Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Необходимо произвести переоценку подлинного труда во всех войсковых штабах, начиная сверху, и сократить штаты, возвратить излишествующих в армию к их прямому назначению.
М. В. Грулев




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Гавриил Домецкий, архимандрит

Гавриил Домецкий, архимандрит, по происхождению, как надо предполагать, малороссиянин, родился неизвестно где и когда и обучался в Киевской Академии.

Молодые годы Гавриил Домецкий провел в миру, «отец детям и жену имущий»; был между прочим «на приказе в Вершилове селе»; утверждают даже, что он совершил «какое- то уголовное преступление и был под судом».

В 70-х годах XVII века мы видим Домецкого уже монахом: в 1677 г. он был игуменом Московского Даниилова монастыря, а в 1680 г. был переведен в Симонов монастырь архимандритом. Русское духовенство в то время, как известно, разделялось на две партии, еллино-славянскую и латинствующую, в том смысле, что одна партия признавала только греческие канонические, литургические и научные авторитеты, а другая склонялась к авторитетам западным, латинским.

Первая партия опиралась на патриарха Иоакима, который «подвиг в помощь себе греческих учителей самобратий» Иоанникия и Софрония Лихудов и ученого монаха Евфимия, вторая партия имела своей главой Заиконоспасского строителя Сильвестра Медведева, близкого к всесильному временщику кн. В. В. Голицыну.

Обе партии вели между собой ожесточенную полемику по вопросу о том, пресуществляются ли Св. Дары «словесы Господними»—«приимите, ядите» и т. д., согласно с учением Римской Церкви, или через призывание священником в особой молитве благодати Св. Духа, согласно с учением Церкви Восточной. Характер полученного образования, личные симпатии и выгоды побудили Домецкого примкнуть к партии Медведева, «к латинской развращенной части», как говорили его противники. Домецкий сам полагал, по-видимому, искренно, что «стоит при правде Церкви Восточные, матере своея», но находил, что Восточная и Римская Церкви sa исключением догмата об исхождении Св. Духа разнятся только «в чинех церковных».

Когда в Москве появился «тайный еретик» кальвинист Ян Белободский, Домецкий на его «словеса ответы давал, якоже Церковь мудрствует», и «Церкви нашея правое мудрствование святыми отцы утверждал». Но противники Домецкого обличали его в том, что он «на восточных беды кует, учения греческого не любит и в спасении греков отчаявается». Особенно их раздражали малороссийский патриотизм и ученая гордость Домецкого, который «Киев паче меры хвалил», считал малороссов просветителями Великой России, был «величав, укорителен же и дерзок», называл Московских духовных «неуками и невеждами», а Московские книги писанными «не авторски и не по ученому чину».

В 80-х годах положение Домецкого было блестящее: царь Феодор Алексеевич благоволил к нему; он был свой человек во влиятельной при Дворе Софьи партии Медведева; его ласкали важные духовные лица в роде будущего патриарха Адриана; Домецкий чувствовал себя сильным, «надеялся на свою мочь». Он занялся преобразованием Симонова монастыря на началах общежития, имея при этом в виду и западные образцы. «В научение обитающей в Симонове братии возлюбленией» Домецкий составил:

1) «Учение всегдашнее монастырское, каково монах должен поучитися в святом монашеском чину»,

2) «Киновион или изображение евангельского и иноческого общаго жития, от святых отец вкратце собранное»,

3) «Чин общежительные обители Симонова монастыря» ,

4) «Учение начальником келейным» (подробнее о сочинениях Домецкого см. Евгений, Словарь, I, 76-77. Родосский, Описание рукописей С.-Пб. Дух. Академию, 146,187, Строев, Библиолог. Словарь, 47-48, и Шляпкин, Св. Дмитрий Ростовский, стран. 166).

От монахов он требовал нищеты, чистоты и послушания, «деньги кружечных сборов…, которые прежние архимандриты с крилошанами по себе деливали,... раздавал в милостыню за общее братское спасение». Но Домецкий не требовал особого умерщвления плоти на всех 12 степенях, по которым у него «нудится монашеская душа» на небо; пост он полагал не в качестве, а в количестве пищи, освобождал от него больных, преследовал пьянство, но дозволял братии сласти и пряности, а архимандриту «для чести обители» разрешал носить и «платье городское доброе», допускал для монахов и некоторые развлечения. Домецкий был уверен, что он в Симонове «наставлением Божиим... устроил святое общежительство», но враги его кричали, что он разорил «древнее красносодеянное благочиние монастырское», ввел «польский закон» , заставил монахов «в шахарду играть».

Царь Феодор построил в Симонове трапезу и дворец; но враги и это ставили в вину Домецкому, который будто бы «Симонов монастырь переломал и перестроил по своему, пышно и бойко испестрил его латинскими штуками». Падение царевны Софьи увлекло и Домецкого.

Со страху он тогда же сжег свое сочинение «О преложении Даров».

В начале 1691 г. он был приплетен к делу «литовского мужика» Митьки, «видевшего в солнце, что князю Василью Голицыну быть на царстве». Хотя Митька «при всех очистил» архимандрита, но Домецкий был сослан в Иверский монастырь на Валдайском озере, потом в Крестный и наконец, в Новгородский Юрьев.

В 1701 г. в Новгород прибыл Петр I, и Домецкий подал ему «Плач и рыдание и истинное оправдание в безвинном страдании», в котором, между прочим, писал:

«Швед ныне в великом страсе пребывает,

Ведяще, яко Русский царь нань наступает,

За обиды свои зелно хощет помстити,

Яко имать воскоре его победита.

Узрим же не в долзе сие, яко и

сбудется,

Швед под нозе царские твое покорится» .

«Многоплачевный вопль» Домецкого был услышан, и «бедный и горький старичишко» дождался «милостивого от уз разрешения». Митрополитом в Новгороде тогда был Иов; он любил просвещение и скорбел о невежестве духовенства. Образованный и ловкий Домецкий понравился Иову, прямо подделался к нему «политичными некоими делами», «вымышляя для него лекарства и ухи и напитки», и сделался его «великим другом и советником». Кончилось тем, что митрополит, постоянно жаловавшийся на то, что «людей нет, некого поставить в архимандриты и игумены», в декабре 1704 г. поставил Домецкого в архимандриты Юрьева монастыря.

Гавриил показал себя здесь деятельным настоятелем: возобновил соборную церковь и приделал к ней паперть каменную. Не наученный горьким опытом Домецкий снова ввязался в богословскую полемику.

Сначала он написал критику в форме «извещения» Иову на сочинение монаха Евфимия «Обличение на гаждатели священного писания Библии»; потом в форме 105 вопросов составил опровержение на книгу того же Евфимия «Остен», заключавшую в себе главный арсенал еллино-славянской партии. Но Домецкий встретил опасного противника в лице ученого иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина, который написал опровержение вопросов Домецкого и успел убедить Иова в том, что подобных Домецкому «латинников посылает на нас сатана на прельщение, а не на исправление».

30 июля 1708 г. Домецкий был лишен настоятельства; митрополит Иов упоминал о каком то «оземствовании», которое протоирей Яхонтов находит возможным понимать в смысле лишения Домецкого сана.

Домецкий пробовал поправить свои дела с помощью, каких то «благородных синклитик», но тщетно. Он возвратился в Киев, где и умер.

Для своих противников Домецкий был «Сицилийского (адского) оного пожара главней, верженной ветром сатанинским», «злых начинаний изобретателем», «лютым коварником». Не особенно лестные отзывы дают о нем и позднейшие ученые исследователи.

«В возражениях Домецкого мы видим одно пустословие, намеренное искажение истины, говорит С. Любимов, одним словом это мелкий кляузник, один из тех, которых во множестве производила католическо-польская система воспитания с её неизбежными диспутами и панегириками».

Протоиерей Яхонтов считает Домецкого «человеком русским и православным, но уже окуренным западной иезутской ученостью, хитрым, пронырливым, тщеславным, способным к лести, коварству, интриге, клевете, ищущим только своих выгод, отличий и преимуществ, а главное средств к наслаждению благами временной жизни».



Название статьи:   Гавриил Домецкий, архимандрит
Категория темы:   Древняя Русь Федор Михайлович Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский биографический словарь. 1914 г. т. 4. Издание ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Исторического Общества.
Дата написания статьи:  8 января 2021
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Прот. I. Яхонтов, Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века (здесь напечатаны 105 вопросов Домецкого); Журнал Министерства Народного Просвещения 1875 г., № 9 (статья С. Любимова, «Борьба между представителями Великорусского и Малорусского направления»); Миркович Г., О времени пресуществления Св. Даров, 229-237; Шляпкин. Св. Дмитрий Ростовский и его время, 164-166; Сменцовский, Братья Лихуды, 227, 234-339, 408-409 (в приложениях, стран. XXVII-—XL, напечатано «извещение» Домецкого Иову); Чт. О. И. Др. Рос. 1858 г., II, смесь, 95 (Описание Юрьева монастыря Архим. Макария), 1884, III, 198-199, 1895 г., смесь, 5--10; Прибавл. к Твор. Св. Отцов 1862 г., IV, 577-580; Костомаров, История России, II, 425-427.

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй




{sape_teaser}

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru