ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ћјЋџЕ»Ћ» ¬—≈-“ј » јћјЋџ? » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ћјЋџЕ»Ћ» ¬—≈-“ј » јћјЋџ?

ћјЋџЕ»Ћ» ¬—≈-“ј » јћјЋџ?

√от »ордан назвал северную ≈вропу мастерской человеческого рода; € скорее назвал бы ее мастерской, где производитс€ оружие, разбивающее оковы, которые куют на юге.

(Ўарль Ћуи де ћонтескье)

¬ конце IV в. п.–.’. конные полчища гуннов и подчиненных гуннами сарматского племени аланов разгромили готскую державу √ерманариха (Ёрманариха) с центром на реке ƒанапре (нынешнем ƒнепре).

ѕод мощным гуннским натиском остготы частью подчинились гуннам, частью отступили в горную местность южнее реки √ипаниса† и в горы “авриды, где давно уже жили их соплеменники. “ам археологи, этнографы и филологи находили следы пребывани€ готских мигрантов (вошедших в историю под названием готов-тетракситов или крымских готов)† еще через много столетий. ѕо последним эпиграфическим данным† еще в IX-X вв. готский €зык существовал в  рыму и как письменный, и как разговорный, причЄм употребл€лс€ не только в литурги€х, но и в обиходе. ¬ древнерусском Ђ—лове о полку »горевеї (конец XII в.) сказано, что после разгрома войска русского кн€з€ »гор€ Ќовгород-—еверского половцами в 1185 г. Ђ√ќ“— »≈† (выделено нами† ¬.ј.) девы Ена берегу синего мор€ (т.е. на „ерноморском побережье  рыма Ц ¬.ј.)Евоспевают врем€ бусово (т.е. победу јмала ¬итимира-¬инитари€ над Ѕусом Ц вождем антов Ѕожем, о которой будет подробнее сказано далее Ц ¬.ј.)ї.  атолический монах-францисканец ¬ильгельм де –убрук, следовавший в 1253 г. (!) из  онстантинопол€ с дипломатической миссией в ставку каана (¬еликого хана) монголов, видел на южном побережье  рыма замки, в которых Ђбыло много готов, €зык которых тевтонский (teutonicum)ї (т.е. германский). Ђ¬  рыму готы жили с III векаї (¬иктор Ўкловский. Ђћарко ѕолої).

»менно на основании столь долгого пребывани€ готов в  рыму считавший себ€ их преемником Ђбезбожный готї, по выражению митрополита —ерги€ —трагородского, јдольф √итлер намеревалс€ присоединить  рым, заселенный германцами, к своему Ђ“ретьему рейхуї. Ќазвав его не как-нибудь, а Ђрейхсгау (имперска€ область) √отенланд (√отска€ земл€)ї. Ќо не все готы покорились гуннам или бежали от них. „асть остготов, отказавшись искать спасени€ от степных Ђкентавровї в бегстве, даже после смерти √ерманариха, продолжала оказывать гуннам упорное вооруженное сопротивление. Ёти готы дрались с гуннами под предводительством упом€нутого выше ¬инитари€ (или ¬итимира), избранного царем, согласно римскому историку јммиану ћарцеллину, в 375 г.† ¬итимир, сражалс€, по јммиану, и с аланами, и, как уже упоминалось выше, получил прозвище Ђ¬инитарийї, буквально - Ђѕобедитель венедов (венетов)ї. Ёто прозвище, упоминаемое уже  ассиодором, преемник √ерманариха получил, по мнению австрийского историка ’ервига (√ервига) ¬ольфрама, Ђза свою победу над венедамиї. ’от€ ¬итимир принадлежал к роду јмалов, он не был сыном √ерманариха. ≈сли, конечно, верить родословной јмалов, приведенной »орданом. Ќо ведь иной родословной у нас не имеетс€. ¬ Ђ√етикеї »ордана, прославл€ющего доблесть ¬инитари€,† им€ Ђ¬итимирї отсутствует.

Ѕоевые столкновени€ готов с гуннами носили непривычный по своей ожесточенности и крайней беспощадности характер. Ќепривычный даже дл€ готов, Ђповитых под шлемами и вскормленных с конца копь€ї (выража€сь слогом Ђ—лова о полку »горевеї). » считавшихс€ самым воинственным из всех народов германского корн€. ¬едь у готов даже женщины сражались наравне с мужчинами, как амазонки. —огласно римскому историку ‘лавию ¬описку, в триумфальном шествии римского императора јврелиана: Ђ¬ели и дес€ть женщин, которые сражались в мужской одежде среди готов и были вз€ты в плен, тогда как много других женщин (готских воительниц Ц ¬.ј.) было убитоЕї (Ђ∆изнеописание августовї). Ќо гунны вели себ€ совершенно иначе, чем прежние противники готов, к чьей манере поведени€ лихие германцы успели привыкнуть. “ак, гунны (особенно на первых порах) вообще не брали пленных. ј ведь за военнопленных, особенно знатных, можно было получить выкуп. ѕленных можно было обратить в своих рабов. »ли продать их в рабство Ђна сторонуї. “ем же римл€нам и грекам. √унны не щадили даже женщин и детей, вед€ борьбу на уничтожение. Ѕорьбу, беспощадный характер которой пугал готов тем более, что откровенно геноцидальные методы гуннов не поддавались, с готской точки зрени€, разумному объ€снению. ќткуда было готам знать, что гуннские скотоводы, бросившие родные пастбища вследствие бескормицы, вызванной обледенением степи - т.н. джута -, бились с ними на вечно голодный желудок?  ак в свое врем€ Ц гонимые резким похолоданием в Ђ—катинавииї и голодом предки готов ¬инитари€ Ц с эсти€ми на янтарном берегу. ¬ед€ борьбу не просто за добычу, новые угодь€, пастбища, а смертный и бескомпромиссный бой Ђпо ƒарвинуї. Ѕорьбу за выживание. ¬едь гуннам было совершенно безразлично, пасть ли в бою от вражеских мечей, копий и стрел, или без бо€ издохнуть от голода. ѕри том, что голодна€ смерть гораздо мучительней быстрой смерти на поле бо€, почетной и желанной дл€ вс€кого честного воина!. ¬ооруженна€ борьба Ц не на жизнь, а на смерть! - давала гуннам, по крайней мере, шанс на выживание. » на завоевание земель, которые опытный глаз кочевника сразу же оценил как не только пригодные дл€ жизни, но и поистине благодатные.

ќтдавать приказы и доводить их до исполнителей† в то врем€ можно было лишь в пределах видимости. ≈сли царь, герцог, фуристо, был впереди, в первых р€дах, все шло хорошо. ≈сли он пропадал из виду Ц значит, его необходимо было спешно выручать из окружени€. ≈сли же царь обращалс€ в бегство, лучше всего было тоже Ђвдарить плещиї - бежать с пол€ бо€. ∆елательно, несколько быстрее, чем царь. —пасатьс€ бегством было не в духе јмала ¬инитари€. ќн предпочел вступить с гуннами в бой. » гунны, также, видимо, поставив все на карту, выставили против него своего лучшего бойца и предводител€. »менно в данной св€зи мы впервые узнаем им€ одного из царей этого загадочного народа Ц Ѕаламбер. »м€ воинственное, громкое и звучное, как барабанный бой.† Ќаступательное вооружение† Ѕаламбера (у Ћ.Ќ. √умилева Ц Ѕаламира) €вно превосходило таковое отважившегос€ сразитьс€ с ним остготского цар€. ’от€ тот, возможно превосходил гуннского повелител€ вооружением защитным. ћощный дальнобойный лук давал гунну большое преимущество. ¬ыпущенные из него стрелы летели гораздо дальше, чем копь€ и дротики готов. —трела цар€ Ѕаламбера поразила ¬инитари€ в голову. ¬озможно - даже в глаз, (как норманнска€ стрела, сразивша€ англосаксонского корол€ √арольда √одвинсона† в битве при √астингсе в 1066 г.). √отский царь, упав с кон€, скончалс€ на месте. Ѕегство в степь от гуннской конницы означало бы верную смерть. ѕоэтому, как уже говорилось выше, большинство остготов, а вместе с ними, некоторые племена вестготов, которым €вно грозила участь стать очередной жертвой гуннских Ђкентавровї, обратили свои взоры и стопы в направлении √ема, римской ‘ракии.† „тобы добратьс€ до ‘ракии, готам пришлось бы перейти ƒануб. Ќарушив тем самым договор о мире и общей границе с римл€нами. ƒоговор, заключенный несколькими дес€тилети€ми ранее и соблюдаемый до тех пор обеими сторонами. –имл€не, после некоторых колебаний, согласились впустить готов в пределы империи. ¬еро€тно, Ђсыны –омулаї догадывались, что главную угрозу ей представл€ют не готские беженцы, а их преследователи. √унны, уже ма€чившие, так сказать, за готскими спинами. ѕонима€, что им, римл€нам, самим придетс€ очень скоро отражать гуннское нашествие. » что тогда будет на счету каждый гот, способный носить оружие и подн€ть его в защиту –има.

√унны и впр€мь не заставили себ€ долго ждать, завладев готскими земл€ми. ќбширна€ территори€ между “авридой и бывшей римской провинцией ƒакией, нынешней “рансильванией,† слав€ща€с€ своим плодородием, была способна прокормить сотни тыс€ч гонимых голодом кочевников. Ќо эти кочевники уже вкусили вражьей, человечьей крови. «ахваченна€ у готов богата€ добыча, не виданна€ дотоле гуннами в родных кочевь€х, пробудила в них жажду наживы. √унны познали радости Ђнаездовї на беззащитные, неукрепленные селени€. –адости грабежей и поджогов. √унны вошли во вкус, неустанно насилу€ схваченных женщин и девушек, увоз€ их с собой, броса€ или убива€ их по пути, пресытившись их прелест€ми. ќни ощутили себ€ повелител€ми мира. ќни догадывались, что дальше их ждут все больша€ добыча, все новые города, новые женщины. » золото, еще больше золота, жажда которого в гуннах теперь пробудилась в полную силу. √уннский вожак Ѕаламбер, недолго дума€, Ђпо€лї в жены ¬адамерку (или ¬аладамарку), внучку старца √ерманариха. ќна была далеко не первой его женой (и, скажем в скобках, далеко не последней). Ќо ¬адамерка была не гуннкой и не простой полон€нкой. ј готской царевной из царского рода јмалов. √рубый с виду степн€к Ѕаламбер был, как говорит русска€ пословица, Ђсер-сер, да ум у него не черт съелї. ќн живо сообразил, что все эти бьющиес€ насмерть с гуннами или бегущие от гуннов чужеземные народы схожи в одном. ¬ приверженности своему царю и царскому роду. » что поэтому ему, владыке гуннов, очень важно и полезно будет породнитьс€ с этими цар€ми. „тобы быть причисленным к их роду. ѕоэтому он вз€л знатную готскую девушку в жены. », со скоростью степного наездника, сразу же сделал ей ребенка. ѕородил с ней сына, получившего готское и숆 √унимунд. »м€ Ђговор€щееї, Ђгласноеї, свидетельствующее о том, что отец его носител€ Ц гунн.

¬ изложении »ордана, вс€ эта драматическа€ истори€ выгл€дит несколько иначе. ’от€, пожалуй, даже любопытнее и интереснее. ¬естготы, еще до нападени€ гуннов на остготов, Ђследу€ какому-то своему намерениюї, отделились от них и проживали в Ђзападных област€хї, в Ђ√есперийских странахї. ¬ то врем€ как остготы, после смерти √ерманариха подчиненные власти гуннов, Ђостались в той же (прежней Ц ¬.ј.) стране (—кифии-ѕричерноморье Ц ¬.ј.)ї. ќднако јмал ¬инитарий Ђудержал все знаки своего господствовани€ї и, освобожда€сь из-под власти гуннов, двинул войско в пределы антов. Ќо в первом сражении был антами побежден. ¬ дальнейшем ¬инитарий (чье происхождение Ђ√етикаї возводит, через его отца ¬алараванса, к родному брату √ерманариха Ц ¬ультвульфу, или ¬ультульфу, приходившемус€ таким образом, по »ордану, дедом ¬инитарию), Ђдейству€ решительнее, дл€ устрашени€ї, расп€л цар€ антов Ѕожа с сыновь€ми и с 70 старейшинами. ÷арь гуннов Ѕаламбер, не стерпев этого (видимо, анты† к описываемому времени были подчинены гуннскому владыке или зависели от племенного союза, возглавл€емого гуннами), призвав на помощь √езимунда (внука √ерманариха), сына великого √унимунда† (сына √ерманариха), повел войска на ¬инитари€. »ными словами, гуннский царь выступил при поддержке одних готов против других готов. ¬последствии эта истори€ будет повтор€тьс€ с завидным посто€нством. Ѕаламбер дал войску ¬инитари€ три сражени€, в которых ¬инитарий билс€ не только с гуннами (и, надо думать, аланами), но и со своими ближайшими готскими родственниками. ¬ первых двух сражени€х победил ¬инитарий. Ќо в третьей битве Ѕаламбер, Ђподкравшись к реке Ёракї (?), собственноручно пущенной стрелой смертельно ранил ¬инитари€ в голову. », Ђпо€вї себе в жены плем€нницу убитого им ¬инитари€, ¬адамерку, стал властвовать над племенем готов, полностью покоренным теперь Ђвидимыми бесамиї (как именовали гуннских нехристей богобо€зненные христианские античные хронисты).

—ледует заметить, что все это способствовало снижению напр€женности, характерной дл€ периода военных столкновений гуннов с готами. √унны не только вли€ли на готов, но и попадали, в свою очередь, под готское (как и под алано-сарматское) вли€ние. Ёдред “орссон считает крайне веро€тным, что определенные готские кланы или семьи заключали с гуннскими кланами брачные союзы, поскольку не только готский царский род јмалов, но и многие другие известные готские роды процветали под гуннским Ђгосподствомї. ƒа и личные имена гуннов свидетельствуют об их восприимчивости к готскому вли€нию.  ак указывает в своей книге Ђ»стори€ и культура гунновї профессор  алифорнийского университета† ќтто …. ћенхен-’ельфен, Ђудивительно большой процентї гуннских имен имел германское и иранское происхождение. √ерманским (а именно Ц готским) было и им€ (или прозвище) самого знаменитого гуннского цар€ Ц јттила. Ђјттаї по-готски означает Ђотецї.

’ристианска€ молитва Ђќтче нашї, переведенна€ епископом ¬ульфилой, начинаетс€ по-готски со слов Ђјтта унсарї. ƒобавление к корню Ђатта-ї уменьшительного суффикса Ђ-илаї дало диминутив Ђјттилаї (ЂЅатюшкаї - традиционный эпитет цар€ у нас в –оссии, на бывших готских земл€х). √отские имена, по ћенхен-’ельфену, носили и другие высокопоставленные гунны из окружени€ Ђцар€-батюшкиї јттилы Ц Ёдекон, Ћаударик, ќнегесий, –агнарис, да и царь гуннов –уга (–оас, или же –угила), убитый молнией на подступах к  онстантинополю (что спасло ¬торой –им от разграблени€ гуннскими Ђкентаврамиї).

»з версии событий, изложенной в Ђ√етикеї, не €сно, почему сына √ерманариха тоже звали √унимундом. ¬едь √ерманарих-то был не гунном, а готом, и гуннских жен у него, насколько нам известно, не было.† ƒа и не успел бы он, даже при самых благопри€тных обсто€тельствах, зачать с гуннкой сына и вырастить его.   тому же известен другой √унимунд Ц царь германцев-гепидов, разгромленный лангобардами јльбоина, также не имевший, вроде бы, гуннских корней. ¬прочем, довольно об этом Ђбелом п€тне историиїЕ

Ќо все ли готы были оттеснены гуннами на римские земли или в “авриду? »ли же часть их, возглавл€ема€ кн€зь€ми из рода јмалов, смогла, вопреки всем неблагопри€тным обсто€тельствам, удержатьс€ на берегах ƒанапра-Ѕорисфена? », возможно, дожить до основани€ Ђимперии –юриковичейї?

¬ своем первом историческом сочинении, опубликованном в 1841 г., крупнейший историк дореволюционной –оссии —.ћ. —оловьев, рассужда€ о призвании вар€гов, писал: ЂЕвласть у слав€н должна была €витьс€ извне. –азумеетс€, что не к скотоподобным финнам (извин€емс€ перед уважаемым читателем, могущим, чего доброго, заподозрить нас в отсутствии политкорректности, но так написано у глубокоуважаемого —ерге€ ћихайловича! Ц ¬.ј.) должны были обратитьс€ слав€не с просьбою о власти, а к смелым морским корол€м —кандинавии, которые (будучи большей частью изгнанниками из своего отечества или удалившись из него по недостатку владений, следовательно, будучи безродными скитальцами, коих жизнь и слава зависели от их личных достоинств, т.е. храбрости и силы Ц единственных достоинств того времени) пришлись как нельз€ лучше к слав€нам, также безродной смеси от племен всего мира. ¬еро€тно, старики слав€нские еще помнили то славное врем€, когда все эти смешанные племена повиновались одному вождю из племени готфов (готов Ц ¬.ј.), знаменитому Ёрманарикуї (Ђ‘еософический взгл€д на историю –оссииї).

”важаемый читатель, разумеетс€, не забыл, что, вследствие Ђперекрестныхї браков остготские јмалы оказались и во главе вестготов. ƒаже если это было родство по материнской линии, род јмалов, как наиболее знатный, имел в глазах вестготов-тервингов (Ђдревл€нї) не меньший вес, чем в глазах готов восточных.

јвтор Ђѕовести временных летї (не будем называть его ЂЌестором-летописцемї, ибо таковым его сегодн€ уже мало кто считает) упоминает лесовиков-древл€н† с их кн€зем Ђћаломї, как убийц киевского кн€з€ »гор€ (»нгвара) —тарого, считающегос€ сыном –юрика-–орика ётландского. ¬дова убитого Ц ќльга (’ельга, т.е. Ђ—в€та€ї) изощренно мстит Ђтервингамї, дважды убива€ послов Ђћалаї, сватающегос€ к ней, и разор€ет древл€нский Ђстольный градї.  азнь послов (первую Ђпартиюї которых сжигают в бане, а вторую Ц закапывают живьем в ладье) подозрительно напоминает погребальные обычаи древних рус(с)ов (описанные, в частности, арабским путешественником јхмадом ибн ‘адланом). —корее всего, древл€нские послы стали погребальной жертвой на тризне по »горю-»нгвару (чем и объ€сн€етс€ их безропотное поведение). ќднако об убийстве или казни победител€ми самого кн€з€ Ђтервинговї ћала Ц казалось, бы главного виновника гибели »гор€ –юриковича! - киевска€ летопись ничего не сообщает. –оссийский историк —ергей ¬икторович √орюнков† придерживаетс€ версии, согласно которой ќльга состо€ла в любовной св€зи с ћалом (одним из готских јмалов), продолжавшим править частью земель своего предка √ерманариха. ‘акт отнесени€ его подданных Ц Ђдревл€нї - киевским летописцем к числу слав€нских племен этому вовсе не противоречит. ¬едь и русы Ц изначально норманны с балто-финской примесью - дали свой этноним покоренным им слав€нам (хот€ долгое врем€ как в договорах ќлега и »гор€ с  онстантинополем и в других документах проводилась четка€ разница между Ђрусьюї и слав€нами). “атары (изначально Ц монгольское плем€), покорив тюркское населени€ ѕоволжь€, растворились в нем, но передали ему свой этноним. √ерманцы-франки покорили римскую √аллию, названную в их честь ‘ранкией-‘ранцией, хот€ от их Ђгерманстваї скоро ничего не осталось (впрочем, французский король вплоть до 1848 г. именовалс€ букв. Ђцарем франковї - лат. Ђрекс франкорумї). “о же можно сказать о германцах-бургундах, тюрках-(прото)болгарах† и о многих других пришельцах, растворившихс€ в покоренных ими народах, но давших им свое им€.

 стати говор€, ѕавел »ванович якушкин Ч российский писатель-этнограф, собиратель народных песен, присловий, загадок и побасенок - в Ђѕутевых письмах из Ќовгородской и ѕсковской губернийї, опубликованных в —анкт-ѕетербурге в 1860 г., упоминает одно из имен ќльги Ц Ђћальдитаї - веро€тно, Ђјмал(ь)дитаї (как и в случае ћала-јмала). ¬озможно, и у ’ельги-ќльги-(ј)ћальдиты текла к жилах кровь јмалов, потомков √ерманариха? „то и предопределило ее св€зь с кн€зем Ђдревл€н-тервинговї (ј)малом, с целью зачати€ равнородного и равнокровного наследника? “огда Ђпостылый, старыйї, да еще и Ђхудородныйї (по сравнению с јмалами) муж »горь-»нгвар –юрикович ей только мешал. » она постаралась его устранить, но, так сказать, Ђсохран€€ правила приличи€ї, чтобы комар носа не подточилЕ† ¬-общем, темна вода во облацехЕ

≈сли Ђкн€зь-викингї —в€тослав (’ельгу-–юрик) был не законным сыном ќльги от »гор€ –юриковича, а внебрачным отпрыском св€зи ќльги с древл€нским кн€зем из рода јмалов (несомненно, превосходившим –юриковичей по знатности и древности рода, шутка ли Ц потомок самого √ерманариха!), то именно сыну —в€тослава Ц ¬ладимиру (в св€том крещении Ц ¬асилию, т.е. Ђ÷арюї)  расное —олнышко, по мнению —.¬. √орюнкова, было предназначено судьбой примирить в своем лице враждовавшие линии его предков с отцовской (Ђболее позднихї выходцев из Ђ—катинавииї - норманнов –юриковичей) и с материнской (Ђболее раннихї выходцев из той же Ђ—катинавииї - готов јмалов) стороны. ќтвеча€ на вопрос, куда же подевалс€ €кобы Ђразбитый в пух и прахї древл€нский Ђћалї, √орюнков указывает на таинственного Ђћаркої или Ђћалкої (уменьшительна€ форма имени Ђћалї, т.е. јмал) Ћюбечанина (т.е. Ђживущего в Ћюбечеї). » на упоминаемого в русских былинных сюжетах Ђчерниговского владыкуї.  ак указывает в своем труде √орюнков, во времена ќльги и —в€тослава между  иевом и „ерниговом существовало противосто€ние. —в€занное с тем, что бывший кн€зь древл€н-тервингов (а теперь Ц любечский узник или правитель Ц в этом вопросе версии расход€тс€) (ј)мал, чье полное родовое им€ было ћальфред (јмалфрид, јмалафрид Ц ¬.ј.), возглавл€л, как это €вствует из летописно-былинных реконструкций, Ђготскуюї черниговскую оппозицию Ђнорманнскойї партии,(включа€ истинных –юриковичей Ц ярополка и ќлега »горевичей), засевшей в  иеве (бывшем готском Ђƒанпарстадиреї). ќтносительно причин возникновени€ противосто€ни€ между бывшими знатными любовниками Ц родител€ми —в€тослава  иевского Ц пока можно только догадыватьс€. ясно лишь одно. Ёто противосто€ние закончилось, по —.¬. √орюнкову, тем, что ќльга умерла в „ернигове (т.е. в оплоте Ђготской оппозицииї  иеву), а —в€тослав (ј)ћал(ович) был изгнан за пределы Ђимперии –юриковичейї и погиб при† не€сных обсто€тельствах на днепровских порогах, еще помнивших его далеких готских предков. —читаетс€, что сын ќльги и (ј)ћала попал в засаду, устроенную ему тюркскими кочевниками-печенегами (€кобы Ђпо наводкеї коварных Ђромеевї). ѕеред этим отпрыск готских јмалов, изгнанный норманнской Ђпартией –юриковичейї, неудачно воевал с Ђромейскимї самодержцем »оанном I ÷имисхием за ƒунайскую Ѕолгарию.† ћежду прочим, в письме этого Ђвасилевса ромеевї отпрыску јмалов —в€тославу, вступившему в войну с ¬осточной –имской империей, пр€мо говорилось, что убитый древл€нами кн€зь »горь пал от руки Ђгерманцевї. ѕонимай Ц готов-тервингов (Ђдревл€нї). Quod erat demonstrandum, что и требовалось доказать:

Ђѕолагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего »нгор€ (»гор€ —тарого, считавшегос€ официально отцом —в€тослава Ц ¬.ј.), который, презрев кл€твенный договор (заключенный им ранее с Ђроме€миї - ¬.ј.), приплыл к столице нашей (Ќовому, или ¬торому, –иму Ц ¬.ј.) с огромным войском на 10 тыс€чах судов, а к  иммерийскому Ѕоспору ( ерченскому проливу Ц ¬.ј.) прибыл едва лишь с дес€тком лодок, сам став вестником своей беды. Ќе упоминаю € уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (древл€н-Ђтервинговї - ¬.ј.), он был вз€т ими в плен, прив€зан к стволам деревьев и разорван надвоеї (Ћев ƒиакон. Ђ»стори€ї).

”ж кто-кто, а Ђромейскиеї спецслужбы точно знали, что к чему. “ак что письмо константинопольского василевса Ђ—фендославуї подтверждает: древл€нский кн€зь Ђћалї был в действительности не слав€нином, и уж тем более не иудеем или прин€вшем иудейскую веру хазаром Ђћалхомї (каковым его аттестуют иные Ђпопул€ризаторы историиї). ј восточным германцем из древнего готского рода јмалов, јмалунгов, јмелунгов или јмалфридов, нашедшего себе убежище в ƒревл€нской (Ђ“ервингскойї) земле. ѕотомком† разгромленной гуннами Ѕаламбера державы готского цар€ √ерманариха, из рода јмалов. ј дочь (ј)ћала ƒревл€нского - (ј)ћалфрида, или (ј)ћалфредь (Ђћалушаї) - став наложницей единокровного ей —в€тослава  иевского, родила ему сына ¬ладимира - будущего  рестител€ –уси. јмала по крови, неизмеримо превосход€щего по знатности всех подлинных –юриковичей, включа€ своих сводных братьев ќлега и ярополка Ц родных сыновей »гор€ —тарого. ѕовторим это лишний раз дл€ пущей €сности.  онечно, в случае правильности данной версии получаетс€, что —в€тослав Ц сын (ј)ћала ƒревл€нского от ќльги-(ј)ћальдиты Ц породил ¬ладимира с (ј)ћалушей-(ј)ћалфридой Ц дочерью того же (ј)ћала ƒревл€нского от другой жены или наложницы, т.е. со своей сводной (по отцу) сестрой.  ровосмесительный брак! Ќо вспомним, что автор ѕовести временных лет весьма отрицательно отзываетс€ о нравах древл€н Ц они-де† Ђжили звериным обычаемї, Ђжили по-скотскиї, Ђи браков у них не бывалої. “.е. их брачные обычаи, не укладывавшиес€ в представлени€ автора ѕ¬Ћ, возможно, включали в себ€ браки между кровными родственниками. Ѕраки между брать€ми и сестрами практиковались в свое врем€ и у северных германцев, особенно в среде высшей знати† (кровосмесительный, с нашей точки зрени€, брачный союз —игмунда со своей сестрой —игню в Ђ—аге о ¬Єльсунгахї). “емна вода во облацехЕ

ѕосле смерти —в€то-—лава - ’ельгу-–юрика - вспыхнула смута (в ходе которой важную роль сыграл соратник »гор€ —тарого и —в€тослава воевода —венельд, натравивший, мст€ за своего сына Ћюта, или Ћьота, убитого ќлегом »горевичем, последнего на ярополка –юриковича, спровоцировав братоубийственную войну и расчистив путь к власти над  иевом потомку јмалов - ¬ладимиру —в€тославовичу (—в€тославичу). Ётот самый ¬ладимир, сын (ј)ћалуши-(ј)ћалфреды, дочери (ј)ћала-(ј)ћалко-(ј)ћалфреда —ильного (в крещении Ц »льи), и пришел, с помощью —венельда, к власти в  иеве.

¬ действительности сына —в€тослава  иевского от (ј)мал(а)фриды звали, очевидно, все-таки не ¬ладимир, а ¬ал(ь)дамер. —лово Ђвал(ь)дї (wald) в готском €зыке означает Ђвеликийї, Ђславныйї, а слово Ђмер(с)ї (mers) - Ђизвестныйї (Ђзнатныйї, Ђзнаменитыйї", Ђименитыйї). ¬ доказательство можно указать на то, что в древнерусских летопис€х им€ сына —в€тослава  иевского писалось всегда через Ђеї - ¬олодимер, что соответствует готскому и вообще германскому варианту имени ¬ал(ь)демер-¬ал(ь)демар (в аналогичных готских и вообще германских именах Ђеї часто чередовалось с Ђаї, например: √ерманарих-√ерменериг, “еодемер-“еодемар и т.д.).

¬озможно, —венельд был сородичем и потомком упоминавшейс€ выше —венильды-—унильды, возлюбленной цар€ √ерманариха, за измену растерзанной или затоптанной кон€ми по его приказу. Ќо —венельд(ы)-—венильд(ы) давно уже забыл(и) о своем происхождении от родичей —венильды, воспринима€ себ€, да и других потомков росомонов времен √ерманариха как Ђчасть коллективного наследи€ї древнего готского племенного союза с центром в ƒанпарстадире.

ќ ћалфреде (јмалфреде) —ильном известно, что он входил в ближайшее окружение ¬ладимира-¬алдамера-¬ал(ь)демара —в€тославича (’ельгурюриковича). », по мнению √орюнкова, Ђизучение противоречий в древнейших документах по истории  иево-ѕечерской лавры† позвол€ет думатьї, что роль ћалфреда-»льи в истории основани€ монастыр€ этими документами замалчиваетс€. ¬з€ть хот€ бы такой Ђчерниговский аспектї в биографии ЂЋёЅ≈„јЌ»Ќј (выделено нами Ц ¬.ј.) јнтони€ї, как закладка им под „ерниговом пещерного монастыр€ и церкви во им€ пророка »лии. ќсновной же момент замалчивани€ летопис€ми и церковной литературой личности ћалфреда-»льи, по √орюнкову, заключалась в его оппозиционности ромейской православной (к тому времени уже давно)  онстантинопольской патриархии. ј именно Ц в арианском, еретическом, характере той формы христианства. “ак объ€сн€етс€ сказка об »лье (опубликованна€ в Ђќчеркахї ¬севолода ‘едоровича ћиллера), где он изображен пока€вшимс€ в конце жизни Ђразбойникомї. ¬ антиарианском сочинении  ирилла “уровского† II половины XII в. Ђ—лово на сбор св€тых отец 318ї сам ересиарх јрий характеризуетс€ как Ђнеобратный разбойничеї, т.е. Ђнеобратимо отпавший от (православной) церкви раскольникї. »менно таких Ђразбойниковї (а не грабителей и душегубов) долго отказывалс€ казнить смертью ¬ладимир —в€той, потомок ариан-јмалов как по отцу, так и по матери (в официальной истории крещени€ ќльги-(ј)ћальдиты в ÷арьграде Ђот грекї, т.е. кафоликов, тоже не все €сно), пока православные св€щеннослужители из ¬торого –има не убедили его про€вить Ђнеобходимую твердостьї. ¬озможно, и сам ¬ладимир был, до прин€ти€ крещени€ по православному обр€ду во вз€том им Ђромейскомї ’ерсонесе “аврическом ( орсуни), не €зычником-идолопоклонником, а арианином.

¬ качестве дополнительного аргумента в пользу данной версии можно указать на одно Ђтемноеї место в ѕовести временных лет. ¬ ѕ¬Ћ в статье под 988г. в рассказе о крещении –уси ¬ладимиром —в€тым приведен именно арианский символ веры.

÷итата:

Ђ огда же ¬ладимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: Ђѕусть никакие еретики не прельст€т теб€, но веруй, говор€ так: "¬ерую во единого Ѕога ќтца вседержител€, творца неба и земли" Ч и до конца этот символ веры. » еще: У¬ерую во единого Ѕога ќтца нерожденного и во единого —ына рожденного, в единый —в€той ƒух, исход€щий: три совершенных естества, мысленных, раздел€емых по числу и естеством, но не в божественной сущности; ибо раздел€етс€ <Ѕог> нераздельно и соедин€етс€ без смешени€. ќтец, Ѕог ќтец, вечно существующий, пребывает в отцовстве, нерожденный, безначальный, начало и первопричина всему, только нерождением своим старший, чем —ын и ƒух; от него же рождаетс€ —ын прежде всех времен, ƒух же —в€той исходит вне времени и вне тела; вместе есть ќтец, вместе —ын, вместе и ƒух —в€той. —ын же подобосущен ќтцу и безначален, только рождением отлича€сь от ќтца и ƒуха. ƒух же пресв€той подобосущен ќтцу и —ыну и вечно сосуществует с ними. »бо ќтцу отцовство, —ыну сыновство, —в€тому же ƒуху исхождение. Ќи ќтец переходит в —ына или ƒуха, ни —ын в ќтца или в ƒуха, ни ƒух в —ына или в ќтца: ибо неизменные их свойства. Ќе три бога, но один Ѕог, так как божество едино в трех лицах. ∆еланием же ќтца и ƒуха спасти свое творение, не измен€€ людского семени, сошло и вошло, как божественное сем€, в девичье ложе пречистое и прин€ло плоть одушевленную, словесную и умную, прежде не бывшую, и €вилс€ Ѕог воплощенный, родилс€ неизреченным путем, сохранив нерушимым девство матери, не претерпев ни см€тени€, ни смешени€, ни изменени€, а оставшись как был, и став каким не был, прин€в вид рабский Ч на самом деле, а не в воображении, всем, кроме греха, €вившись подобен нам <люд€м>... ѕо своей воле родилс€, по своей воле почувствовал голод, по своей воле почувствовал жажду, по своей воле печалилс€, по своей воле устрашилс€, по своей воле умер Ч умер на самом деле, а не в воображении; все свойственные человеческой природе, неподдельные мучени€ пережил.  огда же был расп€т и вкусил смерти безгрешный, Ч воскрес в собственном теле, не зна€ тлени€, взошел на небеса, и сел справа от ќтца, и придет вновь со славою судить живых и мертвых; как вознесс€ со своей плотью, так и сойдет. »споведую же и едино крещение водою и духом, приступаю к пречистым тайнам, верую воистину в тело и кровь, принимаю церковные предани€ и поклон€юсь пречестным иконам, поклон€юсь пречестному дереву и кресту, и вс€кому кресту, св€тым мощам и св€щенным сосудам. ¬ерую и в семь соборов св€тых отцов, из которых первый был в Ќикее 318 отцов, прокл€вших јри€ и проповедовавших непорочную и правую веру. ¬торой собор в  онстантинополе 150 св€тых отцов, прокл€вших духоборца ћакедони€ и проповедовавших единосущную “роицу. “ретий же собор Ч в ≈фесе 200 св€тых отцов против Ќестори€, прокл€в которого, проповедовали св€тую Ѕогородицу. „етвертый собор в ’алкидоне 630 св€тых отцов против ≈втуха (≈втихи€ - ¬.ј.) и ƒиоскора, которых и прокл€ли св€тые отцы, провозгласив √оспода нашего »исуса ’риста совершенным Ѕогом и совершенным человеком. ѕ€тый собор в ÷арьграде 165 св€тых отцов против учени€ ќригена и против ≈вагри€, которых и прокл€ли св€тые отцы. Ўестой собор в ÷арьграде 170 св€тых отцов против —ерги€ и  ура, прокл€тых св€тыми отцами. —едьмой собор в Ќикее 350 св€тых отцов, прокл€вших тех, кто не поклон€етс€ св€тым иконамї (просим прощени€ у уважаемых читателей за столь длинную цитату).

ѕриведем дл€ сравнени€:

1) јѕќ—“ќЋ№— »… —»ћ¬ќЋ ¬≈–џ

¬ерую в Ѕога, ќтца ¬семогущего, “ворца неба и земли. » в »исуса ’риста, ≈динственного ≈го —ына, √оспода нашего,  оторый был зачат —в€тым ƒухом, рожден ƒевой ћарией, страдал при ѕонтии ѕилате, был расп€т, умер и погребен, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и восседает одесную Ѕога ќтца ¬семогущего, оттуда придЄт судить живых и мертвых. ¬ерую в —в€того ƒуха, —в€тую ¬селенскую ÷ерковь, общение св€тых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. јминь.

2) —»ћ¬ќЋ ¬≈–џ »ћѕ≈–ј“ќ–ј  ќЌ—“јЌ“»Ќј I ¬≈Ћ» ќ√ќ

¬ерую в Ѕога ќтца всемогущего, » в »исуса ’риста, —ына его единородного, √оспода нашего; рожденнаго от ƒуха —в€та и ћарии ƒевы; расп€таго при ѕонтийстем ѕилате, и погребенна; воскресшего в третий день из мертвых; восшедшаго на небеса, сед€ща одесную ќтца; и гр€дущего судити живым и мертвым. » в ƒуха —в€таго; —в€тую ÷ерковь; ќтпущение грехов, ¬оскресение плоти (тела).

3) Ќ» ≈…— »… —»ћ¬ќЋ ¬≈–џ

(а) ÷ерковнослав€нский текст из  ормчей книги ѕатриарха »осифа 1650 г.:

¬еруем во ≈динаго Ѕога ќтца ¬седержител€, видимым же и не видимым “ворца. » во ≈динаго √оспода нашего »суса ’риста, —ына Ѕожи€, рождена от ќтца единочадна, сеже есть от существа ќтча: Ѕога от Ѕога, —вета от —вета, Ѕога истинна от Ѕога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна ќтцу, имже вс€ быша, €же на небеси и €же на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшас€ и вочеловечьшас€, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки гр€дуща судити живым и мертвым. » в ƒуха —в€таго. √лаголющи€ же, бе врем€ егда не бысть, и €ко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна —ына Ѕожи€, таковы€ проклинает —оборна€ и јпостольска€ ÷ерковь. јминь.

(б) –усский текст:

¬еруем во ≈диного Ѕога, ќтца, ¬седержител€, “ворца всего видимого и невидимого.

» во ≈диного √оспода »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, рождЄнного от ќтца, ≈динородного, то есть из сущности ќтца, Ѕога от Ѕога, —вета от —вета, Ѕога истинного от Ѕога истинного, рождЄнного, несотворЄнного, единосущного ќтцу, через  оторого [а именно —ына] всЄ произошло как на небе, так и на земле. Ќас ради человеков и нашего ради спасени€ сошедшего и воплотившегос€, вочеловечившегос€, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и гр€дущего судить живых и мертвых. » в —в€того ƒуха. ј говор€щих, что было врем€, когда не было —ына, или что ќн не был прежде рождени€ и произошЄл из несущего, или утверждающих, что —ын Ѕожий из иной ипостаси или сущности, или создан, или измен€ем Ч таковых анафематствует кафолическа€ церковь. јминь.

4) Ќ» ≈ќ-÷ј–≈√–јƒ— »… —»ћ¬ќЋ ¬≈–џ

(а) ÷ерковнослав€нский текст:

  1. ¬ерую во единаго Ѕога ќтца, ¬седержител€, “ворца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. » во единаго √оспода »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, ≈динороднаго, »же от ќтца рожденнаго прежде всех век, —вета от —вета, Ѕога истинна от Ѕога истинна, рождена, несотворена, единосущна ќтцу, »мже вс€ быша.
  3. Ќас ради человек и нашего ради спасени€ сшедшаго с небес и воплотившагос€ от ƒуха —в€та и ћарии ƒевы, и вочеловечшас€.
  4. –асп€таго же за ны при ѕонтийстем ѕилате, и страдавша и погребена.
  5. » воскресшаго в третий день по ѕисанием.
  6. » возшедшаго на небеса, и сед€ща одесную ќтца.
  7. » паки гр€дущаго со славою судити живым и мертвым, ≈гоже ÷арствию не будет конца.
  8. » в ƒуха —в€таго, √оспода, животвор€щаго, »же от ќтца исход€щаго, »же со ќтцем и —ыном споклан€ема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. ¬о едину —в€тую, —оборную и јпостольскую ÷ерковь.
  10. »споведую едино крещение во оставление грехов.
  11. „аю воскресени€ мертвых.
  12. » жизни будущаго века. јминь.

(б) –усский перевод:

  1. ¬ерую во единого Ѕога ќтца ¬седержител€, “ворца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. » во единого √оспода »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, единородного, рождЄнного от ќтца прежде всех веков, —вета от —вета, Ѕога истинного от Ѕога истинного, рождЄнного, не сотворЄнного, одного существа со ќтцом, через  оторого всЄ сотворено;
  3. дл€ нас людей и дл€ нашего спасени€ сошедшего с небес, прин€вшего плоть от ƒуха —в€того и ћарии ƒевы и сделавшегос€ человеком,
  4. расп€того за нас при ѕонтии ѕилате, страдавшего и погребЄнного,
  5. воскресшего в третий день согласно с ѕисани€ми (пророческими),
  6. восшедшего на небеса и сид€щего одесную ќтца,
  7. и снова гр€дущего со славою судить живых и мЄртвых, ÷арству ≈го не будет конца.
  8. » в —в€того ƒуха, √оспода, дающего жизнь, исход€щего от ќтца, поклон€емого и прославл€емого равночестно с ќтцем и —ыном, говорившего чрез пророков.
  9. » во единую, —в€тую, ¬селенскую и јпостольскую ÷ерковь.
  10. »споведую единое крещение во оставление грехов.
  11. ќжидаю воскресени€ мЄртвых
  12. и жизнь будущую. јминь.

Ђј в ѕ¬Ћ ("ѕовести временных лет". прим. Imha) cохранилс€ именно арианский символ веры. јрианские черты €вственно прослеживаютс€ в следующих ее фразах: "ќтець, Ѕог отець, присно сый пребываеть во отчьстве, нерожен, безначален, начало и вина всем, единем нероженьем старей сый сыну и духови... —ын подобосущен отцю, роженьем точью разньству€ ќтцю и ƒуху. ƒух есть пресв€тый, ќтцю и —ыну подобноcущен и присносущен"ї.

(ј.√.  узьмин.† јрианска€ верси€ крещени€ –уси)

Ђ¬ "ѕовести временных лет" кн€зь ¬ладимир —в€тославович, крестивший –усь, при своем собственном крещении зачитал довольно странный —имвол веры. ќн произнес: "—ын же подобосущен и собезначален ќтцуЕ" ѕодобосущен, а не единосущен, как то утверждаетс€ в православном Ќикео-цареградском символе. ј кто считал Ѕога-—ына, ’риста, всего лишь подобным сущности Ѕога-ќтца, то есть практически тварным существом? ќтвет очевиден - ариане, которых официальна€ ÷ерковь считала еретикамиї.

(≈лисеев ј. ƒва христианства и два €зычества).

“ак что же, кн€зь ¬ладимир прин€л арианство?

—уществует мнение, что арианский символ веры, содержащийс€ в процитированном нами выше фрагменте Ђѕовести временных летї - вставка после выражени€ Ђ¬ерую во единого Ѕога ќтца вседержител€, творца неба и землиї Ч и до конца этого символа веры. ѕри этом, далее по тексту следует перечисление семи вселенских соборов христианской церкви, которые признает ѕравославие, в том числе и (ѕервого) Ќикейского. Ёто тем более странно. ¬едь наверн€ка известно, что ѕовесть временных лет, как и предшествовавший ей —вод Ќикона (в котором впервые зафиксировано данное сказание о крещении ¬ладимира), написаны людьми духовными, которым были отлично знакомы различи€ арианского и никейского символов. ¬озникает вопрос: как мог попасть арианский символ веры в ѕовесть временных лет и с какой целью он туда вставлен? Ќе в качестве ли намека на то, что до прин€ти€ ¬ладимиром —в€тославичем в ’ерсонесе “аврическом Ђот грековї православи€ он исповедовал арианский вариант христианства Ц веру своих готских предков?

ƒанна€ верси€ объ€сн€ет имеющиес€ сведени€ о том, что кн€зь ¬ладимир  иевский был крещен еще до похода на ’ерсонес. Ќа вопрос, откуда же вз€лось на –уси арианство, дадим следующий ответ. ќттуда же, откуда по€вилось там им€ ћалфрида. Ѕлижайший Ђродственникї этого имени, по √орюнкову Ц остготское им€ Ђјмалафридї в его женской и мужской формах. јмалафридой (ок. 460-ок.520) звали сестру цар€ остготов “еодориха ¬еликого (чьим магистром оффиций был знакомый нам историк  ассиодор и о котором у нас еще пойдет речь далее). ј јмалафридом Ц сына ее дочери јмалаберги от брака с царем тюрингов (турингов) √арменфредом. ¬ 540 г. јмалафрид и его сестра с другими остготскими пленниками были, по приказу Ђромейскогої† полководца ‘лави€ ¬елизари€, завоевавшего дл€ императора ёстиниана I ¬еликого »талию, доставлены в Ќовый –им Ц  онстантинополь. јмалафрид (как и многие Ђварварыї германского и негерманского происхождени€ до и после него) был зачислен на (восточно)римскую военную службу (что, кстати говор€, не требовало об€зательного перехода в православие из арианства). ј его сестра Ц выдана восточными римл€нами за цар€ лангобардов јвдоина (јудоина). ≈сли сопоставить все эти факты с общепризнанным фактом приверженности готов арианству (о чем пойдет речь далее), получитс€ следующа€ картина. ¬о II половине I тыс€челети€ п. –.’. на службе у (восточно)римских императоров находились представители той ветви (ост)готской династии јмалов, которые носили им€ Ђјмалафридї. ѕринципы передачи ими этого имени по наследству, как и его способность выступать одновременно в роли как личного, так и родового, по √орюнкову Ц предмет особого рассмотрени€. ѕрактика дипломатических отношений Ђромейскихї императоров с западными и северными Ђварварамиї включала в себ€ заключение брачных союзов между Ђварварскимиї вожд€ми, с одной стороны, и и представител€ми (восточно)римской аристократии Ђварварскогої происхождени€ Ц с другой.  н€зь древл€н-Ђтервинговї (ј)мал-ћалфред был, несомненно, арианином. ’от€ в самой (¬осточной) –имской империи арианска€ ересь (которой фактически придерживалс€ даже  онстантин I ¬еликий) была подавлена уже в V в., на периферии Ђмировойї империи арианство, как мы еще не раз убедимс€, довольно долго сохран€лось, часто служа формой социального протеста Ђварварскихї кн€зей против вмешательства православной  онстантинопольской патриархии (Ђприводного ремн€ї светской Ђромейскойї власти) в их внутригосударственную жизнь.

Ђћежду прочим, именно "готский след" в древнерусской истории очень часто принималс€ и продолжает приниматьс€ многими исследовател€ми за "норманнский"ї (√орюнков).

“ем более, что норманны были фактически потомками готов, мигрировавших, подобно готам, из —кандинавии.

«аписки цесарца (как именовали на –уси подданных императоров средневековой Ђ—в€щенной –имской империи германской нацииї)† барона —игизмунда фон √ерберштейна† и отдаленного потомка Ђскатинавскихї готов - шведа ѕетра ѕетре€ де ≈рлезунда† -† о Ђмосковитских делахї, включа€ родословие ¬еликих кн€зей ћосковских и все€ –уси, сохранили италь€низированный вариант имени Ђћалфредї - Ђћальдиттої, производный от слав€низированных форм Ђћалдедї, Ђћальдитї, Ђћальдиттї. ѕон€ть этот вариант можно, как указывает √орюнков, только как отголосок пам€ти об изначальной принадлежности древнерусских (ј)ћалфредов к роду Ђиталийского цар€ї остготов и Ц по совместительству Ц римского консула (или, по-гречески Ц Ђипатаї), военного магистра, сенатора, патриц舆 и протча€ и протча€ и протча€ “еодориха ¬еликого (ƒитриха Ѕернского германских героических сказаний).

Ќо довольно об этомЕ



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ¬ольфганг јкунов јнтичный мир ƒревн€€ –усь
јвтор (ы) статьи:  
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй


{links} {links2}
ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
12 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є6
–†–Њ–±–Њ—В—Л6