ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ —¬я“ќ≈  ќѕ№≈ » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

—¬я“ќ≈  ќѕ№≈

—¬я“ќ≈  ќѕ№≈

Ѕрать€ по ордену,

»з бездны времен

–асп€тый на Ќорде

¬ернетс€ с  опьем.

ѕлоть от плоти предвечной,

 ованный орденом,

ѕриведет наконечник

√еро€ на родину.

—плетенные звень€

—вободны от пут.

¬осстань из забвень€ -

» вспомнишь свой путь.

Ѕез вести пропавший,

“ы - сам себе цель.

—мерть смертью поправший,

«амкни нашу цепь.

ѕусть вечно цветет

—редь пол€рного льда

«олото –озы

Ќа древке  опь€.

√устав ћайринк. јнгел «ападного окна.

¬о им€ ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха!

¬ последних главах ≈вангели€ от »оанна говоритс€ о том, как Ђодин из воиновї пронзил копьем ребра »исуса ’риста, расп€того на √олгофском кресте. —огласно древней христианской легенде, этим воином был римский центурион (сотник) по имени √ай  ассий Ћонгин, присутствовавший при расп€тии в качестве официального представител€ римского прокуратора (императорского наместника) »удеи Ц ѕонти€ ѕилата.

Ќа прот€жении двух лет римский центурион следил за де€тельностью странствующего галилейского проповедника »исуса из Ќазарета, о котором ходили слухи, что он и есть ожидаемый иуде€ми —паситель-ћесси€, предназначенный свыше дл€ восстановлени€ земного ÷арства »зраильского в прежнем блеске Ц хот€  ассий и не видел никакой угрозы, котора€ бы исходила от √алиле€нина дл€ римского владычества над ѕалестиной.

ѕосле ареста »исуса слугами первосв€щенника »ерусалимского и передачи облыжно обвиненного в пос€гательстве на царский венец проповедника на казнь, √ай  ассий Ћонгин стал свидетелем мужества и величи€, про€вленного √алиле€нином, расп€тым на кресте между двум€ разбойниками.

¬ ветхозаветной книге Ђ»сходї (12, 46) о пасхальной жертве Ц прообразе ћессии-’риста, как јгнца Ѕожи€ Ц принесенного в жертву на ѕасху за грехи всего рода человеческого Ц было сказано Ђ...и костей ее не сокрушайтеї. ѕоэтому јнна, тесть первосв€щенника иудейского  аиафы и советник —инедриона (¬ерховного судилища »ерусалимского ’рама), и сам  аиафа твердо вознамерились Ђсокрушить костиї ’риста, дабы убедить таким образом народные массы, что »исус из Ќазарета Ц не ћесси€, а вероотступник и смуть€н, рвущийс€ к царской власти во что бы то ни стало.

¬рем€ шло, а расп€тые все не умирали. Ёто дало јнне и  аиафе необходимый им повод. јнна, как высший авторитет в вопросах «акона ћоисеева, не дозвол€вшего казнить человека смертью в субботу, при посредничестве цар€ »удейского »рода јнтипы обратилс€ к римскому прокуратору »удеи - ѕонтию ѕилату - с ходатайством позволить храмовым служител€м перебить расп€тым кости, с целью ускорить приход смерти осужденных, чтобы они умерли в п€тницу, до по€влени€ на небе первой вечерней звезды и наступлени€ темноты, знаменовавших приход шабаша (субботы).

ѕонтий ѕилат удовлетворил просьбу јнны. ѕервосв€щенник »ерусалимский  аиафа направил отр€д храмовой стражи на √олгофу (это слово переводитс€ с арамейского как Ђ„ерепї или ЂЋыса€ гораї - по легенде, именно в пещере √олгофы испокон веков покоились череп и кости праотца јдама). ¬озглавл€вший отр€д военный предводитель нес в руке копье цар€ »рода јнтипы, (в действительности же - не цар€, а тетрарха, или Ђчетверовластникаї, не обладавшего в »ерусалиме реальной царской властью и владевшего всего лишь четвертью территории »удейского царства времен »рода ¬еликого, расположенной в «аиорданье).

Ёто св€щенное копье служило символом полученных предводителем полномочий на совершение дозволенного римским прокуратором акта Ђсокрушени€ костейї. Ќе имей он в руке этого зримого символа царской власти, как бы делегированной ему по данному случаю формально тетрархом »родом јнтипой, а фактически Ц »ерусалимским судилищем, римские воины, охран€вшие место казни, не позволили бы ему и его люд€м и пальцем коснутьс€ осужденных.

  описываемому времени старинное копье, врученное царем »родом начальнику храмовой стражи в знак переданных ему полномочий, было уже ове€но множеством древних легенд. —читалось, что это копье было выковано по воле ветхозаветного пророка ‘инееса, как символ магических сил, содержавшихс€ в крови богоизбранного народа (хот€ существовала и верси€, согласно которой этим копьем на заре времен владел еще јдам - прародитель всего человеческого рода).  огда израильт€нин «имри, сын —алу, начальник поколени€ —имеонова, после победы возглавл€емого пророком ћоисеем »зраил€ над €зычниками-мадианит€нами (одно из крайне темных и непон€тных мест —в€щенного ѕисани€ ¬етхого «авета - ведь ѕророк и Ѕоговидец ћоисей в молодости, после своего бегства из ≈гипта, укрылс€ не где-нибудь, а именно у мадианит€н, в земле ћадиамской, женившись на —епфоре, дочери »офора, первосв€щенника мадианит€н, поклон€вшегос€ отнюдь не €зыческим идолам, а ¬севышнему Ѕогу и фактически научившего единобожию своего з€т€ ћоисе€!) и уклонени€ победоносных израильт€н в ересь идолослужени€ ¬аал-‘егору (¬аал-ѕеору, Ѕельфегору), божеству побежденных €зычников, привел в свой шатер мадианит€нку ’азву, дочь ÷ура, начальника ќммофа, племени ћадиамского,

Ђ...‘инеес, сын ≈леазара, сына јарона св€щенника, увидев это, встал из среды общества, и вз€л в свою руку копье, и вошел вслед за израильт€нином в спальню и пронзил обоих их, израильт€нина и женщину в чрево ее...ї („исла, 25, 6-8).

¬ данном случае св€щенник ‘инеес исполн€л пр€мое указание —в€того пророка-Ѕоговидца ћоисе€:

Ђ» сказал ћоисей судь€м »зраильским: убейте каждый людей своих, прилепившихс€ к ¬аал-‘егоруї.

¬от каким образом чудесное копье оказалось впервые омытым в крови супостатов ≈диного Ѕога. ѕосле этого оно не раз оправдало себ€ в качестве талисмана военной удачи и власти.

“ак, ветхозаветный пророк и воитель »исус Ќавин, по преданию, держал в руке именно это копье, подава€ своим воинам сигнал испустить оглушительный крик, приведший к падению стен неприступного »ерихона, а также при вз€тии другого ханаанского города Ц √а€.

Ђ“огда √осподь сказал »исусу: простри копье, которое в руке твоей, к √аю, ибо я предам его в руки твои...»исус простер... копье, которое было в его руке, к городу. —идевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и вз€ли его и тотчас зажгли город огнемї.

Ёто же самое копье царь »зраильский —аул в приступе гнева метнул в молодого ƒавида, игравшего перед ним Ђна струнахї: Ђ...в руке у —аула было копье. » бросил —аул копье, подумав: пригвожду ƒавида к стене; но ƒавид два раза уклонилс€ от негої.

ѕо старинной легенде, царь иудейский »род, сын эллинизированного идуме€ јнтипатра, прозванный ¬еликим, также держал в руках это древнее копье, как символ власти над жизнью и смертью, когда отдал свой жестокий приказ перебить всех невинных младенцев Ђот двух лет и нижеї, родившихс€ в ¬ифлееме »удейском Ђи окрест негої, стрем€сь погубить среди них и младенца »исуса, которому было предсказано стать Ђ÷арем »удейскимї. ј теперь то же самое копье было принесено на √олгофу по приказу другого »рода, сына предыдущего, как символ права на Ђсокрушение костейї ’риста —пасител€.

 огда храмовые стражники подн€лись на √олгофу, римские воины, охран€вшие кресты с расп€тыми, по свидетельству позднейшего византийского хрониста —имеона ћетафраста, с отвращением отвернулись. Ћишь сотник √ай  ассий Ћонгин, которому это было положено по должности, не отвел взора, когда слуги первосв€щенника раздробили палицами черепа и кости двух разбойников, расп€тых по обе стороны от »исуса.

–имский центурион, не в силах преодолеть омерзени€ при виде того, как жестоко были перебиты кости разбойников, решил защитить тело »исуса ’риста от поругани€.

¬ыхватив копье ‘инееса из рук начальника храмовой стражи, центурион направил своего кон€ к среднему кресту и пронзил грудь расп€того »исуса справа между четвертным и п€тым ребром (в пам€ть об этом при прободении просфоры св€тым копием по уставу ѕравославной ÷еркви св€щенник и поныне произносит слова ≈вангели€ от »оанна 9, 34: Ђ» един от воин копием ребра ≈му прободошаї). »менно так было прин€то у римских воинов провер€ть по окончании сражени€, не осталс€ ли кто в живых из их противников, чьи тела устилали поле битвы. ƒело в том, что из застывшего трупа кровь не могла бы вытечь. Ќо в данном случае из пронзенного ребра –асп€того Ђистекла кровь и водаї - и в тот момент, когда таким Ђнеестественнымї образом пролилась спасительна€ кровь ’риста, √ай  ассий Ћонгин оказалс€ чудесным образом исцелен от мучившей его глазной болезни (катаракты).

—огласно одному из преданий, римский сотник, провед€ ладонью по окровавленному острию копь€, прикоснулс€ к глазам и тут же стал полностью зр€чим. ”веровав в ’риста, Ћонгин громко воскликнул:

Ђ»стинно, то был —ын Ѕожийї!†

—огласно Ђ„еть€м-ћине€мї св€того ƒмитри€ –остовского, в которых описаны житие и страдани€ св€того мученика Ћонгина-сотника, истори€ его чудесного исцелени€ имела продолжение. —отник Ћонгин, приставленный вместе с воинами охран€ть тело »исуса, погребенное в пещере, удостоилс€ лицезреть воскрешение —пасител€. » тогда он окончательно уверовал в ’риста, обратилс€, стал вести жизнь праведную, проповедовать христианскую веру, обраща€ множество людей на путь спасени€, и в период гонений прин€л мученическую смерть за ’риста чрез усекновение главы.

 огда слепой римский наместник приговорил Ћонгина к смерти, тот объ€вил, что в день его казни наместник вновь обретет способность видеть.  ак только Ћонгину отсекли голову, слепой наместник действительно прозрел (в том числе и духовно) и прин€л веру ’ристову.

ѕо другой легенде, сотник Ћонгин сохранил бесценные капли крови ’ристовой в дарохранительнице-пиксиде, переданной им в христианский храм в городе ћантуе (в кафедральном соборе которого она хранитс€ по сей день).

¬прочем, не будем перечисл€ть все чудеса и легенды, св€занные с именем сотника Ћонгина. Ѕолее важным представл€етс€ нечто другое.

¬ случае центуриона Ћонгина Ђкопье ‘инеесаї сыграло роль своеобразного Ђкатализатора ќткровени€ї. ќно послужило живым свидетельством ¬оскрешени€ плоти, ибо нанесенна€ его острием телесна€ рана таинственным образом сохранилась и на теле воскресшего ’риста, €вившегос€ своим ученикам в ≈ммаусе. Ћишь один из апостолов Ц ‘ома Ќеверующий, склонный верить только в то, что был способен узреть своими телесными очами, не узнал воскресшего Ѕогочеловека, вошедшего к ученикам через затворенную дверь, чтобы открытьс€ им.

» тогда »исус сказал ‘оме: Ђ...подай перст твой сюда и посмотри руки ћои (с ранами от гвоздей Ц ¬.ј.); подай руку твою и вложи в ребра ћои (пронзенные копьем Ц ¬.ј.); и не будь неверующим, но верующимї.

ѕоскольку раны от гвоздей и от копь€ были видны на теле воскресшего ’риста, первые христиане верили, что, если бы сотнику Ћонгину не удалось предотвратить сокрушение костей »исуса на кресте, величайшее чудо ¬оскресени€ было бы невозможным.

»менно так они понимали древнее пророчество: Ђ ость ≈го да не сокрушитс€ї.

–имский сотник √ай  ассий Ћонгин, поразивший —пасител€ Ђкопьем ‘инееса и »исуса Ќавинаї в ребро, чтобы предохранить ≈го тело от Ђсокрушени€ костейї, вошел в христианские легенды как Ђкопейщик Ћонгинї или Ђкопьеносец Ћонгинї. ¬ качестве одного из первых христианских св€тых, он особенно почиталс€ иерусалимской христианской общиной, как живой свидетель пролити€  рови Ќового «авета, символом которого стало древнее копье.

» в самом деле Ц на краткий миг в руках у Ћонгина оказалась судьба всего рода человеческого, предназначенного либо к тому, чтобы по-прежнему нести брем€ первородного греха, либо к спасению путем подражани€ ’ристу.  опье, которым были пронзены ребра —пасител€, и в наконечник которого был позднее вделан один из голгофских гвоздей, стало одной из величайших общехристианских св€тынь, ове€нной множеством легенд. „исло этих легенд росло с течением столетий. —читалось, что тот, кто владеет Ђкопьем ‘инееса и Ћонгинаї и способен познать те силы, которым оно служит, держит в руках судьбы всего рода человеческого.

–имский военачальник ћаврикий, легат ‘иванского легиона, согласно христианской легенде, держал в руке Ђкопье Ћонгинаї (или копье, наконечник которого был сн€т с Ђкопь€ Ћонгинаї), когда отказалс€ принести жертву €зыческим идолам по приказу римского тирана ћаксимиана.

ѕо повелению верховного императора августа ƒиоклетиана, жестокого гонител€ христиан, его соправитель - август ћаксимиан - заманил ‘иванский легион Ц один из лучших в римской армии Ц в 285 (а по другим источникам - в 287)† г. п. –.’. заманил из ≈гипта в √аллию, €кобы дл€ подавлени€ восстани€ галльских кресть€н-Ђбагаудовї (Ђборцовї).  огда ћаврикий во главе своего легиона прибыл из ≈гипта в √аллию, сопротивлени€ Ђбагаудовї было уже подавлено. Ќо ћаврикий сделал трагическое дл€ себ€, как христианина, открыти€ - перебитые римскими войсками галльские повстанцы были не €зычниками, а христианами, не желавшими отречьс€ от веры в —пасител€.

Ћегатом ћаврикием овладело чувство вины, хот€ ему и не пришлось участвовать в уничтожении единоверцев. ¬скоре его пригласили на смотр римских войск, в ходе которого планировалось проведение массового €зыческого празднества с целью оживить и укрепить веру легионеров в древних €зыческих римских богов. ƒобравшись до главного лагер€ римл€н, ћаврикий узнал, что туда, по повелению верховного императора ƒиоклетиана, прибыл его соправитель август ћаксимиан.

”крепление пошатнувшейс€ веры в богов древнего –има ƒиоклетиан, сам объ€вивший себ€ Ђ»овиемї (Ђсыном ёпитераї), а своего соправител€ августа ћаксимиана Ц Ђ√еркулиемї (Ђсыном √еркулесаї), считал единственным средством остановить распад –имской империи. язычник Ђот умаї, а не Ђот сердцаї, сам уже не веривший в древних €зыческих богов, но желавший, во что бы то ни стало, угодить своему господину, ћаксимиан приказал всем легионам поклонитьс€ ему, как живому богу.†

¬ ответ легат ћаврикий произнес св€щенную кл€тву, что он будет верно служить императору, но ни сам он, ни воины его легиона не будут убивать христиан и поклон€тьс€ ложному богу. √неву тирана не было границ. Ћегат ћаврикий (принадлежавший, кстати, по некоторым данным, не к ортодоксальной, а к еретической, манихейской ветви христианства), в знак протеста против высказанной ћаксимианом угрозы подвергнуть его легион децимации (казни каждого дес€того воина-христианина), предложил себ€ в качестве добровольной жертвы за своих людей, преклонил колена и, подобно сотнику Ћонгину, Ђприн€л мечное сечениеї, то есть был обезглавлен. ’ристианские агиографы донесли до нас его последние слова: ЂIn Christo morimurї (Ђ”мрем во ’ристеї).

¬етераны ‘иванского легиона, воодушевленные примером ненасильственного, но оттого не менее решительного сопротивлени€ богоборческой власти, про€вленного их доблестным легатом, предпочли умереть, как он, но не принести жертву римским богам, в которых они больше не верили.

ƒаже произведенна€ над легионом децимаци€ Ц казнь каждого дес€того Ц не оказала на уцелевших легионеров, охваченных жаждой мученического подвига, никакого воздействи€. ¬се 6 666 легионеров Ц пожалуй, самое дисциплинированное подразделение в истории римской армии Ц блест€щей грудой сложили оружие к ногам тирана и бестрепетно подставили свои шеи мечам палачей. “огда разъ€ренный август ћаксимиан отдал жестокий приказ вырезать поголовно весь легион, как жертву своим €зыческим богам. “ак, по крайней мере, говоритс€ в житии —в€того мученика ћаврики€.

∆ертвенна€ гибель ћаврики€ и его ‘иванского легиона во им€ ’ристианской веры потр€сла весь €зыческий мир и подготовила приход к власти —в€того –авноапостольного ÷ар€  онстантина ¬еликого из рода ‘лавиев, превратившего –имскую империю в ’ристианскую державу.

¬о врем€ битвы у ћульвийского (ћильвийского) моста через “ибр у врат –има, в которой €зыческий император ћаксенций был разбит  онстантином ¬еликим, последний держал в руке Ђкопье Ћонгинаї, которое, со времен коллективного мученичества фиванских легионеров, стали именовать также Ђкопьем —в€того ћаврики€ї. »сход битвы определил, кто отныне будет править –имом, и привел к объ€влению ’ристианства официальной религией –имской империи.

’от€ сам  онстантин ¬еликий, почитавший бога —олнца и считавший источником своих побед Ђ¬ысшее Ѕожествої (Summa Divinitas) - что, впрочем, вовсе не мешало ему вмешиватьс€ в церковные споры между христианскими иерархами о “роичности Ѕожества! - крестилс€ лишь на смертном одре и воспользовалс€ тайной силой —в€того копь€ дл€ того, чтобы подчинить новую религию и ее адептов своим собственным честолюбивым планам, направленным на то, чтобы сохранить воинственный дух –омула даже под личиной обновленного ’ристианством преображенного –има.

ќблаченный в порфиру, под которой был скрыт наконечник —в€того копь€, император  онстантин, провозглашенный придворными льстецами Ђтринадцатым апостоломї, в качестве Ђвнешнего епископаї провозгласил перед отцами ÷еркви, собравшимис€ на Ќикейском соборе, догмат о “роичности Ѕожества. ѕри основании Ќового –има Ц  онстантинопол€ Ц император  онстантин ¬еликий, по древнеримскому обычаю, обход€ границы будущей столицы, которой присвоил древнее название –има на “ибре - Ђурбс региаї, то есть Ђгород царейї, Ђград царевї, Ђцарский градї (отсюда слав€нское название - Ђ÷арьградї), держал перед собой —в€тое копье и утверждал при этом, что Ђшествует по стопам “ого,  ого видит идущим перед собойї.

ѕо преданию, августейша€ мать  онстантина ¬еликого, царица ≈лена, обретша€ в »ерусалиме —в€той »стинный  рест, на котором был расп€т —паситель, повелела вделать в наконечник Ђкопь€ Ћонгина-ћаврики€ї один из св€тых гвоздей, которыми ’ристос был пригвожден к √олгофскому  ресту, дабы сделать владельца —в€того копь€ непобедимым и неу€звимым.

Ќесмотр€ на то, что позднейшие восточно-римские православные императоры считали —в€того –авноапостольного ÷ар€  онстантина принадлежащим исключительно собственной, Ђвизантийскойї, истории, его авторитет во всем христианском мире, в том числе и на «ападе, был столь велик, что западные крестоносцы-Ђлатин€неї, захватившие  онстантинополь в ходе злополучного дл€ ¬осточной империи IV  рестового похода, в числе прочих христианских св€тынь (в частности, двух обломков —в€того »стинного  реста, √олгофских гвоздей, туники и тернового венца —пасител€, „естной главы —в€того ѕредтечи и  рестител€ √осподн€ »оанна и др.) вывезли оттуда и порфировую гробницу императора  онстантина ¬еликого, хран€щуюс€ с тех пор в ¬атикане.

ѕозднее Ђкопье Ћонгина-ћаврики€ї на прот€жении столетий постепенного упадка –имской империи играло немаловажную роль в отражении набегов северных и восточных варваров, а также в их обращении в христианство и союзников римского дела.

Ётим копьем владел ‘еодосий I ¬еликий Ц последний император единой –имской державы, в 385 г. усмиривший с его помощью опустошавшее имперские земли германское плем€ остроготов (остготов, или восточных готов). √отский царь јларих, прин€вший христианство и вз€вший –им в 410 г., в качестве контрибуции потребовал передать ему, между прочим, и —в€тое  опье. ќт јлариха Ђкопье Ћонгина-ћаврики€ї перешло к вестготскому царю “еодориху, объединившему, при помощи Ђкопь€ Ћонгина-ћаврики€ї, под своими знаменами германцев и галло-римл€н, остановивших нашествие орд гуннского вожд€ јттилы в битве на  аталаунских пол€х в 451 г., а восле гибели “еодориха )выпустившего копье в сражении из рук) Ц к его союзнику, Ђпоследнему римл€нинуї патрицию јэцию Ц полководцу римского императора «апада ¬алентиниана.

ќбладал —в€тым копьем и православный василевс ёстиниан I ¬еликий Ц величайший император ¬осточной –имской империи (¬изантии), отвоевавший у варваров значительные территории бывшей «ападной –имской империи (—еверную јфрику с  арфагеном Ц у вандалов, »талию с –имом Ц у остготов, часть »спании - у вестготов, или визиготов, т.е. восточных готов, и пр.) и прославившийс€ также строительством —обора —в€той —офии в  онстантинополе и кодифицированным в его правление сводом римского права (Codex juris civilis).

ƒержа в руке Ђкопье Ћонгина-ћаврики€ї, василевс ёстиниан I повелел закрыть јфинскую академию и навсегда изгнать за пределы ’ристианской империи всех учителей €зыческой философии. —огласно византийской традиции, —в€тое копье с тех пор пребывало в ризнице константинопольской церкви Ц по крайней мере, до вз€ти€ Ђ¬торого –имаї крестоносцами-латин€нами в 1204 г.

¬о вс€ком случае, по свидетельству одного из участников штурма Ђфранкамиї  онстантинопол€, –обер де  лари, свидетельствовал, что Ђ...там нашли... железный наконечник от копь€, которым прободен был наш √осподь в бок...- кстати, по его же свидетельству, Ђфранкиї нашли там же Ђ...в одном хрустальном сосуде... большую часть пролитой »м кровиї (–обер де  лари. Ђ«авоевание  онстантинопол€ї LXXXII).

¬озможно, это был —в€той √рааль, хот€ еще ранее, в XII в., рыцари ’рама хранили в своей крепости √аза Ђчашу из зеленого хрустал€ или изумруда на золотых ножкахї, выдававшуюс€ ими за подлинный —в€той √рааль, €кобы обретенный тамплиерами в  есарии (а также, кстати, и другое —в€тое копье, при помощи которого участники I  рестового похода овладели јнтиохией)! Ќо вернемс€ к Ђкопью ‘инеесаї.

¬ VIII и IX вв. п. –.’. Ђкопье ‘инееса-Ћонгина-ћаврики€ї по-прежнему оставалось своеобразной Ђосьюї исторического развити€ человечества. ”тверждали, что этот таинственный талисман был снова использован в качестве реального древкового оружи€ франкским полководцем  арлом ћартеллом, одержавшим в 782 г. при ѕуатье эпохальную победу над войском сарацин (арабов-мусульман). ѕобеда арабских мусульман (именовавшихс€ также маврами) над франкскими христианами при ѕуатье означала бы установление власти »слама надо всей ≈вропой (во вс€ком случае, «ападной). ≈сли это правда, то что за —в€тое копье хранилось тогда в  онстантинополе Ц Ђ¬тором (или же Ќовом) –имеї?

¬нук  арла ћартелла, франкский царь  арл ¬еликий, коронованный папой римским в 800 г. императором «апада (а фактически - первым императором —в€щенной –имской империи), был в немалой степени об€зан своими военно-политическими успехами (в частности, покорением »спании до самой реки »бера, или Ёбро) обладанию —в€тым копьем.

Ќе сомнева€сь в его победоносной силе,  арл ¬еликий совершил за годы своего правлени€ 47 успешных военных походов, в частности, покорив и обратив в христианство €зычников-саксов.  роме того, считалось, что обладание —в€тым копьем сделало  арла €сновид€щим и способным предугадывать все планы и действи€ своих врагов, а также определить место захоронени€ апостола »акова «еведеева в испанской провинции √алисии, со временем превратившеес€ в одно из древнейших мест паломничества Ц —анть€го де  омпостела, где позднее, с целью охраны паломников к гробнице апостола, был основан знаменитый духовно-рыцарский ќрден —в€того »акова и ћеча.

ќбладание Ђкопьем Ћонгинаї окружало его венценосного владельца ореолом св€тости и мудрости в глазах всех его подданных. √овор€т, что император  арл ¬еликий всю свою жизнь пребывал в непосредственной близости от Ђкопь€ ‘инееса-Ћонгина-ћаврики€ї, не расстава€сь с ним ни днем, ни ночью.  огда же он, возвраща€сь из своего последнего военного похода, случайно выронил копье из рук, все расценили это как предвестие скорой смерти легендарного императора «апада (котора€ не замедлила и в самом деле наступить).

ѕо другой, легендарной, версии, отраженной, в частности, в средневековой Ђѕесни о –оландеї, император Ўарлемань ( аролус ћагнус - † арл ¬еликий) повелел вделать острие —в€того копь€ в руко€тку своего меча ∆уайеза (Ђ–адостногої), отчего, €кобы, произошел боевой клич древних франков и их потомков-французов Ђћонжуаї (ћо€ радость)!

—о дн€ увенчани€  арла ¬еликого императорской короной в –име в 800 г. и до ликвидации —в€щенной –имской империи Ќаполеоном I после битвы под јустерлицем в 1805 г. Ђкопьем ‘инееса и Ћонгинаї на прот€жении 1000 лет обладали 45 западных Ђримскихї (на деле же Ц франкских, а затем Ц германских) императоров.

—праведливости ради, следует заметить, что во все времена существовало (и по-прежнему существуют) немало реликвий, претендующих на право именоватьс€ Ђподлинным копьем Ћонгинаї.

ќдно такое копье (точнее, наконечник копь€, украшенный в центре прорезью в форме лапчатого креста Ц так называемый Ђ—в€той √егардї) с давних пор (€кобы с момента крещени€ древней јрмении в IV в.) хранитс€ в ризнице кафедрального собора монофизитской арм€нской церкви г. Ёчмиадзина (древнего ¬агаршапата), вместе с другими христианскими св€тын€ми, привезенными крестителем јрмении √ригорием ѕросветителем (√рикором Ћусаворичем) из  есарии ѕалестинской. Ђ—в€той √егардї (о котором также рассказывают, что именно им был насмерть поражен в битве с персами нечестивый римский император ёлиан-ќтступник, отрекшийс€ от христианства и пытавшийс€ вновь ввергнуть империю во мрак €зычества) помог войскам арм€нских христиан одолеть их противников-огнепоклонников (маздеистов). јвтору насто€щей военно-исторической миниатюры довелось, будучи в јрмении, посетить ризницу Ёчмиадзинского собора и лицезреть там —в€тое  опье.

ƒругое —в€тое копье с незапам€тных времен висело в Ѕольшом зале ¬атикана (а до этого Ц в Ћатеранском дворце римских пап).

“ретье Ђкопье Ћонгинаї обреталось в древней столице ѕольши Ц  ракове Ц считалось, что римско-германский император ќттон III при посещении города √незно в 1000 г. его своему вассалу - польскому королю Ѕолеславу ’раброму, собравшемус€ совершить паломничество в —в€тую «емлю. ѕо одной из легенд именно этим —в€тым  опьем польский рыцарь ƒобко (ƒобеслав) сразил в битве при “анненберге (√рюнвальде) в 1410 г. ¬ерховного магистра (гохмейстера) “евтонского (Ќемецкого) ордена ”льриха фон ёнгингена (который был неу€звим дл€ любого другого оружи€, ибо носил поверх лат золотой ковчежец с частицей »стинного ∆ивотвор€щего  реста и мощами нескольких св€тых)!

„етвертое —в€тое  опье было обретено участниками ѕервого  рестового похода при осаде јнтиохии в 1098 г., что помогло им овладеть этой сильнейшей крепостью ¬остока.

ѕ€тое Ђкопье ‘инеесаї, таинственным образом св€занное с именем знаменитого православного проповедника и ќтца ÷еркви »оанна «латоуста, как мы уже знаем, несколько столетий хранилось в столице ¬осточной –имской империи -  онстантинополе. ¬ XIII в. это копье было перевезено французским королем Ћюдовиком IX —в€тым, возвращавшимс€ из  рестового похода, из ¬изантии в ѕариж. »м очень интересовалс€ знаменитый схоластик-доминиканец ‘ома јквинский, прозванный Ђангелическим докторомї. Ќо если это так, то что за —в€тое  опье, упом€нутое –обером де  лари, обрели западные крестоносцы при вз€тии ÷арьграда в 1204 году?

≈ще одно, уже шестое, Ђкопье Ћонгинаї впервые вошло в историю в ’ в., в правление германского корол€ из —аксонской (—алической) династии Ц √енриха I ѕтицелова (919-936 гг.), разгромившего во главе т€желовооруженной саксонской кавалерии конные орды опустошавших √ерманию (и доходивших даже до »талии и ‘ранции) €зычников-венгров (мадь€р). Ёто —в€тое  опье было подарено √енриху I в 930 году бургундским королем –удольфом в подтверждение отказа последнего от прит€заний на имперскую »талию (север јпеннинского полуострова). ќ том, как —в€тое копье попало к –удольфу Ѕургундскому, истори€ умалчивает. ќднако традици€ утверждает, что в битве с мадь€рами на реке ”нструте, ознаменовавшей окончательное поражение венгерских €зычников, король √енрих I ѕтицелов держал в руке Ђкопье Ћонгинаї.

ѕосле победы над венграми таинственное копье не упоминалось в летопис€х до самого дн€ смерти √енриха ѕтицелова в  ведлинбурге и коронации его не менее знаменитого сына Ц римско-германского императора ќттона I ¬еликого (936-973 гг.), засвидетельствованного льстивыми придворными хронистами в качестве первого Ђзаконногої владельца —в€того копь€. ѕравда, по одной из версий, √енрих ѕтицелов перед тем, как завещать —в€тое копье своему сыну и наследнику, передал его на некоторое врем€ своему отдаленному родственнику (по происхождению от древнегерманского племени саксов, еще до переселени€ части этого саксонского племени, вместе с англами и ютами, в Ѕританию!) англо-саксонскому королю јтельстану, также сражавшемус€ не на жизнь, а на смерть с €зычниками (только не с венграми, а с датскими викингами, наводнившими в то врем€ јнглию).

— помощью Ђкопь€ Ћонгинаї король јтельстан одержал решающую победу над датчанами в битве при ћальмсбери.  огда же сестра јтельстана Ц Ёдгита Ц вышла замуж за ќттона I ¬еликого, английский король подарил ему —в€тое копье как часть приданого своей дочери. — этим даром было, €кобы, св€зано поставленное ќттону I его тестем јтельстаном условие превратить города-гарнизоны континентальной ≈вропы в торговые центры, и потому император ќттон I вошел в историю не только как победитель варваров, но и как градостроитель, придавший первые контуры европейской экономике.

ќттон I, в свою очередь, разгромил венгров в битве на реке Ћех под југсбургом в 955 г. Ц и, разумеетс€, при помощи —в€того копь€, которое возили за ним в сражении р€дом с военным ст€гом, украшенным образом ћихаила јрхангела. —огласно сообщени€м других хронистов, ќттон ¬еликий, прибыв с войском в –им, еще в качестве германского корол€, преклонил колена перед папой »оанном XII, который коснулс€ Ђкопьем Ћонгинаї его плеча и тем самым символически провозгласил его владыкой —в€щенной –имской империи. ѕри этом, правда, остаетс€ не совсем €сным вопрос, какое именно —в€тое копье использовалось при коронации Ц унаследованное королем ќттоном Ц через јтельстана - от отца, или же хранившеес€ Ђс незапам€тных временї у римских пап.

¬о вс€ком случае, не подлежит сомнению, что св€щенным Ђкопьем ‘инееса-Ћонгина-ћаврики€ї владели последовательно п€ть римско-германских императоров —аксонской (—алической) династии, а затем семь кайзеров Ўвабской династии √огенштауфенов, в том числе легендарные ‘ридрих I Ѕарбаросса (Ђ–ыжебородыйї) и его не менее знаменитый внук ‘ридрих II, прозванный Ђчудом мираї (stupor mundi).

‘ридрих I Ѕарбаросса (1152-1190 г.г.), в чьих жилах текла кровь враждовавших дотоле древних родов Ўтауфенов и ¬ельфов, поистине обладал всеми качествами идеального средневекового правител€ и рыцар€. ћечтавший о восстановлении древней –имской империи в прежнем блеске, рыжебородый император, хот€ и не имел под своим началом победоносных древнеримских легионов, покорил всю »талию, вз€л ћилан (откуда вывез реликварий с мощами трех евангельских Ђцарей-волхвовї, доныне хран€щийс€ в  ельнском соборе) и доказал свое превосходство над папой римским. ќн вз€л –им и Ц с Ђкопьем Ћонгинаї в руке! - лично возглавил штурм Ћатеранского дворца, вынудив папу римского искать спасение в бегстве.

¬последствии, встретившись с папой в ¬енеции, ‘ридрих Ѕарбаросса Ц оп€ть-таки со —в€тым копьем в руке! Ц преклонил колена перед папой, которого только что победил на поле бо€, и поцеловал ему ноги. Ќо это было ничем иным, как военной хитростью, необходимой дл€ того, чтобы выиграть врем€ и восстановить свою власть над м€тежной »талией. ‘ридрих I Ѕарбаросса погиб во врем€ “ретьего  рестового похода, утонув при переправе через реку —алефу в —ирии. ¬ момент переправы через реку —в€тое  опье выскользнуло у него из рук Ц и конь императора в тот же миг оступилс€! »з реки его извлекли уже мертвым. ¬прочем, смерть во врем€  рестового похода (как и во врем€ вс€кого паломничества к св€тым местам вообще) считалась достойнейшим концом дл€ рыцар€ и вообще вс€кого христианина и верным пропуском в рай...

ќднако внук Ѕарбароссы, по мнению многих современников и историков последующих поколений, превзошел своего знаменитого деда. ‘ридрих II √огенштауфен (1212 -1250 гг.), необычайно талантливый и высокообразованный дл€ своего времени властитель, обладавший поистине энциклопедическими знани€ми (в том числе и в области оккультных наук), свободно владевший шестью €зыками и правивший на —ицилии, €вл€вшейс€ при нем центром —в€щенной –имской »мперии, более всех своих сокровищ ценил Ђкопье ‘инееса и Ћонгинаї, унаследованное им от своего легендарного деда. ‘ридрих II полагалс€ на магическую силу —в€того  опь€ как во врем€ совершенного им несанкционированного папой римским  рестового похода в —в€тую «емлю (в ходе которого ему удалось, почти без пролити€ крови, заставить мусульман вернуть христианам »ерусалим и самому короноватьс€ королем »ерусалимским Ц хот€ и против воли папы, отлучившего его от церкви!), так и в непрестанных бо€х с м€тежными италь€нскими городами и папскими войсками.

 огда власть над —в€щенной –имской империей перешла к Ћюксембургской династии, представители последней как бы унаследовали и функцию хранителей —в€того копь€. ќдин из самых знаменитых представителей этой династии, римско-германский император и чешский (богемский) король  арл ( арел) IV Ћюксембург, повелел изготовить дл€ —в€того копь€ новую, золотую манжетку, скрепл€вшую переломившийс€ со временем наконечник, поверх предыдущей, серебр€ной манжетки, с надписью, свидетельствующей о принадлежности копь€ —в€тому ћаврикию, и повелел хранить —в€тое копье в замке  арлштейн† ( арлув “ын) близ ѕраги. ¬ период гуситских войн еретики-табориты неоднократно осаждали замок  арлштейн, пыта€сь овладеть —в€тым копьем, в чем, однако, не преуспели, невзира€ на многократные штурмы и ожесточенный артиллерийский обстрел (так, в ходе шестимес€чной осады  арлштейна в 1422 г. гуситы выпустили по осажденному замку в общей сложности до 10 000 каменных €дер из метательных машин и артиллерийских орудий).

—о временем —в€тое копье перешло к римско-германским императорам из австрийской династии √абсбургов, и с тех пор хранилось в сокровищнице их венского дворца √офбург вместе с коронационными регали€ми —в€щенной –имской империи. ѕосле битвы при јустерлице император французов Ќаполеон I Ѕонапарт (фактически ставший императором «апада) потребовал передачи ему Ђкопь€ Ћонгинаї, которое было перевезено в старинный имперский город Ќюрнберг. ¬прочем, по другой версии все обсто€ло наоборот Ц до јустерлица —в€тое копье находилось в Ќюрнберге, а после јустерлица Ц в ¬ене. ¬тора€ верси€ представл€етс€ нам более правдоподобной.

ѕосле присоединени€ јвстрии в гитлеровской “ретьей империи в 1938 г. —в€тое копье было вновь перевезено в Ќюрнберг, а оттуда Ц в восстановленный рейхсфюрером (имперским руководителем) —— √енрихом √иммлером, в качестве штаб-квартиры Ђчерного орденаї, древний вестфальский замок ¬евельсбург, которому - по не доведенному до конца проекту Ц предполагалось придать очертани€ Ђкопь€ Ћонгинаї. ѕо данным различных источников, —в€тое копье хранилось в центре крипты замка ¬евельсбург, под изображенным с внутренней стороны свода купола крипты Ђкрюковидным крестомї (свастикой-гакенкрейцем), сохранившейс€ в крипте ¬евельсбурга по сей день. ѕосле 1945 г. —в€тое копье было, по одной версии, вместе с прахом јдольфа √итлера и —в€тым √раалем, доставлено секретной субмариной на тайную нацистскую базу Ќова€ Ўваби€ (Ўангрила) в јнтарктиде, в то врем€ как в венский √офбург была возвращена всего лишь копи€ —в€того копь€. ѕо другой, общепризнанной, версии Ц в √офбург было возвращено подлинное Ђкопье ‘инееса и Ћонгинаї.

—в€тое копье пребывает в ¬ене по сей день. ¬ его продолговатый, почерневший от времени железный наконечник, поко€щийс€ на выцветшей красной бархатной подушечке, в кожаном футл€ре, вделан кованый железный гвоздь Ц один из √олгофских гвоздей. √воздь этот вделан в прорезь посредине наконечника, украшенного в нижней части нанесенными по обе стороны от втулки двум€ золотыми јндреевскими крестиками, и дополнительно закреплен при помощи манжетки, обмотанной металлической (золотой, серебр€ной и медной) проволокой. ¬ ходе бурной истории —в€того копь€ его наконечник оказалс€ переломленным пополам и с тех пор его острие соединено с нижней частью наконечника другой, серебр€ной, манжеткой, которой довольно-таки неуклюжие руки древнего мастера попытались придать очертани€ сложенных голубиных крыльев.

«десь конец и Ѕогу нашему слава!



Ќазвание статьи:   —¬я“ќ≈  ќѕ№≈
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов јнтичный мир ¬оенно-монашеские ордена
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
13 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є5
–†–Њ–±–Њ—В—Л8
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
homShiegoRero –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 9 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
bypekneedge –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 12 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
letinsetpet –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 13 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і