Антиминс

Антиминс.

С VIII в. по настоящее время (от греч. anti - вместо + лат. mensa - стол, трапеза: вместопрестолие).

Документ, без которого в Православной церкви невозможно совершение главного богослужения - литургии.

Представляет собой прямоугольный плат (кусок) шелковой и льняной материи, на одной стороне которого наносятся специальные реквизиты, а к др., как правило, пришивается мешочек (карман) с вложенной в него частицей мощей (останков святых). Во время литургии на него ставятся сосуды для Причастия.

Первонач. Антиминс представляли собой переносные столики (или просто доски) и использовались при совершении богослужения вне правильно освященных храмов (обычно в походных условиях), а также, в особых случаях, и в храмах.

Особое распространение подобные доски с иконографическими изображениями, а также тканые платы с такой функцией распространились в период иконоборчества (VIII—IX вв.), поскольку в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и удаляли их из храмов.

VII Вселенский Собор 787 г. сделал обычай совершения Литургии на мощах обязательным. Термин Антиминс особенно распространяется с IX в.

В употреблении со временем остались лишь тканевые Антиминсы, хотя как исключение встречаются и более поздние деревянные живописные и резные Антиминс, даже в России.

Впоследствии, особенно после XII в., Антиминс стали все чаще появляться даже в правильно освященных храмах. Каждый А. подписывался местным епископом, что означало его санкцию на совершение литургии в конкретной церкви.

Номоканон XIII в. даже предусматривал наказание для священника, совершившего литургию без освященного епископом Антиминса.

В Константинопольской церкви в поздневизантийский период даже существовала должность «Начальника антиминсов», отвечавшего за их изготовление и распространение от имени Патриарха.

В Русской церкви обязательность употребления Антиминса официально была закреплена на Московском Соборе 1675. С этого времени все больше распространяется практика обязательного вложения мощей в Антиминс, в настоящее время - безусловная в Русской правосл. церкви (РПЦ).

Древнейший сохранившийся русский Антиминс 1148-1149 относится к Георгиевскому собору г. Юрьева- Польского.

Русский Антиминс до XVII в. представляют собой льняные платы с изображением 4-, 6- или 8-конечного креста, часто на фоне Голгофы и в сопровождении копия и трости, по краям такого плата присутствует надпись о его освящении (дата, название храма или престола, имена духовных и светских владык того времени, иногда указывалось имя храмоздателя, а также лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т.п.).

Встречаются Антиминсы с очень лаконичными надписями (напр., отсутствует указание, в чье имя освящен Антиминс, при ком и каким архиереем). Т.о., Антиминс являются ценным источником сведений о времени строительства или перестройки храмов.

Рисунки писанных Антиминс обычно делались служащими соборной церкви, которые также составляли надпись об освящении и пришивали мешочек с мощами.

В первой половине XVII в. в России получают распространение гравированные Антиминсы (печаталось иконографическое изображение и неизменяемые части реквизитов в надписи об освящении, своего рода «бланк»), с начала 1620-х они печатались в Киеве и отсюда стали попадать в Россию.

Широкое распространение Антиминсов, изготовленные на Московском Печатном Дворе, получили со времен реформы патриарха Никона. С 1652 унифицируется изображение на Антиминсе («Положение Христа во Гроб»), хотя печатные формы продолжают трансформироваться и на протяжении XVIII в. под влиянием новых течений в искусстве.

Патриарх Иоаким издал определение об обязательности использования лишь Антиминсов, отпечатанных в Москве.

С XVIII в. Антиминсы печатались также в архиерейских печатнях Новгорода и Тобольска. Вплоть до конца 1-й четверти XVIII в. изготовление и рассылка Антиминсов входили в функции Патриаршего Казенного приказа, за что предусматривалась особая плата с приходов.

На печатных Антиминсах запись об освящении обычно располагается по верхнему и нижнему полю. Архиерей, освящавший печатный Антиминс, как правило, начинал свою подпись вводным оборотом: «рукою властною...», «рукою многогрешною...», «Божиею милостию, смиренный...» (так подписываются современные Антиминсы), и далее указывал свое имя и титул.

Печатные А., как правило, изготовлялись и изготовляются из шелковой ткани.

Если в допетровской России была достаточно широко распространена практика выдачи т.н. «подвижных» (в отличие от «неподвижных», освящаемых к конкретному храму, чаще всего одновременно с последним) Антиминсы в домовые церкви более или менее состоятельных людей и на корабли, то в период церковной реформы Петра I и позднее намечается тенденция в сторону все большего ее сужения.

В 1855 Синод разработал окончательный тип рисунка и печатного формуляра для Антиминса. Современная надпись отличается от образца 1855 отсутствием упоминания императора и заменой упоминания о Синоде титулом и именем Святейшего Патриарха (обычно печатается типографским способом), и последовательностью реквизитов, а также (незначительно) их формулировками.

Нормой является освящение Антиминса одновременно с освящением храма, к которому он выдается (если данное освящение производит сам архиерей). В случае обветшания Антиминса меняется в епархиальном управлении (в дореволюционной России - в Духовной Консистории). Старые Антиминсы до революции нередко продолжали храниться на приходах, в алтаре или ризнице, без богослужебного употребления, хотя уже в 1735 Синод предписал отсылать их в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов, для чего по Указу Синода 1842 в последних должны были вестись особые реестры хранения антиминсов.

Если до XVII в. в России Антиминсы чаще всего прибивались деревянными гвоздями к престолу или пришивались к его облачению, то с XVII в., по примеру греческих церквей, их в сложенном виде помещают в особый плат («илитон»), разворачивая в определенный момент совершения Литургии.

Особенностью греко-католических (униатских) Антиминсов является изображение в нижней части личного герба правящего епископа.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Антиминс
Автор(ы) статьи:А С. Ионов
Источник статьи: Российская государственность
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ПСПиР. СПб., 1875. Т. 3: 1723. № 1120, 1132; ППБЭС. М„ 1992. Т. 1; ПСПиР: Царствование имп. Павла 1: 6.Х1. 1796-11.111. 1801. Пг„ 1915. № 116, 548, 553; ПБЭ. Пг., 1900. Т. 1; Правосл. энциклопедия. М., 2001. Т. 2; Долоцкий В. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. 1844. Ч. II; Никольский К., прот. Об антиминсах Правосл. Рус. Церкви. СПб., 1872 (М., 2005); Беляев Д.Ф. Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в 1Х-Х вв. // Зап. Имп. Рус. Археологического Общества. СПб, 1893; Вениамин, архиепископ Нижегородский. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церк. СПб., 1899; Цветков И.Ф. О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3; Прилуцкий В. Частное богослужение в Рус. Церкви. Киев, 1912; Гошев И. Антиминс: (Литургично и церковно исторично изысканието). София, 1925. На болг. яз.; Алексеева М.А. Малоизвестные произведения рус. иск-ва XVII - первой пол. XVIII в. - гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984; Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в иск-ве и культуре вост. христианского мира. М., 2000; Об антиминсах Правосл. Церкви // Моск. епархиальные вед. 2005. № 3-4; Заграевский СВ. «Антиминс» из Николо-Дворищенского собора, М., 2004 (Опубликовано 24.11.2005 на сайте: (zagraevsky.ru/antiminis.html).
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru