ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ јсы » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

јсы

јсы (жен. род ј—џЌя) - так же ј«џ и ј«ј–џ, по предани€м —евера, родоначальникї —кандинавов. —аги, записанные нордические предани€, рассказывают, что "на восток от “анаквиса (“анаиса) в јзии существовали когда то јсаланд (страна јсов) или јсагейм (родина јсов), и главный город в той стране называлс€ јзгард. “ам жил вождь по имени ќдин".

" огда же –имские императоры пошли широко по свету, покор€€ все народы многие вожди по этой причине покинули свои земли. ќдин, искусный в гадани€х, предвидел что его потомство будет жить в северных пределах земли. ќн оставил своих братьев ¬илли и ¬ье управл€ть јзгардом, а сам ушел и все кн€зь€-дь€ры с ним, и многие народы." –ассказывают —аги и о том, как ќдин с ƒона вел свои племена к берегам Ѕалтийского мор€, часто при этом вспомина€ благородное плем€ јсов, јзаров, јзиаманов.

√енеалоги€ вождей, вместе с общим содержанием преданий, дает основание предполагать, что все это произошла незадолго перед –ождеством ’ристовым. Ѕожественный род јсов или јнсов и город јзгард вспоминают также предани€ древнегерманские.

–од готских кн€зей јмалов вел свое начало от тех же јсов или јнсов.

јсы - јланы - народ завоевателей, покоривший к концу первого века по –. ’р. почти все племена и народы бывшей јзиатской —кифии.

ќт јсов - јланов сохранилось множество исторических и археологических пам€тников.

»звестно, что они пришли на ƒон и на берега јзовского мор€ в первом веке по –. ’р., что по всем данным они €вились сюда с севера и вели свое начало из источника общего с нордическими јсами. ќба их имени, јсы и јланы, имеют северный характер.

ѕо нордическим предани€м, записанным в —агах, на далеком севере тоже когда-то существовали јсы, јзары, јзиаманны, герои-полубоги, которые, будто бы, и были родоначальниками скандинавских народов.

¬ сагах вспоминаетс€ “анаис и јзгард ("—траж јзии" или "√ород јзов"), откуда вышел с племенами јсов их вождь ќдин. ¬нешность јсов-јланов, живших вдоль ƒона, по описанию римского историка четвертого века јммиана ћарцеллина, носила признаки типа нордического: "«а редким исключением, все јланы люди высокого роста и большой красоты; их волосы почти желтого цвета". ћарцеллин знал также, что јсы - јланы ведут свое начало от какого то особенного рода: "ќни не имеют пон€ти€ о рабстве потому, что сами происход€т от благородных корней." ѕервым из историков точно определ€ет их этническую сущность ѕрокопий  есарийский в 6 в. ќн называет их готским народом. ¬ его врем€ ѕриазовские јланы были уже христианами. ¬ дальнейшем европейские пам€тники называют их иногда √отиталанами, (что должно означать "готские јланы") јланготами, ¬аланготами, а на востоке их знают под именем јкасов или Ѕелых јсов, јзо-¬арангов (Ѕируни) и јлан-¬ар€гов (Ќизами).

¬ русских летопис€х они известны как ясы (яс, жен. род ясын€).

–имл€не звали их также “анаитами (ƒонцами), потому что их основные кочевь€ располагались вдоль “аны (ƒона).

“есные св€зи “анаитов с севером подтверждает и археологи€, указыва€, что древние могилы —кандинавии часто наход€т свое подобие в местах расселени€ јсов-јланов.

Ќа основании имеющихс€ данных, западные историки резонно предполагают в јсах-јланах сармато-германский сплав, в то врем€ как –усские упорно не признают в них никого, кроме предков нынешних ќсетинов, хот€ на то и не имеют достаточно обоснованных данных.

 о второму веку на кочевых просторах прежней јзиатской —кифии јсы - јланы установили свое владычество. ѕокорение народов живущих там совершилось быстро и, по-видимому, без особенных усилий, потому что остатки скифов и сарматов в ту эпоху были поделены на множество племенных обществ, избегавших объединени€. ќни легко стали жертвой хорошо организованных и закаленных в бо€х јсов-јланов, хот€ те уступали во много раз по количеству неисчислимым ордам степных жителей. Ќет данных предполагать, что дл€ покоренных северо-кавказцев, ћеотов, —ираков, “оретов, ”дзов, јорсов, горских јсседонов или дл€ каких других племен, нова€ власть про€вл€лась особенно деспотически хот€, покор€€ народы јсы - јланы принуждали их всех называтьс€ јланами, а дл€ себ€ веками сохран€ли им€ јс, јас, јз. ќни не разрушали и завоеванные оседлые центры, которые стали служить в их царстве поставщиками продуктов земледели€, рыболовства и местного ремесленного производства.

ќседлое ремесло поставл€ло на рынки прекрасные сорта керамических изделий, украшени€ из дорогих камней и цветных металлов, конское снар€жение и оружие излюбленного у јланов типа, не счита€ вс€кого рода продуктов, необходимых дл€ жизни.

≈ще в 4 в., прожива€ на ƒону, јсы - јланы оставались в большинстве кочевниками. ќни занимались исключительно скотоводством и военным промыслом. ƒалекие набеги считались у них почетным зан€тием и первым удовольствием.  аждый из них любил войну, боевые встречи и опасности. Ћишь того они считали достойным уважени€, славы и загробного счасть€, кто провел жизнь в бо€х и пал сраженный оружием врага.  ак и полагалось воинам, были "они легки и ловки во владении оружием", которым пользовались исключительно в конных бо€х. ¬ооружение их всадников, по выводам археологии, составл€ли т€желые пики, длинные палаши, кинжалы и луки со стрелами. ќни же ввели в употребление прототип горско-казачьего седла с передней лукой и стременами, пользовались в бо€х арканами.

ќдевались јсы -в куртки, скроенные на подобии казачьего чекмен€, причем права€ пола запахивалась поверх левой, т. е. так же, как у скифов, большинства “уранцев и  авказцев и как еще недавно у  азаков, не только в бешметах, черкессках, чекмен€х, но даже в форменных мундирах.

¬ 4 в. јсы - јланы были еще €зычниками.

ƒостойным поклонени€ божеством они считали одного бога войны. ѕалаш, воткнутый в землю, служил его символом и перед ним они приносили кровавые жертвы. ѕокойников хоронили и под курганами, и без насыпей, но, подобно —кандинавам, всегда в глубоких камерах, вырубленных в твердом глинистом грунте. ¬ могилу воина укладывалось оружие, приведенное в негодность, а р€дом в отдельной €ме часто хоронили и его боевого кон€.

  4 в. некотора€ часть јсы - јланов перешла к оседлости и остатки населенных ими пунктов, как и их погребени€, дали археологам многие образцы их военной и бытовой культуры, котора€ распростран€лась по всему царству и оказалась богатой по содержанию и устойчивой по формам.

ќколо 375 г. импери€ јсов - јланов пала под ударами грозных орд новых завоевателей √уннов.

Ќемецкий историк ќ. ≈гер пишет об этом событии: "“ак называемые гунны, большое число монголо-туранских и татарско-чудских племен, объединенных под властью хана Ѕаламира, разгромили германо-сарматский народ јланов и в 373 г. обратились против √отов."

—овременник нашестви€ ј. ћарцеллин рассказывает, что √унны, двинувшись из јзии, прежде всего, напали на ћассагетов, живших за рекою ”ралом. ѕобив их, они пошли дальше, пересека€ прикаспийские степи. Ќа ƒону им пришлось преодолеть мужественное сопротивление јсов, и дальше на ≈вропу они двинулись только "после того, как прошли земли јланов, а особенно того племени, которое граничило с √рютунгами и называлось “анаитами. »з них они многих ограбили и убили, а переживших нашествие присоединили к себе в качестве союзников."

¬о врем€ боев выделилась одна многочисленна€ группа јланов и отступила на запад. Ёти вместе с готским племенем ¬андалов прошли всю ≈вропу и из »спании переправились в —ев. јфрику. ¬ тридцатых годах п€того столети€ там возникло вандало-аланское государство, существовавшее около столети€. ќно завоевано ¬изантией в 534 г.

ƒруга€ группа должна была уйти в ≈вропу вместе с √уннами. ѕройд€ неспокойную эпоху непрерывных воин и с √уннами, и против них, они наконец разместились за ƒунаем в Ќижней ћезии совместно со —лав€нами, √отами и остатками √уннов.

“реть€ группа јсов - јланов, уйд€ вначале в горы, после примирилась со своими победител€ми и сожительствовала в ѕриазовье с племенами ћеотов и √унно-Ѕолгар. ¬ 6 в. ѕрокопий называет их христианами и друзь€ми ¬изантии. „ерез два века, после ухода Ѕолгар на ƒунай и —реднюю ¬олгу, јсы - јланы объединили около себ€ соседей по —еверному  авказу и не раз доставл€ли хлопоты хазарским каганам. ¬ их новом царстве персидские географы указывали «емлю  асак, примыкающую к южному берегу јзовского мор€.

¬ восьмом веке јсы - јланы начинают ст€гиватьс€ в одно политическое общество на —еверском ƒонце и на —реднем ƒону. ¬ 764 г. вместе с ѕодунайскими —евер€нами и каким-то туранским племенем они перекочевали сюда из Ќижней ћезии в количестве 208.000 душ. ѕам€тью их пребывани€ в бассейне ƒона остались городища и могильники с предметами —алтово-ма€цкой археологической культуры.

«десь јсы - јланы снова создали свое государство, существовавшее до второй половины дес€того века.  адры его населени€, по мнению археологов, составились из смешанного племенного типа и про€вл€ют черты оседлых земледельцев, ведущих довольно культурное хоз€йство, знакомых со строительным искусством, обладавших высоко развитым гончарным ремеслом и кузнечным делом.

¬скоре после своего прихода, господствующее плем€ јсов - јланов воздвигло на правом берегу ƒона, повыше донецкого усть€, крепость из белого известн€ка, которой, по-видимому и принадлежало первоначальное слав€нское название Ѕела€ ¬ежа. ’азары усмотрели в ней посто€нную угрозу донскому торговому пути и переправе через ƒон.

¬ начале дев€того века они вз€ли ее с бо€, разрушили до основани€ и в 836 г. при помощи √реков построили новую крепость —аркел, уже на своей, восточной, стороне ƒона. ћестные —лав€не, а за' ними и –усские оставили дл€ нее старое название Ѕела€ ¬ежа, хот€ стены ее были сооружены из красного кирпича.

¬о второй половине дес€того века все поселени€ јсов-јланского или ясского царства кем-то разрушены. “еперь при их раскопках наход€т следы пожаров и насильственной смерти жителей. »х гибель по времени можно св€зать только с хазарским походом киевского кн€з€ —в€тослава. Ёта очередна€ катастрофа в жизни ƒона, очевидно и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965: "ќдоле —в€тослав  озаром и град их Ѕелу ¬ежу вз€, и ясы победи и  асоги и приведе  иеву."

¬ результате этой победы прекратилась цветуща€ и культурна€ жизнь многих дес€тков €сских и болгаро-слав€нских поселений на берегах ƒона, ƒонца и ќскола. —охранивша€с€ часть жителей после известна русским летописцам, как ясы и „ерные Ѕолгары. ƒо 1015 г. они находились в зависимости от киевского кн€з€, а после вместе со —лав€нами- азаровцами,  асогами- аз€гами вошли в состав независимой и сильной державы ћстислава ’раброго.

¬ границах этого “мутороканского кн€жества все они находились около ста лет. ћноговековое пребывание јсов - јлан в посто€нном близком общее со —лав€нами- азаровцами и „ерными Ѕолгарами способствовало их сли€нию в один народ. ѕроцессы взаимного проникновени€ начались, если не на прежних приазовских юртах, то на ƒунае. ¬о вс€ком случае јсы - јланов возвратились на ƒон пройд€ путь основательных слав€нских и туранских вли€ний. “оже самое устанавливает и археологи€ дл€ ранних эпох пребывани€ их в наших степ€х.   дес€тому веку эти процессы смешивани€ в один народ завершились в ѕолонских Ѕродниках и в  асаках, покрывших своим именем прежнюю ћеотиду.

ѕосле разорени€ донецко-донской јсалании, часть јланов, во второй половине 10 в. перекочевала в  рым. “ам они жили в совершенно примитивных услови€х между гор около „уфут  але, "в пустынных местах и пещерах, не стро€ ни загонов дл€ скота, ни лачуг". ¬сем племенем они прин€ли на себ€ охрану от кочевников греческого города- колонии ’ерсонеса и в 1240 г., как христиане имели своего епископа.

√рек ѕахимер писал о них в конце 13 в. “огда они находились уже в составе казачьей дружины темника Ќага€ и вместе с другими ќрдынскими  азаками казались полностью отатареными, хот€ оставались христианами.

¬ 1364 г. на —иних ¬одах, при боевой встрече с войском ¬еликого кн€з€ Ћитовского ќльгерда, “атары имели трех предводителей.

»з них один носил христианское им€ ƒимитрий, второй называлс€  очубеем, т.е. так же, как  азак и ¬ойсковой судь€ на √етманщине во врем€ правлени€ ћазепы, а третьего звали  отлубек.

ƒва первых, по всем признакам, были атаманами ќрдынских  азаков, среди которых, по словам ѕахимера, находились и јланы. ќставшись среди ƒнепровских  азаков и после отхода их от  рымского хана (1492 г.) они принесли в их среду чистый нордический тип, сохран€ющийс€ до сих пор у некоторых „ерноморцев на  убани.

”твердившеес€ в археологии мнение, что јсы - јланы в извечной части растворились между степными —лав€нами и “юрками, дает основание думать, что они не исчезли бесследно, но своими остатками влились и в основной донской казачий массив, пополн€€ наш народ крупными, белотелыми, спокойными, настойчивыми и хоз€йственными представител€ми —евера. — ними же в казачью среду пришло пон€тие "атаман" больше асаланское, чем туранское. Ќа принадлежавшей јланам, «емле  асак при ћстиславе ’рабром проживал летописный народ  асаги- аз€г. ѕосле оттуда же вышли ƒнепровские  азаки „еркасы, јзовские  азаки,  азаки ѕ€тигорские и √ребенские.

¬ 1549 г., когда  азаки стали окончательно возвращатьс€ с —еверщины на ƒон, они принесли с собой и, не забытое еще, племенное им€ јзманов (—ары јзман). »з этого следует, что остатки јсов-јланов влились и в коренное казачье общество на ƒону.



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ƒревн€€ –усь –оссийска€ импери€
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:     азачий словарь-справочник.  ливленд, ќйдахо, —Ўј 1966.
ƒата написани€ статьи:   {date}


”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
5 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї–µ–є –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2
–†–Њ–±–Њ—В—Л3
–°–њ–Є—Б–Њ–Ї –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї–µ–є
imha –С—Л–ї(a) –≤ —Б–µ—В–Є 7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і