти еще лежала судебна€ де€тельность по уголовным делам; в ведении сенаторов были и все дела, относившиес€ к общественному благоустройству; наконец, сенаторы имели вли€тельный голос в выборе папы и в делах, касающихс€ церкви. —реди собранных  ассиодором эдиктов есть 17 посланий “еодориха ad patres conscripti (отцам, включенным в списки, т.е. сенаторам Ц ¬.ј.), написанных в официальном стиле императоров. ¬ этих послани€х царь выражает свое уважение к достоинству сената и говорит о своем намерении охранить и возвысить значение сената. —овет отцов –има €вл€етс€, т. о., как бы самой почтенной руиной в городе, которую благочестивый царь варваров стараетс€ охран€ть с такой же заботливостью, с какой он относитс€ к театру ѕомпе€ или к Circus Maximus (Ѕольшому ÷ирку Ц ¬.ј.). Ќазнача€ кого-либо в виду его заслуг патрицием, консулом или на какую-либо другую доходную должность, царь (видимо, узурпировавший право делать такие назначени€, принадлежавшее только римскому императору Ц ¬.ј.) в вежливой форме обращалс€ к сенату и просил его прин€ть в свою среду, как товарища, избранного им, царем, кандидата. “итулы должностных лиц “еодориха: magister officiorum (магистр оффиций, а по-нашему Ц премьер-министр), комит дворцовых войск, префект города, квестор, комит патримони€ (доменов), magister scrinii (начальник государственной канцел€рии), comes sacrarum largitionum (комит казначейства и торговли), равно как и приводимые  ассиодором формул€ры назначений на должности,- все это показывает нам, что “еодорих сохранил все должности, бывшие при (императоре Ц ¬.ј.)  онстантине (I ¬еликом Ц ¬.ј.) и его преемниках, и старалс€ вернуть этим должност€м их значение. Ќичего не переменил “еодорих и в римском законодательстве. ¬ интересах обеспечени€ своего положени€ в »талии “еодорих как чужеземец должен был облечь военное могущество готов, вторгшихс€ в »талию, покровом титулов республики и сохранить римл€нам их римские законы. Ќо обособленное существование германской нации между латин€нами и среди римских установлений привело ее самое к неизбежной гибели. (курсив наш Ц ¬.ј.). Ќерешительность в деле воссоздани€ государства и безжизненность политических форм, которые только искусственно поддерживались и сохран€лись, как развалины, сделали невозможной гражданскую реорганизацию »талии и лишь послужили на пользу образовавшейс€ (кафолической римской Ц ¬.ј.) церквиї, котора€, по мере прогрессирующего распада государства, постепенно, но последовательно и неуклонно усиливала свое вли€ние.

«десь конец и √осподу нашему слава!



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов јнтичный мир
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

I ћирова€ война јртиллери€ Ѕелое движение ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л3