ПЕРВЫЕ КАЗАЧЬИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЙСКА, БЫВШИЕ НА ПОЛОЖЕНИИ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

ПЕРВЫЕ КАЗАЧЬИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЙСКА, БЫВШИЕ НА ПОЛОЖЕНИИ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

Казаки! Когда сегодня мы слышим это слово, то перед нами, прежде всего, возникают образы лихих, смелых воинов. Однако в силу многих исторических условий казаки вынуждены были не только воевать, но и осваивать новые земли, открывать на них различные промыслы, нести местному населению богатую российскую культуру. Причем процесс этот ни в коем случае не был односторонним. И все-таки в те далекие времена, даже обрабатывая землю, казаки не расставались с шашками. К этому приучил их тяжелый опыт жизни в приграничных районах страны, где за каждую оплошность или ошибку расплачивались жизнью или свободой, которую так чтили и за которую боролись казаки.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос о происхождении слова "казак». В разные эпохи его происхождение трактовалось по-разному. Когда-то считалось, что оно пошло от названия одной из многочисленных кавказских народностей - косогов или берет свое начало от одного из скифских племен - казар, или хозар. Некоторые ученые были уверены, что это загадочное сл >во образовано от тюркского "каз», что значит - гусь. Другие считают, что оно произошло от двух монгольских слов: "ко», что означало - броня, латы, защита, и "зах» - межа, граница, рубеж, то есть можно было перевести этот термин как "порубежник», "защитник границы». Существовало и до сих пор существует мнение, что название "казак»» имело корни в татарском языке, ведь именно так в IX веке татары называли бездомных, бессемейных воинов-бродяг, которые шли в авангарде войск и которых не было жаль посылать для выполнения наиболее опасных, рискованных заданий.

Но как бы там ни было, а первое упоминание о русских казаках имеется в летописи за 1444 год, повествующей о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.

В 1502 году Великий князь Московский Иван III в наказе Великой княгине Рязанской Агриппине писал: "...твоим служилым людям... и иным и городовым казакам быть всем па моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодечество, их бы ты... велела казнити...».

В 1538 году в ответ на жалобу ногайцев о своеволии казаков из Москвы последовало такое разъяснение: "..,и вам гораздо ведомо лихих где нет. На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни-казаки; а и наших Украин казаки с ними смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, так и нам тати и разбойники...»

В 1549 году Ивану IV Грозному писал ногайский князь Юсуф: "...казаки его в трех, четырех местах города поделали проходы, с Азова оброк снимают и воду из Дона пить не дают». Царь Иван Васильевич на эти жалобы отвечал: "... наших казаков на Дону нет никого, а живут на Дону из наших государств беглые люди... На Дону живут разбойники, без нашего ведома... мы и прежде посылали истребить их, да люди наши достать их не могут».

В 1552 году в летописи о покорении Казани встречается упоминание о донских казаках как о части русских войск, штурмовавших город.

3 января 1570 года боярин Иван Новосильцев привез на Дон царскую грамоту, пожалованную донским казакам. С этого дня стало официально исчисляться старшинство Донского казачьего войска.

16 февраля 1571 года князь Воротынский разработал "Устав строевой и станичной службе». В этом документе впервые четко было произведено деление казаков на городовых, или полковых, и на сторожевых, или Станичных. Городовыми казаками считались набранные на время войны на военную службу люди, не имевшие земельной собственности. За свою службу они награждались земельными наделами.

Сторожевые, или станичные, казаки постоянно несли сторожевую, пограничную и курьерскую службу, проживая в специальных укрепленных поселениях - станицах.

Многие казачьи войска по тем или иным причинам в разные периоды времени возникали и упразднялись.

См. также:

- ЧУГУЕВСКИЕ КАЗАКИ;

- БУГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

- БАХМУТСКИЕ КАЗАКИ;

- ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

- ДУНАЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

- УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

- АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО;

- СТАВРОПОЛЬСКОЕ КАЛМЫЦКОЕ ВОЙСКО;

- БАШКИРО-МЕЩЕРЯКСКОЕ ВОЙСКО;

- КРЫМСКОЕ ТАТАРСКОЕ ВОЙСКО;

- ГРЕЧЕСКОЕ (АЛБАНСКОЕ) ВОЙСКО;

- СЛОБОДСКИЕ-ЧЕРКАССКИЕ И МАЛОРОССИЙСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ;

- ПАНДУРСКИЕ ЧАСТИ;

- ВРЕМЕННЫЕ КАЗАЧЬИ ЧАСТИ;

- ЛИТОВСКИЕ (ПОЛЬСКИЕ) КОННЫЕ ПОЛКИ;

- НОГАЙСКИЕ ПОЛКИ;

- КАЛМЫЦКИЕ (АСТРАХАНСКИЕ) ПОЛКИ;

- МАЛОРОССИЙСКИЕ КОННЫЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ;

- МОСКОВСКИЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК;

- КАЗАЧЬИ ВОЛОНТЕРНЫЕ ПОЛКИ;

- КАЗАЧЬИ ЧАСТИ ВНУТРЕННЕГО ОПОЛЧЕНИЯ;

- ТУРКМЕНСКИМ КОННЫЙ ДИВИЗИОН;

- КИТАЙСКИЙ ТУЗЕМНЫЙ ОТРЯД;

- КАВКАЗСКИЕ ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ЧАСТИ;

- КАЗАЧЕСТВО.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru