Петр I, Император

?Петр I Алексеевич Великий, 1-й Император Всероссийский

Медаль на рождение Петра Великого. Вернье. Конец XVII в. Бумага, гравюра резцом, 17,8х9,5 см. ГИМ

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ, 1-й Император Всероссийский, сын царя Алексея Михайловича, от брака его с Натальей Кирилловной Нарышкиной, родился 30 мая 1672 г., — в тот период, когда сквозь сложившиеся вековые устои русской жизни начинало пробиваться влияние культурное Запада; представителем последнего при дворе "тишайшего" царя был боярин Артамон Сергеевич Матвеев, в семье которого росла царица Наталья. Она-то и принесла с собой во дворец симпатии к чужестранцам и иноземные вкусы. Под её влиянием, для руководства играми царевича Алексей Михайлович допустил к Петру иностранца Менезиуса, одного из иноземных командиров солдатских полков.

Петр еще не исполнилось и 4 лет, когда умер его отец и на престол вступил старший брат его Феодор Алексеевич (см.). Он умер 27 апреля 1682 г., не оставив потомства и не указав своего наследника, и на престол был избран, помимо больного и неспособного 15-летнего Иоанна, здоровый и крепкий Петр. Вслед за избранием Петра наступил период борьбы 2 придворных партий — Милославских и Нарышкиных, и на политическую сцену выдвинулась властолюбивая, умная, и энергичная царевна Софья. Ей удалось восстановить стрельцов против её политических соперников, и после кровавой расправы с частью их (в мае 1682 г.) она добилась от Боярской думы и высшего духовенства постановления, чтобы вместе с Петр царствовал и его слабоумный брат Иоанн, сама же она был провозглашена правительницей.

Портрет царицы Наталии Кирилловны. Неизвестный художник. Первая половина XVIII века. Холст, масло, 84х69 см. ГИМ.

События эти отразились на психике Петра, и у него остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица.

Ближайшим следствием перехода правления в руки царевны Софьи было удаление из Кремля царицы-вдовы в с. Преображенское, где вокруг опального царя и его матери сгруппировалась довольно значительная партия людей, преданных её интересам. Здесь, почти никем не руководимый, Петр стал развлекать себя играми, которые естественно отразили в себе то, о чем говорили вокруг него взрослые, — подготовку борьбы с правительницей Софьей и стрельцами. Уже с первых чисел января 1683 г. для Петра начинают изготовлять пушки, шпаги, копья, барабаны, знамена; все эти предметы получают название "потешных", которое затем переходит и на участников военных игр Петра.

В последующие годы дело с "потешными" разрастается, и занятия с ними постепенно приобретают все более учебный характер.

В 1684 г. в с. Преображенском на р. Яузе иноземцем Зомером строится "потешный" городок — крепостца, названный Пресбургом, служивший как бы сборным пунктом потешных. В 1686 г. под наблюдением Петра, в ожидании Крымского похода, была произведена пристрелка 7 т. ружей.

В 1688 г. число потешных увеличивается назначением от Бутырского полка солдат и достигает уже 230 ч.

В том же году Петр начинает заниматься математикой и фортификацией у голландца Тиммермана, а у голландца Бранта — морским делом.

Неудачный Крымский поход произвел на Петр крайне тяжелое впечатление и возбудил в нем желание серьезно изучить военное дело. Наставником его в этом является ген. Патрик Гордон (см.), сближению с которым способствовали события, приведшие к падению царевны Софьи. Последняя, обеспокоенная явным недовольством Петра за последее время, решается на новое выступление против него. Узнав об угрожающих ему приготовлениях сестры, Петр в августе 1689 г. скрывается в Троицко-Сергиевскую лавру, куда вызывает своих "потешных", стрелецкий Сухарева полк и выборные солдатские полки, с Гордоном во главе.

Прибытие иноземцев к Петр показало Софье, что борьба ею проиграна; она переехала на житье в Новодевичий монастырь, и цари стали править без её опеки. Однако Петр мало еще занимается в это время государственными делами, предоставляя ведение их своей матери, а сам отдается охватившему его увлечению морским делом.

Еще в мае 1688 г. он случайно нашел в с. Измайлове, в вещах своего деда Никиты Ивановича Романова, английский бот и пожелал, чтобы ему показали ход этого бота на воде. Нашли голландца Карштен-Бранта, который спустил бот на р. Яузу, но т. к. последняя оказалась слишком узкою для его маневрирования, то судно перевезли на Просяной пруд (в с. Измайлове), а оттуда на Переяславское озеро, где Брант построил для Петр еще 2 фрегата и 3 яхты. Для этой флотилии Переяславское озеро было уже тесно, Кубенское — мелко, и "того ради Петр положил свое намерение прямо видеть море". Новые затеи сына привели в ужас царицу Наталью, и она решила его женить, чтобы этим удержать его при себе.

27 января 1689 г. состоялось бракосочетание Петр с дочерью окольничего Федора Абрамовича Лопухина, Евдокией Федоровной. Но средство это не помогло, и, едва начали вскрываться реки, Петр поскакал в Переяславль, а оттуда на Плещеево озеро. В то же время Петр не оставляет и занятий с потешными. К ним привлекаются оба выборных московских полка — Бутырский (Гордона) и 1-й выборный (Лефорта), получивший вскоре наименование Лефортовского.

В 1692 г. из "потешных" формируется по иноземному образцу новый выборный (3-й) солдатский полк (Автомона Головина), который делится, в свою очередь, на 2 полка — Преображенский и Семеновский, каждый в составе не более 400 ч., разделениях на 4-6 рот.

Занятия ведутся уже систематически, и венцом их являются маневры, на которых войска обучались обороне и штурму укреплений, действиям в массах огнем и холод. оружием и решению тех или иных тактических задач.

Среди последних выделяются грандиозные маневры, известные под названием Кожуховского похода (см.).

Летом 1693 г. Петр отправился, наконец, к давно желанному морю в Архангельск и 6 августа на яхте Св. Петр вышел в море. Кипучая деятельность единственного тогда в России приморского города захватила Царя.

Витсен Николаус. XVIII в. (?) Скамоцци. Бумага, гравюра меццо-тинто, 35,5х26 см. ГИМ

Он с громадным любопытством следил за маневрированием английских и голландских судов, знакомился с иностранными моряками и, решив снарядить для отправки за границу 2 русских торговых корабля, собственными руками заложил один и поручил амстердамскому бургомистру Витсену купить для него 44-пуш. фрегат.

25 января 1694 г. скончалась царица Наталья Кирилловна.

Петр самому приходится теперь заниматься всеми государственными делами, но они не могут удержать его от новой поездки летом 1694 г., в Архангельск, откуда он совершает рискованную и долгую поездку с целой флотилией по Белому морю вплоть до выхода в Северный океан.

В 1695 г. Петр начинает войну с Турцией; целью её ставится выход России к Черному морю.

Предметом военных действий избирается Азов.

Первая попытка овладеть им кончается неудачею, но Петр не падает духом, строит галерный флот (см. Азовский флот) и в 1696 г. добивается падения Азова (см. Азовские походы). 29 января 1696 г. скончался Царь Иоанн, и Петр стал единодержавным.

Сознавая, что для удержания Азова и для дальнейшего развития успеха, т.-е. для обладания Черным морем, России придется выдержать тяжелую борьбу, Царь решил выстроить сильный флот и реорганизовать армию.

Первое решение вызвало постройку кораблей при помощи "кумпанств", посылку 50 молодых людей за границу "учиться архитектуры и управления корабельного" и намерение самому отправиться за границу и изучить там военное и морское дело.

Зима 1696-97 гг. прошла в заботах об укреплении Азова и в организации дела постройки флота, а в начале марта 1697 г. Петр выехал за границу инкогнито, в свите Великого посольства (во главе которого стоял Лефорт) под именем Петр Михайлова, урядника Преображенского полка.

Официальная цель посольства состояла "в подтверждении древней дружбы и любви с европейскими монархами и в ослаблении врогов христианства", т.-е. в заключении союза против турок.

Уже в Риге, принадлежавшей тогда шведам, Петр стремится, но неудачно, ознакомиться с крепостным делом; проездом через Курляндию он успевает узнать польско-литовские войска и дает о них неблагоприятный отзыв; в Кенигсберге он изучает артиллерийское дело; в Голландии — с топором в руках, практически изучает кораблестроение, но, не удовлетворенный этим, едет в Англию и там, через 4 мес., "оную науку окончил".

В июне 1698 г. Петр прибыл в Вену, где лично познакомился с имперскими полками.

Из Вены Петр хотел ехать в Венецию, славившуюся своим галерным флотом, но известия о новом бунте стрельцов заставили его спешно выехать в Москву.

Петр I с Минервой (Славой). Амигони (Амикони), Якопо. Между 1732-1734 гг. Эрмитаж

Петр I с Минервой (с аллегорической фигурой Славы).

Амигони (Амикони), Якопо. Между 1732-1734 гг. Эрмитаж

По дороге, в м. Раве, произошло свидание Петр с польским королем Августом, на котором созрела новая политическая комбинация: Польша, вернее Саксония, Дания и Россия образовали коалицию для борьбы с Швецией. Потерпев неудачу в деле создания союза против турок и видя, что, в случае продолжения борьбы с Турцией, Россия будет принуждена вести эту борьбу один на один, Петр соглашается в принципе на сделанное ему предложение начать войну со Швецией. Взамен завоевания Черного моря выдвинулась задача, новая по операционному направлению, но не изменившаяся по сути: открытие доступа к Балтийскому морю.

25 августа 1698 г. Петр прибыл в Москву и, недовольный розыском Шеина по делу о стрелецком бунте, начал новое следствие и закончил его массовыми казнями стрельцов и пострижением царевны Софии в монахини. Потушив стрелецкий мятеж, Петр принялся за военные реформы, неотложность которых диктовалась предстоявшей войною с Швецией. Они начались уничтожением стрелецкого войска.

Летом 1699 г. последовало распоряжение всех московских стрельцов распустить по городам, записав их в посадские; городовые стрельцы были оставлены в виде гарнизонных войск. 24 т. солдат Белгородского разряда, как мало надежные в военном отношении, был обращены в крестьянское состояние. Но. т. к. политическому момент не соответствовал подобному ослаблению вооруженных сил России, то 8 ноября 1699 г. последовал указ о 1-м наборе у нас рекрут. Для заведования сбором их из центральных областей была образована особая комиссия в с. Преображенском, а заведованние набором в низовых городах, т.-е. по Волге, был поручено кн. Ан. Ив. Репнину (см.). Когда рекруты стали прибывать в с. Преображенское, Царь сам их осматривал, определял годность к воен. службе и распределял по полкам.

Всего был принято около 32 т. ч. Из них был сформировано 30 пехотных и 2 драгунских полков.

Полки был сведены в 3 дивизии или генеральства (Головина, Вейде и Репнина).

Обмундирование и снаряжение были немецкого образца.

Вооружение, однообразное для всех, состояло из ружей или мушкетов со штыками.

Командирами полков, за исключением одного, был назначены иноземцы из числа командовавших полками солдатского строя. Офицеры назначались также преимущественно из иностранцев.

Обучение велось по артикулу (Уставу), составленному Вейде (см.) в 1698 г. Основным и единственным строем пехоты был развернутый — в 6 шеренг, а для драгун — в 3 шеренги.

В том же 1699 г. Петр лишился своих двух наиболее деятельных и влиятельных сотрудников и руководителей — Гордона и Лефорта. Взамен их он начинает постепенно выдвигать русских людей, среди которых особенное место заняли А. Д. Меншиков и Борис Петрович Шереметев (см.).

11 ноября 1699 г. в с. Преображенском между Петр и Августом II был заключен тайный договор о наступательном союзе на следующих основаниях:

1) цель участия России в войне со Швецией обусловливалась занятием нами тех 3 провинций на Балтийском море, которыми владели предки Государя;

2) русские выбирали главным театром войны Ижорию и Карелию, а Август д. был обеспечить их со стороны Эстляндии и Лифляндии;

3) Россия обязана была начать военные действия только после заключения мира с Турцией.

18 августа 1700 г. Царь узнал о заключении мира с Турцией, а 19 авг. официально объявил войну Швеции "за многие свейские неправды".

22 августа Петр выступил с войсками из Москвы к Нарве, при чем полки Преображенский и Семеновский в этот день были объявлены Лейб-Гвардией.

Так началась Великая Северная война (см.), длившаяся 21 г. и закончившаяся миром, в Ништадте в 1721 г.

Нарвская операция (см. Нарва), закончившаяся полным разгромом русской армии 19 ноября 1700 г., показала Петру, с кем он имеет дело и что представляют собою его молодые регулярные войска, но Петр и на этот раз не опустил руки и уже 5 декабря того же года писал боярину Борису Петровичу Шереметеву: "Пенеже не леть (можно, позволено) есть при несчастии всего лишатися, того ради вам повелеваем при взятом и начатом деле быть, то есть над конницею Новгородскою и Черкасскою, с которыми, как мы и прежде наказывали ближних мест беречь, для последующаго времени, и итить в даль, для лучшаго вреда неприятелю. Да и отговариваться нечем: понеже людей довольно, также реки и болота замерзли; неприятелю невозможно захватить. О чем паки пишу: не чини отговорки ничем". И в конце декабря Шереметев начинает свои набеги, положившие начало успехам русского оружия.

Приучая свои войска к мысли о возможности бить шведов, Петр не упускает случая нанести им поражение, но всячески уклоняется от встречи в генеральном сражении с Карлом XII и умело выводит в 1706 г. свою армию из Гродны без боя.

Генеральный бой, по мнению Царя, "зело суть опасен, ибо в один час может дело опровержено быть". И лишь в 1709 г. Петр вызывает Карла XII на генеральное сражение и выигрывает его.

Сознавая всю важность этого момента, Петр искусно подготовляет поле сражения, обращается к войскам перед боем с приказом, в котором напоминает о забвении себя каждым воином во славу и благоденствие России, а в критический момент боя сам становится во главе батальона Новгородского пехотного полка и ведет его в атаку, во время которой пули пробивают его шляпу, чепрак седла и ударяют в нагрудный крест.

Обширный боевой опыт первых 6 л. войны закончил военную подготовку самого Царя.

До 1706 г. армия довольствуется уставом Вейде 1698 г. и несколько исправленном и дополненным уставом Автомона Головина 1702 г., но уже с 1706 г. появляются личные инструкции Петр, выражающие понимание им сущности военного дела и вполне свободные от всякого подражания и заимствования. За это же время выясняются вполне для Петр и основные требования высшего военного управления. Еще Азовские походы показали Петру необходимость объединения высшего командования в одних руках.

Сознавая это, под Нарвой в 1700 г. Петр назначает главнокомандующим герцога де-Кроа (см.), а в период Гродненской Операции - Огильви (см.), но ставит последнего под контроль сначала Меншикова, а потом Репнина, и, наконец, берет на себя лично роль полководца.

Семейные отношения Петра.

Первая супруга Петр, царица Евдокия Феодоровна, не была способна сочувствовать широкой преобразовательной деятельности Царя, и он тотчас же после брака начал отдаляться от нее. Знакомство Петра с дочерью золотых дел мастера, бочара и виноторговца Монса окончательно вредит супружеским отношениям Петра к царице Евдокии, которую побуждают постричься в монахини.

От брака с Евдокией у Петр был сын Алексей, родившийся в 1710 г. До 9 л. Царевич жил при матери и воспитывался в несочувствии к отцу. После пострижения Евдокии он остался на попечении сестер отца в старозаветной обстановке московских дворцов. В этой атмосфере, полузабытый отцом, находившимся все время в разъездах и делах государственного строительства, он впитал в себя дореформенные взгляды и вкусы. С годами Петр начинает чаще привлекать сына к своему делу, но с первых, же шагов убеждается, что сын хотя и умен, но к делу неспособен, вял по натуре и враждебен ему по взглядам. Перед Петром становится грозный призрак возможности возвращения России, после его смерти, в старое русло.

В 1711 г. Петр женил сына на принцессе Вольфенбюттельской Софии-Шарлотте, надеясь этим путем переделать сына, изменив условия его жизни и открыв доступ влиянию на него культурной женщины. Но и эта надежда Петра не оправдалась. В то же время (1712 г.) он и сам вступает в новый брак с дочерью простого лифляндца, Самуила Скавронского, взятою в плен русскими в Мариенбурге и принявшею православие с именем Екатерины Алексеевны.

 

СВАДЬБА ПЕТРА I И ЕКАТЕРИНЫ I. 1712.

СВАДЬБА ПЕТРА I И ЕКАТЕРИНЫ I. 1712.

Гравер: ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ 1682/1683, Москва – 1751, Москва.
Офорт, резец. 528х658; 497х564 мм.
Под изображением: Иzображенїе Брака его Царскаго Величества Петра Перваго Самодержца Всеросїискаго, Iпрочая, Iпрочая, Iпроча?, которой о?правленъ всанктъпитербурхе февраля дн? 1712 г.
Ниже - список основных участников церемонии
Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924. Инв. ГР-6352
Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб, 1686, №567; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 1, стб. 362, №27; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 1, стб. 914, №387
Гравюра была изготовлена заранее, до события. Об этом говорит отсутствие точной даты на листе - место для числа оставлено свободным, его должны были вписать при поднесении эстампа во время торжества. Инициатором создания гравюры выступил А.Д. Меншиков, назначенный Петром I главным распорядителем свадьбы (маршалом). Пир подробно описан в "Юрнале Петра I": "Пополудни в 6-м часу встали танцовали до 11 часу; а в 11 пущали ракеты, и бросали бомбы и план был зажжен, на котором были выкладены фитлями литеры латинския "Виват" также и светочи были многие зажжены...".
В гравюре множество исторических неточностей: известно, что празднование проходило в петровском Зимнем дворце. Однако, не известно интерьер какого дворца изображен Зубовым: Меншикова или Зимнего: оба построенны одновременно и по одинаковым проектам. Вполне вероятно, Меншиков надеясь, что свадебный пир, как и многие другие официальные торжества того времени, состоится в его резиденции, повелел изобразить богатое убранство своих покоев. Кроме того, Зубов разместил в одном зале более сотни гостей. В действительности, как описано в "Юрнале Петра I" пирующие разместились в нескольких небольших помещениях на первом втором этажах.

 

Скорее сердцем, чем умом, понимая Петр, откликаясь на все, что интересовало мужа, с замечательной энергией перенося все, что переносил сам Царь, и создав Петру семейный очаг, Екатерина приобрела сильное влияние на него, и этому-то влиянию приписывают решительный поворот в отношениях Петра к Царевичу Алексею. Поворот этот состоял в том, что после смерти Софии-Шарлоты Петр потребовал от сына или исправиться, или отказаться от наследования престола. Царевич сделал последнее. Но, понимая, что этот отказ может оказаться недействительным после его смерти, Петр предъявил сыну новое требование: или постричься в монахи, или приняться за дело. Алексей ответил согласием идти в монахи.

Дав Царевичу полгода года на размышление, Петр уехал за границу. Через полгода, в 1716 г., Петр из Дании потребовал ответа и звал Алексея к себе, если он раздумал сделаться монахом.

Под видом поездки к отцу Алексей покинул Россию и бежал в Австрию.

В 1717 г. посланные Петр на розыски Толстой и Румянцев нашли Алексея и убедили его вернуться в Москву.

В 1718 г., в присутствии многих свидетелей, собранных во дворец, Петр простил сына, при условии отречения от престола и указания лиц, по "совету которых Алексей бежал. Началось следствие; из него Петр узнал о непримиримой вражде сына к себе и ко всей своей деятельности, узнал, что окружавшие сына лица резко оппозиционного направления настраивали его действовать против отца и что Алексей готов был на это. Все это дало Петр юридическое и нравственное право взять назад свое прощение и предать Царевича суду, как государственного преступника.

Результатом судебного следствия был смертный приговор, но Алексей не выдержал пыток, которым его подвергли, и 26 июля 1718 г. скончался.

Эта смерть выдвинула вопрос о престолонаследии.

Младшие сыновья Царя от 2-го брака, Петр и Павел, умерли в младенчестве.

Остался внук Петр Алексеевич, дочери Анна и Елисавета и племянницы Екатерина и Анна Иоанновны.

При этом положении вещей Петр в 1722 г. издает новый указ о престолонаследии, который устанавливал право царствующего государя назначать своим наследником кого угодно, и лишать престола назначенное лицо, если оно окажется недостойным. Однако, сам он этим правом воспользоваться не успел.

С 1722 г. хронические недуги Петра приняли серьезный характер.

Осенью 1724 г. с ним сделался сильный припадок (моче)каменной болезни, но, несмотря на это, он отправился осматривать Ладожский канал, потом поехал на Олонецкие заводы, а оттуда в Старую Руссу.

Возвращаясь в Спб,, он принял личное участие в спасении судна и людей, потерпевших аварию у Лахты, при чем стоял по пояс в воде, простудился и слег в постель.

27 января 1725 г. он потребовал бумаги, начал было писать, но перо выпало из его рук; можно было разобрать только слова — "отдайте все...".

На другой день, 28 января его не стало.

Петр явился не только великим преобразователем Русской военной силы и её организатором, но и творцом тех начал в области Русского военного искусства, которые подняли нашу армию до уровня западно-европейских войск. Будучи творцом, а не слепым подражателем, выказывая на каждом шагу свою самостоятельность и глубокое понимание сущности военных явлений, Петр занимает место в крайне ограниченном числе Великиких полководцев, т.-е. тех отмеченных гением людей, "которые умели все делать, могли все делать и хотели все делать".

Энергичный по натуре, богато одаренный умом и волей, увлекавшийся с детства военным делом и основательно его изучивший, Петр был в душе сторонником решительных действий. Но испытанная им в начале полководческой деятельности неудача под Нарвой заставила Петра выдвинуть на 1-й план принцип осторожности, по крайней мере, в период, наиболее тяжелый, до Полтавского боя.

В дальнейшем, по мере роста военного могущества России, осторожность Петр все более сменяется смелостью и в конце достигает гармонически согласованного с обстановкой сочетания решительности с осторожностью — отличительная черта действий всех великих мастеров военного дела.

Необыкновенное развитие творческой стороны ума и, как прямое последствие этого, всесторонность; редкая проницательность в разгадывании обстановки и способность быстрого принятия вполне отвечающих обстановке решений; вера в самого себя и умение не теряться от всякого рода неожиданностей, глубокое понимание основных законов военного искусства и находчивость в изобретении средств для проведения их жизнь; способность к продолжительному настойчивому стремлению в достижении раз поставленной цели; наконец, верная оценка боя, как средства решительного, необходимого, но в то же время как средства крайнего, "зело опасного", а потому требующего всесторонней подготовки и личного мужества, вот наиболее характерные черты полководческого искусства Петр Великого.

Великан ростом (1 аршин 14 верш.), с проницательным, иногда диким взглядом, Петр был вместе с тем политиком, умевшим обворожить при желании нужного человека. В продолжение своего царствования он исколесил Россию из конца в конец, от Архангельска и Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента. Многолетнее движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене места и впечатлений.

Он вечно и во всем спешил, торопливость стала его привычкой.

Печальные обстоятельства детства и юности, выбившие Петра из старых чопорных теремов Москвы, сделали его заклятым врагом всякого церемониала. Будничную свою жизнь он обставил крайне просто. Его часто видели в стоптанных башмаках и чулках, заштопанных собственной женой или дочерьми. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля Фридриха-Вильгельма I мог поспорить в простоте с Спб-м.

Обыкновенные расходы двора, поглощавшие прежде сотни тысяч рублей, при Петре не превышали 60.000 р. в г.

Ту же простоту и непринуждённость вносил Петр в свои отношения к людям.

Привыкнув поступать во всем прямо и просто, он и от других прежде всего требовал дела, прямоты и откровенности и терпеть не мог уверток. Прожив свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, Петр развил в себе большую восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Во всяком деле он был больше делец, мастер, чем мыслитель. Такой склад ума Петр отразился и на политическом и нравственном характере его дел.

Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства.

Реформы Петр по своему существу и результатам не были переворотом; но на русское общество они произвели потрясающее впечатление после осторожной и медлительной политики Московского правительства.

Современникам Петра казалось, что он перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне. И Екатерина II верно определила его значение, сказав однажды: "За что в России ни возмись, все свое начало в Петр имеет".

Имя Петр носят (носили) в России: города Петрозаводск и Петровск, порт и крепость у Ревеля, форт в Кронштадте, 9-й пехотный Староингерманландский полк, 2-й и Полтавский кадетские корпуса, генеральный военный госпиталь в Москве, Тульский оружейный завод, арсенал в Спб., горный хребет в Туркестане и залив в Японском море.

Был награжден иностранными орденами

  1. Орден Великодушия (De la Generosite) (Бранденбург, Пруссия) — 18 июня 1697 г.
  2. Орден Белого Орла (Речь Посполитая)2 — 11 декабря 1712 г.
  3. Орден Слона (Дания) — 7 февраля 1713 г.

ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ ПЕТРУ I:

“Без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга”
Н. П. Анциферов

  

На протяжении почти трех столетий яркая самобытная личность Петра Великого, просвещенного монарха, преданного идее новой России, привлекала и продолжает привлекать многих художников. Его запечатлели современники и потомки; в гравюре и живописи, мраморе и бронзе воплощены его деяния и черты характера.

В различных городах России до 1917 г. насчитывалось немало памятных сооружений, посвященных историческим событиям, связанным с именем Петра. Это были бронзовые статуи императора, колонны, обелиски, стелы.

Многие из них сняты и уничтожены на основании позорно известного декрета СНК 1918 г. “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции”.

Петербург пострадал не меньше других городов, достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранились лишь три памятника его основателю, установленных в дореволюционные годы: «Медный всадник» Э. М. Фальконе, конная статуя К. Растрелли у Инженерного замка и небольшой бронзовый бюст работы Н. Ф. Жилле в сквере перед “Домиком Петра” на Петроградской стороне.

Из утраченных памятников четыре были установлены к 200-летию великой Полтавской победы.

В день юбилея 27 июня 1909 г. на Неве, у Восточного павильона Адмиралтейства открыли памятник работы скульптора Л. Бернштама, в котором впервые, и это интересно отметить, отражались, прославлялись чисто человеческие, гуманные качества Петра Великого. Памятник изображал царя, спасающего матросов тонущего иностранного судна в районе Лахты - известный эпизод, имевший место 5 ноября 1724 г. Спасая их, царь находился несколько часов по пояс в ледяной воде. Последствия были трагическими - Петр простудился и смертельно заболел.

Работа Л. Бернштама восхитила Николая II, и он немедля заказал в дар городу парный памятник для установки перед западным павильоном Адмиралтейства. Через год, 14 июня 1910г., такой памятник появился и изображал он молодого Петра, мастерящего лодку. На постаменте была надпись: “Царь Петр I обучается в городе Саардаме, в Голландии, корабельному делу в 1697 г.”

Каждая бронзовая фигура имела высоту около трех метров. Постаментами для них служили одинаковые гранитные блоки, слегка суживающиеся кверху. Монументы сняты и отправлены в переплавку в январе 1919 г.

В отличие от первого советского правительства, королевство Нидерландов бережно охраняло все годы копию “Царя-плотника” в г. Заандаме, подаренную Николаем II в 1911 г. И вот по случаю 300-летней годовщины Российского флота и 300-летия Великого посольства Петра I в Нидерланды бронзовая копия “Царя-плотника” возвратилась на родину и установлена примерно на том же месте. Надпись на постаменте гласит: “Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу Королевством Нидерландов. Открыт 7 сентября 1996 г. Его Королевским Высочеством принцем Оранским”. На открытии памятника посол Нидерландов барон де Вое ван Стеенвейн сказал: “С руками плотника царь обладал воображением и волей настоящего государственного деятеля. Прорубая “окно в Европу”, Петр хотел процветания своей страны. Нидерланды 300 лет тому назад одними из первых сказали России “да” и сегодня отвечают так же. И возвращенный на родину памятник - живое тому свидетельство”.

Еще одна уменьшенная почти в два раза копия “Царя-плотника” имелась в Петербурге, установленная в 1912 г. в Летнем саду, перед дворцом Петра. Судьба ее неизвестна.

Два других памятника к празднованию юбилея Полтавской виктории являлись копиями известной скульптуры М. М. Антокольского “Петр I, установленной в Петергофе в 1883 г. В годы войны фашисты похитили статую, памятник, который красуется сейчас в Нижнем парке Петродворца, воссоздан по сохранившемуся гипсовому экземпляру и установлен в 1957 г.

Первым увидел свет бронзовый монумент, установленный 29 июня 1909 г. у Сампсониевского собора, сооруженный на средства графов Шереметевых, потомков прославленного фельдмаршала и сподвижника Петра I - Б. П. Шереметева, участника Полтавск?ого сражения. Памятник был установлен перед входом в Сампсониевский собор, сооруженный повелением Петра I, “в воспоминание победы над шведскими войсками под Полтавою летом 1709, июня 27 дня” и отреставрированный к юбилею. Памятник и собор составляли единый мемориальный комплекс. На западной стене храма, над главным входом было изображение императора. Он в рыцарском одеянии и в порфире; подле него на столе лежат корона, скипетр, держава; по сторонам - шлем, кирасы, знамена, барабан, пушка и пирамида ядер. Этого изображения сейчас нет. Но на боковых стенах колокольни сохранились чугунные плиты с текстом известного обращения Петра к своим войскам накануне полтавского боя, приветствия войскам после победы, а также “Слово императора Петра Великого к воинам, павшим на поле Полтавской битвы”.

Антокольский изобразил Петра полководцем и победителем; фигура императора наделена скрытой энергией, внутренней силой и величием. Памятник снят в 1930-е годы.

В настоящее время храм св. Сампсония восстанавливается.

Через год, 13 марта 1910г., в высочайшем присутствии” состоялось освящение памятника Петру I перед казармами Преображенского полка на Кирочной улице, сооруженного на средства преображенцев. Преображенский полк был сформирован по указу Петра, и именно он, как особо отличившийся, открывал полтавскую часть праздничного шествия при торжественном вступлении русских войск в Москву после Полтавской победы в ноябре 1709 г.

На постаменте была надпись: «Державному основателю. Преображенцы». На двух боковых сторонах постамента: «Потом трудов моих создал я вас» и “При Полтавской баталии сражался я с полком моим, лично был в великом огне”. Снят в 1930-е годы.

Указом Петра I в 1712 г. на левом берегу Невы, недалеко от Литейного моста был заложен Литейный двор для снабжения армии и молодого флота артиллерийским вооружением. В 1714 г. здесь поставили Литейный “анбар” - большой бревенчатый дом со шпилем. Рядом появились кузницы, слесарные, токарные, паяльные, лафетные мастерские. С середины 1720-х гг. вся эта совокупность мастерских и “анбаров” стала именоваться Арсеналом.

21 апреля 1914 г. в день 200-летия Арсенала перед главными его воротами был установлен памятник Петру Великому. Трехметровая бронзовая фигура на гранитном постаменте изображала императора стоящим над стволом орудия; в левой руке он держит указ об учреждении Арсенала, а правой как бы показывает - “быть ему здесь”. На постаменте имелась надпись: “Петру Великому, основателю Арсенала. 1712-1912”. Памятник работы молодого скульптора В. В. Лишева (1887-1960), сооруженный на средства рабочих и служащих Арсенала, простоял примерно до середины 30-х годов, а затем был снят и судьба бронзовой фигуры неизвестна.

До 1930-х гг. на Большой Охте, недалеко от моста имени Петра Великого, на Большеохтинском пр. стояли рядом две старинные церкви: Святоду- ховская каменная с пятиярусной колокольней и небольшая с деревянным куполом Покровская. Эта последняя была возведена в середине XVIII в. на средства охтян в благодарность за наделение их в 1746 г. землей по давнему указу Петра, особенно ценившего труд охтинских плотников, участвовавших в создании многих судов. 25 сентября 1911 г. перед Святодуховской церковью был установлен на высокой черной каменной призме, украшенной бронзовыми кистями, бюст Петра I. Создал его скульптор И. Я. Гинцбург по заказу Охтинского общества. Среди зелени и цветов возвышался памятник с золотой надписью на пьедестале: “Петру І-му. Благодарные охтяне”. Снят (предположительно) в 1918-1919 гг.

В Сестрорецке, где в 1900 г. обнаружили источник с лечебной минеральной водой, открыли курорт. Был построен курзал с рестораном и театром, сооружен пляж, и вдоль него для прогулок публики широкая эспланада, в центре которой установили около 1900 г. бронзовую Фигуру Петра I. Он изобра жался в рабочей одежде с топором в правой руке, а в левой с доской, из которой собирается сделать корабельный руль. Двухметровая фигура стояла на пьедестале немного меньшей высоты. По схожести с темой “Царь-плотник” и манере исполнения можно предположить автором Л. Бернштама.

Существовал еще один памятник, созданный Л. Бернштамом. Он изображал Петра I, держащего на руках маленького короля Франции Людовика XV. Эпизод произошел в Версале в мае 1717 г., куда Петр прибыл во время своего второго путешествия по Европе. “Всю Францию на руках несу”, - шутил при этом царь. А своей Екатеринушке писал: “Объявляю вам, что... визитировал меня здешний короли- ще... дитя зело изрядное образом и по возрасту своему довольно разумен, которому семь лет”. Бронзовая фигура, отлитая во Франции, была установлена на гранитной призме 16 июня 1902 г. в Новом Петергофе в сквере у Императорской гранильной фабрики, позднее была перенесена к фонтанному каскаду “Шахматная горка”. Бронзовая петергофская группа символизировала дружественные отношения Франции и России и являлась, по выражению журнала “Нива”, трогательным воспоминанием об одной из теплых и милых страниц истории франко-русских отношений”.

В годы минувшей войны фашисты похитили скульптуру, и судьба ее неизвестна.

Бесследно исчез и памятник Петру в Стрельне. Стрельна - один из ранних садово-парковых ансамблей XVIII в., задуманный Петром I. Здесь в Нижнем парке, на оси средней аркады Большого Стрельнинского дворца, вблизи Финского залива возвышался каменный бюст императора, украшенный лавровым венком. Установлен он был на пирамиде в виде нагроможденных друг на друга булыжников, задрапированных зеленью. Автор работы неизвестен.

К сказанному можно добавить, что монументы Петру I в настоящее время имеются и в других городах России: Архангельске, Выборге, Петрозаводске, Воронеже, Таганроге, Туле, Москве (новый), а также за рубежом - в Полтаве, Брюсселе, Карловых Варах. Хотелось бы прочесть на страницах “Петербургского коллекционера” о состоянии этих памятников в настоящее время

Петр I - император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года. Иконографически сходный гравированный портрет Д.А. Ровинский определяет как „версальский тип" (по местонахождению оригинала) и датирует его около 1700 года. Неизвестный художник конца 17 века (?) Петр I — император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.
Иконографически сходный гравированный портрет Д.А. Ровинский определяет как „версальский тип" (по местонахождению оригинала) и датирует его около 1700 года.
Неизвестный художник конца 17 века (?)
Петр Великий спасает утопающих на Лахте. 1844. Петр Великий спасает утопающих на Лахте. 1844. ШАМШИН Петр Михайлович. Холст, масло. 184x251. Одесский художественный музей, Одесса.
Император Петр I за работой. Холст, масло. ХУДОЯРОВ Василий Павлович. Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра. Император Петр I за работой. Холст, масло. ХУДОЯРОВ Василий Павлович. Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра.
Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло. 113x176 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло. 113x176 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского. 1900. СУРИКОВ Василий Иванович. Картон, акварель, итальянский карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского. 1900. СУРИКОВ Василий Иванович. Картон, акварель, итальянский карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Петр I Петр I ?

Портрет Петра I. Белли, А. Середина 19 в.

Портрет Петра I.  Белли, А. Середина 19 в.
Петр I. 1907. СЕРОВ Валентин Александрович. Картон, темпера. 68.5x88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Петр I. 1907. СЕРОВ Валентин Александрович. Картон, темпера. 68.5x88 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Петр I в Монплезире. 1910-1911. СЕРОВ Валентин Александрович. Не окончено. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера. 62.5x47.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Петр I в Монплезире. 1910-1911. СЕРОВ Валентин Александрович. Не окончено. Бумага на картоне, графитный карандаш, темпера. 62.5x47.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Петр I на псовой охоте. 1902. СЕРОВ Валентин Александрович. Бумага на картоне, темпера. 29x50 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Петр I на псовой охоте. 1902. СЕРОВ Валентин Александрович. Бумага на картоне, темпера. 29x50 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Петр I на смертном ложе. 1725. НИКИТИН Иван Никитич. Холст, масло. 37x54 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Петр I на смертном ложе. 1725. НИКИТИН Иван Никитич. Холст, масло. 37x54 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр I на смертном одре. Петр I на смертном одре. ?
1703 г. Мая 10. "О поднесении ордена Св. Апостола Андрея Государю Петру Первому". ПСЗ, т. IV, " № 1931. 1703 г. Мая 10. "О поднесении ордена Св. Апостола Андрея Государю Петру Первому". ПСЗ, т. IV, " № 1931.  

Памятник Петру Великому открытый 27-го июня 1909 г. в С.Петербурге в память 200 летия Полтавскаго боя.

Памятник Петру Великому открытый 27-го июня 1909 г. в С.Петербурге в память 200 летия Полтавскаго боя.

Почтовая открытка, между 1909 и 1914. 14 х 9 см.

Памятник Петру Великому открытый 27-го июня 1909 г. в С.Петербурге в память 200 летия Полтавскаго боя.

См. также:

- Феодор Алексеевич, Царь;

- Панов, Антип Тимофеевич, нюхонский крестьянин, лоцман.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru