Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
"Добродетель, мать достоинства, обитает прилежнее в пастушьих шалашах, и тем меньше портятца нравы, хотя к достижению оных всякое состояние человеческое равное право имеет."
Граф А.В. Суворов-Рымникский.




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

УСТАВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

ОБ УСТАВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Устав Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии был, скорее всего, окончательно сформулирован в первой половине XIII в. (старейший из его сохранившихся манускриптов датируется 1264 г.). Устав тевтонских рыцарей (мариан) в значительной степени базировался на Уставах возникших значительно раньше духовно-рыцарских Орденов странноприимцев-иоаннитов (госпиталариев) и тамплиеров-храмовников (темплариев), с необходимыми изменениями и дополнениями. Термином "Устав" ("Статуты") мы ныне обозначаем комплекс уставных правил, которым должны были следовать "братья" Тевтонского Ордена. Сами же они обычно именовали Устав "Орденской книгой", или "Книгой Ордена" (Орденсбух).

"Орденская книга" мариан содержала полный список Правил (Regule, Регуле), законов (Gesetze, Гезетце) и Обычаев (Gewohnheiten, Гевонхайтен) Тевтонского Ордена. Список был разделен на три части, каждая из которых озаглавлена, в соответствии со средневековой традицией: "Hie hebent sich an die capitula un(d) das registrum der regule der brudere des deutschen ordens des spitales sante marien"="Здесь начинаются главы и реестр правил братьев Немецкого (Тевтонского) Ордена странноприимного Дома святой Марии" (заголовок раздела "Правила"); "Hie hebet sich an das registrum der gesetze..."="Здесь начинается реестр законов...(заголовок раздела "Законы"); "Hie hebent sich an das registrum von den gewonheiten"="Здесь начинается реестр обычаев" (заголовок раздела "Обычаи").

Изначально "Орденская книга" включала тридцать девять правил, семьдесят законов и шестьдесят четыре обычая. Она регулировала все аспекты жизни "братьев" Тевтонского Ордена в мирное и военное время, устанавливая, в качестве основных принципов их монашеской жизни, "целомудрие, послушание и нестяжание", и описывая основные правила основания странноприимных домов, заботы о больных и стариках, порядок молитв и богослужений, приема пищи и постов, молчания; особыми правилами оговаривается, когда и где "братьям" Ордена надлежит спать, каким образом допускать до хозяйственных работ женщин и т.д. Большое внимание в Уставе уделялось внешнему виду, одежде и вооружению "братьев", правилам общежития, уважительному отношению к главе Ордена - Верховному (а не "Великому", в отличие от титула глав других военно-монашеских Орденов!) Магистру (Мейстеру, т.е. Мастеру), поставленным от него начальникам и т.д.

Текст на последней странице начинался с орденского календаря, включающего все христианские церковные праздники, дни памяти святых и мучеников, вигилии /1/ и коленопреклоненные молитвы.

Языком оригинала Устава Тевтонского Ордена, вероятнее всего, был латинский (поскольку до вступления Устава в силу он должен был получить одобрение папы римского, считавшегося высшим духовным главой Ордена Приснодевы Марии, как и всех других монашеских и военно-монашеских Орденов римско-католической Церкви), однако большинство дошедших до нас списков с оригинального Устава представляют собой перевод с латыни на немецкий, поскольку большинство "братьев" Тевтонского Ордена латынью не владело. Сохранившиеся рукописные немецкоязычные варианты "Орденской книги" написаны на различных диалектах (единый немецкий литературный язык ко времени написания переводов с исконного латинского Устава еще не сложился), поскольку каждая комтурия (комтурство, командорство) должна было иметь свою копию "Орденской книги". Сами мариане рассматривали Устав своего Ордена в том виде, в каком он был зафиксирован в рукописи 1264 г., как вечный и неизменный. Поэтому все новые правила и законы, принятые при последующих Верховных Магистрах, никогда не включались в текст самого Устава, а лишь присовокуплялись к нему в виде приложений или дополнений. Естественно, с течением времени, по мере увеличения числа рукописных копий, в них стало вкрадываться все больше различий и неточностей, связанных не только с языковыми и  диалектальными различиями, но и с небрежностью или с недостаточной грамотностью переписчиков-копиистов, а также с местными особенностями, дополнений. Поэтому в 1442 г. Капитул Тевтонского Ордена принял решение о проведении генеральной ревизии "Орденской книги" мариан и об изготовлении, на основе подвергнутого ревизии текста, трех "образцовых" копий, предназначенных к хранению одна – в Мариенбурге (тогдашней резиденции Верховного Магистра мариан), другая – в Горнэке (тогдашней резиденции марианского магистра Германии), третья – в Риге (тогдашней резиденции ливонского ландмейстера Тевтонского Ордена). Все последующие копии дозволялось делать только с одной из этих трех образцовых копий. Так в 1442 г. немецкая версия была официально объявлена единственной имеющей силу версией Устава тевтонских рыцарей.

Рукописных вариантов Устава Тевтонского Ордена до нашего времени дошло очень немного. В 1890 г. немецкий исследователь Макс Перльбах насчитал тридцать четыре манускрипта, датируемых XIII-XV вв., из них двадцать четыре были написаны на немецком, пять – на латинском, четыре – на голландском и один – на французском языке. Самым древним из них был датируемый 1264 г. манускрипт на средневерхненемецком языке, хранившийся в Берлине. Все эти рукописи хранились в Германии или Австрии. В результате Второй Мировой войны это число уменьшилось на восемь манускриптов (шесть из которых хранились в Кенигсберге, а два – в Берлине; оба города, как известно, сильно пострадали в ходе боев за них между германскими и советскими войсками). Еще один манускрипт Устава Тевтонского Ордена, написанный немецким курсивом и датиру8емый XV в., после окончания Второй Мировой войны оказался, в качестве военного трофея, в отделе редких книг библиотеки Пенсильванского университета (США).

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Вигилии (от лат. vigilia, бдение), в римско-католической Церкви — общественные богослужения установленного чинопоследования, устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие "кануна" в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения из Библии, из Святых отцов. Литургическая терминология Русской Православной Церкви, отраженная, в частности, в "Православной энциклопедии", не знает термина "вигилии" — здесь соответствующие богослужения Православных Церквей принято назвать Всенощным бдением или Всенощной. В то же время, термин "Всенощная" не применяется в русской православной литературе ни к соответствующим чинопоследованиям католической и других не православных христианских Церквей, ни к службам и обрядам других религий и культов, предполагающих их совершение ночью.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

УСТАВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Се - Устав братий, служащих Немецкому Братству Св. Марии. Во славу всемогущей Троицы. Здесь начинается Устав тевтонских (немецких) братий Странноприимного Дома Св. Марии что в Иерусалиме, коий разделен на три части. Первая часть рассказывает о целомудрии, послушании и житии в бедности, сиречь без имущества. Во второй говорится о странноприимных домах, о том, как и где они должны учреждаться. В третьей говорится о правилах, кои и должны соблюдать братия.

1. О целомудрии, послушании и бедности и их соблюдении

Есть три вещи, кои составляют основу любой религиозной жизни, и они прописаны в сем Правиле. Первое - пожизненное целомудрие, второе - отказ от собственной воли, то есть послушание вплоть до смерти, третье - принятие бедности, то есть житие без собственности после вступления в сей Орден. Сии три вещи воспитывают и делают посвященных подобными Господу Нашему Иисусу Христу, Коий был и остается целомудренным телом и душой, и Коий принял великую бедность при Своем рождении, когда обернули Его в истрепанные пелены. Бедности следовал Он всю Свою жизнь до того как нагим был Он распят на кресте за грехи наши. Он также дал нам пример послушания, ибо до самой смерти послушен был Отцу Своему. Таким образом, Он освятил в Себе святое послушание, когда говорил Он: «Я пришел не по Своей воле, а по воле Отца Моего, Того, Кто послал Меня». Также Св. Лука пишет, что Иисус, покидая Иерусалим с Марией и Иосифом, был послушен им. На сии три вещи, целомудрие, послушание, и житие без собственности, полностью опирается сила сего Правила, и они должны пребывать неизменными, так, чтобы Мастер (Магистр) Ордена не имел власти освобождать кого-либо от сих трех вещей (обетов), ибо, если нарушена одна из них - нарушено все правило.

2. О том, что (братиям Ордена) дозволено владеть собственностью, наследством, землей и крепостными сообща

Братия, по причинам больших затрат, возникающих от нужд столь многих людей и странноприимных домов, а также рыцарей, и больных, и бедных, могут владеть сообща и вместе (а не лично - В.А.) во имя Ордена и его отделений, движимым имуществом и наследствами, землей и полями, винокурнями, мельницами, крепостями, деревнями, церковными приходами, часовнями, и иными подобными вещами, кои дозволены их привилегиями. Они также могут владеть (сообща и вместе - В.А.), с пожизненным правом, людьми, мужчинами и женщинами, и крепостными, мужского и женского пола.

3. О свободе обвинять и отвечать на обвинения в законном порядке

Поелику любой религиозный Орден, имеющий свободы и привилегии, дарованные ему Папским Престолом, не подсуден светским судам, то и сей святой Орден тевтонских (немецких) Братий Странноприимного Дома Св. Марии что в Иерусалиме должен сознавать, что он пребывает под особой защитой Папского Престола. Но, дабы подобная защита со стороны Церкви никоим образом не вступала в противоречие с законом, мы объявляем, что братия в своих исках, предъявляемых кому бы то ни было, сохраняют все свои свободы и привилегии, при условии, что действуют они не злонамеренно, честно и незлобиво по отношению к тем, кого обвиняют, либо кому предъявляют иск. А ежели им предъявлено обвинение, им ни в коем случае не подобает вести себя хитро и/или лживо по отношению к своим обвинителям.

4. Об учреждении странноприимных домов

Поелику сей Орден имел странноприимный дом ранее, нежели рыцарей, что явствует из его названия, ибо он именуется Странноприимным Домом, то мы объявляем, что в главной комтурии, либо же там, где порешит Мастер (Магистр) и Совет Ордена, во все времена должен быть странноприимный дом; однако же где-либо еще, если кто-либо желает передать уже учрежденный странноприимный дом, комтур и совет мудрейших братий могут принять либо отклонить сие предложение. В иных комтуриях (комтурствах) сего Ордена, где не имеется странноприимного дома, странноприимный дом не может быть основан без особого распоряжения Мастера (Магистра) и Совета мудрейших братьев.

5. О том, как надлежит принимать болящих в странноприимный дом

Болящих надлежит принимать в странноприимный следующим образом. Когда болящий прибывает, то, перед тем, как он будет помещен в странноприимный дом, ему надлежит исповедаться, если он достаточно силен, и если присутствует духовник, и ему надлежит принять причастие, если духовник советует это. И если у него имеется какая-либо собственность, брату, отвечающему за странноприимный дом, надлежит сохранить ее, выдав болящему расписку в получении сего имущества. Также ему надлежит предупредить болящего, что он заботится о благополучии его души, и что все распоряжения и решения болящего относительно его собственности будут по возможности выполнены.

6. О том, как надлежит заботиться о болящих в странноприимном доме

Затем, после размещения болящего в странноприимном доме, за ним надлежит, на усмотрение шпиттлера (госпиталария, начальника странноприимного дома), который должен решить каковы нужды болящего, ухаживать прилежно, с тем, чтобы в главной комтурии, где (пребывает) глава Ордена, было столько лекарей, сколько требуют нужды комтурии и сообразно количеству болящих, и к болящим надлежит относиться сострадательно и любовно заботиться о них, согласно суждению лекарей и обстоятельствам комтурии, и каждый день надлежит давать им пищу перед тем, как братия садятся за стол, и по воскресениям надлежит читать им Послания (апостолов) и Евангелия и окроплять их Святой Водой, и братии надлежит в шествии (строем - В.А.) следовать к ним. В иных комтуриях их надлежит милосердно кормить в надлежащее время. По воскресениям  надлежит читать им Послания (апостолов) и Евангелия и окроплять их Святой Водой, но без шествия, ежели только комтур, на свое усмотрение не прикажет иное. Также мы оставляем на его усмотрение, в совете с мудрейшими из братий, снабжение лекарей в поименованных странноприимных домах. Далее, надлежит внимательно следить (за тем), чтобы во всех странноприимных домах у болящих не было недостатка в свете ночью. Того же, кто умрет в странноприимном доме в любое время до Вечерни, надлежит похоронить сразу же, если это устраивает начальство. Умерших же после Вечерни надлежит похоронить на следующий день после Заутрени, если только глава странноприимного дома не примет иное решение. Мы также желаем, чтобы строго соблюдалось следующее правило: везде, где есть странноприимный дом, брату, коему Мастер (Магистр) или заместитель Мастера (Магистра) доверил заботу о болящих, надлежит заботиться об их душах равно как о телах и стараться служить им смиренно и преданно. Комтурам также надлежит следить внимательно (за тем), чтобы болящие не испытывали недостатка в пище и иных своих нуждах, насколько это может быть соблюдено. Однако, если вопреки стараниям или вследствие небрежения тех, кои заботятся о нуждах болящих, болящими будет пренебрежено, тогда братиям, служащим в госпитале, надлежит известить об этом Мастера либо начальство, коим надлежит наложить на провинившихся достойное наказание, согласно тяжести проступка. Тот, кому доверены болящие, также должен, елико возможно, держать в подчинении слуг, коим надлежит привносить преданность и покорность в (порученную им) задачу сострадательного и верного служения болящим; и ежели очевидное пренебрежение со стороны тех, кто ухаживает за болящими, будет им замечено, он не должен оставить сие безнаказанным. Комтурам, равно как и остальным братиям, надлежит всегда помнить, что, вступая в сей святой Орден, они торжественно клялись служить болящим точно так же, как поддерживать честь рыцарства.

7. О том, как надлежит высылать собирателей милостыни

Поелику забота о болящих влечет за собой огромные траты, в соответствии с уступками в привилегиях Ордена, могут быть посвящены в духовный сан с особого разрешения Мастера или комтура и высланы сборщики милостыни для болящих, кои  должны быть религиозны (возможно двоякое толкование: 1) принадлежать к духовному сословию, 2) быть благочестивыми - В.А.) и избраны для этой цели, и кои могут провозглашать папские индульгенции (слово «индульгенция» в римско-католической церкви имеет троякое значение: 1) освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, 2) документ, свидетельство об отпущении греха, 3) отпущение грехов за какие-либо неблаговидные деяния, которые либо были совершены ранее либо могут быть совершены в будущем - В.А.) мирянам, а также напоминать людям (о необходимости) приходить на помощь странноприимным домам, подавая милостыню. Они также должны быть примерного поведения, дабы, как это сделали сыновья Илия (нечестивцы Офни и Финеес, сыновья, ветхозаветного первосвященника и судьи израильского Илия, погибшие за свое нечестие от рук язычников-филистиямлян, что привело и к гибели их престарелого отца - В.А) не отвратить людей от пожертвований Богу и от подачи милостыни для болящих. Также, они не должны быть неумеренными в расходах своих, и, когда они путешествуют по стране и приходят в одну из комтурий Ордена, им надлежит благодарно принимать предложенное им братиями и довольствоваться сим, не требуя большего.

8. О том, как братиям надлежит приходить и выслушивать божественные службы и обряды

Братиям, священникам и светским, надлежит сообща и вместе днем и ночью посещать богослужения и почасовые молитвы, и священникам надлежит петь и читать службы согласно требнику и сводам, положенным Ордену; мирским братиям, присутствуют ли они на службе или находятся где-либо еще, надлежит на Заутреню прочесть (молитву) «Отче Наш» тринадцать раз, семь раз прочесть (молитву) «Отче Наш» в любой другой канонический час, кроме Вечерни, когда им надлежит прочесть Отче Наш» девять раз. В часы же Святой Девы им надлежит столько же раз прочесть Отче Наш», и ежели мирские братия достаточно образованны, так что некоторые из них, по своей воле, либо с разрешения брата настоятеля, желают читать псалмы и другое, имеющее отношение к службе священников, со священниками в канонические часы или же часы Девы Марии, то таковые братия освобождаются от чтения (молитвы) «Отче Наш», установленного для мирских братий. Братиям, занятым в карауле (стоящим на страже), дозволено отсутствовать на богослужении и ужине, когда долг их не позволяет им посетить их. В Заутреню, после приглашения и гимна, братиям надлежит восседать вместе, но когда читаются Евангелия и поются хвалебные гимны, а также в часы Святой Девы, всем здоровым надлежит встать, и тем, в своих часовнях и молельнях, надлежать подняться со своих мест, кладя поклоны на каждый (возглас) «Слава Господу Нашему» в почтении к Святой Троице. Но когда они стоят, им надлежит кланяться при (возгласах) «Слава Господу Нашему» с заметным наклоном тела. Им подобает также прилежно следить (за тем), дабы не потревожить других шепотом, громким говором либо не установленными молитвами, а также прилагать все усилия (к тому), чтобы то, что произносят их уста, шло бы из их сердца, ибо любая молитва приносит мало пользы, если возносится без участия сердца.

9. О том, как часто в году надлежит братиям принимать причастие

Поелику Господь Наш сказал в Евангелии: «Евший Мою плоть и пивший кровь Мою, во Мне пребывает, а Я в нем», и «не узрит он смерти», то мы постановляем, чтобы все братия сего Ордена принимали Святое Причастие семь раз в году. Первый раз - в четверг перед Пасхой, тот самый четверг, когда Господь Наш Иисус Христос впервые установил причастие и дал Свое тело и кровь Свою Своим ученикам и приказал им начать обедню в память Его; второй раз - на Пасху; третий раз - на Троицын день; четвертый раз - во время Мессы Святой Девы в августе (праздник Успения Пресвятой Богородицы - В.А.); пятый раз - во время мессы на День Всех Святых; шестой раз - на Рождество; седьмой раз - в день Богоявления. Не должно принимать Святое Причастие меньшее количество раз, ибо иные Ордены, где также есть мирские братия, приучены причащаться гораздо чаще.

10. О том, как надлежит возносить молитвы о живых и мертвых

Мертвым, кои уже предстали пред судом Господним, и посему нуждаются в скорой помощи, братии надлежит уделять внимание, дабы не мешкать с той (молитвенной) помощью, кою (они) обязаны предоставлять. Посему мы постановляем, что каждому присутствующему священнику надлежит отслужить заупокойную службу, изложенную в требнике Ордена, за каждого брата сего Ордена, недавно почившего, а каждый мирской брат надлежит прочесть сотню (молитв) «Отче Наш» за упокой души брата своего. Там, где нет монастыря, братиям надлежит прочесть столько же (молитв). Всякому брату надлежит во всякий день читать пятнадцать раз Отче Наш» за всех братьев, где бы они не расстались с сим миром. Более того, всякому брату священнику сего Ордена надлежит отслужить ежегодно десять месс за грехи и во спасение всех братий и слуг, жертвователей и друзей Ордена, еще живущих, и десять месс за упокой душ умерших.

Церковнослужителям, не являющимся священниками, надлежит прочесть три Псалма за живых и столько же за мертвых. Всякому мирскому брату надлежит читать Отче Наш тридцать раз в день в предписанные часы за благодетелей, слуг и всех друзей Ордена, еще живущих, и столько же за усопших. Однако они не должны возносить эти молитвы во время поста. Обязанностью братства, где скончался один из братий, является отдать лучшее одеяние почившего бедняку, а также, в течение сорока дней (со дня кончины усопшего), еду и питье, потребные для (пропитания) одного брата, ибо милостыня освобождает от смерти и укорачивает наказание души, отошедшей в праведности. Никто из братий не должен делать никаких иных пожертвований в любое время года.

11. О том, как и что братия могут использовать в качестве одежды и постели

Братиям сего Ордена дозволено носить и использовать холст для нижних рубах, подштанников и чулок, простыней и покрывал, а также для иных вещей, по необходимости. Верхняя одежда должна быть спокойных тонов. Братиям-рыцарям надлежит носить белые плащи, как знак своего рыцарства, но прочие их одежды не должны отличаться от одежд остальных братий. Мы постановляем, чтобы каждый брат носил черный Крест на плаще, на покрытиях шлема и брони (нашлемниках и налатниках), дабы показывать наружно принадлежность свою к сему Ордену. Меховые изделия, рясы и одеяла не должно изготавливать из меха иного, кроме меха овец и коз, однако, никому не должно давать козий мех, если только он сам о том не попросит. Братиям надлежит иметь обувь без шнурков, пряжек или колец. Такожде, тем братиям, кои заведует одеждой и обувью, надлежит заботиться о том, чтобы снаряжать братий таким тщательным и подобающим образом, чтобы каждый имел одежду и обувь нужный размер (одежду и обувь нужного размера), не слишком длинный, не слишком короткий, не слишком узкий, не слишком широкий, и чтобы каждый мог без чьей-либо помощи одеть и снять свои одежды и обувь. Что касается постельных принадлежностей, то всякий брат должен довольствоваться спальным мешком, ковриком, простыней, покрывалом из холста или тонкого полотна и подушкой, если только брат, заведующий спальными принадлежностями, не выдает больше или меньше означенного. Также подобает при получении новых вещей, возвращать старые, дабы тот, кому возвращаются вещи, мог раздавать их слугам и бедным. Но если случится, не дай Бог, что брат упорно настаивает на получении оружия или вещей лучших или более изящных чем те, что ему выдали, то он заслуживает получения худших. Ибо сие показывает, что тот, кто заботится в первую очередь о нуждах тела, не имеет крепости в сердце и внутренней добродетели. Поелику духовные лица, в миру живущие, должны показывать свою веру своим одеянием, тем более подобает состоящим в Ордене носить особые одежды.

12. О бритье духовных и мирских братий

Всем братиям надлежит стричь свои волосы по образцу монахов и духовенства, дабы и спереди и сзади их можно было опознать как людей, принадлежащих к религиозному (церковному - В.А.) Ордену. Что касается бороды и усов, также необходимо следить, чтобы они были не слишком коротки и не слишком густы. Духовные братия должны иметь гуменце (тонзуру - выстриженное место на макушке представителей римско-католического духовенства - В.А.) не слишком малого размера, как то приличествует состоящим в Ордене, и, поскольку они служат мессу, они должны брить свои бороды.

13. О том, как и что братия должны есть

Когда братия собираются для принятия пищи, клирикам надлежит прочесть благословение (трапезы) на свой выбор, мирским же братиям - Отче Наш и Аве Мария, и все должны принять пищу, данную милостью Божией и монастырем. Трижды в неделю, по воскресеньям, вторникам и четвергам, братиям дозволено есть мясо; другие три дня им дозволено вкушать сыр и яйца, в пятницу же - рыбу; однако им дозволено вкушать мясо в любой день, на который приходится Рождество, даже если это - пятница, ибо в сей день радуется все живое. Всем братиям надлежит давать одинаковую пищу и распределять ее поровну, соответственно положению, месту и нужде (потребности) брата, однако среди братий большее внимание должно уделять потребности, нежели положению. Ничто нельзя забирать у одного ради нужды другого, но каждый должен получать долю согласно своей потребности. Также не должны они желать для себя всего, что они видят отданным другим, в большей нужде (т.е. испытывающим большую потребность). Пусть тот, чья нужда (потребность) меньше, благодарит Господа; пусть тот, чья нужда (потребность) больше, из-за болезни, смиряет себя, и когда получает больше из-за слабости своей, да не возгордится проявленной к нему милостью; и так все братия будут жить в мире и согласии. Мы предупреждаем, что надлежит избегать особливого воздержания, кое заметно отличалось бы от общего. В своих монастырях братия едят по двое (из одной тарелки или миски), кроме овощных блюд, и пьют раздельно (из отдельных чаш). Далее, в тех комтуриях, где есть конвент братий, состоящий из комтура и двенадцати братий, по числу апостолов Христовых, должен соблюдаться обычай чтения (священных текстов) за столом, и всем вкушающим надлежит слушать в тишине. Дабы не только уста вкушали пищу, но и уши, жаждущие слова Божия. Однако, присутствующие на трапезе, в случае нужды (в случае настоятельной необходимости), могут тихо и в нескольких словах разговаривать с теми, кто прислуживает, или с другими людьми, с коими им требуется решить какие-то мелкие дела. Прислуживающим и тем, кто сидят за вторым, отдельным от конвента столом, и братия в маленьких комтуриях, где нет (правила - В.А.) чтения за столом, надлежит стремиться хранить молчание, насколько это позволяют дела комтурии, если только комтур, из-за гостей, не дает разрешение на разговоры. Братиям не подобает вставать из-за стола до того, как закончили прием пищи, если только это не неотложное дело, после чего они могут вернуться и закончить прием пищи. Когда прием пищи окончен, клирикам (священникам) надлежит прочесть молитву на свой выбор, мирским же братиям - дважды Отче Наш и дважды Аве Мария, после чего им надлежит чинно отправиться в церковь либо туда, куда их направит начальник. Оставшиеся целыми караваи хлеба надлежит сохранять, остальное же может быть роздано как милостыня.

14. О подаянии милостыни и десятины хлеба

Полезным постановлением сего Ордена, продиктованным благочестием, является то, что во всех комтуриях сего Ордена, где есть церкви или часовни, десятина (десятая часть) хлеба, испеченного в печах комтурии, раздается бедным, либо же, вместо хлеба, трижды в неделю раздаются обычные подаяния.

15. О соблюдении братиями поста

С воскресенья перед днем Св. Мартына до Рождества, и семь недель перед Пасхой, кроме воскресений, кроме того на Двенадцатую Ночь (Канун Богоявления), и вечер Введения во Храм Пресвятой Богородицы, канун Св. Матфея, пятницы со Дня Всех Святых до Пасхи, день Св. Марка, если только он не приходится на воскресенье, а также три дня, когда носится Крест Господень, и в канун Троицына дня, и в пост накануне Св. Иоанна Крестителя, и Св. Петра и Св. Павла, и Св. Иакова и Св. Лаврентия, и в пост накануне Дня Богородицы в августе (Успения Пресвятой Богородицы), в день Св. Варфоломея, и в вечер Рождества Богородицы, и на Св. Матфея, Св. Симона и Св. Иуду, в канун Дня Всех Святых, на Св. Андрея, Св. Фомы, и на Двенадцать Дней Поста, братиям надлежит вкушать лишь постную пищу, если только телесная немощь или какая другая нужда не требует иного; и если сочельник выпадает на воскресенье, то им надлежит поститься вместо этого в субботу. По пятницам, с Пасхи до Дня Всех Святых братиям надлежит потреблять постное дважды в день, если только, дабы миряне не возмутились, комтур с лучшими из братий не посоветуют иного.

16. О вечернем питье

Каждый постный день братия должны иметь полдник; в иные дни, когда они едят дважды, они не имеют его, если только не имеется специального предписания комтура. В дни полдника братиям, после Вечерни, до Повечерия надлежит собраться на полдник и, вознося благодарения Господу, принять предложенный им напиток; и так как в иных Орденах, где есть полдник, производятся чтения (за столом), коим внимают в тишине, мы советуем братиям хранить молчание во время полдника, или говорить только о достойных предметах, избегая пустых сплетен. После того, как они услышат сигнал, им надлежит идти на Повечерие.

17. О том, как и где братиям надлежит спать

Всем здоровым братиям, если это легко устроить, надлежит спать вместе в одной комнате, если только начальствующий над ними не приказывает некоторым братиям, из-за исполнения ими обязанностей или по каким-либо другим причинам, устраиваться на ночь иным образом; и когда они спят, им надлежит спать в подпоясанных нижних рубахах, подштанниках и чулках, как принято у истинно верующих. Им дозволяется спать отдельно только в самых исключительных случаях. Там, где обычно спят братия, свет должен гореть всю ночь.

18. О том, как братиям надлежит хранить молчание

После Повечерия братиям надлежит хранить молчание до Заутрени, ежели только в это время им нет необходимости поговорить со своими слугами, или кем-либо еще, исполняющим свои обязанности, или заботящимся об их конях или их оружии или выполняющими какие-либо еще данные им приказания; для этого им надлежит выбрать наиболее подходящее время и делать это как можно быстрее и тише. Однако есть исключения из сего правила, такие, как нападение разбойников (воров) или пожар; и всякий, отворивший для подобных речей свои уста, должен прочесть перед сном «Отче Наш» и «Аве Мария» (римско-католический аналог греко-кафолической «Песни Пресвятой Богородице» - В.А.).

19. О том, что никто из братий, кроме должностных лиц, не может иметь печать

Мы также постановляем, чтобы никто из братий, кроме тех, кому доверена канцелярия, не мог иметь печать или посылать письма или читать письма, посланные ему кем-либо, без разрешения настоятеля, пред коим, если тому будет угодно, полученное письмо или письмо посылаемое должно быть прочитано.

20. О том, как братия могут получить дозволение на то, чтобы отдавать, получать (вещи) и обмениваться вещами

Братия могут обменивать или отдавать без разрешения то, что они изготовили из дерева, кроме вещей, доверенных брату для собственного использования настоятелем, и которые он не должен обменивать или отдавать без дозволения хозяина; также ни один брат, кроме комтура, не может получать подарки для своего собственного использования без разрешения вышестоящего начальства, кое также властно решать, хочет ли оно дозволить брату оставить подарок себе или отдать кому-либо еще.

21. О том, что не могут они иметь личных замков и ключей

Поелику религиозным (церковным) людям надлежит любыми способами избегать собственности, мы желаем, чтобы братия, которые живут в монастырях, обходились без ключей и замков для сумок и ларцов и сундуков и всего прочего, что может замыкаться (запираться). Исключением из сего правила являются братия, кои путешествуют, а также должностные лица, чьи должности требуют подобных вещей на благо всего монастыря.

22. О рыцарях

Поелику сей орден учрежден особливо для рыцарей, поборающих на врагов Креста и Веры, и поелику обычаи врагов в сражении и иных делах весьма разнятся в разных землях, и таким образом необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами, мы оставляем на усмотрение старшего меж братиями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и других вещей, надлежащих и допустимых (для употребления) братиям в битве, дабы он приказывал и решал все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братий провинции, в коей идет война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братиям. Однако, необходимо строго соблюдать следующее правило: седла и уздечки и щиты не должны неумеренно покрываться золотом и серебром, равно как и иными мирскими цветами. Копья, щиты и седла не должны иметь чехлов, но тонкие пики (наконечники пик) могут покрываться ножнами, дабы оставались они острыми для нанесения ран врагам. Также, ежели Мастер (Магистр), или брат, облеченный такой властью Мастером (Магистром), дает просто так или взаймы другим людям животных и оружие, данное ранее братиям временно для личного пользования, тогда братия, коим это было дано, ни в коем случае не должны возражать, дабы не подумали, что хотят они удержать для себя навсегда то, что было дано им лишь временно. Далее, мы постановляем, чтобы ни один брат не желал иметь оружие либо животное, как свою личную собственность. Если же случится, что брату было дано что-либо, неподобающее к использованию, ему надлежит смиренно и скромно известить об этом того, кто отвечает за данную службу, и оставить решение данного вопроса на его усмотрение.

23. Об охоте

Братиям не подобает участвовать в охоте, как она ныне проводится, с науськиванием и гончими и соколами и приманками. Но если у них есть, либо они (коллективно, от имени Ордена) приобретут в дальнейшем, в некоторых провинциях, густые леса, от которых могут получить они много дичи и шкур, тогда им дозволяется иметь охотников, коих братия могут сопровождать с оружием в руках для защиты от злых людей. Однако не должно им носиться по полям и лесам за дикими животными со стрелами и другим оружием. Далее, мы дозволяем им преследовать без гончих волков, рысей, медведей и львов, и уничтожать оных, но не как пустое времяпровождение, а ради общего блага. Между тем, братия могут также стрелять птиц, дабы упражняться в стрельбе и повышать свое мастерство.

24. Об уходе за болящими братиями

Поелику болящие имеют право на особый уход и внимание, мы желаем, чтобы уход за болящими доверялся тем, кои предусмотрительны и преданны, кои с усердием честно уделяли бы внимание каждой их нужде и удобствам и полностью следовали бы наставлениям врача, ежели таковой совершенно надежен.

25. О старых и немощных братиях

О старых и немощных братиях надлежит великодушно заботиться соответственно их немощи; относиться к ним надлежит с терпением и почитанием; никто ни в коей мере не должен быть строг к телесным нуждам тех, кто держит себя благородно и благочестиво.

26. О том, как надлежит братиям жить в дружбе и братской любви

Всем братиям надлежит вести себя друг с другом так, чтобы дружеское согласие во имя братства не обернулось жестокосердием, но должно им обратить внимание на то, чтобы жить вместе, в братской любви, согласно и дружно в духе доброты, так чтобы могли сказать о них: как хорошо и как приятно жить братиям вместе в единстве, которое есть согласие. Пусть всякий, как только может, несет тяготы другого, и, в соответствии с советом апостолов, будет прилежен в уважении другого. Никаких злых речей - ни перешептывания, ни клеветы, ни хвастовства о делах минувших, ни лжи, ни проклятий или оскорблений, ссор или праздных слов не должно исходить из братских уст. Но если кто-либо из братий обидит другого словом или делом, пусть не замедлят они достигнуть примирения, и немедленными словами залечат раны в сердце другого, кои нанесли словом или делом; так Апостол учит нас, что солнце не заходит над нашим гневом, что означает, что он (гнев) не длится до заката; и как Господь Наш Иисус Христос учит нас в Евангелии: «Ежели что принес ты пред алтарь и вспомнил, что брат твой имеет обиду на тебя, оставь подношение свое и поторопись примириться с братом своим и лишь потом соверши жертвоприношение».

27. О том, как всем братиям надлежит собираться на совет

Мастеру (Магистру) Ордена или его заместителя надлежит созывать всех братий, когда они собираются решать вопросы, касающиеся всего Ордена в целом, продолжать ли или изменить политику Ордена, а также вопросы отчуждения земли или другой собственности Ордена, для чего разрешение должно быть получено от Мастера и Собрания, а также вопросы принятия в Орден; затем, то, что решат мудрейшие из братий после обсуждения, Мастеру или его заместителям надлежит воплотить в жизнь. В случае разногласий, Мастер или его заместители могут решить, кто из братий мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и доброе имя (хорошая репутация) должны иметь вес больший, нежели простое большинство. Более мелкие вопросы могут быть решены без всеобщего сбора братий. Самые мелкие вопросы они могут решать сами. Ежели случится, что какие-то важные вопросы, касающиеся комтурии или Ордена в целом, необходимо будет обсудить после Повечерия, сие может быть сделано, при условии, что братия будут избегать пустословия и слов, к смеху приводящих. Присутствующие на подобном совете также должны прочесть Отче Наш и Аве Мария перед отходом ко сну.

28. О том, как братиям надлежит подавать людям добрый пример

Ежели братия странствуют или идут на врага или по своим делам, им, как являющим Крестом своим знак кротости и Ордена, надлежит стараться примерами добрых дел и полезных слов показывать людям, что Бог с ними и внутри них. Ежели ночь застанет их в дороге, они могут, после Повечерия или до Заутрени, говорить о предметах полезных и достойных, но не в гостинице после повечерия, исключая случаи, выше описанные. Им надлежит избегать гостиниц (постоялых дворов) и мест с дурной славой (плохой репутацией); надлежит им также также иметь свет в комнате своей всю ночь, дабы не случилось ничего дурного с их добрым именем или же имуществом. Когда они в пути, странствуя с места на место, то могут посещать богослужения и молитвы, где бы то ни было, а по возвращении, в случае усталости от оружия (доспехов) или дороги, они могут быть освобождены утром от Заутрени; и не только с дороги уставшие, но и занятые нужными делами, могут быть от того освобождены. Свадьбы и собрания (светских) рыцарей и другие собрания и пустые развлечения, кои дьяволу служат гордостью мирскою, братиям надлежит посещать редко, только лишь по делам Ордена либо для спасения душ заблудших. Братиям надлежит избегать разговоров с женщинами в подозрительных местах и в подозрительное время, особливо же с девами, а также надлежит им избегать целовать женщин, ибо сие есть прямое проявление невоздержанности и мирской любви, и потому запрещено (братиям) целовать даже матерей и сестер своих. Никто из братий не должен иметь дела с людьми, от Церкви отлученными, либо с теми, кто публично анафеме предан, кроме особо дозволенных случаев. Также никто из братий не может быть крестным отцом, кроме как в случае смертельной необходимости.

29. Об испытании тех, кто желает вступить в сей Орден

Тому, кто желает вступить в сие честное братство, надлежит дать испытательный срок, достаточный, чтобы он понял и познал все тяготы, ожидающие его на службе Ордену, а братия могли узнать его нрав, если только не желает он избежать сего испытательного срока, и поручитель его согласен, в каковом случае ему надлежит принести обет полного послушания. Затем комтур или священник должны дать ему плащ с Крестом, освященный простым благословением и окропленный святой водой, ибо получает он одеяние Ордена с Крестом и ничто более не отличает его от тех, кто вступил в Орден ранее его.

30. О том, как надлежит принимать в Орден детей

Мы также желаем, чтобы ни один ребенок не получил одеяния Ордена и не был принят в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия. Если же случится такое, что отцы или матери или опекуны приведут ребенка в Орден до достижения им своего четырнадцатилетия, или же ребенок придет добровольно, и если братия желают принять его, то надлежит воспитывать его до четырнадцати лет, после чего, если он и братия согласны, его надлежит принять в Орден обычным образом.

31. О том, как надлежит принимать женщин на службу Ордену

Далее заявляем мы, что ни одна женщина не может быть принята в полное служение и братство в сем Ордене, ибо зачастую храбрость мужей сильно смягчается от близкого общения с женщинами. Тем не менее, поскольку есть некоторая помощь болящим в госпиталях, равно как и обращение со скотом, с коими женщины справляются лучше мужчин, дозволяется держать женщин для такого рода дел. Однако, их можно принять лишь с разрешения комтура, и, когда они приняты, их следует помещать отдельно от братий, ибо целомудрие братий, живущих вместе с женщинами, хотя бы и постоянно при свете, все равно в опасности, и также это не может долго продолжаться без (возникновения) соблазна.

32. О приеме тех, кто женат, в качестве прислуги Ордена

Поелику Орден может нуждаться в людях, мы дозволяем принимать в Орден в качестве прислуги мирян, женатых и одиноких, кои предают тело свое и собственность братиям; более того, их жизнь, как то и подобает, должна быть честной, и не только должны они избегать явных грехов, но не должны также гнаться за незаконными прибылями и торговлей. Им надлежит носить одежды религиозных (церковных) оттенков (серого, черного и коричневого - В.А.), но не с полным крестом (а с половинным, тамк называемым «крестом Св. Антония», в форме буквы «Т», или, по-гречески: «Тау», и потому таких именовали «полукрестниками» - В.А.). И если женаты они, и один из супругов умирает, половина имущества почившего отходит Ордену, а вторая половина - супругу, до скончания жизни его; а по смерти второго супруга, все имущество отходит Ордену. Также все, приобретенное ими после принятия в Орден, отходит Ордену. Заявляем также, что по желанию и усмотрению комтура, некоторые лица могут быть приняты в Орден и на иных условиях, если только комтур находит это полезным.

33. О том, как надлежит принимать тех, кто служит из милосердия или за деньги

Если кто-либо желает служить Ордену из милосердия или за деньги, то, поелику трудно принять особое правило, годное для всех подобных случаев, мы заявляем, что оставляем это на усмотрение должностного лица, ответственного за принятие соискателей; далее, никто из братий не имеет права бить служащих из милосердия или за деньги, кроме должностных лиц, кои, дабы исправить дурное поведение своих подчиненных, могут подвергать их телесному наказанию, как это принято. Ежели случится, что рыцарь, либо человек достойный сего звания, присоединится к Ордену, дабы служить из милосердия с оружием в руках, и затем погибнет, каждому из братий, присутствующих при этом, надлежит прочесть тридцать раз Отче Наш во спасение его души, а также надлежит в течение семи дней (со дня его кончины - В.А.) отдавать бедным такое количество пищи, которое обычно потребляет один брат.

34. О заботе Мастера (Магистра) о братии

В Ковчег Завета были положены розга и манна небесная, и сие означает для нас, что судьям должно применять и то, и другое: одно кротко призывает к милосердию, другое - справедливо требует строгости. Посему Мастеру (Магистру), коий поставлен над всеми и должен сам подавать всем братиям добрый пример, надлежит и порицать непокорных и принимать болящих, и надлежит (ему) ободрять павших духом и быть мягким и терпеливым со всеми, и надлежит (ему) нести в руках своих розгу и посох, согласно словам пророка; розгу бдительности, с помощью коей, денно и нощно следя за вверенной ему паствой, он милостиво освобождает ленивых от смертельного сна лености и пренебрежения священными обрядами, усердно и справедливо пресекает любое неповиновение; посох же олицетворяет отеческую заботу и сострадание, коим надлежит ему поддерживать нравственно неустойчивых и укреплять малодушных и сокрушенных печалью, дабы они, не ободренные, не были сломлены отчаянием.

35. О том, как надлежит им убеждать, советовать и обвинять друг друга

Если случится, что один из братий узнает о скрытых грехах другого, ему надлежит мягко и истинно по-братски убедить того раскаяться и сознаться в своих прегрешениях. Но если тот что-то совершил открыто противу души своей, или же противу чести комтурии или Ордена, сим не должно пренебрегать, и надлежит убедить его предстать перед Мастером (Магистром) и братиями и смиренно просить прощения. Но также, если тот не согласится признать свою вину и будет приведен к сознанию вины пред Мастером (Магистром) и братиями, то пусть понесет он строжайшее наказание.

36. О том, как братиям надлежит исправлять свои проступки

Ежели брат словом или делом совершит пустячный проступок, ему надлежит раскрыть сие перед начальником своим и исполнить указанное тем, во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, ежели только сии мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме ужесточения наказания. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирался скрыть, надлежит наказать его более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Ежели же проступок велик, его (виновного) надлежит отделить от общества братий, и не дозволять ему вкушать пищу совместно с братиями и садить его должно отдельно ото всех. Он же должен быть полностью покорен воле и приказам Мастера (Магистра) и братий, дабы и он мог спастись в Последний (Судный) день.

37. О внимательности Мастера (Магистра) в своей свободе действий

Мастер (Магистр) властен освободить от любого из обязательств, изложенных в сем Уставе, кроме трех - целомудрия, бедности и послушания - и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать сие таким образом, чтобы в каждом особливом случае действовать во славу Божию, с должным вниманием к благочестию и соображениям пользы дела. Аминь.

Конец Устава.



Название статьи:   {title}
Категория темы:   {tags}
Автор (ы) статьи:  
Дата написания статьи:  {date}


Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru