ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВОЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО, орган центрального военного управления, вмещающий в себе общее направление и надзор за деятельностью военной управления на всем пространстве государства. Военное министерство у нас заменило собою военную коллегию.

Министерская организация была введена манифестом 8 сентября 1802 г. учреждением министерства военно-сухопутных сил. Дела по этому министерству подлежали рассмотрению в существовавшей уже военной коллегии, при чем "в образе производства» дел коллегия должны были оставаться на прежних основаниях.

Управление делами коллегии и всеми местами, от нее зависящими, вверялось на правах министра вице-президенту коллегии, генералу Вязьмитинову, с присвоением ему названия министра военно-сухопутных сил, при чем министр занял положение начальника, имеющего власть изменять постановления коллегии по своему усмотрению.

Министерство военно-сухопутных сил 1802 г. не было еще, таким образом, министерством в современном смысле, в нем все еще продолжало действовать начало коллегиальное, хотя и в своеобразном сочетании с началом единоличным.

Организация 1802 г. не определяла в точности ни степени власти и компетенции министерства, ни ею устройства и его отношений к другим учреждениям. Недостатки эти были восполнены "общим учреждением министерств» в 1811 г., а специально в отношении военного ведомства "учреждением военного министерства 1812 г.», составленным "комиссией для составления военной уставов и уложений», во главе которой стоял статс-секретарь Магницкий.

Военные чиновники VII-IX классов. 1875 г. Военные чиновники VII-IX классов. 1875 г.
Знак "В память 100-летия Военного Министерства"
Знак "В память 100-летия Военного Министерства"

Знак "В память 100-летия Военного Министерства".

Серебро, золочение, эмаль, 25,37 гр. Размер 50х40 мм. С.В.Патрикеев и А.Д.Бойнович № 4.12.

Утвержден 29 мая 1910 г.

Согласно этому учреждению, Военное министерство, имевшее во главе военного министра, состояло:

1) из 7 департаментов: артиллерийского; инженерного, инспекторского, аудиторского, провиантского, комиссариатского и медицинского, во главе которых стояли директора;

2) учреждений общих для всего министерства: общей канцелярии военного министерства, как исполнительного органа военного министра, и совета министра, как совещательного при нем учреждения;

3) особых установлений: военно-ученого комитета, военно-топографического депо и особой канцелярии, собственно при министре состоящей.

Кроме этих установлений, при министре состояли: общее по армии дежурство и дежурство по рекрутской части, во главе которых стояли дежурные генералы. В этом виде Военное министерство просуществовало, однако, недолго. Через 3 года оно подверглось коренной реформе.

В указе Сенату от 12 декабря 1815 г. "об управлении военного департамента» относительно цели преобразования говорилось: "Трехлетний опыт благополучно оконченной войны явил ощутительную пользу изданного в 1812 г. учреждения об управлении большой действующей армией. Находя необходимым сохранить тот же порядок и в мирное время по управлению всем вообще военным департаментом, признал Я за полезное дать оному новое устройство, примененное в главных основаниях по упомянутому учреждению». Согласно этому положению, центральное военное управление вверялось Главному штабу Его Императорскому Величества, в состав которого входили: начальник штаба, военного министр, инспектора артиллерии и инженерного корпуса, генерал-квартирмейстер, дежурный генерал, генерал-провиантмейстер, генерал-кригскомиссар, генерал-аудитор, комендант Императорской квартиры, генерал-вагенмейстер, инспектор госпиталей, главный инспектор медицинской части по армии, капитан над вожатыми и армии обер-священник.

Начальник Главного штаба стоял во главе военного управления и был докладчиком Е. В. по делам военного ведомства.

Военный министр подчинялся начальнику Главного штаба.

В основание организации Главного штаба были положено начало разделения частей строевой и хозяйственной.

Первая были вверена начальнику штаба с непосредственным подчинением ему инспекторского департамента, военно-топографического депо, военно-ученого комитета, аудиторского департамента, обер-священника и инспектора госпиталей. Военный же министр имел в своем ведении часть хозяйственную; ему были непосредственно подчинены департаменты: комиссариатский, провиантский и медицинский; департаменты артиллерийский и инженерный подчинялись ему лишь в хозяйственном отношении; при министре, на общем основании, состоял совет министра.

Во главе артиллерийского и инженерного департаментов состояли инспекторы артиллерии и инженерных корпусов, докладывавшие по хозяйственным делам военному министру, а по делам, предусмотренным учреждением о большой действующей армии, начальнику Главного штаба, а по прочим непосредственно Государю.

Впоследствии в составе высшего военного управления был образован штаб военных поселений (1819), преобразованный впоследствии в Главный штаб Е. В. по военным поселениям, и должность Главного директора пажеских и кадетских корпусов (1819); в 1830 г. был образован совет о военно-учебных заведениях, а в 1831 г., с назначением В. К. Михаила Павловича Главным начальником пажеских и кадетских корпусов, был учрежден Главный штаб Его Высочества по управлению военно-учебными заведениями. Упомянутые два учреждения были вполне самостоятельными, и стоявшие во главе их лица имели непосредственный доклад у Государя. В конце концов, высшее военное управление оказалось разделенным между несколькими независимыми учреждениями.

Положение 1815 г. оказалось весьма неудачным. Искусственное соединение организаций военного управления, действовавших в мирное время, с организацией, призванной удовлетворять задачам военного времени, имело результатом внутреннее раздробление управления, мешавшее быстроте и единству действий и вызвавшее увеличение бумажного делопроизводства. Крайне вредным оказалось также разделение частей строевой и хозяйственной, требующих очень часто совокупных соображений. Но неудачнее всего была постановка вопроса об отношениях начальника Главного штаба и военного министра между собою и к высшим государственным установлениям. Недостатки положения 1815 г. имелось в виду устранить новым "образованием министерства», которое и получило Высочайшее утверждение 1 мая 1832 г.

Высшее военное управление были вновь соединено в один состав "военного министерства».

Звание начальника Главного штаба в мирного время были упразднено, а название Главного штаба были сохранено за группою лиц, в состав которой вошли; военного министр, генерал-фельдцейхмейстер, генерал-инспектор по инженерной части, генерал-квартирмейстер, дежурный генерал, командующий Императорскою Главною квартирою и некоторые другие лица, однако, в мирного время Главный штаб не составлял административной инстанции, и только некоторые чины его управляли отдельными частями. Таким образом, военный министр, занимавший около 20 л. второстепенное положение, опять стал во главе военного управления.

Образование Военного министерства в 1832 г. было мерою временною; оно заключало в себе лишь общие основания новой организации; подробности её были детально разработаны при учреждении военного министерства 1836 г. и положениями 1838 г. об управлении генерал-фельдцейхмейстера и генерал-инспектора по инженерной части.

Учреждение Военного министерства 1836 г. состояло из 2 частей: "образования», точно указывавшего состав и предмет занятий каждого отдела министерства, и "наказа», определявшего обязанности, права, отношения и ответственность всех мест и лиц. Особенность этого учреждения, в сравнении с общим учреждением министерств по плану гр. Сперанского, заключалась в учреждении особого коллегиального органа, облеченного самостоятельною властью, — военного совета, и в другой организации общих присутствий департаментов.

Во главе преобразованного министерства стоял министр, — глава военного управления и докладчик по делам этого управления у Государя.

При министре находился товарищ, который, однако, самостоятельного значения не имел, а только облегчал военного министра в его трудах.

Военное министерство состояло:

1) из высших установлений: Главного штаба Е. И. В., Военного совета, ставшего высшим установлением по делам военного законодательства и военного хозяйства; генерал-аудиториата, являвшегося высшим учреждением для ревизии военно-судных дел и для обсуждения касавшихся военно-судной части;

2) 9-ти департаментов: Генерального штаба, инспекторского, артиллерийского, инженерного, комиссариатского, провиантского, военных поселений, медицинского и аудиториатского;

3) из канцелярии министерства, инспектора госпиталей, юрисконсульта и обер-священника армии и флота.

Кроме того, к составу министерства, в виде особых установлений, были причислены военно-походная канцелярия и военно-ученый комитет.

Остались самостоятельными: управление военно-учебными заведениями, комитет 18 августа 1814 г. (потом Александровский комитет о раненых), комитет призрения заслуженных гражданских чинов и управление Императорских военно-конских заведений; они находились с Военным министерством в связи лишь в порядке высшего управления.

Согласно учреждению 1836 г. и положений 1838 г., артиллерийские и инженерные ведомства вверялись совокупному управлению военного министра, с одной стороны, а генерал-фельдцейхмейстеру и генерал-инспектору по инженерной части — с другой.

Хозяйственная часть этих ведомств находилась в ведении военного министра, который на нее действовал через артиллерийские и инженерные департаменты, а генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор имели в своем ведении личный состав и части строевые, учебную и техническую; во главе управления военно-учебных заведений стоял Главный начальник, который имел свой штаб с назначением в 1843 г. на эту должность В. К. Михаила Павловича Главному начальнику военно-учебными заведений присвоены были права военного министра.

В 1848 г. на должность Главного начальника были назначен Наследник Цесаревич Александр Николаевич, по вступлении которого на престол штаб Главного начальника был переименован в Главный штаб Е. И. В. по военно-учебными заведениям. В 1860 г. Главным начальником был назначен В. К. Михаил Николаевич и Главный штаб переименовался в штаб Е. И. Высочества Главного начальника военно-учебными заведениями. За небольшими изменениями в этом виде организация центрального военного управления просуществовала до 1862 г. В историческом порядке развития учреждение Военного министерства в 1836 г., по сравнению с предшествовавшими его организациями, представляло несомненные достоинства. Однако, учреждение 1836 г. обладало и весьма крупным недостатком, заключавшимся в крайней централизации управления, лишавшей начальников инициативы, а высшую власть — возможности фактического контроля над подчиненным управлением. Единственным средством к устранению этого недостатка являлось, по мнению гр. Милютина, стоявшего тогда во главе Военного министерства, введение в управление территориальной системы (системы военно-окружных управлений) и соответственная реорганизация Военного министерства, которая и была осуществлена за период времени до 1866 г.

Главные основания произведенной реформы заключались:

1) в сосредоточении в Военном министерстве общего направления и главного контроля над управлением, и в передаче местного фактического контроля начальникам военной округов;

2) в установление единства в управлении включением в состав министерства установлений, имевших с ним до того лишь общую связь;

3) в сокращении состава министерства упразднением некоторых учреждений, слитием однородных и упрощением делопроизводства;

4) в учреждении при Военном совете Главных комитетов для установления единства в управлении частями, находившимися в заведывании разных ведомств;

5) и упразднении общих присутствий департаментов, сделавшихся излишними после образования военно-окружных советов, и в расширении прав начальников Главных управлений Военного министерства.

После реорганизации министерства в 1867 г. были издан его штат, а 1 января 1869 г. и было утверждено "положение о Военном министерстве».

По этому положению, организация Военного министерства представлялась в следующем виде: во главе Военного министерства стоял военный министр, бывший докладчиком у Государя по делам всего военного управления. В состав министерства входили: высшие учреждения:

1) Военный совет с 5 главными комитетами — по устройству войск, военно-учебный, военно-госпитальный, военно-тюремный и военно-кодификационный, и Главный военный суд, преобразованный из генерал-аудиториата;

2) Императорская главная квартира и военно-походная Е. И. В. канцелярия;

3) канцелярия Военного министерства;

4) Главный штаб;

5) 7 Главных управлений—интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебными заведений, иррегулярных войск (переименованное затем в Главное управление казачьих войск) и военно-судное.

Затем к составу министерства принадлежали: управление генерал-инспектора кавалерии; управление инспектора стрелковых батальонов, переименованное в 1876 г. в управление инспектора строевой части в войсках, и управление Главного священника армии и флота.

Кроме того, к министерству были причислен Александровский комитет о раненых.

В 1881 г. была образована под председательством генерал-адъютанта гр. Коцебу комиссия для обсуждения вопросов об улучшении устройства военного управления, программа которого была составлена по личным указаниям императора Александра III. При обсуждении принципов, которые должны были быть положены в основание организации Военного министерства, на разрешение комиссии был прежде всего поставлен коренной вопрос о целесообразности полного выделения из министерства частей Генерального штаба и инспекторской и образования из них самостоятельного учреждения "Главного штаба Е. И. В.», на подобие штаба, существовавшего в эпоху Александра I. Вопрос этот был в первых же заседаниях комиссии разрешен в отрицательном смысле, и комиссиею были признано необходимым сохранить и впредь коренное основание принятой уже системы центрального военного управления, при которой все отрасли управления войсками, хозяйственною частью и личным составом сосредоточены у военного министра, являющегося единственным докладчиком у монарха.

В виду такого разрешения основного вопроса работы комиссии в результате привели лишь к незначительным изменениям в организации центрального военного управления, сущность которых заключалась в упразднении в 1884 г. комитетов: военно-учебного, военно-тюремного и по образованию войск, в учреждении в 1887 г. при Военном совете комиссии по устройству казарм; в преобразовании в том же году военно-кодификационного комитета в кодификационный отдел при Военном совете и в переименовании в 1888 г. военно-госпитального комитета в Главный военно-санитарный.

Затем, в 1901 г., в целях децентрализации управления были расширены права начальников Главных управлений и военно-окружных советов за счет прав военного министра и Военного совета. В дальнейшей истории организации центрального военного управления необходимо отметить два периода: 1905-08 гг., и 1908-11 гг.

Первый является периодом расчленения центрального военного управления, его разрозненности. В этот период из состава Военного министерства в 1905 г. выделяется в качестве независимого от военного министра учреждения, вновь образованно Главное управление Генерального штаба, при чем начальник его приобретал право личного доклада у Государя, и, кроме того, создавались два новых самостоятельных органа: Совет государственной обороны (1905 г. под председельством В. К. Николая Николаевича) и при нем высшая аттестационная комиссия (1906).

Учреждением Совета государственной обороны имелось в виду объединить деятельность высшего военного и морского управления и согласовать ее с деятельностью других правительственных учреждений по вопросам, относящимся до подготовки государства к обороне; Совет государственной обороны непосредственно подчинялся Государю, и председатель Совета имел личный доклад у монарха; на Высшую аттестационную комиссию была возложена обязанность рассмотрения аттестаций на генеральских чинов армии, выяснение степени их пригодности к службе и представление достойных к зачислению в кандидаты на высшие командные должности; председателем комиссии был председатель Совета государственной обороны. В этот же период были произведено еще несколько менее важных реформ, а именно: созданы новые должности генерал-инспектора пехоты (1905 г.) и помощника военного министра (1906 г.) и вновь образован при Военном совете упраздненный в 1884 г. комитет по образованию войск (1905 г.).

Однако, вред расчленения деятельности высшего военного управления между несколькими самостоятельными органами оказался в последующее время настолько ощутительным, что с 1908 г. в этой области вновь начинает проводиться идея единовластия, которая в решительной форме и осуществляется к концу 1910 г. Этот переход к единовластию выразился в целом ряде мероприятий, клонившихся к объединении всех отраслей военного управления в руках одного военного министра, и завершился в 1909 г. установлением принципа, что военный министр является единственным докладчиком Государю по всем делам военного ведомства (Приказ по военному ведомству 1909 г. № 566).

Сущность упомянутых выше мероприятий заключалась в следующем. В 1908 г. Главное управление Генерального штаба включается в состав Военного министерства, причем начальник Генерального штаба подчиняется военному министру, сохраняя, однако, право личного доклада у Государя; в 1909 г. он лишается и этого права.

В 1908 г. министр назначается председателем Высшей аттестационной комиссии, а в 1909 г. упраздняется Совет государственной обороны; в этом же году включается в состав министерства Александровский комитет о раненых, бывший ранее лишь причисленным к министерству, и в 1910 г. военный министр становится председателем этого комитета. Затем, в 1908—10 гг. реорганизуется высшие управления артиллерийское, инженерное и военно-учебными ведомствами, при чем генерал-инспекторы этих ведомств ставятся в непосредственное подчинение военному министру.

В области высшего артиллерийского управления должность генерал-фельдцейхмейстера обращается в высшее почетное звание в артиллерии; должность товарища генерал-фельдцейхмейстра упраздняется и их обязанности распределяются между генерал-инспектором артиллерии и начальником Главного артиллерийского управления (ГАУ), при чем на генерал-инспектора, как на орган строевой, возлагается лишь наблюдение за боевой подготовкою и за благоустройством артиллерийских частей, а начальник Главного управления несет обязанности, присвоенные прочим начальникам Главным управлений.

На этих же началах было реорганизовано в 1909 г. высшее управление инженерным ведомством, а в 1910 г. — управление военно-учебным ведомством.

Независимо от этих преобразований, имевших целью объединить деятельность центрального военного управления в руках военного министра, в этот же период были проведен целый ряд мероприятий, клонившихся к внутреннему упорядочению управления. Так, в 1909 г. был упразднен Главный крепостной комитет, учрежденный в 1904 г. для обсуждения вопросов, касавшихся устройства, вооружения и снабжения крепостей; в том же году упразднены:

1) комитет по образованию войск;

2) Главный военно-санитарный комитет, при чем все вопросы, связанные с сохранением здоровья армии, были сосредоточены в Главном военно-санитарном управлении, образованном из Главного военно-медицинского управления (1909 г.);

3) должность генерал-инспектора пехоты, с учреждением взамен её должности инспектора строевой части в войсках и

4) Главное управление казачьих войск (1910 г.), заведовавшее до тех пор делами по военному и гражданскому устройству всех казачьих войск, с передачею дел, касающихся казачьих войск, в казачий отдел Главного штаба и в другие управления.

Затем, находившееся в подчинении генерал-инспектора кавалерии управление инспектора ремонтов и запаса было преобразовано в 1909 г. в самостоятельное управление по ремонтированию армии с подчинением начальника этого управления непосредственно военному министру, а в 1910 г. были переформированы: военно-ветеринарный отдел Главного военно-санитарного управления — в самостоятельный орган — ветеринарное управление армии, и кодификационный отдел при Военном совете в кодификационный отдел канцелярии Военного министерства.

В конечном результате всех этих преобразований Военное министерство получило в начале XX века, следующую организацию.

Во главе всего военного управления стоить Военный министр, являющийся единственным докладчиком у Государя по всем делам военного ведомства.

В состав министерства входят:

1) высшие коллегиальные учреждения: Военный Совет, Александрийский комитет о раненых, Главный военный суд; установления действующие постоянно: Высшая аттестационная комиссия и Верховный военно-уголовный суд (образованный в 1906 г.); функционирующие временно;

2) Главные управления Военного министерства: канцелярия Военного министерства, Главного штаба, и Главные управления: Генерального штаба, интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-санитарное, военно-учебными заведениями и военно-судное; кроме того, в состав министерства входило ветеринарное управление армии, управление по ремонтированию армии и Главный комитет по устройству казарм.

Главные управления подразделялись на отдельные части: канцелярии, отделения, делопроизводства и т. д., причем эти последние подразделялись еще на более мелкие части — столы.

Независимо от этих частей в состав большинства управлений входили еще совещательные комитеты для обсуждения технических, ученых и др. вопросов и комитеты хозяйственные.

Во главе каждого управления стоял особый начальник, непосредственно подчиненный военному министру и являющийся его ближайшим помощником и докладчиком по делам вверенного ему управления;

3) генерал-инспекторы; их имелось 4,—генерал-инспектор кавалерии, генерал-инспектор артиллерии, генерал-инспектор по инженерной части и генерал-инспектор военно-учебных заведений; к составу инспекторов принадлежал также инспектор строевой части в войсках.

Генерал-инспектора являлись, главным образом, органами строевыми, инспекторскими и состояли в подчинении Военного министра.

В некоторой связи с Военным министерством стоял протопресвитер военного и морского духовенства. Хотя он и состоял в непосредственном ведении Святейшего Синода, но по делам, имеющим связь с предметами ведения Военного министерства, руководствовался указаниями военного министра.


Скачать:

Столетие военного министерства.

- т. 2, ч. 2: 

- т. 3, отд. 1:   Скачать файл: stolietievoennag31skal.pdf [6.13 Mb] (cкачиваний: 12)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag31skal.pdf
 

- т. 3 , отд. VI (военные министры и главноупраляющие военной частью в России с 1701 по 1910):  Скачать файл: stolietievoennag36skal.pdf [26.31 Mb] (cкачиваний: 14)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag36skal.pdf

- т. 7, ч. 1:  Скачать файл: stolietievoennag712skal.pdf [59.72 Mb] (cкачиваний: 11)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag712skal.pdf
 

- т. 8, ч. 1: (Главное военно-медицинское управление): Скачать файл: stolietievoennag81skal.pdf [32.18 Mb] (cкачиваний: 20)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag81skal.pdf
 

- т. 8, ч. 2: (Исторический очерк развития и деятельности военно-медицинского ведомства в царстовование императора Николая II): Скачать файл: stolietievoennag82skal.pdf [19.33 Mb] (cкачиваний: 4)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag82skal.pdf
 

- 12, кн. 1, ч. 1 (военно-судное управление):  Скачать файл: stolietievoennag1211skal.pdf [26.4 Mb] (cкачиваний: 10)
Посмотреть онлайн файл: stolietievoennag1211skal.pdf
 

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru