Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным.
М. И. Драгомиров




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Антиминс.

С VIII в. по настоящее время (от греч. anti - вместо + лат. mensa - стол, трапеза: вместопрестолие).

Документ, без которого в Православной церкви невозможно совершение главного богослужения - литургии.

Представляет собой прямоугольный плат (кусок) шелковой и льняной материи, на одной стороне которого наносятся специальные реквизиты, а к др., как правило, пришивается мешочек (карман) с вложенной в него частицей мощей (останков святых). Во время литургии на него ставятся сосуды для Причастия.

Первонач. Антиминс представляли собой переносные столики (или просто доски) и использовались при совершении богослужения вне правильно освященных храмов (обычно в походных условиях), а также, в особых случаях, и в храмах.

Особое распространение подобные доски с иконографическими изображениями, а также тканые платы с такой функцией распространились в период иконоборчества (VIII—IX вв.), поскольку в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и удаляли их из храмов.

VII Вселенский Собор 787 г. сделал обычай совершения Литургии на мощах обязательным. Термин Антиминс особенно распространяется с IX в.

В употреблении со временем остались лишь тканевые Антиминсы, хотя как исключение встречаются и более поздние деревянные живописные и резные Антиминс, даже в России.

Впоследствии, особенно после XII в., Антиминс стали все чаще появляться даже в правильно освященных храмах. Каждый А. подписывался местным епископом, что означало его санкцию на совершение литургии в конкретной церкви.

Номоканон XIII в. даже предусматривал наказание для священника, совершившего литургию без освященного епископом Антиминса.

В Константинопольской церкви в поздневизантийский период даже существовала должность «Начальника антиминсов», отвечавшего за их изготовление и распространение от имени Патриарха.

В Русской церкви обязательность употребления Антиминса официально была закреплена на Московском Соборе 1675. С этого времени все больше распространяется практика обязательного вложения мощей в Антиминс, в настоящее время - безусловная в Русской правосл. церкви (РПЦ).

Древнейший сохранившийся русский Антиминс 1148-1149 относится к Георгиевскому собору г. Юрьева- Польского.

Русский Антиминс до XVII в. представляют собой льняные платы с изображением 4-, 6- или 8-конечного креста, часто на фоне Голгофы и в сопровождении копия и трости, по краям такого плата присутствует надпись о его освящении (дата, название храма или престола, имена духовных и светских владык того времени, иногда указывалось имя храмоздателя, а также лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т.п.).

Встречаются Антиминсы с очень лаконичными надписями (напр., отсутствует указание, в чье имя освящен Антиминс, при ком и каким архиереем). Т.о., Антиминс являются ценным источником сведений о времени строительства или перестройки храмов.

Рисунки писанных Антиминс обычно делались служащими соборной церкви, которые также составляли надпись об освящении и пришивали мешочек с мощами.

В первой половине XVII в. в России получают распространение гравированные Антиминсы (печаталось иконографическое изображение и неизменяемые части реквизитов в надписи об освящении, своего рода «бланк»), с начала 1620-х они печатались в Киеве и отсюда стали попадать в Россию.

Широкое распространение Антиминсов, изготовленные на Московском Печатном Дворе, получили со времен реформы патриарха Никона. С 1652 унифицируется изображение на Антиминсе («Положение Христа во Гроб»), хотя печатные формы продолжают трансформироваться и на протяжении XVIII в. под влиянием новых течений в искусстве.

Патриарх Иоаким издал определение об обязательности использования лишь Антиминсов, отпечатанных в Москве.

С XVIII в. Антиминсы печатались также в архиерейских печатнях Новгорода и Тобольска. Вплоть до конца 1-й четверти XVIII в. изготовление и рассылка Антиминсов входили в функции Патриаршего Казенного приказа, за что предусматривалась особая плата с приходов.

На печатных Антиминсах запись об освящении обычно располагается по верхнему и нижнему полю. Архиерей, освящавший печатный Антиминс, как правило, начинал свою подпись вводным оборотом: «рукою властною...», «рукою многогрешною...», «Божиею милостию, смиренный...» (так подписываются современные Антиминсы), и далее указывал свое имя и титул.

Печатные А., как правило, изготовлялись и изготовляются из шелковой ткани.

Если в допетровской России была достаточно широко распространена практика выдачи т.н. «подвижных» (в отличие от «неподвижных», освящаемых к конкретному храму, чаще всего одновременно с последним) Антиминсы в домовые церкви более или менее состоятельных людей и на корабли, то в период церковной реформы Петра I и позднее намечается тенденция в сторону все большего ее сужения.

В 1855 Синод разработал окончательный тип рисунка и печатного формуляра для Антиминса. Современная надпись отличается от образца 1855 отсутствием упоминания императора и заменой упоминания о Синоде титулом и именем Святейшего Патриарха (обычно печатается типографским способом), и последовательностью реквизитов, а также (незначительно) их формулировками.

Нормой является освящение Антиминса одновременно с освящением храма, к которому он выдается (если данное освящение производит сам архиерей). В случае обветшания Антиминса меняется в епархиальном управлении (в дореволюционной России - в Духовной Консистории). Старые Антиминсы до революции нередко продолжали храниться на приходах, в алтаре или ризнице, без богослужебного употребления, хотя уже в 1735 Синод предписал отсылать их в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов, для чего по Указу Синода 1842 в последних должны были вестись особые реестры хранения антиминсов.

Если до XVII в. в России Антиминсы чаще всего прибивались деревянными гвоздями к престолу или пришивались к его облачению, то с XVII в., по примеру греческих церквей, их в сложенном виде помещают в особый плат («илитон»), разворачивая в определенный момент совершения Литургии.

Особенностью греко-католических (униатских) Антиминсов является изображение в нижней части личного герба правящего епископа.



Название статьи:   Антиминс
Категория темы:   Древняя Русь Российская империя Петр I Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Российская государственность
Дата написания статьи:  15 августа 2020
Статьи, использованные при написании этой статьи:  ПСПиР. СПб., 1875. Т. 3: 1723. № 1120, 1132; ППБЭС. М„ 1992. Т. 1; ПСПиР: Царствование имп. Павла 1: 6.Х1. 1796-11.111. 1801. Пг„ 1915. № 116, 548, 553; ПБЭ. Пг., 1900. Т. 1; Правосл. энциклопедия. М., 2001. Т. 2; Долоцкий В. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. 1844. Ч. II; Никольский К., прот. Об антиминсах Правосл. Рус. Церкви. СПб., 1872 (М., 2005); Беляев Д.Ф. Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии в 1Х-Х вв. // Зап. Имп. Рус. Археологического Общества. СПб, 1893; Вениамин, архиепископ Нижегородский. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церк. СПб., 1899; Цветков И.Ф. О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3; Прилуцкий В. Частное богослужение в Рус. Церкви. Киев, 1912; Гошев И. Антиминс: (Литургично и церковно исторично изысканието). София, 1925. На болг. яз.; Алексеева М.А. Малоизвестные произведения рус. иск-ва XVII - первой пол. XVIII в. - гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984; Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в иск-ве и культуре вост. христианского мира. М., 2000; Об антиминсах Правосл. Церкви // Моск. епархиальные вед. 2005. № 3-4; Заграевский СВ. «Антиминс» из Николо-Дворищенского собора, М., 2004 (Опубликовано 24.11.2005 на сайте: (zagraevsky.ru/antiminis.html).

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия







ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru