Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...
Наша интеллигенция так много требует от армии, а что она дает взамен! Пренебрежение, равнодушие и, будем правдивы... порой — даже неприязнь.
М. С. Галкин




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Гавриил, митрополит Киевский

Гавриил (в мире Григорий Феодорович) Кременецкий, митрополит Киевский, сын войта местечка Носовки Киевского полка, родился в 1708 г.

Он обучался в Киевской Академии в низших школах и в философия. Из Киевской Академий он выбыл «бельцом» в декабре 1733 г. в Московскую Академию вместе с переведенным в эту Академию на должность ректора Киевским префектом Стефаном Калиновским. Этот покровитель Кременецкого, назначенный архимандритом Невского монастыря, взял с собою в С.-Петербург окончивших курс Московской Академии Кременецкого и Зертис-Каменского для того, чтобы они «дали прочное устройство Невской семинарии».

С 1 апреля 1736 г. Московские ученые вступили в должности и, переходя со своими учениками из низших классов в высшие, к 1740 году довели учеников до риторики; в то же время они руководили учителями низших классов. В 1739 г. Кременецкий был пострижен с именем Гавриила и вскоре назначен префектом Невской семинарии.

5 апреля 1748 г. Гавриил был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и членом Св. Синода. 17 сентября 1749 г. он был хиротонисан во епископа Коломенского, а 8 октября 1755 г. был переведен в Казань. 25 июля 1762 г. он был пожалован в архиепископы С.-Петербургские и назначен членом Комиссии о церковных имениях, подготовлявшей секуляризацию этих имений. 22 сентября 1770 г. Гавриил был назначен митрополитом Киевским, но иу2 года дожидался «совершенного пресечения в Киеве моровой язвы» сначала в С.-Петербурге, потом в Гамалеевском монастыре Глуховского уезда и въехал в свой престольный город только 25 февраля 1772 г.

Гавриил умер 9 августа 1783 г. и был погребен в Киевском Софийском соборе.

Известный Добрынин по мимолетному впечатлению первой встречи с Гавриилом изображает его человеком недалеким, даже смешным. Описывая трапезу в Гамалеевском монастыре, Добрынин утверждает, что, «сколько он в митрополита ни вслушивался, ничего от него основательнее не слыхал, как рассуждения о пользе и преимуществе всякой рыбы и его самого».

Ученые, специально изучавшие личность и деятельность Гавриила, подобно проф. И. И. Петрову, характеризуют его, как человека «набожного, смиренного, воздержного, бескорыстного, не чуждого научным стремлениям и занятиям, сочувствовавшего преуспеянию наук,... в высшей степени исполнительного, человека долга». Гавриил отличался ревностью к православию.

В Синоде в противоположность снисходительному мнению Димитрия Сеченова и Гедеона Криновского, находивших возможным дозволить раскольникам «старые» обряды, Гавриил признавал это «предосудительным», приводя веский для правительства аргумент, что «синкретизм или допущение разных вер в самодержавное государство от всех умных людей за вред оному почитается». Гавриил старался охранять чистоту православия своих пасомых: в грамоте к Казанской пастве он обещал казанцам милости Божии, если они будут хранить «веру в Триединого» и «вся догматы и предания, я же предаде и содержит Святая Соборная и Апостольская Церковь»; в Киеве он издал «Слово к народу кафолическому или поучение о обрядах христианских, в вопросах и ответах». Его сердцу было близко процветание Киевской Академии.

Немного сделав для собственно учебной части, Гавриил показал себя для Академии хорошим, практичным хозяином. Тотчас по приезде в Киев он увеличил пособие Академии из сумм митрополитанского дома, и «от кафедры его учащие и учащиеся скудные и деньгами и провизиею отчасти призреваемы бывали». После пожара, истребившего в 1775 г. деревянную бурсу, Гавриил «на свое собственное иждивение» построил для бурсы одноэтажный каменный корпус и, «не жалея никаких издержек, в самое короткое время успел собрать и приютить рассеянное стадо свое». Гавриил очень заботился об обеспечении Академии процентным капиталом и из своих личных средств пожертвовал Академии 54000 р., причем проценты с 10000 р. должны были идти на библиотеку, лазарет и «на другие случайные академические надобности». Жертвователь с особою предусмотрительностью заботился о том, чтобы пособия получали ученики, «которые подлинно скудны и не имеют, зачем учений школьных провожать».

Пожертвование Гавриила обеспечило множество бедных учеников, и уже в 1779 г. в Академии было 200 стипендиатов митрополита.

Для лучшей организации академического хозяйства Гавриил составил первую письменную инструкцию о содержании учеников. Гавриил не был чужд забот о своей карьере и внимательно прислушивался к мнениям сильных людей. В деле секуляризации духовных вотчин он был усердным исполнителем воли Екатерины II. «Если бы не были согласны Сеченов и Петербургский Гавриил, говорил Арсений Мацеевич, то деревень у архиереев и монастырей не отобрали бы».

Екатерина II, стремившаяся к уничтожению веками сложившихся особенностей малороссийского церковного устройства и церковной практики, не могла найти лучшего сотрудника для проведения в Малороссии церковных реформ, чем Гавриил Кременецкий: родом малоросс, он почти 40 лет провел в Великороссии и совершенно обрусел. Собираясь в Киев, он сам признавался, что, «живши долгое время в Петербурге, он привык к тамошним обрядам и обыкновениям, а теперь, когда приедет в Киев, не знает, что начать, следовать ли малороссийским обыкновениям или малороссиянам должно приноравливаться к его Петербургским ухваткам». Вступив на кафедру, Гавриил показал себя «строгим исполнителем всех предначертаний русского правительства относительно южнорусской Церкви и южно-русского духовенства и вполне подготовил почву для радикальных реформ в малороссийской Церкви и малороссийском духовенстве». Все великорусское было для него непререкаемым образцом для подражания, он старался все привести «в согласие обычая всея Великие России Церкви» и не признавал права на существование за тем, чего «во всей великорусской Церкви нигде нет».

Малороссийское духовенство он старался поставить в то положение, какое оно занимало в собственной России, «порвать историческую связь духовенства с высшими слоями малороссийского общества и заключить его в тесные рамки духовного сословия». Желая обратить духовенство в касту, всецело зависящую от архиерея, Гавриил отменил, между прочим, наследственность церковных мест и заставил кандидатов священства не только являться к митрополиту «для свидетельства в науках школьных», но и доказывать свое происхождение от духовных предков.

Киевская Академия должна была из всесословного училища обратиться в училище для детей духовенства, подчиненное вполне епархиальному архиерею. Академия вошла в общую систему епархиальных учреждений с подчинением консисторским указам. Гавриил не был особенно храбрым человеком: после совершенного прекращения чумы в Киеве, он предпочел въехать в этот город ночью, будучи «опасен, чтобы после бывшей в Киеве моровой язвы кто из народа, оною еще зараженный, при встрече не прикоснулся». Но авторитет святительского сана в те добрые старые времена в деле проведения реформ заменял Гавриилу недостаток смелости и энергии. При самом начале своей деятельности в Малороссии Гавриил мог видеть, что не встретит серьёзной оппозиции. За описанной Добрыниным трапезой в Гамалеевском монастыре в ответ на разглагольствия Гавриила о своих великорусских симпатиях «весь сидевший за столом свято-киево-митрополитанский штат, приподнявшись, благочестно и благоговейно ответствовал почти в одно слово, что весь Киев должен себе за образец взять Его Святейшество».

На сколько можно судить по некоторым подробностям обыденной жизни Гавриила, он не был суровым аскетом, томящим себя и других продолжительными церковными стояниями. При вступлении на кафедру он «приветствия пространного ни от кого не слушал», но в тоже время не один раз «у столу» жаловавшегося на нездоровье владыки бывали гости, иногда в числе более 100 персон, и «по кушанье потчиваны бывали до вечернего благовеста» и только тогда, «благословение, принявши, разъезжались».

Патриархальные нравы того времени допускали поднесение начальнику подарков от подчиненных, и Гавриил в этом случае не был против малороссийских традиций: и при вступлении на кафедру и на Рождество и на именины Гавриила настоятели монастырей и консистористы, «вси сложившеся», подносили владыке не только иконы, но и вовсе не священные предметы, начиная с шелковых материй, белых хлебов и сахарных голов и кончая каким-нибудь десятком «лимонов свежих» и «большой сулеей вина волосского»; только в такой чисто гражданский праздник, как день Нового Года, подчиненные решались явиться к Гавриилу «без всякого приносу».



Название статьи:   Гавриил, митрополит Киевский
Категория темы:   Российская империя Военно-монашеские ордена
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский биографический словарь. 1914 г. т. 4. Издание ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Исторического Общества.
Дата написания статьи:  9 января 2021
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Петров Н. И., Киевская Академия в царствование Императрицы Екатерины II; Серебреников В., Киевская Академия в половине XVIII века; Вишневский Д., Киевская Академия в первой половине XVIII столетия, 301—302; Аскоченский, Киев, II, 297-315; Описание Киево-Софийского Собора, 234-239; Филарет, Обзор Дух. Литер., II, 103; Киев. Епархиальные Ведомости 1899 г., № 2; Соловьев, История России (изд. стереотипное), V, 1452, 1471-1473; Горталов, Краткие Сведения о иерархах Казанской епархии. 13; Русская Старина 1871, № 4 (Записки Добрынина).

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"



I Мировая война Артиллерия Белое движение Военная медицина Военно-историческая реконструкция Вольфганг Акунов Декабристы Донское казачество Древняя Русь История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Покорение Кавказа Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй




{sape_teaser}

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru