ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€ ƒоспехи воина в комплексе » ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
ћеждународна€ военно-историческа€ ассоциаци€
Ќесвоевременные военные мысли ...{jokes}




***ѕриглашаем авторов, пишущих на историческую тему, прин€ть участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

ƒоспехи воина в комплексе

ѕрежде чем приступить к рассмотрению изменений в защитном вооружении, которое воин носил непосредственно на своем теле и которое известно под общим названием доспех (рис. 1), следует заметить, что до XIV века он не предстает перед исследовател€ми как единый законченный комплекс.

„ем дальше мы продвинемс€ в глубь веков, когда на мировую арену вышли бесчисленные племена и народы, культура которых подвергалась вли€нию различных центров, тем меньше оснований говорить о единой форме воинского снар€жени€. ≈сли прин€ть тезис, что народы —евера имели замкнутую культуру, в то врем€ как народы ¬остока отличались огромным разнообразием культуры по уровню и степени развити€, и что вли€ние ¬остока на античный и варварский мир имело тыс€чу нюансов, то тем более не может быть речи о едином внешнем виде военного снар€жени€. ¬нешний образ сильно зависел от степени развити€ материальной культуры, от религиозных обычаев племени и взгл€дов отдельных выдающихс€ личностей, поэтому каждое из бесчисленных племен создавало дл€ [96] себ€ некий обобщенный тип, который у отдельных индивидуумов варьировалс€ миллион раз.

ќб эпохе великого переселени€ народов мы до сих пор слишком мало знаем, чтобы судить о воинском снар€жении. ѕодлинных экземпл€ров немного, и они дошли до нас сильно поврежденными. »зображени€ того времени крайне редки, т. к. греческое и римское искусство было в упадке, искусство варваров находилось еще на слишком низкой ступени развити€. ¬ неразберихе времени так мало сохранилось, что до нашего времени не дошли четкие изображени€. Ўлемы, щиты, копь€, мечи этого периода в √ермании, »талии и ‘ранции, обнаруженные при раскопках, демонстрируют странным образом больше восточного вли€ни€, чем римского. » все-таки они принадлежат, несомненно, к периоду до VIII века, еще до ќттонов, т. е. к тому времени, когда названные страны господствовали в отношении создани€ нового воинского снар€жени€ и вооружени€. ≈сли пр€мые доказательства незначительности римского вли€ни€ отсутствуют, то благодар€ находкам последних дес€тилетий мы имеем убедительные свидетельства в отношении восточного вли€ни€ на европейский комплекс вооружени€.

ќдно из них Ч маленька€ бронзова€ фигурка всадника, представл€юща€ финского воина, которую безусловно можно отнести к периоду великого переселени€ народов, если не более раннему. Ќа всаднике маленький остроконечный шлем, характерный дл€ восточных и подвергшихс€ восточному вли€нию народов. ќдежда плотно прилегает к телу. ¬садник сидит уже в удобном седле25) (рис. 2).

≈ще более важно, даже неоценимо рельефное изображение, наход€щеес€ на золотом кувшине из клада Ќадьсцентмиклош, так называемые "—окровища јттилы".26)

ћы видим всадника, который волочит за волосы пленника. »зображение обычно относ€т к V веку, и считаетс€, что на нем представлен сарматский воин,27) с чем, пожалуй, можно согласитьс€. »сключительно важно, что их одежда и вооружение несомненно восточного происхождени€.

ѕримерно так, по всей веро€тности, выгл€дели европейские воины вплоть до ’II века. ’от€ по€вление такого снар€жени€ относитс€ к античному периоду, позднейший комплекс вооружени€ рыцар€: кольчужный хауберт, шлем и т.д. Ч проник в ≈вропу непосредственно с ¬остока, а не через посредничество римл€н.

¬садник одет в длинную, предположительно кожаную рубаху с короткими рукавами, покрытую металлическими круглыми бл€хами.28). Ќа нем по€с [97] с металлическими накладками, к которому мог быть привешен меч. Ќа голове у сармата остроконечный низкий шлем с чешуйчатой бармицей. ѕоножи и наручи, по всей видимости, изготовлены из полос толстой кожи, нашитых на материю. ƒл€ усилени€ они обшиты металлическими бл€шками.

ѕленник, как нам кажетс€, облачен в более легкий панцирь, из материи, целиком покрытой пр€моугольными кусками прочной кожи. Ётот панцирь имеет длинные рукава и, по всей видимости, предназначалс€ дл€ конных лучников (рис. 130). “акого стрелка из лука, изображенного без шлема, мы могли видеть на другом рельефе из "—окровищ јттилы" (рис. 454).

–ис. 1 (a-b-c-d-e-f-g-h).
ј. Ўлем (нем. Helm, фр. armet, heaume; ит. celata, англ. helmet).
1.  орпус, колокол (нем. Scheitelstuck, фр. timbre, ит. сорро, англ. scull piece); 2. √ребень (нем. Kamm, фр. crete, ит. cresta, англ. crest); 3. «абрало (нем. Visier, фр. visiere, mezail, ит. visiera, англ. visor). «абрало позднейших шлемов состоит из двух откидных частей. ¬ерхн€€ часть со смотровой щелью называетс€ налобником (нем. Stimstulp, фр. frontal, ит. frontale), нижн€€ Ч собственно забралом (нем. Visier, старогерм. schembaxt, фр. ventail, ит. ventaglio); 4. ѕодбородник (нем. Kinnreif, фр. mentonniere, ит. baviera, англ. beaver); 5. Ќазатыльник (нем. Nackenschirm, фр. couvre-nuque); 6. √орлова€ защита (нем. Kehlstuck, позже Halsreifen, фр. gorgerin, ит. goletta, англ. gorget).
B. ќжерелье (нем. Kragen, фр. hausse-col, ит. collo, англ. neck collar).
1. Ўтифты дл€ креплени€ наплечников (нем. Federzapfen, фр. auberons).
C. Ќаплечники (нем. Achseln, фр. epaulieres, ит. spallacci, англ. shoulder plates, pauldrons).
1. ѕередние (лицевые) крыль€ (нем. Vorderfluge, фр. ailes, ит. ale, lunette); 2. «адние (наспинные) крыль€ (нем. Hinterfluge, фр. ailes dorsales); 3. «ащитные гребни (нем. Brechrander или Stokragen, фр. passe-gardes или garde-cols, ит. guardegolette, англ. pass guards).
D. Ќаручи (нем. Armzeug, фр. brassards, ит. bracciale, англ. brassards, vambrage).
1. ¬ерхн€€ защита рук (нем. Oberarmzeug или Oberarmrdhre).
Ќижн€€ защита рук или трубчатое прикрытие (нем. Unterarmzeug или Unterarmrdhre); 2. Ќалокотники (нем. Armkacheln, фр. cubitieres, ит. cubitiera, англ. centers), состо€щие из чашек (нем. Mauseln) и раковин (нем. ganze Muscheln) или полураковин (нем. halbe Muscheln).
E. ѕерчатки (нем. Handschuhe, фр. gantelets, ит. manopole, англ. gauntlet), если без пальцев Ч рукавицы (нем. Hentzen, фр. mitons, ит. mittene, англ. mitten gauntlets).
1.  раги (нем. Stulpen); 2. «ащита суставов (нем. KnOchelreifen).
F. Ќагрудник (нем. Brust или Bruststtlck, фр. plastron, ит. corazza, англ. breastplate).
1. ¬итой шнур (нем. Brustrand); 2.  рюк дл€ копь€ (нем. Rusthaken, фр. faucre, ит. resta, англ. lance rest); 3. Ќабрюшник, юбка (нем. Bauchreifen, фр. bracconiere, ит. panziera, англ. great brayette); 4. —рамна€ капсула (нем. Schamkapsel, фр. brayette); 5. Ќабедренники (нем. Beintaschen, фр. и англ. tassettes, tuiles, ит. fiancali, scarselloni).
G. Ќаспинник (нем. Rucken или Ruckenstuck, фр. dossiere, ит. schiena, англ. backplate).
1.  рестцовое или по€сничное покрытие, задн€€ часть юбки (нем. Gesa?reifen или Gesa?schurz, фр. garde-reins, ит. falda).
Ќ. ѕоножи (нем. Beinzeug). Ќал€двенники с наколенниками по-немецки называютс€ Oberbeinzeug, наголенники с башмаками Ч Unterbeinzeug.
1. ¬ерхние части нал€двенников (нем. Oberdiechlinge); 2. Ќижние части нал€двенников (нем. Unterdiechlinge, фр. и англ. cuissards, ит. cosciali); 3. Ќаколенники (нем. Kniebuckeln, фр. genouilleres, ит. ginocchietti, англ. pobeyns kneecaps) с раковинами (нем. Muscheln); 4. Ќаголенники (нем. Beinrohren, фр. greves, ит. schinieri, англ. greaves); 5. Ћатные башмаки (нем. Schuhe, фр. sollerets, ит. scarpe, англ. goad, solerets, sabatans).


–ис. 2. Ѕронзова€ статуэтка всадника. —лучайна€ находка в ¬€тской губернии, V в. „астное владение.
–ис. 3. ¬садник с пленником. –ельеф на золотом сосуде из клада Ќадьсцентмиклош, т. е. "сокровища јттилы", VIIЧIX вв.

ќт этих, до сих пор старейших, изображений раннесредневековых воинов до следующих зи€ет пробел в триста лет, но мы видим, что за это врем€ комплекс вооружени€ всадника изменилс€ незначительно. Ўахматные фигуры всадников из слоновой кости, принадлежавшие  арлу ¬еликому,29) представл€ют снар€жение воинов VIII века. √олова одного из них покрыта шлемом круглой формы с бармицей, котора€, предположительно, представл€ет собой кольчугу. ƒлинный панцирь, плотно обт€гивающий тело, с четырехугольными наход€щими друг на друга кожаными чешуйками. –укава короткие, предплечь€ обнажены. √олени, по-видимому, одеты в чулки, на ногах сандалии, на которых укреплены шпоры, с шипом. ƒругой воин одет в длинный, похожий на предыдущий панцирь, но без рукавов и покрытый чешуей с закругленным нижним краем. [100]

¬ «олотой псалтыри из —анкт-√аллена (Ўвейцари€) мы можем увидеть воина в снар€жении, полностью, в противоположность выше описанному, напоминающем античное. Ўлем, похоже, позднеримский. ѕанцирь достигает колен и покрыт кожаными чешуйками в виде €зычков, рукава короткие, позвол€ют видеть складки нижней одежды. √олени покрыты высокими чулками, достигающими колен. Ќа ногах башмаки. ѕоверх панцир€ знать носила плащ. ќружием служило копье с тонким древком, или дротик (рис. 4). ќтчетливо видно не только смешение восточных и античных форм, но также и то, как мало продвинулось вперед военное дело с V века. Ќезначительный прогресс в развитии оборонительного вооружени€ можно проследить на основе миниатюр из рукописей. ѕочти полностью аналогично с предыдущим снар€жением воинов в Ѕиблии из собора —в. ѕавла (–им), датированной IX веком, а также в ≈вангелии Ћотар€ и в Ѕиблии  арла Ћысого из Ћувра приблизительно того же времени.


–ис. 4. ÷арь —аул. «олота€ псалтырь из монастыр€ —анкт-√аллен, VIII в.
–ис. 5. √ерцог ¬ильгельм «авоеватель (1027Ч1087).  овер из Ѕайе, кон. XI в.

“олько в рукописи јврели€ ѕруденци€, относ€щейс€ примерно к 1000 году, по€вл€ютс€ "кеглеобразные" шлемы, близкие по своей форме к шлемам, которые во ‘ранции называли "норманнскими".  онечно, с начала XI века повсюду заметен значительный прогресс в вооружении и тактике, исход€щий, прежде всего, от норманнов, вожди которых обладали рациональным взгл€дом на вооружение и широким кругозором, поскольку во врем€ своих грабительских походов они посещали самые дальние уголки средневекового мира. ¬ажное доказательство прогресса оборонительного вооружени€ в конце XI века составл€ют изображени€ на ковре из Ѕайе. «десь заметно продолжающеес€ вли€ние ¬остока на европейское военное [101] дело. »скусна€ рука ковродела представила англосаксойского воина, снар€женного примерно так же, как и его противник-норманн. √олову покрывает остроконечный шлем с характерным наносником, заимствованный с ¬остока, голова закутана чем-то вроде кольчуги,30) оставл€€ открытым только лицо. “уловище защищено броней, составл€ющей единое целое с рукавами и поножами, рукава короткие, ноги закрыты до колен. Ётот доспех состо€л из прочной основы с приклепанными к ней квадратными или круглыми железными пластинами, заход€щими друг на друга.

” знати брон€ была позолочена или делалась из бронзы. Ќа груди виден четырехугольный лист, по углам прикрепленный к броне, который, веро€тно, представл€л собой усиление груди.31)

“олько знатные воины имели этот доспех полностью, т. к. к нему добавл€лись чешуйчатые наручи и наконечники (рис. 5), простые воины их не имели. ¬ес таких доспехов, видимо, был немалым: на ковре на изображении высадки ¬ильгельма в јнглию два простых воина несут такую броню на крепком шесте (рис. 6).


–ис. 6. ¬оины, несущие броню.  овер из Ѕайе, кон. XI в.

” норманнов структура рыцарского войска уже сформировалась. Ёто €сно из того малого значени€, которое они придавали пехоте. Ќа ковре из Ѕайе нар€ду с всадниками покрыты броней только копьеносцы (рис. 7). ¬ других отр€дах, как, например, стрелков из лука, только в отдельных случа€х виден человек в броне, а одежда остальных похожа на одежду воинов VIII века в позднеримском варианте (рис. 8). »нтересно, что изображение герцога ¬ильгельма на ковре из Ѕайе сильно отличаетс€ от изображени€ на его печати. Ќа ковре герцог в остроконечном норманнском шлеме с наносником, в броне из четырехугольных пластин, нашитых на кожаную или холщовую основу с короткими рукавами (рис. 5). Ќа печати же герцог носит шлем округлой формы, без бармицы, тело защищено, скорее всего, кольчугой, а ноги не имеют защиты (рис. 9). [102]


–ис. 7. Ќорманнский пеший воин.  овер из Ѕайе, кон. XI в.
–ис. 8. Ќорманнские лучники, один в броне, другой без нее.  овер из Ѕайе, кон. XI в.
–ис. 9. √ерцог ¬ильгельм «авоеватель на коне. »зображение на большой печати. ќтель —убиз, ѕариж.

— начала XII века станов€тс€ заметны изменени€ в покрое брони. ѕо€вл€етс€ так называемый хауберт (нем. Haubert). ѕрежде всего оказываютс€ отделенными поножи, и сам доспех становитс€ значительно длиннее икр. „тобы в нем можно было сидеть на лошади, сзади, а иногда и по бокам он имеет разрезы. –укава достигают зап€сть€. —начала они широкие, позже их делали узкими. ƒоспех становитс€ сложнее и из€щнее. —остоит он из железных чешуй, наход€щих друг на друга, из железных колечек, св€занных друг с другом, или же бл€шек, нашитых встык (рис. 10). Ётот хауберт носили поверх длинной, стеганой боевой рубахи (нем. Waffenrock, фр. bliaud), край которой выгл€дывал снизу. “ака€ нижн€€ поддоспешна€ одежда становитс€ распространенной повсеместно более чем через столетие.  ольчуга, похожа€ по покрою на монашескую р€су, не только сохранилась, но и была дополнена капюшоном, таким же, как у хауберта. Ћюбопытно, что иногда меч носили под доспехом и устье ножен выступало из прорези (рис. 11). ќчевидно, чрезмерна€ т€жесть такого доспеха из плотно состыкованных железных частей привела в XII веке к стремлению заменить т€желые пластины роговыми. “акие латы считались непроницаемыми. ќбшитые рогом хауберты носили в войске √енриха V в [103] 1115 году. ќни имели богатые золотые накладки и были украшены драгоценными камн€ми.32) ќколо 1150 года, в период, когда опыт крестовых походов начал приносить ос€заемые результаты, мы встречаем в ÷ентральной ≈вропе кольчужную рубаху (нем. Mu?szeug, фр. maillе), котора€ состо€ла из переплетенных между собой железных колечек, свареных и склепанных.  ольчуги примен€лись еще римл€нами и от них распространились по —еверной ≈вропе.

–имска€ кольчуга в отличном состо€нии была найдена при раскопках “орсбергер-ћора и хранитс€ в музее  ил€ (предположительно она относитс€ к III веку). јналогична€ кольчуга найдена в могиле в Ўвеции (предположительно V век).33)


–ис. 10. –азличное изображение брони.  овер из Ѕайе, кон. XI в.
–ис. 11. ¬оин. — рисунка "»збиение младенцев" во французской рукописи Ќеро, датированной 1125 г. Ѕиблиотека дома јрлеев.
–ис. 12. —троение кольчатой брони, т. н. "кожано-полосчатый" доспех.

Ёти ранние находки опровергают мнение о по€влении таких кольчуг в результате морских походов викингов. ¬ XII веке хауберт, как и кольчуга, нашел широкое применение, хот€ сначала только среди военной знати, т. к. основна€ масса воинов не была в состо€нии приобрести этот тип доспеха. ¬ конце XII века по€вились новые, своеобразно сделанные брони, называемые кольчатыми. —ама основа такого доспеха сшивалась из дважды вываренной кожи, на каждую горизонтально нашивались полоски крепкой кожи с нанизанными на нее колечками. „тобы колечки не вставали дыбом, на стыки р€дов нашивали сверху полосы кожи. «а внешний вид Ч выступающие кожаные [104] полосы Ч этот тип брони был назван, может, не очень удачно Ч кожнополосчатый. »х использование продлилось вплоть до XIV века (рис. 12).

”же к исходу XI века дл€ защиты голеней рыцари нередко носили вместе с броней и кольчужные штаны (ст. нем. fsenhuse) со штанинами наподобие чулка, дл€ того чтобы одновременно закрывать и ступни. ¬ XII веке их стали носить с хаубертом (рис. 13, 14). ћенее богатые рыцари закрывали только передние поверхности ног броней, котора€ зав€зывалась сзади (рис. 15).


–ис. 13. ¬оины в хаубертах с приклепанными пластинками. ‘рагмент миниатюры на пергаменте нач. XII в.  оллекци€ фон ’ефнер-јльтенека.
–ис. 14. ѕеший воин, в кольчужном хауберте, рукавицах и кольчужных штанах с полной защитой стопы. ќк. 1230 г. —кульптура с портала –еймсского собора.

“ак постепенно складывалс€ полный комплекс нового доспеха на основе хауберта, в его развитом виде чешуйки или кольчуга покрывали почти все тело, слабо защищенными оказались только ладони рук, ступни, €годицы и подмышечные впадины.

— ростом значени€ рыцарства пехота осталась вне пол€ зрени€, на ее оснащение почти не обращали внимани€. ѕоэтому на миниатюрах XII и XIII [105] веков пехотинцы изображены в весьма пестром снар€жении и с самым разнообразным оружием в руках. ѕравда, стрелкам из лука, а позднее арбалетчикам, удел€лось определенное внимание благодар€ эффективности их оружи€. Ќо и они снар€жались произвольно, верные своей традиции презрени€ к т€желому доспеху.

ѕриблизительно к концу XII столети€, с окончанием второго крестового похода, все реже употребл€лс€ норманнский шлем и все чаще шлем в виде горшка.34) Ётот переход св€зан с изменением тактики и происходил шаг за шагом.

јнглийский король –ичард Ћьвиное сердце и ‘илипп-јвгуст (1165Ч1223), король ‘ранции, первыми обзавелись низкими цилиндрическими шлемами, которые доходили до лба и носились поверх кольчужного капюшона. ¬место наносника по€вл€етс€ впервые крепка€ личина со смотровой щелью или отверсти€ми дл€ глаз. ’ауберт достигал колен, под ним, как правило, видна шелкова€ или льн€на€ поддоспешна€ рубашка, котора€ теперь часто достигала середины голени. ƒл€ этого, как и дл€ прошлых периодов, характерна кольчуга, плотно облегающа€ шею. Ќоги заключили в железные штаны из кольчужной или кольчатой брони, с заостренными носами. Ёто т€желое вооружение, ставшее "второй кожей" воина, становитс€ неудобоносимым на жарком солнце ¬остока. „тобы уменьшить хоть немного нагрев металла, всадники во врем€ второго крестового похода носили поверх брони белые накидки без рукавов, с разрезами по бокам от нижнего кра€ до €годиц. Ўлемы также имели накидку-намет из белого льн€ного полотна. ѕоверх накидки-налатника, которую французы называли гамбизон (фр. gambeson), подвешивалс€ на по€се меч (рис. 16).


–ис. 15. ¬оин. –укопись, кон. XII в., из библиотеки в √ааге.

¬ восточных странах цилиндрические шлемы редкость, вместо них там использовалс€ обычный конический шлем.

ѕримерно с 1170 года, т. е. как раз в то врем€, когда шлемы закрыли лицо, стали рисовать на щите и шлемах, позднее на флагах, покровах лошадей, определенные изображени€ как личные знаки. “ак среди рыцарства развиваетс€ геральдика. [106]

¬ течение XIII столети€ реформа в военном оснащении движетс€ вперед и находит опору в техническом прогрессе, который происходит в ремесле вообще и в производстве оружи€ в частности. Ўлем развивалс€ так, что он стал доходить не только до лба, но и закрыл всю голову; т. е. по€вилс€ горшковый шлем; хауберт стал несколько короче Ч уже около 1200 года он доходил лишь до середины бедер.  ак горшковый шлем, так и меч с кинжалом крепились на груди с помощью цепочек. ѕлечи и колени стали закрывать сначала еще очень маленькими железными дисками. Ќа шлемах укрепл€ли геральдические фигуры самого различного вида, налатник получал геральдические цвета своего хоз€ина. ўит, еще около 1200 года почти во всех странах норманнский, в течение XIII века становитс€ короче и меньше, по мере того как станов€тс€ прочнее поножи.


–ис. 16. ¬оин, одет уже в кольчужный хауберт и такие же короткие штаны; поверх хауберта Ч холщова€ налатна€ накидка. –укопись, втора€ пол. XIII в., из  оролевской библиотеки в Ћондоне.

  концу XIII века ноги если не закрывались кольчужной тканью, то защищались спереди полосами крепкой проваренной кожи, застегивающимис€ сзади. ѕо€с дл€ меча носили большей частью свободно, так что он сидел не на талии, а на бедрах (рис. 17). ѕриблизительно с 1274 года и до середины XIV века рыцари ‘ранции и јнглии носили плечевые щитки. ¬ ¬осточной √ермании они встречаютс€ редко, в »талии их вовсе не было (рис. 18). [107]


–ис. 17. –ыцарь сэр ƒжон д'Ёбернон. ћедный барельеф с его гробницы в церкви —тоук д'Ёбернон, графство —уррей, 1277 г. ƒревнейший пример надгроби€ с изображением усопшего.

¬ последние дес€тилети€ XIII века заметно улучшилось качество доспеха. Ётот период можно назвать началом пластинчатых лат, которые спуст€ столетие предстали вполне завершенными. ѕредплечье и голень закрывали железными пластинами, которые закрепл€лись с помощью ремней поверх хауберта и панцирных штанов. ¬ первой половине XIV века передние поверхности голеней уже закрывали цельными железными наголенниками, а около 1356 года они стали подвижными. Ќа необычайно важных дл€ истории вооружени€ изображени€х  одекса Ѕалдуина “рирского первой половины XIV века, в которых представлен римский поход императора √енриха VII,35) видны рыцари в коротких хаубертах с надетыми поверх них длинными накидками. ѕоследние имели короткие, но широкие рукава и носили девиз владельца или только его геральдические цвета. Ћишь знатные рыцари носили поножи и латные башмаки.

  концу XIII столети€ под т€желым горшковым шлемом носили маленький колпак Ч черепник, который имел почти полусферическую форму и надевалс€ поверх кольчужного капюшона. Ќа черепнике крепилс€ тканевый тюрбан в том месте, где надевалс€ горшковый шлем, чтобы ослабить давление. Ѕлагодар€ этому образовалась шлемова€ пов€зка (нем. Helmbinde), или, как ее еще называли, бурлет, который позднее, когда ушел в прошлое горшковый шлем, имел больше декоративное, чем практическое значение.

Ўлем крепилс€ на спине и получил забрало (рис. 19), по форме приблизившись к по€вившимс€ позлее большим бацинетам. ∆елезна€ шл€па, носима€ поверх капюшона, встречаетс€ в единичных экземпл€рах.

—о второй половины XIV века горшковые шлемы уже почти не примен€ют в бою. ¬ последние дес€тилети€ своего боевого использовани€ он претерпел разные попытки усовершенствовани€. „тобы уменьшить [108] давление на голову громадного веса шлема, стенки его удлинили, так что теперь основна€ т€жесть передавалась на плечи, а не на голову.

ѕереднюю стенку сделали откидной, на манер забрала, как уже говорилось выше, но все было тщетно. »зменение условий бо€ Ч сражатьс€ приходилось не только со всадниками, но и с пехотинцами, что требовало большей мобильности и необходимости смотреть не только вперед, но и вниз, Ч привело к тому, что от горшкового шлема пришлось полностью отказатьс€.

Ќекоторое врем€ пытались носить под горшковым шлемом бацинет со сн€тым забралом, но совместна€ т€жесть была просто невыносима, и бацинет со второй половины XIV века все чаще носили как основной шлем.

ѕервые бацинеты надевались поверх цельного кольчужного капюшона, но теперь его заменила бармица, подвешиваема€ к нижнему краю шлема и закрывающа€ не только шею, но и ниспадающа€ на грудь, спину и плечи (рис. 20).

ѕережила существенные изменени€ в своем покрое и кольчуга. ќна становитс€ мало-помалу уже, опускаетс€ клином спереди (рис. 148). ќколо 1320 года повсеместно распространилась мода носить по€с, знак рыцарского достоинства, с мечом низко на бедрах.  о второй половине XIV века он все более богато украшалс€. ќтдельные экземпл€ры принадлежат к прекрасным произведени€м искусства золотых дел мастеров. –ыцарский по€с (нем. Dupsing, лат. cingubum militare) носили на гражданской одежде, но преимущественно с доспехами, он широко употребл€лс€ во ‘ранции и јнглии, часто в √ермании, реже в »талии. ≈го носили до по€влени€ цельнопластинчатых лат в эпоху ¬озрождени€.


–ис. 18. ƒонатор (заказчик рукописи), в геральдической накидке, с наплечными щитками. –укопись из библиотеки в  амбре, XIV в. ‘ландри€.

ќколо 1330 года с рыцарских доспехов исчезли свободные наложные накидки, или гамбизоны, и по€вились плотно прилегающие к телу, украшенные цветным шелком и вышивкой. ¬ середине XIV века поверх кольчуги стали носить лентнер (нем. Lentner). —начала он выгл€дел как плотно прилегающа€ верхн€€ одежда из толстой кожи, застегивающа€с€ на спине, которую носили поверх кольчуги. ѕозднее лентнер стал делатьс€ с фестончатыми полами и застегивающимс€ на боках.  ольчужный капюшон стали делать отдельно от кольчуги, теперь он, как раньше, не облегал плотно голову и шею, а свободно спадал, защища€ плечи и верх груди. [109] ¬ этот период уже повсеместно употребл€лись наручи и поножи, сделанные из пластин (рис. 21), хот€ нар€ду с ними еще долго оставались в употреблении наручи и поножи из кольчужной ткани и далее из чешуи.


–ис. 19. Ѕой рыцарей. »з  одекса Ѕалдуина “рирского, описывающего поход императора √енриха VII на –им, перва€ пол. XIV в.  оролевский провинциальный архив города  обленца.

ќколо 1350 года в моду вошли преувеличенно острые железные башмаки и по€са с бубенчиками. ќни стали характерным началом преувеличенной роскоши всей рыцарской жизни того времени. ¬о второй половине столети€ исчез наносник, который закрывал лицо и закрепл€лс€ на поверхности шлема. ¬место этого все чаще выступало забрало различных видов. Ќередко оно образовывало острие, напоминающее собачью морду, и от этого в ¬осточной √ермании его так и называли "собачь€ морда" (нем. Hundgugel). — XIV столети€ рыцари носили также железную шл€пу, часто с широкими пол€ми, соединенную с подбородником. [110]

ѕриблизительно с 1360 года по€вл€етс€ стремление усилить все же мало противосто€щий удару лентнер36) железными пластинами. Ёто про€вл€етс€ в различных формах: похожими на мозаику р€дами накладных снаружи железных бл€шек, которые постепенно становились все крупнее, или накладыванием на грудь большой пластины, на которой крепилась цепь дл€ меча и кинжала. ¬ результате всех этих усилений образовалс€ как бы еще один слой защиты (рис. 21). ќколо 1380 года впервые по€вл€етс€ самосто€тельный нагрудник полукруглой формы с подвижной верхней частью, который застегиваетс€ над плечами и на животе. «атем по€вл€етс€ и наспинник. ¬се это мало изменило общий характер доспеха. ¬ошли в употребление рукавицы, полностью сделанные из пластин, с короткими манжетами. “аковы были наиболее значительные нововведени€.


–ис. 20. Ёдуард, принц ”эльский, т. н. „ерный принц (1330Ч1376), сын Ёдуарда III. »зображение по статуе с саркофага в  ентерберииском соборе.
–ис. 21. –ыцарь. ƒерев€нна€ скульптура в Ѕамбергском соборе, 1370 г.

 ак раз на исходе XIV столети€ начались решительные изменени€ благодар€ тому, что постепенно вышла из употреблени€ кольчужна€ бармица.  ольчужную рубаху выкраивали теперь с высоким воротником. Ўлем снабжали подбородником и широким назатыльником. [111]

Ѕурлет осталс€ на шлеме в качестве декоративного придатка. ќколо 1410 года по€вились подвижные наплечники, заход€щие на нагрудник и наспинник.   кирасе подвешиваетс€ юбка из 3-5 полос (рис. 22). ѕодмышечные впадины начинают прикрывать защитными дисками. Ќа локт€х и колен€х по€вились раковины, сначала очень небольших размеров. Ќаступил период роскошных накидок Ч гамбизонов, которые у людей в латах приобрели большое значение при торжественных случа€х. ¬ »талии до конца XV века носили накидку с широкими длинными, складчатыми, падающими с плеч рукавами, порой достигающими земли. ¬ообще в »талии того времени вход€т в моду короткие до колен гамбизоны, большей частью без рукавов, по талии их подв€зывали кушаком (рис. 23, 24).

—тремление лучше защитить нижнюю часть тела вынудило около 1430 года предприн€ть сначала робкую попытку к нижнему краю латной юбки спереди присоединить широкое продолжение, так чтобы оно не затрудн€ло посадку на лошадь. “аким образом возникли первые набедренники. ќколо 1420 года встречались уже первые наплечники с крыль€ми, с глубоким вырезом с правой стороны, чтобы можно было поместить копье под мышку. Ћевый наплечник получил усиление, которое первоначально прив€зывалось и имело большие размеры. Ќа левом плече Ч со стороны наиболее веро€тного удара Ч по€вились первые гребни или жгут, чтобы лучше защитить шею.


–ис. 22. –оланд. ќдет в сборный нагрудник, еще имеющий форму лентнера.  аменна€ стату€ в –агузе (ƒубровнике). »тали€, 1423 г. –исунок автора.
–ис. 23. ѕеший воин в куртке-налатнике. — алтарного изображени€ ¬оскресени€ ’риста, 1476 г. ’удожественна€ коллекци€ канонического монастыр€ в  лостернойбурге.

ƒо по€влени€ пластинчатых лат основной защитой €вл€лась кольчужна€ рубаха. ƒо XV века при изготовлении плетени€ один р€д колец кузнечно сваривали, другой склепывали, но с XV века все концы были склепаны. [112] —клепанные кольца легко узнать по головкам заклепок. ¬ XVI веке кольчужные рубахи, особенно италь€нские и испанские, были сделаны необычайно из€щно, собраны сплошь из склепанных колечек (рис. 25).

ќпределение времени и места производства кольчужной рубахи Ч трудна€ задача, тем более что этому предмету удел€етс€ еще мало внимани€. Ќемецкие рубахи XV века состо€т, в общем, из более крупных колец, чем италь€нские и особенно миланские. Ќаход€т различи€ и в способе плетени€ колец. ѕриблизительно с 1420 года в »талии носили две кольчужные рубашки, более груба€ надевалась поверх тонкой. “о же можно сказать и о кольчужных штанах, которые достигали колен и заканчивались чашеобразным наколенником. Ќередко употребл€ли тонкие кольчужные чулки и башмаки. Ќаконец, доспешники стали подумывать об использовании кольчужной накидки дл€ покрыти€ лошади.


–ис. 24. ѕеший воин, в кожаном доспехе с железными налокотниками и наколенниками; поверх доспехов Ч куртка-налатник. — алтарного изображени€ ¬оскресени€ ’риста, 1476 г. ’удожественна€ коллекци€ канонического монастыр€ в  лостернойбурге.

¬ »талии практиковалось кольчужное плетение двух видов. ѕри первом проволоку дл€ колец получали ковкой, а не волочением, как предполагалось.37) ѕри втором кольца вырубали из листа и они лежали друг на друге, образовыва€ сплошное покрытие, подобное чешуе.38)  ольчужные рубахи, изготовленные таким способом, италь€нцы называли €цериновое плетение (ит. maglia ghiazzerina). »х можно рассматривать как своеобразные "корацины",39) по поводу которых среди археологов господствуют различные воззрени€ (рис. 25). [113]

–ассмотрение старейших кольчужных рубах, пришедших с ¬остока, позвол€ет предположить, что восточные народы значительно раньше, чем европейцы, были знакомы с искусством волочени€ проволоки.  олечки их очень малого диаметра часто так безупречно спа€ны из волоченой проволоки, что остаетс€ только удивл€тьс€ умению мастера. —ледует упом€нуть, что кольчужный панцирь в позднеантичный период носили преимущественно отр€ды ¬осточноримской империи. ¬ —еверную ≈вропу он попадает уже в VI веке как предмет торговли. јрабы, по-видимому, сначала получали кольчужные рубахи из »ндии, а во II веке стали делать сами. ƒревнейшее сообщение о рубахе встречаетс€ в  оране (сура 34 Ч стих 34), где говоритс€ о том, что Ѕог руками ƒауда (ƒавида) разм€гчал железо и при этом говорил: "—делай совершенный панцирь из него и соедини его основательно кольцами". ” арабов их называли латами ƒауда.


–ис. 25.  ольчужное плетение.
a) „асть колец склепана, часть сварена. XV в.; b) ¬се кольца склепаны. XVI в.
–ис. 26. ƒеталь кольчужного плетени€.  ольчуга-€церин. »тали€, XV в.

ќколо 1420 года пластинчатые латы можно рассматривать как полностью сформировавшиес€, все их последующие изменени€ €вл€ютс€ только частичными усовершенствовани€ми или причудами моды, которые постепенно оказывали решительное вли€ние на вооружение.

»зменени€ в форме лат оказываютс€ порой очень рациональными, но часто, уже спуст€ несколько лет, создают новые разновидности; при этом замечаетс€ национальное своеобразие, очень затрудн€ющее обзор сущности формы (рис. 27).

ѕриблизительно к 1450 году шарообразный нагрудник становитс€ несколько рельефнее. Ёта рельефность достигаетс€ тем, что нагрудник состоит из двух частей, таким образом по€вл€етс€ составной нагрудник. ¬ »талии только одну верхнюю часть обт€гивали материей, благодар€ чему [114] не было заметно отсутствие нижней части. «атем надевали накидку и только после этого пристегивали нижнюю часть. Ќаплечники станов€тс€ больше, вместе с ними увеличиваютс€ и налокотники. Ќабедренники станов€тс€ острыми снизу, возле них по бокам помещают маленькие пластинки набедреннички. ѕерчатки получают остроугольные манжеты. √олову покрывает армет или общеупотребительный салад, носки башмаков выт€нулись до 36 сантиметров (рис. 28).


–ис. 27. ‘илипп ƒобрый, герцог Ѕургундский (1419Ч1467). ƒерев€нна€ скульптура.
 опи€ погибшей при пожаре 1652 г. статуи конца XV в. из амстердамской ратуши. –абота јртура  веллинуса.

» еще около 1450 года рыцарское защитное вооружение представлено на поле бо€ весьма пестро. ѕосто€нно встречались устаревшие формы, вплоть до старинных с различными усилени€ми; головным убором обычного копьеносца могли быть и старинна€ железна€ шапка, и бацинет; еще до 1480 года носили кольчужную бармицу, котора€ затем превратилась в попул€рную среди ландскнехтов кольчужную мантилью. ¬ »талии лучники и арбалетчики носили определенного рода панцирь, представл€вший собой нечто среднее между матерчатой курткой и пластинчатыми латами. ѕроисхождение его, несомненно, надо искать в эволюции лентнера, подбитого железными пластинами. ћеченосцы часто были в чешуйчатых панцир€х-караценах или только в кольчужных рубашках. “ак, именно в »талии ощущалась посто€нно сердечна€ прив€занность к старым формам и даже наследие античности не раз про€вл€лось в период –енессанса, остава€сь неизменно живым. Ќаверн€ка упом€нута€ карацена произошла от римской "lorica squamata" (лат. чешуйчатые латы), т. к. расположение чешуи у нее таково, как и у названного римского бронзового чешуйчатого панцир€. “о, что у “ацита при упоминании об одежде императора ћарка —альви€ ќтона (69) обозначено как "tunica ferrea", несомненно, оказываетс€ похожим на военную одежду, подбитую металлическими пластинами. ѕриблизительно с середины XV века размер пластин на бригантинах начинает варьироватьс€, на груди и спине креп€тс€ большие пластины, на подвижные части тела накладываютс€ мелкие. ѕервые стрелки из огнестрельного оружи€ стали непримиримыми противниками т€желого снар€жени€. јркебузьеры носили только кожаные нагрудники и легкие шлемы. [115]

√оловным убором пехоты была шапка с усилением из наклепанных железных бл€шек, котора€ живо напоминала шлемы древнеримских воинов. »з этого головного убора быстро развиваетс€ затем бургиньот.40)


–ис. 28. ѕолный доспех ‘ридриха ѕобедоносного, пфальцграфа –ейнского (1425Ч1476).
a) ¬ид спереди; b) ¬ид сзади. –абота миланского доспешника “омазо да ћиссаль€, 1450 г. [116]

— 1450 года начинаетс€ новый период развити€ доспехов, когда окончательно оформл€етс€ своеобразный внешний вид пластинчатых лат. –ыцарство, это сословие, основанное на ленной системе, остаетс€ консервативным во всем своем образе жизни. –ыцари ведут бой верхом в т€желых доспехах, как это изображают в начале столети€. ѕреобразовани€ этого комплекса вооружени€ были несущественными. ƒостаточно уже того, что рыцарь оказалс€ готовым прин€ть салад, т. к. бацинет стал неудобен. ƒл€ защиты лица саладу был добавлен подбородник, закрывавший лицо до глаз, привинчивающийс€ к нагруднику и застегивающийс€ вокруг шеи. Ёту форму прин€ли преимущественно во ‘ранции и √ермании. ¬ »талии, где –енессанс на столетие раньше стал вли€ть на эстетические вкусы, распростран€ютс€ шлемы другой формы, которые более напоминают античные (рис. 29).

ѕримерно к 1470 году рыцарские доспехи с саладом по своему внешнему виду €вл€ютс€ образцом элегантности и пропорциональности. Ќи раньше, ни позже требовани€ к красоте и из€ществу исполнени€ не были так высоки, как в это врем€, которое можно считать пиком развити€ пластинчатых лат. ћного позднее доспехи вызывают восхищение, но это относитс€ в большей степени к их удивительному декоративному убранству, а не к доспеху в целом (рис. 30).

—ейчас эти латы называют готическим доспехом, к чему, несомненно, дают повод отдельные детали, несущие на себе отпечаток готического стил€. ќднако сама форма заимствована от италь€нского, особенно флорентийского костюма, которые приблизительно в середине XV века вошли в моду у придворной знати всей ≈вропы.

ѕримерно в это врем€ происходит значительное изменение в устройстве войска. —тарые феодальные ополчени€ постепенно замен€ютс€ армией, состо€щей из наемных отр€дов. ƒух рыцарства первоначально не проникал в среду наемных солдат, но способ формировани€, естественно, должен был привлечь профессионалов, рассматривавших свое оснащение и вооружение в зависимости от способа сражени€, привычек, опыта, а также вкуса. Ќесмотр€ на то что первоначально система вербовки ограничивалась пехотой и артиллерией, моральное воздействие по€влени€ на поле бо€ громадных толп из "новых" людей было брошено на чашу весов в вопросе изменени€ вооружени€. ¬ результате по€вилось два типа доспехов Ч один дл€ пехотинцев, другой дл€ рыцарей-кавалеристов. »х различи€ видны с первого взгл€да.

ѕервые попытки создани€ чисто пехотных доспехов наблюдаютс€ в »талии уже в XIV веке. “ака€ же тенденци€ характерна дл€ швейцарцев, профессиональное чутье которых было необычайно развито, а своеобразна€ тактика глубоких пехотных колонн требовала нового защитного и наступательного оружи€. ¬месте с наемными швейцарскими отр€дами нова€ тактика и вооружение распространились по всей ≈вропе.

Ќемецкий ландскнехт, бывший наемным профессиональным солдатом в полном смысле слова, первое врем€ носил полные латы, не отличающиес€ существенно от рыцарских.41) ѕозднее, около 1520 года, он уже был [117] облачен в бургиньот испано-италь€нского образца, в кирасу с юбкой и набедренниками, а также в подвижное ожерелье с короткими подвижными наплечниками, закрывавшими только верхнюю часть руки.

ѕод латами он носил кольчугу, а после 1530 года также кольчужную мантилью (нем. Panzerkragen) на плечах. “ак возникли латы ландскнехта, называемые во ‘ранции "allecret", а в »талии Ч "armatura alleggiata".

ƒалее мы рассмотрим их более детально, но заметим, что как раз воврем€ рыцарский доспех претерпевает изменени€ под вли€нием –енессанса.

—алад смен€етс€ закрытым шлемом-армет, подвижное ожерелье включаетс€ теперь в систему доспеха, по€вл€етс€ почти повсеместно бургундский армет, который в прочном соединении с ожерельем позвол€ет свободно двигать головой; нагрудник становитс€ просторным, шарообразной формы и приобретает горизонтально обрезанный верхний край; поножи также станов€тс€ более просторными. ”же начина€ примерно с 1460 года при проведении турниров входит в употребление крюк дл€ [118] копь€, который будет целое столетие непременной деталью рыцарского доспеха, т. к. всадник больше не в состо€нии держать под мышкой ставшее т€желым рыцарское копье.  ра€ нал€двенников достигают паха, наколенники станов€тс€ полукруглыми, похожими на раковины. «начительнейшие изменени€ претерпевают латные башмаки. –анее узкие, острые и нередко с длинными носками, они станов€тс€ теперь чрезмерно широкими и неуклюжими и обнаруживают сходство с т€желыми туфл€ми с набивными носками, которые надевали при турнирах –еннеи. Ёто изменение наступает столь внезапно, что оно невозможно как результат естественного развити€, а выгл€дит как определенное реформаторное преобразование, продиктованное чьей-то волей. ѕо€вл€ютс€ новые виды декорировани€: позолота и чернение, которыми обычно украшаютс€ кра€ деталей. »з »талии приходит обычай чернить латы или нат€гивать поверх лат черную материю. ¬ »талии и »спании стали носить поверх латной юбки богато вышитые белые или цветные тканевые юбочки с широкими складками. Ќемецкий вкус сохранил прив€занность к естественному виду лат. √лавным украшением считалось полированное железо. ѕод латами чаще носили богато украшенные жакеты с гофрированными фалдами, которые выступали из-под наспинника. ѕозднее, около 1570 года, стали употребл€ть только одни фалды, застегивающиес€ вокруг корпуса.

–ис. 29. ѕолный доспех –оберто ди —ансеверино, графа ди  ай€ццо (ум. 1487). — раскрашенным саладом.
a) ¬ид спереди; b) ¬ид сзади.
–абота миланского доспешника јнтонио да ћиссаль€, ок. 1480 г .

–ис. 30. √отический доспех императора ћаксимилиана I (1459Ч1519). — саладом и подбородником;
полированный, с медными окантовками. Ќюрнберг, ок. 1475 г.

¬ начале XVI века, в период полного превращени€ готических лат в ренессансные доспехи, наблюдаетс€ склонность немецкого рыцарства показыватьс€ на празднествах, использу€ турнирные латы. “ем самым рыцари как бы [119] демонстрировали свое превосходство над ландскнехтами, расхажива€ в турнирных доспехах, в то врем€ как ландскнехты не имели права участвовать в турнирах.


–ис. 31. ћаксимилиановский доспех ќтто √енриха, пфальцграфа –ейнского (1502Ч1559),
с рифлением, травленным чернью. √ермани€, 1523 г.

ƒл€ парада также используетс€ распашной парадный доспех с полными набедренниками. „тобы можно было сесть на кон€ в турнирных латах,42) у юбки спереди и сзади выкраивались дугообразные вырезы, которые, если человек спешивалс€, снова вставл€лись в вырез на крючках и подпружиненных штифтах. ¬ообще, рыцарство вплоть до 1530 года по€вл€лось на празднествах охотнее в турнирных латах, чем в боевых. ћногие признаки свидетельствуют о том, что на формирование первых ренессанских доспехов оказал решающее вли€ние ћаксимилиан I. Ћюбопытно отметить, что пехотный доспех во многих составных част€х, таких как нагрудник, наспинник, набрюшник и поножи, оказываютс€ схожими с рыцарскими, следовательно можно говорить о их параллельном развитии. ќколо 1500 года мы видим новый тип доспеха, который в общем по конструкции одинаков с описанным выше, но на всех част€х своей поверхности, за исключением поножей, имеет желобки или рифление. Ёти рифленые латы (фр. armure cannellee, Maximilienne, um. armature spigolata) получили вначале в среде коллекционеров обозначение "миланский доспех". Ќазвание, не опирающеес€ на какое-либо доказательство, но тем не менее обоснованное, хот€ все имеющиес€ налицо такого рода латы немецкие, большей частью нюрнбергского производства (рис. 158). ќни по€вл€ютс€ внезапно, так что снова напрашиваетс€ вывод о чьем-то профессиональном реформаторском вли€нии. ¬се обсто€тельства указывают на то, что их можно рассматривать как изобретение ћаксимилиана I, который благодар€ рифлению задумал усилить латы, не увеличива€ их толщины и веса. —ейчас исследователи называют их на этом основании более правильно Ч "максимилиановский доспех". Ѕезусловно, этот замысел против укола был [120] оправдан, но не против удара древковым оружием. “ак что небольшое преимущество и значительно более высока€ цена были причиной того, что эти своеобразные формы исчезли начина€ с 1530 года. ¬ариантом максимилиановских доспехов можно рассматривать так называемый "доспех с пуфами" (нем. Pfeifenharnisch), где рифление крупное, имитирующее модные в то врем€ пуфы на одежде (рис. 32).


–ис. 32.  остюмный доспех с пуфами или "дутые латы", дл€ мальчика. »зготовлен дл€ принца, будущего императора  арла V. –абота √анса «ойзенхофера, »нсбрук, 1511 г. ѕо неизвестным обсто€тельствам осталс€ наполовину незавершенным.

ѕластинчатые латы с 1500 года пользовались всеобщей попул€рностью. Ќачина€ с этого времени они занимают свое место не только на поле сражени€ и турнире, но и на праздничных торжествах и в придворной жизни. ¬ таких обсто€тельствах они превращаютс€ в богато украшенную роскошную "одежду". ѕрежде всего доспешники стремились таким образом сделать эти латы, чтобы они не стесн€ли движений при ходьбе, что было необходимо дл€ различных пеших турниров. “очно так же, как и дл€ лат ландскнехтов или личной охраны именитых особ, сто€щих на посту в поко€х дворца, соображение экономии и стремление сделать доспех универсальным приводит к тому, что создаютс€ целые доспешные гарнитуры (нем. Harnischgamituren), которые путем сборки разного рода чередующихс€ и усилительных частей можно было использовать в различных случа€х. —тарейший гарнитур такого рода, который видел автор, датируетс€ примерно 1520 годом. Ёти гарнитуры пользовались необычайной попул€рностью. Ќекоторые из них стилизовались под ландскнехтский или вообще какой-нибудь модный костюм, как, например, роскошные латы —. 23 в јртиллерийском музее ѕарижа или латы ¬ильгельма –оггендорфа с широкими пуфами на плечах в »мператорском собрании оружи€ ¬ены, которые причисл€ют к лучшим произведени€м мастеров-доспешников (рис. 33). ≈ще [121] в 1549 году аугсбургский мастер ћаттеус ‘рауэнбрайс пополн€ет "латный гардероб" ћаксимилиана II доспехом дл€ италь€нского турнира, переделанным из лат дл€ пешего бо€, которые долго были без употреблени€. — 1500-го приблизительно по 1530 год встречаем мы и шлемы с забралом, которые имели гротескные личины, так называемые "чертовы шлемы" (нем. Teufelsschembart), в этом случае немецкий вкус как бы соприкасаетс€ со вкусом €понцев и китайцев, что не похоже на европейскую традицию, но это было врем€ легкомысленных нравов немецкого военного люда. —вобода и распущенность этих людей находили выражение в гульфиках, носимых шаловливым, грубым ландскнехтом с таким же малым чувством стыда, как и допущенным к турниру рыцарем.


–ис. 33.  остюмный доспех императорского полевого капитана ¬ильгельма фон –оггендорфа (1481Ч1541). »митирует тогдашнюю одежду с прорез€ми. Ўлем относитс€ к этому периоду, но не соответствует данному доспеху, к которому полагаетс€ ландскнехтский шлем. √ермани€, ок. 1515 г.

¬ конце обозначенного выше периода по€вл€етс€ также нагрудник с заострением, тапулем Ч форма, бытовавша€ больше в доспехе ландскнехта (рис. 34). ¬ нагруднике от рыцарских лат лини€ талии постепенно опускаетс€, и приблизительно к 1547 году нижний срез нагрудника ложитс€ на бедра. ѕроисход€т небольшие изменени€ в шлеме: забрало становитс€ острее, хот€ сам шлем приобретает из€щные, закругленные очертани€, гребень его постепенно растет ввысь. Ѕашмаки приближаютс€ к естественной форме ступни (рис. 35, 36).

ѕримерно в это врем€ оформл€етс€ немецкий бургиньот дл€ ландскнехта, который начинают носить двор€не Ч отчасти из-за удобства, отчасти потому, что это пришлось по вкусу пехотинцам. «нать по€вл€етс€, как правило, в таких латах при взаимодействии с отр€дами ландскнехтов. Ётот доспех из-за своего незначительного веса и т. к. он мог использоватьс€ при верховой езде, называют трехчетвертные латами [122] или латами телохранителей (нем. Trabharnisch). Ёти латы представл€ют собой нечто среднее между рыцарскими и ландскнехтскими. ќни имели, кроме того, узкие наплечники, на которые нередко помещали подвесные диски, а также полную защиту руки. “олько благодар€ бургиньоту, полным набедренникам и отсутствию копейного крюка они иногда путаютс€ с ландскнехтским доспехом.

— 1547 года наступает конец периода "гигантомании" в доспехах. ќтдельные части лат станов€тс€ меньше и соразмернее (рис. 37). Ќагрудник теперь значительно длиннее, и тапуль постепенно сдвигаетс€ к нижнему краю. Ёто нависание над нижним краем нагрудника называют, как уже упоминалось ранее, "гусина€ грудь".


–ис. 34. “рехчетвертной доспех  онрада фон Ѕемельберга (1494Ч1567). ѕолированный, с травленой окантовкой и фигурными эмблемами; ландскнехтска€ каска, узкие наплечники; наголенники отсутствуют; нагрудник с тапулем и гульфик. –абота нюрнбергского доспешника ¬ильгельма фон ¬ормса ћладшего (ум. 1539) и ¬алентина «ибенбюргера. „ернение выполнено јльбертом √локкендоном ок. 1532 г.

–ис. 35. ѕолный боевой доспех императора ћаксимилиана II (1527Ч1576). ѕолированный, с чернеными и позолоченными полосами. –абота доспешника  унца Ћохнера, Ќюрнберг, ок. 1547 г.
–ис. 36. ѕолный боевой доспех эрцгерцога ‘ердинанда “ирольского (1529Ч1595). “. н. "доспех с орлами". — травлеными и позолоченными полосами и эмблемами; закрытый шлем с перфорированным усилением; нагрудник типа "гусина€ грудь", набедренники, поножи с подвижными снизу нал€двенниками. –абота императорского придворного доспешника …орга «ойзенхофера; травление работы художника √анса ѕеркхаммера, »нсбрук, 1547 г. [124]
— 1550 года в войсках по€вл€ютс€ так называемые рейтарские доспехи и наблюдаетс€ тенденци€ облегчени€ кавалерийского доспеха за счет сокращени€ его составных частей.43) «натные персоны по€вл€ютс€, правда, еще в полных латах, а в кавалерии еще остаютс€ кирасиры,44) но, очевидно, с этого времени они все более отодвигаютс€ на второй план. ”падок доспеха началс€ с того, что отказались от железных башмаков, им на смену пришли кольчужные, которые оказались удобнее, затем отказались от поножей, в результате, [123] полные латы сменил полудоспех. Ѕлагодар€ прин€тию на вооружение бургиньотов, оснащенных теперь еще и забралом, кавалерийский доспех все больше приближаетс€ к доспеху пехоты, защитное вооружение становитс€ все более однородным. ≈ще только двор€нство гордитс€ превозносимой железной одеждой, но на поле бо€ доминирует "черный рейтар" в своем полудоспехе, который с несущественными вариантами нос€т также пикинеры-пехотинцы, оснащенные древковым оружием. ѕримерно в 1590 году т€жела€ кавалери€ также отказываетс€ от т€желого копь€, по коей причине исчезает и копейный крюк (рис. 38). ¬се кавалеристы нос€т теперь т€желые сапоги и примерно с 1600 года также кожаные колеты под нагрудником, полы которого достигают половины бедра. Ќесколько ранее уже отказались от т€желой кольчуги, котора€ носилась под латами и защищала открытые места доспеха. —начала у легкой кавалерии, позднее у пехоты ввод€тс€ венгерские шишаки с наносниками. — 1640 года в кавалерии реже встречаютс€ арметы и бургиньоты, их вытесн€ет широка€ валлонска€ шл€па, она становитс€ всеобщим головным убором с железным черепником под ней, чтобы защищать голову от ударов. “олько императорские кирасиры носили еще очень т€желое снар€жение, которое напоминало старые пластинчатые латы, но кирасы станов€тс€ совсем короткими, зато нижний край их расшир€етс€ чрезмерно, чтобы закрыть необъ€тные широкие штаны.  ирасирские латы неуклюжи, неудобны и в целом некрасивы. ѕри этом они обладают необычайной т€жестью, котора€ почти подавл€ет человека. Ќесмотр€ на свою толщину, эти латы продемонстрировали полную свою бесполезность против все возраставшей мощи огнестрельного оружи€.

–ис. 37. ѕолный боевой доспех, полированный, с широкими полосами, украшенными инкрустацией, и фигурными изображени€ми; закрытый шлем, с круто опущенным забралом; широкие подвижные наплечники; нагрудник с низкой "гусиной грудью"; широкие набедренники. √ермани€, ок. 1570 г. [125]

ѕикинер Ч последний пехотинец, который в регул€рных европейских войсках носил латы. Ёто были так называемые полудоспехи, называвшиес€ также пикинерскими. ќни состо€ли из железного шлема, кирасы с короткими поножами и узких наплечников, доходивших до локтевого сгиба, нижн€€ часть руки защищалась кожаными перчатками с длинными крагами, которые почти касались наплечников (рис. 39).

Ќесмотр€ на всеобщее распространенное убеждение в незначительной пользе лат, двор€нство расставалось с этой защитой неохотно. ƒо XVIII века они играли романтическую роль неотъемлемого внешнего признака двор€нского достоинства. ¬ то врем€ как хауберт просуществовал в течение более п€ти столетий, пластинчатый доспех сохран€л свой характерный облик на прот€жении жизни одного, от силы двух поколений. Ќо в военных кругах сохран€лось убеждение, будто эти доспехи были всегда об€зательным элементом рыцарского снар€жени€. ’от€ пластинчатые латы уже давно больше не существовали, еще в XVIII веке двор€не и высшее офицерство продолжали изображатьс€ на парадных портретах не иначе как в кирасе и шлеме с забралом, подчеркива€ этим как бы древность своего происхождени€.


–ис. 38. ѕолудоспех кардинала јндреаса јвстрийского (1558Ч1600), сына эрцгерцога ‘ердинанда “ирольского и ‘илиппины ¬ельзер. ¬ороненый, с процарапанными полосами; бургиньот с опускным забралом; нагрудник типа "гусина€ грудь"; широкие громоздкие полные набедренники. √ермани€, ок. 1590 г.

¬ кругу воинов-профессионалов редко какое оружие так сильно переоценивалось со дн€ своего по€влени€, как пластинчатые латы. ¬озникшие в период, когда начало развиватьс€ огнестрельное оружие, они определенным образом были заранее обречены. ѕластинчатый доспех был маленьким эпизодом в продолжавшемс€ издревле споре "меча и щита" о преобладании активного или пассивного в средствах ведени€ войны. Ќо истори€ доказала, что необходимость в доспехе отпала в тот [126] момент, когда огнестрельное оружие достигло определенной эффективности. ƒолго еще в рыцарских кругах закрывали глаза на этот факт. ¬ традици€х старого героизма живуче было представление о доспехе как о чем-то совершенно незаменимом и необходимом. ¬нешний вид и мужественность этого защитного вооружени€ способствовали тому, чтобы оно считалось неразрывно св€занным с военным сословием. ƒл€ нынешних романтиков эти доспехи €вл€ютс€ предметом необъ€снимых мечтаний, дл€ мыслителей они представл€ют культурно-исторический предмет изучени€, а дл€ ценител€ искусств многообразие их прекрасных форм составл€ет предмет восхищени€ и страстного поклонени€.

¬ своих мелких детал€х, особенно в формах соединений пластинчатые латы сильно различаютс€. “ак, италь€нские, особенно миланские, латы совсем не похожи на немецкие. Ќаблюдение также показывает, что почти каждый из немецких доспехов в формах соединений отличаетс€ своим неповторимым своеобразием. „тобы построить их классификацию и запечатлеть в пам€ти эти многочисленные варианты, необходимо изучить возможно большее количество экземпл€ров. Ётому изучению может помочь предлагаема€ книга путем сравнени€ собранных автором изображений. „ем меньше материалов имеетс€ в нашем распор€жении дл€ изучени€ форм лат, тем ценнее должен быть дл€ нас каждый новый предмет.


–ис. 39. ѕикинер английской армии. »з бывшего собрани€ Ћ. ћейрика в √удрич- орте, XVII в.

ƒл€ изучени€ восточного доспеха чрезвычайно мало материала имеетс€ в распор€жении исследовател€. ѕодлинные остатки относ€тс€ лишь к позднему средневековью, параллельные изобразительные источники мы имеем только у арабов и турок. “олько эмансипированные в некотором отношении сарацины и мавры средневековь€ отваживались изготовл€ть фигуры животных, в редких случа€х изображени€ людей, да и то в фантастическом обличии. ѕомогает нам только одно обсто€тельство Ч ¬осток с необычайным упорством оставалс€ веками неизменно консервативным в отношении бытовавших форм. Ѕлагодар€ этому во многих случа€х возможно по более новым формам реконструировать старые. [127]

¬ арабо-персидских странах столети€ми всеобщей воинской одеждой оставалс€ кафтан, перехваченный на талии металлическим по€сом. √рудь, спина и плечи, реже предплечь€, имели металлические накладки разной величины, которые были нашиты или наклепаны на кафтан и в большинстве случаев украшены гравировкой или чеканкой (рис. 40). «ащите груди удел€ли особое внимание. Ќакладки на ней всегда были отделаны богаче и даже у самых бедных имели хот€ бы знак тугра (в транскр. с монг. tughra).45) –елигиозное чувство, глубоко проникшее в политическую и гражданскую жизнь, побуждало помещать суры из  орана, призывы, обеты и тому подобное на предметы вооружени€. Ѕлагодар€ этому арабское и куфическое письмо превратилось постепенно в средство украшени€. ѕрименение надписей в качестве декора в течение тыс€чи лет способствовало распространению письма.


–ис. 40. —опоставление европейских и восточных воинов. ћиниатюра из рукописи "Chronica de Gestis Hungarorum", 1330 г. »мператорска€ и королевска€ придворна€ библиотека в ¬ене.

ќдин из древнейших элементов восточного снар€жени€ Ч шлем. ќн по€вилс€ уже с древности в своей типичной форме, заостренный наверху, и сохранилс€ таким с несущественными изменени€ми вплоть до новейшего времени. ќдной из характерных деталей восточного шлема был наносник, который первоначально изготовл€лс€ вместе со шлемом из одного куска, позднее отделилс€ и мог перемещатьс€ вверх и вниз. ѕодвижный наносник был употребл€ем уже в средневековье. »з древности пришла кольчужна€ бармица. ќна ниспадала обычно до плеч и половины груди. ” некоторых [128] азиатских народностей, как, например, у арабов и татар, наносник на шлеме не всегда употребл€лс€. јрабы первые заменили его, правда, достаточно бесполезно, лоскутом из кольчуги, который прикрывал лицо до глаз. «аслуживает внимани€ характерна€ особенность восточной войны, св€занна€ с подвижностью воина, в оснащении его доспехами и оружием, которые не переступали разумных пределов (рис. 41). ¬осточные оружейники никогда не шли по пути, по которому блуждали в ≈вропе и прежде всего в √ермании, т. е. попыток добитьс€ от лат абсолютной защиты при нападении. ѕравда, уже сарацины использовали чешуйчатый панцирь, принадлежавший в принципе к т€желым, но их чешуйки были так тонки и легки, что доспех ни в малейшей мере не стесн€л движени€ и владени€ оружием.


–ис. 41. ¬изантийский солдат. ћиниатюра из византийского кодекса, втора€ пол. IX в. Ќациональна€ библиотека, ѕариж.
–ис. 42. јрабо-тюркский воин. XVI в. ÷арскосельский арсенал.

ƒоспешники стремились сделать доспех, противосто€щий уколу и удару, но тонкий и легкий, гибкий и надежный. ¬ позднее средневековье панцири [129] турок и арабов состо€ли из системы больших и малых пластин, соединенных друг с другом посредством колец, образующих кольчужное плетение шириной в три, самое большее в п€ть колец. »з одного куска состо€ли наплечники. Ќа груди и спине по одному большому диску, образовывавших центры, вокруг которых группировались остальные пластины.46) ” татар и некоторых тюркских племен, как, например, у черкесов, нагрудник и наспинник состо€ли из системы четырехугольных пластин, к которым снизу прикрепл€лс€ кольчужный подол (рис. 42). »ногда также только права€ рука защищалась рукавицей с длинным наручем; лева€ рука была закрыта круглым щитом. Ќоги оставались сначала незащищенными (рис. 43, 44). ѕозднее, в XVI веке, у персов, а затем и у некоторых татарских племен по€вилс€ вид обуви, состо€щий из железных сапог, соединенных кольчужным плетением.47) ќни были так эластичны, что ни в малейшей степени не мешали движению.


–ис. 43. »ндийский воин. ¬ старинном доспехе из  абула. »мператорский ÷арскосельский арсенал.
–ис. 44. –усский воин.  онец XV в. ÷арскосельский арсенал. [130]

јрабы, воевавшие во времена ћухаммеда (570Ч632), в отличие от персов, сражавшихс€ только верхом, имели даже до конца VII века в своих войсках не много всадников. “ак, в битве при Ѕадре в 623 году на лошади сидело по два воина. ѕозднее число всадников чрезвычайно выросло, и кавалери€ стала главной силой арабского воина. “атарские народы изначально были приспособлены к тому, чтобы вести войну верхом. ” персов традиционно сохранилось стремление к службе всадником даже после распада древнеперсидского царства.  итайцы с древнейших времен были не расположены к кавалерии. »х небольша€ кавалери€ состо€ла из наемных татарских племен.


–ис. 45. японский самурай. ѕо рисунку профессора ’уго ЎтрЄл€, ¬ена.

¬ японии в древние времена, оказываетс€, также не существовало кавалерийских отр€дов. —воеобразно защитное вооружение китайцев и €понцев, которое от средневековь€ до нашего времени в основном осталось неизменным. Ћаты состо€т из широкого шлема с назатыльником, который напоминает немецкую железную шл€пу, впереди наклепан крепкий козырек и маска, котора€ представл€ет собой ухмыл€ющуюс€ рожу с клочковатой бородой. ќстальна€ часть лат набрана из пластинок, подобно рыбьей чешуе, которые св€заны с помощью тонко выделанных тесемок и украшены лакировкой или обт€нуты дорогой [131] материей (рис. 45). “олько знать защищала ноги. –€довые воины не имели на ногах лат, и часто ноги были вообще голые. »меютс€ €понские латы, которые датируютс€ началом XVI века.48) ќни служат доказательством того, как мало изменилась их форма до нового времени. ѕервыми несколько дес€тилетий назад отошли китайские латы.49)


--------------------------------------------------------------------------------

ѕримечани€:

25) ћесто находки статуэтки Ч ¬€тска€ губерни€. ѕодробно о ней сообщаетс€ в отчете о  иевском археологическом конгрессе 1873 года (прим. авт.).

26)  ультурно-историческое собрание »мператорского дома в ¬ене (прим. авт.).

27)  увшин датируетс€ VIIЧI’ веками, а не п€тым, как утверждает автор, Ч соответственно, к сокровищам јттилы отношени€ не имеет.  онный воин, изображенный на кувшине, не сармат, а авар или тюрок, пленником предположительно €вл€етс€ персидский воин.  увшин, бесспорно, восточной работы.  лад был найден у озера Ќадьсцентмиклош (¬енгри€) в 1799 г. (прим. ред.).

28) ѕри внимательном рассмотрении фотографий оригинала можно сделать вывод, что на всаднике надета обычна€ кольчуга (прим. ред.). ‘отографии фотографи€ми, но Ѕехайм, скорей всего, работал с оригиналом (прим. HF).

29) ¬начале эти шахматные фигуры находились в сокровищнице аббатства —ен-ƒени, сейчас в кабинете медалей Ќациональной библиотеки в ѕариже (прим. авт.).

30) ѕо современным реконструкци€м Ч это отстегивающийс€ от брони капюшон, чешуйчатый или кольчужный. Ўлем к нему прив€зывалс€ шнурками, что исключало его потерю в бою (прим. ред.).

31) ј также закрывал шейный вырез, сделанный в доспехе дл€ того, чтобы обеспечить одевание, т. к. шейна€ пройма была узкой (прим. ред.).

32) ќчевидно, этим объ€сн€етс€ выражение "рогатый «игфрид". ”поминание о выложенных рогом латах сохран€етс€, впрочем, еще долго. »мператор ћаксимилиан I снова в своих поисках попыталс€ вернутьс€ к ним (прим. aвm.).

33) J. Mestorf. Die vaterlandischen Altertumer Schleswig-Holsteins O. Montelino Antiquites suedoises. Stockholm. 1873Ч1875 (прим. авт.).

34) ѕереход длилс€ долго не случайно. ƒоспех и оружие передавали от отца к сыну и носили, из-за немалой цены на новое оружие, нередко еще полстолети€, хот€ опыт войны уже диктовал другие формы. “олько знатные и зажиточные люди могли позволить себе посто€нно совершенствовать свое вооружение. ќни служили образцом дл€ подражани€ большинства (прим. ред.).

35) ѕровинциальный архив  обленца (прим. авт.).

36) Ћентнер изнутри подбивалс€ металлическими пластинками, которые пришивали или приклепывали Ч в этом случае заклепки были хорошо видны (рис. 148). ѕозже из него развилась бригантина (прим. ред.).

37) ƒаже после изобретени€ волочени€ проволоки кольчужную рубаху еще долго делали не из волоченой проволоки, как все предполагали, Ёто было бы против всех правил ремесла. “олько к концу XVI столети€ по€вились легкие кольчужные рубахи из волоченой проволоки, но кольца в них не клепали, а только сгибали и закал€ли (прим. авт.).

38) –усское наименование такого доспеха Ч байдана (прим. ред.).

39) јвтор имеет в виду, что кольца €церины своей склепаной утолщенной стороной создавали сплошное покрытие, издалека напоминающее чешую (прим. ред.).

40) Ёто неверное утверждение (прим. ред.).

41) Ёто хорошо видно, если внимательно изучить в хронологическом пор€дке арсенальные книги ћаксимилиана I (прим. авт.).

42) ѕо всей веро€тности, имеетс€ в виду доспех дл€ "старинного немецкого пешего бо€". —м. гл. "“урниры" (прим. ред.).

43) –ейтары Ч это новый вид наемной кавалерии, ставшей альтернативой т€желовооруженной рыцарской коннице. –ейтары очень быстро оценили преимущество огнестрельного оружи€ и выработали своеобразную тактику огневого кавалерийского бо€, что и вызвало постепенное отмирание традиционного рыцарского доспеха. ќружие рейтара: шпага и обычно три-четыре пистолета (прим. ред.).

44) ¬ XVI веке традиционного рыцарского бо€ уже не существовало. –ыцари и т€желовооруженные всадники объедин€лись в эскадроны, своеобразные тактические единицы. ¬ √ермании их называли кирасирами, во ‘ранции жандармами, главное наступательное оружие их Ч рыцарское копье (прим. ред.).

45) ћонограмма владельца или его родовой знак, иногда содержаща€ надпись (прим. ред.).

46) –усское название такого панцир€ Ч зерцало (прим. ред.).

47) –усское название такого типа поножей Ч бутурлыки (прим. ред.).

48) ¬ ћилане, ћадриде, в замке јмбрас в “ироле и др. (npим. авт.).

49) «нани€ европейцев в конце XIX века о восточном оружии были еще недостаточно систематизированы и обобщены. Ќапример, совершенно ошибочно считалось, что в средние века армии японии и  ита€ состо€ли из пеших воинов и их вооружение совершенно не мен€лось в этот период (прим. ред.).



Ќазвание статьи:   {title}
 атегори€ темы:    ќружие –ыцарство
јвтор (ы) статьи:  
»сточник статьи:    Ёнциклопеди€ оружи€
ƒата написани€ статьи:   {date}


 лючевые слова: ќружие –ыцарство
”важаемый посетитель, ¬ы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. ƒл€ полноценного пользовани€ мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это проста€ формальность, очень ¬ј∆Ќќ зарегистрироватьс€ членам военно-исторических клубов дл€ получени€ последних известей от ћеждународной военно-исторической ассоциации!




 омментарии (0)   Ќапечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
ѕр€ма€ ссылка на публикацию

¬ј∆Ќќ: ѕри перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт об€зательна !

ƒобавление комментари€
¬аше »м€:   *
¬аш E-Mail:   *


¬ведите два слова, показанных на изображении: *
ƒл€ сохранени€
комментари€ нажмите
на кнопку "ќтправить"


ќсновные темы сайта:

јртиллери€ Ѕелое движение ¬елика€ ќтечественна€ война ¬оенна€ медицина ¬оенно-историческа€ реконструкци€ ¬ольфганг јкунов ƒекабристы ƒревн€€ –усь »стори€ полков  авалери€  азачество  рымска€ война Ќаполеоновские войны Ќиколаевска€ академи€ √енерального штаба ќружие ќтечественна€ война 1812 г. ќфицерский корпус ѕокорение  авказа –оссийска€ √осударственность –оссийска€ импери€ –оссийский »мператорский флот –осси€ сегодн€ –усска€ √варди€ –усска€ »мператорска€ арми€ –усско-ѕрусско-‘ранцузска€ война 1806-07 гг. –усско-“урецка€ война 1806-1812 гг. –усско-“урецка€ война 1828-29 гг. –усско-“урецка€ война 1877-78 гг. ‘ортификаци€ ‘ранцузска€ арми€
»здательство "–ейтар", литература на историческую тематику. ѕоследние новинки... Ќовые поступлени€, новые номера журналов...









ѕ≈„ј“ј“№ ѕќ«¬ќЋ≈Ќќ

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ “ипографiи, представлены были въ ÷ензурный  омитет: одинъ экземпл€ръ сей книги дл€ ÷ензурного  омитета, другой дл€ ƒепартамента ћинистерства Ќародного ѕросвъщени€, два дл€ »мператорской публичной Ѕиблiотеки, и один дл€ »мператорской јкадемiи Ќаукъ.

—.Ѕ.ѕ. јпрел€ 5 дн€, 1817 года

÷ензоръ, —тат. —ов. и  авалеръ

»в. “имковскiй



ѕоиск по материалам сайта ...

—айт ћеждународного благотворительного фонда имени генерала ј.ѕ.  утепова

 нига ѕам€ти ”краины






–”∆№≈. –оссийский оружейный журнал Ќекоммерческа€ организаци€ Ђ‘онд содействи€ примирению народов, участвовавших в военных конфликтахї ќбщественный совет по содействию √осударственной комиссии по подготовке к празднованию 200-лети€ победы –оссии в ќтечественной войне 1812 года ћузей-заповедник Ѕородинское поле Ч мемориал двух ќтечественных войн, старейший в мире музей из созданных на пол€х сражений...
2 –њ–Њ—Б–µ—В–Є—В–µ–ї—П –љ–∞ —Б–∞–є—В–µ. –Ш–Ј –љ–Є—Е:
–У–Њ—Б—В–Є2