Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Войско должно быть органически срастающейся, а не механически сплачиваемою массой... а чувство товарищества не может не дать всех своих плодов; драться бок о бок с человеком, к которому лежит сердце, или с таким, у которого с вами общего один только рост,— не одно и то же.
М. И. Драгомиров




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Гавриил Воскресенский, архимандрит

Гавриил (в мире Василий Николаевич) Воскресенский, архимандрит Спасского Муромского монастыря, сын дьячка Московской епархии, родился в 1795 г., обучался сначала в Вифанской семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, где окончил курс вторым магистром в 1820 г.

Оставленный при Академии бакалавром по кафедре философии, Воскресенский 2? марта 1821 г. был пострижен в монашество с именем Гавриила и назначен библиотекарем, а в 1822 г. получил звание соборного иеромонаха.

В октябре 1824 г. Гавриил Воскресенский был переведен в С.-Петербургскую Академию бакалавром по кафедре философии, а 16 декабря (по Словарю Родосского, 26 ноября) был назначен инспектором Академии.

Возведенный 31 мая 1825 г. в сан архимандрита, Гавриил Воскресенский 2 сентября того же года был назначен ректором Орловской семинарии, а 26 мая 1827 г. был переведен в Могилевскую семинарию.

15 августа 1829 г. Гавриил Воскресенский оставил духовно-учебную службу и был назначен настоятелем Казанского Зилантова монастыря.

В Казани Гавриил Воскресенский состоял профессором богословия в семинарии, законоучителем 2-й гимназии и профессором канонического права, богословия и (1849 г.) энциклопедии философических наук в Университете.

Назначенный в 1848 г. архиепископом Казанским Григорий Постников неодобрительно смотрел на Гавриила и в 1852 г. устроил его перевод в Троицкий Киренский монастырь Иркутской епархии. Почти 9 лет провел Гавриил в Сибири, стараясь кое-как, поднять благосостояние захудалой обители. Благодаря покровительству С.-Петербургского митрополита Исидора, ученика Гавриила по Академии, старый архимандрит 8 января 1861 г. был назначен настоятелем Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском.

В Юрьеве Гавриил опять было принялся за педагогию: устроил воскресную школу, пытался попасть в учителя истории и географии в местное уездное училище. В 1867 г. Гавриил Воскресенский был переведен в Спасский Муромский монастырь, где и умер 10 мая 1868 г.

Гавриил обладал блестящими способностями: М. П. Погодин, бывший его учеником, «преклонялся пред его обширными познаниями в богословии, философии, математике, словесности, языках». Он издал несколько философских сочинений:

1) «Историю Философии», в 6 частях (1837-1840 гг.),

2) «Философию Правды» (1849 г.),

3) «Историю Восточной Философии» (1844 г.),

4) «Историю Российской Философии» (1844 г.) и

5) «Основание опытной психологии».

Все эти сочинения «носят характер неотделанности в логическом и систематическом отношении, но в свое время встречены были одобрением критики». «История Философии» была «по тогдашнему времени особенно замечательна, так как включала в себя и историю философии в России, начинавшуюся с Владимира Мономаха». Гавриил составил также «Описание» Зилантова монастыря и памятника воинам на Зилантовой горе.

Как преподаватель, он отличался большими достоинствами; ученики любили его за «правдивые, полные жизни уроки». Гавриил был неудачником в полном смысле этого слова. Быстро пошедший в гору, имевший несомненную «надежду епископства», он вынужден был расстаться с блестяще начатой карьерой, полжизни изнывал в захолустных обителях и почти в 60 лет попал на край света, в Сибирь.

Привыкший к обществу образованных людей, живший одинаковыми умственными интересами с Тютчевым, Строевым и Калайдовичем, он вынужден был сосредоточивать свое внимание на починке деревянной ограды разваливающегося монастыря или на разведении монастырских огородов. Занимавший кафедры в академиях и университете, он должен был довольствоваться аудиторией воскресной школы и лишь мечтать о кафедре истории и географии в уездном училище. Духовное начальство имело непобедимое предубеждение против талантливого архимандрита, вызываемое отнюдь не одним недостатком в нем «смирения и благопокорливости», но и «не вполне благоговейной» его жизнью.

Митрополит Московский Филарет будто бы говорил, что «пока он жив, не видать Гавриилу Зилантовскому архиерейской мантии»; благочестивый Григорий Постников поспешил избавиться от Гавриила, заслав его в Сибирь; даже благодушнейший из смертных митрополит Киевский Филарет, признавая, впрочем, что в Гаврииле «есть надежда», находил, что «надобно его прошколить, потому что дарования имеет, но еще не устоялся». Долгая скитальческая жизнь в глухой провинции, неприятности по службе и неудовлетворенное самолюбие изломали талантливую натуру Гавриила; в конце концов, этот «бесподобный», по выражению Погодина, человек опустился, сделался странным, как-бы несколько ненормальным. Его переписка с учебным начальством в Юрьеве не только «наполнена не относящимися к делу объяснениями и неуместными выражениями, в присутственном месте не дозволенными», но прямо кажется произведением юродивого или душевнобольного. «Следил, следил за морями да китами, писал этот кандидат в учителя географии, не могу найти толку, как кит, глотающий только мошек и только ими питающийся, проглотил человека. Где тебе? не видал моря, не знаешь и горя. Глотаем ежеминутно мириады существ, а, сидя покойно в креслах, думаешь, что в море следишь за китами, земная черепаха!... Анальфавита! слушайте! корень: ними — лежу; китос лежачка; комос намордник. Кит без намордника проглотит человека, а особенно по манию Божественному. Всем вам следователям за морями да китами комос!... Нет очков. Для выбора должно ехать самому. Сиди, черепаха земная! Хорошо бы поговорить с окулистами, дантистами. Молчи, рыба безмозглая!» И это писал человек, который в молодости «пустяков говорить не любил!» Едва ли не тот же характер носили и его проповеди последнего периода. По официальному отзыву архиерея, жители Юрьева слушали их «со вниманием и с приметною для себя пользою», но ближе стоявший к делу местный протоиерей уклонился от письменного отзыва «касательно этого предмета серьезного содержания».

Жалкое наследство, оставшееся после Гавриила, лучше всего показывает «богатство нищеты настоятельской», о которой он сам говорил. Денег осталось всего 675 рублей, кроме двух серий на похороны. Вместо церковных облачений оказался лишь «футляр для митры жестяный»; была одна всего икона Св. Германа, да и то без ризы; самыми ценными вещами были кресты магистерский и архимандричий серебряный; все прочее представляло разную носильную ветошь. В число вещей попали зачем-то и вериги двух сортов.

Лучшую же часть имущества, состоявшую из перины, двух подушек и двух «старых» ряс, Гавриил, еще при жизни завещал «для избежания споров» дворовой женщине Евфросинии Куликовой «в награду за молочное производство».



Название статьи:   Гавриил Воскресенский, архимандрит
Категория темы:   Российская империя Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский биографический словарь. 1914 г. т. 4. Издание ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Исторического Общества.
Дата написания статьи:  6 января 2021
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Труды Владимирской Архивной Комиссии, VI, Сообщения, 109-132 (статья А. В. Смирнова); Богословская Энциклопедия Лопухина, IV; Барсуков Н., Жизнь и Труды М.П. Погодина, I, 72-75.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй




{sape_teaser}

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru